Русский живописный авангард. Презентация на тему «Мастера русского авангарда

Имя для человека имеет огромнейшее значение. Оно является определенным ориентиром в жизни каждого. Ведь от того, как родители назовут своего малыша, зависит его дальнейшая жизнь. В данной статье будет рассмотрено имя Анна: происхождение и значение.

Происхождение

Начинать нужно с самого начала. Именно поэтому следует рассмотреть происхождение женского имени Анна. Так, изначально оно звучало как Ханна. Оно имеет древнееврейские корни и означает «милостивая», или же «благодать». Стоит также сказать о том, что такие девочки имеют двух покровительниц и празднуют свои именины несколько раз в году:

  1. Это могут быть именины Анны, которая приходится матерью Богородице. Отмечают эти дни 7 августа, 21 сентября и 21 декабря.
  2. Также можно праздновать именины Анны-Пророчицы, которая приходится матерью пророку Самуилу.

Справка: праздновать именины нужно один раз в году. Выбирается та дата, которая является ближайшей ко дню рождения (после него).

Рассматриваем далее имя Анна, происхождение и значение его. Если говорить о Руси, то к нам пришло оно в далеком Х веке вместе с иными христианскими именами. А так как самыми первыми крестились князья, то это имя изначально считалось аристократическим. И только со временем оно перешло в народ. Если говорить о церковном календаре, то можно увидеть, что в нем насчитывается 30 святых, которые носили это имя. Немного позже, уже в XVIII веке, оно было настолько популярным, что соперничало с именем Евдокия. В начале ХХ столетия это имя постепенно вышло из моды, так как считалось слишком простым. Однако примерно в 50-х годах произошел перелом, и Анями опять все чаще начали называть малышек. Сегодня же это имя находится в первой пятерке самых популярных женских имен.

Детство

Каким окажется значение имени Анна для девочки? Этим вопросом задаются многие родители. Так, стоит сказать, что малышки с таким именем с самого детства отличаются рассудительностью и даже некоторой жесткостью. Но это, скорее, можно рассматривать как позитивное качество, такие девочки никогда не обманут и не будут нечестными с окружающими.

Но все же, несмотря на это, Аннушки растут очень добрыми и щедрыми людьми. С самого юного возраста они стараются всем помогать. Их внимание распределяется не только на людей, но и на животных. Анечка может принести домой бедного бездомного котенка, не побоявшись реакции родителей и возможных болезней.

Девочки с таким именем всегда стараются помогать взрослым. Они уверены, что их помощь принесет только пользу окружающим. Каким еще является значение имени Анна для ребенка? Так, оно предполагает, что такие малышки будут спокойными, тихими, они не доставят много хлопот свои родителям. С самого детства они по-аристократически сдержанны, любят все красивое. Также маленькие Анечки склонны к рукоделию. Если эти навыки развивать с раннего детства, это может стать даже смыслом их жизни и принесет не только радость, но и материальную выгоду.

Позитивные черты характера

Что еще скрывает в себе Анна (значение имени)? Характер таких девушек непростой, он имеет следующие черты:

  1. Жалостливость . Анечки всегда и ко всем относятся с жалостью. Они могут помочь чужому человеку даже в ущерб себе. При этом за свои деяния они никогда не потребуют платы. Хотя и от вознаграждения также не отказываются.
  2. Заботливость . Как уже стало понятно, Анна может помочь любому человеку. И родные люди - не исключение. Однако тут есть и обратная сторона: нередко эта забота становится слишком навязчивой, она утомляет окружающих.
  3. Милосердие . Даже в самом плохом человеке Анна способна найти позитивную сторону. Она может попытаться оправдать даже отъявленного негодяя. Именно поэтому нередко Аннушки выходят замуж за не слишком хороших парней, пытаясь их перевоспитать и сделать лучше.
  4. Верность . Что еще можно сказать о девушке, имя которой - Анна? Значение имени также говорит о том, что они верны своему избраннику. Измена Ане чужда. Более того, эти женщины способны прощать неверность своим любимым, оправдывая их нечестный поступок.

Негативные черты характера

Итак, Анна. Значение имени имеет множество позитивных сторон. Но все же, у девушек с этим именем есть и негативные черты характера.

  1. Гордыня . Ани не нуждаются в чужих советах. Они могут выслушать собеседника, однако поступят так, как сами считают нужным. Из-за этого нередко ссорятся с близкими и родными людьми. Однако тут есть и позитивная сторона: они не подвержены влиянию со стороны.
  2. Капризность . Аннушки знают себе цену. Именно поэтому иногда позволяют себе покапризничать.
  3. Требовательность . Девушки с этим именем требовательны не только к себе, но и к окружающим. Они стараются всех подтянуть к той планке, к которой сами стремятся.
  4. Мстительность . Если обидеть саму Аню или дорогого ей человека, она обязательно отомстит. Это может произойти не сразу же, а намного позже, ведь обид такие девушки не прощают. Их месть часто изысканна и даже в чем-то красива.

Судьба

Что еще можно сказать, рассматривая значение имени Анна? Судьба девушек нередко складывается хорошо. Они могут быть счастливы в жизни, если сделают правильный выбор. Однако огромным минусом является их жалость. Нередко Ани выходят замуж за мужчин, которых не любят, а просто жалеют. Чаще всего это и оказывается самым большим промахом.

Также стоит сказать и о том, что нередко Ани настолько готовы пожертвовать собой, что оказываются в опасных для здоровья и жизни ситуациях. Если просмотреть статистику, много женщин с этим именем являются сестрами милосердия, работают в хосписах и бывают волонтерами в горячих точках.

Здоровье

  1. Сколиоз.
  2. Бронхит.
  3. Нередко возникают проблемы с сердечно-сосудистой системой.
  4. Предельно часто страдает желудочно-кишечный тракт.
  5. Частенько у Ань бывает нарушен обмен веществ.

Именно поэтому этим девушкам нужно посоветовать побольше отдыхать, а также беречь нервы и следить за питанием. В детстве у Ань могут возникнуть проблемы со зрением, так что им нужно внимательно следить за глазами, наблюдаясь у специалистов. Также надо уточнить, что весьма хрупкими у девушек с данным именем являются кости, так что им нужно стараться избегать травматизма.

Карьера и трудовая деятельность

Чем еще отличается Анна? Значение имени прямо указывает на трудовой путь таких женщин. Как уже было выше сказано, они готовы пожертвовать собой ради окружающих. А так как они стремятся обо всех вокруг заботиться, Анечки нередко становятся медсестрами, работницами реабилитационных центров, хосписов, социальными работниками. Помимо этого, из девушек с этим именем получаются отличные педагоги и воспитатели. Не чужда им и математика, поэтому Анне можно также быть экономистом, инженером, программистом.

Но все же хочется сказать, что Аням лучше всего работать с людьми, это таким женщинам принесет намного больше удовольствия. Важно отметить: женщины с таким именем могут добиться больших успехов. Они с легкостью занимают руководящие должности и предельно легко «делают» деньги.

Таланты и увлечения

Рассматривая ранее значение имени Анна (для девочки), мы уже говорили о том, что такие малышки - отличные рукодельницы. Они с удовольствием занимаются шитьем, вышиванием, вязанием. Нередко это становится и делом всей их жизни. Из Ань получаются хорошие швеи. К тому же девушки с таким именем обладают отличным вкусом и могут без проблем становиться дизайнерами. Так как Ани любят животных, они с удовольствием также занимаются разведением всякой живности. А так как эти дамы имеют отличную интуицию, они могут растолковывать сны и немного предвещать будущее.

Любовь и семья

Рассматриваем далее значение имени Анна. В стихах такие девушки выглядят томными красавицами, которые ожидают своего возлюбленного. И это верно. Ведь если Аня полюбила, это навеки. Она не сможет даже предположить, что можно любить кого-то иного. Дорогого человека такие девушки способны ждать годами. Они преданны и верны. Также стоит сказать о том, что девушки с этим именем знают себе цену, поэтому никогда не оказываются легкодоступными. Аню нужно завоевать, а иногда на это уходит много времени. Но, получив свою добычу, мужчина понимает, что такую девушку надо беречь. Пренебрежительного отношения она к себе не потерпит.

Так как Аня имеет огромное количество поклонников, она довольно-таки рано связывает себя брачными узами. Отлично подойдет такой женщине мужчина-флегматик. Девушки с этим именем - хорошие хозяйки и верные жены. Стоит также сказать о том, что Аня решится родить малыша только в том случае, если будет уверена, что сможет обеспечить его будущее. Своих деток такие женщины балуют, иногда даже излишне.

Совместимость имен

Если рассматривать значение имени Анна, совместимость - вот на чем также надо остановить свое внимание. Какие же мужчины подойдут такой женщине?

  1. Удачный союз будет с Алексеем, Евгением, Михаилом, Семеном, Борисом.
  2. Посредственные отношения будут с Владимиром, Николаем и Александром.
  3. Неудачным союз окажется с Григорием, Федором, Русланом, Петром.

Интимные отношения

Как поведет себя в сексе Анна? Значение имени также может рассказать и об этом. Стоит сказать, что эти девушки весьма любят секс и уделяют этой сфере жизни довольно много времени. Им не нужно много секса, но он должен быть обязательно качественным. Важно и то, что Аня старается больше дать наслаждения своему избраннику, нежели получить сама. К тому же эти девушки любят красивое нижнее белье и не жалеют на него средств.

Аня и время года

Стоит сказать и о том, что характере девушек с данным именем также будет несколько различаться в зависимости от времени года, когда они родились.

  1. «Зимняя» Анна. Она всегда оказывается лидером. Может быть излишне твердой или черствой. Не любит обмана. Прощает, но никогда не забывает обиды.
  2. «Весенняя» Аня. Она романтична, мечтательна. Однако всегда добивается своего. С течением времени становится все лучше и красивее. Знает себе цену.
  3. «Летняя» Анна. Она мягкая, уступчивая, ласковая. Нередко напоминает Мадонну. При этом может быть немного замкнутой и отстраненной.
  4. «Осенняя» Аня. Покладиста, сдержана. Любит правду и честность. В меру строга и холодна. К окружающим относится с опаской.

Сочетание с отчеством

Хочется также рассмотреть значение имени Анна Александровна. Такие женщины нередко несчастливы в жизни. А все потому, что данное отчество с их именем соотносится дисгармонично. Однако также важно учитывать тут и фамилию женщины. Она может несколько «смягчить» ее участь. Особенно удачными являются следующие отчества: Владимировна, Борисовна, Артемовна, Станиславовна. А вот отчества Александровна, Львовна, Сергеевна и Петровна для девушек с именем Анна окажутся неблагоприятными.

Полезная информация

Аннушкам также полезной окажется и следующая информация:

  1. Планета женщин с таким именем - Прозерпина.
  2. Цвет - красный.
  3. Удачное растение, которое может стать талисманом - розовая астра.
  4. Камень-талисман у них - рубин.
  5. Дерево-помощник - рябина.
  6. Лучший знак зодиака - Дева.
  7. Удачные числа: 7, 22.
  8. Счастливый день: среда.
  9. Удачное время года: лето. Оно смягчает строгий Анин нрав.

Ласкательные имена

Как еще можно называть Анну? Так, существует простой перечень уменьшительно-ласкательных имен, которые подойдут девушке с таким именем: Аня, Анечка, Анютка, Аннушка, Анка, Нюра, Нюся, Анюта, Аннета, Нета, Ася.

Великие женщины

Какие великие женщины носили это красивое старинное имя?

  1. Анна Ярославна - дочь великого князя Ярослава Мудрого.
  2. Анна Ахматова - великая поэтесса.
  3. Анна де Сталь - знаменитая французская баронесса, писательница.
  4. Анна Мария Тюссо (мадам Тюссо) - известный скульптор, основатель музея восковых фигур Мадам Тюссо.

Известные женщины современности, наши соотечественницы: Анна Седокова, Анна Семенович, Анна Курникова и т. д.

Прошедшие Олимпийские игры в Сочи приятно удивили. Церемония открытия и закрытия показали всему миру всю прелесть и красоту русского искусства. И это были не мишки в лесу, не “Аленушка у озера” и не “Корабли в шторме”, а русский авангард, который до сих пор вызывает насмешки и споры у обычного неподготовленного зрителя.

Постановщики и режиссеры оживили в прямом смысле и супрематизм Малевича, и абстракции Василия Кандинского, и летающий город Шагала.

Для западного зрителя и музеев – русский авангард – самое лучшее, что было и есть в русском искусстве. Все выставки с удовольствием принимают в Европе и за Атлантикой. Русский авангард действительно вписал себя с яркими красками в историю Мирового искусства.

Когда сегодня кто-то жалуется, что утрачены традиции, и современное искусство говорит непонятно о чем на непонятном языке, не стоит забывать, что искусство - это всегда часть жизни, и хотим мы того или нет, оно нас окружает. Важно понимать, что искусство ХХ века в своих новых формах опирается, прежде всего, на интеллектуальную деятельность - текст и изображение тесно взаимосвязаны. Собственные тексты и книги таких представителей авангардных течений, как Малевич, Кандинский или Пит Мондриан, были очень важной составляющей творчества. Поэтому, когда зритель приходит в залы искусства ХХ века, нужна какая-то подготовка или хотя бы интерес и желание понять замысел этих художников. Не все хотят делать дополнительные усилия и вникать в это - человеку свойственно идти по более простому пути, и те привычные формы, которые вызывают чисто эмоциональную реакцию, ему ближе и понятнее.

В 30-ые годы в СССР работы авангардистов быстрым темпом прятались и изымались из коллекций музеев и собраний, все это ушло в тайну для зрителя на долгие 50 лет.

На государственном уровне был наложен запрет на публичный показ произведений художников русского авангарда, и запрет этот продолжал действовать пятьдесят лет. Неоднократно делались попытки списать этот материал за ненадобностью, и тогда музейные сотрудники затягивали составление списков, затевали бумажную волокиту, чтобы только не допустить этой невосполнимой потери.

Теперь представьте - пятьдесят лет это искусство не было представлено в постоянных коллекциях музеев, в школьных учебниках, о нем вообще не говорили. В результате несколько поколений выросло с ощущением, что это незнакомо, непонятно, не нужно и вызывает отторжение. Это совершенно естественная реакция. Если вспомнить школьные учебники старших поколений, там обязательно были Левитан, Васнецов, Саврасов. Но не было Малевича, Филонова, Татлина.

И общее впечатление было, что ничего здесь такого нет, и непонятно, почему это нужно было скрывать. Идеологическая составляющая уходит из сознания, и этот вопрос возникает постоянно.

Я хочу отметить, что в обществе наступает очень важный этап осмысления, что такое русский авангард. И в этом отношении знаменательно то, что произошло на открытии Олимпиады, - в фантастическом шоу были задействованы самые яркие и характерные образы русского авангарда, прозвучал супрематизм. Впервые с 1936 года государство на международном уровне реабилитировало авангард. В каком-то смысле это не менее важно, чем победа нашей сборной. На Западе все музеи с удовольствием принимают выставки русского авангарда, на них выстраиваются очереди. Не все зрители являются тонкими знатоками этого материала, но это принято, потому что это уникальное явление, и этим мы вошли в историю Мирового искусства. И возвращаясь к нашей ситуации, даже если человек не любит и не понимает авангард, он должен осознавать, что это ценно, это наше достояние и это вопрос престижа страны. Мне кажется, на Олимпиаде это отчетливо прозвучало.

Эволюция русского авангарда позволяет условно выделить в нем три периода. Первый приходится на 1910-1915 гг. и известен под именем кубофутуризма. Второй период длится с конца 1915 г. по 1924 г. и означает расцвет, наивысший подъем авангарда. К кубофутуризму в эти годы добавляются супрематизм, конструктивизм, и производственное искусство и другие течения. Третий период охватывает 1925-1932 гг., когда авангард распространяется на все виды искусства. Однако в целом он постепенно сходит на нет и в 1932 г. в связи с роспуском всех независимых объединений прекращает свое существование.

Становление русского авангарда происходит на фоне исключительно интенсивной артистической жизни - как внутренней, так и внешней, - которую Россия вела с конца прошлого века. В эти годы устраиваются многочисленные выставки новейших течений зарубежного искусства. Многие русские художники совершают паломничество в Париж и другие западные центры.

В Мюнхене возникает группа «Синий всадник» (1911), в которой активную роль играют русские художники (В. Кандинский, А. Явленский). В самой России царит великое многообразие художественных движений. Центральное место занимает «Мир искусства», объединяющий сторонников самых разных стилей - от древнерусского до символизма. Справа от него находятся сторонники реализма передвижников. Слева располагаются течения модернизма, а левее них - складывающийся авангард.

Основными центрами формирования русского авангарда были петербургский «Союз молодежи» (1909-1917) и московский «Бубновый валет» (1910-1916), куда входили многие будущие авангардисты: Н.И. Альтман, В.Д. и Д.Д. Бурлюки, К.С. Малевич, В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, М.З. Шагал, А.А. Экстер. Первым собственно авангардистским объединением стала основанная в 1912 г. Д. Бурдюком «Гилея», куда вошли некоторые из вышеназванных, а также поэты В.В. Маяковский. В. Хлебников. А.Е. Крученых.

В отличие от западного русский авангард смог объединить кубизм и футуризм в кубофутуризм, а внутри него - живописцев, поэтов и критиков, среди которых тон задавали поэты. Их общей основой было предчувствие скорых и неизбежных потрясений, результатом которых станет рождение нового мира и нового человечества. Свою задачу они видели в активных действиях, приближающих эти события. Отсюда - разрушение или причудливое смешение традиционных жанров и стилей, отрицание эстетического вкуса, стремление футуристов выделить поэтический язык в чистом виде, освобождая его от общепринятых смыслов и значений, от всего, что связывает его со старым миром, или же создать совершенно новый, «заумный» язык - с новыми словами, грамматикой и синтаксисом.

Главными фигурами кубофутуризма в поэзии были В.В. Маяковский (1893-1930) и В. Хлебников (1885-1922). Первый обрушил свою «атаку» на традиционное классическое искусство, а также на современные ему течения модернизма - символизм и акмеизм, хотя испытывал некоторое влияние со стороны А. Блока и А. Белого. Он выступил одним из самых решительных реформаторов поэтического языка.

Его новый язык отличает яркая экспрессивность, он наполнен глубоким драматизмом, мощным энергетизмом и острым динамизмом, имеет оригинальное графическое построение благодаря использованию «столбика» и «лесенки». Провозглашая диктатуру формы, В. Маяковский стремился наполнить свои произведения актуальным жизненным содержанием и смыслом. В поэмах дооктябрьского периода - «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» и др. - поэт выразил свое полное неприятие старого мира. После революции тематика и жанры творчества В. Маяковского значительно расширяются. В пьесе «Мистерия-буфф» он дает «героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи». Он также создает лирические поэмы «Люблю», «Про это», стихи «Хорошее отношение к лошадям» и др. В. Маяковский оказал большое влияние на отечественную и мировую поэзию.

В. Хлебников стал одним из самых радикальных реформаторов поэтического языка. В равной мере у него проявилась неодолимая страсть к эксперименту. Он также был горячим поборником максимального сближения науки и поэзии, видя в этом путь создания «новой мифологии» и «сверхъязыка» будущего человека.

К своему новому, сверхраниональному, «заумному» «сверхъязыку» он шел через разрушение классического стиха, через отказ от рационального слова-понятия, дробил его на составные элементы, наделенные размытым образным смыслом, и складывал из них новые слова. Конкретными результатами его экспериментов стали стихи «Заклятия смехом» и «Любхо».

В. Хлебников возлагал большие надежды на свои предчувствия «нового космического сознания». Как никто другой, он далеко выходил за рамки поэзии и искусства, разрабатывал идею глобального переустройства мира. Данная сторона его творчества нашла выражение в книге «Время - мера мира», а также в произведениях «Труба маршан», «Лебедия будущего». Подобно А. Блоку, В. Хлебников рассматривал революцию как историческое возмездие за прошлое и прорыв к радикальному переустройству Вселенной на новых началах. Он мечтал о том, что в будущем новом мире установится всемирное братство людей, будет восстановлена гармония людей с природой. Свои представления о грядущем мире поэт выразил в поэме «Ладо- мир». Особую роль в переустройстве мира В. Хлебников отводил поэту. Он определял эту роль как мессианскую, спасительную. Поэт виделся ему как некий тайновидец, открывающий путь к овладению числовыми «законами времени». В. Хлебников оказал большое влияние на мировую поэзию.

В связи с первым периодом русского авангарда необходимо выделить также творчество В.В. Кандинского (1866-1944), М.З. Шагала (1887-1985), П.Н. Филонова (1883-1941).

В. Кандинский разрабатывает отличный от кубофутуризма вариант нефигуративной живописи, вдохновляясь экспрессионизмом и называя ее абстрактной. Свое понимание такой живописи он изложил в работе «О духовности в искусстве» (1911). Стремясь найти «новые формы», которые являются «вечными» и «чистыми», выявить «чистый язык» живописи, Кандинский не решается полностью изгнать из нее предмет, считая, что это привело бы к оскуднению ее выразительных средств, ибо «красота краски и формы… не есть достаточная цель искусства».

Основными составляющими его творчества являются: идея синтеза искусств, согласно которой живопись должна содержать поэтическое и музыкальное начала, поэзия - музыкальное и живописное, музыка - живописное; примат духовности в искусстве; наконец, поиск новых выразительных средств, среди которых особая роль отводится цветовому пятну, линии, декоративной орнаментальности. Содержанием произведений Кандинского являются философско- религиозная тема Христа, Апокалипсис, крушение старого мира и нарождение нового, борьба светлых и темных сил и т.д., где добро побеждает зло. Он предпочитает называть свои работы «импровизациями» и «композициями».

М. Шагал также не порывает с традиционной живописью, соединяя ее с неопримитивизмом и экспрессионизмом, испытывая влияние кубизма, футуризма и сюрреализма. Его яркие, красочные, фантастические, граничащие с абсурдом картины - «Я и деревня», «Над городом» и др. - часто навеяны библейскими темами и сюжетами, поэтизируют повседневную жизнь.

П. Филонов в своем «аналитическом искусстве» разрабатывает оригинальную теорию «органической формы». Испытывая влияние экспрессионизма и кубофутуризма и используя язык геометрических форм, он также не отказывается от фигуративности. Новизна его метода заключается в том, что составляющие его картины элементы и формы органически зависимы между собой, они как бы «вырастают» друг из друга. В своих произведениях - «Цветы мирового расцвета», «Человек в мире» и др. - художник делает зримым то, что обычно остается невидимым: прорастание, рост, цветение и увядание.

Второй период русского авангарда начинается в декабре 1915 г. - вместе с состоявшейся в Петрограде выставкой «Ноль-десять», на которой был показан знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» К. Малевича, означавший возникновение нового течения – супрематизма, к которому примкнуло большинство кубофутуристов - И. Клюн, И. Пуни. Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер и др.

Супрематизм К. Малевича (1878-1935) стал поворотным пунктом в эволюции авангарда, включая зарубежный. Своеобразие нового течения художник раскрывает в работе «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916). То, на что не решались кубофугуристы и Кандинский, Малевич делает без колебания, избавляя живопись от предмета, сюжета, смысла и содержания. Он определяет супрематизм как «абсолютное», «чистое», «беспредметное творчество», «чисто живописное искусство красок», «творчество самоцельных живописных форм».

Малевич отмечает, что общество никогда не рассматривало живопись как таковую, оно всегда видело в ней лишь средство изображения окружающего мира и повторения природы. Всякие попытки выявления и утверждения чисто живописной пластики карались общественным мнением. Малевич остро чувствует, что искусство отстает от стремительного прогресса науки и техники. Он считает, что на данном этапе создание бессюжетных и беспредметных, чисто живописных пластических форм становится главной и единственной целью.

Назначение современных художников - изобретать абсолютно новые «знаки-формы», а заботы о предметности и здравом смысле надо возложить на фотографию и кинематограф. Эти формы не должны повторять уже существующие вещи, но выходить из ничего. Единственным их источником является творчество и творческая воля. Малевич полагает, что творчество должно вообще вытеснить труд, который представляется ему пережитком старого мира. Он провозглашает «первенство цвета над вещью». Самоценное в живописи заключается для него в цвете и фактуре. В этом он видит живописную сущность, которую в прошлом всегда убивал сюжет. Он призывает лишить формы смысла и содержания.

Отвергая реализм старого мира, стремясь быть абсолютно современным и создавать совершенно новое, Малевич тем не менее называет свое искусство сначала «заумным реализмом», затем - «кубофутуристическим реализмом» и, наконец, на стадии супрематизма - «новым живописным реализмом», или «реализмом живописности».

Его творчество держится прежде всего на интуиции. В то же время он не противопоставляет ее рациональному осмыслению. Малевич отмечает, что «в искусстве нужна истина, но не искренность». В этом плане супрематизм означает не только превосходство над всем предшествующим искусством, но и возвышение над противопоставлением рационального и иррационального.

Эволюция супрематизма в живописи была скоротечной - всего четыре года (1915-1919), хотя в ней иногда выделяют три периода: «черный», «цветной» и «белый». Первые два - «черный» и «цветной» - развиваются параллельно, охватывая примерно два года (1916-1917). Символом «цветного периода» выступает «Красный квадрат», который в отличие от «Черного квадрата» заключает в себе больше движения и напряжения. В целом же оба квадрата воплощают движение в супрематическом пространстве, которое является пространством бесконечным, космическим, где нет верха и низа, нет ориентиров, в силу чего само движение трудно различимо, оно предстает как «динамический покой». В этом смысле супрематизм можно определить как «живопись пространства». Сам Малевич к тому же называл себя «председателем пространства».

«Белый период» охватывает около трех лет (1917-1919). В эти годы в творчестве Малевича значительное место занимают вариации креста. Уже «Черный квадрат» он называл «иконой», указывая тем самым на наличие в своем искусстве религиозного мотива. С появлением креста этот мотив еще больше усиливается. В это же время Малевич экспериментирует исчезающими и возникающими живописными планами, исследуя сами пределы существования живописи, и, наконец, создает «Белый квадрат на белом фоне» (1918), свидетельствующий об абсолютном освобождении цвета и полном растворении формы.

В этом произведении идущая от импрессионистов и П. Сезанна тенденция действительно достигает своей наивысшей точки, после которой следующий шаг был бы для живописи движением в «белую бездну», «бесконечное белое», в небытие. Малевич делает этот шаг, отказываясь от живописи в пользу философско-теоретических размышлений, считая, что на данной стадии супрематизма вопрос о живописи отпадает, что «живопись давно изжита, и сам художник - предрассудок прошлого».

Свое охлаждение к живописи он объясняет и тем, что «кистью нельзя достать того, что можно пером». В работе Малевича «О новых системах в искусстве» (1919) и других супрематизм выходит за рамки живописи и становится философией современности, «чистым познанием», «началом новой культуры». Малевич активно разрабатывает идею синтеза всех форм интеллектуальной и духовной деятельности: искусства, науки, философии и религии. Супрематизм выступает одновременно и как форма объективного познания, и как способ мирового переустройства. Он преодолевает пределы искусства и перерастает в универсальный вид человеческой деятельности, во всеобъемлющий способ жизнетворчества и жизнеустройства.

У Малевича нет сомнений в том, что «природа будет побеждена», что будут переустроены все страны и весь земной шар. Отход Малевича от живописи не был поддержан его последователями. Он оказывается в изоляции и уезжает из Москвы в Витебск, где организует группу «Уновис» (Утверди гели нового искусства, 1920-1922 гг.), куда вошли Л. Лисицкий, Н. Суэтин. И. Чашкин, став на позиции «утилитарного супрематизма», означавшего вариант конструктивизма.

Как особое течение конструктивизм сложился к началу 1921 г., однако фактическое его рождение произошло раньше и было связано с творчеством В.Е. Татлина(1885-1953), являющегося главной фигурой в данном течении. Как оригинальный художник он заявил о себе серией рельефов и контррельефов (1914-1916). Созданные под влиянием французского кубизма, они, однако, имели существенное отличие: в них не было ничего миметического, они никак не соотносились с реальными предметами и были построены из чистых геометрических форм.

Рельефы Татлина имели для скульптуры примерно такое же значение, что и супрематизм Малевича для живописи. Они выражали суть конструктивизма, в котором традиционные категории формы и содержания уступают место понятиям материала и конструкции. Форма при этом остается, но приобретает иную природу. В контррельефах она возникает из пространства и времени. Форма сближается и практически совпадает с конструкцией.

Оно выступало в таких конкретных формах, как праздничное оформление улиц и площадей, плакатная графика и афиши, коллажи и фотомонтажи, моделирование спортивной и рабочей одежды, роспись тканей и т.д. Помимо названных выше конструктивистов в нем активно работали Н. Альтман, А. Ган, Г. Клуцис, К. Медунецкий, братья Стенберги. И. Чашник и др.

В судьбе русского авангарда важную роль сыграли такие учебно- научные центры, как ГИНХУК (1921-1926), ИНХУК (1920-1922), ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1920-1930)

Выводов делать и не хочется, просто и так ясно, что русский авангард было скоротечным но уникальным и неповторимым в полной мере явлением. Был нонконформизм и новая волна, но мощи они не сравнятся с первой волной русского авангарда XX века.

Русский авангард гораздо радикальнее порывает с традиционной эстетикой и искусством, создавая искусство, которое приближается к чистому, абсолютному творению. Художнику в таком искусстве уже не нужна никакая внешняя модель, будь то человек, природа или какой-либо предмет. Он ничему не подражает, ничего не копирует, но показывает способность творить, исходя из неких первоэлементов, первоначал или, подобно Богу, из ничего.

Русский авангард наиболее полно реализовал стремление западного модернизма и авангарда к эксперименту и поиску нового. Этому способствовало то обстоятельство, что он безоговорочно принял современную науку, революционные достижения которой стали для него вдохновляющим примером в его собственных творческих исканиях.

Класс: 11 класс.

Программа: Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 10-11 классы. М.: Владос, 2007 г.

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма урока: урок-лекция.

Цель. Формировать представление о художественной культуре России XIX - начала XX века.

  • познакомить учащихся с понятием "авангард", жизнью и творчеством художников авангарда;
  • обратить внимание учащихся на мировоззрение художников авангарда и особенности их живописи;
  • помочь учащимся определить своё отношение к авангардной живописи;
  • воспитывать любовь к национальной и мировой культуре.

Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационная доска, карточки, учебник Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура. 1, 2 части. 11 класс. М.: Владос, 2007 г.

Зрительный ряд: эпиграф на доске, презентация - слайд-шоу (Приложение 1) по теме урока.

Ход урока

Новая форма рождает новое содержание.
Искусство всегда было вольно от жизни,
и на цвете его никогда не отражался цвет
флага над крепостью города.
В. Шкловский

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задач урока. (Приложение 1)

Эпиграф нашего урока: чтение записи.

III. Знакомство с новым материалом.

Запись в тетрадях плана.

  1. О модернистских направлениях в искусстве начала века. Понятие "авангард".
  2. Художественные объединения и их представители.
  3. Русский авангард.
  4. Авангард в литературе (поэзии). Футуризм.

1. Вступительная беседа о модернистских направлениях в искусстве начала века.

1) Понятие "авангард".

Когда соприкасаешься с искусством начала XX века, диву даёшься: как многообразно оно и интересно! Конечно, хочется свести все существующие направления в целостную систему, чтобы легче было определять место того или иного художника в мировой культуре. Увы, это не всегда возможно: направления тесно переплетаются, а художники, оказывается, творили, выходя за рамки провозглашённой ими же самими теории.

Понятие "Авангардизм" происходит от французских слов "avant", что переводится как "передовой", и "qarde" - "отряд".

Точнее, условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве: кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..

Общим для всех этих направлений является:

Отказ от норм классического изображения,

Деформация форм,

Экспрессия.

Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.

Как вы считаете, почему авангардизм близок по значению к модернизму?

(Авангардизм близок по значению к модернизму (собирательное обозначение всех новейших течений) и отличается от модерна (стиль в искусстве конца XIX - начала XX века)

Новаторство во всех областях искусства - таков главный лозунг авангарда. Авангард - собирательное понятие самых "левы" экспериментальных творческих направлений в искусстве "серебряного века". В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одарённости и эталоном современности.

Общей была и наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени - эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой). Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало.

В 10-е гг. XX века художественное экспериментаторство в разных видах искусства достигает своего апогея, причём удивительно синхронно.

Главная причина синхронности кроется в явном взаимном притяжении художников, поэтов, артистов, музыкантов, в общности творческих, а порой и жизненных интересов. Поколение новаторов искало друг в друге единомышленников в непростом деле ниспровержения устоев.

2. Выступления учащихся.

Художественные объединения:

1. Союз московских художников "Бубновый валет".

В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Причём предмет устойчивый, взятый "в упор", лишённый какой-либо недосказанности или философской двусмысленности.

Полотна "бубновых валетов" поразили зрителей своей нарочитой грубостью объёмов, пронзительно кричащим цветом, выпирающей "плотью вещей" (П. П. Кончаловский).

Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956)

  • "Возвращение с ярмарки",
  • "Сирень", "Сухие краски"

Илья Иванович Машков (1881-1944)

  • "Камелия", "Снедь московская: хлебы",
  • "Натюрморт с магнолиями"

Александр Куприн (1880-1960)

  • "Тополя", "Завод", натюрморты,
  • индустриальные пейзажи.

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958)

  • "Старая Руза", "Негр", "Бухта в Балаклаве"

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943)

  • "Звон", "У Иверской", "Автопортрет",
  • "Крекинг нефтеперегонного завода",
  • "Овощи"

2. Группа живописцев "Ослиный хвост".

Группа молодых художников, отделившихся от "Бубнового валета" во главе с М. Ф. Ларионовым в 1912 году. Последовательно пропагандируя примитивистскую живопись, Ларионов разрабатывал стиль, впитавший элементы вывески, лубочной картинки, детского рисунка. Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.

Основные представители и их работы:

Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)

  • "Провинциальная франтиха", "Отдыхающий
  • Солдат", "Петух", "Лучизм".

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)

  • "Крестьяне, собирающие яблоки",
  • "Подсолнухи", "Рыбная ловля", "Евреи.
  • Шабаш".

Марк Шагал (1887-1985)

  • "Я и деревня", "Скрипач", "Прогулка",
  • "Над городом", "Святое семейство".

Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)

  • "Матрос", "Натурщица", "Контррельеф",
  • "Проект памятника III Интернационалу",
  • "Летатлин"

3. Русский авангард.

Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых "ритмов времени". Стремление воссоздать динамичность предмета, его "жизнь" в разных ракурсах.

Основные представители и их работы:

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

  • "Дома в Мурнау на Обермаркте",
  • "Импровизация Кламм", "Композиция VI",
  • "Композиция VIII", "Доминирующая кривая".

Павел Николаевич Филонов (1883-1941)

  • "Крестьянская семья", "Победитель города",
  • "Иллюстрация к книге Велимира Хлебникова",
  • "Формула империализма",
  • "Формула весны".

Казимир Северинович Малевич (1878-1935)

  • "Цветочница", "Дама на остановке
  • Трамвая", "Корова и скрипка", "Авиатор",
  • "Супрематизм", "Косарь", "Крестьянка",
  • "Чёрный супрематический квадрат".

3. Поэзия. Футуризм.

Динамизм открытий в области формы, движение к интуитивному творчеству захватили и поэзию. Эстетический бунт против "общественного вкуса", "мистических идеалов" символизма и классического наследия наиболее ярко отразился в футуризме (будущее от лат.)

Литературно-художественное направление начала XX века в Италии и России.

Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее - наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни.

Для живописи футуризма характерны:

- "энергетические" композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы, воронки;

Один из основных принципов футуристической картины - симультанность (одновременность), т.е. совмещение в одной композиции разных моментов движения.

Первый манифест футуризма был "вброшен" в культуру "серебряного века" итальянским поэтом и публицистом Ф. Т. Маринетти со страниц парижской газеты "Фигаро" 20 февраля 1909 г. "Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности". А ещё признавался "Мы хотим разрушить музеи, библиотеки. Сражаться с морализмом:".

В феврале 1914 г. Маринетти появился в знаменитом петербургском подвале "бродячая собака", где собирались артистическая молодёжь и творцы "нового искусства".

В петербургской богеме Маринетти не случайно почувствовал своих учеников, и футуристические лозунги в России попали на хорошо подготовленную почву.

Впервые слово "футуризм" появилось в названии группы поэтов, именовавших себя "Эгофутуристами". Правда, направление это было отнюдь не монолитным, а его изобретение целиком принадлежало поэту Игорю Северянину (И.В. Лотарёву, 1887-1941). Издавший в течение 1904-1912 гг. 35 стихотворных сборников. Строки из "Самогимна":

Мой стих серебряно-брильянтовый
Живителен, как кислород.
- О, гениальный! О, талантливый! -
Мне возгремит хвалу народ.
И станет пить ликёр гранатовый
За мой ликующий восход.

Осенью 1911 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества произошла встреча поэтов Д. Д. Бурлюка и В. В. Маяковского. Именно они вместе с примкнувшим к ним А. Е. Кручёных составили ядро литературного объединения "Гилея" - первого крупного содружества футуристов.

18 декабря 1912 г. вышел в печати альманах "В защиту нового искусства". Его заглавие - "Пощёчина общественному вкусу" - стало декларативным и нарицательным, а предисловие к сборнику было воспринято читателями как манифест русских футуристов.

В предисловии бунтари громогласно провозгласили полную свободу творческого эксперимента и предложили сбросить "с Парохода Современности" Пушкина, Достоевского и Толстого. "Общественный вкус" действительно был шокирован.

Даже Игорь Северянин, не слишком приверженный к классике, отозвался на этот призыв словами:

Для отрезвления ж народа,
Который впал в угрозный сплин -
Не Лермонтова с парохода,
А Бурлюка - на Сахалин.

Круг единомышленников-футуристов, которым Велемир Хлебников (1885-1922) придумал имя "Будетляне" (от "будущее"), имел оригинальную философско-эстетическую программу. Искусство должно не отражать действительность, но переделывать её, слово же должно быть свободным от всякого определённого смысла - примерно так звучала их теоретическая доктрина.

Сам Хлебников утверждал, что "словотворчество - враг книжного окаменения языка", и призывал своих соратников по футуризму поработать над разрушением традиционной поэтической речи.

Наиболее последовательно реализовал этот лозунг Алексей Елисеевич Кручёных (1886-1968). Поэт самозабвенно искал самоценное, "самовитое" слово и бунтовал против любых признаков традиционной рифмы и конкретного смысла. Целиком отдавшись эксперименту, он всё более погружался в собственный, далёкий от здравого смысла поэтический мир и наконец объявил шедевром пять знаменитых строк:

Дыр бул щыл
Убещур
Скум
Вы со бу
Рлэз

Кручёных прибегал к звуковым и графическим аналогиям. Порой его стихи состояли лишь из одних "неудобных" диссонирующих звуков, а знаки препинания поэт вовсе не ставил. Некоторые его сочинения пропитаны ядом предсказаний гибели и разложения мира:

Мир гибнет
И нам ли останавливать
Мы ли остановим оползень
Гибнет прекрасный мир
И ни единым словом не оплачем
Погибели его...
Усталый ветер заглядывает узкие входы
По затылку
Ужас чудит...

Новаторство Хлебникова не знало границ. В поисках адекватного отражения целостности мироздания он изобретает необычный "звёздный" язык:

Усадьба ночью, чингизхань!
Шумите, синие берёзы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью облако, роопсь!

В потоке новаций и открытий, на фоне громкозвучащих имён представителей живописи и поэзии достижения музыкантов-авангардистов кажутся более чем скромными; к тому же радикальные позиции отразились в сочинениях композиторов малоизвестных, не причисленных к классикам.

IV. Закрепление изученного.

Какое искусство принято называть авангардом?

Во что верили мастера русского авангарда?

Почему отрицание традиций было необходимо мастерам авангарда?

Сбылись ли их мечты об "искусстве будущего"?

V. Домашнее задание.

С.210-220 - ответить на вопрос № 10, 11.

Литература.

1. Аксёнов М., Майсурян Н. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура,

изобразительное и декоративно - прикладное искусство XVII - XX веков. М.: Аванта +, 2005г.

2. Аронов А. А. Мировая художественная культура. Россия конец XIX-XX век. М.: Издательский книгопечатный Центр, 1999г.

3. Горелова И., Брагин А. Искусство. М.: АСТ, 2003г.

4. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 1, 2 части. 11 класс. М.: Владос, 2007 г.

Классический русский авангард – феноменальное явление начала прошлого века, охватившее все области искусства: от живописи и архитектуры до дизайна и книгопечатания. И откуда теперь черпают вдохновение современные мастера по всему миру, как не из русского авангарда?

Василий Кандинский

Только ли импрессионистский «Стог сена» Клода Моне заставил юриста Василия Кандинского заняться живописью профессионально? Вероятно, значение имела и вологодская экспедиция, во время которой он был поражён, оказавшись внутри крестьянской избы-картины, и произведённое мировой наукой открытие о делении атома, предполагающее «разборку» мира на неосязаемые частицы, и опера Вагнера «Лоэнгрин», во время которой Кандинский отчётливо увидел цвета звуков. Каковы бы ни были причины, экс-юрист вошёл в историю мирового искусства как теоретик русского абстракционизма, несмотря на то, что скончался гражданином Франции.

Казимир Малевич

Иная метафизика цвета, отказ от буквального восприятия реальности, переход в «чистые» плоскости – теория супрематизма Малевича изначально не нашла понимания среди коллег-кубистов, но это не помешало ей стать мировой концепцией авангардного творчества. «Чёрный квадрат» стал «нулём форм», позволяющим выйти «из круга вещей». Кроме фундаментальных работ по теории супрематизма и признанных мировых шедевров авторству Малевича принадлежит, например, дизайн кружки с квадратной ручкой – очень неудобной, но весьма оригинальной.

Владимир Татлин

Родоначальник русского конструктивизма являлся страстным оппонентом Малевича. По одной из баек, он якобы выбил из-под теоретика супрематизма стул и предложил сидеть на цвете и геометрии. Татлин выступал за связь искусства с жизнью, а его революционными идеями вдохновлялись немецкие дадаисты. Башня Татлина хоть и осталась только проектом, но и сегодня считается одним из символов мирового авангарда. Конструкция железного монумента, включающая семь вращающихся по спиралям зданий различной формы, задумывалась как символ объединения людей, переставших понимать друг друга во время строительства Вавилонской башни. У памятника Третьему интернационалу было и практическое назначение – в нём должны были трудиться члены Коминтерна.

Павел Филонов

В попытке противостоять методу Малевича и «живописному анекдоту» Татлина в 1914 году Филонов со товарищи издаёт «Сделанные картины» – манифест аналитического искусства с основной идеей «упорного рисования каждого атома». В 1936-м лидера русского авангарда обвиняют в «формализме». Тогда же возникает «филоновщина» – символ непролетарского искусства. Работы Филонова украшают лишь стены его скромного жилища, а сам он голодает, нерегулярно получая пенсию «научного сотрудника третьего разряда». Скончается Павел Николаевич в первые дни Ленинградской блокады на крыше дома при очередном дежурстве во время немецких авианалётов. Его теории окажут значительное влияние на последующие поколения художников и литераторов.

Эль Лисицкий

Человек, который создал новый вид творчества в Стране Советов – дизайн –
и совместно с Малевичем разрабатывал основы супрематизма, вошёл в историю мировой архитектуры как автор горизонтальных небоскрёбов. Когда Лазарь Мордухович (настоящее имя Эля Лисицкого) представил свой первый проект в СССР, его забраковали: построить такое невозможно. На трёх основательных опорах с шахтами лифтов базируются сами здания. Позднее похожие конструкции были реализованы архитекторами в Нидерландах, Германии, Китае, Эквадоре. Воспользовались идеями Лисицкого и проектировщики московской школы управления «Сколково».

Варвара Степанова

Варвара Фёдоровна являлась не только соавтором многих работ супруга Александра Родченко, но и работала самостоятельно, выставляя авангардные полотна под псевдонимом Варст. Широко известны её революционные работы в области текстильного дизайна для Первой ситценабивной фабрики. Разделяя основные идеи конструктивизма и считая моду буржуазным явлением, она проектировала прозодежду – новую форму для трудящихся, которая должна быть функциональной, простой, эргономичной. Вместе с Любовью Поповой она разрабатывала новые принты для тканей. На смену цветочкам-лепесточкам пришли геометрические абстракции. В советских магазинах текстиль а-ля Степанова отрывали с руками.

Александра Экстер

Совместно с Поповой и Степановой работала и одна из ключевых фигур популярного сегодня ар-деко Александра Экстер. Она стала автором многочисленных работ для театра. Её костюмы для фантастического фильма 1924 года «Аэлита» были восторженно встречены в Венеции и Париже и позволили ей получить заказ на серию марионеток, идейное воплощение которых вдохновляло американский поп-арт 50-60-х годов. Интересно, что Экстер входила в группу модельеров, разработавших форму для Красной армии – серую шинель и знаменитую будёновку.

Владимир Шухов

По проектам выдающегося русского инженера и архитектора Владимира Шухова построено более двухсот башен по всему миру, в том числе и знаменитая телерадиовещательная башня на Шаболовке. Он разрабатывал технологии строительства для нефтяной промышленности, трубопроводов, мостостроения. Идеи академика легли в основу авангардной архитектуры. В частности, он первым в мире использовал гиперболоидные формы и стальные оболочки из сетки в качестве несущей конструкции здания. Шуховские решения активно используются современными архитекторами хай-тека Фуллером и Фостером.

Братья Веснины

Наиболее известным проектом советских архитекторов-конструктивистов Александра, Виктора и Леонида Весниных считается проект московского Дворца культуры ЗИЛ. Для 1930-х годов предложенные архитекторами решения отличались смелостью и несомненным новаторством. На 23 тысячах квадратных метрах разместились зрительные залы, обширные холлы, библиотека, зимний сад, а на крыше – обсерватория. Интересно, что для отдельных сцен стильного для своего времени «Чародеев» искать площадку для съёмок долго не пришлось – идеально подошли авангардные интерьеры, созданные Весниными. Кроме этого, братья спроектировали большое количество оригинальных зданий, которые были построены по всей России.

АСНОВА

Типография журнала "Огонек", 1930-1932 годы

В 1923 году в противовес конструктивистам и классическим архитектурным обществам рационалистами была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Представители рационального направления русского авангарда проектировали функциональные и лаконичные здания строгих форм, огромное внимание уделяя психологическому восприятию объекта. Творческим лидером объединения стал Николай Ладовский. В частности, он предложил застраивать Москву по параболе. По его проекту центральная ось российской столицы совпадала с Тверской улицей, а сам город, разрастаясь на северо-запад, со временем соединился бы с Петербургом. В 1928 году один из учеников Ладовского Георгий Крутиков представил сенсационный проект парящего города-коммуны. Реализован он не был, в отличие от проекта Северного речного вокзала в Москве Владимира Кринского, ближайшего соратника Ладовского.

Константин Мельников

Ещё в 30-е годы Константин Мельников получил мировое признание как классик русского авангарда. Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке стал культовым объектом мировой архитектуры. В Москве сохранилось с десяток зданий, спроектированных архитектором, которые соперничают между собой в оригинальности. Дом культуры Русакова для служащих трамвайного депо венчает гигантская шестерёнка, выпирающая из фасада; центральный фасад клуба фабрики «Свобода» на Вятской выполнен в виде параллелепипеда. Главный вход в парк Горького также спроектирован Мельниковым. Интересно, что его проект саркофага Ленину в виде кристалла комиссией во главе с Дзержинским был признан лучшим.

Наталья Гончарова

Одна из «амазонок авангарда» Наталья Гончарова стояла у истоков русского примитивизма. Первые же выставленные ею работы, изображавшие обнажённых натурщиц, были названы порнографическими, а поздние картины снимались с выставок по религиозным соображениям. Образы Гончаровой доступны и понятны. На протяжении всей жизни она призывала «не следовать традиции, а жить в ней», черпая вдохновение в русском лубке и других видах народного творчества. В век расцвета индивидуализма она пропагандировала его неприятие. Дружившая с Гончаровой Цветаева писала, что та работает «без катастроф»: «всегда, везде и всё».

Михаил Ларионов

Имя Натальи Гончаровой неразрывно связано в истории русского авангарда с её супругом Михаилом Ларионовым. Он начинает как импрессионист, но в итоге приходит к примитивизму. Возникновение русского абстракционизма принято связывать с полотном Ларионова «Стекло». К 1912 году он становится идейным вдохновителем и теоретиком нового направления беспредметного творчества – лучизма. На протяжении почти 10 лет вместе с супругой будет работать над декорациями и костюмами для постановок «Русских сезонов» Дягилева в Париже.

Аристарх Лентулов

Талант классика русского авангарда называли жизнерадостным, темперамент – буйным, жизнелюбие – покоряющим. За необычный колорит полотен друзья в шутку называли Аристарха Васильевича Ярилой, а коллеги высоко ценили его смелые, порой отчаянные эксперименты. Сану священника Лентулов предпочёл искусство – дерзкое, солнечное, низвергающее любые авторитеты и штампы. В стремлении продемонстрировать превосходство русского таланта мастер любил повторять: «Мы – бунтовщики, а посему наш-то авангард покруче будет!»




Top