Русские художники. Воробьев Сократ Максимович

Плоские черви – трехслойные животные с билатеральной (двубокой) симметрией, тело которых покрыто кожно-мускульным мешком, а пространство между внутренними органами заполнено паренхимой.

Систематика. Тип плоские черви объединяет несколько классов, основными из которых являются: Класс Ресничные черви (турбеллярии), Класс Сосальщики (трематоды), класс Моногенеи, Класс Ленточные черви (цестоды).

Форма тела . Подавляющее число плоских червей тело сплющено в спино-брюшном направлении. Ресничные черви, трематоды и моногенеи имеют чаще всего листовидное или червеобразное нерасчлененное тело. Лентовидное тело цестод обычно расчленено на головку (сколекс), шейку и стробилу, состоящую из члеников.

Размеры. Ресничные черви редко достигают крупных размеров – 5-6 см (один вид - до 35 см). Длина тела большинства видов класса исчисляется миллиметрами. Примерно в тех же пределах лежат и размеры трематод . Моногенеи обычно мелкие – несколько миллиметров. Цестоды - самые длинные беспозвоночные и их длина достигает иногда 30 м. Среди ленточных червей есть и карлики - всего 3-4 мм.

Взрослые трематоды, цестоды и моногенеи ведут прикрепленный образ жизни, однако способны менять место прикрепления. С помощью присосок и сокращений тела трематоды и моногенеи могут передвигаться. Цестодам, живущим в кишечнике, постоянно приходится преодолевать его перистальтику. Это они делают путем сокращения всего тела, либо его участков.

Паренхима. Пространство между кожно-мускульным мешком и внутренними органами заполнено особой тканью – паренхимой, так что полость тела у плоских червей отсутствует. Паренхима - это производное третьего зародышевого листка – мезодермы . Клетки паренхимы имеют множество переплетающихся между собой отростков. Сквозь паренхиму проходят дорсо-вентральные мышцы и мышцы и особые мышцы, обеспечивающие подвижность отдельных органов. Функции паренхимы очень разнообразны. Она обеспечивает опору тела, в ней идут сложные обменные процессы, в клетках ее запасаются питательные вещества. Из клеток паренхимы могут образовываться другие типы клеток тела червей.

Пищеварительная система. В общем случае пищеварительная система состоит из двух отделов – передней и средней кишки. К передней кишке относятся рот, глотка и пищевод. Задняя кишка и анальное отверстие всегда отсутствует. Непереваренные остатки удаляются через ротовое отверстие.

Пищеварительный тракт начинается ротовым отверстием, которое располагается терминально на переднем конце тела либо на его брюшной стороне. Ротовая полость ведет в глотку, которая у некоторых групп червей может выворачиваться наружу (ресничные черви). За глоткой идет пищевод различной длины, который продолжается в слепо замкнутый кишечник.

Строение и степень развития кишечника разнообразны. У ресничных червей кишечник может совсем отсутствовать, а может образовывать две или три ветви. У некоторых трематодон прямой и имеет вид небольшого мешка, а у большинства же сосальщиков кишечник раздваивается. Иногда оба кишечных ствола сливаются, формируя своеобразное кишечное кольцо. У крупных видов (фасциола) стволы кишечника образуют множество боковых ветвей. У многих моногеней кишка образует густую сеть.

Все ленточные черви лишены пищеварительной системы.

Выделительная система . Для выведения из тела излишков жидкости и вредных продуктов метаболизма у плоских червей служат специальные клетки и система каналов. Тончайшие канальцы пронизывают паренхиму червя. Постепенно сливаясь друг с другом, они образуют более толстые каналы, которые открываются на поверхности тела выделительной порой. Начало тонкого канальца образует выделительная клетка, от которой в полость канальца отходит несколько длинных жгутиков («мерцательное пламя»), которые находятся в постоянном движении и обеспечивают движение жидкости в каналах. Такое образование называется протонефридием , а выделительная система такого типа называется пронтонефридиальной. Постепенно жидкость с продуктами метаболизма выбрасывается через выделительные поры, которых может быть от одного - двух до 80 у разных видов.

У некоторых ресничных червей протонефридии отсутствуют. В этом случае выделительную функцию выполняют кишечник и паренхима.

Нервная система . У некоторых самых примитивных ресничных червей нервная система носит диффузный характер. Однако у большей части плоских червей имеются надглоточные ганглии (обычно парные), от которых отходят несколько продольных нервных стволов. Эти стволы соединяются между собой поперечными перемычками – комиссурами. Нервная система такого типа носит название ортогон .

Половая система . Практически все плоские черви являются гермафродитами. Исключение составляют лишь некоторые сосальщики (шистосомы) и немногие ресничные черви. Но их раздельнополость – явление вторичное.

Мужская половая система представлена семенниками, число и форма которых очень разнообразны. У трематод, например, обычно два компактных (реже разветвленных) семенника. У ресничных червей, цестод и моногеней от 1-2 компактных до многих десятков мелких пузырьковидных. От семенников отходят тонкие семявыносящие протоки, сливающийся в семяпровод. Семяпровод впадает а совокупительный орган различного строения, который может выворачиваться из мужского полового отверстия. Это отверстие может быть расположено либо на плоской стороне червя (чаще всего), либо на боковой стороне (цепни).

Женская половая система сложна и очень разнообразна. В общем случае имеются различные по форме парные или непарные яичники, продуцирующие яйцеклетки. Протоки яичников (яйцеводы) и особых желез – желточников - сливаются, образуя у большинства видов расширение – оотип. Туда же впадают протоки различных дополнительных желез (скорлуповых и других). Оплодотворение яиц происходит либо в оотипе, либо в матке. Матка служит также местом окончательного формирования яиц. Матка либо открывается наружу женским половым отверстием, через которое происходит откладка яиц (большинство плоских червей), либо не имеет сообщения с окружающей средой (некоторые цестоды). В последнем случае яйца попадают наружу лишь после разрушения тканей членика.

У ресничных червей, трематод и моногеней имеется только один половой комплекс. У цестод мужские и женские половые железы расположены в каждом членике червя, а у некоторых видов в каждом членике расположены 2 половых комплекса.

Размножение. У плоских червей преобладает половое размножение . Не смотря на гермафродитизм, самооплодотворение встречается редко. Чаще всего имеет место перекрестное оплодотворение , когда участвуют два партнера. В редких случаях партнеры срастаются (спайники). У цестод перекрестное оплодотворение происходит как между двумя особями, так и члениками одного червя. У раздельнополых сосальщиков шистосом самец и самка всю жизнь (до 30 лет) живут совместно. При этом самец носит самку в специальной складке.

У ряда ресничных червей описано бесполое размножение , когда особь перешнуровывается на две части, из которых формируются новые черви. Бесполое размножение в форме почкования известно у цестод как во взрослом состоянии (отпочковывание члеников), так и у личинок (формирование сколексов в личинках-пузырях).

Развитие. Онтогенез плоских червей очень разнообразен и сильно отличается у представителей разных классов.

Оплодотворенное яйцо ряда ресничных червей претерпевает полное неравномерное спиральное дробление. Гаструла образуется путем иммиграции. Дальнейшее развитие носит либо прямой характер (из яйца формируется сразу взрослый червь), либо идет метаморфоз (из яйца выходит покрытая ресничками личинка, которая превращается во взрослое животное).

У моногеней дробление также полное неравномерное, гаструляция происходит путем эпиболии. Затем все границы клеток исчезают, в результате чего формируется синцитий, в котором и происходит закладка тканей и органов будущей личинки. Развитие личинки у разных видов при различной температуре могут колебаться от 3 до 35 дней. Личинка, вышедшая из яйца очень подвижна за счет ресничного эпителия. В дальнейшем она прикрепляется к своему хозяину и там происходит формирование взрослого организма. У некоторых видов имеет место живорождение. В этом случае эмбрион развивается в матке материнского организма до состояния взрослого организма в течение 4-5 суток. Интересно, что в момент рождения молодой червь уже имеет в своей матке развивающийся эмбрион, в котором в свою очередь развивается еще один.

Яйцо трематод претерпевает полное равномерное (или неравномерное) дробление. В дальнейшем в яйце формируется личинка, покрытая ресничками – мирацидий. В одном случае он выходит из скорлупы в воде и разыскивает подходящего промежуточного хозяина, которым всегда служит моллюск. В другом случае выход происходит непосредственно в пищеварительном тракте моллюска, заглотившего яйцо. В тканях моллюска мирацидий сбрасывает ресничный покров и превращается в материнскую спороцисту, которая в дальнейшем приступает к размножению: она отрождает до нескольких десятков дочерних спороцист. Как материнская, так и дочерние спороцисты лишены кишечника. Дочерние спороцисты формируют внутри себя некоторое число личинок следующего поколения – церкариев, имеющих уже две присоски и хвостик. В ряде случаев материнская или дочерняя спороциста отрождает личинок с кишечником – редий, которые в свою очередь формируют церкариев, выходящих из моллюска наружу. Число поколений личинок в тканях моллюска может быть различным. Таким образом, из одного только мирацидия, в конце концов, может сформироваться от нескольких десятков до нескольких десятков тысяч церкариев.

Церкарии других видов разыскивают дополнительных хозяев – членистоногих, рыб и других, внедряются в них и инцистируются, образуя инвазионную личинку - метацеркарий. При поедании окончательным хозяином дополнительного происходит заражение. Например, человек заражается кошачьим сосальщиком (описторхом) при употреблении в пищу недостаточно обработанной рыбы семейства карповых (плотва).

Развитие цестод может протекать со сменой трех или двух хозяев.

Происхождение. Плоские черви вероятнее всего произошли от предков, подобных планулообразной личинке некоторых кишечнополостных. Однако палеонтологических подтверждений этому по понятным причинам не обнаружено – слишком нежное тело подобных животных не могло сохраниться в ископаемом состоянии.

Воробьев Сократ Максимович (1817-1888)

Сократ Максимович Воробьев родился в семье известного живописца Максима Никифоровича Воробьева , который воспитал несколько десятков учеников, среди которых было немало отличных пейзажистов (И.К.Айвазовский , А.П.Боголюбов , Л.Ф.Лагорио , Г.Г. и Н.Г.Чернецовы и др.).

Под руководством родителя Сократ Воробьев успешно осваивал тонкости мастерства живописца в домашних условиях, а в 1833-1839 гг. в Академии художеств, последовательно получая за успехи в обучении положенные медали: большую серебряную (1836), малую (1837) и большую (1838) золотые медали.
После окончания Академии С.М.Воробьев отправляется в пенсионерскую поездку по Италии (1840-1849), где он окончательно сформировался как художник.
Во время этой поездки он жил и работал в Риме и его окрестностях. В 1843 совершил поездку в Неаполь. С 1844 выезжал в Сицилию. Останавливался в Палермо, где находился при императоре Николае I, который впоследствии покровительствовал художнику.

Его итальянские пейзажи имеют широкий успех, прочно закрепившийся после выполненной по заказу Николая I, серии акварелей с видами Италии. Итальянские мотивы остаются в творчестве С.Воробьева до конца его жизни, но не меньший успех выпадает изображениям Санкт-Петербурга и его окрестностей, российской Прибалтики. И хотя в настоящее время известность С.М.Воробьева заметно уступает славе отца, при жизни произведения С.М.Воробьева пользовались заслуженным признанием.

В 1846 году художник становится академиком. С 1855 по 1872 год преподает в Академии, где после смерти отца возглавил класс пейзажной живописи. Его успехи преподавателя вполне сравнимы с педагогическими заслугами отца. В 1858 С.М.Воробьев был удостоен звания профессора, а в 1859 - профессора 2-й степени. Среди его учеников - Ю.Клевер , А.Мещерский , И.Шишкин , Дюкер и др.

Традиции русской пейзажной школы передаются С.М.Воробьевым в надежные руки. С 1856 летние месяцы проводил в своем имении Турмонт в Литве. В 1872 уволен от академической службы и поселился в Турмонте, где провел последние годы жизни.

Сократ Воробьев является одним из ведущих мастеров пейзажной живописи середины - второй половины XIX столетия, представителем академического направления.
Произведения С.М.Воробьева находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других.

Сократ Максимович Воробьёв
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Происхождение:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Российская империя 22x20px Российская империя

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:
Учёба:
Стиль:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Покровители:
Влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние на:
Награды:

Малая и большая серебряные медали, малая и большая золотая медали Императорской Академии художеств

Звания:
Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

15px

Воробьёв, Сократ Максимович (12 февраля (18170212 ) , Санкт-Петербург -9 сентября , Турмонт) - русский живописец-пейзажист и гравер.

Биография

Успешное завершение учебы в академии давало художнику право на пенсионерскую поездку за границу, для дополнительного совершенствования. В 1840 году Воробьёв выехал на шесть лет в Италию . Работал в Риме и Неаполе . В 1844 году находился в Палермо при Николае I , по желанию которого создал альбом картин с видами Италии.

В 1846 вернулся в Россию, где был избран академиком без выполнения обязательной программной работы. В 1847 году снова на два года уехал в Италию для написания картин на средства, выданные Николаем I. В 1849 году вернулся в Санкт-Петербург, где участвовал в академических выставках. В 1852 создал серию работ с видами пригородов российской столицы.

После смерти отца в 1855 году, преподавал в Императорской Академии художеств, где руководил классом пейзажной живописи, состоя исправляющим обязанности профессора. С 1858 - профессор, без исполнения обязательной программы. В 1872 году уволился из академии и поселился в имении Турмонт , Новоалександровского уезда Ковенской губернии , где и провёл последние годы. В этот период жизни - практически не рисовал.

Известные ученики

  • Абутков, Николай Григорьевич
  • Балашов, Пётр Иванович - русский живописец-пейзажист и гравер.
  • Верещагин, Пётр Петрович - русский художник, академик пейзажной живописи.
  • Гине, Александр Васильевич - русский живописец, академик пейзажной живописи.
  • Джогин, Павел Павлович - русский художник-пейзажист.
  • Дюкер, Ойген Густав - немецкий и эстонский художник.
  • Клевер, Юлий Юльевич - российский художник.
  • Мещерский, Арсений Иванович - русский живописец-пейзажист.
  • Шишкин, Иван Иванович - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист.

Напишите отзыв о статье "Воробьёв, Сократ Максимович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Воробьёв, Сократ Максимович

Но я обрадовалась слишком рано... Легко прочитав мои, бушующие радостью мысли, Анна грустно покачала головкой:
– Мы не победим его, мама... Это он уничтожит всех нас. Он уничтожит очень многих, как мы. От него не будет спасения. Прости меня, мама... – по худым щёчкам Анны катились горькие, горячие слёзы.
– Ну что ты, родная моя, что ты... Это ведь не твоя вина, если ты видишь не то, что нам хочется! Успокойся, солнце моё. Мы ведь не опускаем руки, правда, же?
Анна кивнула.
– Слушай меня, девочка...– легко встряхнув дочку за хрупкие плечики, как можно ласковее прошептала я. – Ты должна быть очень сильной, запомни! У нас нет другого выбора – мы всё равно будем бороться, только уже другими силами. Ты пойдёшь в этот монастырь. Если я не ошибаюсь, там живут чудесные люди. Они – такие как мы. Только наверно ещё сильнее. Тебе будет хорошо с ними. А за это время я придумаю, как нам уйти от этого человека, от Папы... Я обязательно что-то придумаю. Ты ведь веришь мне, правда?
Малышка опять кивнула. Её чудесные большие глаза утопали в озёрах слёз, выливая целые потоки... Но Анна плакала молча... горькими, тяжёлыми, взрослыми слезами. Ей было очень страшно. И очень одиноко. И я не могла быть ря-дом с ней, чтобы её успокоить...
Земля уходила у меня из под ног. Я упала на колени, обхватив руками свою милую девочку, ища в ней покоя. Она была глотком живой воды, по которому плакала моя измученная одиночеством и болью душа! Теперь уже Анна нежно гладила мою уставшую голову своей маленькой ладошкой, что-то тихо нашёптывая и успокаивая. Наверное, мы выглядели очень грустной парой, пытавшейся «облегчить» друг для друга хоть на мгновение, нашу исковерканную жизнь...
– Я видела отца... Я видела, как он умирал... Это было так больно, мама. Он уничтожит нас всех, этот страшный человек... Что мы сделали ему, мамочка? Что он хочет от нас?..
Анна была не по-детски серьёзной, и мне тут же захотелось её успокоить, сказать, что это «неправда» и что «всё обязательно будет хорошо», сказать, что я спасу её! Но это было бы ложью, и мы обе знали это.
– Не знаю, родная моя... Думаю, мы просто случайно встали на его пути, а он из тех, кто сметает любые препятствия, когда они мешают ему... И ещё... Мне кажется, мы знаем и имеем то, за что Папа готов отдать очень многое, включая даже свою бессмертную душу, только бы получить.
– Что же такое он хочет, мамочка?! – удивлённо подняла на меня свои влажные от слёз глаза Анна.
– Бессмертие, милая... Всего лишь бессмертие. Но он, к сожалению, не понимает, что оно не даётся просто из-за того, что кто-то этого хочет. Оно даётся, когда человек этого стоит, когда он ВЕДАЕТ то, что не дано другим, и использует это во благо остальным, достойным людям... Когда Земля становится лучше оттого, что этот человек живёт на ней.
– А зачем оно ему, мама? Ведь бессмертие – когда человек должен жить очень долго? А это очень непросто, правда? Даже за свою короткую жизнь каждый делает много ошибок, которые потом пытается искупить или исправить, но не может... Почему же он думает, что ему должно быть дозволенно совершить их ещё больше?..
Анна потрясала меня!.. Когда же это моя маленькая дочь научилась мыслить совершенно по-взрослому?.. Правда, жизнь не была с ней слишком милостивой или мягкой, но, тем не менее, взрослела Анна очень быстро, что меня радовало и настораживало одновременно... Я радовалась, что с каждым днём она становится всё сильней, и в то же время боялась, что очень скоро она станет слишком самостоятельной и независимой. И мне уже придётся весьма сложно, если понадобится, её в чём-то переубедить. Она всегда очень серьёзно относилась к своим «обязанностям» Ведуньи, всем сердцем любя жизнь и людей, и чувствуя себя очень гордой тем, что когда-нибудь сможет помогать им стать счастливее, а их душам – чище и красивей.
И вот теперь Анна впервые встретилась с настоящим Злом... Которое безжалостно ворвалось в её очень хрупкую ещё жизнь, уничтожая горячо любимого отца, забирая меня, и грозя стать жутью для неё самой... И я не была уверена, хватит ли ей сил бороться со всем одной в случае, если от руки Караффы погибнет вся её семья?..
Отпущенный нам час пролетел слишком быстро. На пороге, улыбаясь, стоял Караффа...
Я в последний раз прижала к груди мою любимую девочку, зная, что не увижу её теперь очень долго, а может даже и никогда... Анна уезжала в неизвестное, и я могла надеяться только лишь на то, что Караффа по-настоящему хотел её учить для своих сумасшедших целей и в таком случае, хоть на какое-то время ей ничто не грозит. Пока она будет находиться в Мэтэоре.

Школа русской пейзажной живописи XIX столетия полна имен знаменитых, прославленных в истории искусства, имен известных, нашедших признание у многих любителей художественного творчества, есть в ней также имена незаслуженно забытые. Одно из таких имен - Сократ Максимович Воробьев. Как акварелист, тонкий и изящный рисовальщик он был известен в свое время не только в России, но и за границей, и его работы, особенно виды Италии, привлекали большей внимание русских и иностранных любителей живописи.

Воробьев был сыном известного, в свое время очень ценившегося и оставившего по себе добрую память в истории русского искусства профессора перспективной и ландшафтной живописи Максима Никифоровича Воробьева, вошедшего в историю русского пейзажа как один из крупнейших представителей романтизма. Сего именем связано появление в первой трети XIX столетия особого типа изображения природы - "пейзажа-настроения". Современники отмечали, что Максим Воробьев предлагает "поэтическое созерцание великолепного вида, который наводит задумчивость и грусть". Художник славился своим умением изображать световоздушные эффекты атмосферы, создающие определенные оттенки настроения его пейзажей. Он создал также школу русского романтического пейзажа. Его ученики М. И. Лебедев, И. К. Айвазовский, М. П. Клодт, братья Г. и Н. Чернецовы, С. М. Воробьев и многие другие продолжали и развивали традиции романтизма в изображении природы на протяжении последующих десятилетий XIX века.

Как это часто бывает, слава отца долгие годы затмевала строгое и вместе с тем изящное дарование сына. И несмотря на вполне определенные немалые заслуги Сократа Максимовича в области пейзажного жанра, его творчество до сих пор не нашло соответствующего освещения в литературе о русском искусстве. Сохранившиеся сведения о нем, об этапах его жизни и творчества крайне скудны.

Воробьев родился в Петербурге. Поступив в 1833 году, 16-летним юношей, в воспитанники Академии художеств, он избрал для себя специальностью ту же область искусства, в которой прославился его отец. В эти годы петербургская Академия художеств была уже совершенно сложившимся учебным заведением с четко определенными особенностями педагогической системы, со своими достоинствами и недостатками. Как и во всех академиях, в основе преподавания здесь лежали принципы традиционности, обучение раз и навсегда выработанным приемам в области рисунка, композиции, света, цвета, трактовки образа. Реальная действительность считалась несовершенной, ее необходимо было "исправлять", опираясь на "вечные законы прекрасного". Академический классицизм все более и более приобретал черты казенного штампа. Но были в преподавании и несомненные достоинства. Выше всего было поставлено обучение рисунку; владение рисунком стало предметом справедливой гордости петербургской Академии. В сложившиеся приемы воспитания творческой молодежи свежую струю вносили художники-романтики. Они стремились к облику природы, которая не сводилась к сухой формуле, искали в ней меняющееся, индивидуальное, непосредственное.

Занимаясь под руководством отца, Сократ Воробьев добивается значительных успехов и получает награды: две малые серебряные медали (в 1835 и 1836 годах), большую серебряную (в 1836) и малую золотую (в 1837). При выпуске из Академии в 1838 году молодой пейзажист был удостоен звания художника 14-го класса и большой золотой медали, присужденной ему за картину "Вид дачи Фаль, близ Ревеля". Одновременно художник работает в Петергофе и делает много рисунков пером, карандашом и акварелью. Его произведения появляются на академической выставке 1839 года и заслуживают одобрения публики. Современники писали о Сократе Воробьеве: "Образовался он под руководством своего знаменитого отца. В рисунке дерев, в дальних планах, превосходен; в живописи жестковат, но принимается умно; делает постоянно успехи, и что схватывает с натуры - то выходит прекрасно. Мы видели один его эскиз, набросанный с натуры на другой день. Все там есть, что только требуется от опытного художника".

Получив вместе с медалью право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, Сократ Воробьев отправился в Италию и провел в этой стране шесть лет, работая преимущественно в Риме, Неаполе и Палермо. Из произведений, относящихся к этому лучшему периоду его творческой деятельности, в свое время особо отмечали картины "Сан-Вито" и "Вид Монте-Пелегрино". Находившийся в 1845 году в Палермо император Николай I обратил внимание на молодого художника и заказал ему серию итальянских видов, приобретенных впоследствии для императрицы Александры Федоровны.

По истечении срока своей заграничной командировки, в 1846 году Сократ Максимович вернулся в Петербург, и ему было присвоено звание академика, как художнику, получившему известность не только в России, но и за рубежом. Тщательно выполненные, отличающиеся чистотой письма, тонким вкусом и изысканным колоритом, работы Воробьева его нежные акварели с видами прелестных итальянских уголков, становятся очень популярными при дворе. Через год художник снова отправляется в Италию для завершения начатых работ и исполнения новых заказов Николая I и членов царской семьи.

Италия была излюбленным местом паломничества русских художников первой половины и середины XIX века. Особое значение имела она для пейзажистов, привлекая пышностью и красотой природы, мягкой красочностью прозрачного воздуха, своими памятниками искусства. Высшие достижения русской романтической пейзажной живописи первой трети XIX века были связаны именно с Италией. Любовь к этой стране унаследовал от отца и Сократ Воробьев.

Его итальянские пейзажи были отмечены художественной критикой: "Две картины господина академика С. Воробьева "Вид в Амальфи" и "Вид в Неаполе с Позилипо" не бросаются в глаза эффектностью, за которой и не гонялся художник. Он с любовью воспроизвел только действительность. Вот отчего, всмотревшись в картину, вы все более и более сочувствуете ей; наслаждаетесь зрелищем этой ослепительной лазури полуденного неба, этим легким паром, застилающим раскинувшееся море и цепь далеких гор". В течение всей жизни художника природа Италии занимала едва ли не ведущее место в его творчестве.

После смерти отца, до конца дней продолжавшего свою деятельность в Академии художеств. Сократ Максимович Воробьев в 1855 году был назначен преподавателем ландшафтной живописи в академических классах. Его учениками были многие, впоследствии ставшие известными, русские художники-пейзажисты: И. И. Шишкин, Ю. Ю. Клевер, А. М. Мещерский, Е. К. Дюккер и другие. В 1858 году Воробьеву, учитывая его успехи в преподавательской деятельности, было присвоено звание профессора вне правил, без исполнения обычной для этого звания программы.

Одновременно художник продолжает писать виды Петербурга и его окрестностей. Он много работает в технике акварели. Увлечение акварелью вообще характерно для русской пейзажной живописи начиная с 30-х годов прошлого века. Оно связано с поисками эмоциональной насыщенности пейзажа, со стремлением передать эффекты освещения и колористическое богатство окружающей природы. Акварель середины XIX века - прозрачная, тонкими лессировками кроющая лист бумаги, белый цвет которой, просвечивая из-под слоя красок, придает изображению непосредственное впечатление наполненности светом. Северная природа, Петербург с его облачностью, туманами, сырым воздухом и мягкими переходами от света к тени как нельзя более соответствовали этой технике. Текучий ритм акварели оказался идеально пригодным для передачи воды, воздуха, рассеянного света. Небольшие, тщательно написанные, изящные акварели Воробьева по достоинству ценились его современниками.

Свою преподавательскую деятельность в Академии художник продолжал до 1868 года. Затем по различным, не очень ясным, обстоятельствам он оставляет службу и удаляется в свое имение, где и проводит оставшиеся годы жизни, почти бросив заниматься живописью и после 1870 года не появляясь со своими работами на выставках.

Газета "Художественные новости" писала о Сократе Максимовиче Воробьеве в год его смерти: "Покойный не обладал выходящим из ряда талантом, но достиг значительного искусства в живописи, особенно акварельной, усидчивым трудом и любовным отношением к природе. Как преподаватель пейзажной живописи в классах Академии, он, несомненно, содействовал в немалой степени современным её успехам".

Г. Суржанинова

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.

Воробьев, Сократ Максимович

Сын Максима Никифоровича В., пейзажист (1817-1888). По окончании курса в академии художеств был послан за границу, писал виды итальянской природы, возбудившие в публике некоторый интерес. По возвращении в Россию состоял сначала (с 1855 г.) исправляющим должность профессора, а потом профессором академии художеств (до 1872 г.). Впоследствии отказался от занятий живописью. В числе его учеников значились: Шишкин, Дюкер, Клевер, Мещерский и др.

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Воробьев, Сократ Максимович" в других словарях:

    Сын предыдущего, пейзажист (1817 1888). Писал виды итальянской природы; до 1872 г. состоял профессором Академии Художеств. Впоследствии отказался от занятий живописью. В числе его учеников значились Шишкин, Дюкер, Клевер, Мещерский … Биографический словарь

    Сын Максима Никифоровича В., пейзажист (1817 1888). По окончании курса в академии художеств был послан за границу, писал виды итальянской природы, возбудившие в публике некоторый интерес. По возвращении в Россию состоял сначала (с 1855 г.)… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Пётр Петрович Верещагин (14 января 1834(18340114), Пермь 16 января 1886, Пермь) русский художник, академик пейзажной живописи, вошел в историю в качестве первого художника пейзажиста среднего Урала. Брат Василия Петровича… … Википедия




Top