Танцевально-двигательная терапия. Арлин Старк

  1. Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии
  2. Основные принципы и цели
  3. Эмоции и движение
  4. Работа с межличностными отношениями в танцевально-двигательной терапии
  5. Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста
  6. Заключение

Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения.

Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики (К. Рудестам,1998). Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия.

На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В. Райх, 1942; Г. Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. В литературе выделяются следующие факторы, способствовавшиеся развитию танцевально-двигательной терапии:

После II Мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танцевально-двигательная терапия способствовала этому. "Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическими больными, добилась больших успехов. Пациенты, которые считались безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств.

50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцевально-двигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.

60-е годы: "движение тренинга человеческих отношений", что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания.

Исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970).

Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман (Wigman): "Танец – это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело".

В 50-е – 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали они в разных направлениях, но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия.

Большое влияние на развитие танцевально-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как – позволим себе встать на точку зрения души – душа ничего не может значить без тела..." К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь".

Основные принципы и цели танцевально-двигательной терапии.

Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом (которые мы упоминали выше), в танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танцевально-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд (Joan Smallwood), юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К.Юнг описывал как части бессознательного. Аутентичное Движение как метод танцевально-двигательной терапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими. В отличие от других подходов работы с телом, танцевально-двигательная терапия использует сны, образы или символы в работе с телом. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Танце-терапевт работает постоянно с собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента. Танцевально-двигательная терапия, помимо движения, использует еще такие понятия как вес, пространство, время – для расширения и обогащения творческого и выразительного мира клиента.

Танце-терапевт концентрируется на взаимоотношениях терапевт – клиент, клиент – пространство, осознанные движения – неосознанные. Танцевально-двигательная терапия выступает в двух формах: индивидуальной и групповой. В групповой форме процесс танцевально-двигательной терапии основан на том, что терапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т.д.).

Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоционалные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (Например: вытягивание плечей и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому участнику осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3 часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я. психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является "Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми."

Раньше танцевально-двигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же – все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танцевально-двигательной терапии. Существует три основные области работы танце-терапевта:

  1. Тело и его движения
  2. Межличностные отношения
  3. Самосознание

Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.

Во второй области танце-терапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.

В третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.

Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста

На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ используется с различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности. Целью данной статьи является прояснение места и возможностей ТДТ в контексте других техник и направлений "новой психотерапии".

Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей: присоединение по позе и дыханию в НЛП, присоединение по позе и движению ("зеркало"); преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальт-терапии – оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие; работа с мышечными блоками и последовательностями сложнокоординированных действий в телесноориентированной терапии освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д. Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что н другие направления "новой волны" психотерапии, работает с ними на своем поле в теле и движении.

Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов. Это такие упражнения как "континуум" (в его многообразных российских вариантах), "аутентичное движение", контактная импровизация, "танец пешеходов""(pedestrian dance), "джаз тела" Габриэлы Рот и мн.др.

Для примера приведем процесс "Тропа танца" (Dancing Path), известный также как "Танец пяти движений". Авторство его принадлежит "городскому шаману" Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

  1. Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения "женской" энергии.
  2. Stacatto – резкие, сильные и четкие движения, "мужские" движения.
  3. Chaos – хаотические движения.
  4. Lyrical – тонкие, изящные движения, "полет бабочки" или "падающего листа".
  5. Stillness – движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, "пульсирующая статуя"(5).

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса – проговор. "Танец пяти движений" рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают "мужские", резкие и сильные движения. "Я не такая, мне это не нравится" – говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно н непривычно идти.

Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

Диагностическую – человек обнаруживает "освоенные и неосвоенные" качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже "запретную".

Тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

Терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации "Тропа танца" позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностным и смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

Заключение

Танцевально-двигательная терапия позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения. Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесноориентиоованная работа не охватывает эту последовательность напряжений. Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.

Танце-терапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать.

Благодаря работе в группе по танцевально-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танцевально-двигательной терапии – это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.

Танец, как таковой, вышел за привычные рамки и обрёл новую жизнь во второй половине 20-го века в качестве элемента психотерапии.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Танцевально-двигательная терапия

Ступникова Светлана Александровна,

преподаватель по классу хореографических дисциплин

МБОУДО «Федоровская школа искусств»

гп Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра

Терапия с помощью танцев и движений

Что для вас танец?

Возможность поддерживать себя в хорошей физической форме? Хорошая осанка? Хорошее настроение? Новые знакомства? А быть может, поиск себя? Встреча с собой, со своим телом?

Традиционно, человек сдержан в проявлении своих эмоций, а танец помогает раскрепоститься, проявить чувственность. С помощью музыки и движений у человека есть возможность почувствовать своё тело и научиться получать от него удовольствие. В танце человек встречается с собой настоящим.

Танец, как таковой, вышел за привычные рамки и обрёл новую жизнь во второй половине 20-го века в качестве элемента психотерапии.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.

Танец - это неповторимое действо, импровизация. В спонтанных движениях бессознательное человека приобретает видимую форму. Танец помогает отыграть роли, которые мы надеваем на себя в жизни и начать реально относиться к ситуации. Танцевально-двигательная терапия помогает ощутить и понять причину симптомов, болей различного рода.

Ещё Вильгельм Райх, основоположник телесной терапии, считал, что все эмоциональные переживания, которые человек не выражает неделями, месяцами, годами, никуда не исчезают, а «застревают» в мышцах в виде мышечных блоков. Тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Танцевально-двигательная терапия исследует реакции тела и его действия и помогает найти ту внутреннюю целостность, которая была потеряна в результате несоответствия чувств и действий.

Танцевальная импровизация - это восстановление некоего диалога с собой, со своим телом. Это исследование себя. Это способ выражения эмоций, и даже воспоминаний.

Танцевально-двигательная терапия - это возможность поддерживать пламя своей жизни ярко горящим и освещающим жизнь близких людей.

Танцева́льно-дви́гательная терапия (ТДТ) - направление психотерапии , в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида

История развития ТДТ

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз . Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.

В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М. Чейз получила национальное признание.

В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA) , и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины .

В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии , которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA) .

Описание метода

В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд принципов :

  1. Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
  2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
  3. Триада мысли - чувства - поведение - единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
  4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
  5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

Цели

  1. Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
  2. Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
  3. Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
  4. Интеграция внутреннего опыта - установления связи между чувствами, мыслями и движением.
  5. Создание глубокого группового опыта.

Виды танцевально-двигательной терапии

В танцтерапии можно выделить три группы подходов:

  1. Клиническая танцевальная терапия - вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.
  2. Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) - ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга.
  3. Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития - это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Такое деление на группы достаточно условно, но оно отражает требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения техник.

ТДТ всегда основывается на непосредственном опыте переживания, поэтому техники танцевальной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии:

Основные принципы танце-двигательной терапии.

Совершенствование движений - лучший способ совершенствования. Почему? Есть следующие основания:

1. Нервная система занята преимущественно движением.

2. Качество движения легко различимо.

3. Опыт движения наиболее богат.

4. Способность к движению существенна для самооценки.

5. Всякая мышечная деятельность - это движение.

6. Движения отражают состояния нервной системы.

7. Движение - основа сознания.

8. Дыхание - это движение.

9. Основа привычки - движение.

Основная задача танце-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В танце-двигательной терапии учат относиться к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танце-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя, свои движения и развивается по собственному пути. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Джоан Смолвуд, юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила
три компонента терапевтического процесса:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойных сообщений, когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
3. Аутентичное движение (спонтанная, танце-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К. Юнг описывал как части бессознательного, благодаря чему открываются невыраженные эмоции, которые были заблокированы в теле.

Танец, психотерапия и танцевально-двигательная терапия:

различия и общность

В последние несколько лет среди многих увлечений, есть одно, которое не может не радовать, - это увлечение танцем. Как будто пришло разрешение на реализацию давней мечты и настоящей потребности многих людей - наконец-то можно, можно танцевать, не имея ввиду профессиональной карьеры в искусстве или спорте, можно, просто потому что хочется.
И в целом, наше время характеризуется взрывом массовой танцевальности, повышением роли бытовых танцев в структуре масс-культа. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он - досуг и спорт, он зрелищность и релаксация.

Все чаще употребляется и сочетание слов - танцевально-двигательная терапия . Употребляется в разных вариантах: танцтерапия, танцевальная терапия, данс-терапия и т.д.

Можно выделить несколько разных «пониманий»:

1. медицинское - Танцтерапия как разновидность физкультуры, лечебной гимнастики или шейпинга. Туда же профессионалы танца относят такие техники как Пилатес, техники Александера и Фельденкрайса или мало известное у нас пока BMC (body-mind centering).
2.
нью-эйджевское - экстатический танец, танец-медитация и т.д. 3. психологическое - танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития или индивидуальной терапии.

Вероятность терапевтического воздействия танца очень велика, но не является целью. Уникальность профессиональной танцевально-двигательной психотерапии состоит в том, что это процесс сознательный, целенаправленный и структурированный.

Чем «лечат» танец и танцевальная терапия

Сами терапевтические механизмы в танце и танцтерапии естественным образом пересекаются, но не идентичны, а в некоторых случаях - противоположны. Два базовых терапевтических механизма, которые есть в танце (и не только в танце) - это его возможность быть выражением разнообразных человеческих чувств и изменения телесного, двигательного характера личности при обучении новым движениям.

Отреагирование , катарсис через повторное проживание и осознавание эмоционально значимых моментов прошлого является достаточно общим (и естественно оспариваемым) механизмом глубинной и телесно-ориентированной терапии. В танцевальной практике выделяют две реализации этого механизма:

Танец как психоэмоциональная разрядка;

Танец как творческое (символическое и целостное) самовыражение.

Первый способ больше отражает обыденный и узко-медицинский подходы, но, безусловно адекватно описывает процессы стандартного социального функционирования танца (дискотеки и т.п.). Второй - больше соотносится с танцем-как-искусством и его потенциальной возможностью соединять физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в единое действие.

Психоэмоциональная разрядка достаточно простой и затратный (в смысле глубинных изменений) способ, типичным примером которого в терапевтической области являются трансовые танцы. Он опирается на оргиастическую природу танца. Самовыражение - область expressive arts -развернутый и достаточно сложный процесс, требующий «вхождения» в материал и освоения его. Это может быть работа со специфическим образом в танце, имеющим для танцующего особую эмоциональную значимость.

Другой базовый механизм - переобучение . Если нарушения обусловлены проблемами и пропущенными (диссоциированными) стадиями развития в прошлом или остановкой развития в настоящем, то переобучение является адекватным механизмом восстановления непрерывности и целостности развития. Оно может выступать как:

а) перестраивание и трансформация дисфункциональных паттернов (работа с осанкой, фокусом внимания в движении и т.д.);

б) получение нового опыта (например, освоение новых качеств движения). Естественно, это разделение условно, и, в реальном процессе механизмы перекрывают и поддерживают друг друга. Тем не менее, имеет смысл знать, выделять и использовать эти механизмы в реальном процессе - творческом, образовательном или терапевтическом.

Следует также учитывать, что конкретные танцевальные направления и стили презентируют определенный набор качеств, характерный именно для них. Поэтому «не все танцы одинаково полезны», скорее, они «полезны» по-разному. И у каждого направления есть своя «обратная сторона» - то, чему именно это танцевальное направление не может научить, а также набор качеств, которые необходимо «отвергнуть» для того, чтобы танец соответствовать стилистике.

Многие танцтерапевты соединяют терапевтический подход и определенное направление танца (например, фламенко или танец живота), но гораздо чаще в ТДТ используется стилистика танца модерн или контемпорари, поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием в танце.

Танец и Танцтерапия: границы

Коренное отличие терапии от большинства танцевальных направлений лежит в отсутствии предустановленного результата - образа, стиля, словаря движения. Так даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение), а в контексте танцтерапевтической сессии мы можем совсем не уделять этому внимания. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность.

Второе отличие - наличие танцтерапевта, т.е. человека имеющего специальное (не чисто танцевальное, и не только психотерапевтическое) образование. На современном уровне развития, даже наличие хореографического опыта и психологического образования может быть лишь стартовой точкой при становлении танцтерапевта. Одна из иллюзий состоит в том, что Танцтерапия - это «легкий» вид психологической работы. На самом деле, это поверхностный взгляд, который может привести только к поверхностным результатам и профанации.

Некое знание психологии и танца, в лучшем случае, может привести к тому, что называется «creative dance», т.е. творческий танец. Это процесс творческого развития через танец и движение, не связанный напрямую с обучением каким-либо танцевальным навыкам. Creative dance может быть частью танцтерапии, но контекст танцтерапии шире.

Третье отличие - соотношение вербальной и танцевальной модальности. Танцевальная терапия всегда связана с установлением, углублением связей в системе «тело-сознание» и, поэтому обращается к разным языкам: как к «языкам» тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе, соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но «терапевтичность» процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта.

Сам контекст танцтерапии, ее позиционирование является еще одним различием. Иными словами, люди могут приходить на танцевальные занятия с не слишком осознанными «терапевтическими» запросами и удовлетворять их, но эти задачи иногда легче решить прямым образом, через танцтерапию. Возможно, что это несоответствие между бессознательными целями и техническими танцевальными занятиями приведет к обратному эффекту - отторжению самого танца; как это часто происходит в детстве, когда естественная потребность в движении слишком структурируется, подгоняется под чуждые стандарты, когда танец становится только техникой и забывается его способность иметь дело с целостностью и развитием целостности человеческого существа. И, когда это забывается, танец остается невоплощенной и даже пугающей, несбыточной мечтой.

Танцтерапия и психотерапия: позиция

Существуют разные представления о месте танцевально-двигательной терапии в богатом и разнообразном мире современной психотерапии. Некоторые считают ее частью арт-терапии, понимая «арт» как искусство в широком смысле этого слова. Но тогда у нас есть термины для обозначения психодрамы, музыкотерапии, танцтерапии, но не остается специального термина для обозначения непосредственно «арт-терапии», где «арт» - это изобразительное искусство.

Танцевальная терапия все-таки является отдельным направлением , требующим специфической подготовки и образования, хотя в реальном терапевтическом процессе техники танцтерапии, телесного подхода и любые направления expressive art therapy прекрасно сочетаются и дополняют друг друга. Одной из современных тенденций развития психотерапии является именно разработка именно полимодального подхода. И границы, о которых я говорил нужно обозначить лишь для того, чтобы единство этих подходов не стало не различающим смешением.

Техники танцевальной терапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии, поскольку не являются выражением определенного взгляда на природу человеческого сознания, а, скорее, создают возможность доступа к различным структурам и слоям системы «тело-сознание» и их интеграции.

«Так какой танец мне нужно танцевать, чтобы это было терапией?» - спрашивали меня на одном ток-шоу. Интересна сама постановка вопроса. Она отражает типичную «мифологию» (по Р. Барту) современного общества, когда терапия - это процедура приема «правильной таблетки». Эта «мифология» не может иметь дела с реальным процессом танца - живым, неоднозначным, развертывающимся во времени. Процесса, в котором субъект и объект, автор и произведение, процесс и результат, живущий и жизнь - являются Одним. Процесса, в котором акцент переходит с результата и цели - на качество проживания именно этого момента, а, значит, и всей жизни, которая состоит из «этих моментов».


»

Болезнь - это всего лишь результат , внешний показатель наших эмоций и переживаний. Не имеет смысла лечить её таблетками. Физическое состояние зависит исключительно от состояния психики.
Городской ритм жизни приводит к мышечным зажимам.

Однин из лучших и эффективных средств, снимающих мышечное напряжение- это танец . =)

Расслабляется тело - расслабляется и психика , высвобождаются подавляемые эмоции, энергия свободно перетекает по каналам тела, улучшая здоровье и общее состояние.

Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения, где мы можем выразить себя и свои чувства. Человек обретает возможность познать себя изнутри и почувствовать целостность физического и ментального.

В лечебном танце не обязательно обладать танцевальными навыками, важно ощущать и выражать себя в танце. Танцевать нужно не только телом, но и душой, глазами, улыбаясь внутри.

Задачи:

  • Следовать внутреннему процессу, освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, телесного дискомфорта и ограничений в движении.
  • Научиться понимать язык своего тела и использовать танцевальные движения для полного выражения чувств.
  • Развитие самоуважения, принятие себя, доверие к себе и к жизни.

Танцевальная импровизация помогает:

  1. Разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса.
  2. Выразить чувства, для которых нет слов.
  3. Освободить своё тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении.
  4. Получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.

Суть танцетерапии заключается в том, чтобы движением выразить свое состояние или проблему. «Прожить» настроение, конфликт, чувство, ощущение в танце, и это означает пройти половину пути к выздоровлению.

Создавая свой танец, мы создаем пространство, в котором перевоплощаемся, разыгрывая свои переживания. „Протанцовывая“ свое состояние, освобождаемся от мышечных зажимов, мешающих нам жить полной жизнью.

Тело способно восстанавливаться, нужно лишь научиться обращаться с ним правильно, уметь „договариваться“. Болезни тела вызваны психологическими блоками, которые ощущаются на физическом уровне.

Недоверие к собственному телу, нелюбовь к своему телесному облику, неумение воспринимать как единое целое свое духовное и физическое «Я» — из этих проблем вырастают десятки других.

Танец избавляет людей от комплексов, учит дружить со своим телом, понимать его язык. Только сначала нужно обязательно станцевать свой „танец души“, а уже потом переходить к классическим ритмам.

Цель танцетерапии — убрать ограничения личности.

Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами, ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой пробуждается творческий потенциал и потенциал к изменению старого образа жизни.

Техника танцевальной импровизации.

Стоя ощутить своё тело как единое целое, „войти в состояние“. Отследить области дискомфорта или те, которые не вписались в общее чувство тела. Сосредоточиться на них и дать телу сделать какое-нибудь движение. Любое. Главное, чтобы не вмешивался ум со своими оценками „правильно-неправильно“, „красиво или нет“. Отдаться ощущениям и двигаться так, как хочет тело.

Закончить, когда почувствуете завершенность. Обычно тело само останавливается. Не надо руководить этим процессом. Также работать прорабатывая психологические проблемы или протанцовывая темы.

Импровизация под музыку – это выражение телесных ощущений, вызванных музыкой.

Хелен Пэйн. Танцевальная двигательная терапия
Определение и историческое развитие

(Из книги "Инновационная психотерапия")

Определение

Танцевальную двигательную терапию (ТДТ) проще всего определить как целенаправленное использование выразительных движений и поз, взятых в терапевтическом сочетании, с целью укрепить образ "я".
Она занимает свое место среди многих форм невербального вмешательства, но уникальна тем, что:

а) выразительные движения есть проявление наших внутренних биологических ритмов, и оно ближе, чем прочие художественные формы, способствует естественному человеческому самовыражению; и

б) сам по себе танец захватывает всю физическую сущность и этим превращает "я" в объект творчества. Танцора нельзя отделить от танца, происходит воссоздание себя как "я" и как объекта, в единстве сознания и тела.

Историческое развитие

В Соединенном Королевстве ТДТ возникла в 1940-х из опыта трудотерапевтов, медсестер и психологов, которые экспериментировали с движениями в психиатрических больницах. К 1970-м эта работа уже требовала специального обучения и проводилась преимущественно в тех же условиях. Однако в более поздние времена немногочисленные практики начали предлагать ТДТ в системе государственных и частных услуг.

Профессиональная ассоциация, ассоциация танцевальной двигательной терапии (АТДТ - АDМТ), сформированная в 1982 году, выросла из группы коллег-пионеров, регулярно встречавшихся в 1970-х для тренинга и супервизии в своем кругу. В первый исполнительный совет входили Линн Крейн, Каталина и я. К 1984 году в Соединенном Королевстве получила распространение американская система тренинга, и в Институте Рохэмптона начали проходить сертификационные курсы. В 1987 году в Хартфордширском колледже искусств и дизайна в Сент-Олбансе (ныне Университет Хартфордшира) был организован первый государственный постдипломный тренинг, утвержденный Советом по государственным академическим назначениям.

Основоположники

В 1970-х Одри Уэзерс и Марион Норт приступили к использованию в терапевтических условиях лабановских движений. Сам Рудольф фон Лабан (Rudolf von Laban, 1949) указывает, что подобной работой он интересовался еще в 1940-х годах. Вероника Шербурн, также проходившая тренинг у Лабана, в 1950-х изучала движения в Уитимидском терапевтическом обществе (стоявшем на юнгианских позициях). Позднее она применила свои открытия в работе с детьми, страдавшим тяжелыми интеллектуальными расстройствами. В середине 70-х Кедзи Пенфилд, американец, прошедший тренинг по лабановскому анализу движений, ввел ТДТ в практику работы терапевтического общества в Шотландии. Я прошла тренинг по танцам Лабана в Англии в начале 1970-х и развивала направление в больницах и специальных школах. В 1991 г. я опубликовала работу "Creative Movement and Dance in Groupwork" (" "), а в 1992-м выпустила книгу "Dance Movement Therapy" ("Танцевальная двигательная терапия") - первую, в которой документально освещается работа практикующих ТДТ в Соединенном Королевстве (Рауnе 1991, 1992).

Из всего перечисленного практика ТДТ выросла в работу с различными категориями клиентов, начиная с лиц со специфическими нуждами и расстройствами душевного здоровья и заканчивая старшими группами индивидов, страдающих от тех или иных зависимостей, и теми "функционирующими" членами общества, которым показано развитие личности. Некоторые приемы ТДТ сейчас используются в тренинге менеджеров и оценке личной и командной эффективности в корпоративном бизнесе и на рабочих местах.

Связь с другими разновидностями терапии

ТДТ - одна из четырех признанных арт-терапий (другими тремя являются арт-терапия, драма и музыкальная терапия). Подобно им, она имеет свою собственную профессиональную ассоциацию с критериями полноправного членства, стандартами и этикой, ежеквартальный бюллетень и право проведения постдипломного тренинга на законной университетской основе. Существует Психотерапевтический институт искусств, который предлагает краткосрочные курсы, публикации, консультации по вопросам тренинга, экспертизу, обучение ТДТ и клиническим услугам для ряда лиц, включая специально нуждающихся.

Не подтверждается общность ТДТ с когнитивной терапией, трансактным анализом или соответствующими моделями познания личностного процесса. Она также отличается от гипноза.

Основные понятия

С древнейших времен танец был составной частью всех культур, а в шаманстве он применялся в целительных целях. Во всем мире он выступал как сила, объединяющая общество. Можно сказать, что обрядовые и другие церемониальные танцы служат задаче выражения душевного и духовного здоровья этих обществ.

В нашем обществе, где слова ценятся превыше всего, плохо понимают людей, чьи травмы скрываются ниже словесного уровня, будучи вызваны психологическими, эмоциональными или физическими причинами. Выражение эмоций уходит корнями в тело и в норме сопровождается интеллектуальным откликом, однако некоторые люди не могут их переживать и остаются заблокированными на уровне чувств.

Важность жестов и поз для коммуникации документально подтверждается ранними исследованиями, предпринятыми в сфере невербального общения, такими как работы Дарвина (Darwin, 1965). Позднейшие изыскания показывают решающую роль физического контакта и движений в таких первичных отношениях, как довербальные переживания в общении матери и ребенка.

Можно говорить, что ТДТ располагается на периферии современных терапий в своей приверженности холистическому подходу к обеспечению благополучия и, делая акцент на телесных / душевных / духовных / интеллектуальных отношениях, может привлечь тех, кто заинтересован в альтернативных путях к исцелению и здоровью. Работу над психосоматическими симптомами можно облегчить, если воспользоваться путем исследования, пролегающим через само тело.

Имеются прочные связи между ТДТ, райхианской терапией и биодинамической терапией - например, в том внимании, какое она уделяет дыханию, прикосновениям и спонтанной двигательной (и вокальной) экспрессии.
Поскольку ТДТ является экспериентальным методом, она имеет нечто общее с двигательной и вербальной психотерапией; кроме того, многие ее черты можно найти, например, в нейро-лингвистическом программировании (НЛП), в гештальт-терапии с ее использованием "здесь-и-теперь", поз и . В методах, принятых в групповой психотерапии, например, в групповой аналитической работе, тоже используются метафоры и групповой процесс, свободные ассоциации и интерпретации; а коллективные и архетипические феномены, которые часто проявляются в материале движений, устанавливают связь с юнгианскими подходами к использованию активного воображения, сновидений и мифов. Можно видеть, что в ТДТ применяются как директивные методы, подобные тем что обнаруживаются в НЛП или бихевиоральных системах релаксации и тренинга уверенности в себе, так и недирективные / неструктурированные методы работы - сосредоточенные на клиенте, а также психодинамические. ТДТ будет неизбежно зависеть от категории клиентов, условий проведения, целей, задач, а также взглядов на мир и подготовки конкретного терапевта с конкретной ориентацией. Более недавний подход применяется в интегративной двигательной психотерапии, которая специально предназначена для глубинной, продолжительной работы с отдельными зрелыми индивидами, которые ищут психотерапевтических отношений, где выразительными средствами будут движения и слова.

Причина страдания

Идея здесь такова, что люди могут нести в себе поврежденные или скрытые черты, которые можно выправить или выявить посредством терапии. Если их не касаться, то люди могут функционировать либо недостаточно, либо с избытком, и иметь симптомы, обозначаемые как депрессия, вредные привычки, заниженная самооценка, слабые коммуникативные навыки и т д. ТДТ-терапевт может счесть, что страдание связано с отсутствием единства между телом и чувствами, блокированием экспрессии и также, следовательно, интеграции аспектов собственного "я" на телесном уровне. При работе сразу с чувствами и телом можно добиться более естественного облегчения, чем при работе с одними словами, которые могут быть использованы для сопротивления переменам и защиты от трансформации. Таким же образом, если внимание оказывается только телу или телодвижениям, процесс будет поверхностным, и в какой-то момент пациент может вернуться к старым знакомым паттернам, которые проявятся в движениях.

На трансперсональном уровне можно встретить терапевтов, считающих страдание тем, что нам суждено пережить; самое же большее, что можно сделать, - преобразовать горе в обычную печаль. Если так относиться к причине, то допущение окажется весьма смелым. Лично я считаю, что мы все являемся частью нашего мира, и нет никаких причин и следствий per se , а есть лишь столкновение одной совокупности паттернов, которую мы проживаем и, если можем, изменяем, с другой, еще более вызывающего толка.

Процесс изменения

В ТДТ никакое познание процесса не может быть полным без учета мнения клиента. Участник группы сообщает:
То, что произошло со мной в ходе ТДТ, я готов сравнить с археологическими раскопками в моем теле; моя душа была тем, во что я вгрызался посредством двигательных ощущений, и это были неземные, выздоравливающие части моего существа... которое просто становилось более цельным.

Из движения естественным образом рождается контакт, - который целенаправленно используется в процессе ТДТ. Для большинства из нас идея языка тела не есть нечто новое; именно в нем зачастую проявляется наша аутентичность. Этот феномен является основополагающим для ТДТ, а техники призваны достучаться до бессознательной мудрости, "известной" нашим телам.

Позы, жесты и движения являются средствами признания и передачи скрытых, забытых или задавленных эмоций, более полного самовыражения. Эта идея не нова, люди всегда использовали движения и танцы для высвобождения естественной, примитивной сути.

Предложенная форма коммуникации представляет собой особый язык, на котором общаются и который понимают пациент и терапевт. Танцевальные движения применяются при том убеждении, что всякое движение вообще выполняет символическую функцию, и все эмоции можно испытать, выразить и воспринять через позы, жесты и движения.

Разблокирование способности к росту, которому сопротивляется скованная мускулатура, расширяет спектр чувств улучшает их выражение. В литературе по ТДТ утверждается, что эмоциональные, социальные и поведенческие расстройства неизменно отражаются как в ограничении объема движений, вызванном тоническими паттернами пациентов, так и в ограниченности мышления и абстрагирования.

Идея единства сознания и тела далеко не нова. Мы суть наши тела и через них наиболее мощно и непосредственно выражаем свои подсознание и индивидуальность. Древней является и идея взаимосвязи движения и чувства; как утверждается в старейшем литературном памятнике "И Цзин", "любой порыв сердца ведет нас к движению". Чтобы вызвать немедленную реакцию на эмоциональном уровне, можно проработать телесные движения, которые считаются связанными с эмоциями. Это позволяет довербальным чувствам стать интегрированными через символику выразительного движения.

Таким образом, ТДТ может служить как изменению, осознанию и исследованию, так и диагностике. Акцент делается на личном или групповом двигательном утверждении, или "танце". Интеграция вытекает из совместной обработки чувств и физического присутствия. Терапевт создает обстановку поддержки, в которой можно, ничем не рискуя, выразить, принять и передать чувства. Терапевтические отношения являются частью процесса, в котором перенос интерпретируется там, где это уместно.

В США на данную тему было написано больше, чем в Соединенном Королевстве, и любопытно, что теперь в литературе получают большее освещение такие идеи Лабана, как оценка и диагностика. В США термины "двигательная терапия" и "танцевальная терапия" являются взаимозаменяемыми, и часто пишется так: танцевальная/двигательная терапия или танцевально-двигательная терапия. В Соединенном Королевстве, где она была признана позднее, мы пользуемся термином "танцевальная двигательная терапия", считая, что он более точно отражает природу этой работы.

Терапевтические цели

Что касается терапевтических целей, то терапевт и пациент могут ставить их вместе или терапевту может потребоваться действовать совместно с командой подопечных для идентификации целей. По достижении взаимного понимания многие мои клиенты способны формулировать свои собственные цели. С одной клиенткой, например, мы согласовали терапевтическую цель на первой сессии, и эта цель касалась ее "знания" о насилии, которому подвергал ее отец (см. разбор случая, помещенный в данной главе ниже). Однако от случившегося у нее осталось только неуловимое чувство и никаких реальных воспоминаний или свидетельств из других источников. Хотя я держала это в уме, данное событие не ставилось целью выявления его посредством каких-либо интерпретаций или гипотетических построений. Оно одновременно являлось и не являлось целью, и так протекала работа с ним.

Оценочные процедуры играют решающую роль в прояснении целей, и некоторые терапевты проводят перед лечением очень подробную оценку движений и/или психологические/личностные тесты. Я склоняюсь к сбору подробного анамнеза и, может быть, выстраиваю предположения о пользе для совместной работы тех или иных действий. Кроме того, опираясь на свое понимание природы затруднений, я могу порекомендовать проводить одну, две или три сессии в неделю и/или группу. Однако важно помнить, что целью скорее является процесс, нежели результат. Фокусируясь на цели, мы можем упустить процесс, и наоборот.

Практики
Отношения

Роль, которую берет на себя терапевт, зависит от типа клиента. Например, терапевт может присоединяться к клиенту или группе в их двигательной экспрессии или не быть зависимым от таких факторов, как усиление эго клиента. Участие в двигательной интеракции и/или физический контакт могут потребоваться в работе с пациентами, страдающими аутизмом, неспособностью к обучению и некоторыми тяжелыми расстройствами психики. Для других категорий такое "присоеднение" может быть не самым лучшим решением. Однако материал, возникающий из терапевтических отношении, станет явным независимо от уровня физической включенности терапевта. В действительности это часто иллюстрируется типом включенности.

Клиент всегда наделяет терапевта некоторой властью, что проявляется, к примеру, в комментариях клиентов по поводу двигательных способностей терапевта, или в понимании терапевтами важности движения, или в наличии у них решений проблем клиентов.

В ТДТ применяется много техник. Нехватка места не позволяет привести их полный перечень. Некоторые призваны повысить осознанность двигательных паттернов - например, преувеличение, когда движение нарастает, снижается, ускоряется, замедляется, усиливается или ослабевает, становится более свободным или более подконтрольным. Можно предложить исследовать противоположное движение и этим также повысить осознанность того, что может быть стремлением оградить себя от определенного чувства. В групповой ТДТ группа обычно объединяется для групповой двигательной импровизации, тогда как терапевт отражает индивидуальные двигательные темы по мере их выявления; иногда участники способны заявить о "движении, как..." по ходу самого двигательного акта. Терапевт может высказываться о конкретном двигательном паттерне в его отношении к групповому процессу либо по ходу движения, либо в процессе последующего вербального обсуждения.

Терапевты прибегают к собственному движению, чтобы отразить двигательные паттерны, создавая позитивное ощущение "пребывания с" клиентом. Вербализация и вокализация сопровождают двигательную интеракцию, а также присутствует там, где индивид исследует свои сокровенные миры. Терапевт может описывать двигательный паттерн по ходу двигательной активности клиента или просто привлекать внимание последнего к аспектам, которые представляются важными.

Некоторые клиенты побуждаются работать с закрытыми или полузакрытыми глазами, что позволяет им стать более чувствительными к своим внутренним ощущениям и чувству движения. С другими этого делать не рекомендуется, особенно при работе с психотическими больными.

Перенос и контрперенос обычно признаются и утилизируются, особенно это касается ТДТ на постоянной основе. От терапевтов, работающих в учреждениях, работа часто требует проведения краткосрочных групп, и индивидуальная или постоянная групповая работа здесь обычно практикуется реже, чем, скажем, в частной практике, где эту деятельность можно назвать "двигательной психотерапией". Терапевтическое искусство слушать имеет решающее значение как при вербальных проявлениях, так и в двигательной экспрессии.

Работает ли это?
Подводные камни

Двигаясь, терапевт должен отслеживать собственные движения, так как последние могут быть не свободны от контрпереноса, развившегося в процессе совместного с клиентом движения. Только анализ постфактум способен показать терапевтам, что они передвигались так, а не иначе в результате своей интерпретации двигательных отношений, которая стимулировала их собственный материал.

Одним очевидным ограничением для участия терапевтов в движениях является их собственная физическая уязвимость - например, боли в спине, сломанная нога и т. д.

Опасность для клиентов может таиться в их взглядах на природу метода. Например, в случае, если они считают, что должны для этого уметь танцевать, заучивать определенные па, наслаждаться своим телом, двигаться и при этом не разговаривать, и т. д. Их может разочаровать то, что терапевт не объясняет им, как нужно двигаться: "А ну-ка, расскажите нам, что делать, покажите нам, как делать... раз танец - так и учите нас танцам" - такие реплики звучали в группе девушек-подростков с выраженными психическими нарушениями, находившихся под опекой. Другие могут потребовать, чтобы терапевт плясал перед ними, развлекая их. Эти заявления представляют собой важный материал для проработки и должны быть использованы как возможность дальнейшего раскрытия внутпеннего мира клиентов. На ранних стадиях терапии обычным явлением становится страх, связанный со входом в пространство движения, и стыд, вызванный "несовершенством" движений и тем, что тебя рассматривают как тело. Называние сессий "танцами" не всегда позволяет клиентам включиться в терапию; чтобы успешно вовлечь участников в занятия, важно найти правильный язык для каждой категории клиентов.

Не менее значимым явлением в ТДТ оказывается проблема сексуальности. Я задаю себе вопрос: ловушка ли это? Что ж, может быть, - для терапевтов, которые не уверены в своей собственной сексуальности. Движения могут стать чувственными, а любой физический контакт может смутить клиентов, которым был нанесен физический или сексуальный ущерб. Терапевтами часто оказываются женщины, и при работе, например, с группой, целиком состоящей из мальчиков-подростков гетеросексуальной ориентации, сексуальность почти всегда становится главной темой. Клиента может напугать совместное движение с терапевтом, в которого он влюблен под влиянием переноса. По этим причинам в самом начале терапии важно оговорить главное правило, гласящее, что отношения между клиентом и терапевтом, а также движения и прикосновения имеют непринудительный и несексуальный характер.

Научно-исследовательская работа

Научные изыскания в этой области чрезвычайно ограниченны. Однако в США задокументировано большое количество частных случаев. В них описываются мнения отдельных практиков о собственной работе. Для накопления знаний и более полного понимания практического использования метода крайне необходимо систематизированное, скрупулезное исследование. Очень мало внимания уделяется оценке, и практически никакого - мнению клиентов насчет процесса. До настоящего времени в Соединенном Королевстве были предприняты два исследования, которые проводились в несколько нетрадиционной форме и разбирали вопросы ТДТ с клинических позиций.

Что может быть критерием результативности процесса ТДТ? Я убедилась, что измерение означает выяснение вещей, которое полностью упускает суть: само событие ТДТ, его уникальную сущность. Мне кажется, что последнее не есть нечто, доступное "научному" пониманию в традиционном смысле этого слова. Тем не менее, оправданность ТДТ должна быть подтверждена, чтобы быть по-настоящему принятой основной частью общества. Так как художественное творчество, в которое входят танцевальные движения, касается человеческих качеств и смысла жизни, то ТДТ не подойдет ни один научный метод, не учитывающий понимания этого момента. Вопросы, касающиеся эпистемологии танцевальной двигательной терапии, захватывают воображение; именно к ним должно быть приковано внимание при научном анализе ТДТ.

Одним из способов определить ценность опыта танцевальной двигательной терапии является опрос клиентов. В одном таком исследовании представлены мнения клиентов по поводу процесса ТДТ (Пейн, Раупе 1987,1988). Участники выдвинули несколько интересных соображений. Например, о том, что сессии были изначально связаны с движением и разговором, большим расслаблением, разбором чувств и пониманием отношений друг к другу и к терапевту. Еще один клиент недавно восклицал: "Никто даже не мог понять, что происходит в ТДТ, это было так эмоционально, так мощно; совсем не похоже на интеллектуальное знание".

Разбор случая

В своем первом телефонном разговоре со мной клиентка сослалась на ощущение того, что в детстве она, возможно, подвергалась сексуальным домогательствам со стороны отца. Кроме того, она чувствовала, что нуждается в чем-то более глубоком, чем терапия, к которой она обращалась прежде. Она спросила: не был ли мой метод разновидностью шаманской пляски? Затем она сообщила мне, что прочитала о моем подходе и думает, что он мог бы ей помочь.

Она начала двигаться, не думая, о чем говорят ее движения и что выражают. Сегодня мы не оговаривали тему - только ощущение вязкости и предпочтение посвятить эту сессию двигательному исследованию. Через 10 минут движений с закрытыми глазами проявился двигательный паттерн, который казался связанным со знакомыми движениями - теми, при котороых, по ее словам, она чувствовала себя в безопасности. Я предложила ей представить, что она увязла в этих движениях и посмотреть, что принесет дальнейшее исследование. Она крутила головой, пожимала плечами, что-то отталкивала руками и медленно переваливалась с ноги на ногу. Примерно через 5 минут она начала делать хватательные движения, как будто тянула к себе нечто, находившееся впереди. Она медленно пошла вперед, когда схватила воображаемый объект, казавшийся чем-то расплывчатым. Этот паттерн какое-то время сохранялся, покуда она, расхаживая, не наткнулась на стену. Она воскликнула, что это барьер, который ее останавливает. Я заметила, что ее пальцы напряглись. "Что сейчас нужно сделать вашим кистям?" - спросила я. Те тут же начали гневно сжиматься и разжиматься. "Царапать", - сказала она. Ее челюсти начали сжиматься, и я обратила ее внимание на это. Затем она стала орать, пинаться и царапаться. Она напомнила мне дикую разъяренную кошку, звуки и движения были - один к одному. Это продолжалось около 10 минут. Затем ее руки коснулись бедер. Когда я предложила ей обратить внимание на этот контакт с собой, та начала бить себя по ногам и тазу. Она осела на пол, рыдая. При последующем вербальном продолжении работы она открыла, что это двигательное переживание было связано с фрагментом воспоминания. Она увидела себя 4-5-летним ребенком, который чувствовал, что не смеет роптать, но испытывал ярость. Она осознала, что стирает "какую-то" жидкость со своих ног и тазовой области, "Это все из-за моего отца, - сказала она, - сексуальное насилие... оно было, теперь я это точно знаю" - забытое воспоминание. Много лет она сознательно стремилась оживить эту память.

Танцевальная терапия - это совершенно уникальное явление. Что оно собой представляет? Это направление психотерапии, в котором движение и танец способствуют как физической, так и эмоциональной интеграции индивида. У данного метода богатая история. Да и вообще, он представляет собой определенный интерес. Так что данной теме хотелось бы уделить отдельное внимание.

О предпосылках

Всем людям, хоть немного знакомым с фольклором, историей и искусством, хорошо известно, что танец испокон веков был неотъемлемой частью различных ритуалов, общинной жизни и прочих практик. Это больше, чем просто движение под музыку. Танец нёс сакральную, коммуникативную, идентификационную, экспрессивную и рекреационную функции. Он помогал свободно выражать себя, контактировать с партнёрами, эмоционально разряжаться и снимать физическое напряжение. По сути, все перечисленные функции танец несёт и сегодня.

Целебные свойства танца в XX веке побудили специалистов в области психотерапии использовать их, как новый метод лечения. К тому же в то время появился данного жанра стал совершенно особенным. Ведь именно в нём подчеркивалась индивидуальность каждого человека и важность личного. Первыми танцевальными терапевтами стали такие люди, как Мэри Вигман и Рудольф Лабан.

И, конечно, рассказывая о предпосылках, нельзя не отметить вниманием учение Этот специалист уверял, что все невыраженные человеком переживания и эмоции никуда не исчезают. Они накапливаются в мышцах. И появляются своеобразные «блоки». В целом танцевально-двигательная терапия, упражнения которой будут отмечены вниманием чуть позже, обращается к учениям Райха. А точнее, к тому, как объясняет специалист работу психосоматических механизмов. Но методы его как таковые не используются.

В России

В нашей стране данное направление появилось не очень давно - в 90-х годах. И изначально даже не было обозначено такое понятие, как танцевальная терапия. Теория гласит: в России она изначально представлялась как метод личностного роста и развития. А вот в 1995-м понятие уже появилось. А вслед за ним - АТДТ (Ассоциация танцевально-двигательной терапии). Её организовали в Москве. И АТДТ работает при поддержке Американской, Европейской и Международной ассоциаций.

Сейчас ТДТ - это самостоятельное направление в психотерапии. И круг его применения очень широк. Танцевальная терапия направлена на борьбу со стрессами, болезнью Паркинсона, аутизмом, посттравматическими расстройствами и т.д.

О принципах

Как и любая другая лечебная методика, данный опирается на определенные положения и правила. Им следуют и врачи, работающие в данном направлении. Суть главного принципа заключается в том, что тело человека и его психика неотделимы. И они постоянно друг с другом взаимодействуют. Также танец воспринимается как способ коммуникации. И человек, занимающийся ТДТ, вступает в контакт с собой, партнёром и целым миром.

Ещё один важный принцип заключается в единстве мыслей, чувства и поведения. Потому что любое изменение в одном аспекте влечёт за собой перемены в двух других. В этом, кстати, проявляется принцип целостности. Также «изюминкой» является восприятие своего тела в качестве не объекта или предмета, а процесса. Само осознание этого отражается на результате, преподнося нужный эффект. И ещё один важный принцип - в ходе практики танцевальной терапии специалист обращается к творческим ресурсам человека, как к бесконечному источнику созидательной энергии и жизненной силы.

Цели

Танцевальная терапия для детей и взрослых направлена на достижение одинакового результата. Главная цель заключается в расширении сферы осознания своего тела, а также его возможностей и особенностей. Важно, чтобы человек сумел развить доверие по отношению к самому себе и улучшил свою самооценку. Для этого врачи и занимаются развитием тела пациента, прививают ему любовь к этому делу.

Ещё одна цель заключается в совершенствовании социальных умений и интеграции внутреннего опыта. Важно, чтобы человек в ходе лечения установил особую связь между движениями, мыслями и чувствами.

Методы

Стоит отметить, что существуют разные группы танцевальной терапии. Основной является клиническая. Это вспомогательный тип терапии, образующий эффективный в плане лечения симбиоз с медикаментами, прописанными пациентам. Клиническая ТДТ может длиться долго - иногда на протяжении нескольких лет. Но эффективность того требует. Кстати, особенно хорошо она помогает пациентам, имеющим нарушения в речи и межличностных коммуникациях (то есть в общении). Кстати, появилась клиническая ТДТ более 75 лет тому назад.

Также широкое применение находит ТДТ у людей с психологическими проблемами. И этот вид терапии намного более сложный, чем ранее упомянутый. Поскольку он направлен на решение конкретных проблем человека. И проводится такая ТДТ как в группе с другими пациентами, так и в индивидуальном порядке. В основу метода обычно ложится аналитическая психология.

А ещё существует танцевальная терапия для тех людей, у которых нет никаких проблем, но они хотят от своей жизни чего-то большего. Например, узнать с помощью ТДТ своё скрытое «я», найти новый способ самовыражения и начать взаимодействовать с другими.

Инновация

Как уже было сказано в начале, ТДТ обрела популярность не так давно. Что не удивительно, ведь это инновация. В ходе занятий с пациентами врач использует умения, навыки и знания, которые относятся к психологии, творчеству, искусству, физиологии и терапии. Это важно. Ведь практически каждая болезнь является психосоматической. И до того момента, когда недуг начинает проявлять себя на телесном уровне, он появляется в подсознании. То есть на уровне психики.

ТДТ особенна тем, что в ходе её проведения уделяется огромное внимание не только мыслительным процессам и когнитивным методам реабилитации, но ещё и физической и творческой части. То есть, проще говоря, задействуются оба полушария. А это - то, что необходимо гармоничному и целостному человеку. И как бы то ни было, но самым неизученным аспектом нашего мира на сегодняшний день является именно человек. А именно то, как его тело взаимодействует с психикой.

Польза

Танцевальная терапия, история которой весьма интересна, действительно эффективна. Она как нельзя лучше сводит к минимуму физическое напряжение и увеличивает подвижность человека. Если верить пресловутой теории Райха, то получается, что тот самый мышечный «зажим» ликвидируется. Ведь человек начинается двигаться, выражать свои чувства и эмоции в ходе танца. И скопившаяся энергия, которая тратилась на поддержание мышечного «зажима», находит своё применение.

Ценность артистических переживаний очень велика. В танце они даже из бессознательного извлекают потребности и влечения, о которых пациент мог даже не догадываться. Иначе говоря, он просто избавляется от них.

К тому же ТДТ - отличный способ для невербального взаимодействия. Именно по этой причине в последнее время обрели популярность групповые занятия. Человек начинает контактировать не только с целителем, но ещё и с другими участниками. А это - дополнительный сброс напряжения и более расслабленная обстановка. Групповые занятия значительно улучшают эмоциональное и физическое состояние пациентов. А если они ещё и являются подростками, то ТДТ помогает им увеличить уровень своей самооценки и выработать более положительный образ собственного тела. Контактируя с другими участниками группы, молодые люди могут пробудить в себе новые, ранее неизведанные чувства.

Движения

Итак, методы танцевальной терапии мы рассмотрели максимально подробно. Теперь можно затронуть вниманием и упражнения. Каких-то ограничений и общепринятых стандартов нет. Ведь одна из целей, как уже говорилось ранее, заключается в демонстрации свободы и творчества. Самое главное, чтобы движения, исполняемые пациентом, были направлены на осознание им собственных же чувств в данный, конкретный момент. Его задача - танцем выразить свои переживания. И терапевт, наблюдая за ним, должен понять, что пытается донести пациент. Здесь вступает в действие психоанализ. В задачи врача входит обязанность максимально точно разобрать поведение пациента, что поможет понять его проблему.

Потом целитель вместе с человеком приступает к расширению ограниченного потенциала движений. Так удаётся раскрепостить пациента, направить его на преодоление комплексов и психологических проблем. На это и направлена танцевальная терапия.

Упражнения являются тем, на чем должен сконцентрироваться пациент во время занятий. Когда человек «тянется», то ему важно прочувствовать, что именно в данный момент он чувствует. А врач, в свою очередь, должен помочь ему прийти к осознанию своих физических ощущений. На последней стадии пациент обычно чувствует, что его душа едина с телом, и передает это своим танцем.

Что ещё стоит знать?

Для ТДТ не существует преград. Никаких возрастных рамок или же ограничений по диагнозу. Сейчас существуют центры, работающие со взрослыми и детьми, которые принимают любых желающих, помогают справиться с личностными проблемами, тревогами, страхами, личным кризисом, непониманием себя и потерей смысла жизни. Имеет место быть и супружеская ТДТ.

Для детей разработаны особые программы, которые способны скорректировать (к чему относится аутизм, задержка развития, Для взрослых есть программа, помогающая справиться с навязчивым перееданием, анорексией и булимией. При помощи ТДТ можно даже наладить детско-родительские отношения.

И люди, которые решили заняться ТДТ (или им пришлось это сделать), уверяют, что эффект есть. Вся описанная теория подтверждается на практике. И терапия позволяет не только восполнить силы, но ещё и познать себя, ощутить свой свет, уникальность и ценность для этого мира, что подтверждают многие отзывы.

Обучение

Как уже можно было понять, очень сложной и многогранной является деятельность человека, который владеет таким искусством, как танцевальная терапия. Обучение специалистов данного профиля также проходит в несколько этапов. Сама программа была создана в 1995 году. Это пока единственная методика, которая соответствует требованиям Европейской Ассоциации ТДТ. И программу осуществляет такой вуз, как Институт практической психологии и психоанализа. Находится ИППиП в Москве.

Всем обучающимся по данному направлению предстоит освоить немало дисциплин. Подготовка всесторонняя и серьёзная. К преподаванию привлечены ведущие специалисты не только из России, но ещё из США и Европы.

В ходе обучения будущие терапевты проходят теоретические семинары по ТДТ и психологическому консультированию. Также программа включает в себя супервизии. Ещё учащимся предстоит прохождение личной психотерапии и клинической практики.

Образовательные нюансы

Важно отметить, что это не 4-годичный курс, а профессиональная переподготовка, по окончанию которой учащимся выдают соответствующий диплом. Данный документ дает специалистам право вести профессиональную деятельность в области психотерапии и, конечно же, ТДТ.

Для поступления необходимо составить анкету и написать содержательное эссе (своеобразный творческий конкурс). Также каждый будущий учащийся обязан пройти вводный курс по ТДТ. Это необходимо для выявления способностей человека к данной деятельности. В программу включено 10 часов основ креативного танца и 50 - групповой ТДТ «Основные жизненные темы». После завершения курса человек проходит собеседование и принимается на обучение.

Кстати, на сегодняшний день есть ещё региональная программа обучения, пройти которую можно в центре исцеляющего искусства и творчества в Уфе, сотрудничающем с ранее упомянутым вузом (ИППиП).




Top