Струлев виолончель. Борислав струлев


Всемирно известный виолончелист Борислав Струлев

Борислав Струлёв – выдающийся русско-американский виолончелист исключительного темперамента и техники, музыкант безудержной энергетики и драйва, один из первых начавший исполнять джаз на виолончели, живет и работает между Нью-Йорком и Москвой. Он универсальный мультистилист, ренессанс-мэн – исполнивший практически весь классический репертуар для виолончели и объездивший с ним все уголки планеты.

Борислав Струлёв – человек в возрасте зрелой молодости. Он живёт в России и США одновременно, и «его родина – говорит он – там, где живут его слушатели». Это музыкант новой формации, рушащий привычные прежние представления об академических исполнителях.

Борислав Струлёв - музыкант невероятно широкого творческого диапазона, простирающегося от классики и современной академической музыки до джаза и crossover. Он открыт к поискам новых форм в музыке и уникальным творческим экспериментам. Российско-американский виолончелист выступает с известнейшими оркестрами и дирижерами мира, играет на одной сцене с такими топ-солистами, как Денис Мацуев, Миша Майский, Алексей Огринчук, Юлиан Рахлин, Леонид Пташка, Максим Могилевский, Бобби МакФеррин, Кэтлин Бэттл и многими зарубежными музыкантами, сотрудничает с Игорем Бутманом, Аркадием Шилклопером, Сергеем Мазаевым, участвует в музыкально-театральных проектах с Евгением Гришковцом, Владиславом Маленко, Евгением Князевым, Элиной Быстрицкой. Он работает с российскими и зарубежными кинокомпозиторами, выступает как продюсер и музыкальный руководитель разных проектов, в том числе концертной серии “Borislav Strulev and Friends"" в Нью-Йорке, шоу «И Бог создал женщину» совместно с Тамарой Гвердцители, программы “Сello Tango” с оркестром «Папоротник» и ряда других.


Виолончель - это не страшно и не скучно

“Универсальный мультистилист”, “ренессанс-мэн”, человек мира с широкой русской душой, - так эксперты пишут о виолончелисте Бориславе Струлеве.
"Он играет так, как будто родился с виолончелью. Звук, построение фраз, характер игры и техника делают его продолжателем русской традиции игры на виолончели.
Посмотрите на этого молодого человека, а что гораздо важнее - послушайте его"
BORISLAV STRULEV AND DENIS MATSUEV

Классическая музыка всегда считалась элитарным искусством, а об исполнителях с консерваторским образованием сложилось мнение как о людях труднодоступных, в определенной степени надменных и чаще всего весьма пресных. К Бориславу Струлеву все это не имеет никакого отношения. Наверное потому, что к своему инструменту у музыканта особенное отношение.
“Для меня виолончель - это не голые ноты, а драма. Крик души, способ выразить мои чувства и средство заставить человека не бояться классики, а получать от нее удовольствие”, - говорит музыкант.

Борислава Струлева нередко именуют “вторым Растроповичем”. А своих учителей в музыке Борислав называет “музыкальными олигархами”, особо отмечая Тихона Хренникова, Мстислава Ростроповича, Йо-Йо-Ма, Марту Истомин-Казальс, Давида Герингаса...

В 15 лет Борислав уже выступал по всей России, сидя с инструментом в составе концертной группы стипендиатов Межрегионального благотворительного фонда “Новые имена”. А в 1992 году юный виолончелист одержал победу во Всероссийском конкурсе молодых артистов в Москве. Американский дирижер, услышавший молодое дарование, предложил сыграть с ним в Большом зале Московской консерватории. После концерта Борислав Струлев получил приглашение великого скрипача Исаака Штерна дебютировать в США, в Кеннеди-центре, затем получил стипендию Манхэттенской консерватории.

С тех пор виолончелист живет в Америке. Там он не только выступает в лучших залах страны, но и является музыкальным директором ежегодного летнего фестиваля "День России" в Нью-Йорке. А еще у него есть своя музыкальная серия “Борислав Струлев и друзья” в рамках “Дня России” в легендарном “BIRLAND”. Там объединяются уникальные личности музыки и кино и создается нечто среднее между салоном и концертной площадкой.
Бабий Яр (Тамара Гвердцители и Борис Струлев

Борислав Струлев завоевал репутацию виолончелиста исключительного темперамента и техники. Его обаяние и невероятный звук завораживают и очаровывают зрителей известнейших сцен мира.


Борислав Струлев выступал с такими оркестрами, как: симфонические оркестры Кёльна, Детройта, Калифорнии, Милуоки, Хельсингборга, Гонолулу, Камерный оркестр «Орфей», Национальный симфонический оркестр Итальянского Радио и Телевидения, NO Tonkunstler Музыкального общества Вены, оркестр «Ла Лагуна» (Тенерифе), оркестр del Principado de Asturias, Симфонический оркестр Norrlands Operan, Оркестр Мариинского театра, Оркестр Московской филармонии, Госоркестр России им. Е.Ф. Светланова, Камерный оркестр «Виртуозы Москвы».

Примечательны его совместные работы со знаменитыми дирижерами: Н. Ярви, К. Ярви, М. Харт-Бедоя, С. Вейгле, Ю. Симоновым, П. Коганом, А. Ведерниковым, М. Паризотто, М. Горенштейном, М.Стерном, Дж. Пехлеваняном, Р. Милановым, А. Витом.

Канадский кинофильм «Турбулентность» Люка Бессона (композитор Симон Клокет), в котором Борислав Струлев исполняет ведущую музыкальную партию, получил три награды за лучшую музыку на Международном фестивале музыки и кино во французском Осере и был номинирован на Приз Академии Канадского Кино (премия Genie) за лучшую музыку из кинофильма.


Борислав записал новый саундтрек того же композитора для французского телеканала TF1 к новой картине «La Taupe» (режиссер Винченцо Марано). В качестве музыкального директора, а также исполнителя участвует в ежегодных Днях России в Нью-Йорке. Принимал участие в VI ежегодном концерте «Russian Rhapsody» в Лондоне. Был специальным гостем на торжестве, посвященном Оскару Петерсону (Карнеги Холл). Принимал участие и курировал серию концертов «Русские воскресенья на улице Y». Начиная с 2007 года сотрудничает с популярной группой «Ума2рман».

Музыкант продюсирует проект «Mythodea: музыка для миссии НАТО - 2001 Марс Одиссея» оскароносного композитора Вангелиса, а также с успехом исполняет его многочисленные виолончельные произведения.
Совсем недавно совместно с композитором Сергеем Дрезниным записал музыку к знаменитому немому фильму «Gardens des Peches» (режиссер Ольга Преображенская, 1927 г.). Музыкант сотрудничает с Тамарой Гвердцители в новом шоу «И Бог создал женщину».

Борислав Струлев является музыкальным директор Концертного зала New Millenium в Нью-Йорке. Создана концертная серия «Борислав Струлев и друзья», которая проходит в Нью – Йорке.

Играет на виолончели итальянского мастера Luigi Piattellini (Florence,1777), предоставленной ему Дмитрием Гиндиным.

У него фантастическая, ошеломляющая, абсолютная техника. Его артистизм широчайшего диапазона, а крайний левый фланг граничит с цирковой музыкальной эксцентрикой

Российский музыкант Борислав Струлев быстро завоевал репутацию виолончелиста исключительного темперамента и техники. Его обаяние и невероятный звук завораживают и очаровывают зрителей наиболее известных сцен мира с тех пор, как в 1993 году состоялся его дебют в Кеннеди Центре.

Творческая биография музыканта включает в себя выступления с такими оркестрами как: Детройтский симфонический оркестр, Калифорнийский симфонический оркестр, симфонический оркестр Милуоки, камерный оркестр "Орфей ", симфонический оркестр Гонолулу, Национальный симфонический оркестр Итальянского Радио и Телевидения, Кёльнский симфонический оркестр, NO Tonkunstler Музыкального общества Вены в Musikverein, Хельсингборгский симфонический оркестр, оркестрЛа Лагуна (Тенерифе), оркестр del Principado de Asturias , симфонический оркестр Norrlands Operan , оркестр Мариинского театра , Виртуозы Москвы , Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова , оркестрМосковской филармонии и многими другими. Примечательны его совместные работы со знаменитыми дирижерами: A. Leaper, Н. Ярви, К. Ярви, М. Харт-Бедоя, С. Вейгле, Ю. Симоновым, П. Коганом, А. Ведерниковым, М. Паризотто, М. Горенштейном, Майклом Стерном, Дж. Пехлеваняном, Р.Милановым, А.Витом.

В качестве солиста Борислав Струлев дебютировал в "Карнеги Холле " в 1999 - играл с легендарным пианистом Байроном Дженисом. Особенно запоминающимися стали его выступления в"Кеннеди Центре" в Вашингтоне, в Kravis Center, Van Wezel Hall, Auditorio de Madrid, Auditorio de Leon, и "Suntory Hall" в Токио.

Как камерный исполнитель, Струлев играл совместно сАлександром Марковичем, Byron Janis, Ильей Итиным, Денисом Мацуевым, Сергеем Ерохиным, Сергеем Дрезниным, Мишей Майским, Torleif Thedeen, Алексеем Огринчуком, Martin Frost, Radovan Vlatkovic, Дмитрием Берлинским, Филиппом Квинтом, Юлианом Рахлиным, Янин Янсен, Lars Anders Tomter и многими другими.

Борислав Струлев играл в Нью-Йорке премьеру "Svyati " для виолончели и камерного хора (композитор Джон Тавенер ) с"Little Orchestra Society" и "Orpheon Chorale ". Вместе с California Symphony исполнил американскую премьеру сюиты для виолончели и струнного оркестра легендарного композитораЛу Харрисона .

Много выступает в России, постоянный участник фестиваля и фестиваля в Иркутске "Звезды на Байкале". Ярким событием стало его исполнение "Svyati Boje" Джона Тавернера во время празднования Дня славянской письменности и культуры в Ханты-Мансийске перед 30 000 зрителей.

Дебютная запись музыканта состоялась на французской фирме"LYRINX " и включает сонаты Шостаковича и Рахманинова . На этом же лейбле вышла его дебютная запись с оркестром - концерт Арво Пярта "Pro et Contra ", концерт Эркки-Свен Туура , а также мировая премьера виолончельного концерта Даниела Шнидера с симфоническим оркестром "Norrlands Symphony Orchestra" под управлением Кристиана Ярви.

В качестве специально приглашенного гостя участвовал в записи двух проектов в стиле кроссовер Этторе Страты : вместе с джазовой скрипачкой Региной Картер - Paganini: "after a dream" (Verve - Universal) ; и со знаменитой меццо-сопрано Денис Грейвс и бразильской джазовой пианисткой Элиане Элиас - проект "Lost Days" (RCA - Red Seal) .

Канадский кинофильм "Турбулентность" Люка Бессона (композитор Симон Клокет), в котором Борислав Струлев исполняет ведущую музыкальную партию, получил три награды за лучшую музыку на Международном фестивале музыки и кино во французском Осере и был номинирован на Приз Академии Канадского Кино (премия "Genie") за лучшую музыку из кинофильма.

Прошлый год отмечен несколькими яркими событиями в творческой жизни музыканта. Он записал новый саундтрек композитора Симона Клокета для французского телеканала TF1 к новой картине "La Taupe" (режиссер Винченсо Марано) . Музыкальный директор концертного зала "New Millennium " в Нью-Йорке. Борислав Струлев является музыкальным директором ежегодного мероприятия "День России " в Нью-Йорке. Принимал участие в 6-м ежегодном концерте "Russian Rhapsody " в Лондоне. Был специальным гостем на Гала-концерте, торжестве, посвященном Оскару Петерсону в Карнеги Холл, выступал в числе таких артистов как Clark Terry, Wynton Marsalis, Dee Dee Bridgewater. Принимал участие и курировал серию концертов "Русские воскресенья на улице Y ". Начиная с 2007 года, сотрудничает с популярной группой "Uma2rmaH"

В настоящее время музыкант продюсирует проект "Mythodea": музыка для миссии НАТО 2001 Марс Одиссея оскароносного композитора Вангелиса , а также с успехом исполняет его многочисленные виолончельные произведения.

Совсем недавно совместно с композитором Сергеем Дрезниным записал музыку к знаменитому немому фильму "Gardens des Peches " (режиссер Ольга Преображенская. 1927 г.). Премьера этого проекта состоится в этом году на телеканале ARTE.

В этом году музыкант начал сотрудничать с Тамарой Гвердцетели в новом шоу "И Бог создал женщину ". Выступления проходят в Московском "Доме Музыки", а также в городах России и в Нью-йоркском "Avery Fisher Hall ". Кроме того, создан творческий союз с Евгением Гришковцом в виде совместных выступлений и музыки для его нового фильма "Сатисфакция ". Борислав Струлев был приглашенным музыкальным гостем на вручение театральной премии "Турандот ". Борислав Струлев выступит в качестве специального гостя с прима-балериной Мариинского театра Дианой Вишневой в Нью-Йорке. Создана концертная серия "Borislav Strulev and Friends"" , которая проходит в Нью-Йорке

Борислав Струлев начал играть на виолончели в возрасте 8 лет, учился в Центральной музыкальной школе в Москве. Он - сын профессиональных музыкантов. В 1992 году стал победителем Всероссийского конкурса молодых артистов в Москве и лауреатом Международного благотворительного фонда Новые Имена. С 1994 года живет в США. Играет на виолончели итальянского мастера Luigi Piattellini, Florence (1777) предоставленной ему Дмитрием Гиндиным. Костюмы для Борислава Струлева разработаны студией моды "LENA VASILYEVA ".

Российско-американский виолончелист Борислав Струлёв быстро завоевал репутацию музыканта исключительного темперамента, сценического обаяния и виртуозной техники. Великий американский пианист Byron Janis сказал о Бориславе Струлёве: «Он играет так, как будто родился с виолончелью. Звук, построение фраз, характер игры и техника делают его продолжателем русской традиции игры на виолончели…»

После дебюта в Kennedy Center (Вашингтон) в 1993, карьера Борислава стала развиваться стремительно. Ценителей музыки знаменитых сцен мира завораживал «…солист с богатым, певучим звуком» - писал музыкальный критик в The New York Times.

В Сarnegie Hall, Alice Tully Hall и David Geffen Hall, Merkin Hall — Lincoln Centre (Нью-Йорк), Kennedy Center (Вашингтон), Orchestra Hall (Чикаго), Kravis Center и Van Wezel Hall (Флорида), Auditorio de Madrid и Auditorio de Leon (Испания), Berliner Philharmonie (Берлин), Kölner Philharmonie (Кёльн), Auditorio de Torino (Италия), Musikverein Wien Golden Hall (Вена), Salle Gaveau (Париж), Suntory Hall (Токио), Концертном зале им. П.И. Чайковского (Москва), Большом и Малом Залах Московской Консерватории, Московском Международном Доме Музыки, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Концертном зале Мариинского театра (Санкт-Петербург), звучала виолончель французского мастера Жан Батист Вийом (фр. Jean-Baptiste Vuillaume) Париж, 1844.

Молодой виолончелист становится востребованным в любом уголке Земного шара. Оркестры, с которыми сотрудничал Борислав Струлёв: Detroit Symphony Orchestra, California Symphony Orchestra, Chicago Sinfonietta, Orpheus Chamber Orchestra, The Milwaukee Symphony Orchestra, The Hawaii Symphony Orchestra, Antalya State Symphony Orchestra, Национальный симфонический оркестр Итальянского Радио и Телевидения (RAI-Radiotelevisione Italiana), Sinfonieorchester Köln, Vienna Tonkünstler музыкального общества Вены, Helsingborgs Symfoniorkeste, Norrlands Operan, del Principado de Asturia, Симфонический оркестр Индии, Симфонический оркестр Большого театра, Симфонический оркестр Мариинского театра, «Виртуозы Москвы», Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова, Академический симфонический Московской филармонии, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, оркестры Южной Америки и Южной Африки и многие другие. Имена дирижеров, с которыми работал Борислав Струлёв - Adrian Leaper, Neeme и Kristjan Järvi, Michael Stern, Miguel Harth-Bedoya, Jose Luis Gomez, George Pehlevanyan, Marco Parisotto, Arjan Tien, Tan Lihua, Irwin Hoffman, Sergiu Comissiona, Zdenek Macal, Rossen Milanov, Paul Freeman, Antony Wit, Sebastian Weigle, Adrian Prabava, Andres Mustonen, Eugene Kohn, Аркадий Лейтуш, Павел Коган, Александр Ведерников, Дмитрий Лисс, Александр Сладковский, Юрий Симонов.

Борислав Струлев известен коллаборациями с такими артистами и коллективами как: Денис Мацуев, Елена Образцова, Ильдар Абдразаков, Элина Быстрицкая, Айдар Гайнуллин, Игорь Бутман, Александр Филиппенко, Евгений Гришковец, Cергей Ерохин, Илья Итин, Миша Майский, Евгений Князев, Сергей Дрезнин, Алексей Огринчук, Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер, 6 Кадров, Сергей Мазаев, Георгий Гаранян, Александр Маркович, Тамара Гвердцители, Анжелика Варум, Игорь Крутой, Дмитрий Берлинский, Леонид Пташка, Максим Могилевский, Диана Вишнева, Ляйсан Утяшева, Юлия Махалина, Ульяна Лопаткина, Marimba+, Uma2rmaH,
Byron Janis, Rohan de Silva, Roger Kellaway, Eldar, Tian Jiang, Per Tengstrand, Matt Herskowitz, Torleif Thedéen, Martin Fröst, Radovan Vlatkovic, Philippe Quint, Jean-Marc Phillips, Julian Rachlin, Richard Hyung-ki Joo, Alexander Markov, Randy Brecker, Lars Anders Tomter, Janine Jansen, Regina Carter, Dorado, Amati & Samson Schmitt, Russell Malone, Franz Hackl, Eddie Daniels, Paquito D’Rivera, Michel Legrand, Roby Lakatos, Janoska Ensemble, Orosz Zoltán, Christian McBride, Marc Johnson, Brian Torff, Lewis Nash, Jonathan Moffett, Joe Cocuzzo, Mia Farrow, Kathleen Battle, Eliane Elias, Denyce Greaves, Sean Lennon, Gene Pritsker, Dave Grusin, Bobby McFerrin, Sweet Plantain Quartet, St.Lawrence String Quartet и другими.

Борислав Струлёв — универсальный мультистилист, ренессанс-мэн – исполнивший практически весь классический репертуар для виолончели и объездивший с ним все уголки планеты – сегодня представляет музыкальному миру свое видение того, что такое сплав классики, crossover, джаза, танго и даже рэпа – стильный, качественный фьюжн, на грани эпатажа. Музыкант открыт к поискам новых форм в музыке и уникальным творческим экспериментам. Один из таких редких проектов - нью-йоркская премьера «Svyati» для виолончели и камерного хора британского композитора Sir John Tavener с Little Orchestra Society и Orpheon Chorale, произведение, исполнение которого позже перед 30-ти тысячной аудиторией, стало ярким событием Дня славянской письменности и культуры в Ханты-Мансийске. С California Symphony исполнил американскую премьеру сюиты для виолончели и струнного оркестра легендарного композитора Lou Harrison.

Борислав успешно работает в кино и на телевидении. Он - постоянный участник музыкальных TV программ, talk shows и концертов на главных телевизионных каналах России: 1-ый, НТВ, ОТР, Россия, ТВЦ, «Культура». Канадский кинофильм «Турбулентность» - “La Turbulence des fluides”- Люка Бессона (композитор Симон Клокет), в котором Борислав Струлев исполняет ведущую музыкальную партию, получил три награды за лучшую музыку на Международном фестивале музыки и кино во французском Осере и был номинирован на Приз Академии Канадского Кино (премия «Genie») за лучшую музыку из кинофильма. Записал новый саундтрек композитора Симона Клокета для французского телеканала TF1 к кинофильму “La Taupe” (режиссёр Винченсо). Совместно с композитором Сергеем Дрезниным записал музыку к знаменитому немому фильму «Gardens des Peches» (режиссер Ольга Преображенская. 1927) для канала ARTE.

Дискография музыканта включает сонаты Шостаковича и Рахманинова на французской фирме LYRINX. На этом же лейбле вышли концерт Arvo Pärt «Pro et Contra», концерт Erkki-SvenTüür, а также мировая премьера виолончельного концерта Daniel Schnyder с симфоническим оркестром Norrlands Symphony Orchestra под управлением Kristjan Järvi. Релиз 2011 – “Cello Lounge” c Gene Pritsker (Borislove & Noizepunk) на Naxos Label. В качестве приглашенного гостя участвовал в записи двух проектов в стиле crossover Ettore Strata: вместе с джазовой скрипачкой Regina Carter – «Paganini: after a dream» (Verve – Universal); и со знаменитой меццо-сопрано, Denyce Greaves и бразильской джазовой пианисткой Eliane Elias – проект «Lost Days» (RCA – Red Seal).

Музыкальные и личные связи с Россией судьбоносны и естественны для Борислава Струлёва. Он родился в Москве в семье профессиональных музыкантов и начал играть на виолончели в возрасте 8 лет. Окончил Центральную музыкальную школу при Государственной Московской консерватории. Бориславу «везло» с учителями. Огромное влияние на становление творческой личности юного музыканта оказал композитор Тихон Николаевич Хренников. В 1992 году Борислав становится победителем Всероссийского конкурса молодых исполнителей Музыкальных Ассамблей в Москве и лауреатом Международного благотворительного фонда «Новые Имена». При поддержке James Wolfensohn , бывшего президента World Bank и, на тот момент, директора Kennedy Centre, великого скрипача Isaac Stern, и пианиста Byron Janis, Борислав Струлев получает сольный концерт в США - дебют в прославленном Центре Джона Ф. Кеннеди в Вашингтоне (1993), а вслед за этим, и приглашение от президента Manhattan School of Music, всемирно известной Marta Casals Istomin, стать стипендиатом признанной консерватории… С 1994 года живет в США. На Западе Борислав участвует в мастер-классах таких великих мастеров, как: Мстислав Ростропович, Yo-Yo-Ma, Lynn Harrell, David Geringas, Steven Isserlis, Philippe Muller, William Pleeth, Marta Casals Istomin, Marion Feldman и Валентин Берлинский из Квартета Бородина.

Наиболее яркие моменты в творчестве Борислава после приезда в США: 1995 - южноамериканский дебют в качестве солиста с Национальным оркестром Колумбии; 1996 – выступление с Национальным оркестром Чили. 1997 - южноафриканский дебют с сольными выступлениями в Кейптауне и Йоханнесбурге. В течение сезонов 1997-98 - первое турне по 10 городам Японии в качестве солиста в JAL Young Artists Series, и признание японской публики после выступления в Suntory Hall в Токио. Фестивали: Ravinia в Чикаго, Reims and Tours во Франции, Verbier и Lausanne в Швейцарии. 1999 – дебютировал с сольным концертом в Carnegie Hall c пианистом Byron Janis с Сонатой Фредерика Шопена. 2001-2002 – сольное турне по Швеции, концерты и мастер-классы во Франции, Испании и Финляндии. Исполнение Концерта ля-минор Сен-Санса с Национальным симфоническим оркестром Итальянского Радио и Телевидения под управлением Маэстро Kristjan Järvi, который транслировался “RAI” по радио и телевидению на всю Европу. Участие в Международном Фестивале Камерной Музыки Umea в Швеции, который транслировался скандинавскими радиостанциями в прямом эфире. Месячное турне по Южной Африке с сольными концертами, и выступление с оркестром в честь празднования 100-ой годовщины Йоханнесбургского Музыкального Общества. Выступление с Кёльнским симфоническим оркестром Радио и Детройтским симфоническим оркестром под управлением Маэстро Neeme Järvi, с Вариациями на тему Рококо П.И. Чайковского и Концертом ля-минор Сен-Сенса. Исполнение Дивертисмента Йозефа Гайдна в Alice Tully Hall Lincoln Center с камерным оркестром «Orpheus».

Исполнение Концерта В. Волтона с симфоническим оркестром NorrlandsOperan в Швеции и Вариации на тему Рококо П.И. Чайковского с оркестром del Principado de Asturias в Овьедо, Испания, под управлением Маэстро Juan Jose Mena, Дон-Кихот Рихарда Штрауса с Национальным симфоническим оркестром Коста-Рики, и Концерт Антонина Дворжака с Национальными оркестрами Колумбии и Панамы.

2008 - на Гала-концерте-торжестве, посвященном Oscar Peterson в Carnegie Hall, как специальный гость Борислав выступал на одной сцене со звёздами американского джаза Clark Terry, Wynton Marsalis, Dee Dee Bridgewater.

Последние пять лет Борислав живёт и работает между Нью-Йорком и Москвой. Это внесло не только интенсивность и напряжённость в его жизнь и карьеру, но и привело к созданию интереснейших творческих проектов: В Нью-Йорке создана концертная серия “Borislav Strulev and Friends». В Москве совместно с Тамарой Гвердцетели было создано новое шоу «И Бог создал женщину», которое с большим успехом прошло на лучших площадках России, СНГ и за рубежом. Заметным явлением в музыкальной жизни Москвы стала программа “Сello Tango” cоркестром «Папоротник», в которой успешно смикширован фолк, рок, поп и джаз. Шоу было с восторгом встречено зрителями «Усадьбы Джаз», крупнейшего российского джазового open-air фестиваля. Появились новые творческие союзы – с Игорем Бутманом, Аркадием Шилклопером, Сергеем Мазаевым, группами Uma2rmaH и Marimba+, Дианой Вишневой, Ляйсан Утяшевой, и оригинальные музыкально-театральные проекты с Евгением Гришковцом, Владиславом Маленко, Евгением Князевым, Элиной Быстрицкой. Борислав активный участник «звёздных» фестивалей «Crescendo» и «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, с которым он часто гастролирует по России.

Известность музыканта открывает удивительные возможности для реализации творческих планов и получения самого высокого признания. Борислав не раз удостаивался чести играть для руководителей стран и звёзд шоу бизнеса: Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Михаила Горбачёва, Michael Bloomberg, Henry Kissinger, Bill Clinton, Silvio Berlusconi, Prince Alexis N. Obolensky Natan Sharansky, Billy Joel, Michel Legrand, Sean Lennon, Lord Lloyd Webber, JAY-Z, U2’s Bono, Wanda Toscanini Horowitz, Leonardo DiCaprio. Выступал на открытии культурной программы экономического форума в Давосе и международного экономического форума в Санкт-Петербурге в присутствии Владимира Путина и глав G8 «большой восьмерки», на The VIth Russian Rhapsody Charity Gala в Лондоне, на Зимней Олимпиаде в Ванкувере представлял Россию в рамках культyрной олимпиады.

Высокий авторитет музыканта, экспериментатора и лидера позволили Бориславу стать Музыкальным директором: Международного музыкального фестиваля »BelgorMusicFest» – «Борислав Струлёв и друзья» , ежегодного мероприяти «День России» в Нью-Йорке, Гильдии финансистов России.

Всемирно известный музыкант, виолончелист Борислав Струлёв факелоносец эстафеты Олимпийского огня - SOCHI2014

«Борислав Струлёв» - становится брендом: «Гостиная Борислава Струлёва» на Радио Россия и в Доме Актёра, концертная серия “Borislav Strulev and Friends» в “Birdland”, легендарном клубе Нью-Йорка“, которая скоро дебютирует в Москве. “Cello Tango” с оркестром Папортник, “БасниCello” в театре на Таганке с Владиславом Маленко.

2014 в Нью-Йорке.

Yamaha

ПРЕССА

Борислав Струлев — волшебный виолончелист.

«Он играет, как если бы был рожден с виолончелью. Его звук, фразировка, стиль и техника исполнения уже сейчас ставят его в ряды традиционных русских виолончелистов. Наблюдайте за этим молодым человеком, и главное — слушайте его».
Байрон Дженис. (американский пианист)

«Создалось ощущение, что Борислав Струлев как-будто вобрал в себя мощь и силу Герберта фон Караяна.»

«Vasterbottens-Kuriren», Швеция

«Байрон Дженис вновь выступил в Карнеги Холл с виолончелистом Бориславом Струлевым, в зале был аншлаг, их приветствовали тепло и душевно»
Нью-Йорк Пост

«Борислав Струлев — это феномен, способный игрой на виолончели достичь необыкновенных высот.»

Vasterbottens-Kuriren, Швеция.

«Грандиозная сила звука напомнила потрясающую интерпретацию этого произведения в исполнении Йо-Йо Ма».

Vasterbottens Folkband, Швеция

«Наконец, согласованность звучания с инструментами оркестра была достигнута, и виолончелист с уверенной и чистой интонацией позволил музыке течь плавно и игриво».

Kölnische Rundschau, Германия

«Однако, впечатлила не только красота его исполнения, но и индивидуальность, с помощью которой он создал поле напряжения между стилизацией в Рококо и глубоко эмоциональным образом».

Kölner Stadt Anzeiger, Германия

«Молодой русский виолончелист Борислав Струлев достиг вершин мастерства в исполнении виртуозных и изящных произведений Чайковского. Сила его игры воплотила бесконечность чувств. Струлев играл с точностью и чуткостью, энергией, дерзостью и эффектностью».

Bonner Generalanzeiger, Германия

«Русский исполнитель может гордиться грандиозным, потрясающим звуком с яркими красками и непринужденной силой; во время игры он легко захватывает (поглощает) внимание слушателей».

Сан-Франциско Кроникл

«Борислав Струлев — зрелый артист. Он играет с симфоническим оркестром, имея ясное видение, правильный подход к масштабным произведениям, именно мастерство и харизма позволяют выступать с симфоническим оркестром».

Kaleva, Финляндия..

«Виолончелист Борислав Струлев, играющий богатым, певучим звуком, воплощал прекрасный мелодизм».

Нью-Йорк Таймс

«Кульминацией концерта была Соната Соль-минор для виолончели в исполнении Борислава Струлева. У 23-летнего виолончелиста из России крепкий звук и уверенная техника».

Чикаго Трибьюн

«Трактовка виолончелиста была масштабной. В лирической части он отклонялся назад с закрытыми глазами; в быстрых казалось, что он взлетает с кресла. Динамический диапазон его исполнения был широк — от шепота до крика. Там, где было фортиссимо, господин Струлев с катастрофической силой терзал свою виолончель, чудом выжившую после такого исполнения».

Kaleva, Финляндия

«Борислав Струлев продемонстрировал одухотворенную выразительность исполнения, но он способен вызвать неистовство бури, попав в психологический эпицентр».

El Diario Vasco, Испания

«Он рождает божественно красивый звук».

Дэйли Ньюс, Япония

«Вариациии на тему рококо» исполнял весьма молодой виолончелист Борислав Струлев. Звучание его было прекрасным и объемным, казалось, оно само заполнило зал. А диалог с флейтистом был изысканно совершенным».
American Record Guide, США

«Он вселил душу в свою виолончель, с грацией, силой и даже чувством страдания……….»
Le Maurienne, Франция

« Вот это ощущения! Вот это экспрессия! Нет слов, чтобы выразить, что значит слушать этот невероятный талант — он музыкальный гений!!! »

El Norte, Мексика

«… и виолончелист Борислав Струлев, он вероятно черпает силу у Бога.»

Ассошиэйтед Пресс, США

«Стилистически у Борислава свои особенные отношения с инструментом, он заявил о себе смело и решительно в музыкальной среде».

Вэрайети, США

«В слиянии тела, души и инструмента он пробуждает полную эмоциональную силу музыкального произведения».

Honolulu Star Bulletin, США, Гавайи

«Под убедительным смычком Струлева виолончель приобретает свою индивидуальность и звучит как глубокий человеческий голос, уверенно поющий в каждом регистре».

Cape Times, ЮАР

«Его игра наполнена объемным, теплым звуком…. богатым и элегантным.»

Чикаго Трибьюн.

«Единственный виолончелист в мире, кто может петь на своем инструменте как Паваротти»

Белгородские новости

«Борислав Струлев уникальный экстравертный виолончелист с характером и темпераментом похожим на актеров Orson Welles и Jack Black.»

THE WALL STREET JOURNAL

By Will Friedwald

«Борислав Струлев уникальный экстравертный виолончелист как Orson Welles и Jack Black.»

— THE WALL STREET JOURNAL —

Борислав Струлев стал Общественным послом XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который пройдет 14-22 октября 2017 года в Сочи.

Борислав Струлев — музыкальный директор фестиваля

VI Музыкальный Международный фестиваль «BelgorodMusicFest» – «Борислав Струлёв и друзья » — официальный участник Культурной Олимпиады «Сочи 2014»

«Он может гордиться потрясающим, всеобъемлющим звуком, полным ярких красок и естественной силы…»

The San Francisco Chronicle

«…Критики называют его солистом с богатым, певучим звуком” — The New York Times

«Ощущение было, что игра Бориславa Струлевa напомнила мощь и силу трактовки великого Герберт фон Караяна.»

Vasterbottens-Kuriren, Sweden

«Он играет так, как будто родился с виолончелью. Звук, построение фраз, характер игры и техника делают его продолжателем русской традиции игры на виолончели. Посмотрите на этого молодого человека, а что гораздо важнее послушайте его»

Byron Janis

Краткая биография

Борислав Струлёв виолончелист

«… солист с богатым, певучим звуком» - писал музыкальный критик в The New York Times

«Он может гордиться потрясающим, всеобъемлющим звуком, полным ярких красок и естественной силы…». - The San Francisco Chronicle

«Он играет так, как будто родился с виолончелью» "Звук, построение фраз, характер игры и техника делают его продолжателем русской традиции игры на виолончели. Посмотрите на этого молодого человека, а что гораздо важнее послушайте его". - Байрон Дженис

Борислав Струлёв – выдающийся виолончелист исключительного темперамента и техники, музыкант безудержной энергетики и драйва, один из первых начавший исполнять джаз на виолончели, живёт и работает между Нью-Йорком и Москвой. В качестве солиста дебютировал в Карнеги Холле в 1999 году - играл с легендарным пианистом Байроном Дженисом а так же был специальным гостем на торжестве, посвященном Оскару Петерсону (Карнеги Холл).Участвовал в записи саундтреков к фильму «Турбулентность» («La Turbulence des fluides») Люка Бессона.

В Сarnegie Hall, Alice Tully Hall и Avery Fisher Hall Lincoln Center (Нью-Йорк), Kennedy Center (Вашингтон), Orchestra Hall (Чикаго), Kravis Centre и Van Wezel Hall (Флорида), Auditorio de Madrid и Auditorio de Leon (Испания), Berliner Philharmonie (Берлин), Kölner Philharmonie (Кёльн), Auditorio de Torino (Италия), Musikverein Wien Golden Hall (Вена), Salle Gaveau (Париж), Suntory Hall (Токио), Концертном зале им. П.И. Чайковского (Москва), Большом и Малом Залах Московской Консерватории, Московском Международном Доме Музыки, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Концертном зале Мариинского театра (Санкт-Петербург), звучала виолончель французского мастера Жан Батист Вийом (фр. Jean-Baptiste Vuillaume) Париж, 1844.

Борислав Струлёв - универсальный мультистилист, ренессанс-мэн – исполнивший практически весь классический репертуар для виолончели и объездивший с ним все уголки планеты – сегодня представляет музыкальному миру свое видение того, что такое сплав классики, crossover, джаза, танго и даже рэпа – стильный, качественный фьюжн, на грани эпатажа.

Российско-американский виолончелист сотрудничает с известнейшими оркестрами, дирижерами и солистами, работает в области киномузыки, выступает как продюсер и музыкальный руководитель разных проектов.

Оркестры, с которыми сотрудничал Борислав Струлёв: Detroit Symphony Orchestra, California Symphony Orchestra, Chicago Sinfonietta, Orpheus Chamber Orchestra, The Milwaukee Symphony Orchestra, The Hawaii Symphony Orchestra, Antalya State Symphony Orchestra, Национальный симфонический оркестр Итальянского Радио и Телевидения (RAI-Radiotelevisione Italiana), Sinfonieorchester Köln, Vienna Tonkünstler музыкального общества Вены, Helsingborgs Symfoniorkeste, Norrlands Operan, del Principado de Asturia, Симфонический оркестр Индии, Симфонический оркестр Большого театра, Симфонический оркестр Мариинского театра, «Виртуозы Москвы», Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова, Академический симфонический Московской филармонии, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, оркестры Южной Америки и Южной Африки и многие другие. Имена дирижеров, с которыми работал Борислав Струлёв - Adrian Leaper, Neeme и Kristjan Järvi, Michael Stern, Miguel Harth-Bedoya, George Pehlevanyan, Marco Parisotto, Arjan Tien, Tan Lihua, Irwin Hoffman, Sergiu Comissiona, Zdenek Macal, Rossen Milanov, Paul Freeman, Antony Wit, Sebastian Weigle, Andres Mustonen, Adrian Prabava, Eugene Kohn, Аркадий Лейтуш, Павел Коган, Александр Ведерников, Дмитрий Лисс, Александр Сладковский, Юрий Симонов.

Высокий авторитет музыканта, экспериментатора и лидера позволили Бориславу стать Музыкальным директором: ежегодного мероприятия «День России» в Нью-Йорке, Гильдии финансистов России, Международного музыкального фестиваля «BelgorodMusicFest» – «Борислав Струлёв и друзья»

Всемирно известный музыкант, виолончелист Борислав Струлёв факелоносец эстафеты Олимпийского огня - SOCHI2014.

Борислав Струлев известен коллаборациями с такими артистами и коллективами как: Денис Мацуев, Елена Образцова, Ильдар Абдразаков, Элина Быстрицкая, Айдар Гайнуллин, Игорь Бутман, Евгений Гришковец, Александр Филиппенко, Cергей Ерохин, Илья Итин, Александр Маркович, Миша Майский, Евгений Князев, Сергей Дрезнин, Алексей Огринчук, Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер, 6 Кадров, Сергей Мазаев, Евгений Маргулис, Андрей Макаревич, Тамара Гвердцители, Дмитрий Берлинский, Леонид Пташка, Георгий Гаранян, Максим Могилевский, Диана Вишнева, Ляйсан Утяшева, Юлия Махалина, Marimba+, Uma2rmaH, Byron Janis, Rohan de Silva, Roger Kellaway, Tian Jiang, Per Tengstrand, Matt Herskowitz, Torleif Thedéen, Martin Fröst, Radovan Vlatkovic, Philippe Quint, Jean-Marc Phillips, Julian Rachlin, Randy Brecker, Lars Anders Tomter, Janine Jansen, Regina Carter, Dorado, Amati & Samson Schmitt, Russell Malone, Franz Hackl, Eddie Daniels, Paquito D’Rivera, Michel Legrand, Roby Lakatos, Christian McBride, Marc Johnson, Brian Torff, Lewis Nash, Jonathan Moffett, Joe Cocuzzo, Mia Farrow, Kathleen Battle, Eliane Elias, Denyce Greaves, Sean Lennon, Gene Pritsker, Dave Grusin, Bobby McFerrin, Sweet Plantain Quartet, St. Lawrence String Quartet и другими.

Борислав Струлев был номинантом на премию «Человек года русскоязычной Америки» 2014 в Нью-Йорке.

Борислав Струлев является артистом Yamaha , играет на электровиолончели SVC 110SK.

WWW.BORISLAVSTRULEV.COM

Борислав Борисович Струлёв (род. 21 августа 1976, Москва) - виолончелист исключительного темперамента и техники, один из первых начавший исполнять джаз на виолончели. В 1992 году стал победителем Всероссийского конкурса молодых артистов в Москве и лауреатом Международного благотворительного фонда Новые Имена. Борислав играет на виолончели французского мастера Жан Батист Вийом (фр. Jean-Baptiste Vuillaume) Париж, 1844.

Живёт и работает между Нью-Йорком и Москвой, в качестве солиста дебютировал в Карнеги-холле в 1999 году.

Биография

Борислав Борисович Струлёв родился в 1976 году в семье профессиональных музыкантов. Отец - певец и хоровой дирижёр, работал в Московском государственном академическом камерном хоре, мать, Марина Владимировна Струлёва - пианистка, с 16 лет начала работать в Училище имени Гнессиных, аккомпанировала много лет, после чего концертировала с сыном Бориславом Струлёвым.

Борислав Струлёв начал обучаться игре на виолончели в 1984 в возрасте 8 лет у педагога Журавлевой Марии Юрьевны, впоследствии поступив в Центральную музыкальную школу.

Выступать на публике Борислав начал после знакомства с Тихоном Николаевичем Хренниковым.

После выступления в Большом зале Московской консерватории в 1992 получил приглашение в США, на дебют в Кеннеди-центре, от Джеймса Вулфенсона и Байрона Джениса. После встречи и прослушивания Мартиной Истомин-Казальс поступает в Манхэттенскую музыкальную школу, получив полную стипендию на обучение.

Стал широко известен после дебюта в Карнеги-холле в 1999 году, где играл совместно с Байроном Дженисом.

Творчество

Оркестры

Борислав Струлёв выступал с такими оркестрами как: Детройтский симфонический оркестр, Калифорнийский симфонический оркестр, симфонический оркестр Милуоки, камерный оркестр "Орфей", симфонический оркестр Гонолулу, Национальный симфонический оркестр Итальянского радио, Кёльнский симфонический оркестр, Хельсингборгский симфонический оркестр, оркестр La Laguna, оркестр del Principado de Asturias, симфонический оркестр Norrlands Operan, симфонический оркестр Мариинского театра, Виртуозы Москвы, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова, академический симфонический оркестр Московской филармонии.

Дирижёры

Очень примечательны совместные работы Борислава со знаменитыми дирижёрами: A. Leaper, Н. Ярви, К. Ярви, М. Харт-Бедойя, С. Вейгле, Ю. Симоновым, П. Коганом, А. Ведерниковым, М. Паризотто, М. Горенштейном, Майклом Стерном, Дж. Пехлеваняном, Р. Милановым и А. Витом.

Дискография

  • «Cello Show»
  • BORISLAV STRULEV & «PAPOROTNIK» ORCHESTRA - CELLOTANGO
  • Rachmaninoff: Sonata for cello and piano Op. 19, Vocalise Op. 34 No. 14 (trans. cello and piano)
  • Shostakovich: Sonata for cello and piano Op. 40, Polka from «L’ge d’Or» (trans. cello and piano) - The Age of Gold (ballet suite), Op. 22a
  • CELLO LOUNGE, VOL. 1 - BORISLOVE & NOIZEPUNK, GENE «NOIZEPUNK» PRITSKER, BORISLAV STRULEV
  • REGINA CARTER, PAGANINI: AFTER A DREAM
  • DENYCE GRAVES - THE LOST DAYS: MUSIC IN THE LATIN STYLE
  • ARIELLE DOMBASLE - EXTASE
  • ROGER KELLAWAY: LIVE AT THE JAZZ STANDARD, ALL MY LIFE
  • The Paperboy (Фильм 2012)
  • La Turbulence des fluides (Фильм 2002)
  • La Taupe (Фильм 2007)
  • Цыганки (Телесериал 2009)
  • Letters From the Dead

Борислав Струлёв. Фото – Наталия Тоскина

Когда один из крупнейших музыкантов современности на сцене, инструмент звучит так, как и положено звучать женщине в мужских руках, ибо виолончель – женского рода.

Эмоции и темперамент обоих настолько зашкаливают, что не имеют никакого шанса остаться незамеченными. Накал и страсть его выступлений в состоянии растопить самые холодные сердца.

Музыкант признаётся – то, что он делает с виолончелью, иногда шокирует его самого.

Накануне VII Международного фестиваля BelgorodMusicFest – «Борислав Струлёв и друзья», который пройдёт с 24 февраля по 3 марта, узнаем, как далеко Борислава Струлёва готова завести музыкальная фантазия.

Приливы классики

– Борислав, два года назад во время юбилейного, Пятого фестиваля . Как появилась идея?

– Однажды управляющий комбинатом «КМАруда» Владимир Кантемирович Тамаев после концерта в дружеском разговоре предложил: «А слабо сыграть для шахтёров в шахте?» Я говорю: «Нет».

Проходит время, мне звонят и говорят: «Борислав, приедете?» Как?! Куда?! Что играть?! Подумал… Белгородская область, город Губкин, рудник, 340 метров под землёй. Представил – низкие, как в «Бэтмене», машины-многотонники снуют туда-сюда, шахтёры, и у меня перед глазами всё соединяется в одну зрительную картину: руда – металл, металл – орган, орган – Бах.

Под концертный зал обустроили цех по ремонту машин. Стены отбелили, расставили стулья, столы, чай…

Пришли шахтёры, предполагая, что будет, наверное, звучать что-то из популярного жанра, рассаживаются, а перед ними – я, виолончелист с Бахом… Невероятно рад поддержке митрополита Старооскольского и Белгородского Иоанна, который спустился также вместе со мной и присутствовал во время моего выступления в этом месте.

Надо играть, если идёшь туда, где тебя и данного формата якобы не ждут! Не правда, что люди больше ничего, кроме привычных шлягеров, не понимают. Ростропович садился в вагон к машинисту и ехал туда, куда поезд с пассажирами не ходит, и играл.

Рихтер в Сибири отправился в глухую деревню, куда, кроме как на внедорожнике, не доедешь. Для чего? Чтобы играть народу. И мы обязаны так делать. Как к людям относишься, такую «обратку» и получаешь.

Горняки Баха восприняли легко и прекрасно. Меня снова зовут и ждут уже на новой глубине. Сейчас идёт вырубка породы на другом уровне заложения – буду выступать на глубине 500 метров. У каждого свои рекорды.


«Только музыканты могут себе позволить… быть понятными без слов». Фото – из личного архива

– Это что? Воспитание классикой?

– Повторю, музыка должна идти в народ. Поэтому благодаря новым коммуникационным технологиям – Skype, Instagram, Facebook и так далее, мы должны быть везде – это не скучно.

Когда-то Лист, популяризируя музыку, до и после концертов выходил в зал, чтобы зрителям рассказывать о музыке и о том, как её слушать. Если бы таких, как он, у нас в стране было бы побольше, возможно, классику привили на генетическом уровне, и человеческий слух требовал бы больше Листа, чем шансона.

Знаете, перед одним из концертов в Carnegie Hall я выступал в обычной школе Нью-Йорка. В Америке многие известные музыканты перед концертами на престижной площадке совершают подобные «походы-экскурсии» в школу, чтобы привлечь к серьёзной музыке молодое поколение. Так принято. Это, если хотите, такой правильный пиар-ход.

Я прихожу – Public school, в зале лица представителей всех рас, шум-гам-гул не смолкает ни на минуту. Выхожу на сцену, сажусь за виолончель, объявляю «Рахманинов, Вокализ». Зал замолкает. Гробовая тишина.

У меня 4 минуты. Я должен вложить, влюбить, привлечь внимание неугомонных и поймать «золотую рыбку» на крючок. И я её поймал. Кричали «браво», хлопали, но главное – потом я этих детей вместе с родителями и педагогами видел в Carnegie Hall.

Понимаете, есть очень большие музыканты, личности которых своим именем и звёздностью просто засасывают аудиторию. Но для этого, конечно, нужна финансовая поддержка и, как видите, правильные пиар-ходы.

Мы с моим другом, дирижёром Аркадием Лейтушем, оркестровали сонату Рахманинова и таким образом создали новый Первый Концерт Сергея Васильевича для виолончели с оркестром. Через 100, 200, 300 лет люди будут покупать во всём мире ноты, и играть концерт для виолончели с оркестром.

Надеюсь, в этом году мы представим программу в России. К сожалению, как и прежде, интерес чаще вначале появляется на Западе и только после обкатки программы нас с ней зовут сюда, мол: «О! Это же модно!» Россия всегда переживает приливы и отливы классики. В этом смысле мои шаги – мельницы донкихотовские: они нередко намного важнее работы менеджеров.

Шок – это по-нашему

– Искусство может принадлежать народу?

– Скажите, а садиться, как Ростропович, у Берлинской стены перед тем, как её снесут, и играть Баха, разве это не быть с народом? Только музыканты могут себе позволить выразить своё отношение и быть понятными без слов. Я очень уважаю и ценю любого артиста, который в России с классикой хочет идти в народ: это движение как в пропасть, так и навстречу, потому что не вписывается в формат.

Ведь многие у нас по-прежнему думают: «Классика только для избранных». Когда-то был лом. К примеру, легендарные музыканты выступали летом на фестивале Рихтера в Тарусе при полном зале. Люди ехали на электричках, автобусах, чтобы услышать, например, Хиндемита или Берга.

Заставьте сейчас кого-нибудь купить билеты на Хиндемита или Берга! Он ответит: «Вы что, смеётесь?» Я не могу не вспомнить, как мы с Бэлзой летели из Читы в Магадан рейсом, половина которого – заключённые. И, к моему великому удивлению, они узнавали Святослава Игоревича, потому что смотрели «Музыку в эфире».

– Вот и на боксёрский ринг вышли…

– Концерт на боксёрском ринге – это дань памяти великим, которые до нас это уже делали. Клод Дебюсси! Он играл, а на соседнем ринге проходили бои. Музыкальный импрессионизм. Но, извините, степень самоотдачи в боксе не меньше, чем за виолончелью. За выступление вместе с пóтом и стрессом теряешь несколько килограммов.

Но в отличие от боксёра за моей спиной нет тренера, меня никто не накручивает – соберись с мозгами, держи кисть повыше, бери левее, вибрируй активнее, плечо ниже, фразу ярче… Мой тренер гипотетически – композитор, который умер много лет назад.

Не представляю, как моя мама находила такие слова, чтобы я, ребёнок, в 9 утра где-нибудь в Кемерове выходил с ледяными руками на репетицию в зал, и не боялся, а начинал творить. В такие мгновения всё зависит от того, что скажешь себе. Если «Победитель» – так и будешь на сцене себя вести. Никто даже не догадается, как ты доехал, сколько не спал и что у тебя на душе.

– Но после таких, не принятых в сообществе академического жанра выступлений, наверное, звучит и неодобрительная реакция?

– Знаете, всему своё время. Меня этому жизнь и книги научили. Сначала возникает расхождение во мнениях, вкусах, разная степень одобрения, разность суждения, поднимается шумиха, которая порой перерастает в некую скандальность, а проходит время и бац – гений, и то, что делаешь, признаётся классикой.

Вот пример крайне противоположных оценок – великий Даниил Шафран! В студенческие годы мне говорили: «Ты что так играешь? Это же шафранизм!» Прошло время, мы изменились и что слышим сейчас? – «Это же откровение!» Нет ни одного звука, когда ты не очарован, не окутан божественной краской гения. А раньше называлось «дурновкусием». Таких примеров много. Надеюсь, что к вещам, которыми иногда шокирую и я, со временем придёт другое отношение.

– Неужели ещё осталось, чем шокировать?

– Никогда и никто не играл на виолончели сюиты Баха звуком органа. Бах – органист, писал и мыслил за органом. Благодаря «своим», так скажем, «примочкам» и электровиолончели Yamaha я извлекаю звук органа. Музыка преображается глобально. Уходят, если так можно выразиться, проблемы якобы стилистических прочтений, нивелируется борьба между металлическими и жильными струнами.

Идёт звук органа, но я сижу за виолончелью! Всё! У людей шок! Что это? Люди выходят из зала в мурашках! Они признаются: «Мы никогда такого не слышали». Подобные открытия – таблетка для моего творчества: она даёт возможность утром просыпаться и делать что-то новое.

У Билли Джоэла в гостях

– После 15 лет жизни в Америке вы всё-таки стали чаще бывать в России. Значит, что-то меняется. Недавно Российская национальная музыкальная премия выдвинула вас в номинации «Лучший инструменталист года». На «Золотом граммофоне» вы вручали премию Филиппу Киркорову.

В 2014-м вам доверили почётную миссию – участвовать в торжественной передаче олимпийского огня на Олимпиаде в Сочи. Музыкантам классического жанра всё-таки в стране всё чаще дают зелёный свет?

– Да, никогда не забуду оказанную честь пробежать с олимпийским огнём. Было очень эмоционально. Всё расписано протоколом: взял, зажёг, сказал слова, побежал, прибежал, фотосессия… На мне было восемь одежд. Когда смотрел на себя по телевидению, думал, прямо какой-то медведь бегущий (смеётся)… Но я действительно осознал некую ответственность за сотни судеб, которые начнут бить рекорды: теперь этот факел бережно храню.

– Почему бы не быть похожим на медведя, если нас в мире такими хотят видеть?

– Знаете, никто не запрещал Чайковского, Ойстраха, Ростроповича, Хейфеца… Американцы любят всё русское, так же как русские – американское. Приведу пример. У нас мало знают, что несколько лет назад известное американское издательство выпустило сборник «Билли Джоэл: фортепианные пьесы».

Все фанаты бросились покупать ноты вместе с диском, а на нём – классика, которую он сочинил совместно с моим другом – Ричардом Хьянг-ки Джу, очень популярным комедийным актёром, пианистом, композитором. Как раз одна из пьес – Innamorato – написана Билли и Ричардом для виолончели и фортепиано. Я её с огромным удовольствием играю.

И если вы её услышите, подумаете, что это – Григ или Шопен, а на самом деле звучит Билли Джоэл. Это некая сенсация, которая ещё потрясёт мир. И когда мы с Ричардом впервые пришли к Билли домой, в его невероятные хоромы, меня поразило одно – единственная афиша, которая висела над гигантским роялем Bösendorfer с дополнительной бас-октавой, была на русском языке и подписана Михаилом Горбачёвым.

Это афиша его концертов в Москве. За ужином он не переставал говорить о России. На Западе не хватает ежедневной пропаганды российского искусства. В Нью-Йорке живёт многомиллионная русская аудитория, а Русского дома нет. Хорошо, что он есть, например, в Берлине, но я ратую за «свой» Нью-Йорк – хочу, чтобы на Манхэттене он тоже был.

Что дитя малое

– С инструментом тяжело по свету колесить? Никто не посягал на ценность? Не пытался отнять или изъять?

– Такого не было, но однажды во время поездки на фестиваль на Украину много лет назад я не задекларировал виолончель. У меня был коллекционный инструмент Жан-Батиста Вийома из Госколлекции России. Он был, мягко говоря, в неважном состоянии, но я его чинил, холил, лелеял.

Папа платил ежегодную страховку, а я с концертами ездил по миру, прославляя Россию. И вот заканчивается чудесный фестиваль, мы с моей мамой (пианистка Марина Владимировна Струлёва – Ред.) возвращаемся, проходим паспортный контроль, а мне говорят: «Где ваша декларация на виолончель?» А я о ней даже и не думал – у меня в руках только официальный паспорт на инструмент, который абсолютно не сыграл никакой роли.

Начались непонятные разговоры, меня снимают с рейса, чуть ли не наручники на меня надевают с постановлением о том, что хочу вывезти контрабандой инструмент, принадлежащий Украине. Три дня сижу в аэропорту, оплачиваю штрафы, и никто ничего не может сделать.

Я обращаюсь в консульство России – спасайте «русский» инструмент! На следующий день меня на дипломатической машине привезли к трапу самолёта, и, пока самолёт не взлетел, консул не отходил от трапа ни на шаг. Теперь, куда бы ни приехал, бегу сразу в таможню декларировать виолончель, даже если этого не требуется.

А когда в 2005 году мой друг Денис Мацуев пригласил меня на свой первый фестиваль «Звёзды на Байкале» и я впервые после многих лет жизни в Америке приехал в Россию, вдруг из Госколлекции объявляются люди и говорят: «О, Струлёв приехал! Пока не уехал вновь, надо инструмент конфисковать!» И изымают его накануне выступления. Меня лишают моего голоса.

Звоню Денису – мол, форс-мажор: скажи, что в подъезде сломал руку, выступать не могу… Спас меня современный инструмент русского мастера Николая Стасова. У него оказалась достойная виолончель – победитель конкурса мастеров имени Петра Ильича Чайковского. Я на нём отыграл, а потом купил.

Такими яркими вставками украшают инструменты художники арт-конкурса ARTCELLO. Фото – из личного архива

Не забуду, как позднее, на встрече участников фестиваля Дениса Мацуева «Крещендо», принимая у себя, Владимир Путин мне сказал: «Борислав, никогда не встречал виолончелиста, который играет русскую музыку на современном русском инструменте». С тех пор он звучал на многих сценах мира, удивляя меломанов своим происхождением. Теперь у меня на каждом континенте по виолончели: я научился играть на разных инструментах, как пианист на роялях. Но назревает новое поколение электровиолончели. Инструмент создаётся по моему дизайну – с новыми уникальными возможностями. Мы сейчас над ним работаем.

– С виолончелью, смотрю, как с ребёнком малым?

– Под 10 килограммов веса минимум… Плюс ноты, канифоль, струны. Набегают все 15 кг. Конечно, инструмент никому не доверишь. Только сам знаешь, как с ним обращаться. Он, как лошадь перед стартом – за уздечку подержать никому не дашь: неправильно возьмёт и твой конь не добежит.

И ведёт виолончель себя везде по-разному. Приедешь в Доминиканскую Республику, а там такая влажность, что дерево слезами источает: виолончель плачет, вода из неё вытекает, гриф опускается, пальцам больно. А потом летишь на север Швеции, где в 3 часа ночи солнце слепит.

Не то что кровь, виолончельный звук меняется, за которым ты гонишься, который чувствуешь и который живёт внутри тебя. Звук – единственное, что заставляет меня сидеть часами за инструментом и искать, находить и пытаться как-то прийти к тому, чтобы меня, кроме меня, ещё кто-то услышал.

В мире красок и открытий

– В каких случаях можете отказаться от концерта?

– Есть только один критерий – выступление должно быть интересным. Конечно, бывают туры, давно запланированные концерты, но, если просят выступить на какой-то презентации, а люди стоят спиной, едят и хотят громкой музыки, это не для Борислава.

– Даже если на ней поёт Стинг?

– Помню в Давосе, когда на сцене du Soleil, Super DJ, оперные дивы из Opéra Bastille поют под соло моей виолончели и мишленовские шеф-повара готовят, пока мы играем, а среди публики президенты, бизнесмены, королевские особы с бокалами шампанского слушают, то почему нет? Ведь им это интересно так же, как и нам.

Мною отработан и создан некий формат новых выступлений. В нём сошлись музыканты, мимы, композиторы, певцы с разными тембрами голосов, артисты балета, которые действо превращают не в оперный, а в «концертный театр».

Народ подобного жаждет. Ему надоели псевдосовременные «полуголые» постановочные оперы. Родившись в семье певцов, я не вижу виолончель только в сонатной или концертной формах. Любое произведение для меня мини-опера.

И вроде мы знаем оперы от начала до конца и то, чем они заканчиваются, но народ ходит на них уже сотни лет – плачет в одном и том же месте, страдает из-за предательства, ждёт удара кинжалом в спину, измены, смерти, потому что это в опере обязано быть.

В этом году на моём фестивале мы представим отрывок спектакля, который я неоднократно показывал в Нью-Йорке. В его основе музыка Чайковского для виолончели, скрипки, фортепиано в сопровождении оркестра. Мы реанимируем эпоху и предъявим переписку Петра Ильича и мадам фон Мекк – слёзную и трагичную.

– Почему не есенинская Рязань, не тургеневский Орёл, не вересаевская Тула, а Белгород?

– Это город, где после военных танковых побоищ в колодцах стояла кровь вместо воды. Он полон драматической истории. 7 лет назад, когда впервые оказался в Белгороде с концертом и увидел новое здание филармонии с потрясающими залами, где можно устраивать выставки, мастер-классы, конференции, сразу принял предложение от губернатора области.

– Кого увидит зритель на этот раз?

– За годы фестиваля на Белгородчину приезжали великий Дмитрий Хворостовский, великая Елена Васильевна Образцова, которая спела здесь практически последний свой сольный концерт, всеми любимый Виктор Викторович Третьяков, мощнейшие басы Владимир Маторин и Ильдар Абдразаков…


С Еленой Образцовой на фестивале BelgorodMusicFest. Фото – из личного архива


Top