Театр эстрады где.  Театр Эстрады - История

Борис Игнатьевич ГУДЗЬ родился в августе 1902 года. В 1919-м стал красноармейцем, в 1922-м пришел в органы ВЧК - ОГПУ. Работал в контрразведывательном отделе, Секретно-оперативном управлении, Особом отделе, два года в Восточной Сибири - по линии Иностранного отдела.

Борис Игнатьевич ГУДЗЬ родился в августе 1902 года. В 1919-м стал красноармейцем, в 1922-м пришел в органы ВЧК - ОГПУ. Работал в контрразведывательном отделе, Секретно-оперативном управлении, Особом отделе, два года в Восточной Сибири - по линии Иностранного отдела. В 1934-м направлен резидентом ИНО в Токио. В 1936-м перешел на службу в Разведывательное управление РККА.

В 1937 году уволен из Вооруженных Сил в связи с арестом сестры и исключен из рядов ВКП(б) за связь с врагами народа.

Разведчик превратился в водителя московского автобуса. Дорос до начальника автоколонны; во время Великой Отечественной войны работал по линии военизированного транспорта; затем стал директором автотранспортного предприятия и работал до пенсии - до 1962 года. Был полностью реабилитирован, что дало ему возможность с начала 1970-х годов работать в архивах КГБ и ЦК КПСС. В настоящее время живет в Москве, занимается литературной и общественной деятельностью, являлся консультантом ряда художественных и телевизионных фильмов - в том числе знаменитого сериала "Операция "Трест".

Хотя два или три раза пресса уже писала о Борисе Игнатьевиче, но каждый из авторов пытался вместить его вековую жизнь в рамки одного очерка или интервью. "Красная звезда" подготовила к публикации летом-осенью с.г. серию бесед - не только о судьбе самого полковника Гудзя, но и о многих малоизвестных событиях истории нашего государства.

- Борис Игнатьевич, вы, очевидно, последний из тех, кто не образно, а с полным основанием именует себя чекистом. До недавнего времени в нашей стране к этим людям было самое уважительное отношение: "солдаты Дзержинского", "щит и меч революции"... Потом определенные силы начали кампанию по дискредитации органов госбезопасности, перекладывая на них всю вину в организации и проведении террора в 1930-е годы, борьбе с инакомыслием - в 1970-е... Тем самым не только зачеркивалась многогранная деятельность органов по борьбе с иностранными спецслужбами, но также из-под критики выводилось высшее партийное и государственное руководство.

Чтобы сразу расставить точки над "i" и должным образом сориентировать читателей, я хотел бы начать разговор именно с вопроса о репрессиях - как это все начиналось, вы знаете не только на собственном опыте, но и по архивным материалам...

Нужно все-таки учесть, что это были очень непростые времена: "год великого перелома", "сплошная коллективизация", "ликвидация кулака как класса". Вот тогда-то, в 1930-х годах, в нашей системе стали проявляться злокачественные явления, которые официально трактовались как "разумное повышение бдительности". Вы знаете лозунг Сталина, что по мере усиления социализма обострение классовой борьбы будет продолжаться до предела. Сталин давал теоретическое обоснование этого лозунга, а практическим примером сказанного стало знаменитое "Шахтинское дело"...

- Из "Советского энциклопедического словаря", изданного в конце "перестройки", можно узнать, что это - "судебный процесс 18.5. 6.7.1928 г. в Москве над участниками контрреволюционной вредительской организации. Действовала в Шахтинском и других районах Донбасса с 1923 года по заданиям белоэмигрантского "Парижского центра". Участники - инженеры и техники, связанные с бывшими владельцами шахт. 5 человек приговорены к расстрелу, остальные - к различным срокам заключения".

На самом деле, "Шахтинский процесс" был просто создан в провинции - создан нечестными, нечистоплотными методами. Уровень кадров в провинции был на две головы, на два порядка ниже, чем в центре, а потому там-то и нашлись люди, которые стали физическим способом выколачивать показания у арестованных. Однако "Шахтинский процесс" получил высокую оценку руководства партии, стал неким эталоном борьбы с вредителями в народном хозяйстве. Сталин в своем докладе признал, что это - естественно, что так же, очевидно, должно быть и в таком-то ведомстве, и в таком-то, и в промышленности, и у военных... Началась напряженная работа по розыску вредителей, везде стали искать террористов.

В этом отношении особо отличилась Украина. После "Шахтинского процесса" там был произведен арест "организации" в составе более пятисот человек - в основном командиров Красной Армии и пограничных органов. "Создали" эту "организацию" под названием "Весна" полномочный представитель ОГПУ на Украине Балицкий и начальник Особого отдела Украины Леплевский...

- Известные палачи! Они вскоре выдвинулись. Всеволод Аполлонович Балицкий возглавил НКВД Украины, затем стал зампредом ОГПУ, а Григорий Моисеевич Леплевский дорос до начальника Особого отдела, стал потом заместителем прокурора СССР... Первого из них расстреляли в 1937-м, второго - в 1939-м. А как отнеслись к "розыску вредителей" те настоящие чекистыдзержинцы, с которыми вы работали, кого знали лично?

Мой непосредственный начальник Ян Калистович Ольский, начальник Особого отдела и член Коллегии ОГПУ, затребовал это дело - по регламенту полагалось, чтобы мы наблюдали за всеми делами периферии. Были допрошены и некоторые арестованные... Подвергнув материалы тщательному анализу, Ольский и его помощники установили, что все это - "липа", очковтирательство. И Ян Калистович заподозрил, что поощряет это дело сам Ягода...

Генрих Григорьевич Ягода, он же Енон Гершонович Иегода, "человек Свердлова", как бы сейчас сказали. Его отец двоюродный брат отца Якова Михайловича, а он сам был женат на племяннице Свердлова. С 1919 года совмещал членство в коллегии Наркомата внешней торговли с должностью секретаря президиума ВЧК и управделами Особого отдела. В 1926-м - первый заместитель тяжелобольного председателя ОГПУ Менжинского...

Будучи человеком принципиальным и смелым, Ольский доложил о своих выводах Ягоде, которому это очень не понравилось: "Вы не доверяете органам, товарищам на Украине?! Сейчас обострение классовой борьбы, это вполне естественно! У вас потеряно чувство классовой борьбы! "

Но Ольский не стал уступать. Его поддержали член коллегии Иван Александрович Воронцов, заместитель председателя ОГПУ Станислав Адамович Мессинг, начальник Иностранного отдела Меер Абрамович Трилиссер - и получилась целая группа оппозиционеров против Ягоды.

- То есть, можно сказать, что "верхушка" ОГПУ не поддержала своего начальника... Впрочем, был ведь еще и Менжинский председатель. А что он?

Менжинский был очень авторитетный человек, ближайший соратник Дзержинского, эрудированный, умница, с большим политическим стажем. Но он был очень серьезно болен астмой и работал с большими перерывами: две недели поработает - месяц-два его нет... Когда он председательствовал на коллегии, то в кресле не мог сидеть - лежал на диване. Лежа задавал вопросы докладчикам, вносил какие-то предложения, а секретарь коллегии их записывал. Фактически Менжинского заменял Ягода, и чекисты чувствовали, что он начинает потакать ягодинскому курсу.

- Кажется, в СССР это было дурной традицией: руководитель болеет, а управляют разные проходимцы...

Кстати, Менжинский неоднократно просил освободить его от занимаемой должности по болезни, однако Сталина вполне устраивало это положение дел...

- Тогда вернемся к "оппозиции" в руководстве ОГПУ...

Ягода быстренько дал об этом тенденциозную информацию в ЦК ВКП(б): мол, у нас тут развелись такие либеральные интеллигенты - да, они действительно были интеллигенты и, как настоящие интеллигенты-революционеры, действительно были либеральны - и вообще тут заговор, а этого терпеть нельзя, потому что сейчас "борьба в обострившихся условиях", "год великого перелома", "наступление на кулака", "ликвидация кулака как класса". Так что всякие "критические разговорчики" следует считать нездоровым явлением - особенно среди чекистов.

Центральный Комитет принял решение поддержать Ягоду, который в своих карьеристских целях подавал материалы "липовых" дел, подтверждающие политические взгляды и установки высшего партийного руководства, и изгнать из ОГПУ сотрудников, проявивших "классовую слепоту и либерализм", как непригодных для такого острого политического органа.

Воронцова назначили что-то вроде управляющего Мосглаврестораном. Ольского - его помощником по ресторанной работе. А ведь это был подпольщик-революционер, боевой командир, четыре ромба носил на петлицах - как командарм! Убрали и Мессинга, и других. Но некоторых, пониже, "повысили" на периферию...

- Борис Игнатьевич, а как вы и ваши сослуживцы отнеслись к такому решению?

Для нас, молодых чекистов, Ольский был авторитетнейший человек - и в партийном отношении, и в служебном. Поэтому такое решение казалось совершенно неясным... Мы ведь знали, что дело "липовое". У нас с моим другом Сашей Агаянцем возник тогда вопрос - как же мы будем в таких условиях работать? Куда нам деваться? Решили - пойдем к Ольскому, скажем: "Ян Калистович, хотим работать в ваших ресторанах, под вашим руководством".

Пошли. Он нас очень хорошо принял, а на нашу просьбу сказал: "Ни в коем случае! Продолжайте честно работать, как учил Дзержинский. А как вы сможете удержаться на этом - это уже дело будет от вас не зависеть".

И я предложил Саше: поедем в Забайкалье, в Восточную Сибирь. Там был Алексей Михайлович Борисов, ученик Артузова - я с ним встречался, когда он был в отпуске...

"Гудзь Борис Игнатьевич, член ВКП(б) с 1925 года... Показал себя знающим дело работником, в создавшейся обстановке ориентируется быстро, решения в жизнь проводит активно и энергично, политически грамотен, в партработе отдела принимал участие. Товарищ Гудзь был доверенным, близким человеком врагов народа Артузова и Карина. ...Уволен за невозможностью использования. Его работа на секретных объектах нежелательна".

(Из характеристики, данной полковому комиссару Гудзю, уволенному из РККА.)

Ольского, Воронцова и других ждал трагический конец: в 1937-м и чуть позже они все до одного были расстреляны... Лучшие чекистские кадры, наиболее принципиальные и честные, а на их место пришли "липачи".

- Это ненормально, если люди, облеченные высшей властью, боятся своей же службы госбезопасности, своей армии и, чтобы удержаться на престоле, уничтожают их сотрудников. На кого же в итоге они работают?! Кстати, вы ничего не говорите про человека, который, можно сказать, привел вас на работу в ОГПУ - Артура Христиановича Артузова. Какую позицию занимал он в те смутные дни?

Артузова я очень уважал и уважаю по сей день... Хотя позицию он занял не такую, как Ольский. Ведь он всегда был очень дисциплинированным, законопослушным человеком. Для него ЦК партии - это все! Председатель Менжинский - главный авторитет. Если Менжинский так думает, наверное, что-то такое и есть. И действовать так организованно, так выступать против руководства, созывать какой-то форум - это ненормально.

Когда Ягода решил приобщить Артузова к делам по линии создания "липовых" процессов, в частности по линии "Промпартии", он подчинился. Однако все-таки его принципиальность была непоколебима. Артуру Христиановичу поручили вести дело непосредственных помощников Рамзина как соучастников этой "Промпартии"...

Профессор Леонид Константинович Рамзин, которого высоко ценил Владимир Ильич Ленин, - участник разработки плана ГОЭЛРО, "электрификации всей страны", организатор и первый директор Всесоюзного теплотехнического института и впоследствии лауреат Сталинской премии 1943 года - был обвинен как один из руководителей "Промпартии". Кстати, тот же "Энциклопедический словарь" "горбачевского" времени трактует ее как "антисоветская подпольная вредительская организация, в 1925- 1930 гг. действовавшая в промышленности и на транспорте. Объединяла часть верхушки буржуазно-технической интеллигенции. Опиралась на помощь из-за границы и поддержку других контрреволюционных организаций..."

Но когда Артузов взял эти дела - а он был опытный следователь! - то увидел какие-то определенные неувязки, натяжки, несуразные обвинения. Пошел к Ягоде, стал ему рассказывать об этом. Тот на дыбы: "Как, вы подкапываетесь под генеральную линию наших органов?!" Ягода заподозревает, что Артузов, зарекомендовавший себя крупнейшими делами, делает под него "подкоп", и тут же докладывает Менжинскому, что Артур Христианович в заговоре с теми, которые уволены.

И хотя Менжинский в ту пору был уже надломлен, он решил, что Артузова надо сохранить - вывести из этого дела и оставить для работы целиком по иностранной разведке. Ягода сопротивлялся, хотел изгнать Артузова из органов. На этот раз не вышло.

Когда Менжинский уже оформлял Артузова начальником ИНО, он сделал ему упрек: "Артур Христианович, у вас в прошлом немножко ослабло чувство классовой борьбы. Вы не понимали генеральной линии партии, а партия, как вы знаете, руководит нами".

- Простите, но из вашего рассказа у меня складывается впечатление, что центральный аппарат ОГПУ, кроме самой его "верхушки", не имеет к фабрикации "липовых" дел никакого отношения. Ни разведка, ни контрразведка на том самом первом этапе к ним были непричастны...

Действительно, ни Особый, ни Секретный отдел, ни тем более ИНО этим не занимались, потому как дела по всем этим процессам вело Экономическое управление. Даже по ложным обвинениям меньшевиков - а меньшевиками занимался Секретный отдел, было там для этого специальное отделение - дело вело Экономическое управление. Именно в нем зародились дела этих процессов, и все его руководство было причастно к этим фальсификациям.

- Но почему там?! Ведь у каждого отдела и управления была своя сфера деятельности и вторжение в чужие сферы было чревато многими ошибками и недоразумениями...

В Экономическом управлении аппарат и, соответственно, руководство оказались самыми неустойчивыми - вот они и лепили эти дела, которые действительно были очень далеки от правдоподобия. Например, сотрудники этого управления не были в курсе нашей работы по зарубежным организациям - и получались совершенно нелепейшие вещи. Они добивались показаний под свою диктовку от обвиняемых - фантастические вещи были показаны! Назывались фамилии - слышали, что определенные деятели существуют, ну и - "я с ними встречался там-то, получал деньги..." А на самом деле наша иностранная разведка прекрасно знала и этих людей, и их возможности. Получалось несоответствие. Экономическое управление дает в ЦК и Сталину показание, что вот, "лидеры контрреволюции" установили связь с "зарубежными центрами", а в ИНО все эти сведения опровергаются.

А так как мы, работники контрразведки, работали по материалам Иностранного отдела и прекрасно знали, что за границей делается, то возникал вопрос: что это за показания и как такие показания, которые не соответствуют реальной действительности, дают обвиняемые?

- Неужели не было даже элементарного следствия, никаких проверок? Если действительно кто-то связан с контрреволюцией...

Вот вам пример того, как это делалось. В обвинительном заключении было сказано, что Рамзин, который ездил за границу лечиться и в командировки, встречался там с С.Н. Третьяковым, получал от него деньги, инструкции...

- Третьяков - председатель экономического совета при Временном правительстве, член правительства Колчака, активный деятель белой эмиграции, заместитель председателя "Торгпрома" "Российского торгово-промышленного и финансового союза"?

Да. А в 1929 году он был завербован нашей резидентурой в Париже, стал нашим секретным сотрудником. Но почему же, работая на Советскую власть за границей, он давал Рамзину деньги и директивы, а нам ничего не сказал? Дали указание резидентуре допросить его как следует. Может, он один из главных вредителей и действительно встречался с Рамзиным?

Третьякова вызвали на конспиративную встречу, спросили: "Вы читали в газетах показания Рамзина?" - "Читал. Но я его в глаза не видел! И какие у меня деньги, когда я у вас попросил 500 франков, чтобы выйти из трудного положения?! У нас тут денег нет, по крайней мере, пять лет!" Действительно, "Торгпром" к этому времени совершенно выдохся. Сотрудник, резидентуры, однако, действовал по инструкции: "Мы верим рамзинским показаниям, а вам - не доверяем. Мы свяжемся по вашему поводу с руководством..." А руководство уже дало указание, чтобы его запугать, - мол, если он не будет давать нам таких показаний, как Рамзин, то мы объявим за границей, что он наш секретный сотрудник, и тогда эмиграция с ним расправится.

- Просто поверить трудно!..

На следующей встрече Третьяков в ответ на новый нажим вытащил из кармана чистый лист бумаги, расписался на нем и говорит: "Если вы мне не верите - пишите сюда все, что хотите. Только заранее меня предупредите, чтобы я мог скрыться". Когда он такой форс-мажор выкинул, то представитель резидентуры доложил, что сведения о том, что Третьяков неправ, не подтверждаются. Он идет на все - мол, что хотите делайте, но я вам врать не буду...

Кому верить? Показаниям Экономического управления или своему источнику? Руководитель ИНО Артузов настоял, чтобы поверили источнику и продолжали с ним работу...

Хорошо, что в это время в Москве уже процесс закончился и про него уже начали забывать. В общем, дело Третьякова было прекращено...

- И что, даже после всего случившегося он продолжал успешно работать на советскую разведку?

Да, он в течение десяти лет давал нам ценнейшую информацию о деятельности самой сильной монархической организации Российского общевоинского союза. В принадлежавшем ему доме комнату в первом этаже занимал штаб генерала Кутепова, а сам Третьяков жил как раз над этой комнатой и устроил подслушивающий аппарат... Таким образом, мы были предупреждены примерно о тридцати террористических командировках - раньше, чем они осуществились. Третьяков также спас нашего агента генерала Скоблина, который осуществил в Париже похищение и вывоз в СССР генерала Миллера, сменившего Кутепова на посту руководителя РОВС...

Жизнь Третьякова оборвалась в 1943 году, когда он был арестован в оккупированном Париже, отправлен в Германию и расстрелян. Патриот со сложной судьбой, принесший громадную пользу Родине. Не думаю, что в этой обстановке Артур Христианович просто "принял информацию к сведению" и продолжал, абстрагируясь от всего происходящего, делать свое дело...

В следственном деле Артузова - это страшное дело, в котором есть только отпечатанные на машинке признания: "я - шпион японский, английский, шпион немецкий" и каракули, совсем не похожие на его обычную четкую подпись - в нем чудом сохранились письма Артузова, написанные до ареста: одно - Менжинскому, одно - Ежову. Сказано там также про письмо Сталину, но его не оказалось...

"Вячеслав Рудольфович! - писал Артузов Менжинскому. - Я не понял смысла вашего замечания, сделанного мне в момент моего последнего назначения". Это то, о чем я уже говорил - при назначении Артура Христиановича начальником ИНО. И далее: "...Итак, моя лояльность к вашей линии, к вам лично взята под сомнение. Вы для меня не только председатель, олицетворяющий линию партии и нашей борьбы, но еще и Вячеслав Рудольфович, любимый руководитель, первый мастер нашего дела. С вашим именем связаны совместные прекрасные работы. В ваших словах я узнал черты моей характеристики, составленной Ягодой. Когда я был привлечен к участию в следствии над сопроцессником Рамзина, я всеми силами старался путем допроса вскрыть отдельные противоречия в материалах следствия. По отдельным фактам у меня возникали сомнения. Но я вас спрашиваю: есть ли хоть один факт, который бы показывал, что я сознательно подбираю материалы для критики линии Ягоды в нашей работе, проистекающие чаще всего от недостаточности подготовленности нашего рядового следователя, призванного решать очень сложные вопросы следствия? Это вовсе не значит, что я когда-либо сомневался в вашей линии, Вячеслав Рудольфович. Наоборот, я считаю всякую критику... разрушением ГПУ в наиболее ответственный момент... Мне кажется, я не должен доказывать, что у меня нет никаких карьеристских стремлений, никогда этого рода стимулы мной не руководили, поэтому мне так дороги традиции Дзержинского оставаться на верности дружной работе, отсутствие каких бы то ни было внутренних раздоров и недоверия. Боюсь, из меня не будет работника в условиях, когда нужно доказывать свою лояльность. Очень вас прошу, дорогой Вячеслав Рудольфович, отпустите меня на другую работу. Во всяком случае, я считаю совершенно для себя невозможным оставаться в Коллегии при наличии малейшего сомнения с вашей стороны в моей лояльности или преданности вам, как нашему руководителю".

Человеку другого поколения очень сложно понять такую воистину фанатичную веру в партию и ее вождей. Хотя, наверное, именно эти вера и верность позволили большевикам взять власть в 1917-м, победить в гражданскую и Великую Отечественную, дважды поднимать страну из разрухи... Думаю, что и просьба "отпустить на другую работу" продиктована именно этими высшими идеалами...

Артузов был человеком бескорыстной честности, принципиальный.

Он, как и все честные чекисты, считал, что вина в происходящем лежит на Ягоде, отчасти - на Менжинском, который потакает ему, на тех руководящих кадрах, которые слепо выполняют указания Ягоды. Что это карьеристские, разложенческие явления в руководстве. У них и в мыслях не было, что это идет сверху. Конечно, если бы они это знали... Что тогда было бы? Думаю, тогда бы люди не стрелялись, не уходили из органов. Во всяком случае, было бы что-то другое... Трудно сказать, что.

- Вы говорите, что все шло "сверху". А может, это версия последующих историков?

Известно ведь, какие директивы давались Менжинскому и Ягоде. Я познакомился с письмами Сталина, находившегося в отпуске, - даже на отдыхе он ставил задачи своим соратникам, задавал им вопросы, отдавал распоряжения...

Вот письмо Молотову: "Совершенно секретно. Только лично. 6 августа 1930 года. Вячеслав! Я думаю, что следствие по делу Кондратьева, Громана, Садырина нужно вести со всей основательностью, не торопясь. Это дело очень важное. Все документы по этому делу нужно раздавать членам ЦК. Не сомневаюсь, что вскрыта прямая связь через Сокольникова и Теодоровича, между этими господами и правыми - Бухариным, Рыковым и Томским. Кондратьева, Громана и пару-другую мерзавцев нужно обязательно расстрелять..."

Вместо приговора суда - указание Генсека. Нужны ли еще доказательства?

- Может, здесь как-то можно оправдать Сталина тем, что вопрос ему казался важным, принципиальным.

Хорошо, а как вам такая резолюция из решения Политбюро "по факту пожара, возникшего в квартире тов. Л.М. КАГАНОВИЧА". Это - апрель 1937 года:

"Поручить Ежову организовать в специальном порядке строжайшее расследовать дело о пожаре у тов. Кагановича, имея ввиду, что ЦК рассматривает этот пожар не как случайное явление, а как организованное врагами". "ЦК рассматривает"!

Впрочем, сказанное можно подтвердить и тем, что Ягода и его "сподвижники" были для Сталина всего лишь "оружием", "расходным материалом". В 1936 году из отпуска Иосиф Виссарионович прислал следующее распоряжение: "Мы здесь посоветовались с Ждановым, и решили, что Ягоду нужно снять с работы и заменить его Ежовым. А заместителем председателя оставить Агранова".

В 1936 году всемогущий нарком внутренних дел Ягода превратился в наркома связи СССР. Через полгода его арестовали и 13 марта 1938 года приговорили к расстрелу на процессе по "антисоветскому правотроцкистскому блоку". Разумеется, никакого отношения к троцкизму Ягода не имел, да и сам процесс был инспирирован его же, ягодинскими, "наследниками" и учениками во главе с Ежовым. Впрочем, и их вскорости ждала та же участь...

- Но вас, по счастью, репрессии, обрушившиеся на сотрудников НКВД - и виноватых, и правых, миновали...

Скажу, что произошло чудо, просто какая-то счастливая случайность. Я ведь познакомился - фактически в наше время - со следственным делом моего бывшего помощника в Японии, который был репрессирован. В этом деле я обнаружил его признание, что он был завербован японцами. "А Гинце, - спрашивал у него следователь, который был резидентом, - он что, тоже был шпионом?" "Да, Гинце тоже был шпионом". "Гинце" - мой оперативный псевдоним! И когда я это дело рассматривал, у меня появилось такое волнение...

"Борис Игнатьевич, вы родились в рубашке!" - сказали мне современные чекисты.

Впрочем, подробнее о моей работе в Японии мы будем говорить в следующий раз...

Записал Александр БОНДАРЕНКО.

Театр эстрады был открыт в 1954 г. Правда, первое его помещение располагалось совсем в непривычном для многих месте – в районе Маяковской площади. В 1961 году труппа театра под руководством Н. Смирнова-Сокольского переехала в новое помещение, которое располагалось в знаменитом доме на Берсеневской набережной.

Здесь блистали многие театральные и музыкальные коллективы, . Зрители ходили на выступления знаменитого театра миниатюр под руководством А. Райкина и оркестра Л. Утесова. На сцене Театра эстрады проходили первые выступления А. Пугачевой, В. Леонтьева, С. Ротару, Ф. Киркорова.

Кстати, весь 49-й сезон в Театре Эстрады прошел под знаком мюзикла «Чикаго», спродюсированный в каком-то смысле воспитанниками театра А. Пугачевой и Ф. Киркоровым.

В театре выступали и многие звезды: удивительные М. Матье и Э. Пиаф, великолепная М. Дитрих, Ш. Азнавур, С. Адамо, М. Влади и многие другие. После того, как в 1983 году в театр пришел Борис Брунов, в нем стали устраивать бенефисы и проводить вечера памяти выдающихся актеров. В 1997 году, после смерти Брунова, театр возглавил Геннадий Хазанов.

В Театре Эстрады идут несколько спектаклей, которые неизменно собирают полный зал. Например, спектакли «Смешанные чувства» и «Ужин с дураком».

Московский государственный театр Эстрады открылся в июне 1954 года. Новый театр получил здание на площади Маяковского, в котором когда-то был ресторан «Альказар», а затем работал Театр Сатиры. Создателем театра Эстрады стала группа ведущих артистов московской эстрады во главе с народным артистом РСФСР Н. П. Смирновым-Сокольским. В феврале 1961 года Н.П. Смирнов-Сокольский перерезал алую ленточку во второй раз - театр Эстрады переехал на Берсеневскую набережную, где работает и по сей день.

Театр подарил зрителям незабываемые встречи с Ленинградским театром миниатюр под руководством Аркадия Райкина, оркестрами Леонида Утесова, Олега Лундстрема, Бориса Ренского, Эдди Рознера. Театр Эстрады гордится тем, что на его сцене начал свою жизнь Театр двух актеров – Марии Мироновой и Александра Менакера. На этой сцене делали свои первые шаги такие звезды как Алла Пугачева, София Ротару, Валерий Леонтьев, Евгений Петросян, Геннадий Хазанов, Александр Серов, позднее Филипп Киркоров, Игорь Саруханов, Ирина Отиева, Александр Новиков, Андрей Бандера, Елена Ваенга, Денис Майданов. Первые сольные концерты Олега Газманова, Сергея Пенкина, Юлиана также прошли в театре Эстрады. В разные годы здесь выступали зарубежные звезды, среди которых Эдит Пиаф, Мирей Матье, Марлен Дитрих, Дин Рид, Сальваторе Адамо, Марина Влади, Жак Брель, Шарль Азнавур, Би Би Кинг, Пьер Ришар, Гленн Хьюз, Жан Татлян… На сцене театра проходили Всесоюзные и Всероссийские конкурсы артистов эстрады; юбилейные вечера известных композиторов, артистов и коллективов, в числе которых Изабелла Юрьева, Марк Бернес, Николай Рыкунин, Леонид Дербенев, Сергей Захаров, Семен Фарада, Михаил Задорнов, ансамбль «Ариэль» и другие.

Значительный вклад в развитие эстрадного искусства внесли спектакли, созданные на сцене театра такими мастерами эстрады как Геннадий Хазанов («Мелочи жизни», «Очевидное и невероятное», «Маленькие трагедии», «Праздник, который всегда...»), Евгений Петросян («Доброе слово и кошке приятно», «Инвентаризация», «Дураки мы все», «Страна Лимония, деревня Петросяния», «Когда финансы поют романсы»), Клара Новикова и Ефим Шифрин («Круглая луна», «Соло для кровати со скрипом», «Я смеюсь, чтобы не плакать»). На сцене театра в различных спектаклях играли многие народные и заслуженные артисты России, среди которых Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Виталий Соломин, Лариса Удовиченко, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Владимир Меньшов, Вера Алентова, Татьяна Васильева, Евгения Симонова, Чулпан Хаматова, Елена Проклова, Валерий Золотухин, Александр Абдулов, Андрей Панин и другие. 49-й театральный сезон был отдан мюзиклу «Чикаго», продюсерами которого выступили Алла Пугачева и Филипп Киркоров. А в январе 2009 года на сцене театра 50-летие отметила эстрадная студия МГУ «Наш Дом».

Большой популярностью у зрителей уже много лет пользуются спектакли Театра Антона Чехова. Спектакль «Ужин с дураком», в котором блистают Олег Басилашвили и Геннадий Хазанов уже более 10 лет собирает полный зал. 50-й юбилейный сезон открылся премьерой спектакля Леонида Трушкина «Смешанные чувства» с Инной Чуриковой и Геннадием Хазановым в главных ролях. С аншлагами проходит и спектакль Леонида Трушкина «Все как у людей» (премьера состоялась в октябре 2004 г.), в котором заняты Геннадий Хазанов, Галина Петрова, Борис Дьяченко, Инга Оболдина и другие актеры. Свой 60-летний юбилей художественный руководитель театра, Народный артист России Геннадий Хазанов отметил 1 декабря 2005 года премьерой спектакля «Морковка для императора», где он играет роль Наполеона.

Театр Эстрады уже много лет занимается благотворительной деятельностью, организовывая концерты и праздничные вечера для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и пенсионеров, воспитанников интернатов и детских домов. В числе зрителей не редко можно встретить известных политиков, бизнесменов и спортсменов, телеведущих и режиссеров, поэтов и композиторов, артистов эстрады, театра и кино. В юбилейном 50-м сезоне театр Эстрады встретил зрителей в обновленном интерьере. Были переоборудованы фойе и гардероб, создано театральное кафе. В зрительном зале впервые за 20 лет были заменены зрительные кресла. Театр сегодня может гордиться и современной свето- видео- и звукоаппаратурой.

В этом сезоне Театр приготовил сюрприз для юных зрителей. Совместно с Академией Детского мюзикла на сцене театра поставили современный мюзикл «Снежная Королева». Художественный руководитель театра, Геннадий Викторович Хазанов, давно мечтал о «Снежной королеве». Когда-то, еще ребенком, увидел он этот спектакль по сказке Андерсена и «заболел» театром на всю жизнь. Поэтому, когда руководители Академии Детского Мюзикла обратились к нему с предложением о сотрудничестве в работе над этой сказкой, Геннадий Викторович с удовольствием включился в творческий процесс. Даже в условиях жесткой конкуренции детских развлекательных проектов современной Москвы мюзикл «Снежная королева» безусловно стал лидером.

Только на сцене Театра Эстрады можно теперь увидеть известный и уникальный Театр клоунады «Лицедеи». Клоунада «Летите и Пилите» состоит из лучших номеров Леонида Лейкина при участии других знаменитых актёров театра «Лицедеи» - Анвара Либабова, Виктора Соловьёва, Анны Орловой и других. Многие из этих номеров Россия ещё не видела!

Каждый сезон Театр Эстрады дает возможность москвичам и гостям столицы встретиться с любимыми актерами театра и кино на их творческих вечерах. Здесь зрители могут напрямую задать свои вопросы любимым актерам, познакомиться с ними как с личностями и увидеть все грани их таланта. В этом сезоне на сцене Театра Эстрады был представлен творческий вечер Сергея Гармаша. Огромный интерес был к встрече с самой востребованной и известной актрисой Чулпан Хаматовой.

Театр находится в творческом поиске, постоянно на его сцене появляются новые спектакли и концерты, творческие вечера и юбилейные программы артистов самых разных жанров.

Эстрады за годы своего существования подарил жителям и гостям столицы огромное количество интересных встреч. На его сцене выступают и театральные труппы, и рок-группы, и популярные поп-исполнители.

История

В 1954 году новую сценическую площадку получила эстрады разместился в здании на площади Маяковского. Основал труппу народный артист РСФСР Н.П. Смирнов-Сокольский. В 1961 году театр получил новое здание - на Берсеневской набережной, где и располагается до сих пор.

На сцене московской эстрады состоялись встречи с такими артистами и коллективами, как Мирей Матье, Аркадий Райкин, Сальваторе Адамо, оркестры Олега Лундстрема и Леонида Утёсова, Эдит Пиаф, Геннадий Хазанов, Михаил Задорнов, Пьер Ришар, Евгений Петросян, Александр Ширвиндт, Чулпан Хаматова, Алиса Фрейндлих, Александр Абдулов, Олег Басилашвили, Лариса Удовиченко и т.д.

В начале 21 века здесь шёл мюзикл «Чикаго».

Театр эстрады организует концерты для ветеранов ВОВ, воспитанников детских домов, пенсионеров и инвалидов.

Недавно здание было отремонтировано. Переоборудовали гардероб и фойе. Открылось кафе. В зрительном зале поставлены новые кресла. Звуковая, световая и видео- аппаратура была заменена.

Театр эстрады предоставляет зрителям возможность пообщаться с любимыми артистами на их творческих встречах. Узнать их как личностей, задать вопросы.

Театр эстрады вакансии (Москва) на сегодняшний день предлагает следующие: светооператор и На официальном сайте дан адрес электронной почты, куда можно выслать своё резюме.

Афиша

Сценическая площадка, которой руководит Геннадий Хазанов, принимает у себя артистов, которых любит и хочет видеть Москва. Театр эстрады предлагает жителям и гостям столицы в феврале, марте и апреле 2016 года следующие мероприятия:

  • Моноспектакль Константина Райкина «Своим голосом».
  • Ностальгическая комедия «На высоких каблуках» (в ролях: Н. Гришаева, С. Беголовцева и Э. Кюрдзидис).
  • Концерт Юрия Шатунова.
  • Лирическая комедия «Номер 13» (в ролях: М. Карпович, Б. Смолкин и А. Гайдулян.
  • Спектакль Академии детского мюзикла «Снежная королева».
  • Лирическая комедия «Моя бедная крыша» (в ролях: Г. Хазанов, Б. Дьяченко, О. Исаев и другие).
  • Моноспектакль Максима Аверина «Всё начинается с любви».
  • Сказка для взрослых «Старая дева» в исполнении И. Чуриковой, А. Михайлова и Е. Васильевой.
  • Концерт Андрея Макаревича.
  • Комедия «Всё как у людей» (в ролях: Л. Тихомирова, Г. Хазанов, В. Лернер и другие).
  • Рок-опера «Юнона и Авось» (театр Ленком).
  • Комедия «Палата бизнес-класса» (в ролях: С. Стругачёв, Г. Мартиросян, Т. Васильева и другие).
  • Спектакль «Свободная любовь» в исполнении Д. Дюжева, Е. Сафоновой, В.Смирнитского и Д. Фекленко.
  • Комедия «Крутые виражи» (в ролях: А. Большова и Г. Хазанов).
  • Спектакль «Кыся» (в главной роли Дмитрий Нагиев).
  • Концерт Петра Мамонова.
  • Музыкальный спектакль Академии детского мюзикла «Соловей-разбойник и Ко».
  • Концерт-квартирник группы «Би-2».
  • Спектакль «Квартета И» «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках».
  • Комедия «На всю катушку» (в ролях: Е. Пронин, С. Бондаренко, И. Жидков).
  • Спектакль театра Teulis - «Повелители теней».
  • Комедия «Ужин с дураком» (в ролях: Г. Хазанов, Л. Тихомирова, Б. Дьяченко и другие).
  • Спектакль «Вредные привычки» в исполнении И. Угольникова, М. Полицеймако, Д. Спиваковского и других.
  • Юбилейный концерт Евгения Маргулиса.
  • Лирическая комедия «Любовь не картошка - не выбросишь в окошко» (в ролях: Н. Усатова, З. Буряк, И. Скляр, А. Панкратов-Чёрный и другие).
  • Спектакль «Женатый, но живой» в исполнении А. Ардовой, И. Гришанова, И. Ефремовой и других.
  • Исторический анекдот «Морковка для императора» (в ролях: Г. Хазанов, А. Давыдов и другие).
  • Моноспектакль Максима Аверина к юбилею Л. Гурченко «Аплодисменты»
  • Концерт Евгения Дятлова «Для вас, любимые…»
  • Спектакль «По особым случаям» в исполнении И. Оболдиной и Г. Дронова.

Художественный руководитель

Театр эстрады (Москва) с 1997 года возглавляет Геннадий Викторович Хазанов. После окончания школы он предпринимал попытки поступить в театральные училища и вузы страны. Но его не принимали. Тогда он стал студентом Московского инженерно-строительного института. Геннадий стал активно участвовать в самодеятельности. В это время и родился персонаж - студент кулинарного техникума, который сделал его знаменитым.

В 1965 году Г. Хазанов поступил в цирковое училище и вскоре начал выступать на эстраде.

Геннадий Викторович является полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством".

Г. Хазанов играет в спектаклях, снимается в кино и сериалах, озвучивает героев мультфильмов, принимает участие в телешоу.

Каждый дом, особенно если это не типовая многоэтажка, имеет свой характер. Вокруг старых строений с годами возникает определенная аура, которую могут почувствовать как жители и гости, так и прохожие. Одно из самых известных московских зданий - Дом на набережной, безусловно, обладает сильной энергетикой. Найти его по адресу: Москва, улица Берсеневская набережная д. 20.

Настроение, которое он вызывает, вряд ли можно назвать радужным, и это связано с его необычной и отчасти трагической историей.

История дома

Двенадцатиэтажный дом номер два по улице Серафимовича, занимающий площадь около трех гектаров, получил название «Дом на набережной» с легкой руки писателя Юрия Трифонова, чья семья жила здесь в 30-е годы прошлого века. А официально это здание именовалось Домом правительства или Домом ЦИК и СНК СССР.

Он был построен в 1931 году специально для партийной элиты того времени по проекту знаменитого архитектора Бориса Иофана. Здесь жили известные ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры. Здесь жила великая балерина Уланова, в доме до сих пор существует ее мемориальная квартира.

Одним из первых жителей дома был Куйбышев. Здесь проживали Жуков и Тухачевский. А квартиру номер 37 занимала Светлана Аллилуева, дочь Сталина.
В доме был построен кинотеатр «Ударник», являвшийся по тем временам самым большим кинозалом Москвы. В этом доме был открыт спортивный зал, универмаг, клуб, ставший впоследствии театром Эстрады. Можно сказать, что Дом на набережной стал одним из первых элитных жилых комплексов столицы.

Первоначально это было здание гостиничного типа. Одна из старейших жительниц этого дома, Тамара Тер-Егиазарян, скончавшаяся в 2009 году, рассказывала, что жильцы въезжали в квартиры, полностью обставленные мебелью. Здесь было все, включая посуду. Можно было даже получить постельное белье. Жильцам не было необходимости готовить, ведь на первом этаже здания находилась столовая и прачечная. Именно поэтому кухни в этом доме удивительно маленькие.

Потолки в квартирах были покрыты художественной росписью, на полу дубовый паркет. Из кранов текла горячая вода, что в то время было чем-то невероятным. Вся обстановка была продумана до мелочей, а предметы имели инвентарные номера, при въезде жильцы расписывались в получении мебели и посуды.

Дом на набережной был символом роскоши и власти. Многие завидовали счастливым новоселам, получившим жилье с видом но Кремль, не подозревая, какое страшное будущее ждет многих из них. К сожалению, из двух тысяч жителей этого дома, 700 человек стали жертвами репрессий во время Большого террора в 30х годах прошлого века. Трагическая судьба людей, исчезавших ночами из квартир целыми семьями, наложила отпечаток на отношение последующих поколений ко всему дому.

Загадки и легенды Дома на набережной

Мрачная аура дома, которую чувствуют многие москвичи, связана с историей места, на котором выстроено здание. Когда-то здесь было болото, где казнили государственных преступников, здесь же пролегал путь, по которому гнали каторжников к местам заключения.

В 16 веке место, где ныне возвышается Дом правительства, считалось гиблым. Бояре, пытавшиеся выстроить здесь хоромы, трагически погибали один за другим.

Говорят, что дом на набережной был построен прямо на старинных надгробиях, хотя, возможно, это пустые слухи.

Одна из главных загадок Дома на набережной связана с таинственным 11-м подъездом. То есть, в доме есть десятый подъезд, после которого следует двенадцатый, а одиннадцатый отсутствует.

Со стороны двора как раз между этими двумя подъездами есть маленькая дверь, ведущая на узкую темную лестницу. Официальная версия заключается в том, что 11-й подъезд был предназначен для нужд рабочих и другого персонала, обслуживающего дом. Однако в народе ходит молва, что этот узкий проход использовали сотрудники НКВД, для того чтобы слушать, что происходит в квартирах.

Говорили также, что из здания тянутся подземные ходы на Лубянку и в Кремль, и что арестованных спускали на лифте в подвальные помещения, а оттуда напрямую этапировали в застенки.

Ходят слухи, что Дом на набережной полон призраков расстрелянных жильцов, которым так и не удалось освоиться на новом месте обитания.

Так, есть известная легенда о Дочери Командарма, который был арестован вместе со своей женой на службе. За их дочерью пришли вечером. Однако она наотрез отказалась открывать дверь, угрожая тем, что застрелит из отцовского нагана первого, кто войдет в квартиру. Нарком Ежов распорядился наглухо забить двери квартиры и отключить воду, свет и телефон. Целую неделю узница звала на помощь, но потом крики стихли. И неизвестно, погибла ли она от голода, или застрелилась. Местные жители утверждают, что с той поры ее призрак часто можно встретить на набережной около Театра Эстрады.

Рассказывают странные истории о музыке и голосах, доносящихся из пустых квартир Дома на набережной. До сих пор жильцов пугают ночами странные звуки, несущиеся из-за стен.

Кстати нынешние обитатели дома отмечают удивительно хорошую слышимость между квартирами. Говорят, что это не строительный брак, а намеренно созданная особенность конструкции, которая позволяла сотрудникам НКВД слушать разговоры знаменитых жильцов.

Дом на набережной в наши дни

Сейчас Дом на набережной, как и прежде, представляет собой место, где живут известные люди. Это и актриса Наталья Андрейченко, и Александр Домогаров, а также семья бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко.

В доме силами жильцов организован музей, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. Кроме того, в музее воссоздана обстановка 30-х годов прошлого века, экспозиция имеет историческую и образовательную ценность.

Дом практически не изменился за долгие годы. Он не пострадал во время немецких бомбардировок, пережил и послевоенную разруху. Сейчас он является памятником истории и охраняется государством.

Несмотря на зловещие слухи, окружающие это здание, самые старые жители любят его и не считают несчастливым. Для кого-то Дом на набережной является символом горя и страха, а для кого-то – это просто дом, напоминающий о детстве.




Top