Сказка марья моревна в сокращении. Помощь по литературе

Волшебная сказка «Марья Моревна». Анализ произведения

Время написания

Сказка «Марья Моревна», как и все волшебные сказки, слагалась народом в период архаического периода его истории.

Тема и сюжет

Сюжет сказки «Марья Моревна» типичен для волшебной сказки. В сказке рассказывается о нескольких «этапах» жизни Ивана-царевича: в первой части сказки повествуется о том, как после смерти родителей, оставшись старшим в семье, Иван-царевич выдает замуж сестер за Сокола, Орла и Ворона. Следую­щий сюжет - женитьба Ивана-царевича на деве-воительнице Марье Моревне, прекрасной королевне. После нарушения ее запрета Иван-царевич утрачива­ет возлюбленную, которую похищает освобожденный им Кощей Бессмертный. В поисках и попытках освобождения Марьи Моревны герой проходит испы­тания, в том числе и смертью. Шурины оживляют его с помощью волшебных атрибутов - мертвой и живой воды. Пройдя испытания, предложенные Бабой Ягой, воспользовавшись «помощниками», Иван-царевич побеждает своего про­тивника и освобождает возлюбленную.

Главная мысль (идея)

Герой сказки, совершив опрометчивый поступок - нарушив запрет, про­ходит сложные испытания и побеждает своего противника. Он проявляет доб­роту и благородство, силу и упорство, именно это и помогает ему преодолеть враждебные силы и одержать победу над ними. Добро в сказке побеждает зло.

Жанр - народная волшебная сказка.

В основе сюжета волшебной сказки, как правило, находится повествование о преодолении препятствий при помощи чудесных средств или волшебных помощ­ников. Таким образом, структура сказки имеет характер инициации - это иссле­дуется в работе академика В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».

Волшебная сказка «Марья Моревна» имеет сложную композицию, в которой есть экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Развитие сюжета сказки строится на поиске героем потерянной возлюбленной. В экспозиции сказки присутствуют традиционно два поколения: старшее (царь с царицей) и младшее - Иван-царевич с сестрами. В этой части волшеб­ной сказки часто присутствует мотив «ухода» старшего поколения. В сказ­ке «Марья Моревна» этот мотив имеет усиленную форму - смерть родителей. В этой же части рассказывается, как герой отдает сестер замуж. Женихами ока­зываются Сокол, Орел и Ворон - в этом проявляются глубокие исторические истоки сказки (упоминание об эпохе тотемизма).

Встреча героя с Марьей Моревной - девой-воительницей (в образе которой слышны отголоски эпохи матриархата) - является «проходным» эпизодом в этой сказке, толчком для дальнейшего развития событий.

Завязка сказки состоит в том, что Иван-царевич нарушает запрет жены (от­крывает тайную дверь, за которой находится Кощей Бессмертный). За этим, как обычно в волшебной сказке, следует беда: похищение Кощеем Марьи Моревны. В этот момент начинается противодействие. Иван-царевич совершает несколь­ко попыток похищения жены, погибает от рук Кощея, его оживляют шурины, пришедшие на помощь, увидев, что волшебные предметы, оставленные им геро­ем (серебряные ложка, вилка, табакерка), потускнели. В этом эпизоде присут­ствует магия по смежности.

Важную роль в волшебной сказке играет обращение героя к Бабе Яге, выпол­нение ее задач с помощью животных-«помощников», к которым герой прояв­ляет доброту, и обретение магического атрибута (в этой сказке - волшебного коня), помогающего герою победить врага.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или герои­ня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее.

Развязка - это обретение потери. Герой в конце «воцаряется» - приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В сказке «Марья Моревна» Иван-царевич становится владыкой двух царств - своего и жены.

Твкжб герои волшебной сказки имеют свои закрепленные роли (наборы функций).

Функции распределяются среди персонажей:

  • антагониста (вредителя) - Кощей Бессмертный,
  • дарителя - Баба Яга,
  • помощника - львица, пчелиная матка, птица,
  • царевны - Марья Моревна,
  • героя - Иван-царевич.

Волшебная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты строятся с по­мощью традиционных клише:

1. Сказочные формулы (ритмизованные прозаические куски типа):

  • «Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» - ска­зочные инициалы, зачины;
    • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» - срединные формулы;
    • «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» - сказочная концовка, финал.

2. «Общие места» (кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды):

  • приход Ивана-царевича к Бабе Яге,
  • клишированное описание портрета - «Баба Яга, костяная нога»;
  • клишированные формульные вопросы-ответы - «куда путь дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» и т. д.;
  • постоянные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец» и др.

В сказке «Марья Моревна», как во всех волшебных сказках, присутствуют также волшебные предметы, обязательна троичность (действий, поступков, персонажей), ретардация (замедление действия путем введения дополнитель­ных героев, повторов) и другие черты, присущие народной волшебной сказке.

  • < Назад
  • Вперёд >

Сказка Марья Моревна полна приключений. Героев и событий в ней не на одну, а на целых три сказки. Если трактовать ее с помощью современных понятий, то это остросюжетный детский триллер с загадками, похищениями, испытаниями, погонями, волшебными помощниками. Эту сказку с удовольствием читает не одно поколение детей. Ваши дети тоже будут от нее в восторге. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Марья Моревна читать

Кто автор сказки

Русская народная сказка Марья Моревна существует в пересказе фольклориста А. Афанасьева. Есть еще несколько вариантов сказки об удивительной Марье Моревне. Одну из них – «Иван-царевич и Марья Моревна» под редакцией М. Шолохова найдете в сборнике «Сказки для приятных сновидений» (выпуск 22, сказки, адаптированные для маленьких детей).

После смерти родителей Иван-царевич выдал замуж трех своих сестер. Старшую за Орла, среднюю за Сокола, младшую за Ворона. А сам женился на королевне-воительнице Марье Моревне. Когда жена на войну засобиралась, попросила она мужа не заходить в чулан. Только Иван-царевич не послушался, заглянул, Кощея Бессмертного по неосторожности из плена освободил и беду накликал. Унес Кощей жену-красавицу. Пришлось Ивану царевичу много испытаний пройти. Отправился он жену выручать. По дороге у Орла, Сокола и Ворона в гостях побывал и их поддержкой заручился. Похищал жену-красавицу трижды у Кощея, но Кощей беглецов догонял, пленницу назад возвращал. Потом на куски молодца порубил, в засмоленную бочку сложил и в море бросил. Узнали Орел, Сокол и Ворон, что шурин мертв, полетели из беды вызволять, оживили Ивана-царевича. Чтобы жену избавить от злодея, нужен герою богатырский конь. Нанялся Иван-царевич к коварной Бабе-Яге кобылиц пасти. Волшебные помощники выручили молодца, помогли жеребенка получить. На богатырском коне вернулся за женой Иван-царевич. Сразился с Кощеем, победил лютого врага, сжег и пепел развеял. После всех испытаний Иван-царевич с женой навестили сестер царевича и счастливые вернулись домой. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Марья Моревна

В сказке раскрывается несколько тем. Главная, которая проходит через всю сказку, – тема добра и зла. Тема преданности и верности раскрывается через отношения главных героев. Присутствует еще одна важная тема – тема ответственности за свои поступки. Главные герои сказки Марья Моревна – Иван-царевич и Марья Моревна. Больше привлекает в сказке образ главной героини. Она смелая, мужественная, с врагами сражается, Кощея в плену держит, помогает мужу с Кощеем расправиться. Главный герой сражается за свою любовь, он добрый, благородный, настойчивый, ответственный. За это судьба в награду посылает ему волшебных помощников. Но в сказке Иван-царевич наделен и отрицательными качествами. Его чрезмерное любопытство принесло ему много проблем. Да и победу он получает и трудности преодолевает только с помощью родственников или волшебных помощников (попал в беду – друзья к жизни вернули; не смог с трудностями справиться – сел Иван, поплакал, пришли волшебные помощники – помогли). Образы Орла, Сокола и Ворона – олицетворяют верных и надежных друзей. Заморская птица, пчелиная матка и львица – символы благодарности за доброе сердце героя. Чему учит сказка Марья Моревна? Сказка учит, преодолевая трудности, идти к цели.

В неком государстве жил-был Иван-Царевич, было у него три красавицы сестры. Когда пришло время, выдал царевич сестре замуж за орла, сокола и ворона, а сам стал править в королевстве. Однажды решил царевич приехать к сестрам в гости, да по пути встретилось ему в поле огромное войско, но не пришлось с ним биться Ивану-Царевичу, уже были убиты кем-то храбрые воины, и лишь один остался в живых. Он то и поведал путнику, что разгромила столь большую армию Марья Моревна.

Любопытно стало царевичу поглядеть на воительницу, и отправился он в ту сторону, куда ему казал путник, дошел царевич до прекрасного дворца и увидел там прелестную девушку. Влюбился королевич без памяти и тот час же женился на Марье Моревне. Как только справили молодые свадьбу, отправилась жена в поход, а царевичу велела оставаться дома и оглядывать его новые владения. Везде разрешила царевна гулять своему мужу, и лишь в одну комнату заходить не велела.

Ослушался царевич жену, не смог удержаться, открыл запретную комнату, и увидел там прикованного к стене Кощея Бессмертного. Стал умолять Кощей отвязать его, но отказался Иван сделать это, принеся узнику всего одну чашку воды. Как только выпил воду Кощей, вернулись к нему силы, порвал он связующие его путы и похитил Марью Моревну, утащив в свой замок.

Горько пожалел Иван о содеянном, но исправить ничего не мог, отправился он к своим зятьям, но не застал их дома. Тогда оставил он каждому из них серебряную вилку, ложку и нож, наказав, если серебро почернеет, отправиться на поиски его мертвого тела.

Погостив немного у сестер, отправился Иван-царевич дальше, быстро нашел он дом Кощея Бессмертного, увидал там свою любимую жену и попытался ее увезти. Но был у Кощея волшебный конь, никто не мог этого коня, ни обхитрить, ни обскакать. Как только царевич и Марья Моревна сбежали, стал громко кричать и топать копытами конь Кощея, мигом догнал он беглецов.

Хотел Кощей наказать царевича, да пожалел его и лишь пригрозил, чтоб не возвращался. Не мог Иван бросить жену в лапах Кощея, не послушал он его и вернулся, вот только и на этот раз не смогли они убежать. Догнал Кощей Ивана и Марью Моревну, разрубил он царевича на сотни кусков и разбросал по всему миру, а жену его увез и посадил в темницу.

Умер Иван-Царевич, и почернели предметы, оставленные в доме его сестер. Поняли сокол, орел и ворон, что беда случилась, облетели они полмира, собрали куски тела Ивана и окропили их мертвой и живой водой. Ожил Иван-Царевич и стал еще краше, да здоровее. Опять хотел он пуститься в путь ко дворцу Кощея и похитить жену, но не позволили ему этого сделать зятья, не могли они оживить его второй раз.

Незаметно на этот раз прокрался Иван в сад к Кощею, встретил там Марью Моревну, а та посоветовала ему найти дом Бабы-Яги и попросить у нее одну из ее волшебных кобылиц, да только выбрать ту, которая хуже всех будет выглядеть.

Так и сделал Иван-Царевич, путь выдался не близким, и по дороге ему очень захотелось есть, но ни одной живности не встретилось царевичу. Вовсе отчаялся он, как вдруг навстречу ему выбежал маленький львенок, хотел царевич убить львенка, да только жалко ему стало зверька, не стал он этого делать и пошел дальше. Еще сильнее захотелось Ивану есть, увидел он в траве птичье гнездо, а там маленькие птенцы, хотел он их съесть, но опять стало ему жалко их, не стал он этого делать, а переложил гнездо на дерево, где его не могли бы достать хищники.

Продолжил царевич свой путь, очень он изнемог, совсем из сил выбился, попался ему на глаза пчелиный улей, а в нем мед. Хотел царевич полакомиться медком, да только пчелы стали просить его не делать этого, не выжить им зимой без этого меда. Пожалел пчел царевич и голодным пришел к Бабе-Яге.

Увидала та парня, хотела тут же его съесть, но решила сначала откормить его, для виду обещав исполнить просьбу и подарить одну из своих лошадей. А пока царевич должен был жиру набираться, поручила ему злая колдунья пасти табун лошадей, приказав смотреть за ними в оба глаза.

Обрадовался царевич столь легкому поручению, да не тут-то было, как только выгнал он табун в поле, лошади задрали верх хвосты и убежали, целый день искал их царевич, да никак не мог найти. Знал он, что смерть его ожидает, если не пригонит лошадей вечером домой, лег царевич на траву и заплакал. Вдруг услышал он конское ржание и топот, бежали домой лошади, а за ними летели сотни птиц.

На следующий день опять пошел Иван пасти табун, и опять сбежали лошади, на этот раз помог царевичу спасенный им львенок. На третий день лошадей пригнали пчелы. Так и продержался царевич, а там и срок уговора истек, вынуждена была Яга отдать Ивану самого жалкого жеребенка в своем табуне. С большой неохотой она это делала, так как знала, что сильного коня теряет, но сделать ничего не могла.

Как только сел Иван на жеребенка, вмиг тот отряхнулся, перепрыгнул через голову и обернулся красавцем конем. Вмиг домчал конь царевича до дома Кощея, посадил он позади себя Марью Моревну и сбежали они от Кощея. Разгневался он, бросился в погоню, но не мог никак догнать волшебного коня, а когда догнал, так ослаб, что Иван-Царевич без труда его убил.

Вернулся царевич и Марья Моревна в свое царство и стали они жить дружно, да богато.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-царевич. У него было три сестры: Марья-царевна, Ольга-царевна, Анна-царевна. Родители их умерли, а перед смертью приказали сыну, чтобы выдал он своих сестер замуж за тех, кто первым посватается.

Однажды Иван-царевич вместе с сестрами гу­лял в саду. Вдруг на небе появилась черная туча, началась страшная гроза. Иван-царевич с сестра­ми поспешили домой. Вернулись они во дворец, вдруг в горницу влетел сокол. Он ударился об пол, превратился в доброго молодца. И попросил вы­дать за него замуж Марью-царевну. Иван-царе­вич спросил у сестры, по душе ли ей добрый моло­дей. Марья-царевна согласилась. Вскоре вышла она замуж за сокола и улетела в его царство.

Прошел год. Отправился Иван-царевич с сест­рами на прогулку. Снова началась страшная гро­за. Едва вернулись они домой, как во дворец вле­тел орел. Он ударился об пол, превратился в добра молодца. Орел попросил выдать за него замуж Ольгу-царевну. Она согласилась и вскоре улетела в его царство.

Прошел еще год. Отправился Иван-царевич с младшей сестрой на прогулку. Началась страшная гроза. Едва вернулись они домой, как в горницу влетел ворон. Он ударился об пол и превратился в добра молодца. Молодой чело­век был еще красивее двух предыдущих. Ворон попросил выдать за него замуж Анну-царевну. Иван-царевич не препятствовал, Анна-царевна так же согласилась. Вскоре она стала женой во­рона и улетела в его царство.

Целый год Иван-царевич жил один. Стало ему скучно, решил он проведать своих сестер. Долго он шел. И увидел в поле побитую рать. Иван ца­ревич спросил, кто побил войско. И ему ответи­ли, что сделала это Марья Моревна, прекрасная королевна. Иван-царевич пошел дальше, там были белые шатры. Вышла к нему Марья Морев­на, прекрасная королевна. Она спросила, куда Иван-царевич путь держит, и пригласила его по­гостить. Некоторое время провел у нее Иван-ца­ревич, полюбился он прекрасной королевне, и стала она его женой.

Стали они жить-поживать. Но Марья Морев­на снова стала собираться на войну. Она остави­ла Ивана-царевича вести хозяйство, и строго-на­строго запретила заглядывать в один чулан. Как только Марья Моревна уехала, Иван-царевич от­крыл чулан. Там был Кощей Бессмертный, при­кованный цепями. Кошей попросил напиться, сказал, что десять лет не ел и не пил. Иван-царе­вич дал ему ведро воды. Кощей выпил и попро­сил еще. Так Иван-царевич принес ему три вед­ра. И Кощею возвратились утраченные силы, он порвал цепи и унес Марью Моревну.

Горько заплакал Иван-царевич и отправился он на поиски своей жены. Долго он шел, увидел чудесный дворец. Здесь жил сокол со своей же­ной, старшей из сестер Ивана-царевича. Они ра­душно приняли брата, накормили, напоили. Иван-царевич гостил у них три дня. На прощанье они попросили Ивана-царевича оставить серебря­ную ложку, чтобы они знали, как у него дела.

Снова отправился Иван-царевич в путь. Долго он шел. И увидел дворец еще лучше прежнего. Здесь жил орел с женой. Они радостно встретили брата. На прощанье попросили оставить сереб­ряную вилку. Снова отправился Иван-царевич в путь. По дороге увидел Иван-царевич дворец еще краше предыдущих. Здесь жил ворон с же­ной. Они радушно встретили брата. Он гостил у них три дня, на прощанье попросили они оста­вить серебряную табакерку.

Снова пошел Иван-царевич вперед. Наконец нашел он Марью Моревну. Она очень обрадова­лась ему. И стала корить, зачем он не послушал ее и выпустил Кощея Бессмертного. Иван-царе­вич решил освободить свою жену.

Вечером вернулся домой Кощей. Его волшеб­ный конь рассказал, что приходил Иван-царе­вич. И поскакал Кощей ему вдогонку. Быстро его догнал. Кощей сказал, что на первый раз прощает. Простит и на второй раз, но на третий убьет Ивана-царевича. Кошей отнял Марью Мо­ревну, увез ее к себе. Долго горевал Иван-царе­вич. Потом он вернулся за своей женой. Снова пытался он ее увезти. Но Кощей их догнал.

Снова вернулся Иван-царевич за Марьей Моревной. Догнал их Кощей. Изрубил он Ивана-ца­ревича в мелкие кусочки, положил их в смоля­ную бочку. Бочку скрепил железными обручами и бросил в море. У зятьев Ивана-царевича почер­нело серебро. Они поняли, что с ним случилась бе­да. Орел вытащил из моря бочку. Сокол принес живую воду, ворон принес мертвую воду. Они раз­рубили бочку, сложили изрубленного Ивана-ца­ревича. Ворон сбрызнул его мертвой водой, и тело срослось, сокол брызнул живой водой, и Иван-ца­ревич ожил. Зятья ему все рассказали. Потом они поехали и попросили Марью Моревну узнать, где Кощей нашел такого волшебного коня. Марья Моревна улучила момент, когда Кощей был добр, и стала его расспрашивать.

Кощей сказал, что получил жеребенка от вол­шебной кобылицы, которая принадлежит Бабе-Яге. Для того чтобы получить жеребенка, при­шлось Кощею быть пастухом три дня. Баба-Яга жила за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой. Марья Моревна спросила, как Кощей перебрался через огненную реку. Кощей сказал, что для этого он использует волшебный платок. Достаточно махнуть им три раза, как че­рез огненную реку сделается высокий мост.

Марья Моревна все запомнила и передала Ивану-царевичу. Она украла платок у Кощея и отдала его Ивану-царевичу. Иван-царевич пе­реправился через огненную реку и пошел к Бабе-Яге. По дороге увидел заморскую птицу с птен­цами. Одного птенца он хотел съесть. Но птица попросила не трогать ее детей и обещала помочь в случае надобности. Иван-царевич пошел даль­ше, увидел улей пчел. Он хотел взять немного мода. Но пчелиная матка попросила не трогать мед, обещала в дальнейшем помощь. Дальше по­шел Иван-царевич, встретил львицу с львенком.

И опять не тронул он львенка, за что львица обе­щала ему помощь.

Наконец пришел Иван-царевич к Бабе-Яге. Он попросил у нее богатырского коня. Баба-Яга сказала, что для этого нужно стать на три дня пастухом. И если пропадет хоть одна кобылица, не сносить Ивану-царевичу головы. Наутро вы­гнал Иван-царевич в поле кобылиц. Они сразу разбежались и пропали. Иван-царевич долго плакал. Потом появилась заморская птица и сказала, что кобылицы уже дома.

Баба-Яга была очень недовольна, она кричала на своих кобылиц, зачем они возвратились. Ко­былицы сказали, что налетели на них птицы, чуть не выклевали глаза. И пришлось им возвра­щаться. Баба-Яга сказала, чтобы на следующий день они прятались в лесах.

Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они разбежались по дремучим лесам. Но львица помогла Ивану-царевичу, и все кобылицы верну­лись домой. Баба-Яга кричала на них. Но кобыли­цы ответили, что набежали на них звери любые, чуть не разорвали. И пришлось им возвращаться домой. Баба-Яга велела им на следующий день прятаться в синее море. Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они забежали в море. Но прилетела пчела и помогла Ивану-царевичу. Кобылицы вернулись домой, сказали Бабе-Яге, что на них налетели пчелы и стали их жалить.

Ночью уснула Баба-Яга, Иван-царевич взял жеребенка, оседлал его и поехал. Взял он Марью Моревну и поехали они вместе. Кощей догнал их, хотел убить Ивана-царевича саблей. Но богатыр­ский конь Ивана-царевича ударил Кощея копы­том и размозжил ему голову. После этого Иван-ца­ревич добил Кощея палицей и сжег его на костре.

Вернулись они в свое царство. И жили долго и счастливо.

В этой сказке Кощей Бессмертный олицетворя­ет собою Зло. Иван-царевич олицетворяет Добро. У Ивана-царевича не случайно на протяжении всей сказки появляется множество помощников, ведь он добр сам по себе, он не обижает беззащит­ных животных, хорошо относится ко всем. Иван-царевич только один раз допустил ошиб­ку, когда не выполнил просьбы Марьи Моревны и заглянул в запретный чулан. Именно потому ему пришлось преодолеть множество препят­ствий, чтобы вызволить свою любимую из плена Кощея Бессмертного. Однако Иван-царевич с до­стоинством вынес все испытания. И победил Зло в честном бою.

1 (20%) 1 vote


На этой странице искали:

  • марья моревна краткое содержание
  • краткое содержание сказки марья моревна
  • сказка марья моревна краткое содержание
  • краткое содержание марья моревна
  • марья моревна сказка краткое содержание

Марью Моревну относят к нередкой в русских былинах категории женщин-воительниц. Подобный типаж заключает в себе неземную красоту, силу духа и воинскую подготовку. На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство, поэтому даже собственная свадьба не станет поводом отменить поход или перенести сражение. Впрочем, и мужа такая героиня выбирает себе под стать, даже если это не заметно читателю с первого взгляда.

История создания

Воинственная дева Марья Моревна присутствует во многих русских народных легендах, но зачастую героиня представлена под другими именами. Синеглазка, Белая Лебедь Захарьевна, Усоньша-богатырша – вовсе не разные персонажи, под многообразными названиями скрыт один образ.

Исследователи утверждают, что Марья Моревна неразрывно переплетена с другой яркой героиней – . Но характеристика боевой Моревны отличается от тихой и хозяйственной Василисы. Единственное, что объединяет девушек – жених .

Более схожие образы встречаются в румынских, венгерских, немецких и итальянских легендах. Героини сказок берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.

Вероятным прототипом сказочной героини считают Мару – богиню смерти и увядания. Описание божества совпадает с принцессой из легенд. Мара водила дружбу с , обладала волшебными силами и пленила Кощея цепями.


Автор сказок о загадочной красавице – русский народ, но распространение персонаж получил благодаря фольклористу Александру Николаевичу Афанасьеву. В сборнике «Заветные сказки» собраны популярные сказания, затрагивающие и Марью. Книга включает в себя три наиболее распространенных сказания о девушке: «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах» и «Марья Моревна».

Марья Моревна в сказках

О родителях и близких родственниках Марьи ничего не известно. Впрочем, прозвище «Моревна» наводит на мысль, что девушка состоит в близких отношениях с Морским Царем. Богатырша живет уединенной жизнью в тереме, расположенном в сказочном краю.

Одна из особенностей родного дома Марьи, помимо далекого месторасположения, – отсутствие мужчин. И терем, и сад царевны находятся под охраной девушек. Представителей противоположного пола в стране Моревны можно встретить либо во время сражения, либо за воротами красивого дома.


Основные занятия девушки – война и охрана границ собственного государства. Героиня не тратит время на привычную женскую работу и не подыскивает себе жениха. Судьба сама находит Марье супруга. К примеру, в сказке «Молодильные яблоки» Иван Царевич пробирается в дом к царевне за волшебными фруктами. А в «Марье Моревне» все тот же Иван Царевич случайно набредает на дом девушки по пути к родным сестрам.

Степная воительница соглашается выйти замуж за мужчину только после того, как Иван побеждает девушку в честной схватке. Покорившись победителю, девушка добровольно вступает в брак и приглашает Царевича жить в собственный терем.


Даже после свадьбы героиня не оставляет воинский пост. Собираясь на очередное дежурство на границе, Марья просит супруга не открывать чулан. Любопытный Иван не сдерживает обещания и застает в запретной комнате . Поверив злодею, царевич преподносит противнику три ведра воды, тем самым восполняя силы пленника.

Вырвавшись из заточения, Кощей похищает Марью Моревну и исчезает в неизвестном направлении. Злодей вовсе не собирается убивать девушку. Кощей жаждет жениться на Марье, что не по нраву красавице.


Спустя непродолжительное время героиню находит Иван, но все три попытки скрыться от тирана не заканчиваются успехом. Последний побег и вовсе несет трагические последствия. Супруга степной воительницы изрубили на части и бросили в море. Теперь Марье не на кого надеяться.

Чудесным спасением Иван обязан собственным зятьям. Оставленные мужьям сестер предметы (соколу – серебряная ложка, орлу – вилка, ворону – табакерка) почернели. Новоявленные родственники выловили останки Царевича из воды и спасли мужчину.


Осознав, что любимую просто так не спасти, Иван отправляется на поиски особенного коня. Преодолев все препятствия, мужчина вновь возвращается в замок Кощея и в четвертый раз увозит жену из дома злодея. На этот раз побег вновь заканчивается битвой, но силы теперь на стороне Ивана Царевича. Враг повержен, богатырша – вновь в объятьях законного супруга.

Несмотря на сказочность персонажей, сюжет поднимает довольно серьезные психологические вопросы. К примеру, вера Ивана Царевича в победу позволила мужчине преодолеть сложные препятствия. Главная мысль произведений, посвященных Марьи Моревне, проста. Победу над злодеем и сердце девушки получает только целостный человек. Ведь союз Марьи и Ивана представляет собой именно единство. Единство силы, духовности, мудрости, смекалки и терпения.

Экранизации

Первое появления Марьи Моревны на киноэкранах состоялось в 1944 году. Главные герои фильма «Кащей Бессмертный» заметно отличаются от оригинальных прототипов. Место Ивана Царевича занял , а героиня представляет собой покладистую красавицу, лишенную независимого характера. Роль Моревны исполнила актриса Галина Григорьева.


В 2012 году история богатырши рассказана в необычном жанре. Аниме «Марья Моревна – прекрасная королевна: Демо» создал режиссер и продюсер Константин Дмитриев. Голос принцессе подарила актриса Людмила Гуськова.

  • В сказке «Молодильные яблоки» Марья Моревна оставляет возлюбленного на три года, за которые успевает родить двух сыновей. Да и первая брачная ночь молодых людей происходит задолго до официальной церемонии в обоих сюжетах.
  • Несмотря на громкое слово «богатырша», нигде не описывается процесс битвы Марьи с врагами.
  • Наиболее подробно костюм супруги Ивана Царевича представлен на картине Васнецова «Марья Моревна и Кощей Бессмертный».



Top