Связь русской матрешки с энергетическими телами человека. Это удивительно! Матрёшка — сакральный смысл

С русским сувениром, куклой Матрёшкой, знакомы все. Она считается исконно русской жительницей. Именно её стараются привезти домой как русский сувенир иностранные туристы. Дети с удовольствием играют с матрёшкой, она используется для украшения интерьеров.
Мало кому известно, что у русской матрёшки совсем не русские корни. Мифов о её происхождении довольно много, но большинство исследователей считает, что прообразом матрёшки стало японское божество, чья фигурка тоже раздвигалась и вмещала в себя более мелкие части. Эта японская фигурка представляла собой лысенького старичка.
Автором нашей матрёшки стал токарь Звёздочкин, а крестьянской девочкой куклу расписал художник Малютин. Почему её назвали именно Матрёшкой?

Считается, что это название произошло от русского имени Матрёна. В свою очередь у этого имени имеются свои корни. Оно пошло от латинского Matrona, что значит "знатная женщина". Удачное название, ведь действительно кукла стала по-настоящему "знатной".
Очень быстро матрёшка стала символом русского народного искусства. Символы эти моментально распространились по России, в каждой губернии её "одевали" согласно местным традициям. Зачастую вместе с нарядом куклы менялась и её форма - то округлялась, то удлинялась. Там, где было развито народное ремесло, обязательно были матрёшки.

Даже представить сложно, что ещё 200 лет назад о матрёшке никто ещё не знал. Самым популярным временем для матрёшки стали 60-е годы прошлого века, когда в СССР стали приезжать иностранные гости для учёбы и участия во всевозможных фестивалях. Каждый из них хотел приобрести раскладную куклу на память. Собственно, и сегодня каждый иностранец тоже желает матрёшку купить в память о своём пребывании в России. Почему именно она, а не всевозможные шкатулки, платки или что-то ещё?
Наверное, потому, что матрёшка действительно олицетворяет весь русский народ с его широкой душой, ярким красками, дружными семьями.

Матрёшка - символ жизни. Женщина даёт жизнь дочери, та, в свою очередь, даст жизнь следующему существу и так далее.
Матрёшка символизирует богатство, плодородие, материнство. Именно поэтому её так любят в народе. Сегодня можно приобрести сувенирную матрёшку самого разного вида - и в виде сказочных героев и даже в виде фигурок известных политиков. Разумеется, эдакие матрёшки изготавливают специально для иностранцев. Но самое интересное, что они-то как раз стремятся приобрести традиционную русскую куклу матрёшку, а не креативные новоделы.

- 3666

Русскую матрёшку знают во всём Мире. Многие народы восхищаются этой игрушкой, и во всём мире матрёшка вместе с медведем стала символом загадочной и непонятной Руси. Для нас матрёшка - это нечто из воспоминаний детства: разобрали, собрали и забыли.

Как ни странно нам это осознавать, но сокровенный смысл нашей детской забавы заново впервые открыли в Японии. Появившись там, наша матрёшка вызвала не только бурю восхищения и интерес к себе как к предмету народного творчества, но и привлекла внимание тех, чьи познания распространяются в области нематериальной. Японцы первые во всем мире выдвинули гипотезу, что эта чудесная фигурка не просто игрушка, а культовый предмет, чьё первоначальное предназначение было забыто мастерами, в течение долгих поколений сохранявшими нетронутыми секреты её производства и формы.

А наше с вами подсознание, хранящее ответы на все тайны нашего мира и знающее этот сокровенный смысл, сделало эту немудреную забаву такой притягательной и нетленной, подобно сокровенной информации, запечатанной в форме и пропорциях пирамид. И если, по предположениям, пирамиды хранят в себе тайну «пространства - времени», секреты управления Временем и перемещения в Пространстве, то наша замечательная матрёшка хранит информацию об энергетическом строении и устройстве нас самих и нашего мира. Мир, в котором мы живём, - многомерен. Любое физическое тело окружает ореол излучаемой им энергии, называемый аурой. И это ещё не всё. Если рассматривать энергетическое строение любого предмета, нетрудно заметить, что оно, подобно человеческому телу, состоит из нескольких слоев качественно разной энергии.

С самых давних времен считается, что этих энергетических оболочек у человека - семь. Первоначально классическая русская матрёшка всегда вмещала 7 фигурок, символизирующих 7 человеческих тел, принадлежащих нам до слияния нашей энергии с силой Бесконечности. Причем, согласно традиции, платочек и одежда каждой матрешки были окрашены в один из цветов радуги, начиная с красного и заканчивая фиолетовым.

В результате самая маленькая матрёшка всегда была красной, а самая большая - фиолетовой. Точно так же распределяются эти цвета в пространстве и, в идеале, в нашем тонком теле.

Красный цвет несет в себе мощные силы, но его вибрации не очень высоки и не позволяют ему подниматься в просторы поднебесья. Красный цвет притягивает организм к матушке Земле и позволяет вдоволь набраться ее живительной силы. Мало энергии этого вида у человека - мало сил и жизненной активности.

МАТРЁШКА - СИМВОЛ РУСИ И САКРАЛЬНЫЙ ВЕДИЧЕСКИЙ СМЫСЛ.

https://vk.com/event57675859?w=wall-57675859_1299

Русскую матрёшку знают во всем мире. Многие народы восхищаются этой игрушкой, и во всём мире матрёшка вместе с медведем стала символом загадочной и непонятной России. Для нас матрёшка - это нечто из воспоминаний детства: разобрали, собрали и забыли. Точно так же, как когда-то наши предки забыли магическую суть этой игрушки.

Как ни странно нам это осознавать, но сокровенный смысл нашей детской забавы заново впервые открыли в Японии. Появившись там, наша матрёшка вызвала не только бурю восхищения и интерес к себе как к предмету народного творчества, но и привлекла внимание тех, чьи познания распространяются в области нематериальной. Японцы первые во всем мире выдвинули гипотезу, что эта чудесная фигурка не просто игрушка, а культовый предмет, чье первоначальное предназначение было забыто мастерами, в течение долгих поколений сохранявшими нетронутыми секреты ее производства и формы.

А наше с вами подсознание, хранящее ответы на все тайны нашего мира и знающее этот сокровенный смысл, сделало эту немудреную забаву такой притягательной и нетленной, подобно сокровенной информации, запечатанной в форме и пропорциях пирамид. И если, по предположениям, пирамиды хранят в себе тайну «пространства - времени», секреты управления временем и перемещения в Пространстве, то наша замечательная матрёшка хранит информацию об энергетическом строении и устройстве нас самих и нашего мира. Мир, в котором мы живем, - многомерен. Любое физическое тело окружает ореол излучаемой им энергии, называемый аурой. И это еще не все. Если рассматривать энергетическое строение любого предмета, нетрудно заметить, что оно, подобно человеческому телу, состоит из нескольких слоев качественно разной энергии.

С самых давних времен считается, что этих разнородных аур нашего тела, которые способен почувствовать и осознать человек, - семь. Первоначально классическая русская матрёшка всегда вмещала 7 фигурок, символизирующих 7 человеческих тел, принадлежащих нам до слияния нашей энергии с силой Бесконечности. Причем, согласно традиции, платочек и одежда каждой матрешки были окрашены в один из цветов радуги, начиная с красного и заканчивая фиолетовым. В результате самая маленькая матрёшка всегда была красной, а самая большая - фиолетовой. Точно так же распределяются эти цвета в пространстве и, в идеале, в нашем тонком теле.

Красный цвет несет в себе мощные силы, но его вибрации не очень высоки и не позволяют ему подниматься в просторы поднебесья. Красный цвет притягивает организм к матушке Земле и позволяет вдоволь набраться ее живительной силы. Мало энергии этого вида у человека - мало сил и жизненной активности.

Оранжевый цвет несет всему силу плодородия.
Желтый - дает здоровье и устойчивость.
Зеленый - поддерживает наши Душевные силы и нашу интуицию.
Голубой - способствует общению с другими людьми, подпитывает наши нервные и интеллектуальные силы.
Синий - открывает нам знание законов Вселенной и дар предвидения.
Фиолетовый - контролирует гармоничность распределения энергий всех видов в организме.

Вспомните радугу: Ее цвета всегда идут в строго определенном порядке - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Точно так же были первоначально окрашены наши матрешки. Случайность? Но почему тогда этот стиль передавался мастерами из поколения в поколение, так же, как и пропорции игрушки, оставаясь неизменными на протяжении многих тысячелетий...?

7 матрешек - семь тонких тел.

1. Физическое (плотное) тело предназначено для жизни человека на Земле. Оно состоит из атомов и молекул. В земном теле человек проводит важнейшие отрезки своей вечной жизни. Надо заботиться о своем земном теле, его уважать, а жизнь в этом теле любить и стремиться прожить ее счастливо.

2. Эфирное тело. Оно - это невидимый образ земного тела. По форме эфирного тела строится тело земное. Со смертью последнего задачи эфирного тела исчерпываются, и оно также рассеивается.

3. Астральное тело тонкоматериальное, для земного зрения невидимо. Но ясновидцы и некоторые дети видят жителей Астрального мира полностью и во всех красках. Основное назначение астрального тела - это чувствования. Именно этим телом землянин ощущает, но никак не своим плотным телом. Как желудок требует пищи, даже тогда, когда она излишня и вредна для земного тела, так и астральное тело постоянно требует впечатлений, эмоций, даже если они вредны сознанию и здоровью. Потребность астрального тела в эмоциях удовлетворяется литературой, музыкой, телевидением, цирком, спортом и прочими видами деятельности.

4. Ментальное тело тело отвечает в человеке за мышление. В нем идет логика мышления и накопление данных. Это как компьютер, процессор и банк данных. Ментальное тело сложено из двух слоев. Во внешней части тела накапливаются мысли текущей жизни. А во внутреннем слое - концентрат мыслей всех прошедших жизней человека. Так, математик не запоминает на следующую жизнь формулы, но сохраняет высокие математические способности. Ментальное тело работает постоянно, часто производя совершенно бесполезные мысли. Потребность ментального тела в работе выражается, в частности, в умственных играх - разгадывании ребусов, картах, домино и других.

5. Каузальное (кармическое) тело относится к тонким телам человека. Это тело - бессмертно - после смерти человека, каузальное тело переходит на отведенный ему уровень тонкого мира, который зависит от совершенных человеком поступков. Каузальный план — это мир Истины, подлинной реальности. На этом уровне отбрасываются наши идеи, понятия и чувства, и остается только голая правда — подлинная суть вещей - Истина. В этой энергоинформационной оболочке записана и хранится в представлениях и восприятиях информация и опыт всех прошлых воплощений человека. Оно содержит информацию о событиях внешнего и внутреннего мира человека. Чем более значимо произошедшее событие для человека, тем ярче оно отображено.

6. Будхиальное тело содержит информацию, относящуюся к тонкой карме, т.е. основным сюжетам внешней и внутренней жизни (без особых подробностей, т.е. конкретных событий, которые отражаются лишь в каузальном теле), в соответствии с которыми развиваются плотные события.
Оно находит свое отражение в богатом и довольно хаотичном наборе общих взглядов человека на мир и на себя, аморфной системы привычек, свойств характера, неопределенных устремлений, которые суть не что иное как проявление в более плотной буддхиальной среде атманических вдохновений.
Во внешней жизни человек ощущает буддхиальное тело как основные линии своей судьбы, изменить которые он не может или это требует от него тяжелых сосредоточенных усилий в течение длительного времени.
Каналы в буддхиальные эгрегоры символизируются главными жизненными ценностями человека, часто в большей мере неосознанными. Ценности буддхиального тела значительно конкретнее и более точно выражаются в словах, нежели идеалы атманического тела. И первое, что бросается в глаза при их совместном рассмотрении, это очевидное рассогласование того и другого: ценности часто противоречат идеалам или не имеют к ним никакого отношения.
Буддхиальное тело представляет основной интерес для воспитателей, духовников и психологов, стремящиеся изменить фундаментальные психические структуры в человеке и соответствующие жизненные сюжеты, тесно связанные с его основными жизненными позициями, этикой и конкретными способами мировосприятия.
Вокруг человека с сильным буддхиальным телом возникает характерное экзистенциально-психологическое напряжение, в котором окружающие теряют свои обычные защиты и начинают искренне говорить о том, что их больше всего волнует, но обсуждают не конкретные события и проблемы (каузальное тело), а свои психологические трудности, сомнительные жизненные позиции, проблемы своего общего развития и т.д., словом все то, что можно назвать методологией жизненного пути - внешнего и внутреннего. Встречи с таким человеком могут сильно изменить жизнь, но ломка, предшествующая такому изменению, окажется значительной и, скорее всего, будет сопровождаться сильным изменением характера и мировосприятия; впрочем в орбиту человека с сильным буддхиальным телом чаще всего попадают люди уже в состоянии глубокого кризиса.

9. Атманическое тело есть оболочка высшего "я", Атамана или Абсолюта в человеке. Это основной источник высшей энергии и вдохновения организма, первоисточник всей его судьбы. В атманическом теле зашифрована миссия, или главная цель человека в данной жизни, которая определяет (в рамках окружающей реальности - тонкой и плотной) основные сюжеты, записанные в буддхиальном теле. В нем также содержатся основные черты судьбы человека, в рамках которых эта миссия будет осуществляться.
С атманическим телом связаны высшие идеалы и фундаментальные религиозные и абстрактно-философские жизненные позиции человека, его собственный способ общения с Богом (религиозность в самом интимном смысле слова) и только одному ему присущее мировоззрение, т.е. способ восприятия мира в целом.
Человека с сильным атманическим телом явственно (во всяком случае, для себя, но и часто для других) ощущает в себе искру Божью, или свою прямую связь с Богом, и именно в этой связи видит главное содержание своей жизни; на высоком уровне он старается приобщить к своему богу (точнее, каналу связи с Ним) свою паству. Для этого человека непонятно, как можно жить без бога и стремиться к чему-либо, кроме Него; однако связь с Абсолютом может осуществляться по-разному, например, через религиозно понимаемые любовь, знания, труд и т.д., и тогда эти слова человек для себя произносит как бы с большой буквы.
Слабость атманического тела дает равнодушие к религии, во всяком случае, в осознаваемом человеком виде: молитвы, высокие медитации и разговоры на абстрактно-религиозно-философские темы его, скорее всего, надолго не привлекут, и что, собственно, делают другие люди в церкви, ему не всегда понятно (исключая моменты попрошайничества). Однако и этого человека не надо обвинять в бездуховности: духовность означает следование личной эволюционной программе, определенной кармическим эгрегором человека, а эта программа вполне может касаться работы преимущественно с одним-двумя телами, в то время как остальные подразумеваются сонно-дремлющими, и иногда очень высокие души с крайне ответственной программой воплощаются с искусственно приглушенными высшими телами - для них это воплощение - как бы спуск в ад, где им ставится вполне определенная задача, в их внутренней реальности, может быть, не имеющая прямого отношения к духовности, но, тем не менее, играющая важную роль в эволюции человека.


Создан 11 янв 2015

Уже давно матрешка является модным славянским сувениром. Но матрешка не только украшение или сувенир, прежде всего это уникальная игрушка для детей - очень красивая и полезная. Как много матрешек у нее в середине, так и много тайн содержится в ней. Что же означают эти вставленные одна в другую разукрашенные куколки?

Развивающей и обучающей ценности матрешки может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная игрушка - отличный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Умение разобрать и верно собрать матрешку развивает логическое мышление, в игровой форме обучает счету. Но эта игрушка имеет еще и множество символических смыслов.

Известно, что любая традиционная игрушка - обучающий предмет, связанный с мифологией. Многие исследователи бьются над загадкой матрешки, а символика народного искусства часто теряется в глубине веков. Знатоки полагают, что русский мастер, точивший матрешку, помнил и хорошо знал русские сказки и заключил в матрешку идею поиска истины и возможности найти ее, только «докопавшись до сути» - последней фигурки. Вспомним сказку «Кощей Бессмертный», где Иван-царевич ищет яйцо, в котором заключена игла - смерть Кощея Бессмертного. Это яйцо было в утке, утка - в зайце, заяц - в ящике, ящик - под дубом. Также и многослойность матрешки учит нас искать множество смыслов - за внешним видеть внутренние причины, более глубоко воспринимать мир, не судить поверхностно, докапываться до сути.

Матрешка - символ Рода. Вдумаемся в название. Слово «матрешка» происходит от слова «мать». Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства, плодородия. Матрешка с многочисленным матрешкиным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков.

Матрешка - символ единства и многопроявности мира. Она как бы одна, но вместе с тем состоит из множества своих проявлений, которые являются ее маленькими отражениями. Поэтому матрешка также несет идею отражения малого в великом, макрокосмоса - в микрокосме.

Матрешка со всеми ее составляющими - это символ многомерности и многослойности Вселенной и человека - его энергетических тел. Наши предки знали об этом, поэтому существовали возрастные посвящения, которые помогали укрепить соответствующие энергетические тела.

Так, самая маленькая матрешка - это физическое тело человека, оно полностью созревает к 1-му году жизни, чтоб укрепить его и помочь ребенку утвердиться в мире Яви. Тогда проводится возрастное посвящение Пострижины. Эта матрешка - красная, поскольку физическое тело связано с чарой красного цвета - Исток.

Следующая матрешка - это Жарье (эфирное) тело человека, полностью формируется к 3-м годам. Чтобы укрепить его, проводится возрастное посвящение Посажены на коня - для мальчиков, Зоря-Провестница - для девочек. Эта матрешка - оранжевого цвета, поскольку эфирное тело связано с чарой оранжевого цвета - Зарод.

Еще большая матрешка - Навье (астральное) тело человека - желтого цвета, связана с чарой Живот. Формируется к 7 годам, проводится посвящение Подпоясывание - для мальчиков, Закосычивание - для девочек.

Следующая матрешка - Клубье (ментальное) тело - зеленого цвета, формируется к 12-14 годам, отмечается посвящениями Ярение и Лельник.

Голубая матрешка (горловая чара Устье) - Причинное (каузальное) тело, формируется к 21 году, человек готов творить свое пространство, а значит пройти посвящение в Мужа или Жену - свадебный обряд.

Синяя матрешка (чара Око) - Колобье тело (тело интуиции и духовного ума), человек проходит посвящение в Отца или Мать.

Самая большая - фиолетовая матрешка (чара Родник), символизирует Дивье тело (душа человека, катеральное, атмическое тело). Человек лучше всего осознает его, когда проходит посвящение в Дедушку или Бабушку. Следующие же матрешки-тела - Правье тело и Джива имеют очень высокие вибрации, поэтому не имеют цвета - это уже свет.

Таким образом, матрешка олицетворяет человеческую целостность, ее позитивный веселый образ приносит в дом гармонию и уют.

Игрушка придумана для познания мира, но почему бы для его осмысления детям не дать в руки настоящие объекты? Почему бы не дать им молотки, кастрюли, пилы, сотовые телефоны, фонендоскопы? Причина не очевидна. Игрушка создана не просто для познания мира, а для познания мира в его совершенстве, в его идеале. О чем-то красивом и ладном, мы восхищенно говорим - «не вещь, а просто игрушечка!» Значит «игрушечка» - это трогательно красиво, по-детски радостно. О напрестольном серебряном кресте 17 века в каменьях и самоцветах так не скажешь. Игрушка - мирская икона Божьего творения. Она расширяет границы возможного восприятия космоса. С настоящим китом или носорогом не поиграешь, а с игрушечными зверями сколько угодно. В настоящем лесу можно заблудиться, а среди пластмассовых елочек всегда уютно и безопасно. В настоящем бою погибнуть - раз чихнуть, а играя «в солдатики» мы остаемся, даже будучи поверженными, живыми победителями, ибо мы научились в игре еще какой-то необходимой тактике или стратегии, одолели еще одну познавательную ступеньку.

Сколько не виртуализируй ребенка, все будет бестолку. Он обладает телом, пусть пока маленьким, но полноценным. Это как про театр. Ему пророчили смерть сначала от синематографа, потом от телевизора, сейчас пугают интернетом. Человечество изобретет и воплотит другие формы передачи информации, еще более правдоподобные, чем 3D. Игрушка необходима ребенку для умно-сердечного постижения мира. Это ясно, как пропись. Однако, именно игрушка, как когнитивное средство, отпечатывает матрицу сознания. Мир, освоенный через игрушку, становится не просто опознанным, «названным по имени», а конкретно-именным. Он становится осмысленным, увиденным в той мировоззренческой парадигме, в которой создавалась игрушка. Исходя из этого, ребенок, играя в те или иные игрушки, выстраивает модель мира соответственно данным ему игровым формам. Например, если родитель атеистических убеждений, то он никогда не даст своему ребенку игрушечного «ангелочка». И напротив, верующие в Бога отец и мать, будут оберегать свое дитя от ядовитого влияния игрушек-монстров, даже такого типа, как внешне безобидных «телепузиков». Народная игрушка проверена столетиями педагогического опыта. Рано ее списывать со счетов. Мы как дикари, набросились на стеклянные бусы, и окружили своих детей современными высокотехнологическими игрушками. Тамагочи, кибер-собаки, кибер-ящеры, «умные игрушки», нано-погремушки, модели игрушечных компьютеров, сотовых телефонов, цифровых камер и т.д. и т.п. Нужны они ребенку для правильного психофизического и духовного роста? Спорный вопрос. Если мы хотим, вырастить гармонично развитого человека, если мы желаем научить ребенка мужеству, творчеству, терпению и любви, то без народной игрушки нам не обойтись. В воспитательных задачах с Евангельских времен ничего не изменилось.


Волчок

Под волчком следует разуметь не полумеханическую современную юлу, которая приводится в действие винтовой ручкой. Волчок - это круглый, несколько сферический, раскрашенный диск, вращающийся под действием человеческой силы. В 2010 году врачи из Петербурга проводили семинар по оздоровлению детей в ДОУ. Они показывали всем с детских лет знакомое упражнение для активизации кровообращения головного мозга. Оно называется “ладушки”. Был проведен ряд экспериментов по детским народным играм для самых маленьких. Оказалось, что все народные игры глубоко и благотворно воздействуют на психофизические структуры ребенка. В частности, упражнение “ладушки”, когда дети встают друг против друга и в быстром темпе ударяют по ладоням напарника с разной вариантностью, улучшает кровоснабжение мозга головы.

Похожее действие мы наблюдаем при занятиях ребенка с волчком. Прилагая физическую сноровку для его раскручивания, ладонь ребенка складывается в лодочку, а потом резко разжимается с вращательным усилием. Это движение руки будет сложным и для взрослого. Совершая, его ребенок актуализирует умные силы души. Но это только периферийное значение рассматриваемой игрушки. Еще раз напомним о дробном восприятии мира в младшем и среднем дошкольном возрасте. Мир приковывает внимание ребенка своими яркими красочными объектами. Душа его, словно ось, вокруг которой крутится мировая жизнь. Через игрушку, как через защитный экран, он пробует свои силы в его постижении, примеривает на себя мировые функции. Ребенку трудно остановиться и обратить взгляд на себя, ощутить себя изнутри. Вращающийся волчок дает ему такую возможность. Дитя может внутренне замереть и созерцать свое сердце. В чем здесь важность? Юная душа включена в мир, и не ощущает своего присутствия в нем без людей и вещей. Но когда тихо, без свиста, перед ним бегут разноцветные кольца, то, сливаясь, то, вновь расходясь на свои окружности, ребенок останавливает взгляд и начинает, может быть, впервые, ощущать свое небольшое, но уже непостижимое “я”.

Это момент самосознания. Без него личность человека не постигнет своеобразия, инаковости других людей и не сможет полноценно осуществлять социальное общение как единение в любви. Акт самопостижения - уникальная временная точка в становлении человеческой личности. Чем раньше он осуществится, тем значительнее человек сумеет, до прихода в вечность, раскрыть потенции своей природы и вместить нетварные энергии Святого Духа. Ребенок вне этого самопознания не только не сможет сказать другому - “ты”; он останется непригоден к человеческому общению в пределах земной жизни навсегда. Вспомните судьбы детей, найденных в лесах и воспитанных зверями. До конца дней своих они не вместили минимума душевных соотношений с другими людьми.

Высокое самосознание является условием глубины человеческого общения. Животные друг с другом общаются на уровне тел. Люди призваны задействовать в общении все качества человеческой природы. Народ Божий влечется “свыше” к взаимопроникновению личностей при единстве антропологической сущности по образу Бога Святой Троицы. В житиях святых наличествуют примеры подобного глубинного диалога двух или нескольких людей, как правило, при центральном положении святого. Хрестоматийными являются многочисленные случаи такого духовного взаимопроникновения в житии преп. Амвросия Оптинского.

Есть в волчке еще один косвенный смысл. Внешней своей формой он напоминает конфигурацию солнечной системы. Человек - “царь и священник”- есть двигатель космического мира. И мы знаем из открытия антропного принципа вселенной, что действительно прообразом для создания вселенной служил человек. Так Господь воплотил свою волю в этом мире. Поэтому весь видимый космос в совокупности с землей суть второе тело человечества, антропосфера. Ребенок, вращающий маленькую символическую копию солнечной системы, кем он станет: Хранителем или Терминатором?


Погремушка

Не будем описывать конструкцию погремушки. Образ ее знаком всем. Заметим только, что палочку, за которую ребенок держит звучащий шарик, нужно делать на длину двух- трех охватов детской руки, чтобы ему было легче производить звуки разной силы. Каждый шумовой всплеск, который производит при ее помощи дитя, означает его присутствие в пространственной среде. И, если волчок помогает в акте самосознания, то погремушка прокладывает путь к этому личностному событию. Она предназначена для самых маленьких.

Ребенок, берущий ее в руки, примерно так проживает свое взаимодействие с сущим: “Аз есмь! Я меняю мир вокруг себя! Я произвожу звучание, и мир принимает его в себя без остатка; втягивает, как вода соль, мои звуки, мою жизнь! Я остаюсь в нем. Да, сейчас в комнате тихо. Но я знаю, что все вещи услышали мои звуки, согласились на мое существование и приняли к себе в сотоварищи.

Безмолвие пространства - только видимость. Оно до пределов наполнено нестройными голосами самого бытия. Между прочим, взрослые, когда попадают в критические ситуации и реальность стремительно от них ускользает, пользуются тем же «эффектом погремушки»: начинают громко проговаривать вслух свои мысли и чувства. Это касается и религиозной жизни. В аскетической литературе имеется мудрый совет: при демонических страхованиях читать молитвенное правило громким голосом.

Мячик

Мячик помогает на чувственном опыте познавать структуру материального мира и его предметов. От пола хорошо отскакивает. Почему? Пол крепкий. От песка на берегу речки - плохо. Песчинки не соединены друг с другом, и поэтому песок “рассыпчатый”. Вода собрана воедино, но она мягкая и принимает в себя мячик. Мячиком ребенок воздействует на окружающую среду и учится постигать ее границы и свойства.

На святых иконах ангелы, часто изображаются держащими прозрачные “мячики” - сферы. Они суть символ их совершенного послушания воле Божией и пронизанности своей природы светом Фавора. Ангелы - “вторые светы”. Сфера всегда была символом совершенства. Древние греки представляли небо сферическим.

Мальчик играет с мячиком. Как ему нравится подкидывать его в прозрачные небеса, ловить, прижимая к сердцу! В руках ребенка предмет совершенной формы. Он учится владеть им; он пробует овладевать совершенными, пока еще физическими, объектами мира. Он пинает его, и совершенный физический феномен катится “совершенно” далеко, квадратный мячик к продолжительному движению не способен. Это запоминается.

Придет “час души” (М. Цветаева), и он прозреет, что не только совершенный мячик, но вообще совершенные формы подвластны человеку. Он сам может создавать идеальное, потому что сам есть «образ Божий», «совершенная сфера». Человеку дано воспроизводить совершенные формы на всех уровнях мирового бытия: от “мячика” до Литургии. Содержание Евхаристии дал Господь. Человек воплотил его, при содействии Силы Божией, в гениально духовных формах. Мальчик держит в руках мячик. Разве он не похож на ангела? «Будьте как дети».

Перейдем к физике. Эта игрушка обладает прекрасными качествами для развития ловкости, быстроты реакции, умения вложить всю силу в один толчок, т.е. учит психофизической собранности. С 6-8 лет мячик служит для расширения социальных связей. Несколько детей, например, могут играть в вышибалы.

Матрешка

Принцип матрешки пришел в русскую культуры из японской религиозной традиции в виде разукрашенного яйца. На Востоке яйцо всегда было символом зарождения новой жизни. Яйцо в яйце - принцип существования жизни. Совершенное в Совершенном, Подобное в Подобном, Одно во Всех и Все в Одном - полное соподчинение и единообразие. В этом красота, смысл и спасение человека.

«Догматическим» формулам пантеистической безличной религии полностью соответствует внешний вид яйцевидной игрушки. Однако мы, русские люди, исповедуем Православие - поклонение Трехличностному Богу. Православное сердце ищет не обожествления (следствия), а Встречи с Личным Богом. «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33). Бог есть Личность, свободно воплощающая свое бытие. И человек как “образ Божий” является носителем личностного начала. Поэтому каким-то удивительным образом этот принцип (одно в другом) преобразился на русской земле из безличного яйца в молодецкую матрешку с десятками разнообразных ликов. Из яйца вдруг появились младенец, девочка, девушка, молодка, бабушка. В одном из московских музеев можно увидеть матрешку в человеческий рост. Самая маленькая расписная фигурка из этой серии размером с ноготок. Но величина матрешки в рост человека для этой игрушки не предел. Не является минимальной деревянная куколка и со спичечную головку. Матрешку следует мыслить со знаком “прибавления” в одну сторону и со знаком “минус” - в другую. Пределом увеличения для первой наружной матрешки будут параметры вселенной, точнее, всего Бытия; для самой маленькой - внутренней куколки - не атом и не кварки, а некая частица, начальная монада для созидания мира, недоступная для обнаружения инструментарием современной физики.

В восточных религиозных системах безымянное яйцо - центральный архетип, на который опирается сознание пантеиста при формировании своего конечного духовного облика (в Православии таким первообразом является икона Иисуса Христа). Прослеживается простая мысль. Если ты хочешь “спастись” - раствориться в Абсолюте - ты должен породить в себе тотальное сознание и стать как “яйцо”; тогда ты будешь включен в структуру Абсолютного Бытия; ты будешь охранен, вокруг тебя народятся новые слои человеческих сознаний; ты успокоишься под бесконечными покровами безличных скорлупок Единого. И действительно: в результате подобной работы души человек начинает чувствовать себя (ложно) заключенным в мировой Благодатный Кокон, считая, что “спасает” себя от смертоносного влияние времени и трагедий в загробном мире. А русская матрешка созидается с лицом, подчас очень оригинальным и неповторимым. О чем это прозрение? О назначении человека и конечных судьбах вселенной. Матрешка - это то, к чему зовет русского человека Церковь Христова.

Вот задача людей: все Бытие привлечь к себе, очеловечить (ипостазировать) и просветить Духом Святым. Нет никакой такой малой (самая последняя внутренняя матрешка) частички в мире, недоступной для человека и преображающего действия Божия. Поэтому не только отдельные единицы вселенской жизни должны быть просвещены, напоены благодатью, но вся ее совокупность. Самый большой элемент бытия (матрешки) обнимает самый крошечный. Самый маленький элементик не растворяется в последующем, а сохраняет все свое уникальное своеобразие.

Дело человека - в каждой вещи мира постигнуть ее совершенный смысл и раскрыть потенции существования всех вещей перед вечностью. Церковная нарядность, можно даже сказать, некая иконописность матрешки есть душевное подобие иконы Преображения Христа на горе Фаворской. Образ матрешки - это человек, пересозижденный Духом Божиим, прекрасный человек во Христе. Только такой человек способен “возделывать” рай, преображать мир. Кстати, именно в этом заключается один из смыслов праздника Преображения Господня.

«Что такое сердце милующее? » - и сказал: “возгорание сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и всякой твари. При воспоминании о них, и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились…” (преп. Исаак Сирин. Слово 48, с.206).

Отдельно от мира, от его судьбы, в порыве индивидуалистической домостроительства человеку не дано спасти свою душу. Но и наоборот. Для того, чтобы человек мог осуществить свое предназначение, Господь создал многоступенчатую иерархию земных стихий, начиная с квантовых энергий и заканчивая высшими ангельскими чинами. Перед потопом, когда люди “извратили свой путь», Господь сказал: “Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо я раскаялся, что создал их.”(Быт.6,7). Это не была жестокость божественной Правды, просто вся вселенная становится не нужна, если в ней не будет человека.

Псевдоматрешка

В православном богословии догмат о Святой Троице поясняется при помощи аналогий из физического мира, например, солнца. Возможность таких тварных подобий обосновывается символической структурой мира, созданного Богом-Троицей. Думается, что интересной аналогией, раскрывающей догмат о Церкви, является русская матрешка. Ее структура идеально соответствует пониманию Церкви самой себя как “неслитного, нераздельного, неизменного, неразлучного” Бытия всех ее частей в Духе Святом.

По учению св. Отцов, как каждая частица Причастия непостижимым образом вмещает всего Христа, так и каждая единица Церкви обладает всей Полнотой Жизни Вселенского Православия, будь это деревенская церквушка на краю земли, патриарший собор в Москве, храм Гроба Господня в Иерусалиме или Константинопольская кафедра.

Где Евхаристия, там и Церковь, где Церковь, там и Христос, где Христос, там Полнота Троичного Бытия. Приход, “отложившийся от своего епископа” теряет онтологическую причастность ко Вселенской Полноте. От этой Полноты в раскол может отпасть не только отдельный храм, но и целая митрополия. Дело не в количестве и значительности церковных элементов, а в причастности их к Литургии. Только “все вместе”, в единстве, дарованном свыше в день Пятидесятницы, бытие земной, территориально и географически разрозненной, Церкви может осуществить, явить миру Евхаристию как Всеполноту Божественной Славы.

Псевдоматрешка

Аналогичный принцип мы находим и в структуре матрешки. Одна, пусть самая большая матрешка, теряет свое значение в отрыве от остальных или хотя бы меньшей из них; она становится “неполной”; но в то же время любая матрешка сама по себе являет полноту единого образа. Жаль, что ученые отцы-догматисты проходят мимо этого замечательного игрушечного подобия. Матрешка - это и категории Аристотеля, данные в чувственно-художественных образах. Высшие категории жизни (большая матрешка) включают в себя низшие (маленькие матрешки), но не упраздняют их. Кирпич не отнимает у глины ее сущности; кирпичный дом сохраняет естество всех, вложенных в него кирпичей. Порядок рождается только из порядка.

“Идея, что порядок - только из порядка, означает, что мы не можем утверждать, что из низшего возникает высшее, из несовершенного со временем получится совершенное, из низкого - высокое; все эти посылки и тезисы прямо противоположны эволюционной теории. Здесь заведомо исключено, что из обезьяны может получиться человек (Значит, матрешка является одним из культурно-художественных образов “доказательств бытия Божия" ) Отсюда - вся иерархичность (по степеням совершенства) построенного мира у Аристотеля (М. Мамардашвили. Лекции по античной философии. Стр.176). И мирским философам матрешка может сослужить службу.

За основу данной статьи был взят доклад, прозвучавший на Рождественских образовательных чтениях г. Москвы в 2005 году. Некоторые православные слушатели размышления о матрешке посчитали пантеистическими. Поэтому в печатном варианте доклада мы решили дополнить его рядом цитат из учебников по догматике Православной Церкви , чтобы развеять все читательские сомнения по поводу высокого духовного смысла матрешки.

Псевдоматрешка

«В задачу человека входило привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству. По мысли св. Максима, человек призван был последовательно преодолеть в себе разделенность мира. Свой ум и чувства он должен был устремлять к Богу, и таким образом, достигая обожения, сообщать потоки благодати ниже его лежащей твари, и таким образом вести мир к большему совершенству. “…Перейдя границы чувственного (человек), он должен был затем путем познания, равного познанию духов ангельских, проникнуть в мир сверхчувственный, чтобы соединить в себе самом мир сверхчувственный и чувственный. Наконец, не имея ничего вне себя (то есть, преобразив всякую тварную единицу), человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю Всю вселенную, СОЕДИНЕННУЮ В ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВЕ (то есть очеловеченную). Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе. Таким образом, совершилось бы обожение человека и всего тварного мира. Так как эту миссию, данную человеку, не выполнил Адам, то мы можем проразумевать ее в деле Христа - Нового Адама. На пути своего соединения с Богом человек не устраняет от себя тварного, но собирает в своей любви весь раздробленный космос”, чтобы был он в конце преображен благодатью” (Архимандрит Алипий, архимандрит Исайя. Догматическое богословие, с.223-225).

“Церковь есть средоточие вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. Все призваны войти в Церковь, ибо, если человек - микрокосмос, то Церковь, по св. Максиму Исповеднику,“макроантропос”. (В. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви, с. 212).

“Связь человека с вселенной оказывается как бы опрокинутой по сравнению с античными понятиями; вместо того, чтобы “деиндивидуализироваться”, “космизироваться” и, таким образом, раствориться в некой безличной божественности, абсолютно личностный характер отношений человека к личному Богу должен дать ему возможность “персонизировать” (очеловечить) мир. Уже не человек спасается вселенной, а вселенная человеком, потому что человек есть ипостась всего космоса, который причастен его природе. И земля обретает свой личностный, ипостасный смысл в человеке… Только через нас космос, как продолжение нашего тела может воспринять благодать” (В. Лосский. Догматическое богословие, с. 297).

Матрешка на душевном плане - “образ будущего века” . Как жаль, что сегодня ее чудный лик приобретает черты унифицированного современного мира. Всякий художник способен создавать только образы своего сердца. Мастерица, не преображающая свою душу Фаворским светом, живущая по медиа-техническим стихиям (эстрада, сериалы, шоу, и т.д.) “века сего”, не может подарить миру пасхальный запоминающийся облик этой народной игрушки.

А как интересно было бы вместе с детьми заново пережить образы любимых русских сказок (тем более, что такой опыт уже был до революции в Сергиевом Посаде) в матрешке, таких как “Терем-теремок”, “Репка”, “Курочка-ряба”, “Волк и семеро козлят”, “Колобок” и др; создавать семейные, мастеровые (например, отец - кузнец, мать - несет узелок с едой, дочка - кувшин с водой, сыночек - с крошечным молоточком и т. д.) матрешки. Можно провести творческий семинар по тематическому обновлению (принцип стандартности матрешечных ликов есть не до конца изжитый прообраз пантеистического яйца Востока). Матрешка необходима нашим детям, и мы обязаны сохранить ее для них, найдя новые неожиданные краски и образы в Православии.

Последний совет

Прочитают родители нашу статью, “почешут в затылке” и скажут: «Ну, и как же теперь быть, маленьким, понятно: пирамидки, матрешки, куколки, а тем, что постарше? Не в кубики же им играть? Что посоветуете?» Ситуация, сложившаяся вокруг детской игрушки, не тупиковая. Слава Богу, кроме китайских предприятий, заваливших нас своей «народной» продукцией, существуют отечественные производители традиционной игрушки. Они до сих пор, еще с советских времен, выпускают добротные железные самосвалы, трактора, мячи, скакалки, дудки, коляски, конструкторы, санки, и т. д. Все эти игрушки можно без смущения дарить детям.

Мягкая игрушка (слоники, зайчики, медведи и пр.), как правило, имеет веселый добродушный образ, и нет никаких причин лишать детей радости обладания ею. Это прирученные “райские” звери. Что такое плюшевый мишка? Мягкая, очеловеченная душа лесного царя зверей, воплощенная в форме игрушки. Девочка сажает “мишку” за стол и кормит кашей. Она вырастет и увидит, надеюсь, в зоопарке, настоящего медведя и, может быть, подумает: “Ничего, что он с виду такой дремучий! На самом деле сердце у него доброе, как у моего плюшевого медвежонка” И будет права, ибо злоба звериная есть отражение в твари лютости человеческой.

Можно и самим попытаться сделать игрушки. Это, конечно, не совет подобный совету Ганди, всем ходить с прялками. Но все же, почему бы не попробовать, хотя бы пару раз, вместе с детьми сотворить несколько игровых единиц? Если отец не имеет способностей к столярному делу, а мать к рукоделию, то можно найти соответствующего мастера (мастерицу) и заказать им необходимую игрушку: машину, коляску, подъемный кран, кукольную мебель, одежду и пр. Уверены, что по стоимости она будет дешевле фабричной.

Не следует также забывать, что в школьном возрасте игрушка отходит на второстепенный план. Школьники начальных классов уже имеют душевные силы, чтобы работать на уровне сознания с символикой переноса свойств одного предмета на другой. Нужно только не загасить эту способность “мировыми достижениями культуры” и вовремя направить движение детской души по пути творчества и воображения. В возрасте 7-10 лет дети становятся способными осуществлять сложные социальные игры. Поэтому вполне возможно родителям помочь им в организации этих игр. Разве так трудно вспомнить себя мальчишкой и научить детей замечательным подвижным играм, таким, как “лапта”, “двенадцать палочек”, “чиж” и “казаки-разбойники”? Возможно, одним из выходов будет и создание специализированного магазина доброкачественной, душевно - укрепляющей детской и народной игрушки. Такой опыт уже был единожды осуществлен в России, в Сергиевом Посаде, незадолго до революции. Иван Шмелев в одном из своих произведений описывает эту прекрасную продукцию, которая быстро завоевала любовь детей и родителей во многих пределах русской земли. Замечательно то, что создание этого комплекса (мастерские и сеть магазинов) было вызвано к жизни не желанием обогатиться, а стремлением дать русским мальчикам и девочкам (после проделанной серьезной научной работы) воспитательную, нравственно - оздоровляющую игрушку.

Вятское Земство незадолго до 17 года организовало, по типу подмосковных мастерских, свое небольшое предприятие. Но вскоре, в “пожаре мировой революции”, оно исчезло. Не пришла ли пора возродить традицию? Тем более, что некоторые силы для этого уже существуют. Например, в Нововятском районе, в д. Луговая, есть предприятие “Сувенир”, в котором продолжается традиция изготовления деревянной игрушки. Унывать не стоит и “благослови Бог почин”.

Всякая игрушка - желает того или не желает изобретающий ее инженер-фантазер, делающий ее мастер, продающий ее продавец, приобретающие ее отец и мать - имеет свои духовные архетипы и, следовательно, религиозна с положительным или отрицательным знаком и ведет душу ребенка к Евангелию или к Общечеловеческим Ценностям, имя которым «легион» .




Top