Роль пейзажа в повести "Бедная Лиза". Характеристика повести "Бедная Лиза"

Предметом данного исследования является концепт "природа", в связи с этим необходимо обратиться к значению слова "природа".

Природа -- понятие широкое, разностороннее. Мы можем использовать данное слово в различных коммуникативных ситуациях, употребляя его в совершенно разных значениях. Чтобы наиболее точно установить, какое значение этого слова целесообразнее рассматривать при изучении повести В. Г. Распутина "Последний срок", обратимся к источникам, по-разному толкующим понятие "природа".

Так, в толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой можно найти такое определение этого слова: "природа -- 1. Все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мертвая природа (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир). 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. 3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу(прпост.). 4. перен. чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. Социальных отношений. Вирусная п. заболевания. По природе -- по характеру, по натуре. По природе он добр. От природы -- от рождения, от начала существования. Он уж от природы такой странный. В природе вещей (книжн.) - о чем-то обычном: так и бывает." [Ожегов, Шведова 1997: 598].

Большой Российский энциклопедический словарь дает толкование, отличное от того, что приведено в словаре Ожегова, но имеющее и сходные черты: природа , 1) Все сущее, мир в многообразии его форм; 2) Объект естествознания. 3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества; здесь природе противопоставляется культура. "Вторая природа" - созданные самим человеком условия его существовования (главное условие в этом случае -- изменение природы человеком, последствия этого не всегда предвидимы). [БРЭС 2003: 1247].

Другие науки рассматривают исследуемое понятие в отличных аспектах. В культурологии понятие природы употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования, так называемая "вторая природа". Часто отношение человека к природе сводится к окультуриванию естественной, нетронутой природы. До начала современной научно-технической революции воздействие человека на природу носило экстенсивный характер (то есть природа не "переделывалась", а просто становилась источником большого количества ресурсов) . Такое вторжение в природу носило негативный характер. Сегодня четко наметился переход к интенсивному природопользованию (Субъект-объектные отношения с природой сменились субъект-субъектными). Теоретической основой этого отношения явилась концепция ноосферы, выдвинутая В.И. Вернадским. [Хоруженко 1997: 395]. Отношения общества с природой и в древности носили противоречивый характер. [Кравченко 2003: 696]. Человек не только был связан с природой гармоничными отношениями, но и предпринимал разрушительные действия по отношению к ней.

В.И. Даль в своем словаре живого великорусского языка приводит такое толкование исследуемого понятия: "Природа -- естество, все вещественное, вселенная, все мироздание, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля со всем созданным на ней; противополагается Создателю. Природа проснулась с зарею. Все земное, плотское, телесное, гнетущее, вещественное, пртвпл. духовность.

Врожденные свойства, прирожденные качества, естественное состояние, стремление или наклонности. Все животные семейства кошек по природе своей кровожадны". [Даль 1995: 439].

Известный философ Владимир Соловьев пишет, что природа понимается в трех главных смыслах:

  • 1) как существенное определение чего-либо, например, природа человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, Божества; в самом общем смысле природа-это сущность (ср. толкования, приведенные в других словарях: природа-это все сущее).
  • 2) Как видимый земной мир, охватывающий совокупность того, что составляет определенную среду и основу человеческой жизни первоначально данную, а не созданную человеком; понятие природы противопоставляется понятию искусства, искусственности (природа-это именно земной, ощутимый мир, с которым контактирует каждый, а не Божественный, невидимый обычному человеку).
  • 3) Природой называется также низшее материальное начало в самом человеке, связанное с внешней материальной средой, но отличаемое от нее (в этом случае природа - нечто противопоставленное душе, духовности; божественный мир в душе человека противопоставляется "звериному", языческому началу). [Соловьев 1997: 405-406]. Другие русские философы дают свои толкования исследуемого определения. Так, например, В.Е. Кемеров считает, что природа человека -- понятие, выражающее естественное происхождение человека (человек живой, следовательно, он произошел тоже от живого), а также все многообразие человеческих проявлений, отличающих человека от всех остальных живых существ. Между природой человека и человеческой сущностью часто ставили знак равенства; природу человека часто сводят к разумности, морали, воле к власти, творчеству, свободе, отношению к смерти, религиозности. (Это определение разнится с толкованием Соловьева. В данном случае природа человека -- нечто высокое, разумное, практически не имеющее "темного" начала) [Кемеров 2004: 550].

Если обратиться к философскому словарю под редакцией Лутченко, то можно узнать, что слово "природа" произошло от греческого physis, от phyen -- возникнуть, быть рожденным. Словом "природа" обозначается как первоначальная сущность вещи, так и совокупность всех вещей, которые не подвергались изменениям со стороны человека. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам - часть природы. Единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы, исправить природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями и расширить окружающую его среду до размеров мира. [Лутченко 2002: 364].

В литературоведении понятие природы соотносится с термином пейзаж. Пейзаж (франц. Paysage от pays -- страна, местность) -- картина природы, имеющая различное художественное назначение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение. В лирике пейзаж может иметь самостоятельный характер, способствуя созданию образа лирического героя. В прозе пейзаж выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с характером повествования, с настроением действующих лиц. Впервые пейзаж приобрел важную роль у сентименталитстов, изображающих человека на фоне природы, в противоположность цивилизованному миру, причем природа давалась подчеркнуто эмоционально. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен как часть реальной обстановки, в которой происходит действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий [Тураев 1989: 124]. В литературе Х1Х в. природа воспринималась как "храм", где сосредоточены вечные человеческие ценности и, по словам И. Тургенева, заключена "...та общая, бесконечная гармония, в которой все жизни сливаются в одну мировую жизнь" [Тургенев 1988: 516]. Раскрытие тайн мироздания и сущности равнодушной природы в их чувственно-содержательной и духовной значимости - магистральная тема писателей от Пушкина и Лермонтова до Чехова и Л. Толстого. Нередко литературные герои прошлых эпох открывали "истинные" знания о себе и своей душе, о человеке и окружающем мире при "общении" с природой.

Концепция природы, разработанная в литературе, классифицирует природный образ (литературный пейзаж) как важнейшую доминанту произведения наряду с его конфликтной, образной, мотивной, сюжетно - композиционной и стилевой системами. Литературный пейзаж в произведении может выступать фоном повествования и средством воссоздания реальности, вспомогательным (иллюстративным) приемом характеристики героя, способствовать выявлению авторской точки зрения на человека, предмет или объект изображения, служить более полному выражению идейного смысла отрывка или всего литературного текста, наконец, выступать символом или главным художественным образом.

Природа, например, в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого способствует выражению миропонимания писателя. Автор романа, проповедуя всеобщую гармонию и разум, утверждая равноправные отношения между людьми, сословиями и классами, постоянно выступал противником войн, характеризуя их как проявление античеловеческих, противоестественных начал. Убежденным пацифистом Л. Толстой не был, но война всегда вызывала в его душе протест.

Концепция природы Л. Толстого получила творческое развитие в 20 веке, в прозе Л. Леонова, В. Астафьева, В. Распутина и других писателей. К примеру, особый поэтический мир произведения Л. Леонова "Русский лес" - жизнь природы. Лес как центральный "герой" книги и вещественное проявление наделен многочисленными признаками, способствующими раскрытию человеческих лиц. Но судьба знакового героя книги противоречива. Несмотря на то, что история уготовила ему почетное место и имя кормильца, благодетеля и защитника русских людей, он, исправно неся службу на пользу общества, часто оказывался в роли "пасынка". А в произведении В. Астафьева "Царь-рыба" выражена позиция писателя-гуманиста, не принимающего как людей с с ограниченными жизненными идеалами, так и жестокое, "пользовательское" отношение к природным кладовым.

Итак, образы природы в прозе В. Распутина и его современников -

Л. Леонова, В. Астафьева всегда соотносятся с жизнью людей, имеют важное структурно - художественное значение, "выполняют в произведениях различные эстетические функции, в том числе природоохранную" [Петишева 2007: 15-20].

Изучением концепта "природа" занимаются такие ученые, как Пустовалова А.А., Усачева А.С. Пустовалова А.С. в статье "Концепт "природа" в системе языковой образности поэзии Н. Рубцова" предполагает, что образная репрезентация концепта "природа" как одного из главных элементов концептуальной картины мира в сознании Н. Рубцова раскрывает важнейшие черты его художественно-образной системы, так как выступает в качестве объекта и компонента образности, и определяет идиостиль поэта. Миромоделирующие способности образной лексики в процессе языковой концептуализации выявляют ядерно-периферийную структуру концепта "природа" и характер связей между его компонентами, а также его роль в общей языковой картине мира, отраженной в поэтическом языке Н. Рубцова. Концепт "природа" в системе художественных текстов Н. Рубцова автор определяет как объект своего исследования. В качестве предмета исследования берется рассмотрение средств языковой образной репрезентации концепта "природа" и их системное описание, позволяющее рассмотреть, осмыслить поэтику художественных текстов Н. Рубцова. А.С. Пустовалова ставит перед собой следующую цель: на материале концепта "природа" проанализировать особенности системы языковой образности поэзии Н. Рубцова, которая дает возможность определить, в чем состоит оригинальность языка поэта, выявить языковые модели образности и средства выражения концепта "природа" как главнейшего элемента концептуальной картины мира в языковом сознании поэта. В соответствии с целью автор ставит перед собой следующие задачи:

  • 1) выявить основополагающие черты концепта "природа", его содержание и структуру в научном и бытовом сознании;
  • 2) проанализировать систему ключевых номинаций реалий мира природы, отраженных в поэтических текстах Н. Рубцова;
  • 3) описать лексические средства как выражение концепта "природа";
  • 4) выявить образы природы, содержащиеся в поэзии Н. Рубцова, рассмотрев изобразительно-выразительные средства языка - сравнения, эпитеты, метафоры;
  • 5) выявить возможности образной лексики, связанные с моделированием окружающего мира.

А.С. Пустовалова приходит к следующим выводам:

  • 1. Концепт "природа" занимает значимое место в системе сведений и взглядов человека на мир. В художественной картине мира концепт "природа" соотносим с индивидуально-авторской концептуализацией. В поэзии Н. Рубцова воплощениями концепта "природа" являются такие его ключевые компоненты, как вода, земля, растительный мир (горизонтально ориентированные пространства), атмосфера (вертикально ориентированное пространство).
  • 2. Концепт "природа" может быть охарактеризован в типологическом отношении как фрейм (Фрейм - объемный, многокомпонентный концепт, "пакет" информации воплощаемый значениями слов, связанных ассоциативными связями с другими словами и лексико-семантическими группами). Представителями основного уровня концептуализации автор считает лексемы вода , море, земля, дерево , цветы, человек и т.д. На субординатном уровне концепт "природа" представлен лексемами волна, река, ветер, облако, поле, лес , береза, ива , свет, бор, луг, берег, снег, дождь и др.
  • 3. Слабо репрезентированы такие компоненты концепта "природа", как животный мир (птицы) , огонь .
  • 4. При изображении концепта "природа" в художественной системе

Н. Рубцова немаловажными являются физические - акустические (звук) и зрительные истоки формирования концепта. При зрительном восприятии мира природы наиболее важными обнаруживаются степень освещенности пространства (категория света) и цветовое наполнение.

  • 5. В качестве художественно-выразительных средств отображения концепта "природа" в системе художественного языка Н. Рубцова выступают сравнения, эпитеты, метафоры. Более продуктивными средствами формирования образности, связанной с природой, являются эпитеты и сравнения. Метафорическая образность, напротив, изображена незначительно. Это связано со спецификой восприятия природы Н. Рубцовым - через предметы и признаки, через динамическое ее восприятие как течения, какого-либо действия (движения, говорения и т.п.).
  • 6. Наиболее частотным лингвистическим выражением сравнения являются союзные конструкции. Среди эпитетов доминируют оценочные эпитеты, связанные с характеристиками явлений и предметов, а также психологической оценкой связей человека и природы. В системе метафор превалируют глаголы, представляющие всевозможные действия.
  • 7. Концепт "природа" у Н. Рубцова представляется и как основной элемент для его образной оценки, и как составляющая образных средств для характеристики остальных концептов [Пустовалова 2009: 83].

Усачева А.С. образ-концепт понимает как двуплановая единица, связанную с ассоциативным развёртыванием того или иного концепта, имеющую независимое эстетическое содержание. Образ-концепт не равноправен с образным слоем, выделяемым в содержании концепта, где непременным признаётся анализ когнитивных признаков и мыслительных образов. "Структура" образа-концепта - вариативная организация параметров (функциональных групп) наиболее подробного и последовательного изображения частиц образа. Функциональные группы могут располагать сложным составом и обязаны изображаться как комплект обусловленных подгрупп, имеющих свои сквозные смысловые комплексы.

Изыскание всего корпуса русскоязычных художественных текстов И.Бродского позволило обнаружить, что субстантивные лексические знаки, создающие словесный образ зимы, отображаются в 156 произведениях, то есть более чем в 500 контекстах. Этот лингвистический материал может быть упорядочен в рамках следующих функциональных групп:

Снег, Холод, Время, Пространство, Творчество; двухполюсных: Свет-Тьма, Звук-Тишина, Зима как сезон.

Кроме того, в итоге рассмотрения художественных текстов был выявлен ряд систематически появляющихся сквозных смысловых комплексов, к которым относятся:

Сон (дневные и ночные сновидения); нарушение/неопределённость; потенциальное безумие; страдание; одиночество и утраты; изгнанничество; пустота; сакральность.

Более внушительной группой обнаруживается Пространство, а в группе Холод и трёх подгруппах (Литературные реминисценции, Темнота, Естественные источники света) обнаружено только по одному смысловому комплексу. На основе произведённого анализа можно утверждать, что Пустота, Одиночество и Изгнанничество характеризуются общей идиостилевой принадлежностью, тогда как остальные комплексы присущи именно "зимнем" тексту И. Бродского [Усачева 2005: 70].

«Слово о полку Игореве» – один из самых известных дошедших до нас памятников древнерусской литературы. Произведение было написано в 1185 году (по другим данным – на один-два года позже). Его текст представляет особый интерес для потомков, поскольку рисует живую и яркую картину событий того времени.

Переводом «Слова…» с древнерусского языка на современный в разные годы занимались филологи и литераторы, в том числе поэты В.А. Жуковский, К.Д. Бальмонт, Н.А. Заболоцкий, Е.А. Евтушенко. В данной статье отрывки из произведения приводятся в переводе Николая Заболоцкого.

Основу сюжета «Слова…» составляют реальные исторические события. В центре повествования – поход на половцев Игоря Святославовича, князя новгород-северского. Однако отраженный в произведении исторический контекст гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. За отдельным, пусть и масштабным, фрагментом в долгой череде русско-половецких войн стоит идея объединения правителей всех удельных княжеств раздробленной Руси.

Природа в «Слове о полку Игореве»

Тема природы и играет в повествовании значительную роль. Она очеловечена, одухотворена, именно через нее воспроизводятся все людские переживания. Таким образом, это не просто фон, на котором развиваются события, а активный участник действия.

Так, в самом начале «Слова…» происходит редкое явление, которое могло бы стать поворотным в походе Игоря на половцев – солнечное затмение:

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.

Князь не захотел увидеть в этом дурное предзнаменование, поэтому отдал приказ к продолжению пути. Учитывая испокон веков сложившуюся традицию следования обрядам и верованиям, связанным с природными явлениями, остается только подивиться отваге Игоря Святославовича. Но чем дальше войско продвигается в степь, тем мрачнее, тревожнее становится пейзаж. Животные, по поверьям более тонко предчувствующие приближение беды, всеми силами стараются предотвратить неминуемое:

Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим,
По оврагам волки завывают,
Крик орлов доносится из мглы.

И, словно прощальный взмах руки, горько звучат слова:

О Русская земля!
Ты уже за холмом.

«На рассвете, в пятницу, в туманах…» проходит первый бой, который войско Игоря благополучно выигрывает. А вот на следующее утро природа предвещает тяжелую развязку:

Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Тучи надвигаются от моря
На четыре княжеских шатра.

Сколько крови будет пролито в этом походе, сколько горя наполнит души русского народа! Природа грустит вместе с людьми:

Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили…
И закрылось небо, и погас
Белый свет над Русскою землею.

Анализ эпизода «Плач Ярославны»

А далеко в Путивле с раннего утра не смолкает плач. Это голос Ярославны, жены князя Игоря. Она стала олицетворением всех русских женщин, мужья, сыны и отцы которых – самые дорогие сердцу люди – уже никогда не вернутся домой. В отчаянии спрашивает она у Ветра, который тоже становится полноправным героем повествования:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь?
Мечешь их на русские полки?

Обращается Ярославна и к Солнцу:

Что ж ты войско князя удалого
Жаркими лучами обожгло?

За риторическими вопросами княгини стоит горькое осознание, что погибших уже не возвратить назад. И Ярославна просит Днепр лишь об одном-единственном человеке, князе Игоре:

Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне.

Природа приходит на помощь, вновь принимая активное участие в действии. Именно под ее прикрытием Игорь сбегает из плена:

Вздрогнула земля,
Зашумела трава,
Буйным ветром вежи всколыхнуло…
Но восходит солнце в небеси-
Игорь-князь явился на Руси.

Роль природы в «Слове о полку Игореве»

Описание природы присутствует в большинстве произведений литературы, и в каждом ей отводится определенная роль. В «Слове о полку Игореве» травы и деревья, реки и степи, животные и птицы, Солнце и Ветер не только проявляют чувства, свойственные человеку, но и стремятся прийти на выручку героям.

Солнечное затмение, утренние кровяные зори… Несмотря на то, что русские войска дважды ослушиваются того, что намного мудрее и старше всего рода человеческого, природа все же не карает князя Игоря за непослушание, а помогает его побегу.

Природные богатства нашей необъятной Родины в полной мере нашли свое отражение в замечательном произведении древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве». Описание обширных природных просторов раскрывает полноту и мощь, красоту и щедрость русской души, способность к сопереживанию и сочувствию, а также стремление во что бы то ни стало освободить родную землю от посягательств врагов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).

Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.

Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

Тест по литературе Бедная Лиза для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Мо­сквы-реки, села на траве и подгорюнившись, смотрела на белые ту­маны, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала ти­шина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; ро­щи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы под­няли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вме­сте с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьяни­ном, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравст­вуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь рас­тет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым — взял бы, может быть, руку мою… Мечта!» Пас­тух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. К какому литературному направлению принадлежит произведе­ние?

2. Назовите город, в котором происходят события.

3. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
… цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света.

4. Как называется средство воссоздания внутреннего мира героя:
Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто за­нимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином …»

5. Укажите название приема:
До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром … но теперь ты задумчива, и общая радость приро­ды чужда твоему сердцу.

Задания с развернутым ответом

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Назовите жанр произведения.

2. Назовите имя того, кто занимал мысли Лизы.

3. Укажите название средства иносказательной выразительности:
Везде царствовала тишина …

4. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
… душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной.

5. Как называется изображение природы в литературном произведе­нии, например:
«… белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры».

Задания с развернутым ответом

6. Как картины природы в данном фрагменте отражают состояние героини?

7. С какой целью Карамзин создает образ пастушка?

8. Сопоставьте фрагменты произведений Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Чем различается душевное состояние героинь?

Фрагменты произведений для 8 задания

На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пестрые лапти и получил от нее полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шепотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала … но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра?

Ответы на тест по литературе Бедная Лиза
1 вариант
1. сентиментализм
2. Москва
3. эпитет
4. внутренний монолог
5. антитеза // контраст // противопоставление
2 вариант
1. Повесть
2. Эраст
3. метафора // олицетворение
4. сравнение
5. пейзаж

В каких произведениях русских прозаиков изображение природы помогает понять внутренний мир героев?

…Аксинья, как только пришла домой, опорожнила ведра, подошла к зеркальцу, вмазанному в камень печи, и долго взволнованно рассматривала свое постаревшее, но все еще прекрасное лицо. В нем была все та же порочная и манящая красота, но осень жизни уже кинула блеклые краски на щеки, пожелтила веки, впряла в черные волосы редкие паутинки седины, притушила глаза. Из них уже глядела скорбная усталость.

Постояла Аксинья, а потом подошла к кровати, упала ничком и заплакала такими обильными, облегчающими слезами, какими не плакала давным-давно.

Зимою над крутобережным скатом Обдонской горы, где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечии «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб, громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца повиснет над обрывом снежная громадина. Будет она, грозная безмолвием, висеть до поры, пока не подточит ее из-под исподу оттепель или, обремененную собственной тяжестью, не толкнет порыв бокового ветра. И тогда, влекомая вниз, с глухим и мягким гулом низринется она, сокрушая на своем пути мелкорослые кусты терновника, ломая застенчиво жмущиеся по склону деревца боярышника, стремительно влача за собой кипящий, вздымающийся к небу серебряный подол снежной пыли…

Многолетнему чувству Аксиньи, копившемуся подобно снежному наносу, нужен был самый малый толчок. И толчком послужила встреча с Григорием, его ласковое: «Здравствуй, Аксинья дорогая!» А он? Он не был ли ей дорог? Не о нем ли все эти годы вспоминала она ежедневно, ежечасно, в навязчивых мыслях возвращаясь все к нему же? И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо…

Аксинья до вечера пролежала на кровати, потом встала, опухшая от слез, умылась, причесалась и с лихорадочной быстротой, как девка перед смотринами, начала одеваться. Надела чистую рубаху, шерстяную бордовую юбку, покрылась, мельком взглянула на себя в зеркальце, вышла.

Над Татарским сизые стояли сумерки. Где-то на разливе полой воды тревожно гагакали казарки. Немощно бледный месяц вставал из-под обдонских тополей. На воде лежала волнующаяся рябью зеленоватая стежка лунного света. Со степи еще засветло вернулся табун. По базам мычали еще не наевшиеся молодой зеленки коровы.

(М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Показать текст целиком

Многие русские писатели раскрывали внутренний мир своих героев через картины природы.

Так,например, описания природы в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" - это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение.Как и в романе Шолохова, природа словно участвует в событиях, сочувствует героям, вызывая у них определенные состояния души и мысли.Природа помогает князю Андрею разобраться в своих мечтаниях о славе и подвиге,на поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни:"Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишин




Top