Романтизм в литературе. Специфика русского романтического мировоззрения в музыкальной культуре России XIX века

Уже в йенском романтизме ясно определились основные чер-

ты романтического мировосприятия, более полно раскрывшиеся

в дальнейшей эволюции романтического движения. Дать полную

характеристику этого мировосприятия в какой-то определенной

системе тезисов довольно трудно. Попытаемся наметить лишь

основные его компоненты.

Прежде всего следует обратить внимание на последователь-

ное отторжение романтиками нормативных для эпохи Просвеще-

ния идеалов класcицизма. В этом полемически заостренном

противостоянии классицизму наиболее явно сказался первона-

чальный антипросветительский импульс романтического мышле-

ния. Понятия "классическое" и "романтическое" рассматрива-

ются самими романтиками как противоположные по смыслу. Уже

в самом принципе противопоставления сказывается своеобразие

понимания романтиками своей историко-культурной миссии.

Классическое - это все нормативное, образцовое, завершенное

и статичное. Все романтическое, напротив, подвижно, открыто

для непрестанного обновления и бесконечного развития. Клас-

сическое видение мира созерцательно, романтическое - дейс-

твенно. Нетрудно усмотреть здесь связь с пафосом изменения,

привнесенным в европейское сознание революцией (между про-

чим, сами романтики вполне осознавали эту связь; так,

Фр.Шлегель говорил о Французской революции как одной из

"величайших тенденций нашего времени").

В центре всего романтического мировоззрения находится

идея бесконечного творческого преобразования действитель-

ности; главной внутренней пружиной романтического движения

являются его жизнестроительные устремления. Романтическое

сознание не терпит ничего застывшего, оно видит весь мир в

становлении, в непрерывном процессе перерождения, взаимопе-

рехода и взаимоперетекания элементов. Огромную роль в крис-

таллизации этой центральной интуиции романтизма сыграло

знакомство членов йенского кружка с философскими учениями

Канта и особенно Фихте; это важно иметь в виду, чтобы по-

нять своеобразие романтизма. Напомним, что Фихте, стремясь

развить кантовское учение о познавательной активности субъ-

екта, разработал учение, в котором весь мир природы и духа

рассматривался как результат творческой деятельности само-

сознания. Эта идея глубоко поразила молодых романтиков; в

философии Фихте они нашли основание для нового понимания

смысла культуры вообще. Романтическое творчество - это не

социально-политическая преобразовательная активность, не

педагогически-просветительная работа; это - внутреннее ду-

ховное усилие, непосредственно-магически воздействующее на

реальность. Форма, которую принимает такое усилие, для ро-

мантиков не была важна, - это может быть искусство, филосо-

фия, религиозная жизнь, даже просто внутреннее переживание,

никак не выражаемое вовне, - важно само интенсивное внут-

реннее напряжение. В таком напряжении перерождается сам че-

ловек, а поскольку жизнь человека незримыми нитями связана

со всем мирозданием, то в этом самоперерождении человек

преобразует мир. Наиболее яркое выражение эта идея нашла в

мировоззрении Новалиса, в его "магическом идеализме", расс-

матривающем любые действия со знаками (словами, образами,

звуками и т.д.) как инструмент магического преображения ми-

Именно в творчестве романтики нашли объединяющее, синте-

зирующее начало всей культуры. Остро переживая негармонич-

ность, конфликтность, двойственность просветительского соз-

нания, осознавая эклектический характер всей культуры ХVIII

века в целом, они искали иного, органического синтеза сос-

тавляющих ее элементов. Просветительский разум не справился

с задачей такого синтеза; романтики искали другой инстру-

мент синтеза и нашли его в идее творчества. Не рациональная

целесообразность, заявили они, но творческое самовыражение

человеческого духа составляет смысл всякой культурной дея-

тельности. Рациональное конструирование действительности -

это ее обеднение, сведение к абстрактно-общим формам; твор-

ческое начало, напротив, позволяет осуществить органический

синтез разнородного. Отсюда проистекает другая важная черта

романтического миросозерцания - ориентация на создание но-

вого универсального видения мира, соединяющего в себе черты

науки, искусства, философии и религии. Это стремление, по

сей день живущее в европейской культуре, в романтизме нашло

выражение в утопическом представлении о грядущем новом ми-

фе, формирование которого романтики связывали с собственны-

ми творческими усилиями. (Чтобы представить себе весь раз-

мах этой утопии, достаточно вспомнить, что члены йенского

кружка вынашивали не больше не меньше как план создания но-

должны были стать Новалис, Ф.Шлегель и Ф.Шлейермахер). Ро-

мантическое мифотворчество особенно ярко воплотилось в их

художественных произведениях - мистико-философских романах

Новалиса "Ученики в Саисе" и "Генрих фон Офтердинген", фан-

тастической прозе Л.Тика, А.Шамиссо, а позднее - Э.Т.А.Гоф-

мана. Взаимопроникновение реального и фантастического, обы-

денного и невероятного стало одним из главных художествен-

ных открытий романтизма.

Романтический культ творчества задает определенную сис-

тему ценностей, совершенно противоположную системе ценнос-

тей, предложенной Просвещением. Прежде всего, творчество

всегда индивидуально. Поэтому все индивидуальное, ориги-

нальное, самобытное имеет в глазах романтиков заведомое

преимущество перед абстрактно-общим, нормативным. Именно

поэтому понятию романтики предпочитали образ, абстракт-

но-рациональному - чувственно-конкретное. Отсюда и особое

значение, придаваемое романтиками искусству: ведь оно ра-

ботает как раз с чувственным материалом и в этом смысле бо-

лее индивидуально. По сути дела, всякое творчество романти-

ки мыслили по аналогии с творчеством художника. С культиви-

рованием индивидуальной самобытности связан и исключитель-

ный интерес романтиков более позднего времени к самобытнос-

ти национальной, как своей собственной (ярчайший пример то-

му - обращение к фольклору немецких романтиков гейдельберг-

ской школы, в частности, в знакомых каждому с детства сказ-

ках братьев Вильгельма и Якоба Гримм и менее известном в

России творчестве Ахима фон Арнима), так и чужой (особенно

важным оказалось для романтиков знакомство с культурами

Востока, в которых они нашли много близкого своим интуици-

ям; изучение романтиками культур Востока положило начало

научному востоковедению в Европе) , и неослабевающее внима-

ние к историческому прошлому (с усилиями романтиков связан

расцвет исторического жанра в литературе и настоящая рево-

люция в изучении наследия античности, средневековья и Ре-

нессанса).

Стоит отметить, что романтики развили совершенно новое

понимание национального и исторического своеобразия. Источ-

ник этого своеобразия они находили не во внешних формах

(политическом строе, обычаях, нравах и т.д.), а в некоторой

внутренней цельности, определяющей и связующей все эти фор-

мы, разнообразно в них проявляющейся. Самобытность эпохи,

неповторимость национальной традиции были в глазах романти-

ков столь же неразложимы на составляющие элементы, сколь

неразложима конкретная человеческая личность на сумму внеш-

них признаков, идей, представлений, жестов и т.д. Поэто-

му-то романтики так любили размышлять о "духе эпохи", о

"национальном духе" или "душе народа". В этом смысле роман-

тизм, пожалуй, впервые в европейском сознании стал осознан-

но и целенаправленно ориентироваться на осмысление и изуче-

ние культуры как особой реальности. В известной степени ро-

мантики - первооткрыватели того рода исследования, который

мы сегодня называем культурологическим. Многие собственно

культурологические проблемы впервые были поставлены и четко

сформулированы именно в контексте романтического мировозз-

рения. Одним из множества примеров может послужить книга

Фр.Шлегеля "О языке и мудрости индийцев"(1808), в которой

был впервые поднят вопрос о возможности установления общих

истоков культуры всех индоевропейских народов с опорой на

сравнительное изучение индоевропейских языков, по-настояще-

му разработанный только в культурологии и лингвистике ХХ

века. Другой показательный пример - огромный вклад, внесен-

ный романтиками в научное исследование мифологического ма-

Важной оказалась для романтиков и другая особенность

творческого акта: он всегда предполагает подлежащий преоб-

ражению материал. Это не обязательно физический материал,

но непременно нечто неоформленное, хаотическое. Если такого

материала нет, творчество невозможно. На этой основе роман-

тики развили представление о том, что неупорядоченное пов-

сюду предшествует порядку, хаос - космосу, противополож-

ность - единству. Не случайно с романтизмом связан небыва-

лый расцвет диалектики в западной (прежде всего немецкой)

философии.

Применительно к человеческой личности это представление

приобрело форму развитого Ф.В.Й.Шеллингом учения о том, что

всякое сознание опирается на бессознательный базис. Такое

понимание природы человека хорошо ложилось на романтический

культ искусства - ведь в деятельности художника, поэта бес-

сознательный импульс имеет огромное значение. К обоснованию

этого взгляда романтики привлекли учение И.Канта о гении -

бессознательно действующем творце, через которого творит

сама природа (романтики придали словам "гений", "гениаль-

ность" тот смысл, в котором мы употребляем их и сегодня).

Ориентация на бессознательный, интуитивный творческий им-

пульс обусловила особое место музыки в романтической клас-

сификации искусств. Музыку романтики считали высшим из ис-

кусств и стремились придать музыкальность другим видам ис-

кусства - литературе, живописи. Некоторые романтики были

одновременно композиторами и литераторами (например,

Э.Т.А.Гофман, а позднее - Рихард Вагнер).

Таковы были главные компоненты того культурного движе-

ния, которое родилось в последние годы ХVIII века в Герма-

нии и триумфальное шествие которого по всей Европе опреде-

лило своеобразие западноевропейской культуры первой полови-

Тема нашего сегодняшнего урока «Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое».

Эпоха Просвещения подходила к своему закату… подводя её итоги, итальянский поэт Дж. Леопарди писал:

…Зарождающийся золотой

Век должен на себе нести печать

Веков прошедших, потому что сотни

Начал враждебных, несогласий прячет

Сама природа общества людского.

И примирить их было не дано

Ни мощи человека, ни уму.

Романтизм в художественной культуре начала XIXв. Предпринял попытку в какой-то мере осуществить это примирение. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывавших его норм и правил.

Слово романтизм восходит к латинскому «romanus» - римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом романтизм представлял собой единое направление художественной культуры, отвечавшее общим эстетическим требованиям и принципам.

Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворенности действительностью. Романтики, пережившие разочарование в ФБР, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Постоянно меняющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.

Героями романтических произведений становятся исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой может посвятить всю жизнь поиску своей мечты и идеала. В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром. Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грез и иллюзий. В центре внимания оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям душевным мукам отличает произведения романтизма.

В жизни природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющий предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика. Перед стихией природы человек беспомощен и слаб.

В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, несуществовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма. Оригинальной реабилитации подверглась эпоха Средневековья. Одних увлекала выдуманная идиллия, другие искали в нем яркие характеры, сильные пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости.

Какие исторические события в Европе предшествовали рождению романтизма?

Чем главные эстетические принципы романтизма привлекают лично вас?

В чем вы видите сильные и слабые стороны романтического мироощущения?

Знакомы ли вам по произведениям искусства романтические герои? Расскажите о них поподробнее.

Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, неприятие реальной жизни приблизили реализм – другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре ½ XIX века.

Понятие реализм – одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В сфере художественной деятельности значение реализма еще более сложно и противоречиво. В искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоявшего романтизму и символизму. Истину. Дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма».

В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и критике многие стороны окружающей действительности. Осуждая основы общественного строя, художники реалисты в то же время утверждали идеалы добра, справедливости, всеобщего равенства и счастья. Критическая направленность реализма нашла наиболее яркое выражение в произведениях литературы и изобразительного искусства.

Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в общественную жизнь, защищая интересы народных масс. Еще глубже и непримиримее становятся различия между реализмом и романтизмом.

Воспроизводя действительность такой как она есть, реалисты не стремились к ее точному копированию. В их произведениях оставалось место для творческого воображения и фантазии.

Данная статья является незавершённой и находится в процессе доработки. У этого термина существуют и другие значения, см. Романтизм (значения) .

(1770-е - 1890-е) - литературно-общественно-религиозное движение, претендующее на целостное мировоззрение в духе естественного сверхъестественного .

Романтизм охватывает собой не только искусство , но и массовую науку , массовую культуру и массовую религию . В области идеологий центральной фигурой романтизма является Наполеон.

влияния

«Если говорить о „ключе“ к раннему романтизму, то его следует искать в творчестве одного из мыслителей античности, в философии Плотина. Ибо этот мыслитель явился вдохновителем не только всей системы Новалиса , рассеянной по бесчисленным фрагментам, и многих из идей Шеллинга в его средний период; его влияние простиралось еще дальше: через Новалиса и Шеллинга он повлиял, хотя и невпрямую, на обоих Шлегелей и без знания этого факта многие места в берлинских лекциях „О литературе и искусстве“ (Вильгельма Шлегеля) останутся загадкой» .

На идеологию (политическую философию) романтиков оказал исключительно важное влияние Иоганн Готфрид Гердер . На эстетическую теорию оказал влияние Фридрих Шиллер. Среди прочих воздействий следует указать Иоганна Готлиба Фихте.

Романтизм оказал сильнейшее влияние на натурфилософию, богословский модернизм (основатель которого Фридрих Шлейермахер сам принадлежал к кругу романтиков), славянофильство, движение литургического обновления. Богословие Серена Кьеркегора также носит на себе отпечаток романтической мысли.

Органицизм романтиков обнаруживается и в нравственном монизме, и в парижской школе, и в богословии общения митр. Иоанна (Зизиуласа) .

Антибуржуазная полемика романтиков впоследствии встречается у Федора Достоевского , фашистов , анархистов , авангардистов и вообще у гностических революционеров .

характеристика

Романтизму присуще:

Безмерное умножение жанров и стилей; признание эстетической легитимности genre mixte (смешанных жанров); goût de la nuance (вкус к нюансам); натурализация «гротескного» в искусстве; внимание к оттенкам; стремление воссоздать с помощью воображения специфику внутреннего мира людей прошлых эпох, стран, культур; étalage du moi (выставление себя напоказ); отказ от буквальной точности в описании пейзажа; отвращение к простоте; недоверие к универсальным формулам в политике; эстетическая антипатия к стандартизации; отождествление Абсолюта с «определенным видом конкретной реальности» в метафизике; чувство «великолепия несовершенного»; культивирование индивидуальных, национальных, расовых особенностей; пренебрежение к очевидному и, в целом, высокое место (совершенно несвойственное большинству прежних эпох), отводившееся оригинальности, а также доходящее до абсурда стремление к обладанию этим качеством оригинальности. Но не так важно, прилагаем ли мы к этим, бытовавшим тогда представлениям о ценности, обозначение «романтизм» или нет; важнее помнить, что эти изменения произошли и что они, как ничто другое, отличают (к лучшему ли, к худшему ли) господствующее мировоззрение и в девятнадцатом столетии, и в нашем веке, от мировоззрения предшествующего периода интеллектуальной истории Запада. Изменения эти, коротко говоря, состояли в том, что в большинстве нормативных областей мысли в качестве руководящей установки на смену, униформитаризму пришло то, что может быть названо диверсификационизмом .

Артур Лавджой

«Ранний романтизм проникнут эсхатологическим ожиданием новой эпохи, обновления человечества, возвращения "золотого века". Это обновление мыслится прежде всего под знаком эстетики, ибо эстетика, по определению Ф. Шлегеля, “это философия целостного человека". <…> Подобно Новалису и Шеллингу, Ф. Шлегель развивался в направлении объективного идеализма: соединение Фихте и Спинозы становится для него программным. Я и мир, индивидуальность и универсум (понятие, отражающее влияние Я. Бёме) – два полюса в пантеистической метафизике Ф. Шлегеля и Шлейермахера конца 90-х годов. Философия – это "эллипс с двумя центрами, один – идеальное разума, другой – реальное универсума"; отношения между ними мыслятся динамически, как реализация идеального и идеализация реального. Универсум – это непрерывно становящийся бесконечный организм, его неисчерпаемая динамика проявляется во множестве индивидуальных форм-символов универсума. Ведущую роль в постижении мира играет продуктивное воображение: живую динамику "бесконечного" нельзя фиксировать в мертвых понятиях, ее можно только "открывать и созерцать" в намеках и предчувствиях – в художественных образах-символах и в "высших первопонятиях" - идеях-символах» .

идеологии

Бесконечный и недостижимый идеал романтического искусства у романтиков имел определенный политический смысл. Это фихтеанский идеал высшего блага, совпадения справедливости и счастья, разума и природы, Царство Божие на земле :259 .

Очертим главные стороны романтической политической философии: акцент на коллективизме (общинности), резкое различение между государством и обществом, государство как продукт истории, утверждение уникальной ценности каждой культуры :189 .

коллективизм

Коллективизм романтиков с самого начала истории романтизма принимает политическую форму. Романтическое искусство у Фридриха Шлегеля получает одну из основных целей: возрождение современного человека, через восстановление у него чувства общности, чувства принадлежности к коллективному целому. Чувство любви должно стать «невидимо видимым» не только в искусстве, но и в обществе. Афинская республика была для Шлегеля образцом такого художественного сообщества, где стала видимой связующая всех любовь.

Коллективизм романтиков сочетается с глубоким сокрушением по поводу эгоизма и материализма современного им буржуазного (еще не массового, дореволюционного) германского общества : 231-232 .

органическая концепция общества

Органическая концепция общества у романтиков - это ожившая (или оживающая) метафора такого целого, которое больше суммы своих частей. Это Царство Божие на земле, золотой век единства людей друг с другом и с природой. В политическом смысле эта концепция побуждает романтиков к действиям по созиданию религиозно-политического тела .

Органицизм противопоставляется у романтиков механицизму просвещенцев, хотя органическая метафора принадлежит эпохе Просвещения в не меньшей степени.

Фредерик Бейзер указывает четыре основные стороны органической концепции общества:

Романтики рассматривали революцию и государство как средство воспитания. Для этого революция (по образцу Французской революции) должна стать источником духовного роста, но одновременно укрощена, ограничена и превращена в перманентную революцию. Монархия, согласно Новалису, должна быть сохранена, но теперь ее целью должно стать воспитание народа для будущих свободы и равенства. Аристократия должна отказаться от своих привилегий и влиться в число руководителей человечества : 266 .

Организующим принципом, по Новалису, должна стать светская харизма правителя. Такая харизма не имеет в себе ничего сверхъестественного,это вымысел, продукт творческого воображения , фикция, обеспечивающая покорность масс : 273 .

Новалис подчинял акт познания воле. В этом состоял его магический идеализм, когда человек может создать такой мир, какой он хочет. Воля является всемогущим средством по созданию нового государства, как образца второй реальности : 270 .

Светская харизма правителя возникает благодаря пропаганде с помощью художников-романтиков. Монарх - обычный человек, но в том-то и задача романтического искусства, чтобы придать обыденному высший смысл, обычному - таинственность, и бесконечному - атмосферу бесконечного. Монарх превращается в художественное произведение, живой романтический символ : 272 .

Согласно Ф. Шлегелю, отношения в обществе должны характеризоваться «взаимностью» (Wechselwirkung), дополненной иерархическим принципом, который пронизывает всю органическую структуру и наполняет все части жизнью :41 . Впрочем, иерархический принцип является лишь полезной фикцией, вполне легитимно упраздняемой во время революций :41-42 .

Из органической концепции вытекал антиюридизм (полемика против внешнего авторитета и внешнего закона).

Bildung

Одной из центральных тем романтизма было образование, воспитание (Bildung).

Цель образования, в частности для Фридриха Шлегеля и Фридриха Шиллера, бесконечна и недостижима. Это бесконечный идеал, высшее благо, Царство Божие на земле, акт светского мистического рождения человека к новой жизни в единстве с мирозданием : 256-257, 259 .

Романтическое искусство, религия (в светском религиозно-общественном смысле) служат целям такого образования. В собрании афоризмов «Ideen» () Шлегель пишет: «Религия не просто одна из составляющих частей образования (Bildung), одна из сторон человечности. Религия стоит в центре каждой части образования, в каждом аспекте первая и последняя, абсолютно оригинальная» : 240 .

В концепции Новалиса свобода и равенство даны не как природные свойства человека, а как идеалы, цели, достигаемые в процессе воспитания. Отсюда возникало то сочетание, которое впоследствии встретится у славянофилов: республиканские, революционные требования совмещаются с мнимым монархизмом. У Новалиса и монархия, и закон, и сословные различия исчезнут вместе с осуществлением человечеством идеалов воспитания : 266-267, 259 .

антибуржуазная полемика

Соперником и врагом романтика является филистер (der Philister), который порожден современным романтикам буржуазным обществом и, в свою очередь, создает в обществе скуку и материализм, гасит энтузиазм.

Филистер описывается как продукт эгоизма и материализма. Филистер способен воспринимать искусство только как форму развлечения, и никогда в форме сверхэстетизма , как полагается романтику. Религия для филистера лишь средство успокоения и комфорта. Жизнь филистера - повторяющийся круг обязанностей и развлечений, внутри которого господствует комфорт и чувство безопасности : 234 .

романтическое государство

В творчестве романтиков возникает довольно определенное представление об идеальном государстве, особенно в сочинении «Вера и любовь, или Король и королева» Новалиса.

Образцом такого государства служит мифическое Средневековье , но при этом определенно утверждается, что это государство будущего, а не прошлого.

Во многом романтическое государство определяется отрицательно, как лишенное свойств современного романтикам традиционного общества.

В новом государстве не должно быть места эгоизму, материализму и отчуждению. Вместо этого в обществе должны господствовать любовь, долг, духовность, чувство принадлежности к целому. Средневековое общество было якобы большой семьей.

светский мистицизм

холизм

При этом полнота не только созерцается в редкие мгновения душевного подъема, но ставится как практически решаемая задача.

Романтическая целостность выражается прежде всего в тавтологиях и в самозамкнутой структуре произведений:

Для Кольриджа, как и для современных ему немецких философов-идеалистов, «научный метод», которым должно руководствоваться любое познание, также следует путем спирали. Процесс рассуждения, утверждает Кольридж, начинается с самообоснованного утверждения, которое оказывается доказанным лишь в конце рассуждения. Мы приходим к тому же, с чего начали, и за счет этого наше рассуждение образует всеобъемлющее и самостоятельное целое: «С этого мы начали (или нам только казалось, что начали, поскольку результат рассуждения двигался все время перед нами, как невидимый хранитель и руководитель), и к этому же и пришли в заключение нашего кругового пути». Действие воображения также (поскольку эта сила души «жизненна в своем существе», в отличие от механистической «фантазии», в которой «нет никаких противоречий, а только определенности и данности») описывает путь, который приводит нас к тому же, с чего мы начали. «Принцип воображения, - цитирует Хезлитт Кольриджа со смесью иронии и восхищения, - напоминает эмблематическую змею, которая своими кольцами вливается сама в себя, замкнутая на себе, без начала и конца». И живой плод, как и процесс, поэтического воображения имеет ту же форму уробороса (змеи, кусающей свой хвост). Так Кольридж оправдывает в терминах своей тотальной метафизики типично романтический жанр круговой поэмы, конец которой есть одновременно ее начало: «Общая цель всех повествовательных (нет - всех) поэм - превратить цепь в Целое: сделать так, чтобы события, которые в реальной или воображаемой Истории двигаются по прямой, приняли в нашем сознании круговое движение - змея, с хвостом в своем рту :271 .

Культ целостной всесторонне развитой личности возникает скорее в эпоху романтизма, а не в эпоху Возрождения, поскольку фигуры Гете или Наполеона не несут в себе момент самоуспокоенности, самодостаточности и спокойного самолюбования, присущего мифу о титанах Возрождения, хотя эти мифы и связаны.

грех и самоискупление

Одна из основных мифологем Нового времени - трехчастный миф о первоначальном единстве человека с природой и обществом, которое потом разрушилось в своеобразном гностическом первородном грехе .

Во многих местах, где Сэмюэль Кольридж развивает похожие мысли, он противопоставляет «интуицию вещей, которая возникает, когда мы обладаем сами собой как частью целого», что дарует полноту жизни и радость, - нашему опыту, когда «мы мыслим о себе как об отдельных существах, и противополагаем природу и рассудок, как объект и субъект, вещь и мысль, смерть и жизнь»…

Основной целью Уильяма Вордсворта как поэта и Кольриджа как и поэта, и метафизика было помочь человеку искупить и оправдать самого себя, побудив его к примирению с природой, которая стала ему чуждой и враждебной из-за того, что сам человек разорвал первоначальное единство с природой. Эта проблематика породила сеть взаимосвязанных идей, которые получили широкое распространение в начале XIX в. и которые стали диагнозом основной болезни и нашего времени.

Этот диагноз звучит так: человек некогда был здрав, а теперь он болен, и в корне его современной болезни лежит его разделенность, разъединенность, отстраненность или (в самой резкой формулировке из перечисленных) отчуждение. Личность, как гласит общепринятая точка зрения, коренным образом расколота в трех основных отношениях. Он разделен внутри себя, он отделен от других людей, и он отделен от окружающего мира. Для тех, кто еще верит в возможность исцеления, единственная надежда состоит в том, что человек найдет пути для восстановления единства с самим собой, с обществом ближних и вновь подружится с чужим и враждебным миром природы. Эти идеи в наше время разделяются богословами, философами, экономистами, социологами, психологами, художниками, писателями, критиками, читателями журналов «Лайф» и «Ридерз дайджест». Писатели и философы эпохи романтизма усвоили себе именно такую общую схему истории и бедственного положения современного человека :145 .

магия

Романтизм подготовил почву для оккультного возрождения середины XIX века. Перестает активно развиваться лишь с приходом декадентства.

эволюция

Для романтизма характерен «различительный холизм » (diversitarian holism), который служит обоснованием для нового для своего времени понятия об эволюции.

Античный, средневековый и возрожденческий холизм «предполагал существование гармонично устроенной вселенной, которая совершенна и законченна, поскольку представляет собой совершенное Божество». В эпоху романтизма к холизму присоединяется эволюционизм, то есть начало движения и прогресса. Этот «романтический эволюционизм предполагает, что вселенная еще не достигла своего совершенства и лишь стремится к высшим осуществлениям. Это уже новый, современный элемент. Так возникает дилемма, которую проще всего сформулировать в этических терминах: если раньше „благое“ означало собой „совершенное“, то в новой системе координат „благое“ – это „совершенствующееся“» .

культ искусства

культ радости

Как в традиционном Христианстве осуждается отчаяние, так и для романтиков отчаяние осуждается за то, что оно порождает творческое бесплодие. Пребывать в апатии и утратить надежду значит находиться в состоянии, которое Кольридж называет «смерть-в-жизни». Питать надежду (по Кольриджу, надежда - это «витальность и целостность нашего Существа») - это основной моральный долг, без которого мы обречены на погибель. Надежда, открытая новым возможностям, высвобождает творческие силы человека, его воображение и действие… «Давайте же, - сказал Шелли, - верить в такой оптимизм, в котором мы будем богами для самих себя» :447 .

Восхищение поэта полнотой своей жизни побуждает его выражать, изображать и творить жизнь. Соответственно, значение поэзии состоит в том, что она расширяет жизнь читателя, доставляя ему наслаждение, которое в свою очередь является основным движущим началом во всех живых существах. И не следует считать такую цель поэзии как непосредственного источника наслаждения унизительной для искусства поэта. Все как раз наоборот... Это акт уважения к природному и чистому достоинству человека, к великому элементарному началу наслаждения, с помощью которого человек познает, ощущает, живет и движется. Поэтому Шиллер, как и Вордсворт, считает, что наслаждение ведет к радости, а высочайшая радость означает, что наше сознание полностью овладело своими жизненными силами. Любящий искусство, пишет Шиллер в 1803 г., должен искать наслаждения, потому что все искусство посвящено радости, и нет более высокого и более серьезного предназначения, нежели сделать человека счастливым. Подлинное искусство – вот что только и творит высочайшую радость. Но высочайшая радость – это и есть свобода духа, погруженного в жизнь :433 .

культ страдания

«Поклонение страданию» возникает как осознанная мифологема в романе «Sartor Resartus» Томас Карлейля.

романтизм и Христианство

Романтики предлагают широкий выбор различных способов интегрировать Христианство в новую сверхрелигию, в новое романтическое государство и новую романтическую «церковь»:

Подчинение Христианства искусству, подчинение искусства и всех идеалов модернизированному Христианству, основание новой религии, антихристианство и атеизм.

В частности, у Новалиса мы находим признание того, что Французская революция разрушала веру. Однако Новалис видит в этом необходимый диалектический момент в процессе создания новой более духовной религии, в которой будут примирены разум и вера

  • Лейтон, Лорен Дж. Эзотерическая традиция в русской романтической литературе. Декабризм и масонство. - СПб.: Академический проект, 1995.
  • Людвиг, Эмиль. Гете. - М.: Молодая гвардия, 1965.
  • Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. - Пг.: Всемирная литература, 1922.
  • Тютчев, Федор. Лирика: В 2-х т. - М.: Наука, 1965.
  • Эстетика немецких романтиков. - М.: Искусство, 1987. . : ,
  • Abrams, M. H. Natural supernaturalism. Tradition and revolution in romantic literature. - New York: W. W. Norton, 1971.
  • Armstrong Charles I. Romantic organicism. From idealist origins to ambivalent afterlife. - Houndmills, U.K., New York: Palgrave Macmillan, 2003.
  • Beiser, Frederick C. Enlightenment, revolution, and romanticism. The genesis of modern German political thought, 1790-1800. - Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1992.
  • Bortoft, Henri. The wholeness of nature. Goethe"s way toward a science of conscious participation in nature. - Hudson, N.Y: Lindisfarne Press, 1996.
  • Gibson, Matthew. Yeats, Coleridge and the romantic sage. - Houndmills, New York: Macmillan Press; St. Martin"s Press, 2000.
  • Halmi, Nicholas. The genealogy of the romantic symbol. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2007.
  • Hanegraaff, Wouter J. Romanticism and the Esoteric Connection // Gnosis and hermeticism from antiquity to modern times. - Albany: State University of New York Press, 1998.
  • Hanegraaff, Wouter J., Faivre Antoine, Broek, R. den; Brach, Jean-Pierre. Dictionary of gnosis & Western esotericism. - Leiden, Boston: Brill, 2006.
  • Herder, Johann Gottfried. Selected writings on aesthetics. - Princeton University Press, 2006.
  • Kompridis, Nikolas. Philosophical romanticism. - London, New York: Routledge, 2006. . :,
  • Löwy, Michael; Sayre, Robert. Romanticism against the tide of modernity. - Durham: Duke University Press, 2001.
  • Novalis. Notes for a romantic encyclopaedia. Das Allgemeine Brouillon. - Albany: State University of New York Press, 2007.
  • Praz, Mario. The Romantic Agony. - London: Oxford University Press, 1951.
  • Priestman, Martin. Romantic Atheism. Poetry and Freethought, 1780–1830. - Cambridge University Press, 2004. - P. 3.
  • Riasanovsky, Nicholas V. The emergence of romanticism. - New York: Oxford University Press, 1992.
  • Vassányi, Miklós. Anima mundi. The rise of the world soul theory. - Dordrecht, London: Springer, 2001.
  • В процессе эволюции мировоззренческих ориентаций общества, духовной культуры огромную роль играет феномен романтизма.

    Подходы к пониманию сущности романтизма

    Определение 1

    По своей сути романтизм представляет собой новое историческое мышление, определенный тип культуры, общекультурное движение, оказавшее влияние на все сферы общественной жизнедеятельности.

    Романтическое мирочувствие, мироощущение нашло свое выражение в художественной практике, эстетических теориях, которые при универсальности эстетических идеалов, философском обосновании, принципов воплощения в каждой стране имели свою национальную специфику.

    Эпоха романтизма характеризуется особым пониманием сущности личности, ее возможностей и роли в истории. Акцентируя внимания не уникальности, неповторимости каждого человека, романисты углубляют традиции индивидуализма, формируют романтический культ личности.

    Субъективизм как доминирующая черта романтического мировосприятия

    В качестве отличительной особенности художественного мироощущения романтизма можно назвать высокий уровень субъективизма. Все внимание творца сосредоточено на личности, ее внутреннем мире, внутренней жизни. Соответственно, в центре эстетики романтиков – «Я» художника, «Я» творца. На первый план выдвигается ценность, значимость самого субъекта, индивидуальная психология личности, сам человек. В произведениях искусства культивируются сильные лирические переживания, страсти, воплощающие универсальный опыт человечества.

    Особенности романтического мировосприятия проявляются в трагическом переживании противоречий между идеалом и реальностью, их несовместимостью. Романтикам свойственно постоянное чувство неудовлетворенности, вызванное невозможностью воплощения мечты в реальность, томление по идеалу, поиски которого составляют смысл жизни и творчества. Обостряется ощущение антонимичности бытия и внутренней природы личности.

    Романтический герой всегда носит черты неудовлетворенности, раздвоенности. Сам конфликт разворачивается в рамках внутреннего мира личности, в рамках личностного мироощущения.

    Оппозиция «бесконечное – конечное» в творчестве романтиков

    Детализируя описания субъективного мироощущения, перемещение акцента на субъективно значимое начало направлено на моделирование идеального мира, бесконечных пространственно-временных категорий, противостоящих конечности и ограниченности мира реального,

    Определение 2

    Конечное – нечто замкнутое, воплощенное в телесной форме, имеющее границы и утратившее возможности движения, творчества.

    Бесконечное же нестабильно, находится в процессе постоянного движения, способно принимать любую форму. Принцип бесконечного заложен в самом универсуме.

    Определение 3

    Бесконечное – некий универсальный синтез, в котором существуют все в целокупности, в нерасчлененности; синтез, не имеющий границ, пределов и форм воплощения; тождество противоположных начал – духовного и природного, субъективного и объективного

    Таким образом, для романтического мировосприятия характерно:

    • глубокое субъективное,
    • личное,
    • интимное,
    • религиозное переживание таинственного, непознанного, религиозно-мистического.

    Дихотомия «конечное – бесконечное» пронизывает все уровни романтического художественного мироощущения, сознания, выражаясь в оппозициях «наивное – сентиментальное», - «гармония – хаос» и пр.

    На уровне видов искусств дихотомия находит свое отражение в оппозиции «скульптура – музыка»: музыка есть образное текучее; скульптура же – образная твердь. Живопись занимает промежуточную позицию между указанными видами искусства.

    Замечание 1

    Таким образом, романтизм представляет собой сложный синтезный феномен, который проявляется как в специфике художественного мышления, так и в мировосприятии в целом. В центре течения – личность, человек в его противостоянии с миром; конфликт идеала и реальности, конечного и бесконечного.



    
    Top