Темные Сборник рассказов Составитель М. С

Прежде чем ты, Читатель, шагнешь под мрачные своды полуразрушенного готического собора, прежде чем под твоей стопой хрустнет первый череп из груды сваленных здесь останков, – позволь сказать тебе несколько слов в качестве напутствия. Присядь на минутку, да хоть бы и тут, у этого древнего алтаря, покрытого странными бурыми пятнами. Кажется, к стенке престола прилип кусок чьего-то скальпа… но неважно, неважно! Поговорим о темноте и таящихся в ней ужасах. О том, что тебе предстоит отыскать здесь, средь затянутых паутиной костей.

Я не знаю, кто первым назвал это «темный жанр». Но я могу сказать тебе, что около десяти лет тому назад несколько начинающих авторов решили организовать литературное сообщество, которое, после недолгих обсуждений, они нарекли «Тьма» . Среди этих рыцарей обагренного кровью стола был и ваш покорный слуга, ныне выступающий как составитель антологий (преимущественно в жанре ужасов и мистики) и немного писатель. Были среди них и автор повести «Бабай» Борис Левандовский, переводчик и писатель Владислав Женевский, сценарист Александр Вангард, писатели Андрей Сенников, Фотина Морозова, Александр Подольский и другие. И уже тогда, десять лет назад, мы все – каждый и каждая – понимали, что объединяет нас именно любовь к темному жанру.

Сначала это понимание было интуитивным, на каком-то подсознательном уровне. Знаешь, как бывает, когда ты находишься один в комнате и нутром чувствуешь, что туда зашел кто-то еще, а только потом, обернувшись, видишь гостя. Вот так и мы, прежде чем созрело само понимание, уже знали «про себя», внутренне, что такое «темный жанр». Дать же некое подобие определения этому жанру удалось уже позднее.

Сколько людей, столько и мнений. Каждый видит окружающий мир и себя в нем по-своему – я убеждаюсь в этом всякий раз, когда читаю отзывы на очередную нашу книгу. Одно и то же произведение один читатель называет «шедевром», а другой намекает, что в сборник оно попало благодаря «мохнатой лапе». И даже среди писателей (а может, вовсе и не «даже», а «тем более» среди них!) сложно найти двух людей с общими взглядами на литературу. Спорить о жанрах можно вообще бесконечно, и все равно для одних «Чужой» останется фантастикой, а для других (и если тебе это интересно знать, то я в их лагере) это фильм ужасов, для одних хоррор – подвид НФ (глупость какая, но многие так считают), а для других – часть большого жанра фэнтези.

Говоря о последних – подобное мнение (что horror – это fantasy) довольно широко распространено на Западе, у наших заграничных коллег. И творчество столь разных, но одинаково одаренных людей, как Говард Филлипс Лавкрафт, Лорд Дансейни, Нил Гейман или, допустим, Гильермо Дель Торо помогает в это поверить. Однако же надо понимать, что под fantasy («фентази», как называет это одна моя коллега-писательница, что, по правде сказать, всякий раз вызывает у меня улыбку) западные авторы понимают нечто большее, нежели только классические его разновидности, истории меча и магии или эпические саги в духе профессора Толкина. Скорее, они ведут речь о некоем едином подходе к творчеству как к полету фантазии, не ограниченному научными познаниями автора.

Чем же в таком случае является темный жанр? Как мы его понимаем, это литература (а также кино и прочие виды искусства), где находит отражение то, что можно назвать темной стороной бытия.

Это хоррор, ужасы. Потому что они пугают, а страх – суть темная эмоция. Это dark, темное фэнтези, потому что в центре его всякий раз оказываются всевозможные темные личности, нередко злодеи и монстры. Это готика – просто потому, что готика. Городское фэнтези, мистика и, нередко, так называемый магреализм – потому как в произведениях этих жанров сталкиваются и сближаются два мира: реальный и сверхъестественный, темный. Это триллеры о маньяках и фантастика о космических тайнах, потому что нет ничего темнее человеческого сердца, а встреча с неизведанным – это всегда нырок во тьму. Это модный в последнее время weird, «странная литература», корнями уходящий к американскому журналу Weird Tales, в котором в прошлом веке публиковали свои рассказы Лавкрафт, Говард, Лейбер и многие другие классики, причем фэнтези-истории прекрасно уживались на страницах этого издания с рассказами ужасов.

Так видим темный жанр мы, люди, создавшие Литературное общество «Тьма», вебзин с не менее говорящим названием DARKER , книжную серию «Самая страшная книга» и много чего еще разного, но определенно очень, очень темного.

Понимаю, что ты, возможно, видишь этот жанр несколько иначе. У тьмы оттенков куда больше, чем у безликого серого, опошленного перезревшими графоманами. Надеюсь, ты найдешь в этой книге свое и не отвергнешь чужое. Для твоего удобства и безопасности мы будем ступать по залам этого заброшенного храма тьмы осторожно. Поначалу с оглядкой в прошлое – первую часть антологии я назвал «Темная традиция», потому что собранные тут рассказы в большей или меньшей степени можно отнести к той или иной широко известной разновидности фэнтези: героического («Кровь твоего сердца» вашего покорного слуги), темного («Завтрак для Джека» В. Кузнецова, «Эффект дефекта» А. Провоторова), городского («Памятка юного бродяжки» О. Кожина). В этих историях авторы подчас творят миры. Дальше, когда ты пройдешь испытание их мирами, мы с тобой заглянем туда, где царит тьма безраздельная и где тебя будет ждать нечто «темнее темного» – необычные тексты, устремленные в прошлое («Упырь» М. Кабира, «Дюнан» А. Жаркова и Д. Костюкевича), в дальние страны («И пришел дракон» А. Подольского, «Человек из храма Белой Цапли» Д. Гужвенко) или далекие для большинства обычаи и верования («Легкий пар» М. Шурыгиной), вещи подчас экспериментальные, необычные, выходящие за рамки («Мед» В. Женевского, «Куш» Р. Газизова).

Этой книгой издательство АСТ и обожаемая мной редакция «Астрель» начинают новую серию мрачного, темного фэнтези. Подвиг их на это, насколько мне известно, нежданный успех русского хоррор-проекта «Самая страшная книга». Потому и открывать эту серию выпало мне и моим собратьям и сосестрам во тьме. И кто знает, Читатель, быть может, в будущем ты еще не раз встретишься в иных томах этой новой серии с кем-то из авторов этой книги. Ведь темное манит и нас тоже…

И пусть впереди тебя ждут мрак и ужас – мы все равно желаем тебе доброго пути.

Парфенов М. С., составитель

P. S. Когда над этой книгой уже работали корректоры издательства, пришла печальная весть: скончался от рака один из самых талантливых авторов молодой «темной волны» русской литературы. Владислав Женевский, автор рассказа «Мёд» и других прекрасных историй, писатель, поэт, переводчик, редактор, рецензент, библиограф. Ему было всего 30 лет. Он беззаветно, всем сердцем любил темный жанр. Идя коридорами этого мрачного собора, Читатель, вспомни добрым словом Владислава Александровича, ведь люди живы, пока жива память о них, – а Влад Женевский, прекрасный Человек и замечательный Друг, достоин жизни вечной.

Темная традиция

М. С. Парфенов

Кровь твоего сердца

– Еще одна крепость взята, – фыркнул гвардеец, утирая седые усы, долгие концы которых спускались по обе стороны массивного подбородка. – Штурм был стремителен и неотвратим, но без потерь не обошлось.

Понурив голову, гигант с грустью похлопал мозолистой ладонью притороченный к поясу кошель – тот изрядно истощал за вечер – и отпихнул пустой ковш на край заплеванного дощатого стола в компанию к двум другим давно уже опорожненным кувшинам. Раздраженный, он вдобавок лениво пнул тяжелым сапогом ножку стола, и глиняная посуда отозвалась испуганным перезвоном.

Фэнтези нынче – один из самых популярных , как у писателей, так и у читателей. В чем его особенности? Каким волшебством обладают неизвестные миры, почему их хочется придумывать, почему о них хочется писать, почему о них хочется читать? Поговорим о причинах любви к жанру .

Почему нравится читать фэнтези

Причина 1: «Достали…».

Надоела обыденность, надоела серость и однообразность жизни. Неужели везде – одно и то же?.. А если в жизни не хватает сказки, неужели ее нельзя найти где-нибудь еще?.. Почему нельзя? Можно. В книгах. Купил, открыл и с головой погрузился , где есть, чего вам не хватало. Стремительный водоворот событий, волшебство, странные создания и, разумеется, настоящая дружба и великая любовь.

Действительно. Ужасы, боевики, любовные истории и детективы круглосуточно крутят по ТВ. А книги современные люди читают (не в обиду будет сказано) чаще всего не для того, чтобы пополнить запас знаний, а чтобы расслабиться, отрешиться от происходящего, забыть ненадолго о многочисленных проблемах, не думать ни о чем. Классика в данном случае подходит немногим. А современное фэнтези – как нельзя кстати. Легкое чтиво, и, кстати, на фоне проблем ваши собственные кажутся не такими уж страшными…

Причина 3: «Убить время».

Например, в метро или в автобусе. Когда впереди – рабочий день и море неотложных дел, чтобы и не скучать целый час в транспорте, и не забивать голову моралью, кошмарами, метаниями блондинки между двумя брюнетами или очередным . И на полчаса-час погрузиться в сказку.

Причина 4: «Я сам пишу в этом жанре».

Причина выделяется отдельно, потому что авторам, как правило, не приходится скучать в автобусах – они обдумывают сюжет, не приходится искать сказки в чужих выдуманных мирах – у них есть свои. Но – фэнтези они периодически читают. Кто-то из интереса — «я делаю так, а как делает он?», кто-то – боится повториться и проверяет, кто-то – из любви к искусству.

Естественно, помимо перечисленных обобщенных причин, у каждого человека есть и индивидуальные, обусловленные модой, влиянием семьи или среды. И если с тем, почему читают, мы немного разобрались, интересно узнать, почему пишут.

А действительно, почему у нетворческих людей вдруг возникает желание писать? И не просто писать – статьи или рассказы, а именно – романы, причем непременно в жанре фэнтези?

Почему хочется писать в жанре фэнтези

Причина 1: «Эврика!».

Ночь. Вам не спится. Вы ворочаетесь с боку на бок. И, чтобы избавиться от ненужных мыслей, начинаете выдумывать историю. Просто так, для себя. История получается интересной и каждой бессонной ночью обрастает новыми деталями. От желания записать, дабы не забыть, зудят руки. И .

Причина 2: «Как здорово он написал, я тоже так хочу!».

Вам в руки случайно попалась книга. Книга настолько интересная и захватывающая, что вы неделю ходите в прострации, думая лишь о ней, а под действием бессонницы выдумываете не свои истории, а добавляете подробностей к чужой. Обычно после оного появляются фанфики, но – .

Причина 3: «Да что они все об одном, да об одном!».

Вы раз за разом разочаровываетесь в книгах, вас постоянно что-то да не устраивает. Либо стиль, либо мир, либо главный герой. И вы садитесь , только для себя, где будет то, что нужно именно вам.

Почему же именно фэнтези?

Почему не современную прозу, не исторический роман, основанный на реальных событиях, почему не космическую фантастику или альтернативную историю? Почему не столь популярный иронический детектив, мистический триллер или боевик?

Причина 1: «А я люблю сказки!».

Как и тем, кто читает фэнтези из-за нелюбви к обыденности, вам тоже не хватает в жизни сказки, ярких и необычных событий. А в своем вы можете побыть в роли мага или рыцаря, и хоть там — показать себя настоящего, отрешиться от надоевшей реальности.

Причина 2: «Я без ума от эльфов!».

Или – не обязательно от эльфов. Вам просто нравятся необычные сказочные создания, а в контекст современности они, увы, не вписываются.

Причина 3: «Простор для фантазии».

Действительно, где еще можно пойти на поводу у собственных фантазий, описывая странные события и явления вроде магии, придумывая истории и легенды, а не откапывая их в книгах? И опять же – в недостоверности вас никто не уличит. Почему, в таком случае, не боевая космическая фантастика? В космической физике, технике и звездолетах еще нужно что-то смыслить…

Разумеется, у вас могут быть и свои, отличные от перечисленных причины читать или . Но наверняка и они исходят из одного истока – из любви к сказкам.

Фэнтези – жанр особенный, его вряд ли можно считать «модным», как иронический детектив или любовный роман. Этот жанр подходит, в первую очередь, для людей с пылким воображением и безграничной фантазией. И тем он и полезен.

Фэнтези-истории и за грани разумного, стирая шаблоны и меняя стереотипы. И тот, кто проникся прелестью сказки, еще не раз захочет вернуться обратно. 🙂

Да потому что жизнь вокруг них – сплошное дерь***мо. И в подобном заявлении нет ни сарказма, ни эпатажа. Сильные мира сего, объявив войну на полное уничтожение среднего класса, сделали все, чтобы средний класс был переведен из плоскости, где он менял мира и познавал себя, к постоянному поиску денег на банальное пропитание. Обнищание обещано полное и почти что для всех... И это объясняют, почему люди начинают читать фэнтези, не в детстве или подростковом возрасте (до 14% от основных потребителей данного литературного жанра), а уже после того, как им исполняется 18, 20 и больше лет.

Но что имеется в виду под чтением фэнтези? Важно разобраться с этим, прежде чем пытаться понять, почему люди читают фэнтези.

Чтением фэнтези мы будем считать минимум 3 часа, затрачиваемые неким человеком каждый сутки на чтение фэнтези (в метро, за рулем – формат MP3, с телефонного экрана, или с планшета или со страниц бумажного носителя), прибавив к этому, что человек уже не в состоянии выжить без этого чтения, так как оно – единственное, что спасает его.

Есть такое понятие в психологии, как сублимация. Суть его очень проста – вы можете нарисовать начальника, годами унижавшего вас, с отрубленной головой, или, назвав героя стрелялки, лихо уничтожать зомби, видя на их месте своих недругов и врагов, а восполняя в них то, чем обделила вас жизнь, и вам становится легче.

Почему люди читают фэнтези? Да потому что не научились или не имеют денег жить настоящей жизнью.

Одни ищут в фэнтези любовь, в которой у них нет.

Другие – героизм, честность и даже жертвенность.

Третьим нравится прорубаться через толпы врагов с отцовским мечом в руках.

Четвертым не хватает друзей.

А пятые...

Подсчитано, что в среднем с полной самоотдачей ролевыми играми человек способен заниматься порядка 4-х лет. Если он задерживается среди ролевиков, то можно смело говорить о неких проблемах с психикой. По заявлению врачей постоянное чтение фэнтези болезнью ни в коей степени не является. Но оно может стать зависимостью, подобной той, которой страдают женщины за 50, не представляющие свою жизнь без релаксантов, или мужчины после 40-ка, впадающий в депрессию без обязательного пятничного запоя.

Но у любителей фэнтези есть свой волшебный и удивительный мир. Ладно. Будем честны. Не всегда волшебный и навсегда удивительный. Но те, кто читает фэнтези, народ доброжелательный и покладистый, а потому они будут читать самый ужасный бред. Во-первых, потому, что под рукой в данный момент нет другой книги. Во-вторых, давая (надеясь и веря) автору шанс удивить их, пусть даже в границах последних страниц. В-третьих, (а в этом есть что-то от мазохизма) чтобы еще больше оценить достоинства любимых романов – нужно ведь с чем-то сравнивать, для этого самое то.

Почему люди читают фэнтези? Самое интересное, что дети из материально-благополучных семей фэнтези почти не читают. Они вообще мало интересуются литературой, предпочитая проводить время в клубах и кабаках. Бренды, косметика, автомобили – у них все настолько неплохо, что они в состоянии примериться с той реальность, которой окружает их жизнь, и тем распорядком, который ведет их от лекций в престижном университете в уже упомянутый клуб, оттуда в квартиру в центре Москвы, оттуда на тропический остров... Раз они не читают фэнтези, то и неинтересны нам. А потому хватит с ним. Пусть себе катятся.

Фэнтези читает 80 процентов тех, кто не уверен в завтрашнем дне. Или понимает, что завтра будет не лучше, чем вчера и сегодня. Кто кончив школу, поступил туда, где его взяли с его «средненьким» аттестатом, или в тот вуз, который смогли проплатить его и без того с трудом сводившие концы с концами родители.

Он работает с первого курса на самых не престижных из всех непрестижных работ: сторож, охранник, курье, уборщик в закусочной. Он верит, жизнь будет трудной. Но пока это «другое» не наступило, он находит спасение в фэнтези, еще не зная, что его ждет.

А ждет его монотонность скучного, полного болванов и дураков офиса, шеф-тиран, подруга, относящаяся к нему с пренебрежением, а потому не стесняющаяся говорить «неудачник», то ли по отношенью к нему, то ли по отношенью к его друзьям. Скучные выходные. Невозможность – уже до старости – хоть что-нибудь изменить. Одинаковые отпуска, покупка шкафа, ребенок... второй... собака... дача... трубы на окраине родного города... и пять раз в неделю по часу в метро – туда и сюда.

Городские Менделеевские научные чтения школьников 5-7 классов

«Шаг в науку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

c редняя общеобразовательная школа № 17 города Тулы

Секция «Что написано пером…»

Тема: «Почему я люблю фэнтези».

Класс: 6 Б

Руководитель: Теремкова Татьяна

Ивановна, учитель русского языка и

Литературы

Тула, 2015

Оглавление стр.

    Введение 2

    Что такое « фэнтези» 2

    1. Основные черты жанра 2

2.2 Яркие образцы фэнтези в литературе 3

    Детское фэнтези 7

    Выводы 8

    Заключение 9

    Литература 10

Я очень люблю читать. Сколько я себя помню, я любила и умела читать всегда. Сначала это были детские журналы «Винни-Пух» и «Принцесса» с короткими стихами и рассказами. Став взрослее, я стала «проглатывать» все подряд: «Коты-воители», «Три мушкетера», «Шерлок Холмс», «Хроники Нарнии»…Но из всей возможной литературы мне больше всего нравится жанр фэнтези. С раннего возраста я читала, писала, «вживалась» в мир фэнтези.

Оказывается, я не одна люблю эти захватывающие книги. По статистике продаж в Санкт-Петербурге и Москве самое востребованное литературное направление в России – это фэнтези.

Цель данной работы – познакомиться с современным литературным жанром фэнтези.

Мною поставлены следующие задачи:

    Проследить историю возникновения и развития жанра.

    Рассмотреть особенности жанра на примере ярких образцов этого направления.

    Выявить характерные особенности детского фэнтези.

Актуальность данной работы заключается в том, что она позволяет познакомить широкий круг читателей с интересным жанром литературы, его истоками и отличительными чертами.

Основные черты фэнтези.

Фэ́нтези - жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин.

Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческие романы, действие которых происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, где герои сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, его же физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических драконов, эльфов, гномов, троллей, привидений и любых других фантастических существ. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.

Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые эпос и рыцарские романы. Артурианская легенда (Томас Мэлори «Смерть Артура») с её магией, мечами и романтикой лежит в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют мифология и средневековая культура стран данного региона. В огромной степени оно - продолжение традиций классических китайских, японских и корейских романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.

Яркие образцы фэнтези в литературе.

Многие авторы писали произведения в жанре фэнтези и до Толкина, однако из-за большой популярности и сильного влияния на жанр многие называют Толкина «отцом» современной фэнтези-литературы, подразумевая, главным образом, «высокое фэнтези». У Толкина несколько произведений в жанре фэнтези. Это «Властелин колец», «Хоббит», «Сильмариллион» и другие. «Властелин колец» был написан как единая книга, но из-за объёма при первом издании его разделили на три части: «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». В виде трилогии он публикуется и в наши дни, хотя часто в едином томе.

Действие в трилогии «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкина происходит в выдуманном им мире Арде и его части Средиземье. Писатель придумал разные расы мифических существ, часть из них заимствована из мифологии. Эльфы - древняя раса, похожая на людей. Они, утончённые, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители (в том числе и бессмертные).

Гномы - бородатые подземные карлики крепкого телосложения. Они изобретательны, занимаются горным и кузнечным делом, добычей драгоценных камней.

Орки (или гоблины) - обезьяноподобные воинственные варвары. Основное занятие - грабежи и убийства. В произведениях Толкина показаны как изувеченные Тьмой эльфы.

Полурослики - производные от хоббитов Толкина. Маленькие человекоподобные существа предпочитают стрелковое оружие.

Тролли - горные великаны (и/или людоеды), обладающие гигантской силой, но весьма невысоким интеллектом.

Меня восхищает, что Толкин не только продумал историю существ в этом мире, но даже создал языки, на которых говорят герои, – это синдарин, квенья, древнее наречие. Толкинисты – последователи Толкина - до сих пор поют песни на эльфийском языке.

Главный сюжет книги – борьба Света и Тьмы. Интересно то, что Тьма во «Властелине колец» надвигается с Востока, тогда как в произведении «Хроники Нарнии» Кл.Ст.Льюиса с Востока является добрый лев Аслан. Я думаю, это связано с тем, что исторически завоеватели приходили с Востока.

Толкин решил продолжить традицию древнегреческих легенд, в которых артефакт, обладающий магической силой, получает племянник главного героя. Так возник хоббит Фродо Бэггинс. Он получил Кольцо Всевластья, творение тёмного властелина Саурона из страны Мордор, созданное для того, чтобы подчинить себе все прочие волшебные кольца. Кольцо обладает собственной волей и способно продлевать жизнь владельца, одновременно порабощая его, искажать его помыслы и вызывать у него желание обладать Кольцом. С помощью Кольца Саурон, побеждённый много лет назад, может возродиться и начать снова угрожать свободным народам Средиземья. В итоге Фродо с помощью друзей уничтожает Кольцо в Мордоре. Свет побеждает тьму. Истинный Король – Арагорн Элессар -занимает свое законное место, и это символизирует начало эпохи смертных людей.

Толкин сознательно прибегает к приёму deus ex machina (вмешательству свыше, которое спасает героев от гибели), когда орлы спасают Фродо и Сэма и когда Гэндальф чудесным образом воскресает. (Подобные чудеса в сказках он сравнивал с евангельскими чудесами, не подлежащими объяснению). Таким образом, здесь он отстаивает свое христианское мировоззрение.

Значительное влияние на «Властелина колец» оказал древнебританский Артуровский эпос. Образ Гэндальфа в качестве мудрого волшебника и наставника почти точно соответствует роли Мерлина в эпосах Томаса Мэлори. Арагорн - наследник королевского трона, подтверждающий своё право волшебным мечом, полученным от эльфов, исцеляющий наложением рук, - весьма близок к королю Артуру. Некоторые также видят в нём образ Иисуса Христа как представителя иссякшей династии, чьё место занято временщиками и явление которого предсказано в пророчестве. Среди других отмечают параллель между Галадриэль во «Властелине Колец» и Леди Озером в «Сказании о Короле Артуре»; Валинор из «Властелина колец» аналог Авалона из книги «Смерть Артура». Сам Толкин, когда его сравнивали с сэром Томасом Мэлори, отвечал: «Слишком много чести для меня».

Мне кажется, что Война Кольца является аллегорией Второй мировой войны, а Мордор - олицетворением нацистской Германии. Почему возникает такое сопоставление? Дело в том, что «Властелин колец» писался во время Второй мировой войны, а эта война не могла не оказать влияния на Толкина, хотя сам Толкин отрицал это.

Кроме «Властелина колец», я читала и другие произведения в жанре фэнтези: «Сагу о Копье», «Эрагон», «Волшебник Земноморья», «Эльфийский клинок».

В «Саге о Копье» (Лора и Трейси Хикман, Маргарет Уэйс) основное действие происходит в вымышленном мире Кринн. Кринн содержит многочисленное количество персонажей, охватывает обширный временной промежуток и имеет свою географию. История Кринна состоит из пяти эпох, а герои этой саги – эльфы, гномы, маги, люди.

«Эрагон» - роман, написанный Кристофером Паолини. Эрагон - мальчик, живущий в деревне Карвахолл. Отправившись на охоту, он случайно становится обладателем таинственного камня, оставленного захваченной воинами Империи эльфийкой Арьей. Эрагон не подозревает о том, что этот камень ищут подданные короля Гальбаторикса, и лишь со временем узнает, что камень является драконьим яйцом. Эрагон из простого сельского жителя превращается в драконьего Всадника. В четырех книгах рассказывается о приключениях этого героя.

«Волшебник Земноморья» - первый роман писательницы Урсулы Ле Гуин из цикла о фантастическом архипелаге Земноморье. Книга издана в 1968 году. Эти книга о приключениях мальчика, который впоследствии стал сильнейшим из магов Земноморья.

В фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской, славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры. В японском, китайском, корейском и стилизованном под мифологию Дальнего Востока фэнтези действуют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии, - кицунэ, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.


Детское фэнтези.

Одним из направлений фэнтези является детское фэнтези. К числу произведений-родоначальников жанра относятся «Алиса в Стране чудес» (1864) и «Алиса в Зазеркалье» (1871) Л.Кэрролла, «Дети воды» Чарльза Кингсли (1863), «Принцесса и гоблин» (1872) Джорджа Макдональда, а также цикл произведений Л.Баума о Волшебной стране.

Английская писательница Дж.Роулинг, написав серию книг о Гарри Поттере, внесла огромный вклад в развитие детского фэнтези. Главными героями, как правило, являются дети. У них есть уникальные способности, волшебные вещи или союзники, которые позволяют им одерживать победу над грозными противниками.

Но я хочу остановиться на другом примере детского фэнтези – это приключения Перси Джексона. Эта серия книг Рика Риордана основана на древнегреческой мифологии. Главным героем является мальчик-полубог, сын бога морей Посейдона и смертной женщины. Он должен спасти или уничтожить Олимп. В этой книге действуют такие персонажи, как боги Олимпа, полубоги, титаны и мифические существа, взятые из древнегреческой мифологии. Это сатиры, циклопы, минотавры, кентавры, дриады, нимфы, пегасы.

Очень интересное детское фэнтези – «Часодеи» Н.Щербы. Книги основаны на славянской мифологии, так как главной героиней является девочка по имени Василиса, да и Алый цветок, сердце планеты, – это любимый с детства Аленький цветочек.

Всем этим книгам присущи одинаковые черты:

    Сюжет этих книг начинается с того, что герои не подозревают о своих неординарных способностях. Например, Гарри Поттер не знал, что он маг; Перси Джексон не догадывался, что он полубог; а Василиса не подозревала о своих способностях как сильного часовщика.

    Герои попадают в волшебные школы, к примеру, «Хогвартс», «Лагерь полукровок», «Светлочас».

    В каждой книге есть параллельный мир: маги и маглы; боги и люди; Эфлара и Остала.

    У каждого из героев - верные друзья: Рон и Гермиона у Гарри Поттера; Аннабет Чейз и Гроувер у Перси Джексона; весь Орден Дружбы у Василисы.

    Есть добрый наставник: Дамблдор для Гарри; Хирон для Перси и Астариус для Василисы.

    Существует и главный враг: Волан-де-Морт; Кронос и Астрагор.

    Добро побеждает зло с помощью дружбы и любви.

Несмотря на все эти схожие черты, каждая из этих книг имеет свой собственный оригинальный сюжет. Эти книги читаются легко и захватывающе.

Выводы.

Итак, рассмотрев наиболее яркие образцы жанра фэнтези, я пришла к выводу:

    Хотя жанр фэнтези возник в начале XX века, но его истоки мы находим в мифологии, легендах Средневековья, литературе XIX века.

    Фэнтези, как направление, нашел развитие не только в западноевропейской, американской, но и дальневосточной литературе.

    Выявляется общность героев.

    Детское фэнтези продолжает традиции взрослой литературы, но использует понятный язык, героями являются дети.

    Несмотря на то, что этот жанр рассказывает о выдуманных мирах, писатели поднимают актуальные для нашего времени проблемы: добра и зла, героизма и трусости, честности и подлости, любви и ненависти.

Заключение.

За что же мы любим фэнтези? Фэнтези наполнено романтикой, чувствами, магией! Само слово «фэнтези» ассоциируется с чем-то ярким, свободным, кажется, что в этом мире жить интересно и весело. Я люблю фэнтези, потому что оно позволяет людям развивать свое воображение, верить в мечты и в то, что достичь можно всего!

Жанр фэнтези с самого момента своего возникновения вызывает массу вопросов, споров и кривотолков. Можно ли считать фантастикой рассказы про эльфов и гномов в вымышленном мире? Фэнтези как литературный жанр существует уже более ста лет – а в этом вопросе до сих пор никто толком не разобрался.

Перед погружением в тему следует оговорить еще один очевидный факт: будут рассмотрены отличия фэнтези от научной фантастики, а не от фантастики в общем. Просто потому, что фэнтези – часть фантастики, один из фантастических жанров.

Что такое фантастика?

Для начала следует дать определение фантастики как жанра литературы. Хотя, жанром ее можно назвать только для простоты изложения материала, потому что литературоведы стабильно «кидают» старушку из жанров в методы и обратно.

Итак, фантастика (с греческого «phantastike » — искусство воображать) – это некий сонм литературных жанров, которые отличаются особой, логически несовместимой с обыденной реальностью, картиной мира. При этом фантастические миры могут быть частью мира Земли, соприкасаться с ним – а могут и никак к нему не относиться. Последнее чаще можно отнести к произведениям жанра фэнтези.

Фэнтези и НФ: определения

Научная фантастика и фэнтези – два старейших фантастических жанра. Если быть точнее, научная фантастика старше фэнтези примерно на столетие. Как только «младшая сестра» появилась на свет в начале 20 века, ее сразу стали сравнивать со старшей. И сравнения эти в большинстве своем не были лестными. Почему же? Потому что люди 20 века, как и люди века 21, чаще всего мыслят слишком рационально. А фэнтези – это воплощенная иррациональность. А теперь – подробнее.

– это дополненный силой воображения авторский вымысел, основанный на реальных научных знаниях и фактах. Фантазия автора научно-фантастических произведений может основываться не только на достижениях технических дисциплин либо естественных наук, но и фактов истории, пространственно-временных реалий и так далее. Чаще всего в произведениях НФ, или научной фантастики, никак не раскрывается тема волшебства, магии, иррационального чуда.

Этот пробел успешно заполняют произведения жанра фэнтези. Полет фантазии авторов, работающих в этом жанре, не ограничен ничем. Абсолютно ничем. Ведь откуда произошло слово «фэнтези»? Все очень просто: это калька английского «fantasy» — фантазия. Чаще всего на фэнтезийные миры не оказывают никакого влияния прогресс или регресс науки. Потому что волшебные миры живут по своим волшебным законам. В них работает магия, а чудеса случаются буквально на каждом шагу. Образно говоря.

Появление и сущность «противников»

Фантастические темы прослеживаются в искусстве всех без исключения народностей планеты во все времена. Ведь что так не отличает творца, как способность воображать? В некоторых случаях к фантастическим жанрам относят даже мифы и легенды, что крайне неверно с точки зрения литературоведения.

А вот научная фантастика появилась как раз на волне научного прогресса конца 19 – 20 веков. Научные фантасты, стоящие у истоков жанра, довольно часто предсказывали крупные и не очень изобретения и повороты развития науки и техники в будущем. Так, к примеру, Жюль Верн описывал подводную лодку, когда их еще даже не начали разрабатывать, Айзек Азимов много писал об искусственном интеллекте, а герои Андрея Беляева помещены на орбитальную станцию. Подобных примеров можно привести десятки, если не сотни.

Фэнтези же, появившаяся из стремления одного оксфордского профессора по фамилии Толкин создать для Великобритании новую мифологию, предположений о будущем не строит. Вот поэтому о ней уже сотню лет отзываются как о «развлекательном чтиве», «ненастоящей литературе».

Действие романов фэнтези часто происходит в полностью вымышленных мирах, которые живут по иррациональным магическим законам. Герои могут принадлежать к мифической (эльфы, гномы, гоблины, великаны) либо вымышленной расе (хоббиты, орки). Некоторые персонажи владеют магией либо необъяснимой природы силами, которыми они активно пользуются для решения своих проблем или спасения мира.

Родоначальником жанра фэнтези чаще всего называют Дж. Р. Р. Толкина и его произведения «Властелин колец» и «Сильмариллион». Среди известных современников – авторов «ненастоящих» книг, стоит упомянуть Урсулу ле Гуин, Андре Нортон, Ника Перумова, Терри Гудкайнда, Джорджа Мартина, Роберта Асприна и многих других.

Список отличий

Ниже будет приведен максимально подробный список черт, по которым можно определить, относится ли рассматриваемое произведение к жанру научной фантастики или фэнтези.

Внимание! Общая тенденция взаимопроникновения жанров породила такие интересные детища, как научная фэнтези и другие смешанные жанры. Они в произвольном порядке объединяют черты жанров – «родителей».

Итак, каковы же отличия научной фантастики и фэнтези?

  1. В основе научно-фантастических произведений лежат реальные научные факты. Основа произведения фэнтези – мифология, волшебство, иррациональные чудеса.
  2. Жанр фэнтези появился позже жанра научной фантастики. НФ породил бурный прогресс конца 19 – 20 века, а фэнтези – всплеск мифологического мышления 20 века.
  3. Характерное отличие произведений научной фантастики – фантастическое допущение (каким бы стал мир, если бы случилось нечто, если бы изобрели нечто). Альтернативная либо вовсе выдуманная реальность фэнтези никак не связана с объективной действительностью. Авторы произведений фэнтези не объясняют законов созданных ими миров, в которых нормой признается работающая магия и развитые нечеловеческие цивилизации, мифические расы.
  4. Сегодня научная фантастика переживает кризис, она частично ассимилировалась, породив фантастический боевик, космическую оперу и другие «мягкие» жанры. Фэнтези, напротив, бурно развивается, порождая все новые и новые ответвления и множество интересных произведений.
  5. Основной конфликт НФ – противостояние между общественными нормами и свободолюбием главного героя. В произведениях фэнтези главное противостояние идет между силами Добра и Зла, Светом и Тьмой.




Top