SoundCloud под угрозой закрытия, добровольцы собираются создать архивную копию всех файлов сервиса. На грани закрытия: что происходит с музыкальным сервисом SoundCloud

Музыкальная платформа Soundcloud не приносит денег и может закрыться. А энтузиасты намерены спасти самые значимые треки

Начало

SoundCloud была зарегистрирована еще в 2007 году в Берлине, а сайт был запущен в 2008 году и быстро стал конкурировать с популярным на тот момент сервисом MySpace. Платформа предназначена для публикации музыкальных треков, подкастов и прямого взаимодействия между артистами и их фанатами, хотя изначально она задумывалась для обмена треками между музыкантами.

Что случилось

В начале июля музыкальный сервис объявил о сокращении сократить 40% персонала и закрытии офисов в Сан-Франциско и Лондоне. У сервиса более 170-ти миллионов зарегистрированных пользователей, но он так и не стал прибыльным.

У компании есть платные сервисы, но они достаточно ненавязчивы. Бесплатный аккаунт позволяет загрузить до трех часов аудио, а за аккаунт без ограничений нужно заплатить всего 9 евро в месяц. Многим музыкантам достаточно и трех часов, далеко не все из них пользуются платными аккаунтами.

Создатели Soundcloud еще надеются сократить издержки и все же начать зарабатывать. При этом, по неофициальным данным, у компании есть деньги, чтобы прожить еще три месяца...

Чем ценен Soundcloud?

SoundCloud не просто какой-то сервис, на серверах компании хранятся более 135 миллионов аудиозаписей (это около одного петабайта музыки), включая ценнейшие материалы, которых нет больше нигде.

Помогут активисты?

Сервис бросились спасать интернет-активисты. В первую очередь работу по спасению обширной музыкальной библиотеки сервиса начал проект Archive.org , сохраняющий интернет-страницы для истории.

Сейчас команда проекта занимается изучением базы звуковых записей сервиса, ведь в этом случае им попался настоящий «кит», справиться с которым будет вовсе нелегко.

Для того, чтобы найти деньги на хранение файлов, которые будет решено сохранить, команда проекта начала сбор пожертвований. Собранные деньги будут пущены не только на сохранение записей, но и на то, чтобы их мог прослушать любой желающий. На Soundcloud сейчас можно прослушать любой файл, и добровольцы-архиваторы планируют добиться того же.

А что же руководство сервиса?

Руководство сервиса уже успело заявить, что компания не будет закрываться, а планирует активно работать и дальше: «На прошлой неделе нам пришлось принять несколько сложных решений, но мы сделали это для того, чтобы оставить SoundCloud независимой, сильной компанией». Об этом ребята рассказывают на разных ресурсах. Толь они не говорят о том, каким именно образом компания планирует выжить...

Немецкая компания SoundCloud существует уже около девяти лет. Все это время команда проекта активно занималась расширением функциональности своего сервиса и привлечением новых пользователей. Собственно, представителям SoundCloud удалось почти все задуманное. Сервисом стали пользоваться не только обычные люди, но и крупнейшие организации вроде НАСА. Но, к сожалению, несмотря на свою популярность, SoundCloud не смог достичь финансового успеха. Сейчас сервис так и вообще близок к закрытию из-за хронической нехватки звонкой монеты.

Для того, чтобы избежать угрозы прекращения работы, руководство компании приняло решение сократить 40% персонала, а также закрыть офисы в Лондоне и Сан-Франциско. Но и это может не помочь, поскольку у SoundCloud заканчиваются деньги. Эту проблему обсуждали неоднократно самые разные СМИ, включая The Financial Times and TechCrunch . И хотя представители сервиса утверждают, что все не так страшно, как кажется со стороны, все выглядит не слишком хорошо. А ведь SoundCloud не просто какой-то сервис, на серверах компании хранятся 135 миллионов аудиозаписей, включая ценнейшие материалы.

База пользователей SoundCloud насчитывает десятки миллионов человек. Ежемесячно ресурс посещает 175 млн человек. Услышав о проблемах сервиса, некоторые пользователи решили сформировать «команду спасателей», которые займутся сохранением файлов. Все записи с серверов SoundCloud добровольцы называют «цифровым наследием» человечества. Конечно, далеко не все файлы соответствуют этому красивому термину, но потерять столь огромную базу было бы нелепо.

К сожалению, все 135 миллионов звуковых записей добровольцы сохранить не в состоянии. И не потому, что им лень или они считают какие-то аудиозаписи менее ценными. А потому, что хранение такого объема данных обойдется очень дорого. Нужны десятки, если не сотни серверов, а на их эксплуатацию нужны деньги, и немалые. Этих денег у добровольцев нет, поэтому они собираются сохранить лишь файлы, которые попали на сервис раньше других (и которых, скорее всего, нет нигде больше), а также файлы, которые пользуются максимальной популярностью.

Инициаторы проекта по спасению базы звуковых записей сервиса утверждают, что на серверах SoundCloud хранится более 1 петабайта данных. В то же время, по данным AWS, объем всех записей, имеющих отношение к SoundCloud, гораздо выше.

Как бы там ни было, если за отправную точку принять1 петабайт данных, то для их хранения потребуется от $1,5 до $2 млн. Ну а если объем данных достигает 2,5 петабайт, то содержание всех этих данных обойдется компании в $3,75 млн. В любом случае, деньги придется потратить, но все же итоговая сумма будет гораздо меньшей, если принять план «спасателей» за основу.

Сейчас команда проекта занимается изучением базы звуковых записей сервиса. Представители проекта говорят, что в большинстве случаев им приходится иметь дело с гигабайтами данных (добровольцы бэкапят данные и с других сайтов), но в этом случае им попался настоящий «кит», справиться с которым будет вовсе нелегко.

Для того, чтобы найти деньги на хранение файлов, которые будет решено сохранить, команда проекта запустила краудфандинговую кампанию . Собранные деньги будут пущены не только на сохранение записей, но и на то, чтобы их мог прослушать любой желающий. На сервисе сейчас можно прослушать любой файл, и добровольцы-архиваторы планируют добиться того же.

Руководство сервиса уже успело заявить, что компания не будет закрываться, а планирует активно : «На прошлой неделе нам пришлось принять несколько сложных решений, но мы сделали это для того, чтобы оставить SoundCloud независимой, сильной компанией». О том, что сервис будет работать и сейчас, и в ближайшем будущем, его представители рассказывали неоднократно на разных ресурсах. Единственное, о чем они забыли упомянуть, так это о том, каким именно образом компания планирует выжить.

В принципе, для продолжения работы руководство может пойти даже на то, чтобы продать сервис. Но его цена значительно снизилась за несколько последних лет. К примеру, в 2014 году стоимость SoundCloud оценивалась в $700 млн. Сейчас же порядок цифр совсем иной. Ранее желание выкупить SoundCloud выказывали Twitter, Spotify и еще несколько компаний, но ни одна из этих возможных сделок не была закрыта. В последнем случае сервис Spotify отказался от покупки потому, что его руководство посчитало не слишком удачной идеей тратить большие деньги перед выходом на IPO.

Что же, остается лишь ждать и надеяться, что оптимизм руководства SoundCloud оправдан, и сервис действительно продолжит работу.

Крупная музыкальная платформа массово увольняет сотрудников и закрывает офисы. Ей пытаются помочь волонтёры и рэпер Ченс.

В закладки

Сооснователь SoundCloud Александр Юнг. Фото Reuters

В начале июля компания SoundCloud 40% работников и закрыла офисы в Сан-Франциско и Лондоне. Держа курс на независимость, авторы не продавались крупным игрокам на рынке и удерживались на плаву благодаря инвестициям. В отличие от других схожих cервисов вроде Spotify, SoundCloud сформировал внутри себя большое сообщество начинающих музыкантов, которые создают собственный контент и свободно размещают его.

Сервисом пользуются около 170 миллионов человек, но, несмотря на неоднократные попытки, авторы так и не смогли его грамотно монетизировать. Теперь компания приблизилась к закрытию, и это может стать трагедией для музыкальной индустрии.

За что любят SoundCloud

Авторы сервиса, звукорежиссёр Александр Юнг и музыкант Эрик Вальфорс, задумали проект в 2006 году. Они обратили внимание на интересную деталь: фотографы делятся и обсуждают свои работы в фотосервисе , авторы клипов и короткометражных фильмов используют , а у музыкантов своей площадки нет.

Конечно, многие артисты пользовались . Однако она не была нишевой, не ориентировалась исключительно на музыкальное сообщество, стремясь нарастить аудиторию. К тому же к 2006 году, когда стремительно развивался Фейсбук, MySpace стало всё сложнее сопротивляться переменам.

Отличие сервиса от крупных игроков вроде Spotify или Apple Music в том, что они представляют собой удобные приложения для прослушивания музыки, но SoundCloud хранит тысячи гигабайт бесплатных пользовательских записей. Если сервис закроется, их судьба будет под вопросом.

В чём его проблема

Хотя сервис набрал огромную аудиторию, которая активно загружает композиции и обсуждает их, он никогда не приносил денег. В 2014 году его выручка составила 19,4 миллиона долларов при чистом убытке в 44 миллиона долларов. В 2015 году убыток составил 51 миллион долларов, а выручка - 24 миллиона долларов.

В 2016 году авторы отчитались о выручке в 28 миллионов долларов, но впервые не раскрыли убытки. Даже если за этим не стоит попытка скрыть критическое финансовое положение, ситуация очевидна - команда SoundCloud так и не придумала выгодного способа монетизации.

Девять лет компания выживала за счёт крупных инвестиций. Её поддерживали различные фонды, в июле 2016 года Twitter вложила в сервис 70 миллионов долларов, получив долю акций SoundCloud. В конце 2016-начале 2017 года обсуждалась покупка SoundCloud сервисом Spotify, ходили слухи и о заинтересованности сервисом Apple. Однако ни одна из сделок не завершилась.

Сотрудники SoundCloud. Фото Томаса Бонте, Flickr

Преимущественно провалились и попытки авторов SoundCloud найти новые источники дохода. В 2016 году у сервиса появилась обновленная (подписка у сервиса существовала и до этого) ежемесячная подписка стоимостью в 10 долларов. За неё пользователь получает возможность блокировать рекламу и слушать музыку офлайн, в том числе - 30 миллионов треков с ограниченным доступом. Кроме того, подписчики могут загружать треки длиннее, чем 3 часа.

Руководство утверждало, что подписка поможет SoundCloud конкурировать с другими музыкальными приложениями, однако разница между независимой платформой и крупнейшими сервисами слишком существенная. Платную подписку SoundCloud оформили всего 250 тысяч человек. У Spotify, для сравнения , 50 миллионов подписчиков (подписка стоит 10 долларов), у Apple - 27 миллионов.

Проблема в том, что платная подписка SoundCloud не предлагает никаких уникальных функций, в том числе для начинающих музыкантов, которым хватает бесплатной версии. Кроме того, подписка доступна лишь жителям США, Великобритании и Германии. Безуспешным можно считать и платный стриминговый сервис Soundcloud Go, в большинстве стран Европы.

​Последние пять лет аудитория SoundCloud зависла на отметке в 175 миллионов человек. Приложения конкурентов привлекают миллионы новых пользователей ежегодно.

Что будет дальше

Ещё в январе 2017 года авторы SoundCloud предупреждали, что у них могут вскоре закончиться деньги, но ситуация стала критической только к лету. Самое странное в ситуации с увольнением 173 сотрудников заключается в том, что за неделю до этого компания авторы сервиса, пояснившие, что компания рассчитывает сохранить независимость и найти новых инвесторов. На фоне увольнений поклонник площадки рэпер Ченс (Chance The Rapper) пообещал помочь сервису и вскоре выпустил песню, эксклюзивно доступную на SoundCloud.

Спасением музыки, которая может исчезнуть, если SoundCloud всё-таки прекратит существование, занялась цифровая библиотека Archive.org. Для архивации всех данных сервиса потребуется не меньше полутора миллиона долларов, поэтому пока авторы сохраняют самые популярные треки. Над инициативой трудится почти полтора десятка волонтёров. Они призывают интернет-сообщество помочь проекту деньгами.

Вероника Елкина

Когда-то SoundCloud была любимой платформой музыкантов и слушателей, а ее создатели мечтали произвести революцию в музыкальной индустрии. Но множественные ошибки в управлении и жесткая конкуренция не дали этой мечте сбыться. Издание BuzzFeed узнало у бывших сотрудников SoundCloud, как развивалась эта музыкальная платформа и почему у нее возникли такие проблемы.

С чего все начиналось

Изначально SoundCloud был проектом шведского звукового инженера Александра Льюнга и его друга Эрика Вальфорса, с которым он учился в Королевском технологическом институте в Стокгольме. Начинающие музыканты сделали инструмент, с помощью которого можно было обмениваться отрывками музыки. Затем они поняли, что создали уникальный продукт. За $400 они приобрели домен SoundCloud.com, а затем переехали в Берлин и познакомились с местными представителями музыкальной сцены.

Александр Льюнг. Фото: Anna Webber / Getty Images

В октябре 2008 года состоялся официальный релиз SoundCloud. Тогда у платформы было 20 тысяч пользователей и двое неопытных, но активных основателя, которые изо всех сил старались поддерживать стабильную работу сайта. На следующий год проект привлек $3 миллиона инвестиций от фонда Doughty Hanson Technology Ventures. В мае 2010 года количество зарегистрированных на платформе пользователей превысило 1 миллион. Музыкантов привлекала крутизна и простота SoundCloud. За ними на платформу хлынули их фанаты - и всякий раз, когда они делились песнями любимых исполнителей в соцсетях или оставляли комментарий к композиции, они невольно распространяли информацию о SoundCloud.

Проблемы с монетизацией

У SoundCloud никогда не было проблем с привлечением пользователей - к июлю 2013 года на площадке было зарегистрировано 40 миллионов человек. Но зато была проблема в монетизации этого трафика.

В 2013 году прибыль компании составила $14,1 миллиона, и большую ее часть принесла продажа профессиональных аккаунтов, которые позволяли загружать больше треков. Несмотря на это, основатели SoundCloud решили сфокусировать бизнес-модель на продаже рекламы. Эта идея была провальной с самого начала - в том же году платформа понесла убытки в размере $29,2 миллиона.

На ранних этапах своего существования компания смотрела сквозь пальцы на то, какой контент загружают пользователи. Все изменилось, когда на SoundCloud обратили внимание правообладатели. По словам двух бывших сотрудников компании, из площадки изъяли более половины нелицензированного контента. Затем возникла проблема с ремиксами, в которых использовались отрывки из песен, принадлежащих крупным лейблам - некоторые из них тоже требовали удалить.

Офис компании SoundCloud в Сан-Франциско. Фото: SoundCloud

Ситуация была очень сложной, поэтому компания попросила своих сотрудников не добавлять в избранное своего профиля музыку (для сохранения) и не делиться ей в корпоративной переписке. Некоторым работникам пришлось сидеть с фейковых аккаунтов, чтобы свободно пользоваться платформой.

В 2013 году SoundCloud решила заключить партнерство с тремя крупными музыкальными лейблами Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group. Но компания жестко просчиталась с временными рамками и смогла подписать соглашения лишь через два года после того, как привела свой сервис в более-менее удобоваримый вид.

Пока руководство SoundCloud вело переговоры с лейблами, весной 2014 года Twitter сообщила, что хочет приобрести платформу. Упустив возможность купить Instagram, социальная сеть обратила внимание на SoundCloud, а точнее на ее аудиторию - музыкантов и их фанатов.

19 мая Алекс Льюнг сообщил, что уже готов подписать документы о продаже, но сделка сорвалась. Twitter отпугнула высокая стоимость компании (почти $2 миллиарда), правовые проблемы музыкальной индустрии и разница в количестве ежемесячных и зарегистрированных пользователей SoundCloud (многие пользовались платформой без регистрации).

Безответственное начальство

К тому времени Льюнг и Вальфорс руководили SoundCloud уже семь лет, а в компании работало более 220 человек. Затем Льюнг нанял в качестве директора по развитию бизнеса Джеффа Тойга, бывшего вице-президента мобильного оператора Cricket Wireless и основателя музыкального сервиса Muve.

По рассказам сотрудников, это был ужасный выбор - Тойг заводил в компании любимчиков, фамильярничал с женщинами и однажды даже накричал на работника за то, что тот не использовал в презентации его любимый шрифт.

Джефф Тойг. Фото: Jake Naughton/The New York Times

Поведение Тойга иногда выходило за все допустимые рамки. Однажды во время фотосессии для крупного новостного издания его попросили втянуть живот и выпятить грудь. «То есть мне надо вывалить грудь, как женщины с Мэдисон-авеню?», - переспросил Тойг.

Льюнг и Вальфорс находились в Берлине, поэтому за американское отделение компании отвечал Тойг. Бывшие сотрудники SoundCloud утверждают, что Льюнгу приходилось часто отменять важные бизнес-встречи, потому что думал, что Тойг с ними не справится. Да и сам основатель платформы вел себя странно в такое тяжелое для компании время: он ездил на вручение премии Грэмми, занимался дайвингом с акулами на Багамах и тусовался с диджеем Стивом Аоки на Ибице. Все это он выкладывал в Instagram, чем вызвал негодование у сотрудников.

«Однажды я увидел фото, где Льюнг садится в частный самолет, и подумал: лучше бы он мне зарплату выдал», - признался один из бывших работников.

Такое поведение озадачило и инвесторов. «Он забил себе голову этой чушью и потерял внимание к проекту», - говорили они.

Проблема с правами и селфи Бибера

В конце апреля 2014 года пользователь под именем «Сэр Биззл» (один из псевдонимов Джастина Бибера) выложил на SoundCloud песню We Were Born for This . Она так напоминала творчество Бибера, поэтому слушатели решили, что это действительно новая композиция поп-певца. Трек быстро набрал несколько тысяч прослушиваний, и его начали активно обсуждать в соцсетях. Затем SoundCloud заморозила аккаунт Сэра Биззла, потому что решила, что он пытается прикидываться настоящим Бибером.

С помощью онлайн-формы пользователь спросил, можно ли восстановить его трек. Компания отказалась это сделать, отметив, что в его профиле был указан адрес электронной почты, который никак не мог быть настоящим адресом Бибера. В ответ Сэр Биззл прислал селфи - на фотографии был Джастин Бибер, где он передавал привет сотрудникам SoundCloud.

«БОЖЕ МОЙ, Я ТОЛЬКО ЧТО СПАС БИБЕРА!» - написал один из работников платформы своим коллегам после того, как восстановил песню.

Скриншот той самой переписки.

Через три дня лейбл Бибера Island Def Jam Music Group обратился к SoundCloud с просьбой удалить композицию, но узнав, что певец опубликовал ее сам, отозвал требование.

Бывшие сотрудники SoundCloud считают, что этот случай наглядно показал, что платформа упустила все возможности эффективной работы с музыкальной индустрией. Спустя три года после селфи Бибера SoundCloud потеряла свой статус любимой аудиоплатформы и не смогла построить успешный бизнес.

Все хуже и хуже

В ноябре компания все-таки заключила сотрудничество с Warner Music Group - согласно контакту, лейблу полагался определенный доход от рекламы и 3-5% доли компании. 2014 год близился к концу, а SoundCloud все еще не могла подписать лицензионное соглашение с Sony и Universal, и эта задержка дорого ей обошлась. В декабре издание Wall Street Journal сообщило, что компания собирается привлечь $150 миллионов инвестиций, при оценке в $1,2 миллиарда. По словам близких к делу источников, сделка почти удалась, но сорвалась из-за того, что Льюнг и Тойг не смогли подписать контракт с двумя крупными лейблами.

Тем временем лейблы стали сильнее давить на платформу. В мае 2015 Sony треки таких крупных исполнителей, как Adele, Miguel и Passion Pit. В августе британская лицензионная компания Performing Rights Society For Music подала в суд на SoundCloud за невыплату гонораров. По словам сотрудников платформы, это было первое крупное судебное разбирательство, которое напугало руководство.

Основатели SoundCloud зажигают на фестивале . Фото: Facebook: RobotHeart

Все это сказалось на внутренней работе компании. Команде инженеров, которая собиралась нанять новых талантливых сотрудников, сообщили, что этого не позволяет бюджет. Выход некоторых продуктов SoundCloud был отложен, а в некоторых случаях и вовсе отменен. Отсутствие указаний от Вальфорса привело к тому, что некоторые инженеры начали переписывать работу своих коллег на своем любимом языке программирования.

Льюнг же все это время продолжал путешествовать по миру. Он посещал фестивали и даже снялся в

Блокировка соцсети Вконтакте в мае этого года заставила украинцев обратить внимание на западные сервисы стриминга аудио. Не секрет, что многие пользователи использовали российскую соцсеть именно для прослушивания музыки. Но и тут отечественным меломанам не повезло - один из популярных музыкальных сервисов, SoundCloud как раз в этом году столкнулся с финансовыми сложностями. В июле компания провела масштабное сокращение, уволив 40% сотрудников (173 человека) и закрыв офисы в Сан-Франциско и Лондоне. Зарубежные СМИ попытались прояснить ситуацию, сложившуюся в SoundCloud этим летом.

С чего все начиналось

SoundClound был создан как нишевый, специализированный продукт, как и многие другие, в том числе и Facebook. Шведский аудиоинженер Александр Льюнг вместе с сокурсником по Королевскому технологическому институту в Стокгольме создали инструмент для обмена отрывками композиций между музыкантами, пишет BuzzFeed. Разработчики быстро сообразили, что их продукт может стать популярным, и за 400 долларов приобрели домен SoundCloud.com.

Официальный релиз сервиса состоялся в октябре 2008 года. К этому моменту у SoundCloud уже было 20 тысяч пользователей. Все шло успешно. В 2009-м основатели привлекли 3 млн долларов инвестиций от фонда Doughty Hanson Technology Ventures. К маю 2010 года на сервисе зарегистрировались более миллиона пользователей, а в 2013-м их число достигло 40 миллионов. С популярностью проблем не было, они были с монетизацией сервиса. SoundCloud изначально выбрали неверную модель - вместо продажи профессиональных аккаунтов, позволяющих загружать больше композиций, компания стала продавать рекламу. Из-за этого в 2013 году компания понесла убытки в размере 29,2 млн долларов.

Затем на сервис обратили внимание правообладатели песен. Как рассказали BuzzFeed два бывших сотрудника компании, было изъято более половины нелицензированного контента, лейблы также потребовали удалить некоторые ремиксы песен.

В 2013 начался процесс покупки сервиса лейблами Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group, из-за просчетов SoundCloud растянувшийся на два года. Во время него компанию решил купить Twitter, однако в итоге его отпугнула высокая цена - около 2 млрд долларов, проблемы с правообладателями и неясное количество пользователей (многие пользовались сервисом без регистрации). Проблем добавляли и внутренние неурядицы. Например, нанятый Льюнгом директор по развитию Джефф Тойг некорректно вел себя с сотрудницами, заводил фаворитов и выражал недовольство, если в презентациях не использовали его любимый шрифт.

По рассказам сотрудников, основатели в это время тоже не озадачивали себя лишней работой. Льюнг проводил время на Ибице и Багамах и выкладывал фото оттуда в Instagram, что изрядно многих раздражало.

Единственный просвет в деятельности SoundCloud - в начале 2016 года компании удалось спастись от банкротства, собрав 35 млн долларов заемных средств. Немногим позже все же были подписаны контракты с Universal Music Group и Sony. SoundCloud в марте 2016 года даже удалось запустить новый продукт - платный сервис SoundCloud Go, месяц пользования которым стоил 4,99 доллара.

Неверный путь

Успех, видимо, вскружил голову основателям, и они решили, что SoundCloud больше негоже оставаться бесплатным. Решение было загадкой как для сотрудников, так и для музыкантов. Для чего нужна платная подписка на SoundCloud, если уже есть платные сервисы вроде Spotify. SoundCloud изменил вектор развития - программисты компании начали разработку инструментов отслеживания лицензионных прав, платформа отказалась от практики сообществ, где пользователи могли обсуждать творчество музыкантов. Как прокомментировал один из инвесторов компании:

«Никто не заходит на SoundCloud, чтобы послушать коллекцию The Beatles. SoundCloud сделал именно то, чего не хотели его пользователи»

Как считает киевский музыкант Ярослав Марцинковский, SoundCloud располагал удобным интерфейсом и мощным сообществом, однако со временем это стало нормой для подобных ресурсов:

«SoundCloud - один из самых популярных сервисов среди тех, кто пишет или играет электронную музыку. В свое время это был прорывной сервис, позволивший перейти от загрузки миксов на ужасные файлообменники к сервису, которым было бы удобно пользоваться. В какой-то мере он даже заменил популярный тогда, но устаревший MySpace. Удобство - это был главный козырь в рукаве SoundCloud. Ты мог дать линк на свой трек или микс, позволить или запретить его скачивать, прикрепить его в блог. Помимо всего, у SoundCloud была мощная комьюнити. Никому не известный артист мог за день набрать множество прослушиваний только за счет людей, которые мониторили ленту и передавали его трек дальше. Но прошло десять лет, и все невероятные возможности SoundCloud стали нормой для любого другого подобного сервиса. Все меньше людей готовы платить за премиум профили, которые дают сомнительные возможности для молодых музыкантов. Сайт и мобильное приложение также устарел, люди ими пользуются скорее по привычке, чем от восторга»

Такая политика привела к тому, что SoundCloud перестал быть местом, где слушают андеграунд. Как говорит Джейк Уделл, основатель компании TH3RD BRAIN, представляющей музыкантов Gallant и Грейс Вандерволл:

«Когда-то я старался, в первую очередь, выложить музыку именно на SoundCloud и сражался с лейблами. Сейчас о таком не может быть и речи»

По мнению Марцинковского, SoundCloud пошел по неверному пути в еще одном вопросе:

«SoundCloud сделали ужасную ошибку, не развивая социальную составляющую платформы. Профили превратились в отдельные островки, напоминающие скорее личный сайт артиста с возможностью прослушивания музыки, чем социальную сеть, позволяющую получить мощный фидбек от остальных ее участников. Если бы они выбрали другую модель распространения, пошли бы по примеру Behance (сервис для дизайнеров и иллюстраторов, где каждый лайк пользователя отображается в ленте его друзей и таким образом популярные работы быстро распространяются по ленте всех участников), все могло бы быть по-другому»

На данный момент две неназванные компании ведут переговоры о приобретении долей SoundCloud. Однако неизвестно спасет ли компанию успешный исход этих переговоров. Несмотря на то, что доход SoundCloud за последний год удвоился, они молчат о количестве подписчиков, что наталкивает на нехорошие выводы. Судьба компании пока неизвестна. Сейчас SoundCloud намеревается закрыть раунд инвестиций в размере 100 млн долларов и, по словам источников, у них может появиться новый директор.

Почему закрытие SoundCloud - это плохо?

С момента своего создания в 2008 году SoundCloud был общим пространством для представителей разных музыкальных субкультур, пишет The New York Times. Для малоизвестных артистов он был местом, где можно было привлечь аудиторию и лейблы, не выступая на музыкальных телеканалах. Список музыкантов, выбившихся в люди благодаря SoundCloud, обширен. В основном, известные за рубежом артисты - исполнительница R.&B. Kehlani, электронщица Ta-Ha, поп-музыкант Дилан Брэди, рэпер Lil Yachty и многие другие.

SoundCloud позволял музыкантам избавиться от множества процедур, обязательных при сотрудничестве с лейблами. Это привело к тому, что артисты, являющиеся неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры, представлены только в интернете. Более того - недавно Times писали о росте популярности SoundCloud rap, поджанра рэпа, своим появлением обязанного именно SoundCloud.

Таким образом, исчезновение SoundCloud - это нечто большее, чем просто закрытие очередного музыкального сервиса. Это событие может уничтожить целое десятилетие развития музыкальной культуры в интернете, говорит Джейс Клейтон, музыкант и автор книги «Uproot: Путешествие по музыкальной и цифровой культуре XXI века». Клейтон вспоминает о попытке MySpace купить музыкальную платформу imeem в 2009 году. Процесс поглощения 16 миллионов пользователей imeem закончился тем, что все загруженные ими треки были потеряны, в том числе и огромное количество композиций самодеятельной «черной» музыки Чикаго.

Впрочем, украинский музыкант Марцинковский считает, что SoundCloud уже не столь важен для музыкального сообщества:

«Если завтра SoundCloud закроют, быстро появится хорошая альтернатива или все перейдут на сервисы, подобные Bandcamp, который уже популярен в инди-тусовке. В идеальном мире было бы прекрасно, чтобы его выкупил один из лидеров потоковых прослушиваний, например Spotify, интегрировав возможность распространять свою музыку и миксы, просто загрузив их на сервер»

Что точно можно сказать - интернет-культура оказалась довольно хрупкой вещью, привязанной к платформам, благодаря которым она существует. Это касается не столько сообществ, которые могут мигрировать с платформы на платформу, сколько человеческих произведений, которые могут исчезнуть в одно мгновение.

Лев Шевченко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .




Top