Тема урока: "И. Тургенев

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна». Цели урока: Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас. ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное. ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку. Вид: комбинированный урок. Тип: формирование новых знаний. Задачи: обучить самостоятельному анализу художественного текста, учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке, формировать устойчивый интерес к предмету; развивать навыки выразительного чтения, формировать навыки коммуникативного характера. Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн. Литература: 1. Рассказ И.С.Тургенева «Муму» 2. Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. 3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя План урока. 1. Организац. момент (2 мин.). 2. Определение целей и задач урока (3 мин.). 3. Работа по теме урока (31 мин.). 4. Подведение итогов урока (2 мин.). 5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.). Ход урока. 1. Организац. момент. Актуализация знаний. Запись темы урока в тетрадь. 2. Определение цели и задач урока. - На сегодняшнем уроке мы познакомся с биографией великого русского писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа «Муму». Какие основные факты биографии вам запомнились? 3. Работа по теме урока Слово о писателе. Чтение биографии в учебнике с Запись основных фактов. Иван Сергеевич Тургенев (гг.) родился в Орле в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло в имении его матери Спасском-Лутовинове, расположенном недалеко от города Орла. Мать, Варвара Петровна Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная. Отец, Сергей Николаевич Тургенев, - офицер из оскудевшего старинного дворянского рода. И.С. Тургенев не было и 15 лет, когда он, сдав успешно экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета. Первое его произведение появилось, когда он ещё учился в университете. В 1852 г. вышел из печати сборник рассказов «Записки охотника». 1

2 3.2. Заочная экскурсия в усадьбу Спасское-Лутовиново (Орловская область). Чтение материала на с учебника Работа с текстом. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок «5»; одна или две ошибки «4»; три, четыре ошибки «3». Карточка Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2.Жизнь Герасима в доме барыни. 3.Герасим находит щенка. 4.Любовь Герасима к Татьяне. 5.Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни Проверка. Главный герой произведения И.С. Тургенева - глухонемой Герасим. - Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты). - Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму). Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка Составление кластера. - Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда). - Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет). - На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям). - Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает). Выстраивается схема. ПОРТРЕТ ПОСТУПКИ ГЕРОЯ, ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩИХ Образ литературного героя ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЖЕСТЫ, МИМИКА Отношение других действующих лиц к данному герою. ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ЖИВЕТ ГЕРОЙ ИМЯ ГЕРОЯ 2

3 - Молодцы! Герасим это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда будем читать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки). - На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом. Сегодня на уроке мы будем анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. - Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима. -Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек. 1. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания. Прочитаем первый абзац рассказа с. 189 учебника. - Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». - Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? (Утром человека называют его детство и юность, день это зрелость, вечер старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной). 2. Просмотр мультфильма (2 минуты). - Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма «Муму» режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева? - С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой? (Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей). - Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня? ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195 учебника. «Благодетельница» Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской. (БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА - лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу) (ПРИЖИВАЛКА - бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество) 3. Портрет Герасима. - Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?» «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда 3

4 он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником». («Замечательный» - 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. «Славный» - 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший разг.) - Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа.- СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр (Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали). -Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? («привезли в Москву, купили, сшили, дали и определили»). - Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем? (Старуха - помещица, а Герасим крепостной). - Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки. 4. Историко-культурный контекст рассказа. Крепостные крестьяне прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). «Тягло» крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности. 5. Работа с термином «сравнение. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР учебника. «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь» - Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима. КАРТОЧКА «вырос немой и могучий, как.(дерево растет на плодородной земле)» 4

5 «скучал и недоумевал, как.(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)» «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как (пойманный зверь)» «дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как (стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)» - Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть..» (его любовь к свободной жизни). 6. Знакомство с новым термином. Гипербола. 1 абзац «Ему отвели» СТР.192 учебника. -Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? «Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный). - Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Гипербола сильное преувеличение. - Найдите примеры гипербол в тексте. (- он работал за четверых; - один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли; - сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой) 7. Работа в паре. Анализ рисунков. - Посмотрите на иллюстрации известных художников: П. Боклевский с. 205, С. Бойм с. 218, В. Табурин с. 220 учебника. - Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передали художники на рисунках? - Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома? - Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ. 8. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной. - И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный») СТР. 191 последний абзац «Со всей остальной челядью): «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских они его побаивались, а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака». 5

6 - Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов «а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики». - Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений бог его знает!»). - Что она была за человек? СТР. 193 «С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала». - Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима? - Что решила причудливая старуха? 9. Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна. ПРИЛОЖЕНИЕ. СЦЕНКА. *** А что, Гаврила, заговорила вдруг она, не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится. Отчего же не женить-с! Можно-с, ответил Гаврила, и очень даже будет хорошо-с. Да; только кто за него пойдет? Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь. Кажется, ему Татьяна нравится? Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы. Да!.. пусть посватает Татьяну, решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, слышишь? Слушаю-с, произнес Гаврила и удалился. *** Дворецкий несколько раз прошелся по комнате. Ну, позовите теперь Татьяну, промолвил он наконец. Через несколько мгновений Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога. Что прикажете, Гаврила Андреич? проговорила она тихим голосом. Дворецкий пристально посмотрел на нее. Ну, промолвил он, Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала. Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? прибавила она с нерешительностью. Капитона, башмачника. Слушаю-с. Он легкомысленный человек это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется. Слушаю-с. Одна беда... ведь этот глухарь-то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает. И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьет тебя, пожалуй, медведь этакой... Убьет, Гаврила Андреич, беспременно убьет. 6

7 Убьет... Ну, это мы увидим. Как это ты говоришь: убьет! Разве он имеет право тебя убивать, посуди сама. А не знаю, Гаврила Андреич, имеет ли, нет ли. Экая! Ведь ты ему этак ничего не обещала... Чего изволите-с? Дворецкий помолчал и подумал: «Безответная ты душа!» Ну, хорошо, прибавил он, мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница. Татьяна повернулась, оперлась легонько о притолку и ушла. «А может быть, барыня-то завтра и забудет об этой свадьбе, подумал дворецкий, я-то из чего растревожился? - Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему? - Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной? Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны». СТР. 202 учебника. «Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...» - Как ведет себя Герасим после этого случая? С. 202 учебника. «Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели». - Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя. (Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам). -Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР «Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он всё не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же всё было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки». - Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? (Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...») Итог урока. Включение нового знания в систему. Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему. 7

8 - Слезами горю не поможешь. - Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется). - И рад бы заплакать, да смех одолел. - Барский гнев да барская милость равно опасны. - Неволя холопу, а воля господину Самостоятельная работа с проверкой. - Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна Синквейн это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка фраза, несущая определенный смысл. 5 строка заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 4. Подведение итогов урока. - Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. - Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх. - Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. - Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. - Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. 5. Дом. зад. с комментированием к нему. Д.З.: читать рассказ И.С. Тургенева «Муму». Подумайте, в чём заключается нравственное превосходство Герасима. 8


Технологическая карта урока Фамилия, имя, отчество Зарипова Зухра Магнавиевна Предмет Литература Класс 5 Тип урока Урок открытия новых знаний Тема И.С.Тургенев. «Муму». Образ Герасима. Смысл названия.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ Литература изучается на общеобразовательном уровне Программа: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под редакцией

Тема: И.С.Тургенев. «Муму». Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна) Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Тренировочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 11 класс 24 ноября 2016 года Вариант ЛИ10101 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы Работа по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий.

Конспект урока литературы в 5 классе «Жизнь Герасима в деревне и в городе» И.С.Тургенев «Муму» он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. Художественно коммуникативная компетенция:

Ивана Сергеевича Тургенева По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя,

Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Цель урока: учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Железнодорожный 143983, Россия, Московская область, г. о. Железнодорожный, ул. Свободы, д.4, стр.1 тел.: 527-65-73,

Рассказ И.С.Тургенева «Муму». Цель: показать нравственное превосходство главного героя, его трудолюбие, широту души, чувство собственного достоинства. Ход урока «Из...всей...челяди самым замечательным

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Место эпизода в сюжете произведения муму >>> Место эпизода в сюжете произведения муму Место эпизода в сюжете произведения муму И когда узнала, что её хотят выдать замуж за Капитона, она не сказала ни слова.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово» Конспект урока по литературе в 7 классе по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

II. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности Учитель показывает портрет Тургенева. Находим в справочном материале учебника очерк о доме в Спасском-Лутовинове (с. 303 305). Ученики пересказывают

Тема урока: «О чем меня заставил задуматься рассказ И.С. Тургенева «Муму» Цели: проанализировать рассказ, дать характеристику главного героя, подготовиться к написанию сочинения. Тип урока: урок обобщения

Тема урока: А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Цель урока: ознакомление учащихся с новыми произведениями Задачи: организовать

План конспект образовательной деятельности по формированию эмоциональной отзывчивости у дошкольников Тема «Дружба начинается с улыбки!» Подготовила: воспитатель Гришина Н.А. Цель: обобщить и расширить

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы в 5-6 классах (из опыта работы учителя) Учитель русского языка и литературы Сафронова Ю.А., высшая квалификационная категория Слайд

Конспект урока. Предмет: Основы светской этики. Класс: 4-А Учитель: Шабдинова А.К. Учебное учреждение: «Школа-гимназия 3» города Армянска. Тема: «Чувство Родины» Цель урока создать условия для формирования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа 1» Конспект урока литературного чтения по теме: М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. (4 класс, УМК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 332» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА 443087, г. Самара, пр. Кирова, д. 278, тел. 953-27-25, тел./факс 953-09-72,

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель: Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

Образ главного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Определение темы урока 6 класс (работа в 3 группах) Ход урока Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и изобразительное искусство) 2 класс. Егорова Людмила Сергеевна МАОУ СОШ 12 г. Ишима Учитель начальных классов Описание: урок составлен на основе рабочей

Цель: ознакомление с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Задачи: продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; Ознакомить с его новым произведением, учить детей анализировать содержание

Тема: «БУДЕМ ЗДОРОВЫ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА О ЧАСТЯХ РЕЧИ» Задачи: Образовательные: обобщить знания учащихся о частях речи, их роли в речи; развивать умение находить части речи в предложениях, текстах; обогащать

Кому повем печаль мою?.. Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Школа России» 1 Тема урока: Как живет семья? Тип урока: ОНЗ Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики 2 Окружающий мир 1 класс УМК

Всемирная Организация Здравоохранения Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями 6 Îáó àþùèé ïàêåò äëÿ ëåíîâ ñåìüè åëîâåêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, êîòîðûé ìîæåò ãîâîðèòü Как обучать

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Педагог: Томтосова Н.А. Тип урока: освоение новых знаний Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы» (2 урок) Цель: формирование у учащихся умения создавать словесный

План конспект открытого урока по чтению на тему: «Самое главное» М. Зощенко Тема: Михаил Зощенко. «Самое главное». Плешкова Е. Е., учитель 1 квалификационной категории ГБОУ СОШ 567 Цель урока: анализ художественного

5 класс Литература с элементами театрализации

Герасим в доме барыни

(по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Цели :

  1. образовательные:
  1. проанализировать первую часть рассказа – образы барыни и Герасима
  2. показать авторское отношение к персонажам
  3. направить читательское восприятие
  4. выйти на проблематику рассказа
  1. развивающие:
  1. развивать умение использовать элементы театрализации при анализе текста
  2. развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы
  3. формировать умение анализировать текст художественного произведения
  1. воспитательные:
  1. учить слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение
  2. воспитание нравственности через анализ поступков героев

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами начинаем анализировать рассказ И.С.Тургенева «Муму». У вас было домашнее задание: прочитать первые три страницы рассказа. Даже не спрашиваю – надеюсь, что это сделали все.

Какие персонажи вам встретились?

/ Герасим и барыня

Если взять процентное соотношение – кому Тургенев отдает предпочтение, кого он описывает более подробно?

/Герасима

Интересно, а почему? Кто такая барыня?

/хозяйка Герасима, дворянка.

А кто такой Герасим?

/ Герасим всего лишь дворник, ее крепостной .

Тем не менее большее внимание Тургенев уделяет именно Герасиму. Почему?

/Герасим – главный герой рассказа, автор выделяет его .

Получается, что в начале рассказа мы знакомимся с Герасимом и барыней, вернее с Герасимом в доме барыни, так как о ней мы узнаем немного.

Записываем тему урока: Герасим в доме барыни .

Цели нашего сегодняшнего урока :

  1. познакомиться с некоторыми героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»,
  2. составить о них свое мнение,
  3. опираясь на текст, попытаться определиться с некоторыми проблемами, затронутыми в произведении.

(цели урока произносятся только губами, без голоса)

Ой, что-то с голосом моим стало… Наверное, неспроста – ведь наш главный герой – глухонемой. Ребята, помогите мне озвучить цели нашего урока. Анализируя любое произведение, что мы обязательно рассматриваем? Какие цели мы перед собой ставим?

/Познакомиться с текстом, выявить образы и проблемы, затронутые автором в тексте.

Спасибо.

Запись на доске: ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМЫ

Итак, давайте ближе познакомимся с героями. Первой на страницах текста появляется барыня, с нее и начнем.

Анализируем первый абзац текста, выходим на запись на доске

Запись на доске: барыня – дворянка, старая, скупая, одинокая

/Отрицательно

Но все-таки главный герой – это, несомненно, Герасим. К сожалению, сам о себе он рассказать не может, так как глухонемой от рождения. Что значит «глухонемой»

/Не слышит, не говорит

А мы можем судить о человеке, если он ничего не говорит?

/Да

Как? Как нам понять, что за человек Герасим?

/По поступкам: внешности, отношению к работе, к людям, по интерьеру комнаты

Согласна. Давайте и рассмотрим эти моменты. Но не следует забывать, что наш поток называется как?

/Литература с элементами театрализации

Поэтому и анализировать образ Герасима мы будем, используя… театрализацию

Задание :

1 ряд – ваша тема – «Отношение Герасима к работе», используете прием «живые картины» . Ваша задача – разработать и представить нам эту тему.

2 ряд – ваша тема – «Герасим и челядь», используете прием инсценирования .

3 ряд – занимаетесь оформительской работой – разрабатываете эскиз костюма Герасима и эскиз декорации – «Комната Герасима».

У вас 5-7 минут, потом представляете свои работы .

1 ряд представляет «живые картины»

Вопрос к зрителям – На что вы обратили внимание?

/Как Герасим упал и лежал не двигаясь .

Почему? О чем Герасим думал, вспоминал, может быть, мечтал?

/О деревне

Неужели ему так плохо живется в городе?

/Нет, но его сюда привезли по воле барыни, он не может понять – зачем он здесь, ему непривычно, одиноко

Как ему жилось в деревне?

/Жил один, много работал, на его работу было весело смотреть

2 ряд представляет свою сценку

На что обратили внимание?

/На важность, степенность Герасима, уверенность в себе

3 ряд представляет эскизы костюмов и декорации –

презентация эскиза. Что мы можем сказать о человеке, у которого такая комната?

/Основательный

Запись на доске: Герасим – дворник, крепостной, работяший, уверенный в себе, основательный

Итак, мы познакомились с двумя героями рассказа. Конечно, их намного больше, и на следующих уроках мы продолжим знакомство с образами рассказа. Какие же проблемы затрагивает автор в своем произведении?

/Одиночество, произвол, крепостничество .

Замечательно, Запишем.

Запись на доске: одиночество, произвол, крепостничество

Сегодня мы с вами только начали изучать рассказ И.С.Тургенева «Муму», познакомились с некоторыми образами и проблемами этого произведения. На следующих уроках мы продолжим работу.

Д/з – разгадать кроссворд, подготовить рассказ о герое, загаданном в кроссворде

Приложение №1

Приложение №2

Герасим в доме барыни

(по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Цели :

образовательные:

проанализировать первую часть рассказа – образы барыни и Герасима

направить читательское восприятие

выйти на проблематику рассказа

развивающие:

развивать умение использовать элементы театрализации при анализе текста

развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы

формировать умение анализировать текст художественного произведения

воспитательные:

учить слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение

воспитание нравственности через анализ поступков героев

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами начинаем анализировать рассказ И.С.Тургенева «Муму». У вас было домашнее задание: прочитать первые три страницы рассказа. Даже не спрашиваю – надеюсь, что это сделали все.

Какие персонажи вам встретились?

/Герасим и барыня

Если взять процентное соотношение – кому Тургенев отдает предпочтение, кого он описывает более подробно?

/Герасима

Интересно, а почему? Кто такая барыня?

/хозяйка Герасима, дворянка.

А кто такой Герасим?

/ Герасим всего лишь дворник, ее крепостной .

Тем не менее большее внимание Тургенев уделяет именно Герасиму. Почему?

/Герасим – главный герой рассказа, автор выделяет его .

Получается, что в начале рассказа мы знакомимся с Герасимом и барыней, вернее с Герасимом в доме барыни, так как о ней мы узнаем немного.

Записываем тему урока: Герасим в доме барыни .

Цели нашего сегодняшнего урока :

познакомиться с некоторыми героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»,

составить о них свое мнение,

опираясь на текст, попытаться определиться с некоторыми проблемами, затронутыми в произведении.

(цели урока произносятся только губами, без голоса)

— Ой, что-то с голосом моим стало… Наверное, неспроста – ведь наш главный герой – глухонемой. Ребята, помогите мне озвучить цели нашего урока. Анализируя любое произведение, что мы обязательно рассматриваем? Какие цели мы перед собой ставим?

/Познакомиться с текстом, выявить образы и проблемы, затронутые автором в тексте.

Спасибо.

Запись на доске: ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМЫ

Итак, давайте ближе познакомимся с героями. Первой на страницах текста появляется барыня, с нее и начнем.

Анализируем первый абзац текста, выходим на запись на доске

Запись на доске: барыня – дворянка, старая, скупая, одинокая

/ Отрицательно

Но все-таки главный герой – это, несомненно, Герасим. К сожалению, сам о себе он рассказать не может, так как глухонемой от рождения. Что значит «глухонемой»

/ Не слышит, не говорит

А мы можем судить о человеке, если он ничего не говорит?

Как? Как нам понять, что за человек Герасим?

о поступкам: внешности, отношению к работе, к людям, по интерьеру комнаты

Согласна. Давайте и рассмотрим эти моменты. Но не следует забывать, что наш поток называется как?

/Литература с элементами театрализации

Поэтому и анализировать образ Герасима мы будем, используя… театрализацию

Задание :

1 ряд – ваша тема – «Отношение Герасима к работе», используете прием «ж ивые картины» . Ваша задача – разработать и представить нам эту тему.

2 ряд – ваша тема – «Герасим и челядь», используете прием инсценирования .

3 ряд – занимаетесь оформительской работой – разрабатываете эскиз костюма Герасима и эскиз декорации – «Комната Герасима».

У вас 5-7 минут, потом представляете свои работы.

1 ряд представляет «живые картины»

— Вопрос к зрителям – На что вы обратили внимание?

/Как Герасим упал и лежал не двигаясь .

Почему? О чем Герасим думал, вспоминал, может быть, мечтал?

деревне

Неужели ему так плохо живется в городе?

/Нет, но его сюда привезли по воле барыни, он не может понять – зачем он здесь, ему непривычно, одиноко

Как ему жилось в деревне?

/Жил один, много работал, на его работу было весело смотреть

2 ряд представляет свою сценку

На что обратили внимание?

/На важность, степенность Герасима, уверенность в себе

3 ряд представляет эскизы костюмов и декорации

презентация эскиза. Что мы можем сказать о человеке, у которого такая комната?

/Основательный

Запись на доске: Герасим – дворник, крепостной, работяший , уверенный в себе, основательный

Итак, мы познакомились с двумя героями рассказа. Конечно, их намного больше, и на следующих уроках мы продолжим знакомство с образами рассказа. Какие же проблемы затрагивает автор в своем произведении?

диночество, произвол, крепостничество .

Замечательно, Запишем.

Запись на доске: одиночество, произвол, крепостничество

Сегодня мы с вами только начали изучать рассказ И.С.Тургенева «Муму», познакомились с некоторыми образами и проблемами этого произведения. На следующих уроках мы продолжим работу.

Д/з – разгадать кроссворд, подготовить рассказ о герое, загаданном в кроссворде

Тема урока: И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XX века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать этапы жизни И.С.Тургенева; владеть понятием «сюжет»; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Ход урока

Каждому, кто видел его в первый раз,

он казался «олицетворением

русского богатыря, с серебристой

прядью волос на широком

полуотвесном лбу».

I . Оргмомент. Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя (учебник, с).

Известный французский писатель А.Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан…с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада»- именно так выглядел И.С.Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. (чтение статьи в учебнике.)

19 век. 1852г. Смерть Н.В.Гоголя. И.С.Тургенев был сильно поражен этим трагическим событием, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан- взят под арест и отправлен по присмотр на родину. Находясь под арестом, Тургенев продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть- эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы).2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни в повести «Муму», почти полностью повторяют реальные события из жизни дворника Андрея. Андрей, в отличие от Герасима, служил своей барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла его собачка.

II . Чтение I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Каковы ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму? (По 1 главе повести).

III . Анализ деталей текста.

1. Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор посвящает хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы изобразить властную и капризную старуху. Однако не она является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)

2. Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди…» до слов «…всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)

3. Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему…» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопросы: 1. Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалось ему шуткой».)

2. Что значит «работа «казалась ему шуткой»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

Как Герасим воду возил? («…Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка…»)

Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло…»)

Как Герасим исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров…»)

Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым)

4. В Каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах- истинно богатырскую кровать….» до слов «прочный и приземистый…».

Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

Почему Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием- гиперболу- чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.)

Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?

IV . Обобщение.

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле - его руки с силой вгоняют соху, взрывая земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе- с метлой и бочкой- кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

V . Рефлексия.

VI . Домашнее задание: подготовить художественный пересказ 1 главы.

Иван Сергеевич Тургенев был смелым автором, произведения которого нередко попадали под тщательный обзор органов цензуры. Рассказ «Муму», известный сегодня каждому школьнику, долгое время был запрещен к публикации. И если бы не дипломатические способности автора, мир так бы никогда и не узнал об этой трогательной и трагической истории.

История создания

В середине 50-х годов XIX в. Тургенев находился под домашним арестом, а потом был отправлен в ссылку за некролог на смерть Гоголя. Находясь под присмотром частных приставов, весной 1855 г. Тургенев пишет рассказ «Муму». Этой вещью он делится с семьей издателя Аксакова, которая положительно реагирует на произведение, но не может опубликовать его из-за протеста цензуры. Спустя год, в журнале «Современник» «Муму» все-таки появляется, что становится причиной рапорта чиновника и официального рецензента журнала. Представители органов цензуры недовольны, что аудитория может проникнуться состраданием к персонажам, и поэтому не позволяет распространять рассказ в другие издания. И только весной 1956 г. в главном управлении цензуры после многочисленных ходатайств друзей Тургенева было принято решение включить решение включить «Муму» в собрание сочинений Ивана Сергеевича.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили в доме у матери Тургенева в Москве. Автор повествует о жизни барыни, в служении у которого находится глухонемой дворник Герасим. Слуга начинает ухаживать за прачкой Татьяной, но барыня принимает решение женить её на своем башмачнике. Чтобы разрешить ситуацию дворецкий барыни предлагает Татьяне предстать перед Герасимом пьяной, чтобы отвратить его от себя. И эта хитрость срабатывает.

Через год прачка и башмачник уезжают в деревню по приказу барыни. Герасим же приносит с собой выловленного из воды щенка и дает ему кличку Муму. Барыня узнает о присутствии собаки во дворе одной из самых последних и никак не может наладить отношения с животным. Получив приказ избавиться от собаки, дворецкий пытается тайно продать Муму, но она сбегает обратно к Герасиму. Когда до дворника доходят сведения, что барыня недовольна, он отправляется на пруд, где топит собаку, а сам принимает решение вернуться к себе в деревню, а не в столичный дом барыни.

Главные герои

Реальным прототипом персонажа послужил слуга Варвары Тургеневой Андрей Немой. Автор рисует образ замкнутого человека, который необычайно трудолюбив и достаточно положительно настроен к людям. Этот деревенский крестьянин был способен на самые настоящие чувства. Невзирая на внешнюю мощь и угрюмость, Герасим сохранил в себе способность любить и держать свое слово.

Татьяна

Этот портрет молодой служанки включает в себя все черты типичной женщины из русского поместья XIX века. Забитая, несчастная, не имеющая собственного мнения, эта героиня получает защиту только в период любви Герасима. Не имея морального права и реальной возможности перечить своей хозяйки, Татьяна собственными руками рушит свои шансы на счастливую судьбу.

Гаврила

(Дворецкий Гаврила справа на иллюстрации )

Дворецкий в рассказе предстает простоватым и глупым мужичком, который стремится за счет заискивания остаться в плюсе и найти для себя выгоду. Нельзя сказать, что Тургенев рисует характер Гаврилы злым, но его непосредственная роль в гибели собаки и разрушении жизни Татьяны и Герасима накладывает существенный отрицательный отпечаток на восприятие его как личности.

Капитон

(Лакей Капитон на иллюстрации стоит слева рядом с сидящим Гаврилой )

Образ башмачника можно охарактеризовать как портрет образованного лакея. Этот человек считает себя умным, но при этом не обладает должной силой воли и высокими жизненными стремлениями. В конечном итоге, он превращается в пропойцу и бездельника, которого не способна изменить даже женитьба.

Из всех персонажей «Муму» пожилая барыня - основной негативный персонаж. Именно её поступки и решения приводят к череде страданий и необратимым трагедиям. Тургенев описывает эту героиню как капризную и вспыльчивую женщину, которая упряма и своенравна в своем желании вершить судьбы других людей. Единственными положительными чертами барыни можно рассматривать её хозяйственность и умение распоряжаться домом.

Заключение

Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева нельзя считать простым произведением о тяжести крестьянской жизни. Это философский текст, который помогает читателю разобраться в вопросах добра и зла, ненависти и любви, единения и разлуки. Писатель уделяет большое внимание вопросу привязанности человека и важности присутствия близких людей, как в жизни богатых, так и в жизни бедняков.




Top