Современные художники карикатуристы. Самые известные карикатуры жана эффеля

Карикатура представляет собой рисунок реального человека, который искажает или преувеличивает некоторые черты, но сохраняет сходство. Другими словами карикатура – утрированная форма портретного искусства.

Гротеск

Гротеск – термин в искусстве портретной живописи, где лицо искажается в уродливую форму. Одним из лучших примеров работ в этом стиле является серия «гротескные головы» Леонардо да Винчи. В то время художник вряд ли рисовал с юмором – просто попытался передать крайне неприятную форму лица. В 18 веке гротескные рисунки были переименованы в карикатуры. На практике гротескным искусством занимались И. Босх и П. Брейгель Старший.

Шарж

Шаржи впервые стали популярным жанром изобразительного искусства в 16-17 веках. Рисунки создавались сатириками, чтобы высмеивать общественных деятелей и политиков — это работы с нравственным значением. Они по-прежнему остаются популярными сегодня, и используются в журналах и газетах, чтобы подшучивать над кинозвездами, политиками и другими знаменитостями.

Мифологическая живопись

Единственное, что изменилось – это художественные инструменты и материалы. Изначально карикатуристы делали рисунки углем, карандашом или пером при помощи чернил. Сегодня художник имеет доступ к графическим программам в ПК.

Карикатуристы обладали значительной властью над общественным мнением, благодаря доступности информации даже для неграмотных людей. Одними из самых известных примеров графики в таком стиле являются сатирические офорты Наполеона Бонапарта от британского художника Джеймса Гилрея. Он изобразил французского императора коротышкой в огромной шляпе. В результате до сегодняшнего дня эта тема интересует публику.

Шаржи являются популистской формой искусства. Это талантливые фигуративные рисунки, более действенные и эффектные, чем большинство портретов.

Классификация

В живописи современности карикатура представлена в виде юмористического или сатирического рисунка на социальные, личные, бытовые, политические темы или в виде иллюстрации к анекдотам.

Жанр Ню в живописи

Художники выполняют цветные или монохромные рисунки:

  • линиями и контурами,
  • штрихами.

Этот жанр делят на юмористические, сатирические изображения и станковую карикатуру с философским подтекстом. Работы карикатуристов можно видеть не только в живописи, но и в любой полиграфической продукции в технике:

  • графики,
  • коллажей,
  • иллюстрациях,
  • фотографиях,
  • плакатах,
  • рекламе,
  • монтаже,
  • инсталляциях,
  • анимации,
  • архитектуре,
  • перформансе.

Разница между карикатурой и комиксом

Комиксы и лубок — это образы вымышленных персонажей. Впервые рассказы в картинках в этом стиле были опубликованы в 19 веке швейцарским писателем и художником Тепфером в попытке создать новый способ передачи литературного произведения. Его концепция была предвестником появления анимационного искусства и современных комиксов.

Первые связанные истории в живописи были предназначены для публикации в ежедневных газетах, поэтому быстро набросаны и не отличаются талантливостью.

Портрет в живописи

В противоположность этому карикатуры и сатирические шаржи являются очень кропотливой работой – вручную подбирались и печатались цвета в глянцевых изданиях.

Даже сегодня эта дифференциация остается. Цветная карикатура, используемая для иллюстрации статей журнала или газеты, отличается более высоким художественным качеством, чем комический эскиз.
С появлением компьютерной техники, карикатуристы расширили жанр, создавая сложные, комические и мультипликационные изображения, особенно в области фантастики.


Карикатурист – это художник, соблюдающий грань между оскорблением и остротой, хороший портретист, с тонким чутьем иронии в восприятии деталей, и психолог, улавливающий злободневные моменты происходящие в жизни. А сама карикатура всегда была грозным оружием против обидчиков, врагов и власть имущих. Диктаторы и правящая верхушка всех эпох и народов уничтожали насмешников, отправляя на съедение тиграм, на эшафот, в лагеря. Но, несмотря на такие гонения, искоренить карикатуру не удалось ни одной власти.

Карикатура своими конями уходит далеко в прошлое. Но в разряд искусства этот жанр перешел во времена Леонардо да Винчи. В XVIII-XIX веке карикатура стала основательно «подогревать» отношения народа с сильными мира сего. А начиная с ХХ века – это важное политическое оружие, наносящее вред авторитету стран и политических деятелей. Поэтому художники-карикатуристы любимы и почитаемы народом в такой же степени, как и ненавистны для власти.


Исключением не стал и знаменитый российский художник Денис Лопатин (1977), вошедший в число ста лучших карикатуристов мира.
Денис является дипломантом многих международных форумов, лауреатом номинации «почётного упоминания» португальского конкурса «World Press Cartoon» (2011), самого престижного в мире форума профессиональных мастеров шаржа и карикатуры. До этих пор ни один русский художник, работающий в этом жанре, не удостаивался такой почетной премии.
В том же году Денис Лопатин взял участие во всемирном конкурсе профессиональных карикатуристов-шаржистов в соцсети Фейсбук и завоевал Гран-при.


Денис родился и учился в Минске, живет и работает на Камчатке, чему власти края не очень то рады. Так как, будучи периодически гоним «сильными» мира сего, он создает массу проблем для чиновников и судебных структур Камчатского края. Мастер сатирического жанра на своем счету имеет четыре повестки в суд, неоднократные запреты и порицания. За крамольные карикатуры и шаржи в 2005 году губернатор Камчатки наложил запрет на персональную выставку художника под названием "Гримасы власти". И этот факт карикатурист считает высшей наградой за свое творчество - зацепило.



Денис обладает поразительным талантом портретиста, блестяще владеет оружием сатиры и юмора, мастерски используя при этом как добрую так и злую иронию. Его шаржи и карикатуры, направленные на публичных людей, узнаваемых всеми, вызывают неподдельную улыбку, иронию или сарказм. В этом можно убедиться, досмотрев этот обзор до конца.








Title="«Надежда Савченко».
Карикатуры и шаржи от художника Дениса Лопатина" border="0" vspace="5">


«Надежда Савченко».














actor shirvindt











Владимир Георгиевич Мочалов. (род. 21 мая 1948 год, Москва, СССР) - советский и российский карикатурист, график, живописец, автор портретной карикатуры и реалистических портретов.

Его считают одним из самых талантливых продолжателей традиций таких выдающихся мастеров, как Кукрыниксы, Б.Ефимов, Л. Сойфертис, К. Ротов, И. Семенов, В.Горяев, Е.Шукаев. Художнику принадлежат более 10 тысяч виртуозно исполненных шаржей и карикатур, рисунков и иллюстраций, отмеченных престижными премиями на российских и международных выставках, конкурсах, биеннале.

В своей портретной галерее Владимир Мочалов изображает известных политиков, деятелей искусства, культуры и спорта, которых увидел сквозь призму иронии и гротеска. Он метко передает свойственную персонажу ухмылку, характерный жест, взгляд. Работая не «на заказ», художник пишет не глянцево-парадные, а остро характерные, подчас язвительные, разоблачающие портреты.

«Политический шарж - это те же маски, та же буффонада, клоунада, это тоже карикатура. Изобразительная карикатура - это одна из граней нашего сатирического отношения к тому или иному политику. Политики всегда хотят сохранить свое лицо. Они создают себе имидж, преумножают свой образ всеми доступными и недоступными средствами. Выходят на публику и всячески изображают правдивого политика. А задача карикатуриста, на мой взгляд, рассмотреть в его биографии, в его поступках, в действиях вещи, которые не соответствуют тому образу, который он создает, и своими художественными средствами, приемами, карандашом или пером показать, обнажить, раскрыть его содержание», - говорит художник.

В. Г. Мочалов родился в 1948 году, в Москве. Окончил Московский полиграфический институт. Около 20 лет был главным художником журнала «Крокодил». Его острые карикатуры регулярно публиковались в сатирических изданиях более тридцати стран: России, Бельгии, США, Японии, Турции, Франции и других странах.

В. Мочалов - обладатель Гран-при на Международной выставке карикатуры в Сент-Эстеве (Франция, 2000 г.), Первой премии на Международном конкурсе карикатуры в Сургуте (Россия, 2004 г.), специального приза и диплома на Первом Московском Международном фестивале «Традиция и современность» (Москва, 2007 г.), медали «Достойному» Российской академии художеств и других наград.

В 1997 году Владимир Мочалов установил мировой рекорд по рисованию карикатур. Газета «Комсомольская правда» зафиксировала, что за один час Владимир Мочалов нарисовал 111 шаржей с портретным сходством.

В 2004 году В. Мочалов неожиданно для многих выставил около 300 живописных работ: портреты, пейзажи, натюрморты. На его полотнах - мировая история ХХ века, прежде всего - России. Художник переписал маслом свои самые знаменитые карандашные портреты.

В.Мочалов иллюстрировал повести в журналах «Юность» и «Сельская молодежь», книги, в числе которых «Питер Пэн», рассказы А. Аверченко, Г. Остера и других писателей.

Самые значительные, самые яркие портреты запечатлели людей незаурядных, но достаточно нам знакомых. Художник открыл в них что-то незамеченное нами прежде, но очень важное для характеристики личности персонажа. Большинство портретов передает не столько сиюминутное настроение, сколько характер персонажа, его нрав, подчас скрываемый от окружающих. Ему все равно, в какой области добился признания человек, чей портрет он пишет, главное, чтобы он был Личностью. Точный, крепкий рисунок, определяющий безусловное портретное сходство с моделью, острая ирония высококлассного шаржиста позволяют создать гротескные и в то же время психологически убедительные портреты.

Художник рисует не только своих современников, но и исторических деятелей, так или иначе повлиявших на судьбу нашей страны. Творчество Владимира Мочалова, современное, живое, самобытное, способно заставить нас по–новому взглянуть на мир и действующих в нем лиц.

Персональный сайт Владимира Мочалова http://www.motchalov.ru//
Официальный сайт Владимира Мочалова http://vladimirmotchalov.com/

Выдающийся художник, карикатурист и общественный деятель Жан Эффель скончался более 30 лет назад, 16 октября 1982 года, а его работы до сих пор остаются актуальны. Творцу удавалось создавать невероятные шедевры с лаконичными сюжетами. За кажущейся простотой таился глубокий смысл, мимо художника не проходило ни одно общественное событие - каждую мелочь он умело воплощал в рисунке, вызывая у людей улыбку и позитивное отношение к происходящему.

Жан родился в 1908 году в Париже и, не смотря на пожелания отца, который видел сына коммерсантом и своим преемником, Франсуа Лежен (настоящее имя Эффеля) все же стал художником. Он жил в богемном районе столицы Франции, снимая небольшую комнатушку пополам с таким же бедным художником, как и он сам. В те времена он и решил взять себе псевдоним, ведь тогда это было модно. Инициалы Ф и Л в едином прочтении «сделали» фамилию «Эффель», а именем было выбрано самое короткое и распространенное имя в стране.

Так появился Жан Эффель.

Примерно в то же время он встретил свою жену по имени Маргарита и в качестве признания в вечной любви он пообещал ей, что на каждом его рисунке будет красоваться маргаритка в честь нее. Эффель стал делать свою подпись одним росчерком по кругу, выводя цветочек из букв. Художник придумал, таким образом, сделать свое имя своеобразным логотипом. Естественно, такое пылкое признание пленило сердце девушки, и она вышла замуж за талантливого Эффеля. Всю жизнь они прожили в любви и согласии, и каждый рисунок художника неизменно был снабжен отличительной маргариткой….

Карикатуры Эффеля пронизаны позитивом. Все герои просты и лаконичны, выполнены в неповторимой манере линейного рисунка. Простые силуэты и линии, головы и лица всегда однотипны. Но примечательно то, что каждый элемент будто наделен душой. Жан Эффель почти не изображал злых персонажей, даже Люцифер в его книге «Сотворение мира» выглядит просто расшалившимся пакостником.

В память об одном из величайших карикатуристов Европы мы решили вспомнить его самые известные работы.

«Сотворение мира» является самой известной серией карикатур Эффеля. Они были выпущены единой книгой. В шуточной манере нарисованы главные библейские персонажи, изображено собственное видение художника на задумку и сотворение Вселенной. Господу помогают ангелы и он вместе с ними мастерит будущий мир и человека. Книга была выпущена во многих странах, по ее мотивам были сделаны спектакли, созданы оперетты.

«Простачок» — серия иллюстраций о жизни простого человека, беззлобного и простодушного. Никакие невзгоды не страшны герою, который умеет найти выход из любой ситуации. Там, где другой поддался бы гневу, этот персонаж не унывает.

«Чудный ребенок» — серия карикатур о милом сорванце, который не мыслит своей жизни без мелких шалостей. Часто взрослые не обращают на него внимания, а он... просто творит свой собственный мир!

Небольшие карикатуры и комиксы о животных не раз становились темой для рисунков Эффеля. Ему нравилось присваивать различным зверькам человеческие черты и высказывания. Художник не обошел своим вниманием ни одну особь на земле. Даже улитки и устрицы — и те есть в его карикатурах.

Общественная и национальная тематика стала лейтмотивом творчества Жана Эффеля во время деятельности в движении Сопротивления. Они издавал газеты во время Второй Мировой Войны, резко осуждал в своих рисунках фашистов. Позже ему не нравилась политика «осовободителей» -американцев, которые считали себя хозяевами всей Европы. Да и в мирное время ни одна общественная проблема не проходила мимо карандаша творца. Его активная жизненная позиция просматривается в каждой жизнерадостной карикатуре.

Рисую шаржи более 20 лет, еще в институте, я, поскольку увлекался карикатурой, то и решил дипломную работу сделать по шаржу. Я сделал несколько шаржей на преподавателей, в частности и на того, кто курировал мою дипломную работу. Шарж произвел на него такое сильное впечатление, что он предложил мне сразу же поискать другого куратора. Так что дипломную работу пришлось делать на другую тему.

Когда рисую шарж расслабляюсь ибо получаю удовольствие от работы. Тот, кто думает угодить клиенту - не шаржист, а портретист. Миссия шаржиста открыт человеку то, о чем в себе он сам не догадывается. Вот тогда будет настоящий восторг.

У меня постоянно спрашивают: - "Как вы угадали?" Ну это даже не профессия, это дар, который позволяет мне видеть каждого человека насквозь, заглядывать под маску, которую он на себя напялил.

Легко перевоплощаюсь, люблю разные костюмы, чувствую себя на работе артистом. Я знаю, что за спиной стоит придирчивый зритель и стараюсь рисовать так, чтобы работа напоминала цирковой номер.

Никогда не гонюсь за количеством, хотя рисую всегда быстро, иначе человек просто устанет ждать и ему будет уже все равно, что вы там нарисуете.

Иногда мне нравится делать гротескные вещи, правда если не всегда человек на них себя узнает, зато всегда бывает весело тем, кто наблюдает за процессом, стоя за спиной шаржиста.

Ведь, что это за шарж, если в нем нет куража? Миссия шаржиста - покуражиться над людьми, подловить их внутреннюю сущность, которую, каждый естественно скрывает.

Хотя этого многие организаторы праздников не понимают и считают, что шаржист не должен смеяться и быть серьезным и не дай бог не обидеть желанного клиента. Впрочем люди собираются на праздники чтобы веселиться, быть серьезными они и на работе смогут.

Женщинам от меня тоже достается, но я считаю, что женщины не должны, все как одна, походить на известных фотомоделей. Дружеский шарж изображает самые характерные черты в человеке, поэтому на рисунке можно увидеть свой реальный облик, а не воображаемый.

Впрочем женщины всегда в первых рядах позировать художнику. Они больше, мужчин озабочены своей внешностью и им всегда интересно, как окружающие воспринимают их облик, особенно художники. И не стоит думать, что комплекс по отношению к своей внешности присутствует у всего женского пола. По своему опыту могу с уверенностью заявить, что им страдают фактически единицы.

В шарже гротеск - это то, что собственно говоря и отличает портрет от шаржа. Можно просто рисовать плохие портреты, как собственно многие и делают и выдавать их за шаржи, но если честно сказать не всегда рука слушается и не всякий рисунок удается как хотелось бы. Хоть мне и редко нравятся мои работы, но тут в общем-то довольно удачно, есть и гротеск и кажется сходство.

Пока гости работали ложками, я зря времени не терял. Нарисовал шарж на себя самого. Это скорее образ, в котором я хотел бы видеть себя, чем реальный портрет.

Праздники очень часто бывают в пивных ресторанах. Только вы не подумайте, что я "того". Нет я не пью, по крайней мере когда работаю, а в пивных ресторанах, вроде Пилзнер, где вобщем-то и был нарисован этот шарж, люди весьма внушительной внешности и объемов, даже гордятся широтой своих фейсов и внушительностью форм своих животов и чем шире ты рисуешь им урыльник тем добрее они становятся от этого.

Чаще всего на свадьбах, гости рисуются парами. Я обычно вначале прошу каждого рассказать немного о себе, а потом делаю небольшой сюжет из того, что мне удается выяснить. Например, мужчина, на этом шарже рассказал, что он любит заниматься йогой и что он хохол. Его жена о себе ничего не сказала. Мне пришла в голову мысль нарисовать его в виде факира, а ее в виде гейши с тарелкой галушек.

Шаржи вместе с животными в последнее время становятся все более популярны, как и вообще шаржи и портреты животных.

Шарж на политика Говорухина я нарисовал карандашом и потом раскрасил в компьютере.

Шарж на английского актера выполнен графитным карандашом.

Карикатура на художников в Ялте. Сделана в 1996 году. Я в то время рисовал шаржи на набережной. На карикатуре изображены художники Саша Клечатый и Кабан.

Эта зарисовка сделана в Анапе в 2000 году. Все тот же Саша Клечатый.




Top