Сочинение на тему: Печорин и Вера: отношения героев в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени

Вершиной всего творчества М.Ю. Лермонтова, естественным завершением его короткого творческого пути является роман «Герой нашего времени». Основной задачей, стоявшей перед автором при создании этого произведения, было нарисовать образ современного ему молодого человека. Через характер главного героя романа Григория Печорина Лермонтов передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века.

С большой психологической точностью показывается в романе чувство любви. Этим чувством проникнуты многие страницы произведения. Любовная тема в романе неразрывно связана с женскими образами: Бэлой, княжной Мери, Верой, девушкой-ундиной. Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина.

Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично.

Из всех женских образов романа самое большое сочувствие вызывает черкешенка Бэла, простоту, грацию и женственность которой отмечал еще В.Г. Белинский. Бэла трогает чистотой своей натуры, искренностью желаний, женской гордостью и силой чувств. В сравнении с ее горячей искренней любовью мгновенное увлечение Печорина кажется неглубоким и несерьезным. Но Бэла была, по словам Белинского, «полудикая дочь вольных ущелий». Ее бесхитростная натура не могла долго привлекать воображение и страсть Печорина.

В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: "… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым".

Княжна Мери обрисована Лермонтовым более подробно, чем Вера. Белинский отмечает, что это «девушка неглупая». Ее беда – наивный романтизм, который определяет отношение Мери к людям. Ей может нравиться только все загадочное и таинственное.

Воображение героини сначала прельстил Грушницкий. Он привлек девушку своими эффектными фразами и предполагаемыми несчастьями. Затем Мери полюбила Печорина, когда он предстал перед ней в роли романтического героя. Григорий Александрович показался ей еще более загадочным, непонятным и дерзким. Мери искренне считала, что Печорин тайно увлечен ею.

В своей любви княжна Мери как бы осуществила афористические слова Печорина: «Женщины любят только тех, кого не знают». Лермонтов с глубоким психологизмом показал все этапы развития чувства девушки к Григорию Александровичу. Сначала это была женская обида, что на нее не обращают внимания, она не замечена. Затем княжна Мери была наивно убеждена в том, что она «победила» Печорина. Еще позже девушка начала бороться со своим увлечением, чувством, которое невольно начала испытывать к Печорину. В итоге она все-таки призналась герою в своей любви. Жаль, что слова Мери привели к горькой последней встрече героев, которая «возбуждает к ней сильное участие и обливает ее образ блеском поэзии». Мери «пала жертвою безответного, безмолвно страдающего, но без унижения» чувства.

Печорин знакомится с княжной в Пятигорске, на минеральных водах. Он начинает волочиться за Мери от скуки. Сблизившись с княжной, Печорин, сам того не желая, проникается к ней нежными чувствами. Подтверждение тому – его исповедь ей о том, что он нравственный калека: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил… Но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней…»

Мы чувствуем, что в этих словах есть большая доля истины. Печорин сам сомневается, играет ли он или искренне чувствует. В любом случае, его душа на какое-то время оживает. Ведь неслучайно, видя в глазах княжны искренний ответ на его явную ложь, герою становится стыдно. А позже, не видя княжну целый день, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!»

В конце концов, герой решает оставить Мери в покое. Чтобы облегчить их расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. Еще одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.

Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее – пагубная страсть к таинственному, неизведанному - к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».

Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье – понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…

На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка (« »), Бэла («Бэла»), Мери и Вера (« »),

Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроений, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности»; «она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню». Её речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; её песни, напоминающие народные, говорят о её стремлении к буйной воле. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведёт.

«Полудикая дочь вольных ущелий», как назвал её Белинский, Бэла отличается цельностью, гармоничностью натуры. Полюбив Печорина, она увидела в этой любви смысл своей жизни, и охлаждение его к ней было для неё настоящей трагедией. В её характере имеются хорошие человеческие качества: искренность, чуткость, гордость, беззаветная любовь и преданность. Этот образ окрашен тёплым чувством.

Мери Литовская - умная, культурная, гордая девушка, способная на глубокое чувство. В ней живёт свойственная юности романтическая мечтательность. Этим объясняется и её интерес к Грушницкому. «Толстая солдатская шинель» внушает ей ложное представление о нём как о разжалованном офицере, делает Грушницкого в её глазах лицом, овеянным таинственностью. Загадочность, странность Печорина заинтересовывает её, а его рассказ о себе, о том, как свет не понял его и исковеркал его характер, глубоко трогает её добрую и доверчивую душу, вызывает в ней искреннюю жалость к нему, которая вскоре переходит в любовь. Мери первая признаётся в своей любви к Печорину, но её любовь была им отвергнута. «Когда увидела себя обманутою, она,- говорит Белинский,- как женщина, глубоко почувствовала своё оскорбление и пала его жертвою, безответною, безмолвно страдающею, ко без унижения,- и сцена её последнего свидания с Печориным возбуждает к ней сильное участие».

Образ Веры только набросок. Она зарисована лишь в её отношении к Печорину. Печорин глубоко и давно её любит, но его любовь ничего, кроме страданий, по её же словам, ей не дала. И всё же Вера любит его и во имя любви идёт на всякие жертвы.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Бэлы, Мери и Веры в романе Герой нашего времени – художественный анализ. Лермонтов Михаил Юрьевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Вера – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Не упоминается. называет Веру только сокращенно — она была его бывшей любовью.

Вера! – вскрикнул я невольно.
Она вздрогнула и побледнела.

Возраст

Неизвестно. Скорее всего ровесница (около 25 лет), так как была была его бывшей любовью.

Отношение к Печорину

Влюбленное. Вера — бывшая возлюбленная Печорина, к которой он до сих пор питает чувства.

Я ее крепко обнял, и так мы оставались долго. Наконец губы наши сблизились и слились в жаркий, упоительный поцелуй

женщину, которую любил в старину

я ее не обману: она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть

воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей; я ей это повторял всегда

что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстям

Внешность Веры

Очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию…

сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью

Дверь отворилась; маленькая ручка схватила мою руку

Социальный статус

Замужем второй раз. Муж сильно старшее — она вышла за него из-за сына.

Я замужем! – сказала она.

Она решительно не хочет, чтоб я познакомился с ее мужем – тем хромым старичком, которого я видел мельком на бульваре: она вышла за него для сына

Он богат и страдает ревматизмами. Я не позволил себе над ним ни одной насмешки: она его уважает, как отца, – и будет обманывать, как мужа

Вера — дальняя родственница Лиговских по мужу.

какая то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу

Муж Веры, Семен Васильевич Г…в, – дальний родственник княгини Лиговской

Дальнейшая судьба

Уезжает вместе с мужем

Мы расстаемся навеки

Помню только, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. Я слышала, как он велел закладывать карету…

Личность Веры

Замечательная девушка, склонная к самопожертвованию. Все поступки Веры объясняются двумя вещами: любовью с сыну и . Ради первого она вышла замуж за старика, а ради второго рискует всем.

Муж сильно старшее — она вышла за него из-за сына.

я пожертвовала собою, надеясь, что когда нибудь ты оценишь мою жертву, что когда нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная

она его уважает, как отца, – и будет обманывать, как мужа… (о втором муже)

я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит.

Болезнь

Вера чем-то сильно болеет, опасается за свою жизнь, но надеется на выздоровление:

очень хорошенькая, но очень, кажется, больная…

Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается; я боюсь, чтобы не было у нее чахотки или той болезни, которую называют fievre lente – болезнь не русская вовсе, и ей на нашем языке нет названия

я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день… и, несмотря на это, я не могу думать о будущей жизни, я думаю только о тебе…

Живительный горный воздух возвратил ей цвет лица и силы


В данном произведении четко прослеживается романтическое начало. Любовная линия заставит читателя сопереживать главному герою на протяжении всего романа. Образ и характеристика Веры в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова помогут лучше раскрыть характер самого Печорина, и понять мотивы его поступков. Вера единственная женщина, которую он любил, а разве не в любви человек показывает себя настоящего, без прикрас и напускной бравады.

Внешность

Вера была миловидной женщиной, но производила нездоровое впечатление. Вид у нее был болезненный, чахоточный. Блондинка. Рост невысокий, средний. Черты лица правильные. Правую щеку украшала аккуратная родинка. Вся она была какая-то серьезная и строгая. Лицо выразительное. Во взгляде сквозила мудрость и тоска, как у человека много повидавшего и испытавшего в жизни.

Любовь в ее жизни

Любовь в жизни Веры одна. Ею был и оставался Печорин. Дважды женщина пыталась устроить личную жизнь. Выходила замуж, родила сына, но не испытывала к мужьям ничего похожего с тем, что чувствовала к Григорию. Ради ребенка ей приходилось притворяться, изображая любящую, заботливую жену.

Встретив Печорина в Кисловодске, куда Вера приехала поправить пошатнувшееся здоровье, она понимает, что дорога ему по-прежнему. Все эти годы, она честно пыталась вычеркнуть его образ из памяти и забыть навсегда, но тщетно. Любовь оказалась сильнее.

Вера знала, что ей осталось недолго. Болезнь заарканила женщину, и выбраться из ее пут было невозможно. Лечение лишь поддерживало, но не исцеляло. Для Веры минуты с любимым были самыми ценными. Она вновь почувствовала себя счастливой, молодой и беззаботной. Просто быть рядом, просто ощущать его присутствие, прикосновение руки.

Чистота и нравственность

Вера терзалась от угрызений совести перед мужем. Она ценила, уважала супруга, но не любила. Общий ребенок не сблизил. Вера всегда держала супруга на расстоянии. Засыпала с одним, думая и представляя другого. Это предательство по отношению к нему, но изменить что-то в сложившейся ситуации было невозможным.

Когда супруг уехал по делам служебным, Вера пригласила Печорина к себе домой. Она надеялась, что ночной визит в дом останется незамеченным для окружающих, но ошибалась.

Слухи разлетелись по городку довольно быстро. Общество решило, что Печорин навещал княжну Мэри, но только Вера знала, где и с кем он провел эту ночь. Устав от мучивших угрызений совести, Вера признается мужу в измене.

Что значила она в жизни Печорина

Они могли быть счастливы. Оба понимали друг друга с полуслова. Вера принимала Печорина таким, каким он был на самом деле. С ней ему не надо притворяться, изображать бог невесть кого. С Верой он был самим собой, настоящим. Они словно две родные души, заблудившиеся в мире, где им не место. Ей удавалось открывать в нем лучшие качества и черты, тщательно скрываемые от других. Вера значила для него слишком много, но понял он эту истину только когда потерял любимую женщину.

Женщины романа «Герой нашего времени» - яркие личности. Они красивые, волевые, умные, с чуткими и добрыми сердцами. Но никто не удержал Печорина надолго рядом с собой. Не уберег его от нравственного падения. В романе, устами простодушного героя Максима Максимовича, начинается повествование рассказом про Бэлу.

Женский образ в романе “Герой нашего времени” – Бэла

Бэла – дочь черкесского князя, сестра Азамата – одна из главных персонажей женских романа, которую похищает для Печорина ее брат в обмен на коня Казбича, вольного злопамятного черкеса. Образ Бэлы – трагический образ. Высокая, тоненькая с черными глазами, казалось, что она заглядывает в душу собеседника. Этот взгляд поразил и покорил главного героя романа. Он вдруг понял, что в ней одной он может найти утешение и избавление от скуки. Однако девушка, воспитанная в другой общественной среде, не могла составить ему счастья. Через несколько месяцев Печорин заскучал и стал искать уединения на охоте. Бела же со временем, хоть и понимала, что Печорин ее уже не любит, только больше привязывалась к нему. Сколько бы смогла Бела любить своего героя? Возможно, всю жизнь. Но Печорин уже охладел и снова заскучал. Только трагическая гибель Бэлы от руки Казбича вернула его любовь, на те последние моменты ее уходящей жизни. И еще некоторое время Печорин чувствовал свою утрату. Хотя смерть Бэлы стала ему облегчением.

Мери в романе “Герой нашего времени”

Мери и Вера – два женских персонажа, появившиеся в жизни Печорина в одно и то же время. Молоденькая дочь княжны Лиговской, Мери, увлечена Грушницким, другом Печорина. Впоследствии ей приходится выбирать между Печориным и Грушницким.

Княжна Мери считается умной девушкой и нравственно чистой. Ее романтическая натура еще неопытна. Попадая под расчетливое влияние Печорина, она страстно влюбляется в него. Мери оказалась наивным романтиком, чем с успехом воспользовался главный герой. Печорин сразу понял сущность княжны. Его испорченная натура требовала возбуждения у молоденькой девочки любви к себе, но достигнув цели, страсть его тут же остыла. Мери, попав под влияние Печорина, получила жестокий урок.

Печорин не мог принести счастья женщинам. Он приносил другим только страдания. Мери – молодая, неискушенная душа, не имела способности пробудить в Печорине настоящее, искреннее чувство. Ее любовь оказалась ему ненужной.


Вера в романе “Герой нашего времени”

Вере повезло больше. Это другой образ женщины. Она светская дама, бывшая любовница Печорина – единственная победившая его цинизм. Она одна из всех поняла его сущность и полюбила со всеми недостатками. Она проницательна и верна своему чувству. Но она опытна и всегда понимала, что Печорин никогда не женится. Она довольствовалась тем, что он ей давал. Печорин ценил это и, как он говорил ей, что она единственная, кого он не смог бы обмануть. Образ Веры - покорность, жертвенность и притупленное чувство собственного достоинства. Любить для нее главное.


Ундина в романе “Герой нашего времени”

Ундина - русалка, так и не получившая имя в романе. Девушка-контрабандистка. Ундина энергичная девушка. Зарабатывает на жизнь тем, что помогает сохранять товар, привозимый контрабандистами на берег. Она преданная и отважная. Все в ее облике от природы. Очень емкие высказывания Печорина о ней: «Вцепилась как кошка, породистая как лошадь и прочее». Признанием в любви заманивает девушка главного героя в воду, пытаясь потом утопить, чтобы сохранить тайну своего промысла. Необычная народная красота девушки привлекает Печорина. Даже после того, как Ундина попыталась с ним покончить, он до самого отъезда из аула ходит на берег и высматривает, не появится ли лодка с коварной обольстительницей. Он навсегда запомнил ее длинные белые волосы, хрупкий, тонкий стан и улыбку притягательную и коварную. Бес-девка, искусительница, расчетливая и безжалостная. Тем не менее, привлекающая своей легкостью и независимостью.


Женские персонажи романа Лермонтова играют важную роль. Автор с их помощью показывает, как одинок Печорин в любой среде. Нет ему успокоения ни в любви, ни в дружбе. Это его трагедия и трагедия женщин, встретившихся на его пути.




Top