Судьба евгения базарова. В чем трагедия Базарова? (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Базаров во многом отличен от братьев Кирсановых. Тургенева не могли не привлекать внутренняя независимость героя, по-следовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений. Но многое в нем все же писателя или прямо отталкивало, или внушало серьезные опасе-ния. В этом проявляется не либеральная ограни-ченность Тургенева, а его прозорливость.

Мысль о том, что Базаров — трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева. Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины. Трагизм База-рова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, противопоставить свой ра-зум стихийным и властным законам жизни, неудер-жимой силе чувств и страстей. Не обманывает ли себя Евгений Базаров? Не заблуждается ли он на свой собственный счет?

Базаров — дитя своего времени, тех самых 60-х гг., когда происходила столь острая ломка всей русской жизни. Ломались и люди. То ли они становились жертвами сложившихся обстоятельств, то ли сами себя ломали. Одни стремились стать вровень с новыми настроениями, а другие пытались обогнать свое время. Идея рационализма, немедленной поль-зы, полного разрыва со всем предшествующим опы-том, даже со старой культурой, вообще носилась в воздухе. Но теоретические воззрения героя не вы-держивают проверки жизнью.

Базаров привлек внимание Тургенева как не-заурядная личность, человек яркий, талантливый, обладающий большими возможностями, но не реали-зовавший их.

Среди прототипов Базарова, указанных самим пи-сателем, первое место занимает Добролюбов. Тур-генев по поводу его смерти написал: «Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воз-зрений: человек был даровитый — молодой... Жаль погибшей, напрасно потраченной силы!»

Подумайте, нельзя ли применить эти слова к Базарову? Ведь автор романа не сомневался в та-лантливости, даровитости своего героя, не отрицал его силы — жаль только, что сила эта потрачена была напрасно. По мысли писателя, Базаров был обречен, потому что в гордыне своей вообразил, что может противостоять законам самой жизни, что с помощью естественно-научных знаний может объяс-нить любое явление действительности.

Повторим слова: Базаров не случайное явление, он не выдуман автором. Напротив, есть в нем нечто, напоминающее (по словам самого же Тур-генева) предводителя народного восстания Пугачева. Не случайно на первых же страницах романа вос-произведена впечатляющая картина всеобщего неуст-ройства: имение Павла Кирсанова на грани разо-рения, да и мужицкие деревеньки выглядят весьма и весьма неказисто. Вот на таком фоне и по-является Евгений Базаров как некое воплощение тех неизбежных и, возможно, катастрофических пе-ремен, на пороге которых стоит Россия.

Новое произведение Тургенева вполне можно было воспринимать как роман-предвидение, как преду-преждение об опасности тех тенденций, которые заключены в безграничности базаровского отрица-ния. А Базаров в своем отрицании идет до конца, не боясь самых крайних выводов. Искусство? Праздная забава. Любовь? Физическое влечение. Природа? Ма-стерская — и не больше. И вообще, «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Но исследователи уже обратили внимание на од-ну очень важную особенность взглядов и поведения Базарова. Вселяет подозрение некая преувеличен-ность, сознательная заостренность многих его сужде-ний. Не бравирует ли он, не пытается ли за под-черкнутой резкостью, чуть ли не грубостью, спря-тать от собеседников (да и не от себя ли самого?) то, что он все-таки ощущает в глубине души — власть, силу и могущество искусства, природы, любви?

Оказывается, что духовные порывы, жизнь серд-ца отменить невозможно, как бы ни пытался База-ров сузить, ограничить, исказить свой внутренний мир. Есть у него и глубокие душевные движения, только он сознательно их прячет, точно боится кого-то или самого себя. При прощании с другом он говорит: «Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм,— это значит: рассыропиться».

Достоевский далеко не все принимал в твор-честве Тургенева, но его оценка Базарова была признана самим автором романа «Отцы и дети» наиболее убедительной. Беря под защиту Тургенева от нападок критики, Достоевский в очерках «Зим-ние заметки о летних впечатлениях» писал: «Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тос-кующего Базарова (признак великого сердца), не-смотря на весь его нигилизм».

Итак, беспокойный и тоскующий Базаров, обна-руживающий признаки великого сердца. Это очень отличается от стандартного восприятия тургеневского героя!

Особенно важны в этом отношении последние сцены романа, восхитившие впоследствии Чехова, — болезнь и смерть Базарова. Он писал в 1893 г. одному из своих знакомых: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? ...Это черт знает как сделано. Просто гениально». Материал с сайта

Перед лицом смерти слабыми оказались споры, поддерживавшие некогда базаровскую самоуверен-ность. Медицина и естественные науки обнаружили свое бессилие — отступили, оставив Базарова на-едине с самим собою. И тут, справедливо пишет Ю. В. Лебедев, пришли к герою на помощь силы, «которые он когда-то отрицал, но которые таились в глубине его души. Именно их герой мобилизует на борьбу со смертью, и они восстанавливают цель-ность и стойкость его духа в последнем испыта-нии.

Умирающий Базаров прост и человечен, отпала надобность скрывать свой «романтизм», и вот душа героя освобождается...»

Знаменательно совпадение образа угасающей лам-пады у идеалиста Рудина и сурового рационалиста Базарова. В разговоре с Лежневым Рудин говорит о себе устало и печально: «...все кончено, и масла в лампаде нет, и сама лампада разбита, и вот-вот сейчас докурится фитиль... Смерть, брат, должна примирить, наконец...» И Базаров перед смертью сказал Анне Сергеевне Одинцовой: «Дуньте на уми-рающую лампаду, и пусть она погаснет...»

Казалось бы, произошло нечто неслыханное: «лиш-ний человек» Рудин оказывается предшественником Базарова хотя бы в одном отношении — в воспри-ятии смерти, в осознании вечных законов бытия...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мне жаль базарова
  • почему базаров тоскующий
  • в чем трагедия евгения базарова в роиане отцы и дети
  • в чем трагедия базарова
  • предшественники базарова

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное мастерство, с которым он написан. Тургенев всю свою творческую жизнь провел в поисках "своего" героя. Эти поиски - самое важное, но и самое трудное в работе писателя. И можно признать, что в романе "Отцы и дети" такой герой им был найден. Это никто другой, как Евгений Васильевич Базаров.

Да, это реально фигура колоритная, монументальная. Сам Тургенев признавался, что "при сочинении Базарова... не только не сердился на него, но и чувствовал к нему "влечение*", род недуга". Может показаться странным последнее сочетание: "влечение" и "род недуга". Очевидно, Тургенев понимал, что герой, создаваемый им, полон противоречий. Более того, рискну назвать его трагической фигурой. И трагической не столько потому, что он умирает в конце романа, умирает бессмысленно, нелепо, хотя вообще-то, смерть в столь раннем возрасте вечно нелепа. Трагична фигура Базаров в большей степени из-за его внутренней противоречивости. Вероятно, поэтому смерть Базарова представляется полностью закономерной.

Базаров - сильная личность. Не признавать этого было бы бессмысленно и бесполезно. Он умен, деятелен, чем выгодно отличается как от своих литературных предшественников, так и от героев, с которыми сводит его свобода автора. Сам Базаров заявляет, что он "нигилист", т. е. отрицатель. Отрицает он все: авторитеты, принципы, идеализм, поэзию, музыку и проч. и проч. В своем бесконечном отрицании он изредка доходит до нелепости, абсурда. И может быть, что одна из причин его трагичности как раз в том и состоит, что как он ни отрицает все вышеперечисленное, не считаться с этим, обойтись без этого всего нельзя. Базаров и сам это понимает, что в силу какого-то упрямства не признает очевидного.

Базаров называет любовь, нежность, вообще любые чувства "романтизмом", "вздором", короче говоря, чепухой, которой не следует заниматься здравомыслящим людям, а к подобным он относит и себя. Но говоря так, Базаров не понимает, что обкрадывает себя, лишаясь простых человеческих эмоций. В конце концов, он и сам попадает в разряд глупцов-романтиков, которых так самозабвенно ругает.

Встреча с Одинцовой, с этой умной, красивой женщиной, личностью не менее сильной, чем сам Базаров, показала ему, что, в сущности, и он подвержен "слабостям", т. е. и он способен полюбить. Но более того поняв это, он продолжает ругать себя за такое проявление своей души: "он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем вечно трунил, что возмущало всю его гордость".

Эта раздвоенность, поселившаяся в его душе, а, вернее, сознание того, что и он, оказывается, человек, а не машина, вероятно, и делают Базарова несчастным, а, следовательно, трагическим в наших глазах. В самом деле, видеть, как мучается и страдает человек, вечно больно, но особенно больно видеть, как переживает сильный человек, личность неординарная и заслуживающая счастья.

Итак, мы видим, что Базаров не может примирить в себе зарождающееся чувство и собственную жизненную позицию, отвергающую это чувство.

Базаров одинок. Он одинок изначально, потому как не встретил (да и вряд ли встретит) человека, равного себе. Люди, окружающие его, не могут сравниться с ним.

Аркадия Кирсанова уж конечно нельзя назвать другом ему, да и их приятельские отношения вскоре прекращаются.

Даже в доме своем он одинок. Родители благоговеют перед ним, и в некоторой степени боятся своего ученого сына. Самому Базарову скучно в их обществе. Получается, что и в кругу родных он одинок. Это страшно. Одиночество - самое тяжелое опробование, не все его выдерживают. Конечно, Базаров, как сильный человек, справится с ним, но кто знает, какой ценой ему это удастся.

Разумеется, Тургенев никогда не показывал нам подобного развития событий, но сама логика романа позволяет смекнуть об этом. И выходит, что смерть - наилучший выход из положения. Это отмечал и Писарев Д. И., весьма положительно отозвавшийся на роман в своей статье "Базаров".

Критик оценил значимость этого образа, но и он заметил, что счастливым Базаров быть не сможет, по крайней мере, в данное час. Ему некого любить, у него нет соратников, по-настоящему близких людей. А ведь это делает нашу жизнь прекрасной. Поэтому можно уверенно сообщить, что фигура Базарова - фигура трагическая. И трагизм тот самый содержится прежде всего внутри самого героя. Когда человек не может существовать в ладу с самим собой, когда в нем нет внутренней гармонии, тогда такой человек поистине несчастен и заслуживает жалости. И нам от души жаль Базарова.

Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – так Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.
Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Внешность этого героя в полной мере отражает его происхождение и род занятий, а также, в некоторой мере, и взгляды: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».
Лицо Базарова свидетельствует о его большом уме и недюжинных способностях: «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Главным своим жизненным предназначением Евгений Базаров считает «нигилизм».
Он убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям - нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И - самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также - его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас!»
Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».
Мы видим, что Базаров – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, как с грустью констатирует автор, судьба этого героя трагична – при всем его богатом потенциале Базарова погубила приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющему людей отказаться от истинных ценностей, от всего, что делает возможным жизнь человека на этой земле.



Взаимоотношения героев романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

С. Тургенев – писатель очень интересный и талантливый. Он написал множество романов, повестей. Одним из его самых лучших произведений считается «Отцы и дети». Этот роман необычайно многогранен. Его можно назвать и социальным, и философским, и бытовым, и психологическим. Проблемы, поднятые в романе, настолько глубоки и сложны, что им нельзя подобрать какую-либо одну характеристику.
Основная тема романа Тургенева обозначена уже в самом названии – «Отцы и дети». Автор размышляет над извечной людской проблемой: непонимание друг друга поколений последующих и предыдущих. Прошлому, уходящему поколению, обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена – люди совсем другие, не имеющие в этой жизни таких четких нравственных идеалов. Поколению новому все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда.
В романе уходящее поколение представляют братья Кирсановы – Павел Петрович и Николай Петрович. Ярким представителем новых людей является Евгений Базаров. Автор сталкивает два поколения с самого начала романа, когда Аркадий и Базаров приезжают в имение к Кирсановым. Николай Петрович, отец Аркадия, принимает Евгения Базарова достаточно хорошо. Павел Петрович же сразу начинает испытывать враждебные чувства. Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение.
Павел Петрович Кирсанов
Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Вся его прошлая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Он говорит с Базаровым о необходимости «принсипов», но под этим словом понимает лишь соблюдение внешних приличий и возможность считаться джентльменом. Я считаю Павла Петровича во многом пустым человеком с яркой внешностью. Об этом говорит и описание его комнаты, и то, что за границей символом Родины для него будет служить пепельница в виде лаптя.
Как ни странно звучит эта мысль, но я считаю, что Базаров и Павел Петрович во многом схожи. Базаров имеет такое же пристрастие к внешнему облику. Всем своим видом и поведением он хочет выразить протест миру «отцов». У него длинные волосы, огромные бакенбарды, одет он в какой-то балахон с кистями. Да и его развязные манеры выглядят не очень естественно. Собой он хочет выразить дух нигилизма, нового течения. Нигилист все отрицает, ничего не берет на веру. Базаров презирает искусство, считая это пустым занятием. Смеется над Николаем Петровичем, играющим на виолончели и читающим стихи Пушкина. Сам же Базаров уважает только точные науки, серьезно занимается медициной. Природу считает «не храмом, а мастерской». Он считает, что призвание их поколения – сначала место расчистить, а строить потом будут другие.
Базаров, так же, как и Павел Петрович, впадает в крайность. Можно сказать, что Базаров – это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.
Николай Петрович
Настоящим оппонентом молодого нигилиста, а также выразителем авторской позиции является Николай Петрович Кирсанов. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны для него. То знание жизни, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами. Человек должен его сам почувствовать, выстрадать. Все, что он мог бы сказать о гармонии в жизни, о соединении с природой, о прелести и важности поэзии будут для Базарова только лишь пустым звуком. Так же, как и для Павла Петровича, который слишком много внимания уделял внешнему облику, забывая о душевном.
Фенечка
Фенечка – один из самых светлых образов в романе. Она - крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть признал определенные ее права и не скрывал, что Митя - его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к «тургеневским женщинам».
Одинцова
Но все же женщиной, наиболее затронувшей сердце Базарова, оказалась Анна Сергеевна Одинцова. Весь жизненный путь Базарова – это опровержение его нигилистических идей. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но вот он влюбляется и понимает, что это не так. Автор показывает нам, что Базаров, как пример нового человека, достаточно хорош и может принести много пользы своей стране и науке в целом. Но нельзя быть так однобоко развитым. Мозг не должен существовать отдельно от души. Все внутренние процессы в человеке нельзя определять только по учебнику анатомии. Безусловно, развитие науки необходимо людям, но нельзя отрицать опыт поколений. В жизни всегда должно быть место прекрасному. Об этом и хочет сказать нам автор, когда знакомит Базарова с Одинцовой. Герой влюбляется, и сам опровергает все свои теории. Его убеждения вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его убеждений.
Я считаю, что позиция автора очень разумна. Человечеству необходимо обновляться, но также необходимо и помнить об уроках прошлого. Человек не должен быть развит однобоко. Необходимо тренировать не только мозг, но и душу. Мировоззрение Павла Петровича пустое, несодержательное. Базаров же был чрезвычайно сух, напоминал скорее машину, но не человека. Николай Петрович взирает на этот спор со стороны, так как понимает, что в нем нет едино правых или виноватых. Он, как выразитель авторской позиции, понимает, что нельзя только отрицать и рушить. Основа жизни заключается в созидании и гармонии телесного и духовного. Да, теории Базарова оказались неверными, но и Кирсановы тоже уже отживают свой век. Им на смену придет новое поколение людей сильных и идейных.

В романе “Отцы и дети” образ нового человека Евгения Васильевича Базарова представляется сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным как читателя прошлого века, так и нашего современника.
И. С. Тургенев в самом начале работы над романом не определился в своем отношении к Базарову. С одной стороны, он оценивает героя по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Но, с другой стороны, читатель чувствует, что Базаров чужд автору, непонятен - Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, “загореться” его идеей, но безрезультатно.
Этим вызвано глубокое одиночество Базарова. Он недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, “настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушать или ненавидеть”. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственный, кто решается противостоять этому бурному натиску, - Павел Петрович Кирсанов. В своих спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает свои исторические корни, духовные ценности, жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему силы в “схватке” с противником, который может противопоставить ему только свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров неправ, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.
Всякие убеждения нуждаются в проверке, и Тургенев вводит в жизнь своего героя испытание любовью.
Автор все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Он испытал то самое чувство, над которым ранее безжалостно смеялся. Евгений понял, что человек- это не бездушная “лягушка”. Он внезапно осознал, что живая природа никогда не подчинится каким-либо теориям. Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность.
В груди у Базарова бьется сердце романтика, которому доступны и любовь, и нежность, которое понимает, что такое искренность и преданность любимому человеку. И никому, даже самому себе, Базаров не признается в этом. Душа его иногда прорывается наружу, но Базаров тут же усилием воли подавляет ее, при этом становясь жестче и резче. Именно По этим скачкам поведения можно судить о том, насколько сердце его подвержено романтическим порывам. В этом и заключается трагизм положения Базарова. Душой и сердцем он желает любить, тогда как сознанием он подавляет это желание. И ярче всего эти противоречия души и сознания проявляются в сценах в доме Одинцовой. Именно здесь душа на краткий миг обретает свободу, чтобы тут же быть погребенной на самое дно сознанием. Это происходит во время признания в любви Базарова Одинцовой. Этот гордый нигилист оказался во власти отрицаемого им чувства: душа вырвалась наружу, но с такой разрушительной силой, что оказалась смертельной для этого самого чувства, ибо сильная любовь сродни ненависти. Во время признания Базарова била дрожь, но это была не сладострастная дрожь первого признания: страсть бурная и неконтролируемая била в нем. И Одинцова испугалась его; чувство, начавшее было появляться в ней, оказалось сломленным, потому что нельзя любить человека, которого боишься. Базаров потерял свою единственную любовь из-за того, что слишком долго сдерживал свою душу, и душа эта отомстила ему, лишив его женщины, которую он полюбил.
После неудачи с Одинцовой Базаров стал более замкнутым, озлобленным. Он начал критиковать себя, винить за предательство своих же принципов. Он стал отдаляться от Аркадия, или, вернее сказать, Аркадий стал отдаляться от него, так как с тех пор, как Кирсанов полюбил Катю, он стал постепенно отказываться от принципов Базарова, становиться мягче, добрее, романтичнее. Базаров оказался один на один со своей бунтующей душой и подавляющим ее сознанием. Он еще более ожесточенно принимается отрицать все авторитеты и чувства: доходит до того, что он отрицает любовь своих родителей и относится к ним так равнодушно или даже с раздражением, что родители впадают в отчаяние, пытаясь вернуть себе сына.
И тут образуется замкнутый круг. Базаров мечется в нем, одинокий, отчаявшийся. Он противоречив: Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от “глупой жизни отцов”, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним. Он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: “Нужен ли я России? Нет, видимо, не нужен”. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной личности, как Базаров. Как тяжело, умирая, осознавать бесплодность прожитой жизни! Ведь исправить уже ничего нельзя.
А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (“Я умру, и из меня лопух расти будет”, “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”). Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество. Он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая могилу, как бы отделяет его от мира. Он жил “могучим богатырем, которому негде было развернуться, некуда деть исполинские силы, некого любить настоящей любовью”. С этой точки зрения смерть его была неизбежной.


Все решения, которые человек принимает, он совершает ради какой-то будущей цели. Она может быть маленькой и невзрачной, может быть возвышенной, но так или иначе любому человеку для счастья нужна своя цель. Она определяет его место в мире. Герой романа «Отцы и дети» Тургенева, Евгений Базаров, на протяжении всего произведения пытается следовать своей цели, но ему трудно жить с ней.

Была ли такая судьба неизбежна или ему просто не повезло? Почему автор решает убить своего героя? Давайте поразмышляем над этим.

В самом начале романа Базаров предстаёт перед нами, как уверенный в себе и своих убеждениях молодой человек. На вопрос Павла Петровича, что же такое Базаров, Аркадий уверенно отвечает, что «Он нигилист человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Базаров вполне соответствует такому описанию во всех отношениях.

Правильна ли такая позиция и смогла бы она стать массовой – спорный вопрос. Но Базаров, который не воспринимает чужое мнение, ведёт себя довольно нагло и смотрит на всех несогласных с лёгкой снисходительностью, явно не смог бы привлечь на свою сторону большое количество последователей.

Он даже и не пытается поддерживать отношения с людьми, которые придерживаются другой точки зрения. И всё-таки он убеждённо в ответ на заявления Павла Петровича «…вас всего четыре человека с половиною…» говорит, что «от копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела». Он считает себя способным найти последователей, видя перед собой Аркадия, который боготворит приятеля. Но нельзя сказать, что Аркадий полностью во всём согласен с Базаровым. К тому же Аркадий не успел ещё стать полноценной личностью и сформировать свои принципы и цели, поэтому он легко поддаётся влиянию с самых разных сторон, и то, что сегодня он согласен с Базаровым не значит, что теперь он стал его последователем и соратником.

Таким образом, можно сказать, что шансы воплотить свою возвышенную цель в жизнь у Базарова невелики – он фактически одинок в своих убеждениях, но при этом хочет совершить невероятные реформы в мире, полном людей совершенно противоположного мнения. Он слишком самоуверен и не видит, насколько безумны его идеалы в контексте современного ему общества.

И вот однажды в жизни Базарова появляется Одинцова, которая пробуждает нежные чувства в душе нигилиста. Женщина по меркам Базарова была необычная. Анна Сергеевна была умна, могла поддержать разговор на темы, интересные Базарову, и была красива, хотя он говорил, что, по его мнению, «…свободно мыслят между женщинами только уроды…». Ни он сам, ни окружающие не узнают привычного Базарова – в присутствии Одинцовой он ведёт себя неестественно. А ведь на самом деле он всегда отрицал любую романтику и считал любовь к женщине ненужной чепухой. Он не уважал Павла Петровича Кирисанова, считая, что «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви <...> – не мужчина, не самец...», но в итоге сам полюбил и был отвергнут.

Нельзя сказать, что после этого Базаров совсем перестал быть собой. Он просто больше не был тем непоколебимым и уверенным в себе и своей цели человеком. Он теперь по-другому смотрел на нигилизм, ему пришлось заново принимать все свои принципы, после того, как он столкнулся с противоречием. Как только он потерял Одинцову, он сразу потерял и Аркадия, который всё дальше отходил от идей нигилизма. Всё это заставило Базарова уехать домой и посвятить себя науке, замкнувшись от окружающих.

В конце концов его жизнь обрывается из-за нелепой случайности, из-за которой он заражается тифом. Последним человеком, которого он видит перед смертью, становится Одинцова. Базаров последний раз признаётся ей в любви и приходит к выводу, что он – не нужный человек в жизни государства. «…какого человека Россия теряет... Это чепуха…» – говорит он, видимо, осознавая, наконец, что, будучи нигилистом, он был крайне уязвим в современном ему обществе. Его действия в любом случае ни к чему бы не привели. Он был готов лишь к разрушению, а не к созиданию. Он думал, что его ждут великие свершения, хотя на деле он собирался отнять то, что составляло культуру многих поколений и то, на чём стояло общество.

Мне кажется автор убивает Базарова, потому что сам не верит в те великие дела, к которым стремиться его герой. У такого человека есть два варианта – перерасти подобные убеждения и зажить спокойной жизнью или же разочароваться в собственных целях и принципах и стать апатичным и депрессивным. Разве такой участи достоин Базаров? В кого бы превратился герой, если бы пошёл дальше? Стал бы обыкновенным уездным лекарем, да и только? Возможно, если бы Одинцова больше бы подходила Базарову по темпераменту и характеру, он бы просто отдался чувству и забыл бы о своём нигилизме. Исчез бы тот гигант, которого ждали свершения, ради которого писался роман. Но, как сказал сам Базаров, «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет...».

Трагизм в судьбе Базарова в том, что он не смог найти себе место в жизни. Его убеждения идут в разрез с окружающей его действительностью, он одинок и вряд ли он бы смог найти себе людей, которых смог бы считать друзьями. Мне жаль его, потому что из его ситуации лишь один выход – отказаться от своих принципов. Но тогда это был бы не Базаров вовсе, а какой-то никому не известный герой никому не известного романа.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -




Top