Свойства реализма. Этапы развития реализма XIX века

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт об однородных членах предложения.

Урок 28 . Однородные члены предложения. Однородные члены, соединённые только интонацией. Однородные и неоднородные определения

Однородными называются члены предложения, которые соединены между собой сочинительной связью и обладают следующими признаками:

1) часто выступают одинаковыми частями речи, употреблёнными в одинаковой грамматической форме;

2) связаны между собой сочинительной связью, поэтому равноправны и не зависят друг от друга в отличие от компонентов словосочетания;

3) если это второстепенные члены, то они распространяют один член предложения и одинаково определяют его лексически;

4) в речи часто связаны между собой особой перечислительной интонацией.

Задание. Прочитайте два предложения и определите в них: а) грамматическую основу; б) руководствуясь признаками однородности, какие члены предложения однородны.

1) Нужно было продавать мебель, лошадей, дачу. (А. Чехов)

2) Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)

Перечисленные признаки однородности и выполненное задание показывают, что:

а) каждый из однородных членов и все вместе выступают одинаковыми членами предложения: в первом примере дополнениями, во втором - подлежащими и сказуемыми;

б) однородными могут быть любые члены предложения - и главные, и второстепенные.

I. Однородные члены, связанные только интонацией. Члены предложения, не являющиеся однородными

При однородных членах, связанных интонацией, на письме используются знаки препинания запятые, точка с запятой и тире.

1. Запятая - наиболее распространённый знак препинания, отделяющий друг от друга однородные члены, связанные интонацией перечисления (между ними можно вставить соединительный союз и ), например:

У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи . (А. Серафимович)

Предложения с однородными членами могут быть осложнены обособленными второстепенными членами. При постановке знаков препинания следите за интонацией высказывания, а затем анализируйте структуру предложения, например:

Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (А. Герцен)

Задание. Объясните все знаки препинания в этом предложении. Какие члены предложения однородны?

2. Точкой с запятой разделяются распространённые однородные члены, связанные интонацией перечисления, особенно если внутри них есть запятые. Как правило, это происходит в том случае, если в речи высказывание делится на чёткие части-картинки, например:

Вдоль оврага по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. (И. Тургенев)

Задание. Докажите, что это неполное предложение. Какой член предложения отсутствует?

3. Тире ставится, если однородные члены связаны противительными отношениями, то есть противопоставляются друг другу, и между ними можно вставить союзы а или но . В речи на месте противительного союза делается интонационная пауза, например:

Не рыбачий парус малый - корабли мне снятся. (Н. Некрасов)

Сравните синонимичное предложение с союзом: Не рыбачий парус, а (но) корабли мне снятся.

Задание. Вспомните о фигуре речи бессоюзии. В чём её суть?

4. Есть слова и выражения, которые не являются однородными членами, используются в основном в разговорном, художественном и художественно-публицистическом функциональном стилях и придают речи образность. Такие слова и выражения могут вообще употребляться без знаков препинания, отделяться запятой и дефисом.

Никакими знаками препинанияне отделяются:

1) два глагола, входящие в осложнённое простое глагольное сказуемое. Сказуемое в этом случае представляют собой единое смысловое целое, например:

Пойду коня овсом накормлю ;

2) входящие в осложнённое сказуемое повторяющиеся одинаковые формы слов, соединённые частицами не, так (верь не верь, хочешь не хочешь, писать так писать, надо так надо) , например:

Хочешь не хочешь , а придётся пойти на уступку.

Запятая ставится между повторяющимися словами, употребляемыми с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия и т. д. Эти слова выступают как один член предложения, например:

Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад . (А. Куприн)

Дефис ставится:

1) между повторяющимися словами, если повторение имеет целью усилить действие или признак; при этом они произносятся с единой интонацией, отличной от интонации перечисления, например:

По синему-синему небу плывут облака. (А. Н. Толстой);

2) между парными сочетаниями-синонимами (узнать правду-истину) , сочетаниями-антонимами (условия купли-продажи) , сочетаниями ассоциативного характера (собирать грибы-ягоды) , которые представляют собой единое понятие, например:

Мы позвали соседа с другой стороны и не раз сходили, того-сего отведали, но всё натрезво. (Н. Лесков)

II. Однородные и неоднородные одиночные согласованные определения

Прежде чем приступить к изучению параграфа, вспомните:

а) какие прилагательные относятся к качественным, какие к относительным;

б) какие определения называются согласованными;

в) причины обособления согласованных определений.

При соседстве одиночных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, немалую трудность вызывает установление их однородности и неоднородности, поскольку между однородными определениями ставится запятая, а между неоднородными - не ставится.

Определения однородны (ставится запятая) Определения неоднородны (не ставится запятая)

1. При обратном порядке слов, когда согласованные определения стоят после определяемого слова, например (следите за интонацией):

Алёша подал ему зеркальце, маленькое, складное, кругленькое .

2. При прямом порядке слов, когда согласованные определения стоят до определяемого слова, если выраженные ими прилагательные или причастия объединяются по каким-то общим признакам (по внешнему виду, сходству производимого впечатления, причинной связью и т. д.). Тогда:

1) каждое определение непосредственно относится к определяемому существительному;

2) между определениями есть синонимические отношения, возникает интонация перечисления, когда допускается постановка союза и .

Например: Большой, толстый, откормленный боров рыл носом землю у самого дома.

Боров и большой, и толстый, и откормленный; все определения характеризуют определяемое существительное как "внешний вид предмета".

3. При прямом порядке слов, если это определение-эпитет:

Мрачная, бесприютная ночь застала путников в лесу.

4. При прямом порядке слов, если первое определение прилагательное, а второе - причастный оборот:

Было как-то грустно в этом старом, уже тронутом осенью саду.

При прямом порядке слов, если выраженные ими прилагательные или причастия характеризуют предмет с разных сторон, то есть представляют признаки, относящиеся к разным понятиям. Тогда:

1) предшествующее определение относится к сочетанию последующего определения с определяемым существительным;

2) между определениями нет синонимических отношений, не возникает интонации перечисления и нельзя вставить союз и .

Например: Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде. (Ф. Достоевский)

Три определения, относящиеся к дополнению зеркальце , неоднородны: а) прилагательные, выраженные ими, характеризуют предмет с разных сторон: маленькое указывает на размер предмета, складное - на свойство, что с этим предметом можно делать, кругленькое - на внешний вид; б) каждое предыдущее определение относится к сочетанию последующее определение (определения) + существительное: маленькое складное кругленькое зеркальце (складное кругленькое зеркальце могло быть большим), складное кругленькое зеркальце (кругленькое зеркальце могло быть не складным).


Задание.
Однородные определения-эпитеты служат образованию стилистической фигуры градации. В чём стилистическое значение градации?

Из примеров в таблице видно, что однородные определения чаще всего выражаются качественными прилагательными. Неоднородные определения обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку обозначают разные признаки.

Запятая между определениями, выраженными прилагательными разных разрядов, ставится в том случае, если есть близость лексических значений, и относится к факультативным знакам препинания, например:

Кончалась летняя, тёплая ночь. (И. Соколов-Микитов) - Здесь, по авторскому мнению, понятие тёплая выступает составной частью понятия летняя .

Задание. Прочитайте предложения, в которых определения стоят после определяемого слова и поэтому однородны. Переделайте каждое предложение так, чтобы определения стояли до определяемого слова. Проанализируйте фразовую интонацию в том и другом случае и оцените стилистическое значение порядка слов.

1. Катя быстро сняла с руки перчатку, красивую, бархатную. 2. Женщины бросились к солдату, раненому, шедшему впереди. 3. Через несколько шагов дерево, большое, похожее на огромного великана, преградило нам путь. 4. У самой дороги стоял дуб, корявый, старый, приземистый. 5. Мальчишки, незагорелые, только что приехавшие на каникулы, ловили с лодки рыбу.

Наибольшие затруднения в установлении однородности или неоднородности членов предложения связаны с однородными определениями , которые следует отличать от неоднородных (а это не всегда легко).

Прежде всего, однородные и неоднородные определения по-разному относятся к определяемому существительному.

Каждое из однородных определений поясняет непосредственно определяемое существительное: Интересный, захватывающий фильм.

В случае с неоднородными определениями только ближайшее к существительному определение непосредственно связано с ним и образует вместе с существительным единое сложное наименование. А более отдалённое от существительного определение характеризует всё это сложное наименование в целом: Хороший майский день, то есть определение хороший относится не к слову день, а к словосочетанию майский день.

Отношения неоднородности чаще всего наблюдаются между качественными и относительным прилагательными-определениями (большая стеклянная ваза, новая кожаная сумка), при этом относительное прилагательное стоит непосредственно перед существительным и входит в состав сложного наименования, а качественное характеризует всё это сложное наименование в целом.

Неоднородными обычно бывают определения, если: 1) они выражены местоимением и прилагательным: твой синий костюм; наш новый друг; каждая интересная книга; 2) числительным и прилагательным: первый зимний день; двумя старыми липами; 3) причастием и прилагательным: осыпавшиеся осенние листья; потухшие серые глаза; 4) качественным прилагательным и относительным: большой каменный дом; яркая утренняя заря; сильный мужской голос. Такие определения обозначают разные признаки предмета: принадлежность и цвет, размер и материал, форму и цвет, качество и местонахождение и т. д.

Сочетания с однородными определениями в смысловом плане разнообразны. В целом их можно разделить на две группы: 1) определения, называющие признаки разных предметов; 2) определения, называющие признаки одного и того же предмета. (Неоднородные определения всегда характеризуют один предмет, но с разных сторон: Были в конторе старые висячие стенные часы (Л. Толстой).)

1) С помощью определений обозначаются разновидности предметов, различающихся в каком-либо одном отношении: по цвету, назначению, материалу, географическому положению и т. д.

Например: На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими, белыми, жёлтыми огнями (В. Короленко).

Однородность определений в таких группах строго обязательна и легко распознаётся. (Именно такие определения либо включают, либо допускают включение союза ц.)

2) Гораздо чаще встречаются такие однородные определения , которые характеризуют один и тот же предмет или единую группу предметов. Это могут быть:

а) определения-синонимы (однородность которых обязательна, так как они выражают один признак, т.е. характеризуют предмет с одной стороны): резкий, пронизывающий ветер; густой, плотный туман;

б) определения, которые обозначают признаки разные, но часто и естественно сопровождающие друг друга (между такими определениями можно вставить причинный союз так как, потому что): темные, низкие облака; ночной, пустынный город;

3) обязательно однородны определения, из которых первое одиночное, а второе - причастный оборот (одиночное определение предшествует распространённому): шли по тихой, озарённой звёздами тайге (но: шли по озарённой звёздами тихой тайге).

4) определения-эпитеты (эмоциональные, художественные определения). Такие определения встречаются главным образом в описательных контекстах художественных произведений, где с помощью однородных определений подчёркивается каждая отдельная деталь описания. Однородность таких определений может быть обязательной и факультативной. Однородность не получает отчётливого оформления и зависит от всего высказывания. Такие определения объединяются каким-либо общим признаком. Основой для этого объединения может служить сходство производимого впечатления: Письмо написано крупным, неровным, тонким почерком. (А. Куприн); Около родника зеленеет короткая, бархатная травка. (И. Тургенев); Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов); В сером небе стояли ватные, сухие облака (К. Паустовский).

Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, "инструментальном" смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например: а) типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, "помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах"; б) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер; в) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов; г) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века), либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.

Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом XIX столетия, пародией на который стал мифический "соцреализм".

Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе - на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века. Следует, однако, отметить, что и в прошлом, и в наше время этот метод далеко не всегда предстает в "химически чистом" виде. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, "искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным "искусством" сталинизма. Выступая как ведущий метод прежде всего в живописи и литературе, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических и "технических" искусствах - театре, балете, кино, фотоискусстве и других. С меньшим основанием можно говорить о реалистическом методе в таких разновидностях творчества, как музыка, архитектура или декоративное искусство, тяготеющих к отвлеченности и условности. В культуре России реализм в его различных воплощениях представлен такими выдающимися творцами, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, Репин, Суриков, Мусоргский, Щепкин, Эйзенштейн и многие, многие другие.

46. Глобальные проблемы культуры 20 века.

Мировая культура XX века представляет собой сложный процесс, разделенный на несколько этапов событиями глобального значения - мировые войны. Сложность и противоречивость этого процесса усугубляется тем, что значительный период времени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, что внесло новые проблемы и идеи в культурную практику.Проблема кризиса культуры - одна из ведущих в философской и культурологической мысли ХХ века. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни европейского общества, которое оно претерпело в конце ХIХ - начале ХХ века. Атмосфера глобального кризиса, охватившего все сферы европейского общества, обострила ряд противоречий. Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния, породившие страшное смятение Духа. Однако наибольший вклад в осмысление проблемы кризиса культуры внес ХХ век. Пожалуй, в европейской философской мысли нет ни одного серьезного исследователя, который в той или иной степени не коснулся бы этой темы: О. Шпенглер и А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и Й. Хейзинга, П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев, Г. Гессе и И.А. Ильин, П. Тиллих и Э. Фромм, К. Ясперс и Г. Маркузе, А.С. Арсеньев и А. Назаретян. В XX веке культура и искусство столкнулись с усложнившейся действительностью, с нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества и как следствие расцветом модернизма. Политизацию культуры можно наглядно проследить на примере истории культуры России XX века. Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности. Идеологическая пропаганда принимала все более шовинистический и антисемитский характер. В январе 1949 года началась кампания против "безродных космополитов", которая повлекла за собой разрушительное вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и искусства. Большинство обвиненных в космополитизме оказались евреями. Закрывались еврейские культурные учреждения - театры, школы, газеты. Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха. После смерти Сталина черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике. Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.

РЕАЛИЗМ (от латинского realis - вещественный, действительный) - метод (творческая уста­новка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 1) реализм как метод; 2) реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке. И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, роман­тик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики - желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма это­го времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап - просвети­тельский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоев­ский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятель­ностью «натуральной школы».

Основные требования реализма: соблюдение принципов народности, историзма, высокой худо­жественности, психологизма, изображение жизни в ее развитии. Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социаль­ных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма - соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподоб­ное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация ха­рактеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность ре­алистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмач­ки н, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).




Top