Смотреть что такое "Октав Мирбо" в других словарях. Мирбо в России

"Дневник горничной" - скандальный роман О. Мирбо, который принес ему славу мастера эпатажа. Каким только не называли этот роман! Эротическим, порнографическим... А все оттого, что горничная Селестина, главная героиня произведения, уж очень детально описывает свою службу у разных господ: то, что она подсмотрела, подслушала. Повествует девушка и о собственных любовных похождениях.

Идите, милые, идите же скорее. Там, куда вы идете, еще больше страдания, еще больше истязаний, больше крови, льющейся и впитывающейся в землю! Больше скорченных, разрываемых тел, хрипящих на железных столах, больше нарубленных тел, качающихся на веревке, на виселице, больше ужаса и больше ада! Идите, мои дорогие, идите, уста с устами, рука с рукой...

Творчество французского писателя Октава Мирбо, члена Академии Гонкуров, во многом определено его судьбой. Брак с артисткой кабаре Алисой Ренье вынудил писателя порвать с буржуазной средой. Его романы "Сад пыток" ("Сад мучений") и "Дневник горничной", написанные в годы зрелости, дразнили пуритан и ханжей откровенным изображением человеческих страстей.

В книге собраны рассказы и прозаические миниатюра французских писателей первой половины XX века. Значительная часть вошедших в книгу произведений в русском переводе публикуется впервые.

Ему довелось жить в богатые событиями годы истории Франции, темпераментным, страстным и влиятельным участником которых он был. При жизни Октава Мирбо монархии сменялись республиками, бушевали войны и революции, зарождались, крепли, приходили в упадок новые политические течения и теории, провозглашались литературные и эстетические манифесты. Высокий авторитет Октава Мирбо как писателя и гражданина подтверждает избрание в Академию Гонкуров, состоящую всего из 10 членов. И в то же время он, как многие талантливые люди, оказался неудобен и правым, и левым. Он вгонял в краску пуритан и ханжей откровенным изображением необузданных страстей. Его перо было безжалостно. Мрачные стороны действительности он описывал так, что они были и притягательными, и пугали своей беспредельной жестокостью. Проще всего было такого писателя не переиздавать. В нашей стране в советский период его будто вовсе не существовало.

Октав Мирбо родился 16 февраля 1848 г. в Тревьере (департамент Кальвадос). Все предки писателя, за исключением отца, были нотариусами или юристами. Его отец, Ладис-лас-Франсуа, получил медицинское образование, но вскоре, занялся политической деятельностью и оставил медицину. Он пользовался уважением граждан, долгое время (с 1866 по 1876 год) был заместителем мэра г. Ремалар, в 1871 г. получил звание окружного советника. Семья была религиозной, придерживалась консервативных взглядов, поэтому сына отдали на учебу в школу иезуитов. С 1859 по 1863 год Октав учился в колледже св. Франциска-Ксавьера в Ванне (деп. Морбиан). Строгость католической морали, тюремная атмосфера пансиона подавляли и ломали личность учеников. В автобиографическом романе «Себастьен Рош» писатель рассказал о незаживающей душевной ране, причиненной ему в школьные годы.

Учился Октав плохо и без желания. По окончании школы почти сразу же уезжает в Париж и начинает поиски своей дороги в жизни. Три года учится на факультете права Парижского университета, но бросает учебу и во время франко-прусской войны 1870 - 1871 г. вступает в национальную гвардию. В декабре 1870 года молодого лейтенанта ранили, начинаются его странствия по госпиталям (военные и госпитальные впечатления позднее вошли в книгу «Голгофа»). Демобилизовавшись из армии, Мирбо пробует свои силы в журналистике - сначала как художественный и театральный критик. Октав заводит первые знакомства в литературных и художественных кругах Парижа - с Мопассаном, Золя, Барбе Д"Оревильи, Моне, Писарро, Роденом, Фелисьеном Ропсом и др. Завоевав известность как журналист, начинает писать статьи на политические темы. Не раз в своей жизни он начинал и бросал не доведённые до конца дела, пытался поймать удачу на Парижской фондовой бирже. Безуспешно занимался административной работой. Меняются его политические взгляды: монархист, потом радикал, а с 1885 года Мирбо всёрьез и надолго сближается с анархистами.

Он решается на открытый разрыв с семьей и со своим кругом. Одним из побудительных мотивов оказалась любовь: Октав полюбил женщину, союз с которой считался неподобающим для благопристойного буржуа, артистку варьете Алису Ренье. Его будущая жена имела литературные амбиции и написала пользовавшиеся определённым успехом романы «Мадемуазель Помм» и «Семья Кармет». Октав Мирбо меняет звание журналиста на более весомое - писателя. В 1889 г. выходят сразу две его книги: сборник рассказов «Письма из моей хижины» и автобиографичный роман «Голгофа», который сразу же становится бестселлером. Лишь за один 1887 год книга выдержала свыше дюжины (!) изданий и принесла автору громкую славу. Критики обратили внимание на яркое описание батальных сцен, где несомненно чувствовалось влияние Льва Толстого .

После опубликования «Голгофы» Мирбо работает над антиклерикальным романом «Аббат Жюль», который заканчивает быстрее, чем за год. Слава его растет, теперь он вхож в самые высокие литературные круги. В 1889 г. Мирбо публикует «Себастьена Роша», - третий роман, книгу автобиографическую и... надолго замолкает. Новый роман дается ему с огромным трудом: почти через десять лет он публикует книгу, над которой долго работал, замысел которой обдумывал и вынашивал долго. «Сад пыток» - роман необычен по содержанию: то, о чём в нём говорится, напоминает страшный ночной кошмар. Ярко выписанные фантасмагорические картины позднее питали воображение Кафки (легко прослеживаются параллели между «Садом пыток» и «В штрафной колонии»). Заключительным толчком, позволившим окончательно сформироваться замыслу, стало знаменитое дело Дрейфуса. Мы хорошо знаем о мужественной защите Эмилем Золя капитана Дрейфуса, судимого по ложному обвинению в шпионаже и измене родине. Менее известна роль других людей в длительной борьбе за реабилитацию невинно осужденного капитана. Октав Мирбо был одним из этих активных защитников. Он подписал письмо в защиту Дрейфуса, присутствовал на всех заседаниях суда, выступал в печати, посетил в тюрьме полковника Пикара и Эмиля Золя в изгнании. Он объездил с выступлениями почти всю Францию, говорил речи на митингах, не страшась агрессивно настроенной толпы. В Тулузе его стащили с трибуны и сильно избили. Полицейские завели на писателя секретное досье (к моменту смерти в этом досье накопилось свыше 180 «компрометирующих» документов). Защита Дрейфуса стала для него криком протеста честного человека против жестокого, садистского, человеконенавистнического общества.

Мирбо приходит к выводу, что убийство - один из фундаментальных принципов государства и человеческого общества. Общество организовано так, что поощряет инстинкты, высвобождает низменные чувства, провоцирует жестокость и человекоубийство. Этот тезис Мирбо разворачивает в полнометражный аллегорический роман. Восточное общество, китайская каторжная тюрьма, сад страданий и пыток - это аллегория на внешне благопристойную Францию, в которой писателю довелось жить. У людей Востока есть хоть то преимущество, что они не прикрывают флёром гуманных рассуждений жестокость своего общества, в отличие от людей Запада, фарисействующих о доброте и человеколюбии, но не менее жестоко расправляющихся с инакомыслящими. Высвобождение истинной животной сущности из-под традиционной благопристойности показано в образе главной героини «Сада пыток» Клары. На Западе - это невинная юная девушка. Занесенная волей судеб на Восток, она преображается. Здесь высвобождаются её истинные садистские наклонности, она наслаждается и упивается жестокостью, созерцанием нечеловеческих страданий, изощрённых пыток и мучительных, длительных казней. Большое предисловие, предпосланное Октавом Мирбо основному содержанию романа, позволяет правильно понять намерения и точку зрения автора. «Сад пыток» - это отчаянный крик личности, протестующей против общества, создавшего мир страданий, эксплуатации и насильственной смерти. Мирбо, равно разочарованный и в западной демократии, и в восточном деспотизме, принял позицию анархизма как меньшее зло. В 1893 г. с его предисловием выходит книга Жана Грава «Умирающее общество и анархизм». Анархистское мировоззрение Мирбо проявлялось уже в ранних книгах - недаром роман «Голгофа» был перепечатан в литературном приложении к газете «Восстание». Ещё ярче анархистский протест против государства читается в «Саде пыток».

Через год после «Сада пыток», в 1900 г., Октав Мирбо публикует новый роман - «Дневник горничной». Эта книга писателя пользовалась наибольшей известностью благодаря двум талантливым экранизациям, сделанным Жаном Ренуаром и Луисом Бунюэлем. Поражает большое число ненормальных и извращенных людей, с которыми приходится встречаться Селестине. Форма личного дневника, как бы не для печати, позволяет автору писать с предельной откровенностью, не избегая и многочисленных эротических эпизодов. Но и сама Селестина отнюдь не безобидная овечка, а вполне достойная соперница своих господ по цинизму и беспринципности. В конце концов она «выбивается в люди»: становится богатой госпожой, выйдя замуж за слугу, обворовавшего своих хозяев.

Острый сатирический характер носит также следующий роман Октава Мирбо - «Двадцать один день из жизни неврастеника».

Увлечение автомобилизмом сказалось в небольшом романе «Автомобиль 628-Е8», состоящем из отдельных, связанных общим сюжетом новелл, в котором описано путешествие по Франции.

Последний законченный роман Мирбо «Динго» (1913) - поэтичная и драматическая история жизни собаки. Роман был высоко оценен критикой по своим литературным достоинствам. Это произведение - одно из лучших в обширном творческом наследии писателя.

Какая утонченная мерзость!..какая изысканная порочность!..

Доброго времени суток мой благодарный читатель, ведь ты же открыл страницы этой книги, чтобы погрузиться в мой дневник. Что ты хочешь увидеть на его страницах, читатель? Пожалуй, я поведую тебе о том, кто я, какова моя натура, какова моя работа...будет ли тебе интересно? Поверь, я расскажу тебе о таких низостях, что это вскружит твою неискушенную голову, а может ты узнаешь на этих страницах себя? Ведь, согласись, читатель...каждый из нас любит копаться в чужом белье!..не отрицай, я все равно не поверю, да и перед кем ты хочешь оправдаться?! Если передо мной, то не стоит...я этого не стою.

Так давай же знакомится!
Я горничная и меня зовут Селестина, хотя...за всю мою жизнь я имела так много имен, что и не припомню их всех...знаешь, мои хозяева любят давать своим горничным разные имена. Что мы для них? Слуги ли, рабы ли, поверенные во все господские тайны или же просто мусор?!.. Мне сложно дать тебе, читатель, ответ. Я служила у многих, у хороших, плохих...странных, извращенных, глупых...список будет слишком большим, если я расскажу тебе обо всех. Но не будем тратить время на неинтересные экспонаты моего "Музея господ", давай я поведую тебе о самых-самых!
Знавала я одного господина, что любил определенного вида ботинки, любил страстно и безжалостно! Ах, как жаль, что эта его любовь не привела ни к чему хорошему...место то неплохое было! Была дамочка, что вскружила мне голову своей любовью - ох, какие это были изысканные дни - наряды, ароматные масла, дорогие духи...было в ее внимании что-то нездоровое, все же не каждая работодательница обучает свою прислугу интимным омовениям...нездоровое было, и это был ее сын, повеса и развратник, но черт побери - красавец!.. Была еще добрая старушка, что так любила своего сына (на что только не пойдет человек!), я тоже любила ее сына, я слишком сильно любила его...смертельно любила!
Любовь? Что значит любовь для горничной? Страсть, невозможность отказать, интимная близость или же жалость?.. Дорогой читатель, я не могу дать прямой ответ, просто погрузись в мою историю, впитай ее и проживи, быть может ты и найдешь ответ на этот вопрос. Их было много, слишком много, связей, секса, низостей и пошлостей, что-то я вспоминаю с улыбкой на моих греховных, но таких сладких устах, а что-то поднимает во мне тошнотворные массы, и я задыхаюсь от отвращения!
Читатель, кем я стала в твоих глазах?
Неправда ли...сначала я вызывала интерес, потом немного жалость, а что же дальше? А дальше ты наверняка почувствовал, что я - горничная Селестина - рассказывыющая о мелких, ничтожных и гнилых душенках высшего класса, иногда среднего, а иногда и нижнего...сама то я не невинна (давай спустим это на насилие в детском возрасте, во всяком случае я именно так себя и оправдываю), да и душенька моя тоже имеет какой-то неприятный запашок...находясь всю жизнь в этих семьях, в этом разврате и низости, я не могла взращивать в себе цветочные сады, я взращивала в себе что-то отвратительно гнилостное, что-то гадкое и вызывающее, это могло служить мне защитой и свободой одновременно.
Читатель, я такая, какая есть! Ты можешь возненавидеть меня, а можешь полюбить. Это зависит от тебя, да и от того момента, когда ты возьмешь в руки мой дневник. Ты можешь увидеть во мне то, что будет понятно только тебе...и я не буду с тобой спорить.
Читатель, я открываю перед тобой себя!..не гнушайся моей обнаженной души и тела, я старалась, чтобы тебе было интересно.

Биография

Октав Мирбо родился 16 февраля 1848, в семье врача. С 1859 по 1863 год Октав учился в иезуитском коллеже св. Франциска-Ксавьера в Ванне (департамент Морбиан). В автобиографическом романе Себастьян Рок (Фр. Sébastien Roch ), романист рассказал о незаживающей душевной ране, причинённой ему в школьные годы. Во время франко-прусской войны 1870 - 1871 г. вступает в национальную гвардию. Завоевав известность как журналист, начинает писать статьи на литературные и политические темы. Мирбо был страстным полемистом, его перо было безжалостно и он всерьёз и надолго сближается с анархистами.

В 1886 году выходят сразу две его книги: сборник рассказов Письма из моей хижины и автобиографичный роман Голгофа (Фр. Le Calvaire ). Вместе с Э.Золя он выступил в защиту А.Дрейфуса ; он говорил речи на митингах (1898-1899). Через год после Сада пыток (Фр. Le Jardin des supplices ) (1899), Мирбо публикует новый романДневник горничной (Фр. Le Journal d"une femme de chambre ) (1900). Из пьес Мирбо наибольшей известностью пользовалась драма Власть денег (Фр. ) (1903), отличающаяся социальным критицизмом и напряженностью сценического действия.

Мирбо в России

Творчество Октава Мирбо было очень популярно в России (в России тогда выпустили полное собрание его сочинений в 10 томах). Чаще всего его произведения переводились именно на русский язык: известно около 160 переводов и неоднократно предпринимались попытки издания собрания сочинений и полного собрания сочинений

Ангажированный писатель

В своей критике буржуазного общества Мирбо является анархиствующим мелкобуржуазным интеллигентом, близким индивидуалистическим идеалам современного ему модернизма и декадентства. Испытал влияние анархических идей и эстетики декадентства . С середины 90-х гг. Мирбо сблизился с демократической интеллигенцией.

В своих романах и драмах выступает как непримиримый противник современного цивилизованного общества, обезличивающего и извращающего человеческую индивидуальность.

По словам Льва Толстого , « Октав Мирбо - величайший из современных французских писателей, наилучшим образом выражающий дух Франции этого столетия. »

Творчество

  • Lettres de ma chaumière (Письма из моей хижины ) (1885).
  • Le Calvaire (Голгофа , рус. пер. 1908), Роман (1886).
  • L’Abbé Jules , Роман (1888). Аббат Жюль , перев. С. А. Иванчиной-Писаревой. Гиз, М. - Л., 1926.
  • Sébastien Roch , Роман (1890). Себастьян Рок , перев. В. Д. Сорокоумовского, предисл. П. С. Когана, изд. «Безбожник», М., 1929.

Себастьян Рок , 1908

  • Dans le ciel , Роман (1892-1893).
  • Les Mauvais bergers , Драма в 5 д. (1897). Жан и Мадлена , перев. М. В. Ватсон, П., 1918 ; Дурные пастыри , перев. В. Тучанской, изд. «Красная новь», М., 1923.
  • Le Jardin des supplices (Сад пыток - Сад мучений ), Роман (1899).
  • Le Journal d’une femme de chambre (Дневник горничной ), Роман (1900).
  • Les 21 jours d’un neurasthénique (Двадцать один день неврастеника ), Роман (1901).
  • Les affaires sont les affaires (Дела есть дела, Власть денег , 1903), комедия в 3 д (1903).
  • Farces et moralités (Аллегории и фарсы ) (1904).
  • La 628-E8 (Автомобиль 628-Е8 , 1907, два рус. пер., 1908, один под названием «Путешествие на автомобиле»), Роман (1907).
  • Le Foyer (Очаг , рус. пер. 1908), комедия в 3 д (1908).
  • Dingo (Динго ), Роман (1913). перев. Е. Г. Шатуновской, изд. «Мысль», П., 1925.
  • Contes cruels (Избранные рассказы ) (1990).
  • Combats esthétiques (Искусство) (1993).
  • Œuvre romanesque (15 романа) (2000-2001).
  • Correspondance générale (I, 2003, II, 2005, III, 2009).
  • Combats littéraires (2006).

цитата

Избранная библиография

  • Reginald Carr, Anarchism in France - The Case Octave Mirbeau , Manchester, 1977.
  • Pierre Michel - Jean-François Nivet, Octave Mirbeau, l’imprécateur au cœur fidèle , Librairie Séguier, Paris, 1990.
  • Pierre Michel, Octave Mirbeau , Presses Universitaires d’Angers, 1992.
  • Pierre Michel, Les Combats d’Octave Mirbeau , Annales littéraires de l’Universté de Besançon, 1995.
  • Christopher Lloyd, Mirbeau’s fictions , Durham University Press, 1996.
  • Samuel Lair, Mirbeau et le mythe de la nature , Presses Universitaires de Rennes, 2004.
  • Cahiers Octave Mirbeau (Сборники Октава Мирбо ), n° 1-16, 1994-2009.

Примечания

Ссылки

  • Pierre Michel, Bibliographie d’Octave Mirbeau (Библиография Октава Мирбо (Фр.).

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Октав Троянеску
  • Октав Фейе

Смотреть что такое "Октав Мирбо" в других словарях:

    Мирбо, Октав - Октав Мирбо Octave Mirbeau Octave Henri Marie Mirbeau … Википедия

    Мирбо - Мирбо, Октав Октав Мирбо Octave Mirbeau Дата рождения: 16 … Википедия

    Мирбо Октав

    Мирбо О. - Октав Мирбо Octave Mirbeau Дата рождения: 16 февраля 1848 Место рождения: Тревьер, Кальвадос, Франция Дата смерти: 16 февраля 1917 Место смерти … Википедия

    Мирбо Октав - (Mirbeau) (1848 или 1850 1917), французский писатель. Реализм ранних романов (в том числе «Голгофа», 1886, история морального краха интеллигента) окрашен влиянием натурализма. Демократизм и социальная проблематика в реалистических новеллах,… … Энциклопедический словарь




Top