Сочинение-описание по картине И. Левитана «Березовая роща
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
(Аппликация обрывная с элементами декоративного рисования)
в старшей группе ДОУ
(С использованием ИКТ)
Коллективная работа
"Берёзовая роща"
Воспитатель МБДОУ ДС №7 "Солнышко"
Звенигородская Наталья Евгеньевна
г. Белая Калитва
Цель:
Вызвать у детей интерес к изображению берёзки по мотивам лирического стихотворения.
Задачи:
Образовательные:
Учить сочетать разные изобразительные техники для
передачи характерных особенностей кроны (аппликация) и стройного
белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками (аппликация и рисование).
Развивающие:
Совершенствовать технические умения. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, содержание и средств выразительности живописи.
Воспитательные:
Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней. Воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, желание работать с бумагой.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций с пейзажами. Беседа о берёзовой роще. Подготовка композиционных основ для детей. Экскурсия в парк – наблюдение за берёзами. Разучивание стихотворений о берёзе.
Материалы, инструменты, оборудование.
Листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения берёз (зелёная разных оттенков, белая), ножницы, кисти, белая и чёрная гуашь, стаканчики с водой, цветные карандаши, коробочки для обрезков, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы для показа детям способов оформления кроны берёзок в технике обрывной аппликации (цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная аппликация из мелких кусочков бумаги, из рваных полосок и т.д.) Проектор, компьютер.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы поговорим о дереве, которое издавна почитаемо на Руси.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
О каком дереве загадка? (ответы детей)
Конечно, это берёза. Посмотрите (обращает внимание детей на листья разложенные полукругом на ковре), какие берёзовые листочки принёс нам ветер. Выберите, понравившийся лист, и встаньте около него.
Дети, а кто из вас знает, как называется лес, в котором растут только берёзы?
Дети:
Такой лес называется «Берёзовая роща»
Воспитатель:
Да, вы правы, это берёзовая роща. А вы хотели бы отправиться в берёзовую рощу? (ответы детей)
Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в берёзовую рощу.
Ножками топнем,
В ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
И окажемся в гостях.
Слайд-шоу «Берёза – русская красавица»
(картины знаменитых художников)
Берёза является символом России. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас.
Берёзки, словно подружки в нарядных платьицах, стоят парами, наклонившись друг к другу, будто о чем-то шепчутся. Стволы берёз покрыты белой берестой, а тонкие веточки наклонены вниз. Любит наш народ красавицу берёзку.
Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины И. Левитана «Берёзовая роща»
и читает стихотворение В. Набокова «Берёзы»:
Стволы сквозь лёгкое зелёное сиянье
Белеют, тонкие, и воздух освежён
Грозой промчавшейся.
Чуть слышный перезвон.
Дробится надо мной чуть слышное журчанье.
И по невидимым качается волнам.
Трава, вся в теневых лиловых паутинах,
Вся в ослепительных извилинах, а там.
Меж светлых облаков, роскошно лебединых
Струится радуга и смутно с высоты
Мне улыбается, в лазури нежной тая.
Такая нежная, невинная, святая.
Что, умилённые, склоняются листы.
Роняя длинные сверкающие слёзы, -
И это жизнь моя, и это край родной. Родная красота...
И льётся надо мной Сиянье лёгкое, зелёное, - берёзы...
Проводится краткая беседа по содержанию стихотворения.
Воспитатель:
Сами видите, какая она наша русская берёзка. Давайте скажем, какая же она?
Дети:
Стройная, красивая, беленькая, белоствольная, гибкая, прекрасная, кудрявая.
Воспитатель:
А вы хотите, чтобы у нас в группе «выросла» красивая берёзовая роща? (ответы детей)
Воспитатель:
Я вам предлагаю самим создать красивую картину с русскими красавицами – берёзками, но для этого нам надо вернуться в детский сад.
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
Закроем глаза и в садик вернёмся.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель поочерёдно показывает детям разные варианты оформления кроны в технике обрывной аппликации и просит детей самостоятельно определить способ:
Цельный силуэт, который можно сначала нарисовать и потом не вырезать ножницами, а общипать пальчиками по нарисованному контуру;
Крона дерева из кусочков рваной бумаги разной величины;
Дерево из рваных полосок разной длины и ширины;
Модульная аппликация из мелких кусочков бумаги;
Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать технику (или сочетать разные способы обрывной аппликации) и при желании оформить веточки берёзы декоративными элементами.
Работа детей
Напоминание правил пользования ножницами, клеем.
Физминутка «Берёзки»
Выросли берёзки в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждая старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже стройные стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так берёзки ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Индивидуальная работа с детьми по мере затруднений.
Выставка детского творчества по теме «Берёзовая роща»
Воспитатель:
Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась настоящая березовая роща. (По желанию дети могут добавить на картину солнце, облака, траву, цветы…)
В конце занятия вручаются медальки в виде листочков разных деревьев
На прогулке проводится игра с медальками « С какой ветки детки».
Программное содержание:
- Развивать у детей способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционального отклика на него.
- Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой поэзией «золотой» осени.
- Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную. природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление.
- Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своём настроении, отношении к изображаемому.
- Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень; будить воображение, творческие способности.
Предварительная работа.
- Наблюдение на прогулке за проявлениями признаков осени.
- Экскурсия в школьный сад и по городу.
- рисование осенних листьев и кустов; лепка овощей, фруктов.
- Составление осенних букетов, игра с листьями.
- Рассматривание иллюстраций.
- Разучивание и чтение стихотворений, прослушивание отрывков музыкальных произведений; пение песен об осени.
Материалы.
Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Гуашь, кисти, бумага для рисования, вода.
Дети сидят перед картиной (она пока закрыта).
Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас на улице время года?
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно, осень. Ответьте, какая бывает осень?
Дети: теплая, холодная, дождливая, яркая, золотая, солнечная и т.д.
Воспитатель: а помните, мы с вами были на прогулке в школьном саду? Что вам особенно запомнилось? На что мы обратили внимание?
Дети: На красивые деревья с желтыми, красными, разноцветными листочками; на рябинку с красными гроздями ягод.
Воспитатель: да, мы видели красивые деревья, разноцветные листочки, заметили, как листочки тихо падали на землю, красиво кружились на лету, бежали под ветерком по земле. Мы даже играли сточками.
скажите, ребята, когда мы прислушивались к звукам природы, что мы слышали?
Дети: мы слышали шорох листвы, шелест под ногами, пение птиц.
Воспитатель: Мы даже знаем, как пахнет осень. Чем же осень пахнет,
Дети: Прелой листвой, осенними цветами, душистыми травами, скошенной травой, дождём, грибами и т.д.
Воспитатель: Правильно! А еще осень пахнет горьковатым дымом костров. Ребята, вспомните, когда мы гуляли, было солнышко или нет?
Дети: (ответ детей).
Воспитатель: Солнышко, будто «зажгло» листву деревьев. Листья на деревьях стали еще ярче, наряднее, стали радостные, праздничные! Небо в этот момент какое было?
Дети: голубое, ясное, чистое, с легкими белыми облаками.
Воспитатель: да, очень красиво сейчас и в лесу, и в парках, и на улицах города. Мы с вами подолгу любовались красивой, нарядной природой осенью. Нам было так светло и радостно, правда? А вот поэты тоже очень любят это замечательное время года. Они писали и пишут много стихов об осени. Давайте послушаем стихотворение З. Федоровской «Осень».
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Воспитатель: Но не только поэты, но и композиторы восхищались красотой осени, осенней природой, осенними пейзажами. Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осенняя песенка» и покажите в своих движениях картинку про осень. Пожалуйста, выходите.
Звучит музыка, и дети свободно двигаются по залу.
Воспитатель: Молодцы! Когда звучала эта прекрасная музыка П.И. Чайковского, и вы танцевали под неё, я вспомнила об одной замечательной картине, с которой хочу вас познакомить. вот она. (Открывается картина.)
Эта картина называется «Золотая осень», а написал ее великий русский художник Исаак Левитан. Когда художник писал эту картину, он стоял на холме и любовался чудесной картиной природы. посмотрите на нее внимательно и даже можно немножко о ней поговорить шепотом. (Дети 1-2 минуты рассматривают картину.)
Воспитатель: Все рассмотрели? Что же мы видели на этой картине? Что на ней изображено?
Дети: Осень, деревья, речка и т.д.
Воспитатель: какая осень?
Дети: «Золотая осень»
Воспитатель: Как вы догадались? Какие цвета взял художник, чтобы изобразить «Золотую осень»?
Дети: желтый, красный, бордовый, оранжевый….
Воспитатель: Что еще мы видим на картине?
Дети: мы видим речку!
Воспитатель: Какая вода в речке?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Вода холодная, тёмная. Какие краски использовал художник?
Дети: Синюю, фиолетовую. Это холодные тона.
Воспитатель: ребята, а каким художник изобразил небо?
Дети: Голубым, светлым, чистым, бездонным
Воспитатель: А солнышко на картине есть?
Дети: Нет, но оно присутствует, потому что картина очень светлая, яркая и от деревьев падает тень.
Воспитатель: Понравилась вам картина? И мне она очень понравилась. Послушайте мой рассказ о картине.
Искусствоведческий рассказ воспитателя: воспитатель рассказывает медленно, выдерживает паузы между эпизодами картины.
«Яркое солнышко осветило золотую листву. Нарядные берёзки, словно расшалившиеся подружки, сбежались гурьбой. Стоят,….на себя любуются,….на красивую синюю-синюю речку… Уже совсем не жарко. В прозрачном воздухе всё, даже самое далекое, хорошо видно. Дышится не просторе легко и весело».
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы оказаться на этом холме, среди этих берёзок?
Представьте себя там.
Ответы детей.
Воспитатель: Лера, представь, что ты подошла к этой речке, что ты ощущаешь? Какая вода? А ты, Ярослав, стоишь около весёлых берёзок, что ты чувствуешь? А ты, Диана, подбежала вот сюда к этим деревьям, что ты там услышала или почувствовала, расскажи?
Воспитатель: ребята, давайте ещё раз посмотрим на картину И. Левитана «Золотая осень», почувствуем всю её красоту и прелесть (дети ещё раз рассматривают картину 20-30 секунд)
Воспитатель: А сейчас, ребята, вам представиться возможность нарисовать свою «Золотую осень» кто как хочет любым способом. В рисунке постарайтесь передать своё настроение к «золотой осени». (Дети выполняют.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки о «золотой осени». Какие разные они получились. Очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми 5-6 лет по картине И. И.. Левитана «Березовая роща»
Цель: Познакомить с творчествоИ.И. Левитана.Картина «Березовая роща»
Материал и оборудование: текст стихотворения А Прокофьева «Русская берёзка», репродукция картины «Березовая роща», запись «Звуки леса».
Логика образовательной деятельности
Воспитатель выставляет на мольберт репродукцию картины И. И. Левитана «Березовая роща»и зачитывает детям стихотворение А Прокофьева «Русская берёзка».
Воспитатель рассказывает детям, что многие русские художники любили рисовать природу (такие картины называют – пейзаж). Художники выбирали очень красивые или чем-то им памятные места. Они сами любовались природой и поделились с нами своей радостью, нарисовав красивые картины.
Сегодня я хочу познакомить вас, ребята, с картиной И. И. Левитана «Березовая роща» Давайте мы послушаем композицию «Звуки леса» и внимательно посмотрим на картину.
Ребята! Как вы думаете, что изображено на картине?
Почему Левитан так назвал свою картину – «Берёзовая роща»?
Как вы считаете какое время года? (как вы об этом догадались?)
- Что вы чувствуете, ощущаете, глядя на репродукцию?
Какое настроение на ваш взгляд хотел передать художник?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программное содержание: Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины. Закрепить умение самостоятельно выражать эстет...
Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.
Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...