Рыцарь леонардо да винчи. Десять роботов из прошлых веков

Среди иноземных государей Иван Грозный прославился не только своей уникальной богатейшей библиотекой, была у русского царя одна диковина, о которой с восхищением рассказывали и писали заморские купцы и послы. Историк Питер Дэнси разыскал в архивах дневники и записки купца Йохана Вема, который в свое время неоднократно посещал Россию и бывал при дворе Ивана Грозного. В записках купца историк обнаружил упоминания о таинственном «железном мужике »
Вем писал: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя и бежал медведь от него в ранах и ссадинах ». Но возможности металлического богатыря не ограничивались лишь схватками со свирепым животным: «Железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке , который мне так никогда и не поддался». Остается только сожалеть, что Йохану Вему не удалось овладеть русским языком, возможно, он узнал бы гораздо больше об этой царской диковине и оставил бы гораздо более подробные ее описания.

Питер Дэнси здраво рассудил, что, если Вем не приврал в своих записках, то упоминания о «железном мужике» наверняка можно найти в сохранившихся бумагах других купцов или послов, побывавших в то время в России. Вместе со специалистом по робототехнике Стивом Леннартом они перерыли горы архивных документов и наконец обнаружили сенсационные подробности об этом чуде в записках еще двух купцов. Один из них писал: «Железный мужик прислуживает царю за столом, подает ему при ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор . Когда царю возразили, что вещь эта не искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но выпив кубок мальвазии, кликнул трех людей мастерового вида, одетых по-боярски, и что-то им приказал. Те открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, в нем оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову . Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги были на Руси еще века два-три назад ».
Обнаруженное учеными свидетельство было чрезвычайно важным, теперь не оставалось никакого сомнения, что «железный мужик» был самым настоящим роботом , а не ряженным в какую-то металлическую оболочку живым человеком.
Неизвестно, были ли подобные человекоподобные механизмы на Руси еще до Ивана Грозного, но во всяком случае, Дмитрию Ларину, автору статьи «Железный мужик» Иоанна Грозного», опубликованной в 1996 году в газете «Не может быть», удалось обнаружить уже в наших архивах свидетельства о наличии еще нескольких «железных мужиков» и «железных баб» у современников Грозного ». via . 1 >>> , . 2 >>>


Робот Леонардо да Винчи:

«Белое пятно» длиною в три года:
В 30 лет Леонардо — уже известный Мастер, востребованный живописец. И вдруг он исчезает на три года. До сих пор никто не знает, чем он занимался и где был всё это время. Есть только два косвенно подтверждённых предположения. Первое — он путешествовал. Второе — был в тюрьме. Найдены наброски «Как совершить побег» и запись в дневнике: «Ты вверг меня в темницу».

Мастер придворных театрализованных представлений:
Автором, режиссёром-постановщиком, художником и конструктором таких представлений был да Винчи.На одном из спектаклей в Милане он поместил в грот первого в мире робота, изготовленного собственноручно. Механический аппарат двигался абсолютно свободно и казался живым организмом. Сегодня некоторые роботы, используемые на космических станциях НАСА, созданы по рисункам 500-летней давности. Возможно, это лучшее свидетельство гения Леонардо, оставившего свой след в космической эре наших дней.


Леонардо да Винчи (1452-1519)путешествовал где-то (?) три года, исчезает? (1482-1485), технология человекоподобного механизма (робота) была им разработана приблизительно в 1495 году.
София Палеолог (1455-1503) — 24 июня 1472 г. большой обоз Софии Палеолог вместе с Фрязиным выехал из Рима . Невесту сопровождал кардинал Виссарион Никейский, который должен был реализовать открывающиеся возможности для Святого Престола. Легенда гласит, что в состав приданого Софии входили книги, которые лягут в основу собрания знаменитой библиотеки Ивана Грозного (1530-1584) .

Сказки о роботах относятся в общем-то к одному промежутку времени… Чертежи-рисунки механизма могли быть в библиотеке (сразу или позднее), а может Леонардо позаимствовал идею в путешествии?.. ;)

Всё разом в этом жж о

Робот-рыцарь

Как известно, термин «робот» ввел чешский писатель Карел Чапек (хотя, справедливости ради, замечу, что придумал слово его брат, художник Йозеф Чапек).

Механический рыцарь. Вариант реконструкции, сделанной Габриэлем Николаи. В свои чертежи Леонардо намеренно добавил «лишние» механизмы, чтобы никто не разобрался в его записях

А робота, похожего на человека и способного двигаться, сконструировал Леонардо. Пока он занимался изучением анатомии, ему пришла в голову мысль создать автомат, похожий на человека. Для чего Леонардо понадобился робот? Есть версия, что Мастер придумал его для очередного праздника. Но, возможно, им попросту завладела сама идея – как часто бывало.

Робот, облаченный в доспехи, мог подражать человеку, двигая руками, поворачивая голову, открывая рот. Чертежи робота – или, скорее, его можно назвать «механическим рыцарем» – были обнаружены в бумагах Леонардо только в 1957 году. Его судьба схожа со многими другими изобретениями да Винчи – на него не обращали внимания, пока человечество не изобретало и заново открывало то, над чем в свое время раздумывал Мастер.

Найденные чертежи свидетельствуют, что все части устройства имели достаточную координацию: их взаимодействие осуществлялось с помощью механического устройства управления. Его можно было переналаживать (перепрограммировать, сказали бы мы). Это устройство находилось в «грудной клетке» робота, а ноги приводились в движение отдельно, посредством внешней рукоятки, натягивающей трос, соединенный с важнейшими звеньями в лодыжке, колене, бедре.

Из книги Сервантес автора Франк Бруно

РЫЦАРЬ Почтительно постучались. Лишь при третьем стуке поднял Мигель голову над своей рукописью. Вошли Гамбалон и Поларте.Раб его величества, все еще ожидавший своей отправки, приблизился расшаркиваясь. Следом за ним господин Поларте, совершенно безбородый и безволосый,

Из книги Американский Гулаг: пять лет на звездно-полосатых нарах автора Старостин Дмитрий

Мистер робот и гражданин бандит И Россию, и Америку можно причислить к неблагополучным в правовом отношении странам. Но, по избитой формулировке графа Толстого, каждая из них несчастлива по-своему. Лучше всего это иллюстрируют два недавних примера.В российских газетах

Из книги Книга 2. Начало века автора Белый Андрей

Рыцарь бедный Павел Николаевич Батюшков!Французский писатель написал бы рассказ: «Батюшков»; англичанин, француз, немец, швед, прочтя перевод, повторяли бы:«Это же - Батюшков!»Повторяем же мы: «Тартарен, Тартюф!..»124 Батюшков - тип; я - немного писатель; у меня нет времени

Из книги Абд-аль-Кадир автора Оганисьян Юлий

Рыцарь ислама Перед ним была могущественная европейская держава. Располагающая передовой для того времени наукой и техникой. Обладающая мощной армией, прошедшей школу наполеоновских войн. Управляемая классом, который рвался к колониальным захватам и, говоря словами

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

Рыцарь, уклонившийся от боя Ушел из мира сего седьмой (из восьми) участник АВРО-турнира 1938 г. Р. Файн вместе с П. Кересом был тогда победителем этого уникального соревнования. Наряду с успехом Р. Файна в 1936 г. в не менее знаменитом турнире в Ноттингеме, это было выдающимся

Из книги Раскрепощение автора Герт Юрий Михайлович

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

Рыцарь Однажды Царю понравилась знаменитая красавица, госпожа Жадимировская. Красавица же была увлечена известным своей красотой князем Трубецким. Жидомировская уехала из Петербурга. Трубецкой последовал за ней. Рассерженный Николай I приказал мужу возвратить свою

Из книги Фауст автора Руикби Лео

Едва ли рыцарь На самом деле Лейб мог рассказать о Фаусте больше того, что он записал в «Дневник погоды». Коротко описав взгляды Фауста на соединение планет и предначертанный ему дар провидца, Лейб записал в «Дневник погоды» следующее:«Он выдавал себя за комтура или

Из книги Марлен Дитрих автора Надеждин Николай Яковлевич

28. «Рыцарь без лат» Фильмы с участием Марлен Дитрих выходили один за другим. Мелодрамы, комедии, приключенческие картины и даже вестерны…Весьма примечателен фильм 1937 года «Рыцарь без лат», поставленный режиссёром Жаком Фейдером. Эту картину можно назвать… политической

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

РЫЦАРЬ XX ВЕКА Начало у этой романтической истории весьма тривиальное.Два друга, два студента-юриста, Александр Бутягин и Алексей Шилов влюблены в одну и ту же девушку. Варвара, так ее звали, отдает предпочтение Александру и становится его женой.Идут годы. У пользующегося

Из книги Шел из бани. Да и все… [с фотографиями] автора Евдокимов Михаил Сергеевич

РЫЦАРЬ СМЕХА По фильмам и выступлениям у меня сложился определенный образ Евдокимова. Этакий лихой деревенский мужик. Рубаха-парень. Однако при встрече он оказался человеком спокойным, молчаливым, можно сказать, даже суровым. От растерянности я даже замолчала, убрав

Из книги Червивое яблоко [Моя жизнь со Стивом Джобсом] автора Бреннан Крисанн

Глава 12 Настоящий робот В тот день, когда я прилетела в аэропорт Окленда из Гонконга, мне пришлось ехать на общественном транспорте вдоль побережья, поскольку семья перепутала дату моего возвращения и ждала меня на следующий день. Когда я добралась до дома в Саратоге,

Из книги Роли, которые принесли несчастья своим создателям. Совпадения, предсказания, мистика?! автора Казаков Алексей Викторович

«Тёмный рыцарь» / The Dark Knight Другое название: «Бэтмен: Тёмный рыцарь» / Batman: The Dark Knight Режиссёр: Кристофер НоланСценаристы: Джонатан Нолан, Кристофер НоланОператор: Уолли ПфистерКомпозиторы: Джеймс Ньютон Говард, Ханс ЗиммерХудожники: Джейм Хэмбридж, Кевин Кэвэно, Линди

Из книги Жена немецкого офицера автора Беер Эдит Хан

Белый рыцарь Однако я оказалась не в аду, а в самом настоящем раю. Очень скоро я добралась до дома семьи Герль, жившей в Дайзенхофене. Увидев меня на пороге, хозяйка охнула. Я поняла, что ее так поразило. Перед ней стояла худенькая, измученная девушка с испуганными глазами и

Из книги Звездные войны. Тридевятая галактика навсегда автора Хаецкая Елена Владимировна

Энтони Дэниелс: золотой робот Энтони Дэниелс в роли С-3РО кажется сейчас настолько органичным, что трудно представить себе кого-то другого внутри этого странного золотого костюма. Выбор Лукаса остановился на английском актере не только потому, что Дэниелс подходил по

Из книги автора

Маленький робот с большой душой Кенни Бейкера зритель тоже никогда не видит: актер постоянно находится внутри смешного робота, похожего на мусорное ведро. Человеческим голосом этот робот не говорит, он издает смешные свистящие звуки. Тем не менее переоценить обаяние R2-D2

Византийские звери


Где: Константинополь

Когда: X век

В раннем Средневековье Византия была чуть ли не самым мощным государством Европы. В то время там создали уникальные произведения искусства, среди которых - необычные механизмы. Итальянский дипломат Льюдпранд из Кремоны описывал церемониальный тронный зал в императорском дворце Константинополя, где правитель Византии принимал иностранных гостей. По словам итальянца, трон императора окружали золотые львы, которые «издавали грозный рык с открытой пастью и дрожащими языками и махали хвостами вперёд и назад». Рядом с троном стояло золотое дерево, ветви которого были усеяны десятками позолоченных птиц, и каждая из них исполняла песню, присущую своему виду. В какой-то момент трон императора взмывал к потолку, в котором открывался люк. После этого правитель опускался в тронный зал переодетым. О том, как точно работали эти механизмы, сведений не осталось, и сами они тоже исчезли.

Ближневосточные роботы-музыканты


Где: Диярбакыр, Турция

Когда: XII век

При дворе тюркской династии Артукидов, чья столица располагалась на востоке современной Турции, работал изобретатель и инженер Аль-Джазари. Его механизмы - одно из доказательств расцвета науки в мусульманском мире Средних веков. Больше всего он известен музыкальными автоматонами. Это были сложные человекообразные устройства, которые умели играть на разных музыкальных инструментах. У них это получалось благодаря встроенной системе небольших сосудов, при переливании воды между которыми их тела и лица двигались. По сообщениям очевидцев, автоматоны Аль-Джазири владели 50 выражениями лиц, а мелодию, которую они играли, можно было запрограммировать с помощью системы колышков, изменявших ритм работы внутреннего механизма.

Робот да Винчи


Где: Милан

Когда: XV век

Вскоре после завершения фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи решил взять на себя роль творца человека и начал работу над чертежами механического рыцаря. Внешне робот выглядел как человек, полностью одетый в средневековые металлические доспехи. Внутри него была сложная механическая система, которая заставляла рыцаря двигать конечностями. Робот умел садиться, вставать, двигать руками и шеей, а также открывать челюсть, которая анатомически была очень похожа на человеческую. Судя по чертежам, в движение робота приводили два отдельных механизма. Один отвечал за верхние конечности и голову, второй - за ноги. Всё работало с помощью взаимодействия весов и жидкостей. Впервые робота представили на празднике миланского герцога Людовика Сфорцы в 1495 году, а в XX веке по вновь обретённым чертежам да Винчи сделали копию автоматона - полностью функциональную.

Механический сатана


Где: Италия

Когда: XV-XVI века

В католической Италии, где силы Контрреформации успешно не допускали распространения идей протестантизма, церковные власти были уверены, что паству нужно держать в страхе перед образами адского наказания за грехи. Добивались этого в том числе с помощью автоматонов. По сообщениям путешественников (например, британца Уильяма Ламбарда), в итальянских церквях можно было встретить механических дьяволов, которые умели «наклоняться вниз и поднимать себя вверх, трясти и вращать длани и стопы, кивать головой, закатывать глаза, изгибать брови… и собирать на лице выражения ярости, решимости и презрения, когда они притворяются, будто оскорблены, или показывать самую дружественную улыбку радости и спокойствия, когда они хотят казаться благостными».

Маленький мёртвый монах


Где: Испания

Когда: XVI век

Небольшая статуэтка монаха, которая с помощью внутреннего механизма начинает двигаться по комнате, изредка поднимая и опуская крест или чётки, а также открывая челюсть, на самом деле изображает молитву. Её сделали при дворе испанского короля в благодарность божественным силам. Согласно легенде, сын правителя Испании заболел тяжёлым недугом, и никакие средства не могли помочь ему выздороветь, пока в его постель не положили мощи монаха, умершего около 100 лет назад. Невероятным образом принц поправился, и его отец отблагодарил бога копией останков, которые, как и сын короля, чудом обрели жизнь.

Французская утка


Где: Париж

Когда: XVIII век

Французский изобретатель Жак де Вокансон произвёл на свет механическое создание, которым восхищались все его образованные соотечественники. Вольтер даже сказал, что, кроме механизма Вокансона, мало что было способно показать достижения французского народа. Робот изобретателя был уткой, которая делала всё то, что делают обычные птицы. Она хлопала крыльями, вращала головой, открывала клюв, в который можно было положить пищу. В финале представления утка испражнялась. Внутри утка и её пьедестал были заполнены сотнями деталей, которые и приводили механизм в движение. Правда, пищу она всё-таки не переваривала. Еда, засунутая в утку через клюв, оставалась в одном из внутренних резервуаров, в то время как выделяла птица заранее помещённые в другое отделение настоящие утиные экскременты.

Механические дети Просвещения


Где: Швейцария, Франция, Британия

Когда: XVIII век

Ещё один инженерный гений XVIII века проявил себя на коммерческом поприще. Швейцарец Пьер Жак-Дро соорудил трёх детей-автоматонов для продвижения собственного производства часовых механизмов. В основе работы устройств лежала система кулачковых механизмов. Их можно было программировать так, что автоматоны выполняли разные задачи: Жак-Дро создал «Музыканта», «Рисователя» и «Писателя». «Музыкант» с внешностью женщины умел играть на настоящем клавесине нажатиями пальцев, а также имитировать дыхание движениями грудной клетки. «Рисовальщик» с помощью настоящего карандаша воспроизводил на бумаге одно из четырёх изображений: портрет короля Франции Людовика XV, портрет Людовика XVI и Марии-Антуанетты, собаку с надписью «Моя собачка» и обнажённого купидона в повозке, запряжённой бабочкой. Самый сложный механизм был у «Писателя», которого можно было программировать на написание кастомизированного текста. Автоматон использовал настоящее гусиное перо, которое он время от времени обмакивал в чернила. Роботы до сих пор в рабочем состоянии, а увидеть их можно в швейцарском Нойшателе.

Злой музыкальный тигр


Где: Майпур, Индия

Когда: XVIII век

В XVIII веке раджа княжества Майпур на территории современной Индии боролся с британскими захватчиками-колонистами. После новостей о том, что сына одного из вражеских военачальников загрыз тигр, правитель, который испытывал нездоровую любовь к этим животным (многие его вещи были раскрашены под тигриную шкуру), приказал запечатлеть смерть человека в виде движущейся модели в масштабе 1:1. Получившийся механизм довольно комично изображает смерть англичанина (тигр обречён вечно перегрызать ему горло), а внутри зверя есть маленький оргáн, который до сих пор работает.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Чаще всего да Винчи упоминают, когда речь заходит о живописи, но среди множества его работ были удивительные изобретения, одно из которых - человекоподобный робот.

Леонардо прекрасно знал механику, анатомию, свойства разных материалов. Нередко мастер создавал то, чего не понимали его современники, и лишь столетия спустя ученые изумлялись, когда находили его чертежи. Гений старательно шифровал свои записи, что лишь добавило исследователям проблем, а часть его заметок безвозвратно исчезла. Поэтому каждая находка, каждая удачная попытка расшифровки, каждая модель, которая была воссоздана, становится сенсацией.

Немного о мастере

Будущий художник, скульптор, архитектор, писатель, ученый и инженер появился на свет в 1452 году неподалеку от флорентийского городка Винчи.

Он был незаконнорожденным сыном нотариуса Пьеро и крестьянской девушки. У него не было фамилии: «да Винчи» - добавление к имени, оно переводится как «из Винчи» и указывает на место рождения. Леонардо учился во Флоренции у художника Андреа дель Верроккьо.

Кроме гуманитарных и художественных дисциплин он изучал химию, моделирование, металлургию, черчение, работал с гипсом, кожей и металлом. В 20 лет вступил в Гильдию Святого Луки и получил статус мастера. Уже во времена ученичества талантливый подмастерье владел техникой живописи лучше, чем наставник. Да Винчи работал над картинами, скульптурами и фресками, выполнял заказы состоятельных людей.

Параллельно изучал строение человеческого тела, вскрывал трупы и тщательно зарисовывал органы, скелет и мышцы, часто с нескольких ракурсов. Его подход впоследствии стали использовать при составлении анатомических атласов. Леонардо проводил опыты в области гидравлики и пневматики, использовал силу воды и воздуха для того, чтобы приводить машины в движение. Он разрабатывал узлы и целые механизмы, часть из которых предназначалась для боевых действий.

Ничто не казалось гению слишком незначительным, ему принадлежит огромное количество изобретений в разных сферах жизни, от приготовления пищи до воздухоплавания. Даже развлечения жадной до зрелищ публики были достойны того, чтобы изобрести что-нибудь особенное: знаменитого робота Леонардо да Винчи создал именно для этой цели.

Некоторые изобретения Леонардо

Да Винчи усовершенствовал технику живописи, его картины выглядят гораздо реалистичнее чем у его предшественников. Он понял, что свет рассеивается в воздухе между предметом и наблюдателем, в результате очертания предметов теряют четкость. Леонардо смог передать это на своих картинах и обосновал явление в теории. Прием носит название «сфумато», в переводе с итальянского - «исчезающий словно дым». Другие художники быстро оценили новую методику и переняли ее.

Наблюдательность, интерес к анатомии, а также изучение трудов архитектора и ученого Витрувия, который жил в Римской империи в I веке до нашей эры, привели к созданию рисунка Витрувианского человека. Эта иллюстрация снабжена комментариями, которые объясняют основные математические пропорции тела. Инженерное мышление Леонардо принесло свои плоды.

Его изобретения опередили время, они по сей день поражают воображение, ведь модели, которые строят по чертежам пятивековой давности, прекрасно работают.

Модели Леонардо да Винчи

  • Деревянная повозка, которая едет сама, приводится в движение с помощью пружин, а еще в ней предусмотрен тормоз. Такой автомобиль эпохи Возрождения успешно запустили в начале XXI века.
  • Парашют да Винчи из дерева и парусины мягко приземлил испытателя, который рискнул прыгнуть с высоты трех тысяч метров.
  • Летательный аппарат, что напоминает аэроплан, по утверждению специалистов, не сможет взлететь, хотя настойчивость, с которой мастер пытался поднять человека в воздух, вызывает уважение.
  • Военные разработки да Винчи не менее интересны. Танк - закрытая колесница с оружием - должен был защитить пехоту и нанести как можно больше ущерба противнику. Для управления этим агрегатом требовалось восемь человек.
  • Мосты, которые можно легко переносить и устанавливать, наверняка интересовали полководцев того времени. Огромная катапульта с винтовым воротом должна была стрелять камнями.

Эти приспособления так и остались на бумаге, иной оказалась судьба колесцового замка, который активно использовался в огнестрельном оружии XV-XVII веков.

С 1516 года Леонардо жил во Франции, куда его пригласил Франциск I, и заведовал организацией придворных торжеств. Поэтому часть изобретений нужна была, чтобы развлечь монарха и его окружение. У да Винчи была отличная возможность продолжать свои исследования, конструировать механизмы, испытывать их в деле, демонстрировать зрителям и получать достойную награду за труды.

Он составлял схемы и описания, при этом использовал шифр и намеренно добавлял в чертежи лишние элементы, вероятно, чтобы идеи не смог похитить и воплотить в жизнь кто-то другой. Не стал исключением и робот-рыцарь Леонардо да Винчи, о котором узнали в середине XX века.

Листы с чертежами искусственного человека нашел в 1957 году Карло Педретти. Сами записи сделаны в 1495 или 1496 году, но нет достоверных сведений о том, видел ли кто-нибудь робота Леонардо в действии. Марк Рошейм, американский инженер-робототехник, взялся за изучение схемы в 1996 году, а в 2002 добился успеха и продемонстрировал андроида, о котором забыли на целых пять веков. Другой исследователь, Марио Таддеи, провел еще одну реконструкцию, которая оказалась ближе к изначальному замыслу. Механизм рабочий, все его детали функционируют как положено.

Да Винчи хорошо знал, как устроены мышцы, сухожилия и суставы человека, он понимал механику движений живых существ. При построении робота Леонардо соблюдены все пропорции, которые известны по Витрувианскому человеку. Чтобы андроид не падал, его центр тяжести всегда должен располагаться над ступнями, а плечи, бедра и лодыжки должны лежать в одной плоскости. Деревянные суставы, проволочные сухожилия и стальной скелет скрыты под германо-итальянскими доспехами эпохи Средневековья.

Робот-рыцарь да Винчи

Механическое создание может поворачивать голову, открывать и закрывать рот, двигать руками, садиться и вставать. Движения очень правдоподобны, и все это - результат работы системы из роликов и тросов. В груди андроида находится управляющее устройство, оно механическое, там используется принцип прямого кодирования. Управление верхней и нижней половинами аппарата раздельное: контролировать узлы в лодыжках, коленях и бедрах можно с помощью внешней рукоятки.

Робот-рыцарь да Винчи способен держать что-нибудь в руках, поэтому возможно, что его проектировали для каких-то церемоний или же развлечений. Чтобы машина какое-то время передвигалась без участия людей, Леонардо мог использовать водяные колеса или кривошипный механизм. Принципы построения этой модели легли в основу другой разработки - механического льва для Франциска I.

Автоматы, которые придумал да Винчи, в глазах современных людей выглядят наивными и несложными. Но их простота гениальна, а появление более поздних аналогов подтверждает, что Леонардо мыслил в правильном направлении. В его трудах черпают вдохновение робототехники XXI века. Ученые хотят создать такого же робота, но добавить электронику и необходимые программы. Новое воплощение должно выполнять голосовые и компьютерные команды. Старинного андроида поняли и приняли, пусть даже спустя сотни лет.

7 научных изобретений Леонардо да Винчи




Top