Школьная энциклопедия.

Граффити (Graffiti от итал. graffito - надписи) - это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?

История граффити: от древнего мира к новому времени

Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.

Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.

Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.

Родоначальники граффити - древние наскальные рисунки

Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.

Древние римляне также не были лишены чувства юмора, и зачастую делали карикатурные граффити с изображениями власть имущих. Тогда это направление использовалось как инструмент и для признания в любви, и для передачи своих мыслей и для политической риторики. В Помпеях отображалось извержение вулкана Везувия, различные проклятия, магические заклинания, алфавит, политические лозунги и многое другое. Как становится ясно из этого списка – направление было очень многогранным. Благодаря этим же надписям удалось раскрыть многие загадки и непонятные аспекты разговорной речи. Учитывая невысокий уровень образования у большей части народа, многие надписи оказались серьезной помощью в понимании устной речи.

Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.

Граффити использовалось даже там, где не было никакой связи с цивилизацией. Древние племена Майя, в одном из своих крупнейших городищ – Тикаль, оставили множество отлично сохранившихся рисунков. Долгая и богатая история появления граффити имеется и у восточных славян. В Новгороде сохранились 10 примеров работ, относящихся к одиннадцатому веку. Большая часть посланий этого народа несет молитвенный посыл, хотя, иногда можно найти и какие-то шуточные сообщения. Стоит отметить, что зачастую наносились и народные заклинания, ведь люди тогда были весьма суеверными.

Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.

Зарождение современного граффити

Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.


Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е

Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.


Знаменитое граффити времен Второй Мировой “Kilroy was Here”, 1940-е (современная интерпретация)

Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.






Центр распространения граффити-культуры

Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.







Мировой опыт противостояния граффити и государства

Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.

В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити – “Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)”. Власти быстро стали осознавать, что граффити и настенная роспись активно распространяется только в бедных районах городов. В таких случаях граффити является своеобразным отображением уровня жизни людей. Тогда власти США начали бороться с разрухой в городах для того, чтобы исключить вероятность возникновения рисунков на стенах.


Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art

В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.

При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.

Борьба с уличными художниками происходила и в Европе. Был выпущен закон, запрещающий продажу аэрозольной краски лицам, не достигшим 16 лет. И, несмотря на то, что самая жесткая борьба с граффити наблюдалась в Великобритании, именно здесь появился известнейший художник по прозвищу “Бэнкси”, которого прозвали арт-террористом. Самое интересное, что после долгих лет борьбы, его работы занесли в культурное достояние Великобритании. Художник обрел мировую известь, он выставляется во всех странах, стоимость его работ достигает миллионов долларов. Но, даже несмотря на это – его личность до сих пор не раскрыта.


Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014

Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.

Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве

Одним из первых известных художников принято считать Жан Мишель Баския, который начинал свою карьеру с настенных рисунков. Он оставлял короткие фразы с глубоким смыслом по всему Нью-Йорку, за что и получил известность. Проект был закончен фразой “SAMO IS DEAD”, после чего в жизни художника начался новый этап. Они, совместно с Энди Уорхолом использовали трафаретную технику для нанесения изображений на стены.

Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.

Материалы и техника создания

Современными райтерами используется целый ряд инструментов:

  • аэрозольная краска (и множество техник нанесения)
  • маркеры
  • валики
  • кисти
  • наклейки
  • картонные трафареты и др.

В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.

Виды и стили классического граффити

Определенные техники нанесения получили собственные названия. “Tag” (тег) – основная техника, которая подразумевает подпись райтера, нанесение его имени. Отсюда же происходит техника “граффити теггинг”, которая является одной из самых популярных на данный момент. Надпись может иметь инициалы или сообщения, буквы, каллиграфию. “Pissing” – одна из разновидностей теггинга, которая подразумевает наполнение пустого огнетушителя краской, после чего им наносится рисунок. Сложность этой техники заключается в том, что она слишком массивная, что часто делает ее небрежной.


“Троу-ап”, он же “бомбинг” – рисуется быстро, с одним или несколькими цветами. Здесь главное быстро нанести рисунок, подчас жертвуя его качеством. “Masterpiece” – сложное исполнение имени райтера. “Roller” или “blockbuster” – массивные работы, выполняющиеся в печатной манере. При их создании используются ролики и валики, с помощью такой техники краска ложится на всю поверхность стены или объекта. “Wildstyle” – один из сложнейших видов граффити. Для него характерны замысловатые формы букв, переплетенные воедино, с засечками. Отдельно следует упомянуть о таком явлении, как “capping”, которое подразумевает покрытие одного изображения другим. Этот метод используется для порчи чужих работ и не приветствуется среди граффити райтеров.

Blockbuster

Masterpiece

Граффити – это отдельный мир, где люди общаются на собственном языке. Они несут послания, отражают реальность, заставляют задуматься или улыбнуться. Любить это направление или быть против него – индивидуальный выбор каждого.

Сайт, открытый нью-йоркскими граффити-райтерами старой школы в 1998-м году. Свое название он получил от самого популярного в 1970-1980 годы места встречи райтеров - пересечения 149-й улицы и Гранд Конкорс в Бронксе (там пересекаются вторая и пятая линии нью-йоркской подземки). Сайт был создан, чтобы задокументировать историю нью-йоркского граффити: на нем собраны профайлы большого количества райтеров и команд первой и второй волны, а также опубликованы статьи, написанные самими райтерами.

На заре граффити: 1966-1971

Изначально граффити использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности, и уличные банды, которые таким образом обозначали свою территорию. Хотя в 1930-х граффити появилось в Лос-Анджелесе, в среде «чолос » (латиноамериканские индейцы или метисы, преимущественно мексиканского происхождения, проживающие на территории США - прим. пер. ), а надписи, сделанные на товарных поездах бродягами, можно было увидеть задолго до цветных рисунков на электричках, граффити в его современном виде зародилось в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд (Cornbread) и Кул Эрл (Cool Earl), которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Не понятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.

Граффити (итал. graffiti - "надписи") - надписи и рисунки на стенах зданий, заборах, поездах и т.д., сделанные от руки краской или маркерами. Сейчас сложно дать точное определение этому термину, так как он достаточно многогранен.



Т рейн-райтинг, трейн-бомбминг - (англ. train wrtining - "письмо на поезде", train bombing - "бомбежка поезда") - рисование на поездах, при котором зачастую многим райтерам больше важен сам факт рисования, а не качество рисунков.

Пионеры: 1971-1974

Историю нью-йоркского граффити принято начинать со статьи , опубликованной в 1971-м году в The New York Times: в ней рассказывалось о парне по имени Диметриус, который жил на Манхеттене, на 183-й улице. Он работал курьером и много ездил на метро. Взяв псевдоним Таки 183 (Taki 183), он стал оставлять свою подпись в разных частях города. Люди заинтересовались, что означает эта надпись, и журналисты решили разобраться. Естественно, Taki 183 не был первым райтером или «королем», но он был первым, кого увидели и признали за пределами зарождающейся субкультуры. Среди самых первых пионеров граффити можно назвать Julio 204 , Frank 207 и Joe 136.

Райтер, граффти-райтер - (англ. writer - "писатель") - человек, занимающийся граффити.



Тег, тэг (англ. tag - "ярлык", "этикетка", "бирка") - подпись райтера (его псевдоним), сделанная одним цветом маркером или краской. Глагол - тегать, тэгать. Занятие - тегинг, тэгинг. Человек - тегер, тэгер.

На улицах Бруклина также происходило движение. Появилось много активных райтеров. Одним из первых, прославившихся райтеров, был Friendly Freddie. Подземка стала своего рода системой связи: с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга, и тогда же зародилось «соревнование между районами».

Король, кинг (англ. king - "король") - райтер, рисующий больше и лучше остальных, признанный авторитет среди других райтеров.

Граффити быстро переместилось с улиц под землю и началась погоня за славой. В то время в основном писали теги, и, безусловно, главным было количество. Райтеры ездили на метро и тегали в вагонах. Очень скоро они поняли, что в депо можно расписать куда больше вагонов, а шансы, что тебя поймают - меньше. Так появился метод, которым до сих пор пользуются все трейн-бомберы.

Стиль тегов

Через некоторое время такое количество людей начало тегать, что нужно было придумать новый способ, с помощью которого можно было бы выделиться. Первый способ заключался в том, что нужно было придумать неповторимый тег - начали появляться различные каллиграфические стили. Райтеры добавляли к тегам росчерки, звездочки и другие элементы дизайна (многие из них используют до сих пор - прим. ред. ). Какие-то значки служили просто украшением, а у каких-то был смысл. Так, например, короны использовали райтеры, которые считали себя «королями». Наверное, наиболее известным тегом за всю историю граффити можно считать Stay High 149 : фигурка персонажа из телевизионного сериала The Saint с косяком на месте буквы H.

Размер тегов

Super Kool 223

Затем изменения коснулись размера тегов. Райтеры начали делать теги больше. Стандартный кэп был достаточно узким, поэтому теги большего размера все равно не привлекали особого внимания. Райтеры начали делать буквы «толще» и обводить их другим цветом, а также использовать кэпы от других аэрозольных красок. Так зарождались «куски». Не известно, кто первым сделал кусок, но чаще всего называют Super Kool 223 из Бронкса и WAP из Бруклина. Толстые буквы давали простор для развития имени. Райтеры начали украшать буквы кружочками, штрихами, звездами и клеточками. Добавление цвета и декоративных элементов были настоящим прорывом, однако куски продолжали сильно напоминать теги, от которых они и произошли. Среди известных райтеров того врмени можно назвать: Hondo 1, Japan 1, Moses 147, Snake 131, Lee 163d, Star 3, Phase 2 , Pro-Soul, Tracy 168 , Lil Hawk, Barbara 62, Eva 62, Cay 161, Junior 161 и Stay High 149 .

Кусок (англ. piece - "кусок", сокращение от masterpiece - "шедевр") - цветной рисунок, сделанный на стене или на поезде, на который тратится гораздо больше времени, чем на флоп.


Троу-ап, флоп - (англ. to throw-up - "бросать", "кидать"; to flop - "ронять", "шлепаться") - быстро сделанный рисунок, состоящий из контура и заливки одного цвета. Буквы обычно округлой формы, а наиболее популярное сочетание цветов - черный и хром.

Riff 170

Tracy 168

Stay High 149

Развитие стилей

Атмосфера соревнования привела к развитию современных стилей. Topcat 126 считается основоположником стиля «Бродвей» (Broadway ), который позднее эволюционирует в огромные блочные шрифты и наклонные шрифты. Затем Phase 2 придумал округлые буквы - «пузыри» (bubble letters ). «Бродвей» и «пузыри» были самыми первыми стилями, в которых выполнялись куски, и они стали прародителями всех остальных стилей. Вскоре к буквам начинают добавлять стрелочки, завитки и связки. Они становятся все сложнее и изощренней и приводят к появлению нового «механического» стиля (mechanical style ) или, как его теперь называют, «дикого» стиля (wild style ).

Соперничество между Phase с одной стороны и Riff 170 и PEL с другой привели к дальнейшему развитию граффити. Riff был одним из провокаторов «войн стилей» (style wars ). Flint 707 и Pistol внесли огромный вклад в развитие трехмерных шрифтов и привнесли в куски глубину, которая станет образцом для подражания у будущих поколений райтеров.



Подобный всплеск творчества не остался незамеченным. Хьюго Мартинес (Hugo Martinez), окончивший социологический факультет нью-йоркского Сити-колледжа (City College of New York), обратил внимание на творческий потенциал нелегальных художников того времени. Мартинес основал United Graffiti Artists: они выбрали лучших райтеров, рисовавших в подземке, и представили их работы в галерее. Именно благодаря UGA райтеры получили возможность выйти из подполья. В Razor Gallery Мартинес выставлял работы Phase 2 , Mico, Coco 144, Pistol, Flint 707, Bama, Snake, Stitch.

В 1973-м году в New York Magazine вышла статья Ричарда Голдштейна (Richard Goldstein) под названием «Граффити хит-парад», которая способствовала общественному признанию художественного потенциала молодых талантов, «пришедших» из нью-йоркского метро. Где-то в 1974-м году Tracy 168 , Cliff 159 и Blade начали добавлять к шрифтам пейзажи, элементы иллюстраций и персонажей, которые окружали буквы. Так появились картины, которые покрывали целые вагоны (англ. whole car - "весь вагон", "вагон целиком" ). Первые хол-кары делали AJ 161 и Silver Tips.

Death

Cliff 159

Hondo 1

Расцвет: 1975-1977

Основные стили сформировались где-то после 1974-г года. Все стандарты были прописаны, и райтеры нового поколения беззастенчиво пользовались всеми достижениями райтеров первой волны. По Нью-Йорку ударил экономический кризис, и на транспортную систему никто не обращал внимания. Этот период стал расцветом рисования в нью-йоркской подземке. В это время началось размежевание между теми, кто уделял основное внимание стилю (стайл-райтерами), и теми, для кого главным были скорость и количество рисунков (бомберами). Хол-карами уже нельзя было никого удивить, а любимой формой самовыражения бомберов стали троу-апы, они же флопы. Троу-апы выросли из шрифтов-«пузырей»: это куски, сделанные на скорую руку, которые состоят из контура и небрежной заливки. Большинство этих работ состояли из двух-трех букв.

Райтинг, стайл-райтинг (англ. writing - "процесс написания букв", "письмо"; style writing - "стильное письмо") - рисование на стенках и поездах с упором на стиль и форму букв. Позднее райтингом стали чаще называть только рисование на стенах.


Бомбинг (англ. bombing - "бомбежка") - рисование тегов, флопов, кусков.

Blade

Особо отличились в то время команды POG, 3yb, BYB TC, TOP, и короли флопов: Tee, , Dy 167, Pi, In, Le, To, Oi, Fi aka Vinny, Ti 149, Cy, Peo. Началась настоящая гонка: команды и райтеры соревновались, кому удастся сделать больше троу-апов. Расцвет флопов и хол-каров пришелся на 1975-1977 годы. В это время, следуя по пути пионеров граффити Tracy и Cliff, такие райтеры, как Butch, Case, Kindo, Blade , Comet, Ale 1, Doo2, John 150, Kit 17, Mark 198, Lee, Mono, Slave, Slug, Doc 109 Caine One украшали поздемку и пригородные поезда потрясающими хол-карами.

Слово «граффити» с итальянского переводится как «нацарапанный». Ведь самые первые примеры этого мастерства были выполнены в простой, незамысловатой словесной форме. Хотя среди них встречались и магические формулы, и проникновенные посвящения. Много столетий подряд безымянные автора на стенах изливали свою душу, писали искренние признания в любви своей даме сердца или высказывали негативную критику по поводу деятельности неугодных правителей.

История граффити берет начало еще в Древнем мире. Самые ранние примеры этого искусства датированы 30 тысячелетием до н. э. Это были наскальные рисунки и пиктографии, которые наносили на стены костями животных и пигментами.

Иногда граффити служило источником для вдохновения. Греческое слово «рок» (в переводе судьба), нанесенное на стене Собора Парижской богоматери, подтолкнуло Виктора Гюго к написанию известного романа. Граффити существовало только в словесной форме до 70-х годов прошлого столетия. Но затем пришли художники, которые стали использовать разные линии, цвета, украшая улицы Нью-Йорка. Это была часть хип-хоп культуры. Масштабность, индивидуальность, творчество ради души, а не денег – вот принципы работы первых американских райтеров. Родоначальникам жанра помогали рисовать маркеры и аэрозоли, некоторые инструменты изготавливали вручную. Использовали все что угодно: начиная со специальных составов для окраски обуви и заканчивая штемпельной краской. «Начинку» помещали в уже отслуживший баллончик дезодоранта.

Среди граффитистов встречались и чистые художники, которые черпали вдохновение практически во всем: от божественных сюжетов до телепостановок и комиксов. Но уличные мастера в подавляющем большинстве — это писатели или шрифтовики. Источником подобного творчества стали «тэги», то есть стилизованные автографы или авторские логотипы. По сравнению с нынешними работами это были простые по форме и исполнению надписи. Но сейчас любой начинающий писатель постигает азы мастерства именно как «тэггер».

Нью-йоркские подростки выбирали идеальные объекты для художеств – поезда подземки. Юные творцы пробирались в отстойники и утром поезда выезжали на маршруты уже в обновленном виде. С тех пор граффити приобрело скорость, мобильность и вышло за рамки стен школ и туалетов.
В середине 70-х годов утвердились главные принципы уличного искусства. В Нью-Йорке граффити-движение носило соревновательный характер, что привело к возникновению новых творческих идей.

С самого появления и до сегодня авторы настенных рисунков и надписей подвергаются гонениям со стороны служителей правопорядка. Ведь по закону роспись муниципального имущества несет угрозу обществу. Многие американские райтеры заплатили внушительные штрафы, а некоторые из них даже попали за решетку. Из-за того, что работы граффитистов уничтожались, большинство бросало это занятие, не в силах терпеть такое глумление над их работой. А в середине 80-х начальство выжило художников из подземных владений.

Уличное творчество приобрело много направлений, течений. Также у каждого установилась своя индивидуальная манера. В период с 1969 по 1974 год появились новые стили граффити . Все они настолько разные, что любой художник мог найти наиболее подходящий для себя вариант самовыражения.

В большинстве мегаполисов власть пошла навстречу творческим личностям и выделила «законные стены и дворы» для граффити. Но их было так мало, что все-равно приходилось выходить за рамки дозволенного.

Престиж американского уличного искусства подрывали две вещи:
сам хип-хоп, который воспринимался как «гангстерская культура» и то, что многие «крутые парни» таким образом метили свою территорию.

Граффити, которое попало из-за океана в Великобританию, стало частью поп-культуры. Дальше оно распространилось по Европе, Италии, Франции, Польше, Чехии, Германии, Финляндии, Швеции.

История советского граффити началась в 1985 г. Тогда же стал модным и брейк-данс. Первые райтеры оформляли декорации молодежных фестивалей. Самые яркие рисунки украсили улицы Калининграда и Ленинграда. И только через десятилетие к модному искусству присоединилась Москва.

В 2000-х годах граффити приобрело коммерческий характер: его использовали в рекламных компаниях, видеоиграх, пошиве одежды, им украшали скейтборды.

Граффити стало полноправным видом искусства вместе со своими стилями, направлениями и течениями. Фантазия райтеров настолько безгранична, что в будущем это творчество, безусловно, ждет бурное, многогранное развитие.

Вы удивитесь, узнав, что граффити - древнейшее из искусств! Слово «граффити» звучит очень современно, но первичное его значение - наскальные надписи и рисунки, которые являются первыми рисунками созданными людьми, дошедшими до нас, их возраст достигает 30000 лет!
Такие рисунки обнаруживаются в пещерах по всему миру, созданные с помощью простейших материалов таких как охра, мёд, мел, кровь, они дошли до нас и передали свои истории о жизни древних людей.






Историческое название "граффити" перешедшее к современному искусству несёт в себе глубокий смысл. Рисование баллончиками на стенах города ночью, и выцарапанные рисунки на в скале, объединяет возможность непосредственного творения, движимого чистым вдохновением. Искусство не скованное рамками времени места, и других формальных ограничений.

Роспись стен в древнее время

Общеизвестно что древние египтяне, греки, римляне наносили рисунки на стены и здания, обычно также заключая в свои рисунки какие-либо послания, идеи. Это могли быть политические идеи, признания в любви или мудрые афоризмы. С помощью граффити древние римляне рекламируют свои услуги, (в этом месте истории происходит зарождение рекламы) передают новости, делают карикатуры на политиков. Тексты часто создаются с орфографическими ошибками, что говорит о низкой грамотности людей писавших надписи. Кроме прочего, на стенах своих жилищ древние римляне просто пишут кто здесь проживает, или какое у него сегодня настроение. В некотором роде граффити становится средством массовой информации и социальной сетью.

Современная история граффити

Начало современной истории граффити относят в основном к концу 1960-х. Город Нью Йорк начинает покрываться надписями райтеров Fuzz One, Lord, Topcat 126, STAFF 161, AJ161, BILLY167, Cornbread. Это совсем не художественные рисунки а просто написание своего имени «Тег» в как можно большем числе мест, сделанных с целью, в некотором роде, прославится. В 1971 году райтеру TAKI 183 посвящается статья в Нью Йорк Таймс «Taki 183» Spawns Pen Pals, с интервью, в котором 17 летний райтер говорит, что работает, платит налоги, и никому не причиняет вреда своими надписями. Таки работал курьером, и куда бы он не ехал на метро он оставлял свои надписи как в вагонах, так и возле станций.


Граффити сегодня повсеместно признается частью молодежной культуры, но в 70-х, когда только лишь начинались Нью-Йорские эксперименты, все наблюдали за ежедневной татуировкой города и не могли представить к чему это всё может привести. Кто-то видел в этом только вандализм и деградацию города. Но для райтеров которые рисковали жизнью, были арестованы и молодежи, режиссеров, и в конечном счете кураторов,которые восхищались им, граффити было формой искусства. Галереи и музеи догнали такую точку зрения только в начале 80-х, когда граффити стало частью эры художественного бума.

К середине 70-х годов многие вагоны метро были покрыты рисунками «top-to-bottom» (сверху до низу, так же называемыми “masterpieces”), из-за которых из вагона метро нельзя было увидеть то, что творится снаружи. Для райтеров это была золотая пора, именно тогда наиболее шустрые и плодовитые могли стать “kings” пройдя “all-city” (весь город-прим автора.), написав свое имя на всех пяти районах Нью-Йорка. Мэр Линдсей (Lindsay) в 1972-ом году объявил первую войну с граффити, начало было затяжным, медленно эта битва подошла к своей кульминации в мае 1989-ого года, когда последний разграффиченый поезд был окончательно выведен из эксплуатации.

Сегодня граффити подвергается стиранию растворителем с окон вагонов метро и тем не менее оно до сих пор живо и прекрасно себя чувствует на окраинах города. И во многом благодаря Интернету, который кишит граффити-сайтами, это стало мировым феноменом.

Начало (1969)

Ivor L. Miller, автор книги «Aerosol Kingdom: Subway Painters of New York City»: Люди писали символы на стенах с незапамятных времен. Но надежней всего назвать происхождением Нью-Йорк в конце 60-х, когда молодое поколение давало художественный ответ в публичных протестах «Black Power» и движениях за гражданские права. Несомненно что-то новенькое появилось с введением в эксплуатацию баллонов с краской, под влиянием психоделических плакатов и с появление цветного телевидения. Проекты Манхеттенвилл, которые находились севернее 125-ой улицы в Западном Гарлеме, именно там обитал очень важный райтер по имени TOPCAT 126.

Sharp: TOPCAT 126 приехал из Филадельфии в конце 60-х, возможно в 1968-ом. Он начал тэгать на улицах, затем соединился с Julio 204 и TAKI 183, и вместе они разожгли огонь

.C.A.T. 87: В конце 60-х, я видел маленькие буковки с именем TAKI 183 повсюду, JOE 182 и Julio 204. Однажды я играл на 182-ой улице и вышел JOE 182. Он был одним из самых горячих райтеров тогда. Он сказал, «Смотри что пишут в газетах!» Там был нарисован мультяшный парень поймавший рисующего на стене и говорящий, «Ты JOE 182?» А райтер отвечал ему «Нет, я его призрак.» Потому что никто не мог поймать его. Он был очень таинственной персоной.

MICO: Мы начинали в разных районах, но у нас всех была одна общая черта: мы все хотели быть известными. Я начал рисовать в East Flatbush в 1970-ом году. Тогда я потихоньку познакомился с людьми из всех четырех районов. Все подходили к скамейке райтеров на 149-ой улице и Grand Concourse в Бронксе. И была еще одна скамейка для Бруклинских райтеров на Atlantic Avenue. В Washington Heights, это были скамейки на 188-ой улице и Audubon Avenue. Мы просто выходили погулять, посмотреть наши работы, и любой мог подойти и взять у нас автограф. C.A.T. 87 был с Washington Heights. TRACY 168 был из первого поколения. COCO 144 обычно проживал на 144-ой улице и Бродвее, отсюда и появилось число 144.

LEE: Я познакомился с очень большим количеством людей сидя на скамеечке на 149-ой улице. В то время это было очень легко, все приходили и травили истории.

Я вырос в Бронксе. Мы с моим другом FJC4 разносили юридические документы по Квинсу — его отец был адвокатом и во время этих прогулок мы доставали маркеры. Мы никогда не думали, что увидим наш тег снова, но на обратном пути нам попадался тот же поезд и рядом с нашим тегом кто то уже ставил новую подпись. Это было похоже на коммуникацию. В то время Нью-Йорк, погрузился во мрак. У нас были накаченные ветераны возвратившиеся с Вьетнама, у нас были военные протесты и у нас были уличные банды.

C.A.T. 87: Я был в банде «Savage Nomads». У нас были «Saints» на 137-ой улице и Бродвее, на 170-ой базировались «Young Galaxies». Но я был C.A.T. 87 и ребята из других районов видели мое имя и вместо того, чтобы пытаться побить меня они просили автографы.

Jeff Chang, автор книги «Can’t Stop Won’t Stop: A History of the Hip-Hop Generation» : Во многих бандах были граффити райтеры, особенно в самых крупных бандах, таких как «Black Spades»,»Savage Skulls» и «Ghetto Brothers». Они помечали территорию и расписывали жилетки участников. В то же время, были граффити команды, которые перемещались отдельно от банд и могли перейти их территориальные разграничения. В конце концов, банды изжили себя и граффити райтеров можно считать предвестниками новой эры.

MICO: Мы не называли это граффити в начале семидесятых. Мы говорили просто, «Пойдем покрасим сегодня вечером.» Граффити — это термин, который ввела газета «New York Times», и это порочит искусство, потому что это были изобретенные молодежью цвета. Если бы это было изобретено детьми богатых и влиятельных родителей, они заклеймили бы это авангардным Поп артом.

Hugo Martinez, основатель United Graffiti Artists : В 1971-ом, когда CAY 161 и JUNIOR 161 покрасили сверху донизу стену на станции 116-ой улицы. Это момент является знаковым. И Norman Mailer писал об этом в книге «The Faith of Graffiti» — это была первая книга, которая была посвящена граффити. Примерно в 1971 году CAY 161 также покрасил крыло ангела на фонтане Bethesda, в Центральном парке. Все говорили об этом. Это было в тот момент, когда пуэрториканцы забрали себе фонтан Bеthesda.

Нужно самое большое и опасное место, чтоб ваш рисунок был признан самым. Я написал свое имя белой краской на крыле ангела на фонтане Bethesda и много народу сказало, «Ого, как он забрался туда и сделал это?» Я подтянулся на одном крыле и залез.

Richard Goldstein, автор статьи “The Graffiti ‘Hit’ Parade”: Мне понравилась идея, что граффити это порча поверхностей и я воссоздал ее в другом виде. Это был очень творческий подход, о том как оно привносит новый вид старым пространствам, заброшенным зданиям, полуразрушенным подземным переходам и превращает их в реальные центры энергии. Я нашел Hugo Martinez, который был студентом в то время, и он познакомил меня с парой детей в теме. Они все были с Washington Heights. И я начал смотреть на социальную составляющую всего этого. Это позволяло людям объединятся, создавать команды. И у всего этого был свой собственный жаргон, присутствовал соревновательный дух между районами.

Война стилей (1971)

Jeff Chang: Твое имя — это твой бренд, и писать свое имя это как печатать деньги. Качество (эстетический стиль) и количество (количество поездов и стен, которое вы сделали) являются основными способами, чтоб доля бренда на рынке росла. Если вы самое большое имя на линии или на районе, тогда вы король. После того как «New York Times» напечатали о Taki 183, стало больше конкуренции, это способствовало более быстрому изменению стиля.

LEE: Это было отражением великой стороны капитализма, где каждый хотел иметь самый большой портфель акций или облигаций, или самый быстрый или очень дорогой автомобиль.

MICO: В 1971-ом, я был одну ночь в отстойнике Sheepshead Bay — это туннель, где поезда останавливаются на час пик. И мы нашли имена PAN 144, COCO 144, и ACE 137 на некоторых поездах. Краска была еще свежей. Это открыло нам глаза на то, как можно сделать весь город.

: Я жил вблизи IRT, и там был отстойник между 137-ой и 145-ой улицей, между остановок. Мы пробирались туда каждую субботу и воскресенье утром, и уничтожали поезда внутри и снаружи. Мой стиль мы тогда называли хитом (от англ. — hit): просто подпись в одну строчку.

MICO : «Хиттинг» (от англ. — hitting) был просто способом подняться, засветится вокруг. Чем больше хитов вы делали, тем более известным становились. «Убийство» (от англ. — killing) или «бомбинг» (от англ. — bombing) были немного более разнообразными. Это обозначало разукрасить стены района — сотнями хитов от MICO, MICO, MICO и убить вагон метро. Или ты мог сделать полноценный кусок (от англ. — masterpiece), действительно большой кусок, который вы распланировали еще начиная с эскиза.

Я был первым кто начал использовать трафарет. Это был трафарет COCO 144 с короной на верху. Я пытался развивать скорость и я рисовал свое имя вокруг таким способом намного быстрее.

MICO: Буквы становились более навороченными, более большими и длинными. Каждый пытался перещеголять другого. Я занимался общественно-политической работой и к сожалению у меня не было конкуренции в этой сфере. Одним из самых важных моментов в моей карьере я считаю образование United Graffiti Artists.

Hugo Martinez: Я задумал United Graffiti Artists в 1972-ом, как коллектив, который смог бы обеспечить альтернативу миру искусства. Я видел это началом Американской живописи, кроме всего прочего задолго до того как это все появилось в Европе. Эти дети были полны хиппи-идей о любви, мире, свободе и демократизации культуры, пересмотра целей искусства. Они представляли собой торжество соли земли над частной собственностью.

MICO: Это было объединение лучших райтеров с разных районов. Вы могли стать участником, если вы были достаточно хороши, тогда вас приглашали на собеседование. У меня была первая выставка в Сохо, в галерее Razor. Первый канвас, который я продал коллекционеру за 400 бакинских, был канвас с изображением Пуерто-Риканского флага. Это была попытка донести форму искусства подземки в галереи.

LEE: Большинство райтеров были больше озабочены развитием элементов, они не думали о том чтобы собраться вместе на стенах галереи. Молодые люди были заинтересованы в создании марки, в буквальном смысле, на своей территории. Такая позиция выглядела героически.

На этом на сегодня все,
в ближайшее время ожидайте продолжения этой истории…




Top