Рассказы для детей дедушки иринея. Владимир Одоевский - Городок в табакерке (сборник)

Детство — счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей: «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского, «Как росли мальчишки» Е. Морозова и многие другие произведения.

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души». Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Такой же мучительной становится для него и ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию maman, а потом всех ее детей. Получив вольную, она расценила это как знак немилости, как незаслуженное для нее наказание и порвала документ. Только матушкино заверение, что все будет как раньше, примирило ее с дальнейшей жизнью в семье Иртеньевых. Наталья Савишна верой и правдой служила этой семье и за все эти годы скопила всего 25 рублей ассигнациями, хотя «жила скупо и над всякой тряпкой тряслась», по выражению ее брата. Умерла она через год после кончины maman, ведь твердо была уверена, что «бог ненадолго разлучил её с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила её любви». Потерявший двух дорогих для него людей, Николенька, сразу повзрослевший и посерьёзневший, постоянно думал о том, что провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них.

Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и вести светские беседы. Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду главного героя.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Когда Сережа Ивин, его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.

Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии — в «Отрочестве». Теперь его будут называть Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой стороной.

Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульми-нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий — раз-вязка, «последние грустные воспоминания».

Повесть «Детство», напечатанная в журнале Н. А. Некрасова «Современник», наряду с военными рассказами, сразу же при-несла Толстому известность и признание его таланта. Его замеча-тельный талант в изображении человеческой души, умение уви-деть и выразить словом тончайшие, часто противоречивые про-явления жизни как ребенка, так и взрослого, сказались уже в этих ранних произведениях. Тематика повести — становление личности ребенка под воздействием окружающей среды, отраже-ние его душевных переживаний.

Н.Г. Чернышевский, определяя особенности творчества писа-теля, отметил его умение улавливать «диалектику души». Другая сильная черта, по мнению критика, — это «чистота нравствен-ного чувства». И действительно, эти черты обнаруживаются уже в ранней автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Объективное наблюдение над жизнью соседствует с изображением внутреннего мира художника. В трилогии при-сутствуют персонажи, прототипами которых послужили родствен-ники Толстого, близкие его семье люди, его друзья и учителя. В центре произведения мальчик Николенька Иртеньев, духов-ный мир которого постепенно растет и раскрывается. Характери-стика всех действующих лиц и их поступков ведется от лица маль-чика, он как бы все «пропускает через себя». И что интересно, хотя произведение написано уже зрелым человеком, события и поступки осмыслены с позиции ребенка.

С большой теплотой рассказывается в повести о няне Наталье Савишне. Ей посвящены самые проникновенные строки. Так, горе детей, теряющих свою мать, которое притворно разделяют съе-хавшиеся соседи, искренне и полно, просто и безмолвно разде-ляют крепостные. И чудесный образ Натальи Савишны в полной мере проявляется тогда, когда описывается общее горе. А Карл Иваныч, добрый старик-учитель! Ему приходилось терпеть мно-гое от своих воспитанников, но при этом он не переставал любить этих непослушных детей.

Особое место занимает в повести образ матери. Он явно проти-вопоставлен остальным, в нем — целостность любящего человека и чудесного характера. Материал с сайта

Одно из открытий молодого Толстого таково: каждый человек вмещает в себе от рождения все человеческие возможности — хорошие и дурные. Воспитание, среда, его собственная воля раз-вивают одно и вытесняют, а часто и истребляют другое. В слож-ном противоборстве растет и крепнет характер, и оно никогда не утихнет.

План

  1. Жизнь детей в родительском доме.
  2. Переезд мальчиков в Москву.
  3. Известие о болезни матери.
  4. Смерть и похороны матери.
  5. «Последние грустные воспоминания».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характер николая в повести детство
  • образ натальи савишны по повести толстого детство
  • анализ последних глав повести "детство"
  • план по повести детство кратко
  • горе в рассказе толстого детство

Удивительно умел писать Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» - роман автобиографический.

Причем авторская идея произведения подчеркнуто творческая: следовать не хронологии, а первичным этапам становления личности. Классик не просто вдается в воспоминания, но старается на примере главного героя показать основное в жизни каждого ребенка, подростка, юноши. Примечательно, что он своей книгой обращается именно ко всем родителям - не упустить эти принципиальные моменты в воспитании их детей. И это писателю удается.

Книга воспоминаний о детских и юношеских впечатлениях

Структурно книгу составляют три повести, наименование которых упоминается в названии романа. Действие произведения охватывает шесть лет взросления главного героя Николеньки Иртеньева. Повествование осуществляется им же, однако уже во взрослом возрасте. Поэтому в нем органично смотрится недетская глубина мысли.

«Детство» Льва Толстого рассказывает о жизни Николеньки в семейном имении Иртеньевых. С первых ее страниц читателя обезоруживает детская непосредственность мальчика. Классик правдиво и мастерски показывает, как в душе его героя происходит борьба самых противоречивых чувств. Композиция книги имеет свои особенности.

Принципиально автор не пересказывает (как это заведено в сочинениях для детей) хронологию пребывания Николеньки Иртеньева в родительском имении. Более тонкому авторскому стилю следует "Детство" Льва Толстого. В повести рассказывается лишь о тех эпизодах, которые наиболее повлияли на формирование чувств и сознания мальчика.

Роман о важности доброты в воспитании

Книга проникновенно показывает, как важно, чтобы в маленького, взрослеющего человечка была воспитателями изначально заложена доброта. Именно она, доминируя в добром ребенке, в дальнейшем хранит его, помогает при различных испытаниях не ожесточиться, не стать равнодушным.

"Детство" Льва Толстого показывает читателю, что в этом отношении Николеньке исключительно повезло. Ведь некоторая холодность родителей компенсировалась влиянием замечательных воспитателей. Немец-гувернант Карл Иванович, волей судьбы лишенный родины и семьи, любил его, как собственного сына. Да и не он один благоволил к маленькому Иртеньеву. Наталья Саввишна, милая светлая русская женщина, работающая дворовой прислугой, привила ему понимание важности доброты в характере человека.

По логике классика, доброта ребенка непосредственно влияет на развитие в нем творческого начала. К такому выводу подводит читателя "Детство" Льва Толстого. Краткое содержание самой повести можно свести к нескольким характерным эпизодам, отражающим формирование личности Николеньки.

Характерные эпизоды из "Детства"

В самом начале книги (этот момент важен психологически) маленького Иртеньева, уснувшего на уроке, будит гувернер Карл Иванович, ударив мухобойкой муху, сидящую над его головой. Мальчик вначале по-детски разозлился на своего учителя. Тот, одетый в халат с колпаком, в этот момент показался ему противным. Суть этого эпизода заключается в скорой смене всплеска негатива Николеньки на умиротворение. Ведь он в действительности очень любил Карла Ивановича и был благодарен ему за тепло, которое ему уделял пожилой немец.

Сознание ребенка претерпевает противоборство двух начал: творческого и рассудочного. Это важно упомянуть, пересказывая "Детство" Льва Толстого. Краткое содержание соответствующего довольно напряженного эпизода внешне выглядит достаточно мирно. Мысли и чувства бурлят внутри ребенка. Николенька рисует сцены охоты, на которую его взял с собой отец.

У него оказалась лишь синяя краска. И он решает создать свой синий мир. Николенька нарисовал сперва мальчика на лошади, рядом с ним - охотничьих собак, зайца. Но потом что-то не заладилось. Возникла навязчивая мысль, что такого не бывает. Мальчик разнервничался. Он на месте зайца изобразил куст, затем облако, а потом порвал свой рисунок. Милая непосредственность Николеньки. Видно, что в нем настолько сильна фантазия, что она превышает рационализм. По всей видимости, такое же творческое начало бурлило в детские годы и в самом авторе.

"Детство" Льва Толстого содержит еще один характерный эпизод. Автор нас подводит к мысли, что настоящий человек живой (но не “человек в футляре”) должен в детстве играть, ибо само детство - это одна большая и увлекательная игра. Так люди формируются. Игра в детском возрасте - это очень важно. Ведь именно в ней воспитывается непосредственность, коллективизм. Соответствующий эпизод показывает, как Николенька с другими детьми, пребывая в полном восторге, уселся на землю, изображая гребцов. Показательно, что его старший на пару лет брат Володя, назвав игру “ерундой”, остался стоять в стороне. Разве такая холодная рассудочность предполагает доброту? Неудивительно, что двух этих близких по крови людей - братьев - не связывает крепкая дружба. Действительно, разве могут ужиться лед и пламень, порыв души и предварительный расчет?

"Детство" - ключевая часть романа?

О важности связи ребенка с семьей и всем миром, устанавливаемой через любовь, пишет Лев Толстой ("Детство"). Краткое содержание произведения отображает эти глубинные, генные отношения Николеньки с семьей. Неслучайно завершает повесть внезапный крутой поворот судьбы мальчика, трагическое событие - умирает мама.

Характерно, что дальнейшее развитие сюжета в двух последующих повестях лишь продолжает логическую цепочку, начинающуюся с этапа детства. Не мудрствуя лукаво, заявим, что именно повесть "Детство" - ключевая часть всего романа. Нельзя понять его суть, прочитав лишь две его последующие части - "Отрочество" и "Юность". А все потому, что и отрочество, и юность Николеньки выступают своеобразными экзаменами для доброты и сердечности, заложенных в его личность с самого детства.

"Отрочество" и "Юность": как взрослеть, оставаясь самим собой?

Последовательно показывает нам этапы взросления мужчины Лев Толстой. Детство, отрочество, юность. Как и всех ребят, не обходит Николеньку желание походить на взрослых. Он опасается проявлять столь естественную для своих лет сердечность, считая, что другие подростки воспримут это как "ребячество". Повзрослевший главный герой, от лица которого написана повесть, выражает сожаление о том, что на этом этапе лишал себя "чистых наслаждений нежной детской привязанности".

Иртеньевы уезжают в дом к бабушке, московской барыне. Вскоре случается происшествие, вызвавшее стресс и даже потерю сознания Николеньки. Бабушка, не разобравшись, уволила любимого Николенькой Карла Ивановича, взяв на его место гувернера-француза. Психика подростка не выдержала, он пребывал в стрессовом состоянии: получил "двойку" по истории, нечаянно сломал ключ от папиного тайника. А когда новый гувернер Сен-Жером пожурил его, мальчик пошел на конфликт с ним: показал язык, а затем даже ударил. После наказания (Николеньку закрыли в чулане) у него случились конвульсии, закончившиеся обмороком. Впрочем, домашние его простили, мир снова воцарился в его сердце.

Повесть демонстрирует, что подросток Николенька сохранил детскую искренность и доброту. Ведь именно он, наблюдательный, упросил отца выдать замуж с приданным прислуживающую горничную Машу, влюбленную в портного Василия.

“Юность” знакомит нас с Иртеньевым - студентом университета. Студенческая жизнь уводит его от идеалов детства. Николенька дезориентирован. Форма превалирует над содержанием. Он поверхностен в общении с людьми, слепо пытается следовать законам моды, считает принципиальным прогуливать лекции, грубить, вести праздную жизнь. Расплата наступает в виде провала на экзаменах.

Иртеньев осознает, за что поплатился, и твердо принимает решение для себя на всю последующую жизнь - совершенствоваться нравственно.

Вместо заключения

Роман Л.Н.Толстого "Детство, отрочество, юность" стоит того, чтобы его читали и перечитывали. Кажущаяся легкость слога и увлекательность повествования замечательного рассказчика скрывают глубокую мысль.

Внимательно прочитавшие книгу улавливают ее суть: они начинают понимать, как с детских лет формируется личность доброго и порядочного человека и какие вызовы ему предстоит преодолевать в юности.

Страница 3 из 22


В.Ф.Одоевский. Сказки дедушки Иринея

«Писать, писать и писать!» - таким призывом заканчивает Белинский статью о сказках В. Ф. Одоевского, опубликованную в «Отечественных записках», одном из самых известных журналов прошлого века. Вскоре под названием «Сказки дедушки Иринея» они вышли отдельным изданием, и снова В. Белинский откликнулся на них.
Как князь В. Ф. Одоевский превратился в дедушку Иринея? Когда писатель, ученый, общественный деятель В. Ф. Одоевский писал для детей, то подписывался этим псевдонимом. Возможно, ему казалось, что к дедушке дети почувствуют больше доверия, чем просто к писателю.
В. Г. Белинскому нравились эти сказки. Посвятив им целых две статьи, он рассматривал их в широком педагогическом контексте. Его рассуждения о воспитании и детском чтении и сегодня поражают мудростью прозрений. Вчитываясь, открываешь каждый раз что-то новое, прежде не воспринятое с должной глубиной, и поражаешься, как много было сказано более 150 лет тому назад.
Особое внимание Белинский придавал отбору книг для самых маленьких. Нет ничего более вредного и опасного, отмечает критик, чем неестественное и несвоевременное развитие человеческого духа: «Искусство в той мере действительно для каждого, сколько каждый находит в нем истолкование того, что живет в нем самом как чувство, что знакомо ему как потребность его души».
Восприятие искусства всегда начинается с чувства, и педагогу важно это чувство не погасить, не задавить.
С самых ранних лет, полагал Белинский, должно развивать в детях «чувство изящного как один из первейших элементов человечности». Нравственное чувство - человечность - Белинский тесно связывает с чувством эстетическим, чувством изящного. Можно сказать, что, не пробудив эстетического чувства, нам не удастся затронуть детскую душу и мы не получим педагогического эффекта. Высоко оценив поэтичность сказок В. Одоевского, Белинский заметил: «Русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций». Больше всего критика привлекла способность Одоевского «заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание» самыми простыми рассказами. «Какой чудесный старик, - восклицает Белинский, - какая юная, благородная душа у него! Какою теплотой и жизнью веет от его рассказов». «Любезный и почтенный дедушка! - обращается он к писателю. - Кому же и писать для детей, как не людям, которым Бог дал все, что нужно для этого: и талант, и душу живую, и поэтическую фантазию, и знание дела»?
Перечитаем вместе две сказки Одоевского: «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». (Именно их особо отмечал В. Г. Белинский.) А начнем с последней - более простой.
«Мороз Иванович»
Какие только сказки про Мороза не придумывал народ, как только не называл его! И Мороз-Красный нос, и Мороз-Синий нос, и Трескун-Мороз. А скольких сказочников увлекал этот образ! А. Н. Афанасьев называл его Морозко, В. Ф. Одоевский величал Морозом Ивановичем - ведь у каждого автора сложилось свое представление об этом образе.
Чем так привлекал он самых разных сказочников? Загадочной и таинственной силой над всем живым на свете. А. Н. Афанасьев видел в нем жестокую и беспощадную силу. В сказке «Морозко» мачеха заставляет своего мужа отвезти падчерицу в лес зимой на верную погибель: «Вези, вези, старик, ее... во чисто поле на Трескун-Мороз!» Адресуя свои сказки «очень маленьким детям», В. Ф. Одоевский стремился, чтобы в них чаще встречалась доброта, а не жестокость, красота, а не безобразное уродство. И вместе с детьми он любуется ледяным домом Мороза Ивановича, особенно красивым, когда убранные снежными звездочками стены блестели и сияли, освещенные солнцем.
Все в этой сказке держится на противопоставлении: имена и действия героев, их поступки, речь - вся их жизнь. Мы сталкиваемся с этим художественным приемом с первых строк: «В одном доме жили две девочки - Рукодельница и Ленивица, а при них - нянюшка». Одоевский дает своим героиням не обычные имена, а имена, похожие на прозвища. Противопоставляя их, сразу настраивает читателей на определенный лад, концентрирует внимание на характерах. Одоевский отказывается от многих традиционных для подобного сюжета мотивов, заменяя мачеху нянюшкой, избегает мотива семейных отношений, темы сиротства, связанной с нею жестокостью.
Перед нами просто дети с разными характерами - Рукодельница и Ленивица. Ну, как было не дать имя-прозвище Ленивице, когда в то время как Рукодельница рано поутру встанет, печку истопит, тесто вымесит, избу вымоет, петуха покормит, по воду сходит - Ленивица все в постельке потягивается, с боку на бок переваливается, а уж коли соберется вставать, то станет просить, чтобы чулочки ей надели, башмачки завязали. А как поест, то сядет у окошка мух считать, а как всех пересчитает, то уж совсем не знает чем заняться: «Ей бы в постельку - да спать не хочется; ей бы покушать - да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать - да и то надоело». Ей лень даже посмотреть, как Рукодельница чулки вяжет, рубашки кроит да шьет, лень послушать, как песенка Рукодельницы поется - «сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты».
Но тут (по законам жанра) в жизнь девочек вторгается случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да и оборвись. А нянюшка у девочек была строгая. «Сама беду сделала, - говорит, - сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай». Что оставалось делать? Спустилась Рукодельница по веревке на дно колодца, думала, ведерко найдет... а там перед ней чудесный мир открылся. Как было не осмотреть диковинку? Сначала на пути печка оказалась, а в ней пирожок сидит, поглядывает да приговаривает: «Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!» Разве можно отказать в такой просьбе? Затем увидела сад, а в нем дерево с золотыми яблочками. Яблочки листьями шелестят и промеж себя говорят: «Мы яблочки наливные, созрелые, корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет». Только успела девочка яблочки собрать, вдруг видит: сидит на ледяной скамеечке седой-седой старик да снежные комочки ест. Тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар. Так состоялась встреча Рукодельницы с Морозом Ивановичем. Вместе они пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили. Но ведерко, за которым пришла девочка, Мороз Иванович согласился вернуть за три дня службы. Сначала старик попросил перину ему взбить, а вместо перины увидела Рукодельница снег пушистый. И так старательно стала она этот снег взбивать, что даже пальцы у нее побелели и окостенели. Пока Мороз Иванович отдыхал, Рукодельница все в доме прибрала, обед приготовила, белье починила. Старик девочку за работу поблагодарил, а через три дня наградил и домой отпустил. Первым увидел ее петух, которого она всегда кормила, обрадовался и закричал:
, кукареки!
У Рукодельницы в ведерке пятаки!
Услышав рассказ девочки о том, как она встретилась с Морозом Ивановичем, увидев награду, стала нянюшка посылать к нему Ленивицу, авось и она в дом что-то принесет.
Чтобы проследить, как развивается принцип художественного противопоставления, придется нам вместе с Ленивицей еще раз совершить весь путь к Морозу Ивановичу и провести с ним три дня.
Спустилась Ленивица в колодец, увидела сначала печку, потом дерево с золотыми яблочками, но пирожок вынимать из печки не стала: «Мол, захочет и сам выскочит». И золотые яблочки не пожелала собирать, себя утруждать. С пустыми руками явилась она к Морозу Ивановичу, но, чтобы подарки получить, от работы не отказалась. Правда, перину снежную взбивать не стала, решив, что старик не заметит и так заснет. Обед приготовила такой, что и сама есть не стала, и старика оставила голодным. Шить принялась, да лишь палец уколола. Но когда прошли три дня, стала Ленивица домой проситься и награды требовать. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую - крупный брильянт.
Кукареку, кукарекулька,
У Ленивицы в руках ледяная сосулька!
- закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица.
Недаром Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, чтобы все видели, что только труд создает истинные ценности.
В сказке Одоевского нет чудес, когда за ночь вырастают дворцы и города. Он стремился, чтобы дети увидели: все в жизни создается человеческими руками, повседневным трудом, а лень, соседствуя со скукой, предстает как разрушающая сила.
Углубившись в смысловую суть сказки, мы увидим, что перед нами испытание на человечность. И лень соседствует не только со скукой, но и с бездушным отношением к другому. Когда занимает только собственная персона, то совсем не занимает тот, кто рядом, - будь то Рукодельница, которая работает за двоих, Мороз Иванович, оставшийся без обеда, или пирожок и золотые яблочки, которым не суждено больше радовать людей.
Обращает на себя внимание и особый, чисто познавательный слой сказки, для развития сюжетной линии необязательный. Подробно описывается, как Рукодельница очищает колодезную воду, чтобы она становилась, чистой, словно хрустальной. Девочка то и дело задавала Морозу Ивановичу всевозможные вопросы. Взбивая снежную перину, Рукодельница увидела под ней молоденькую зеленую травку, пожалела она травку, подумала, что замерзнет она под снегом, и спросила: «Вот ты говоришь, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?» Оказалось, что так он старается уберечь ее от холодной зимы и т.п.
Для чего эти сугубо познавательные элементы в сказке? В такие моменты Одоевский-ученый берет верх над Одоевским-писателем. Но лишь когда в этом споре с самим собой побеждает Одоевский-художник, сказка обретает художественную целостность, оттесняя излишнюю назидательность.
Заканчивается сказка длинным обращением к читателям: «А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье...» и т.д.
Многое в сказках Одоевского радовало Белинского: его способность говорить с маленькими детьми чистым, прекрасным языком, «простые и естественные чудеса», «ловко приноровленные к детской фантазии» сюжеты. Но подобный назидательный конец Белинский принять не мог, был уверен, что он придется не по душе и детям: «Эх, подумаешь, старость-то: никак не удержится от моральных сентенций... «
И далее восклицает: «Нет, моральные сентенции не только отвратительны и бесплодны сами по себе, но и портят даже прекрасные и полные жизни сочинения, если вкрадываются в них!.. У вас есть нравственная мысль - прекрасно; не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце вашего рассказа, но дайте им самим вывести...»
Как построить педагогическую работу так, чтобы поучение «переходило в детей не как понятие, а как чувство»? Всего лишь последовать за автором и опереться на прием художественного противопоставления - основной принцип самого сказочника. У детей рано складывается «стихийное» представление об этом приеме. Сказка «Мороз Иванович» дает возможность, продвигаясь в сторону большей его осмысленности, содействовать художественному развитию.
С чего лучше начать? Со звучащего слова. Разве не человеческий голос часто может сказать нам о том, что за человек перед нами - злобный или простодушный, стремится к общению или замкнут и цедит слова сквозь зубы.
Чтобы услышать голос Рукодельницы и Ленивицы, каждому придется выбрать небольшой эпизод из сказки и рассказать его от лица одной из девочек. Пока один рассказывает, остальные ребята стараются угадать, чей голос они слышат. К примеру, спокойный, мелодичный голос - голос Рукодельницы, а резкий, крикливый, неприятный - Ленивицы. Или. Рукодельница произносит слова отчетливо, а Ленивица тараторит и т.п.
С живого человеческого голоса, со звучания самого текста дети начнут постигать художественное пространство сказки.
Это творческое задание подготовит почву для первой игры-драматизации, которую мы назвали «Утро Ленивицы». Если про утро Рукодельницы лучше просто вспоминать и рассказывать, то в полной мере ощутить юмор Одоевского можно, если «Утро Ленивицы» разыграть полностью. Ис-тинное наслаждение и участникам, и зрителям этот эпизод доставит, если будет смешно:
как Ленивица в постельке потягивалась, с боку на бок переваливалась;
как протягивала нянюшке свои ножки, чтобы та чулочки ей натягивала, башмачки завязывала;
как булочку на завтрак съедала;
как, сидя у окошка, мух считала;
как плакала и жаловалась, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Когда Рукодельница шила, кроила и штопала, в доме часто звучала рукодельная песенка. Что это за песенка? Грустная она или веселая? Может быть, кто-то напоет знакомую песенку, которую могла бы за работой напевать Рукодельница? Тогда снова все услышат ее голос - как бы голос самой сказки Одоевского, ведь известно, что у каждой сказки есть свой голос.
Наконец, детям предстоит отправиться к Морозу Ивановичу и разыграть:
как Рукодельница встретилась с пирожком, а как Ленивица («Да, как бы не так! Мне себя утомлять - лопатку поднимать да в печку тянуться...!);
как разговаривала с яблоней Рукодельница, а как Ленивица («Да, как бы не так! Мне себя утомлять - ручки поднимать, за сучья тянуть...»);
как встретилась с Морозом Ивановичем Рукодельница, а как Ленивица (как взбивала перину, готовила обед, шила).
Детям предстоит решить, какой голос у пирожка, а какой у яблони, где найти длинную-длинную шубу и как превратиться в седого-седого старика. И вряд ли кто усомнится, что Мороз Иванович запомнился девочкам по-разному. Но как узнать об этом? В этом творческом задании нам поможет нянюшка. Представим себе, что она попросила девочек нарисовать Мороза Ивановича, а когда на рисунки взглянула, то обнаружила совсем разных Морозов. Если каждый (кому как захочется) посмотрит на Мороза Ивановича глазами Рукодельницы или глазами Ленивицы, а затем нарисует его, то, наверняка, и мы увидим разные портреты. На одних - Мороз Иванович добродушный, смотрит на нас приветливо, а на других - злющий, взгляд исподлобья, подозрительный. Правда, на всех рисунках на нем длинная шуба, но на одних рисунках она светло-голубая, отороченная белым мехом, а на других - совсем без меха да еще какая-то серая, борода всклокоченная, а шапка и вовсе на лоб надвинута и т.д.
Это задание не только уведет детей от стереотипного изображения обычного Деда Мороза, но и позволит в собственном творчестве обратиться к принципу противопоставления. Когда рисунки будут развешены на доске, то все убедятся, как по-разному можно запомнить одного и того же человека. Все зависит от того, кто смотрит.
Стоит попросить детей вспомнить вопросы, которые задавала Морозу Ивановичу Рукодельница, а затем спросить, на какие они могли бы сами ответить и как именно.
Важную роль играет в сказке петух. От него мы узнаем, как наградил Мороз Иванович девочек. И в том, что и как петух кричит, - явная авторская оценка. Как встречал петух Рукодельницу и как Ленивицу, непременно стоит разыграть.
Итак, знакомство с Рукодельницей и Ленивицей состоялось. И можно поразмышлять о том, как они относились друг к другу. Почему в сказке об этом даже не упоминается? И почему нянюшка никогда не ставила Рукодельницу в пример, не поучала Ленивицу?
Разыгрывая «Утро Ленивицы», дети увидели: как только человека начинает одолевать лень, то тут как тут появляется скука. Попросите детей нарисовать Лень со Скукой? Как они выглядят? Какого цвета Скука? А Лень? Можно ли одолеть их? Победить, изгнать из своей жизни? Может быть, автор сказки В. Ф. Одоевский стремился всем нам в этом помочь? Помог ли? Об этом ему непременно нужно сообщить - сочинить письмо дедушке Иринею. Не поленитесь, порадуйте старика!




Top