Рисуем карандашами как сделать блики инструменты. Урок рисования Никласа Янссона, советы для начинающих, art tutorial

Предисловие

Когда я употребляю слова "правило" и "искусство" в одном предложении, я часто получаю негативные комментарии. Многие считают, что в искусстве нет правил. Возможно, я по-своему понимаю эти слова, но мне кажется, что "правила" или "логика" определяют, удачный получится рисунок или нет.

Я также думаю, что основываясь на определенных правилах, можно создать художественный искусственный интеллект. Я не считаю, что есть нечто "духовное", что позволяет человеку творить. Не знаю, как скоро искусственный интеллект будет создан, но сейчас мы даже не приблизились к его созданию. В любом случае, это уже другая история.

Этот урок - попытка выделить те правила, которых я придерживаюсь в своей работе. Должен отметить, что мои правила очень общие, не слишком последовательные и, может, даже где-то противоречивые. Учитывайте, что многие правила основаны лишь на моем личном опыте, не стоит принимать их на веру.

Самый полезный совет для развития художника - больше практики. Пробуйте рисовать все подряд разными средствами. Зачем же этот урок, если все, что нужно - это практика? Ну, я думаю, здесь есть несколько моментов, которые лучше знать заранее. Но ничего не изменится от простого прочтения этого урока.

Как мы видим

Человеческий мозг не может справиться с большими объемами информации, поэтому гораздо эффективнее выработать рефлексы (привычки) для типичных задач. Часть нашего мозга отвечает за обработку увиденной информации. После обработки в сознание поступает очень мало информации. К сожалению, для художников, это сильно влияет на восприятие рисунка. Вот несколько примеров обработки:

Яркость и баланс белого. Например, листва в тени кажется того же цвета, что листва на свету.
- Масштабирование. Маленькая человеческая фигурка где-то вдали, по-прежнему выглядит размером с человека.

Я слышал историю о человеке, который вырос в непроходимых джунглях, и, таким образом, никогда не видел объекты на большом расстоянии. Ученый отвез его в саванну. Пасущийся на горизонте носорог показался этому человеку насекомым. Когда они начали приближаться к животному, человек подумал, что насекомое растет.

Луковица (мыслить слоями)

Перед тем, как начать рисовать, есть несколько вещей, о которых стоит подумать. Вообще, о них не нужно думать, это должно быть доведено до автоматизма.

(нажмите для увеличения)

  • Представьте объем объекта и под каким углом он расположен к зрителю.
  • Где находится источник света?
  • Попытайтесь определить, какие тени будут на поверхности.
  • В каких местах будут рефлексы (отраженный свет от окружающих предметов)?
  • Какой оттенок даст окружающая среда?
  • Есть ли отражения? Есть ли мокрая или блестящая поверхность, которая под определенным углом будет отражать небо.
  • Уровень освещенности.
  • Есть ли дым, туман?
  • Текстура поверхностей.

Замечания, конечно, касаются работы в реалистичном стиле. Мазки также должны соответствовать задуманной картине и предполагаемой палитре. Возможно, ваш стиль или идея рисунка запрещают использование каких-то цветов или текстур. Тем не менее, даже в мультфильме Powerpuff Girls есть упрощенные, но реалистичные элементы. Не надо прятаться за "это у меня просто стиль такой, поэтому меня это не касается".

Да будет свет. Блики

Когда свет попадает на поверхность, происходят две важные вещи. Первое - часть его поглощается. Красное яблоко отражает в основном красный, остальное поглощается и превращается в тепло или что-то такое... По этой причине черные вещи так сильно нагреваются на солнце. Отраженный свет расходится в зависимости от поверхности. Если поверхность гладкая, свет отразиться по предсказуемой траектории. Зеркало, например, очень ровное и свет отражается без искажения, поэтому мы видим свое отражение.

Заметим, что на всех поверхностях есть блики. На искривленной поверхности, в зависимости от того, где находится зритель, он увидит разные блики. Блики возникают на поверхности от точечных источников света, таких как солнце, лампа или маленькое окошко.


В зависимости от того, где находится зритель, он увидит различный отраженный свет и различные блики на неровной поверхности, представленной на рисунке. Точечные блики могут появляться в среде, где есть точечные источники света, такие как солнце, лампочка или небольшое окно.


Фото - Можно заметить блики на одежде, приглушенные и тонкие. Я растянул рукав рубашки двумя пальцами, чтобы получить ровную поверхность между двумя отмеченными точками (при этом менял положение камеры, а не рукава).

Рефлексы, отраженный свет и свет среды

На Земле есть множество предметов, отражающих свет так, что объекты здесь более или менее освещены со всех сторон. Например, у нас есть небо, которое можно назвать таким "куполовидным" голубым источником света. Далее есть земля, стены и другие поверхности. В космосе же есть один основной источник света - солнце. Поэтому у луны есть светлая и темная стороны, и выглядит она довольно плоско. Однако, если присмотреться, на темной стороне луны можно заметить свет от Земли, но очень очень слабый. К тому же есть свет от других звезд, который, наверное, еще слабее.

Когда свет попадает на поверхность и отражается, он также меняет цвет. Если он попадает на поверхность того же цвета, что и поверхность, от которой был отражен, поверхность становится еще более насыщенной.



Освещенность

Солнечный свет гораздо сильнее, чем свет от неба, который, в свою очередь, гораздо сильнее света в помещении. Наши глаза имеют способность адаптироваться через некоторое время, и мы можем адаптироваться, прищуриваясь или просто фокусируясь на объекте. Так как мы делаем это, не задумываясь, трудно понять, что наше зрение в какой-то мере ограничено. Ограниченность становится более очевидной при использовании фотоаппарата. Если сделать фотографию внутри помещения, окна будут засвечены. Можно попробовать отрегулировать уровень освещения, но тогда обстановка помещения будет слабо освещенной. Это знание можно использовать с пользой, например, располагая персонажа или объект на передний план, где темнее, можно создать силуэт на фоне хорошо освещенной комнаты.

Уровень освещения может заставить части тела выглядеть яркими или темными, совсем не телесного цвета. Если тень очень темная, а светлая сторона засвечена, единственное место цвету - между ними.

Материалы

Вот примеры различных материалов и то, как я их изображаю.

  • Одежда - практически без бликов, только свет и тень.
  • Кожа - может быть несколько бликов. Также не стоит делать ее излишне насыщенной.
  • Дерево - тусклое. Также не слишком насыщенное по цвету (что-то вроде серый-коричневый-охра).
  • Камень - почти как одежда. Поверхность часто слишком шершавая, чтобы иметь блики.
  • Пластмасса - блики и рефлексы окрашиваются в цвет пластмассы.
  • Золото - не оранжевое. Я использую бледно оранжевый с примесями зеленого для темных участков и желтый/белый для ярких.
  • Серебро - близко к зеркалу.
  • Металл - в случае изображения брони, я часто поднимаю значения яркости/насыщенности.
  • Стекло - часто просто прозрачное с искажением.
  • Мокрые поверхности - больше бликов, на камнях более насыщенные и четкие детали.


Тени

Тени довольно ровные и обычно менее насыщенные, чем освещенная сторона. Цвет окружающей среды лучше всего заметен на теневой стороне. Тени от объектов становятся размытыми на расстоянии (дифракция).


(Тени не формируются только одним источником света)

Оттенки кожи. Учитывай окружение

В помещении (без окон, только свет ламп) свет теплее и цвет кожи ближе к оранжевому и красному.

Снаружи свет сильнее и цвет кожи становится менее насыщенным из-за голубого цвета неба. Иногда цвет кожи смещается в сторону фиолетового из-за смешения с голубым цветом неба. Это особенно заметно в тени.

Затененный цвет кожи может доходить до зеленых оттенков, особенно если в комнате есть зеленый - обои, растения или мебель.

В белой комнате (например, ванна) цвет кожи становится бледным, менее контрастным.

В комнате с единственным источником света цвет кожи в тени может почти черным.

Таким образом, окружение, в котором находится персонаж, сильно влияет на выбор цвета.

Оттенки

Человеческое тело имеет множество различных оттенков. Например, есть более загорелые участки кожи. Лобок, бедра и грудь обычно довольно бледные. Плечи и руки обычно более загорелые, чем другие части тела. Колени и локти темнее. На лице также множество оттенков - розовые щеки, у мужчин щетина может создавать серый или почти зеленый оттенок. Не забывайте, что животные, монстры и объекты также имеют различные оттенки. Если рисовать все одним и тем же цветом, с одной и той же насыщенностью, результат будет выглядеть печально.

Цвет между темным и светлым должен быть более насыщенным. Смешивание темного и светлого цвета даст серый безжизненный цвет в центре. На примере видно, что центр более яркий и насыщенный. Особенно заметно будет, если убрать эту насыщенность.


Сильный свет может проходить сквозь некоторые материалы, искажаться и двигаться дальше. Это увеличивает насыщенность цвета и заставляет поверхность выглядеть подсвеченной изнутри. В случае с человеческой кожей, мы иногда можем видеть это на границах света и тени.


Не стоит увлекаться деталями на ранних стадиях. Детали в тени отличаются от деталей на свету. На втором рисунке (b) я показал все детали, не задумываясь о форме (a).


(a) - форма без деталей, (b) - детали и (с) - вместе. Не увлекайтесь работой над (b) - форма должна читаться.

Перспектива

Я не собираюсь долго останавливаться на перспективе в этом уроке. Вместо этого, я лишь упомяну о том, насколько проще рисовать, если прочертить несколько линий, определяющих перспективу.


Если вы отказываетесь рисовать окружение только потому, что скучно работать с перспективой, можно использовать простую 2-точечную перспективу и работать с деталями на глаз. Удивительно, насколько проще выстраивать объекты даже с небольшим количеством линий, определяющих перспективу. Сначала нарисуйте линию горизонта, затем несколько лучей из двух точек на этой линии и можно приступать к наброску.


Вот несколько быстро набросанных линий, которые помогли выровнять плечи и остальное. Когда рисуете людей, может быть полезно выравнивать тело относительно "линии позвоночника".

Набросок

Преувеличение. Одна из прелестей искусства - возможность преувеличивать (например, бедра и грудь). Ха-ха, нет, серьезно. Действительно хорошо, когда важные изгибы более четко выражены.

Упрощение. Преимущество искусства над фотографией - возможность упрощения. На фотографии часто получаются отвлекающие детали. На рисунке же всегда можно убрать объекты, не связанные с картиной. Морщины и нежелательные выступы могут быть легко удалены. Типичная ошибка - рисунок мускул живота с чрезмерной штриховкой и детализацией. Лучше оставить контур, особенно если собираетесь доводить рисунок в цвете, потому что контраст между цветами, как раз и будет играть роль границ.

Гармония. Соотношение деталей и то, как линии пересекаются и накладываются. Пробуйте набросать несколько гармоничных линий, с которыми сопоставите изображение после.

Стилизация. Для поддержания стиля важно быть последовательным. Можно намеренно рисовать угловатые формы, или сглаживать углы.

Ширина линии. Я не сторонник работы с линией фиксированного размера, поэтому разработал несколько правил для вариации:

  • линии толще в затененной стороне, тоньше в освещенной;
  • линии толще ближе к зрителю, тоньше на удалении;
  • линии силуэтов толще, внутренние детали тоньше;
  • легкие материалы рисуются тонкими линиями;
  • тонкие линии хороши для детализированных участков;
  • толстые линии хороши для простых фигур;
  • толстые линии хороши для рисования в технике cell-shading;
  • тонкие линии для реалистичности.

Также, не всегда нужно рисовать линию. Иногда достаточно наметить ее конец, а глаз уже сам ее дорисует. Примеры - складки на коже, рот, ягодицы и т.д.

Наконец, вот несколько иллюстраций.


Когда рисуете, разделительные линии, оставшиеся от наброска, могут быть вредны. Можно разделять формы другими средствами, нежели черный контур. Например, сделать темнее или светлее, или выделить светлой линией. Вот иллюстрация нескольких подобных решений и что они подразумевают.


Набросок может пройти несколько стадий проработки, где каждая предыдущая стадия осветляется и новый набросок рисуется поверх нее.


Изучение, развитие навыков

Я начал развивать навыки лишь несколько лет назад, о чем очень жалею. Нельзя научиться рисовать правильные линии на основе догадок, тут поможет использование примеров. Чтобы быть свободным и быстрым в работе, нужно не задумываться о таких вещах, как например, анатомия. Тогда можно будет сконцентрироваться на дизайне и детализации.

В самом начале не фокусируйтесь на детализации, задайте сначала основные пропорции, выберите основные места, на которых потом остановитесь. Изучайте за раз что-то одно. Нельзя научиться жонглировать, практикуя параллельно стометровку с барьерами. Если хотите изучить программу или планшет, начните с простейшего (например, фрукты). Если хотите изучить человеческое лицо, используйте уже изученные программы/средства (тогда не надо будет думать сразу о двух вещах).

Набросок

Карандашный набросок не должен быть чем-то большим, чем несколько быстрых штрихов на бумаге. Я обычно трачу несколько часов на создание рабочего рисунка, и около 10-30 мин. на каждый набросок (A4). Я рисую скетчи всего несколько раз в месяц, но обязательно каждый раз замечаю улучшения. Подумать только, что будет, если заниматься этим несколько раз в неделю годами.

Примеры - , - несколько старых набросков с комиксов (позы) и фотографий (лица).

Раскрашивание

Когда я практикуюсь с цифровым рисунком, я обычно использую Photoshop и в основном картинки из сети. Я копирую рисунок на новое окно и очищаю его (чтобы получить окно точно такого же размера). Затем я начинаю наносить цветовые пятна в предполагаемые места. Далее я постепенно увеличиваю детализацию и точнее подбираю цвета. Когда результат похож на оригинал на расстоянии (или прищуренными глазами), я завершаю работу. Я не беру цвета с оригинала, но делаю окно того же размера, чтобы видеть, если что-то не на своем месте. Если есть желание усложнить задачу, можно всегда попробовать рисовать в окне другого размера, зеркальное отражение или сцену из реального мира.

Примеры - , - первая Open Canvas, вторая Photoshop. 3a, 3b , - тут я пытался быть максимально экономным. Вторая - не набросок, а пример чистки, которая не нужна для занятий. , - эти нарисованы по фото. - одно из первых занятий.

Предметы изучения. Что исследуем?

Исследуем все! Вы должны построить большую библиотеку форм и объектов в голове, чтобы научиться рисовать интуитивно. На это может уйти целая жизнь, поэтому лучше начать прямо сейчас!

Человеческая анатомия. Одна из главных вещей, которую нужно знать. Даже монстры имеют следы человеческой анатомии.

  • Целое тело. Используйте фото, книги по анатомии, статуи или людей.
  • Лицо - первое, на что падает взгляд. Если чуть неверно нарисовать линию, все выражение лица может измениться. Учитесь рисовать по фото.
  • Руки также важно (и сложно) изучить.
  • Ноги также могут вызвать затруднение, не из-за формы, а потому, что нужно поставить персонажа так, что не будет казаться, что он падает или земля наклонена.
  • Повседневная одежда. Важно изучить, как образуются складки, как разные типы одежды выглядят и сидят на человеке.

Стили и направления. Надо уметь рисовать в разной стилистике и искать новые свежие идеи.

  • Рисуйте моменты из жизни, используя ваших друзей или людей из кафе, автобуса и т.д. Как будет выглядеть поза человека, собирающегося открыть дверь, достающего ключи и внезапно испуганного художником?
  • Marvel. Как художники Marvel передают тело человека линиями? Какие детали важны, какие упрощены?
  • Modesty Blaise или какой-то подобный реалистично-комичный стиль. Использовать градиенты только с черным и белым не так уж просто.
  • Manga. Опять же, как художники превращают анатомию в линии и цветовые пятна?

Окружение. Помещение вашего персонажа в некую среду поможет вдохнуть в него жизнь.

  • Пейзажи с полями и горами
  • Густой лес или джунгли
  • Городской ландшафт
  • Помещение, какая-то комната с мебелью. Знаю, скучно. Если честно, я этого пока ни разу не делал.

Животные. Хороший способ придумать монстра - скрестить нескольких известных животных.

  • Все живые существа. Мать-природа потратила миллионы лет, совершенствуя их, так что стоит внимательно их изучить.
  • Лошади, кошки, собаки, птицы. Они особо важны, так как встречаются чаще остальных.

Машины. Вам также нужно практиковать рисование машин. Пригодится, когда будете разрабатывать роботов и дроидов.

  • Автомобили разных моделей
  • Машины для рытья и прочие подобные машины
  • Военные машины

Типичные объекты из жизни. Из-за своих простых форм хороши для тренировки навыков. Можно не слишком трудиться над формой и больше времени уделить передачи материала объекта.

  • Цветы, фрукты, скелеты, скульптуры, изделия из дерева, какие-то металлические детали

Самокритика

Анализируйте свои ошибки. Легко не замечать ошибки, если постоянно смотреть на свою работу (что, конечно, нужно делать, чтобы ее рисовать). Пробуйте зеркально отображать рисунок, увеличивать и уменьшать. Не склоняйтесь слишком близко к бумаге и не сидите перед сильно увеличенным изображением на мониторе. Можно также открыть новое окно с изображением.

Нужно признать, что факт того, что вы потратили на работу уйму времени ничего не стоит. Нужно научиться жертвовать временем, потраченным на неудачный рисунок. Даже если вас устраивают детали, может быть нужно все переделать. Иногда ошибка даже не в какой-то детали, на которой концентрируешься, а в чем-то с ней связанном. Например, фон или перспектива других деталей.

Что самое главное в рисунке?

    1. Построение. Что вы пытаетесь нарисовать? Ваш предмет и композиция должны работать на фундаментальном уровне. В противном случае дальнейшая работа обречена. Не стоит строить иллюзий, что позже все исправится. Скажем, если поза выглядит неправильно сейчас, она так и будет выглядеть в итоге, даже если сам Рембрант приложит свою руку.

    2. Соотношение света и тени для придания форм. Пример 1 - первый вариант здесь очевидно неудачен. Все формы здесь имеют одинаковый блик и тень. Второй вариант лучше, но соотношение везде примерно одинаковое. Третий вариант демонстрирует различные соотношения на различных участках. Хотя этот рисунок был обречен еще на этапе построения... Пример 2 - здесь тень и цвет используются для выделения переднего плана и фона.

    3. Цвет. Можно не совсем угадывать с цветом и все равно иметь успех. Если не удается заставить цвета работать, возможно, проблема возникла на предыдущем этапе. Если же все до этого было хорошо, легко добиться удачного результата с помощью color balance tool. Мой опыт показывает, что первоначальный выбор - чаще всего наилучший.

Критика и типичные ошибки

Когда я критикую чужие работы на различных форумах, я часто делаю одни и те же замечания. Вот список типичных ошибок начинающих художников.

Проблема: Одинаковое соотношение света и тени на каждой форме, независимо от расположения и угла наклона.

Решение: Попробуйте уменьшить, зеркально отобразить рисунок. Неверно придавать форму каждой детали последовательно, одной за другой. При одинаковом освещении форм теряется объем всей картины, становится сложно выделить важные формы.

Проблема: Прорабатывать и освещать детали, которые только отвлекут зрителя (особенно с использованием кисти Dodge).

Решение: Вы должны жертвовать большим количеством деталей, которые выглядели бы потрясающе, будучи полностью проработанными. Но важнее всего - цельность картины. Поэтому не нужно выделять бликами пряжку на ремне незначительного персонажа в углу картины. Глаз останавливается на бликах, контрасте и цветовой насыщенности. Вы должны направлять глаз зрителя в нужную часть картины.

Проблема: Скучные и нелепые позы, фигуры выглядят как прибитые мухи.

Решение: Часто с этим сталкиваюсь. Ведь так просто рисовать людей спереди или сбоку с расставленными руками. Результат выглядит очень скучно, без динамики. Хочется показать все детали персонажа в одном рисунке, но если выбрать более динамичную позу, вряд ли это будет возможно. Более интересная поза может скрыть, например, руку персонажа за телом. Но также, скрывая какие-то детали, вы позволяете воображению зрителя решать, как они выглядят, что может быть очень полезно. В воображении детали могут представляться гораздо лучше, чем вы когда-либо могли бы изобразить. Словом, изучайте интересные и динамичные позы по комиксам или фото.

Проблема: Злоупотребление штрихами (линиями)

Решение: Каждая линия должна вносить свой вклад в финальный результат. Некоторые пытаются избегать этого случайной штриховкой с претензией на художественность. Случайные штрихи создают случайные детали, которые отвлекают зрителя от детализации вашего рисунка. Я знаю, кажется, что некоторые художники создают потрясающие сцены с помощью всего нескольких штрихов, но, я думаю, они тратят много времени на оптимизацию и очистку рисунка от лишнего. Пройдитесь по всей работе и уберите или выровняйте линии, которые не имеют большого значения. Убедитесь, что именно суть работы получает фокус. Главные формы и объемы всегда наиболее важны и множеством удачных штрихов придется пожертвовать, что картина в целом выглядела удачно.

Одна из важнейших вещей, которые нужно помнить, и одна из сложнейших для достижения – это идеальный баланс белого пространства и цветного. Поэтому я составила список полезных советов о том, как оставлять белое место в акварельных картинах.

Помните, что вам не нужно закрашивать все пространство полностью.

В начальной школе нас научили полностью закрашивать объекты по линиям. С акварелью это правило не применяется! Представьте этот кусочек арбуза без белых пробелов в розовой и зеленой области. Он будет безжизненным и скучным.

Остальные мои советы о белых участках в акварельных картинах разделены на две категории :

  • Превентивные : то, что вы можете сделать перед тем, как коснуться бумаги кистью.
  • Последствия : то, что вы можете сделать после того, как нанесли краску.

Превентивные техники рисования

1. Сначала планируйте



Ключевой способ сохранения белых участков в акварельной картине – планировать заранее. Здесь вы не сможете просто импровизировать, потому что краска быстро заполняет пространство, особенно если она сырая, и вы можете не заметить тот момент, когда все белое пространство будет заполнено.

Начните с обозначения карандашом места, которое вы хотите оставить белым. Обозначьте их как формы, а не линии. После этого рисуйте вокруг этих форм. Вы сможете заполнить эти места очень светлыми красками потом, если заметите, что белого слишком много.

2. Начните с малого


Если вы оставили слишком мало белого, ваша картина будет выглядеть мертвой, тяжелой и безжизненной. Если оставили слишком много белого, вашей картине будет не хватать глубины. Но если выбирать меньшее из двух зол, я бы выбрала оставить слишком много белого. Вы всегда сможете вернуться к картине и добавить больше красок. Очень сложно стереть краску после того, как вы ее нанесли.

Спланируйте несколько областей белого пространства, правильно расположенных в вашей композиции, чтобы создать баланс, как в этом пустынном горном пейзаже.

3. Работайте от светлого к темному


Акварельное рисование требует терпения. Иногда мне хочется поддаться искушению и поторопиться, добавляя темные цвета до того, как это следует сделать. Это одна из ошибок, которые могут нарушить чистое пространство. Работайте от светлого к темному, нанося краску слоями, и вам будет проще оставить необходимое белое пространство.

Техники, использующиеся после рисования

1. Малярный скотч


До того, как начнете рисовать, заклейте белое пространство малярным скотчем. Он оставляет четкие и ровные края. Он идеален для создания границ, но вы также можете использовать его, чтобы выделить участки в центре картины.

2. Маскирующая жидкость


Если вы хотите оставить более натурально сформированное белое место, добавьте немного маскирующей жидкости до того, как начнете рисовать, и дайте ей высохнуть. Вы можете рисовать прямо на ней, краска не впитается в эту область. Когда вы убираете ее, она оставляет четко определенные края. Это отличный способ для пейзажей.

3. Промокание


Если краски еще не высохли, и вы работаете на тяжелой бумаге, вы можете промокнуть цвет тканью или бумажным полотенцем. Это создаст мягкие края для облаков или мистических картин.

4. Белая гуашь


После того, как акварельная краска высохла, нанесите белую гуашь в области, которые вы бы хотели осветлить. Это ваш запасной метод. Главное помнить, что у гуаши нет того же воздушного эффекта, который есть у чистого белого пространства, но эта техника может помочь.

Предлагаю вашему вниманию короткий и познавательный урок, который поможет вам в дальнейшем рисовать и писать предметы из стекла. Сегодня мы начнем разбираться в том, что такого особенного нужно знать, когда рисуешь например стакан или стеклянную вазу. Как наполнить эту вазу водой, а потом и стеблями цветов.

Самые простые правила изображения стекла вы узнаете из этой статьи и короткого видео-ролика. Возможно, после просмотра Вы сможете имеющимися под рукой красками, пастелью или карандашами изобразить вазу с любимыми цветами.

Такая картина или рисунок принесет большое удовольствие вам и будет вполне уместна в качестве подарка к 8 марта:).

Итак начнем разбираться:

Цвет стекла

Естественно, стекло бывает самых разных цветов и оттенков, но мы начнем из прозрачного и бесцветного стекла, что бы не запутаться.

Стекло прозрачное — а значит приобретает цвет окружающей среды.

Если стакан стоит на голубом фоне - значит и подложка, в любой из техник (масло, акрил, карандаш, гуашь) будет голубой. А если точнее наверное более темного цвета чем фон, чем цвет окружающей среды.

Как нарисовать яркие гвоздики

Примеры цвета стекла на картинах

На синем фоне ваза синяя

Цвет стекла такой-же как цвет фона (Alexander Adriaenssen 17век)

Как сделать непрозрачный сосуд стеклянным?

Если говорить просто, не углубляясь в физику и рассуждения о высокой живописи то есть несколько простых вещей, которые нужно понимать и использовать:

Определяем где источник света, ставим блик

Зная откуда исходит свет, мы можем определить где ставить блик. От источника света проводим условный луч. В том месте, где луч будет касаться стекла образуется самый яркий на всем стеклянном предмете блик.

Если сосуд имеет выпуклую или изогнутую форму - блик может повторять форму сосуда, или разобьется на несколько ярких точек или черт.

Блик стоит на темной стороне сосуда - поскольку здесь свет прикоснулся к предмету, но еще не успел рассеяться.

Техника живописи A la prima

Примеры блика на картинах

Как рисовать стекло? Где ставить блик?

Блик справа на стеклянной вазе

Блик повторяет форму сосуда

Блик на темной вазе

Рефлекс от блика

Поскольку стекло прозрачное, свет будет проходить насквозь, немного рассеиваться и ударяться о противоположную сторону стеклянного предмета. Если условно продлить дальше этот луч и остановить на другой стенке посудины — именно там будет образовываться рефлекс.

Рефлекс в отличии от блика будет большим светлым пятном рассеянного света. Рефлекс ни в коем случае не должен затмевать блик. Рефлекс намного ниже по интенсивности чем блик, и во много раз больше по площади.

Примеры бликов на картинах

Как рисовать стекло? Рефлекс

Рефлекс на вазе

Рефлекс, отчетливо заметен

Рефлексы внешней среды

Если вокруг нашего стекла есть несколько цветных предметов, то они в большей или меньшей степени должны отображаться в нем. Насколько яркое отражение нарисовать на стекле, вы можете решить сами.

Если в вазе стоят цветы с зелеными стеблями, то наверняка эти зеленые стебли как-то отразятся и в толще стекла.

Эти рефлексы не так заметны как на непрозрачных предметах.

Рисуем красивого лебедя

Примеры рефлексов на картине

Желтые, оранжевые, зеленоватые отблески на поверхности стекла

Стекло имеет толщину и форму

Это значит, что и блики, и рефлексы будут ложиться по этой форме. Также будут немного задерживаться в этой толще.

Стоит учитывать, что дно и изгибы стеклянного предмета обычно толще. Это значит, что тень и свет в таких местах будут более интенсивными или «густыми». Если стекло цветное, то и интенсивность его цвета будет большей на изгибах и дне.

Примеры на картинах

Толщина стекла — более темная черта. Блик повторяет форму вазы

Видеоурок как рисовать стекло

Смотрим короткий урок и рисуем стеклянную вазу вместе 🙂

Большинство художественных школ и курсов по рисованию в первую очередь учат, как рисовать тени. Построение и рисование таких примитивных фигур, как цилиндр, шар, конус, куб - это довольно утомительное и неинтересное дело. Однако именно подобные задания являются первым шагом к пониманию формы и объема геометрической формы, а также к умению изображать ее темные и светлые стороны - то есть, к умению рисовать тени карандашом поэтапно. В дальнейшей художественной практике умение правильно чувствовать темные и светлые стороны будет хорошим подспорьем в любом рисунке.

Если вы хотите сделать этюд наглядным и реалистичным, вам необходимо придать ему объем. В этой статье мы расскажем, как правильно рисовать тени карандашом.

Свет и тень

Рисунки должны быть реалистичными и радовать глаз. Поэтому необходимо правильно сочетать в них свет и тень. Это придаст рисункам контрастности, глубины и ощущения движения. тени, чтобы рисунки выглядели более живыми, привлекательными и интересными?

Немного теории

Вы когда-нибудь задумывались о том, что позволяет нам видеть форму предметов? Откроем секрет: это столкновение света и тени. Если мы положим предмет на стол в комнате без окон и выключим свет, то никакой формы мы не увидим. Если же осветить предмет очень яркой лампой или прожектором, то его форму мы, опять же, не увидим. Ее позволяет видеть только свет, который сталкивается с тенью.

Ни свет, ни тень не ложатся на предметы как попало. Существуют определенные закономерности. Они позволяют предположить, как на предмете, на его формах, будет располагаться свет, а где начнется тень. И рисующему человеку необходимо знать эти закономерности.

Элементы светотени

В рисовании различают следующие элементы светотени: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс и падающая тень. Рассмотрим каждый из них по порядку.

Бликом называют пятно света, которое располагается на выпуклой или плоской глянцевой поверхности и получается из-за сильной освещенности объекта.

Свет - это поверхности объекта, которые ярко освещены.

Полутенью называется слабая тень. Она возникает, если предмет освещается не одним, а несколькими источниками света. Кроме того, она образуется на поверхностях, которые обращены под небольшим углом к источнику света.

Тень - это те участки предмета, которые освещены слабо. Падающей тенью называется та, которую предмет отбрасывает на плоскость, на которой стоит. А собственной - та, которая находится на неосвещенной его стороне.

Рефлексом называется слабое световое пятно, которое находится в области тени. Оно образуется лучами, которые отражаются от других объектов, находящихся рядом.

Изображение этих световых градаций и позволяет художнику наглядно изобразить на листе форму предмета, передать его объем и степень освещенности.

А работают ли эти правила для компьютерной графики?

Да. Компьютерная графика - это то же самое рисование. Поэтому то, как рисовать тени в САИ или "Фотошопе", нисколько не отличается от изображения их на бумаге. Вся теория и все правила, которые работают для изображения на холсте или бумаге, действенны и для компьютера.

Шаг 1: выбор правильных материалов

Как рисовать тени карандашом? В первую очередь необходимо выбрать правильный карандаш. Разумеется, можно рисовать тени и углем, и сангиной, и гуашью, и акрилом. Но на первых порах лучше ограничиться карандашом.

Для теней используются специальные карандаши для рисования. Они продаются в наборах. Бюджетный вариант можно найти в любом канцелярском магазине. Существует и специальная бумага для рисования: лучше выбирать более плотную и жесткую.

Существует много разновидностей карандашей для рисования. Есть с мягким (М, 2М, 3М, …, 8М, 9М) грифелем, а есть с твердым (Т, 2Т, 3Т, …, 8Т, 9Т). В наборах зарубежных фирм-производителей М заменяется на B, а Т - на H.

Для изображения теней вам будет достаточно набора из 3Т, 2Т, Т, ТМ, М, 2М и 3М. Для изображения света лучше использовать твердые карандаши, а для тени - мягкие. Так рисунок будет выглядеть естественнее и его проще будет нарисовать.

Поговорим о бумаге. Для рисования не подойдут слишком гладкие листы, те, на которых мы печатаем. Не стоит использовать и слишком жесткую бумагу. На ней будет сложно рисовать тени. Лучше всего использовать специальные листы для рисования, которые продаются в папке в канцелярских магазинах. Как правильно рисовать тени? В первую очередь приобрести правильные материалы.

Шаг второй: линейный набросок

Как рисовать тени на рисунке? В первую очередь сделайте линейный набросок того, что вы хотите нарисовать. Желательно сделать это с натуры, но можно использовать и фотографию объекта. Самое главное, чтобы объект, который вы выбрали, был неподвижен. В этом случае у вас будет много времени на то, чтобы его зарисовать.

Внимательно приглядитесь к домашней обстановке. Вы можете нарисовать цветы, часы, кухонные принадлежности, предметы одежды. Все это является отличными объектами для зарисовки.

Если же вы используете фотографию, то лучше распечатать ее в черно-белой гамме. Так у вас получится точнее изобразить контур и тени.

Шаг 3: ахроматические цвета

Как рисовать тени? При работе с карандашом в вашем распоряжении все Они начинаются с белого и заканчиваются черным, имея в середине несколько оттенков серого.

Как создать ахроматическую шкалу? Нарисуйте прямоугольник: это можно сделать на отдельном листе бумаге или же в углу вашего рисунка. Разделите этот прямоугольник на пять равных частей (можно больше, но для начала достаточно будет 5), после чего пронумеруйте их.

Самый первый квадрат будет белым, а последний - черным. Части между ними нужно закрасить тремя разными оттенками серого, разделив их по тону. В результате у вас появиться нечто вроде палитры вашего карандаша: первый прямоугольник белый, второй - светло-серый, третий - средне-серый, четвертый - темно-серый и последний - самый темный тон, который может дать карандаш.

Шаг 4: теория о тенях

Как нарисовать тени? Для этого необходимо понять их природу.

Найдите основной источник света. Пронаблюдайте, что самые светлые часто находятся ближе всего к свету, темные - дальше, а тени падают против него. Особое внимание следует уделить отражениям, так как они могут быть наиболее ярким местом выбранного для рисования объекта.

Шаг 5: выбор способа штриховки

Как нарисовать тени? С помощью штриховки. Она накладывается поверх

Выберите способ, которым вы будете штриховать набросок, в зависимости от самого объекта, источника света и Видов штрихования теней много, и самыми популярными из них являются прямая, круговая и крестовая.

Прямой называется рисование множества параллельных линий максимально близко друг к другу. Этот способ отлично подойдет для объектов без текстуры и для рисования волос.

Для круговой штриховки необходимо рисовать много мелких кругов. С помощью этой штриховки можно создать интересую текстуру, разбрасывая круги и дополняя их линиями. Кроме того, можно нагляднее показать плотность объекта, который изображаете, располагая круги близко друг к другу.

Тонированные объекта с помощью рисования пересекающихся линий - это крестовая штриховка. Этот способ отлично подходит для придания глубины рисунку.

Шаг 6: проба пера

Попробуйте сделать тени. Так как ваш рисунок еще на начальном этапе, не следует делать их слишком темными. Так вы без труда сможете их стереть, если это будет необходимо. Рисуйте, постепенно заполняя те места, которые надо, а самые светлые места оставляйте белыми.

В процессе рисования сравнивайте работу с объектом или его фотографией, чтобы быть уверенным, что вы наносите тени в правильном месте.

Шаг 7: терпение и поэтапная работа

Добавляйте тени в несколько слоев. Их необходимо постепенно затемнять, накладывая слой за слоем. Между темными и светлыми местами должен быть ощутимый контраст. Не забывайте использовать ахроматическую шкалу: рисунок не должен быть в одинаково серых тонах.

Спешить не нужно. Процесс штриховки теней напоминает проявление черно-белой пленки: он должен происходить постепенно. Терпение - ваш ключ у успеху и красивым рисункам.

Чем больше вы углубляете тени на рисунке, тем менее заметными будут становиться его контуры. И это правильно, ведь в настоящей жизни почти ничего не имеет черного контура. То же самое должно найти отражение и в вашем рисунке.

Шаг 8: растушевка теней

Теперь растушуйте тени на вашем рисунке. Необходимо сделать их более реалистичными и плавными. Нужно контролировать нажим, чтобы он был не слишком сильным и слишком слабым. Растушевывайте до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом.

Если у вас нет растушевки, можно пользоваться небольшим кусочком бумаги. Ластик поможет вам высветлить те места, которые вы замазали случайно. Это может быть блик, или контур, который не полностью скрылся под слоем штриховки.

Главное, помните, что большинство рисующих людей, в том числе и самые известные художники, на начальном этапе творческого пути допускали ошибки.

  • Между вашей рукой и бумагой, на которой вы рисуете, можно положить чистый лист бумаги для печати: так вы избежите пятен на рисунке.
  • Чтобы не пачкать набросок и корректировать ошибки, лучше использовать виниловую стирательную резинку. Ластики из этого материала не портят бумагу и хорошо стирают следы карандаша.
  • Не используйте палец, чтобы растушевать штриховку.
  • Чтобы разница между светом и тенью была более заметна, необходимо использовать хорошее освещение.
  • Карандаш лучше держать под меньшим углом к плоскости бумаги, чтобы рисовать стороной грифеля, а не его кончиком. Так тени получатся более натуральными.



Top