Самые интересные памятники мира. Десять интересных фактов о памятнике минину и пожарскому

Пугающая фотография, не находите? Немного не по себе становится, когда всматриваешься в черты лица зовущей Родины. Но это памятник отнюдь не праздный, и эмоции, которые изобразил скульптор, безусловно оправданны. 50 лет назад состоялось торжественное открытие памятника в Сталинграде. С историей ее создания связано несколько интересных фактов.

Во-первых, Родина-мать не одна. Ее точная копия (правда, в уменьшенном масштабе) находится в Москве, на Тимирязевской улице, рядом с домом скульптора Евгения Вучетича. Ее, правда, оень плохо видно из-за забора, но несколько фотографий в сети найти можно. Там же находится копия головы статуи - уже в натуральную величину.

Во-вторых, работа над Родиной-матерью длилась около 9 лет, и скульптору Вучетичу пришлось пройти через все круги бюрократического ада, чтобы согласовать проект, который бесчисленное количество раз отвергали разноранговые чиновники. Изначально предполагалось, что доминантой мемориального комплекса станет скульптура изображающая женщину, склонившуюся над погибшим советским воином. Впоследствии эту идею использовали для статуи "Скорбь матери о сыне", которая и по сей день стоит на Мамаевом кургане.

В-третьих, огромные размеры скульптуры обусловлены... холодной войной. Никита Хрущев приказал во что бы то не стало сделать скульптуру выше, чем Статуя Свободы.А разве можно спорить с генсеками? Высота американской статуи - 46 метров; Родину-масть сделали 52-метровой (и это без учета меча!).

В-четвертых, открытие памятника стало настоящим праздником, на который собрались первые лица государства. Но сам скульптор не приехал. Почему? Дело в том, что Вучетич был контужен на войне и потому не мог выступать на публике - у него начинался тик. А широкие массы об этом не знали. Что бы подумали люди, если бы скульптор на церемонии отказался выступать и принимать поздравления? Поэтому Вучетич вместе с семьей наблюдал за трансляцией открытия по телевизору.

4 марта 1818 года в Москве был торжественно открыт памятник героям народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому работы скульптора Ивана Мартоса. Первоначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, где в 1612 году разворачивались основные действия народного ополчения против польской интервенции, однако затем выбор пал на Москву из-за особой значимости памятника для русской истории. Мы решили рассказать о десяти интересных фактах об этом памятнике.

СБОР СРЕДСТВ

Инициаторами установки памятника выступили члены российского просветительского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств в 1803 году. Сбор средств для постройки и возведения проводился по всенародной подписке по всей России. С этой целью была опубликована гравюра с изображением первой модели памятника. К 1811 году сумма достигла 136 тыс. рублей, из которых 18 тыс. были присланы из Нижегородской губернии.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАМЯТНИКА

Работа над памятником велась в Санкт-Петербурге, после чего он отправился в Москву водным путем: через Мариинский канал до Рыбинска, оттуда по Волге до Нижнего Новгорода, где памятник задержался на некоторое время в знак уважения к роли новгородцев в Смутное время. Затем транспортировка продолжилась вверх по Оке до Коломны, а оттуда по Москве-реке до Краснохолмского моста. Транспортировка заняла три с половиной месяца: отправившись из Петербурга 21 мая 1817 года, памятник оказался в Москве 3 сентября.

МАТЕРИАЛЫ

Постамент для памятника был изготовлен из гранита. Контракт на его изготовление был заключен с петербургским купцом Самсоном Сухановым, который уже принимал участие в сооружении гранитных колонн для Казанского собора. Гранитный постамент был изготовлен в Выборгской губернии.

Для отливки самой скульптурной группы понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Только чтобы расплавить медь, понадобилось около 10 часов, после чего ее стали заливать в форму. Через пять дней, когда металл остыл, форму разбили, получив «идеальный монумент». Для того времени такая литейная работа считалась уникальной.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

Изначально скульптор Мартос задумывал обоих героев стоящими на постаменте во весь рост, однако был вынужден изменить свой замысел, так как он вызвал недовольство среди некоторых государственных лиц. Дмитрий Пожарский был князем, а Кузьма Минин — простолюдином, которому не полагалось стоять рядом с князем.

СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Иван Мартос придерживался традиций классицизма, поэтому фигуры Минина и Пожарского напоминают античные статуи. Вместе с тем памятник не лишен русского национального своеобразия: хитон Кузьмы Минина напоминает русскую рубашку, а князь Пожарский в одной руке держит щит с образом Спаса Нерукотворного, который был на стягах русского войска во время Куликовской битвы. Кроме того, на барельефе на тыльной стороне памятника на щите в руках одного из русских воинов изображение иконы Казанской Божией Матери, которая была обретена в день освобождения Кремля от поляков. На лицевом барельефе головы женщин в античных одеждах украшают традиционные русские кокошники.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

Изначально памятник был открыт перед зданием нынешнего ГУМа на Красной площади. Фасадной частью памятник был обращен к Кремлю. Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая его прогнать поляков из Москвы. По замыслу автора, Москва и Кремль, на который указывает Минин, едины и олицетворяют сердце Отечества и святыни духовного и материального характера. В 1931 году памятник был перенесен к собору Василия Блаженного, так как мешал проведению парадов боевой техники на Красной площади и строительству Мавзолея Ленина. Кроме того, существует легенда, что большевикам, недавним хозяевам Кремля, в жесте Минина виделся призыв освободить Кремль от новой власти. Якобы на памятнике даже кто-то нацарапал надпись «Гляди-ка, князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась».

ОБРАЗ АВТОРА

На одном из барельефов слева от женщин, отдающих деньги и драгоценности ради Отечества, можно видеть самого Ивана Мартоса с двумя сыновьями, которых отец отправляет в ополчение. Один из сыновей Мартоса, Алексей, был участником Отечественной войны 1812 года, другой сын, Никита, был убит наполеоновскими солдатами в 1813 году во время учебы в Италии.

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

Не секрет, что для многих путешественников памятники уже не являются привлекательной достопримечательностью ввиду их большого количества и однообразия во всех странах мира. Однако современные и не очень скульпторы еще могут нас удивить. В нашем списке самых оригинальных и необычных в своей задумке и исполнении памятников мира вы не найдете банальностей и избитых форм. Только самое лучшее и интересное!

На первый план теперь выходит оригинальность и нестандартность мышления автора. В наше время памятники – это и насмешка, и укор обществу, и демонстрация собственных взглядов или же просто объект искусства.

1. Статуя девушки с черепом (Чехия, город Микулов)

Бронзовая фигура девушки, опустившейся на колени, на спину которой водружен массивный череп, призвана, по мнению автора, напоминать людям о неминуемой смерти, которая преследует всех нас по пятам. Статуя создана в 1996 году Ярославом Рона.

2. Фемида (Дания)

Скульптура датского мастера Йенса Галшиота представляет нам ироничную зарисовку о современной системе правосудия. Здесь располневшая от “хорошей жизни” богиня правосудия Фемида сидит на плечах уморенного голодом бедняка.

3. Piss - Кирпичный завод Гергета (Чехия, Прага)

Скандальное и не однозначное произведение Давида Черного сложно назвать скульптурой, это арт-инсталляция, которая может входить во взаимодействие со зрителем. Вода не просто струится из статуй как из фонтанов, струи могут менять направление и даже выводить небольшие надписи по заказу! Свои варианты текстов можно присылать посредством СМС-сообщений. Памятник был установлен в 2004 году.

4.Дерево светофоров (Англия, Лондон)

В 1999 году этот символ урбанизации – светофорное дерево было создано французским художников Пьером Виваном. Городская вариация дерева состоит из 75 светофоров в реальную величину, высота всего творения составляет около 8 метров. Да уж, такое нестандартное сооружение, водрузи автор его на перекрестке, могло бы внести немалую сумятицу в городское движение.

5. Статуя борьбы со злом (Канада, Калгари)

Сложно определить посыл, который несет нам данное произведение современного искусства. В случае, если вас пугают собственные догадки и домыслы, обратимся к кратким сведениям, полученным от американского автора Денниса Оппенгейма: это символ искоренения зла. Кроме оригинальной идеи проект интересен и с инженерной точки зрения, представляя собой иллюзию падения.

6. Памятник офисному работнику (США, Лос-Анджелес)

На входе в офисное здание компании Ernst & Young расположен этот лаконичный памятник современным трудоголикам. Уж здесь все ясно без слов.

7. Левитирующий слон (Франция, Париж)

Скульптура, дающая вызов законам природной гравитации представляет нам слона, которому удается стоять на собственном хоботе! Эта оригинальная фантазия пришла в голову французскому мастеру Даниэлу Фирману, который утверждает, что в 18 000 0000 километрах от Земли настоящий слон смог бы сделать то же, что и его гипсовая копия.

8. Рвота (Англия, Лондон)

Кроме того, что эта статуя-фонтан крайне необычна и даже скандальна, нам добавить нечего, так как сам художник глубинного смысла своего творения не раскрывает, а оставляет это зрителю.

9. Парящий в воздухе кран (Швейцария, Винтертур)

Настоящее чудо, парящий в воздухе кран, из которого при это постоянно льется вода, расположено в Технопарке швейцарского городка Винтертур. Однако как бы ни пытался автор создать иллюзию отсутствия гравитации, пытливые умы быстро раскрыли его секрет. Прозрачная труба располагается внутри струи воды, таким образом удерживая конструкцию и постоянно пропуская воду туда и обратно.

10. Голова-гвоздь (Германия, Гослар)

Очередное творение современных художников также оставляет за собой тайну недосказанности. Человеческий профиль, проткнутый десятками гвоздей: что это значит? Каждый может найти свою интерпретацию арт-объекта.

11. Палец (Франция, Париж)

Указующий в небеса палец, расположенный на улице французской столицы, призван, вероятно, напомнить торопливым парижанам о чем-то важном. О чем?

12. Клизма (Железноводск, Россия)

Очевидно, чтобы почтить вниманием этот полезнейший в их работе медицинский прибор, сотрудники санатория “Машук-Акватерм” установили его 400-килограммовую скульптуру на своей территории. С тех пор клизма высотой полтора метра

4 марта 1818 года на Красной площади установили первую скульптурную композицию Москвы и первый памятник, посвященный не государю, а народным героям. У него, как и у его персонажей, своя биография, полная торжества, трудностей и даже колкостей.

Всенародный монумент

Памятник Минину и Пожарскому был построен не на средства государственной казны, а на народные деньги. Инициаторы проекта – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств собирали пожертвования со всей России. В 1808 году они разослали по стране гравюры с утвержденным проектом: «дабы оный был известен всем Россиянам». За три года удалось собрать 136 тысяч рублей, чего хватило и на постройку памятника в Москве и возведение обелиска в Нижнем Новгороде.

Двойной повод

На самом деле, памятник Минину и Пожарскому символизирует два события – освобождение Руси от инозменых захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.

Памятник-кочевник

История создания памятника, как и история его существования, наполнена постоянными спорами о том, где он должен стоять. Самым первым потенциальным местом расположения был Нижний Новгород, где родилось второе ополчение, но, учитывая важность события для страны, Александр I настоял на установке памятника в Москве. Тем не менее, в Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть его брата-близнеца, правда, в уменьшенном размере. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи, с которой когда-то Минин призывал нижегородцев созвать ополчение.
Скульптурную композицию в 1818 году установили напротив ворот ГУМа. По замыслу архитектора, Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая прогнать поляков из Москвы. В 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного, так как он мешал проведению парадов на Красной площади.

Водным путем

Кстати, памятник Минину и Пожарскому был отлит не в Москве, а в Петербурге. В древнюю столицу скульптуру доставляли водным путем. Перевозка заняла несколько месяцев с 21 мая по 6 сентября 1818 года, так как в планах была обязательная остановка в Нижнем Новгороде. О прибытии долгожданного памятника в город сохранилось упоминание в журнале «Сын Отечества»: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».

Инновации

Сегодня скульптурная композиция «Минин и Пожарский» может показаться неуникальной, но для того времени это был настоящий технологический прорыв. Несмотря на свой внушительный размер, памятник монолитен, его отливали «одним куском». Для этого понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Медь плавили около десяти часов, метал в форме остыл лишь спустя пять дней. К началу XIX века такая работа считалась уникальной.

Поэтическая критика

На центральном памятнике Москвы все должно быть с умом. Придерживался этого мнения и Александр Сергеевич Пушкин, который в своих сочинениях сообщал о фактической ошибке в надписи на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия». Поэт писал: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова».

Народный фольклор

С памятником «Минину и Пожарскому» связана одна политическая легенда. После смерти В.И. Ленина в 1924 году в верхушке партии началась борьба за власть. В этот нелегкий период, на одном из съездом, неосторожный Григорий Зиновьев выступил с главным докладом «Политическим отчетом ЦК РКП(б)», что являлось прерогативой генерального секретаря. Пошли слухи, что Зиновьеву удалось у всех за спиной прибрать к рукам власть. Так за ним закрепилось прозвище «второй Гришка Отрепьев». Считается, что в это же время на памятнике появилась надпись, вошедшая впоследствии в народный фольклор: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Правда, по другой версии, оригинал принадлежал к более позднему периоду, звучал как «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских улеглась», и относился к мавзолею Ленина.




Top