Темы по направлению искусство. Что мы можем назвать искусством? Тезисы по направлению «Искусство и ремесло»

Направление «Искусство и ремесло»

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.


Как можно раскрыть тему «Искусство и ремесло»

    Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

    Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.

    Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.

Размышления по теме

Искусство - крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

Что такое ИСКУССТВО

Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Умение, мастерство, знание дела.

Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Что такое РЕМЕСЛО

Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.

Аспекты направления:

Искусство, деятели искусства.

Их роль в жизни общества.

Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

Талант/бесталанность.

Истинный/мнимый талант.

Ремесло/искусство.

Общее и различия в целях и т.д.

Граница между ремеслом и искусством.

Ремесленники/художники.

Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.

Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

Примерные темы для подготовки к итоговому сочинению 2018-2019 учебного года по направлению «Искусство и ремесло»

1. Какова роль искусства в жизни общества?
2. В чем заключается «миссия» художника?
3. Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Фаулза: «Ремесленник и настоящий художник тем и
различаются, что один знает, на что способен, а другой - нет; вот почему одно занятие ничем не
грозит, а другое чревато всяческими опасностями».
4. В чем заключается разница между «искусством» и «ремеслом»?
5. Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?
6. Кого можно назвать подлинным деятелем искусства?
7. Согласны ли вы с тем, что «ни один ремесленник не испытывает того пьянящего чувства, какое
один раз в жизни испытывает поэт оттого, что впервые создал своими руками нечто, заключающее
в себе смутное биение его мечты»? (П. Неруда)
8. Как отношение к искусству и ремеслу характеризует человека?
9. Согласны ли вы с тем, что самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи?
10. Каково предназначение художника?
11. В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?
12. Какова роль созидания в жизни человека (общества)?
13. В чем заключается разница между «ремесленниками» и «художниками»?
14. Где заканчивается ремесло и начинается искусство?
15. В чем причины конфликта между талантом и посредственностью?
16. Согласны ли Вы с высказыванием А.А. Иванова: «Художник должен стоять в уровень с понятиями
своего времени»
17. Может ли «ремесленник» стать творцом?
18. Какова роль труда в жизни человека?
19. Как соотносятся понятия «энтузиаст» и «филистер»?
20. Почему литературу часто относят к «высшему» виду искусств?
21. Кого можно назвать обывателем?
22. Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Великие таланты чужды мелочности»?
23. Что отличает произведение искусства от других продуктов практической деятельности человека?
24. Можно ли утверждать, что искусство нуждается в личностном начале?
25. Кого можно назвать талантливым человеком?
26. Согласны ли вы с тем, что талантам нужно помогать?
27. Что является необходимыми условиями для создания шедевра?
28. Как вы понимаете устойчивое словосочетание «военное искусство»?
29. Для чего нужно сохранять памятники искусства?
30. Согласны ли вы с утверждением В. Микушевича: «Талант – это условие, а не критерий творчества.
Чтобы разрушать, тоже нужен талант»?
31. Что такое искусство?
32. Что такое ремесло?
33. Согласны ли Вы с тем, что без жизненного опыта невозможно творчество?
34. Можно ли измерить «талант»?
35. В чем различие между словами «гениальность» и «талант»?
36. Для чего обществу нужны художники?
37. Что такое «творчество»?
38. Раскройте смысл высказывания Роллана: «Живет лишь тот, кто творит»?
39. Нужно ли гениям «трудиться»?
40. Как вы понимаете смысл высказывания И. А. Гончарова: «Поэт без творчества уж не поэт, а
сочинитель».
41. Согласны ли вы с тем, что талантливыми не рождаются, а становятся?
42. Согласны ли вы с утверждением Л. Зорина: «Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство,
низведённое до ремесла»?
43. Как вы понимаете утверждение: искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот
владеет им?
44. Согласны ли Вы с тем, что «каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет
муза»? (Платон)
45. Какова роль воображения в процессе создания произведения искусства?
46. Важно ли чувство меры в искусстве?
47. Почему, на ваш взгляд, существует мнение, что тот, «кто испытал наслаждение творчества, для того
уже все другие наслаждения не существуют»? (А.П. Чехов)
48. Почему говорят, что искусство вечно?
49. По мнению Брехта, «искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие».
Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
50. Согласны ли вы с тем, что искусство требует знаний?
51. Как «человечность» связана с искусством?
52. Согласны ли Вы с тем, что «искусство требует жертв»?
53. Как Вы понимаете выражение: «искусство требует жертв»?
54. Как связаны концепты «красота» и «искусство»?
55. Согласны ли вы с тем, что «искусство – универсальный язык мира»?
56. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Раскина: «Когда соединились любовь и мастерство, можно
ожидать шедевра»?
57. Без чего невозможно творчество?
58. Согласны ли вы с высказыванием: «Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство - всякий человек» (Ж. Грюн)
59. Согласны ли вы со словами Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать
вдохновения. Это глубокое заблуждение»?
60. Согласны ли Вы с мнением Эренбурга: «Высокое искусство не только отображает жизнь, оно,
участвуя в жизни, ее меняет»?
61. Согласны ли Вы с утверждением Гёте: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»?
62. Раскройте смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Порыв к творчеству может также легко
угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»?
63. Способен ли каждый человек познать искусство?
64. Как вы понимаете высказывание Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
65. Согласны ли вы с утверждением Н.В. Гоголя: «В руках таланта все может служить орудием к
прекрасному»?
66. Согласны ли Вы с тем, что «каждое достижение должно пройти через суровое испытание
отрицанием и насмешками»? (Рерих)
67. Согласны ли вы с утверждением П.И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не
любит посещать ленивых»?
68. Как вы понимаете смысл высказывания Роллана: «Творить - значит убивать смерть»?
69. Как вы понимаете смысл высказывания Т. Драйзера: «Искусство - мед, хранимый человеческими
душами и собираемый на крыльях лишений и труда»?
70. Согласны ли вы с утверждением Ф. Шаляпина: «Искусство может переживать времена упадка, но
оно вечно, как сама жизнь»?
71. Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?
72. Можно ли утверждать, что «искусство должно быть прекрасным»?
73. Согласны ли вы с утверждением: «Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту»?
(Ливрага)
74. Раскройте смысл высказывания Шопенгауэра: «Талант попадает в цели, в которые обычные люди
попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят».
75. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Почти все таланты хоть капельку, да поэты,
даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта»?
76. Согласны ли вы с тем, что «гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких
определённых правил». (Кант)
77. Как вы понимаете смысл высказывания: «Что у таланта – средство, у посредственности – цель»?
78. Можно ли лишиться таланта?
79. Как вы понимаете фразу «растрачивать свой талант»?
80. Кого можно назвать «врагами таланта»?
81. Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?
82. Можно ли утверждать, что скромность сопутствует таланту?
83. Согласны ли Вы с мнением: «Великие таланты навлекают на себя ненависть - так железо
подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов». (Ж. Даламбер)
84. Согласны ли Вы с утверждением Лессинга: «Художники пишут глазами любви, и только глазам
любви следует судить их».
85. Согласны ли Вы с утверждением Родена: «задача художника – отделить правду от притворства»?
86. Важно ли смелость в творчестве?
87. Согласны ли Вы с утверждением А.Ф. Лосева: «Настоящий художник тот, у которого мы не
замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает»?
88. Согласны ли вы с мнением: художник отличается от ремесленника тем, что «ремесленник всю
жизнь ходит по одной и той же дороге, а художник всегда ищет новый путь»?
89. Раскройте смысл высказывания И.А. Гончарова: «Искусство само по себе, ремесло само по себе, а
творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть».
90. Согласны ли Вы с мнением К.Г. Паустовского: «Писатель не может пренебрегать ничем, что
расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель
ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют
американскую жевательную резинку»?
91. Только ли избранные способны понять искусство?
92. Согласны ли Вы с утверждением: «Кто родился философом, тот сделан из золота, кто родился
стражем, тот сделан из серебра, а ремесленник - из железа и сплавов. Как невозможно, говорит
Платон, сплавить все эти металлы, так невозможно будет когда-либо уничтожить кастовое
устройство и перемешать касты друг с другом»?
93. Можно ли измерить талант?
94. Стремление к вечности как одна из предпосылок к творчеству.
95. Как отличить «истинных» ценителей искусства от мнимых?
96. Как нравственные качества художника влияют на его произведения?
97. Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?
98. В чем заключается феномен «творчества»?
99. Согласны ли Вы с утверждением М. Пришвина: «Без чувства современности художник останется
непризнанным»?
100. Кого обычно называют «филистерами»( Человек с узким, ограниченным умственным кругозором и ханжеским поведением; мещанин, обыватель. - Вы не будете отрицать, что он - филистер до мозга костей? Вересаев, На повороте.) ?

Еще один официально утвержденный список сочинений по направлению итогового сочинения "Искусство и ремесло"
Что такое настоящее искусство?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
Почему люди путают искусство и ремесло?
В чём ценность искусства?
Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
Над каким искусством время невластно?
Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
Что такое талант?
Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
Почему искусство называют вечным?
Можно ли научиться искусству?
Кого можно назвать истинным творцом?
Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?
Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?
Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?
Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?
Что можно считать подлинным искусством?
В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
В чем разница между ремеслом и искусством?
Может ли ремесленник стать художником?
Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
Могут ли способности превратиться в талант?
Кто такой талантливый человек?
Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
Какова роль искусства в развитии человечества?
Чем настоящее искусство привлекает человека?

В зале, переполненном людьми, звучит органная музыка, от чего у лирического героя возникают различные ассоциации. Он анализирует эти звуки, сопоставляет их то с высокими и звонкими звуками природы, то с шипящими и низкими раскатами грома. В одночасье у него перед глазами возникает вся его жизнь - и душа, и земля, и мир. Он вспоминает войну, боль, потери и, пораженный звучанием органа, готов преклонить колени перед величием прекрасного. - Несмотря на то что зал полон людей, лирический герой продолжает ощущать себя одиноким. Вдруг у него мелькает мысль: он хочет, чтобы все рухнуло, все палачи, убийцы, а в душах людей звучала музыка. Он рассуждает о людском существовании, о смерти, о жизненном пути, о значимости маленького человека в этом большом мире и понимает, что Домский собор - это место, где живет нежная музыка, где запрещены все рукоплескания и другие возгласы, что это дом тишины и спокойствия. Лирический герой преклоняет свою душу перед собором и от всего сердца благодарит его. Мелодичность музыкального инструмента заставляет героя забыть все неурядицы и боль утраты, все неприятные воспоминания улетучиваются, оставляя лишь мысли о приятных и счастливых моментах в жизни. Герой хочет приклониться, поблагодарить этот музыкальный инструмент и собор – место душевного спокойствия.

Рассказ "Домской собор" имеет глубокий философский смысл. Он даёт понять читателю, что музыка способна на многое. Она может излечить глубокие душевные раны, исцелить людские сердца, дать необходимые силы и наполнить жизнь необходимым смыслом .

В.П. Астафьева, к рассказу «Гимн жизни»

Мать, отец-инвалид, Лина

Героиня, двадцатилетняя Лина, неизлечимо больна. Она теряет волю к жизни, ходит по московским музеям, театрам, операм, и ничего ее не радует. Но когда в планетарии она услышала музыку Чайковского, ее душа расцвела, и нарисованные звезды засияли новыми красками. Пусть ей и оставалось прожить считанные недели, унывать было нельзя, чтобы в последний день не жалеть о бесполезно потраченном времени - и к этому осознанию ее привела музыка.

Влияние искусства на жизнь человека

Именно музыка П.И.Чайковского спасла героиню рассказа В.Астафьева «Гимн жизни». Смертельно больная девушка, не верившая в выздоровление, попадает в планетарий, где слышит музыку великого классика. Потрясенная ею, она принимает решение: «Жить!Только жить!»

Варлам Шарамов «Шерри-бренди»

поэт

На нарах умирает человек, которому прочили великое будущее на литературной стезе, он был талантливым поэтом двадцатого века. Он умирал мучительно и долго. В его голове проносились различные видения, путались сон и явь. Приходя в сознание, человек верил, что поэзия его нужна людям, что она даёт человечеству понимание чего-то нового. До сих пор в его голове рождались стихи.

Наступил день, когда ему дали пайку хлеба, которую он уже не мог жевать, а просто мусолил по гниющим зубам. Тогда сокамерники стали останавливать его, убеждая оставить кусок на следующий раз. И тогда поэту стало всё ясно. Он умер в тот же день, но соседи сумели ещё два дня использовать его мёртвое тело для получения лишней пайки.

Герой рассказа "Шерри-бренди” отличается от большинства героев "Колымских рассказов". Это поэт. Поэт, находящийся на краю жизни, и мыслит он философски. Словно со стороны наблюдает он происходящее, в том числе и то, что происходит с ним самим: "…он не спеша думал о великом однообразии предсмертных движений, о том, что поняли и описали врачи раньше, чем художники и поэты”. Как и любой поэт, о себе он говорит, как об одном из многих, как о человеке вообще. В его сознании всплывают стихотворные строки и образы: Пушкин, Тютчев, Блок… Он размышляет о жизни и о поэзии. Мир сравнивается в его воображении со стихами; стихи оказываются жизнью .

Перед нами человек, сохранивший свое человеческое лицо, и этот человек – поэт.

Предназначение художника

В рассказе «Шерри-бренди» автор показывает насколько человек выше обстоятельств и что любая жизнь наполнена смыслом и истиной.

Смерти противостоит поэзия не только как искусство, как часть бытия, как само бытие.

В.Шаламов «Галстук»

Маруся Крюкова, рассказчик, хирург

Маруся Крюкова приехала в Москву из Японии. Когда ее арестовали и осудили на двадцать пять лет, ей сломали ногу. На Колыме начальство сразу увидело ее талант к вышивке, но никогда не платило ей за работу. Вскоре Марусю отправили в Дальстрой вышивать занавески. Вместе с ней там работали еще две девушки. Наблюдать за ними была поставлена женщина, которая считала, что в любую секунду девушки могут что-то украсть. Но они не воровали. Все трое были арестованы и посланы в лагерь по пятьдесят восьмой статье.

Когда Маруся попала в больницу, ей поставили диагноз остеомиелит. Вскоре ее выписали, и она обещала вышить галстуки врачам. Когда Маруся вышивала, вошел Долматов и ото- брал галстуки. Она очень расстроилась, но сделать ничего не могла. На очередной киносеанс Дол матов пришел в одном из галстуков, и Маруся, жестикулируя, показала врачу, что это должен был быть его подарок.

Искусство/ремесло

Это история о нещадной эксплуатации таланта Маруси “начальниками” разных уровней, включая даже период нахождения в больнице, где она “вышивала врачихе”, что отчетливо раскрывает авторское видение духовной обреченности всякого искусства в лагерном мире.

Здесь можно вспомнить высказывание Льва Николаевича Толстого: «По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла»

Нравственный выбор героини контрастно ассоциируется с судьбой другого "творца" – художника Шухаева. Он проделывает обратный путь: из интеллигента, самобытного мастера, автора "светлых пейзажей Бельгии и Франции", "автопортрета в золотом камзоле Арлекина", прошедшего затем через "магаданский период", результатами которого стали "портрет жены и автопортрет в мрачной коричневой гамме", – он вырождается в своего рода "чесальщика пяток", приходит к творческому самоуничтожению, создавая "подхалимский" портрет Сталина, картину "Дама в золотом платье", где уже нет никакой "меры блеска". В этом "блеске" – отражение попытки забыть о "скупости северной палитры", о пережитом лагерном опыте.

В.Шаламов «Афинские ночи»

Рассказчик, доктор

В рассказе «Афинские ночи» Шаламов пишет о том, что у заключенных, помимо самых элементарных потребностей, сформировалась еще одна, не предусмотренная никем, потребность читать и слушать стихи.

В эпоху сталинского террора, мы обязательно

должны искать альтернативы оскудению человеческого в человеке, искать те

духовные и нравственные опоры, которые помогли бы не только понять трагедии прошлого, но

и выстоять в настоящем.

Роль иск-ва в жизни человека

Поэзия - это жизнь . Даже в нечеловеческих условиях формируется потребность слушать стихи

Стихи заставляют задуматься; они вдохновляют, пробуждают какие-то чувства. Поэзия дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Она возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее .

В.Шаламов «Детские картинки»

рассказчик

Заключенных выводили на работу по пять человек. Сегодня они пилили дрова. Закончив работу, заключенные стали копаться в куче мусора. Они нашли там рваные носки, замороженный хлеб и котлеты. Рассказчик особенно завидовал носкам. Ему посчастливилось найти лишь детскую тетрадку. Разглядывая рисунки, он вспомнил легенду о мальчике-боге, который создал тайгу.

Ребенок, судя по рисункам из тетради, в своей жизни видел очень мало. Все его рисунки были посвящены тюремным заграждениям и солдатам. Напарник, пощупав листы тетради, выкинул ее обратно в помойку и посоветовал искать газету, из которой можно было бы сделать папиросы.

Искусство отражает действительность

Детство ребёнка в обычном мире тем прекрасно, что полно веры в чудо, волшебство;
- тоталитаризм уничтожает в маленьком человеке личность.

Шукшин «Мастер»

Сёмка Рысь и неизвестный архитектор 17 в., с которым Сёмка ведёт душевный и профессиональный диалог

Рассказ Шукшина « Мастер » рассказывает о мастере , который решил отремонтировать красивую церковь в соседнем селе, но не нашёл поддержки ни у церкви, ни у государства.

Сёмка становится мастером, когда начинает ценить красоту, хочет возрадить церковь для людей.

- Единство, слияние душ Сёмки и безымянного создателя церкви.

- Мастер – значит творец.

- Мастер – создатель Талицкой церкви

Роль искусства

Значение настоящего произведения искусства в том, что оно помогает человеку отыскать идеал, найти свою дорогу в жизни. В. М. Шукшин в своих рассказах стремится к нравственным целям: к добру, правде и красоте.

Тургенев «Певцы»

Барин местного уезда, Яков Турок, Рядчик

Центральным событием рассказа является песенный конкурс между Яшкой-Турком, который работал черпальщиком на бумажной фабрике, и Рядчиком из Жиздры – рябым, курчавым парнем лет тридцати. Судьба занесла рассказчика в небольшое село под названием Котловка, а затем в кабак “Притынный”. На пороге заведения он встретил двух мужчин, обсуждающих предстоящее состязание певцов, и сам решил посетить мероприятие .

Влияние музыки на человека

В рассказе говорится о том, какое влияние оказывает пение на человека

Успенский «Выпрямила»

сельский учитель Тяпушкин

Рассказчиком в произведении является сельский учитель Тяпушкин, достаток которого был так низок, что у него была возможность проживать лишь в небольшой избе с сырыми дровами в печке и укрываться рваным полушубком. Он вспоминает события предыдущего дня, когда, посетив губернский город, становится свидетелем расставания новобранцев с родными на платформе вокзала. Вернувшись домой, он ощущает себя несчастным до глубины души.

Однако после ночного сна это состояние меняется. Теперь мужчина счастлив, но пытается понять причину такой перемены настроения. В памяти всплывают образы женщин, которых когда-то встречал. Они представляли то единство гармонии самопожертвования, то слияния природы. Следующий образ вызвал бурю эмоций в его душе - это была Венера Милосская из Лувра. Чтобы восстановить в памяти подробности, он мысленно вернулся в прошлое, когда двенадцать лет назад преподавал в доме Полумраковых. Несмотря на то, что семья воспринимала учителя как нигилиста, с детьми он обходился очень достойно, с добрыми чувствами. Поэтому ему не запрещали с ними работать.

Оказавшись в столице Франции, он сопровождал компанию Полумракова и его друзей. Они застали то время, когда в стране царили последствия окончания войны и коммуны. Тяпушкин нашел отличие местного француза, который был "человеческой личностью", без раболепства зарабатывая на кусок хлеба в ресторане, от русского мужчины, который даже "вспотел от умиления", прислуживая. Этот список он дополняет наблюдениями за женщинами легкого поведения.

Жизнь в Лондоне путешественники увидели настоящей, без преувеличений. Даже обед в виде обычных рыбных блюд, которые он отведал в Гринвуде, не давал ему покоя своей неподдельной правдивостью.

Наутро главный герой случайно приходит в Лувр. Остановившись перед Венерой Милосской, он чувствует необъяснимый внутренний надлом. Это был искренний порыв радости. Мужчина будто проснулся после долгого сна. С этого дня он ходил в Лувр только "с чистой совестью". Каждый день он пытался разгадать тайну, как каменная скульптура повлияла на его сознание, душу, смогла ее "выпрямить".

В памяти всплыло стихотворение А. А. Фета "Венера Милосская", в котором известный поэт уделил внимание ее неувядаемой красоте, которая привлекла " сияя наготой". Однако у учителя она вызвала другой интерес. На нее он смотрел так, чтобы душу "выпрямить". После этого рассказчик размышлял о человеческом достоинстве, которое с легкостью теряли одни и поддерживали другие.

Оказавшись в Париже спустя четыре года, сельский учитель принял решение обойти стороной Лувр. Он посчитал свою душу больше не способной "развернуться". Однако в деревне воспоминания о ней совершило чудо. В нем вновь проснулось ощущение радости, гармонии и счастья.

Истинные шедевры искусства играют огромную в становлении души человеческой.
Произведение искусства преображает человека.
Сила искусства настолько велика и настолько важна для человека, что произведения его необходимо ценить и беречь. Искусство способно сделать человека счастливым, вдохновить его на лучшие деяния, подарить ему радость и любовь к жизни, вселить в него веру в лучшее.

К.Паустовский «Картина с еловыми шишками»

дочь лесника Дагни, Эдвард Григ

В рассказе "Корзина с еловыми шишками" писатель К. Паустовский рассказывает чудесную историю о встрече в горном лесу двух главных героев - композитора Эдварда Грига и девочки по имени Дагни Педерсен. Композитору нечего было подарить ребенку, и тогда он пообещал, что сделает свой подарок к её восемнадцатилетию. Девочке было непонятно, почему нужно ждать целых десять лет. Григ объяснил, что такой подарок оценит только взрослый человек.

Вдохновленный встречей в лесу с девочкой, композитор в течение пяти дней написал красивую музыку о прелести девичества и счастья.

Писатель утверждает, что источник вдохновения для искусства всегда есть в обычной жизни, всегда есть чудо творения, только нужно увидеть его сердцем.

Искусство делает человека лучше

Трогательный рассказ учит нас верить в чудеса, в добро, в ту жизнь вокруг, которую стоит любить, в восхитительную музыку, которая творит в нашей душе добрые мысли и чувства.

Звуки прекрасной музыки могут отразить всю красоту нашего мира и унести нас в прошлые времена. Паустовский призывает нас ценить искусство, уметь различать настоящие шедевры от подделок. Он учит нас любить все прекрасное, которое способно открывать нам новые жизненные горизонты.

Искусство, музыка вечны и могут пробуждать в людях самые прекрасные эмоции, вдохновлять людей. И что в каждом человеке есть прекрасное, нужно только верить в это.

Комментарий ФИПИ:

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Понятия, значение которых необходимо знать:

Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Ремесло - профессиональное заятие.

Талант - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности

Гениальность - высшая творческая способность в научной или художественной деятельности.

Гений - человек, обладающий высшей степенью одаренности.

Тема - номинативное предложение

Роль искусства в современном мире

Влияние искусства на человека

Причины потребительского отношения к искусству

Последствия потребительского отношения к искусство

Роль искусства в годы ВОВ

Источники вдохновения

Разница между гениальностью и талантом

Тема - вопрос

Что есть истинное искусство?

Искусство и ремесло: в чем разница?

Что является источников вдохновения?

Можно ли растратить талант?

Где заканчивается искусство и начинается ремесло?

Почему люди предают свой талант?

Какова роль искусства?

Почему гении зачастую остаются непризнанными?

Почему люди не могут оценить настоящее искусство по достоинству?

Тема - цитата

Искусство есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика.
Жозеф Жубер

Искусство есть заражение чувствами других людей.
Лев Толстой

Теория - монолог, искусство - диалог, в котором собеседник молчит.
Григорий Ландау

Задача искусства - протирать нам глаза.
Карл Краус

Задача художника - сделать людей детьми.
Фридрих Ницше

В семье должно быть не меньше троих детей. Тогда, если один вдруг окажется гением, двое других не дадут ему умереть с голода.
Джордж Кут

Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят.
Артур Шопенгауэр

Чем более велик художник, тем сильнее он должен желать чинов и орденов, служащих ему защитой.
Стендаль

Книги, которые пишутся с целью найти много читателей, — это не сочинения, это произведения авторского ремесла.
Лев Толстой

По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла.
Лев Толстой

Искусство живо природой откровения, ремесло — освоенной точностью.
Борис Андреев

Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.

Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.

Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.

Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

ИСКУССТВО

Определение:

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

ИСКУССТВО - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно. Многозначность термина «искусство» - выражение исторической эволюции эстетического сознания человечества. Формы художественного творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом. По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существенное отличие художественного творчества от других сфер практической деятельности и одновременно родство всех искусств с поэзией (литературой). Более того, в 19 веке последняя расценивалась многими теоретиками как «высший» вид искусства. Вычленение искусства в качестве самостоятельной категории и феномена человеческого опыта в античной эстетике происходило путем сопряжения и сопоставления искусства и природы, искусства и морали, реального и идеального начал, научного понятия и художественного образа и т. д.

Искусство - совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и таланте) и техники (которая и вовсе легко без них обходится).

Синонимический ряд:

умение, мастерство, художество; занятие, знание, артистизм, квалифицированность, умелость, сноровка, искусность, артистичность, вокал, виртуозность, мастеровитость, техника, навык, дело, квалификация изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика, поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство;

Каким может быть искусство (определения):

Изобразительное, кулинарное, прикладное, сценическое, монументальное, древнерусское, художественное, драматическое, изящное, актёрское, театральное, декоративное, ювелирное, вокальное, цирковое, врачебное, балетное, античное, абстрактное, современное, музейное, оперное.

Военное искусство, изобразительное искусство, изящные искусства, прикладное искусство, произведение искусства, обучаться искусству, упражняться в искусстве, постигать искусство, покровительствовать искусству, служить искусству, владеть искусством, осваивать искусство, осмысливать искусство, практиковаться в искусству, преуспеть в искусстве, высокое искусство, по всем правилам искусства, из любви к искусству, памятники искусства

Определение:

1.Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом. 2. Вообще профессия, занятие (разг.)

Синонимический ряд:

дело, занятие, искусность, кузнечество, мастерство, призвание, промысел, профессия, работа, рукоделие, рукомесло, специальность

Каким может быть ремесло (определения)?:

Кузнечное, прибыльное, ювелирное, актёрское, искусное, доходное, швейное, журналистское, традиционное, оружейное.

Устойчивые выражения и словоупотребление:

Обучить ремеслу, осваивать ремесло, постигать ремесло, зарабатывать ремеслом, кормиться ремеслом, ремесло процветает, заниматься ремеслом, перенять ремесло,

преуспеть в ремесле, учиться ремеслу, владеть ремеслом, избрать ремесло.

Тезисы по направлению «Искусство и ремесло»

1.Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

2.Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.

3.Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.

4.Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.

5.Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

6.Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого.

7.Сила искусства способна перевернуть жизнь человека.

8.Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека.

9.В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил.

10.Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами.

11.К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации.

Список литературы

1.«Слепой музыкант» В.Г. Короленко

3.«Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин

4.«Портрет Дориана Грея» О. Уайльд

5.«Тупейный художник» Н.С. Лесков

6.«Таланты и поклонники» А.Н. Островский

7.«Альберт» Л.Н. Толстой

8.«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

9.«Мы» Е. Замятин

10.«Певцы» И.С. Тургенев

11.«Отцы и дети» И.С. Тургенев

12.«Гамбринус» А.И. Куприн

13.«К славе» А.И. Куприн

14.«На покое» А.И. Куприн

15.«Золотая роза» К.Г. Паустовский

16.«Портрет» Н.В. Гоголь

17.«Скрипка Ротшильда» А.П. Чехов

18.«Попрыгунья» А.П. Чехов

19.«Музыка» В.В. Набоков

20.«Зеленый шатер» Л.Е. Улицкая

21.«Двухсотлетний человек» А. Азимов

22.«Башня черного дерева» Дж. Фаулз

23.«Игра в бисер» Г. Гессе

24.«Гертруда» Г. Гессе

26.«Голод» К. Гамсун

27.«Жажда жизни» И. Стоун

28.«Атлант расправил плечи» А. Рэнд

29.«Альтист Данилов» В.В. Орлов

30.«Контрабас П. Зюскинд

31.«1900-й. Легенда о пианисте» А. Барикко

33.«Плач к небесам» Э. Райс

34.«Скрипка» Э. Райс

35.«Тишина» П. Хёг

36.«Облачный атлас» Д. Митчелл

37.«Творчество» Э. Золя

38.«Луна и грош» У.С. Моэм

39.«Гений» Т. Драйзер

40.«Художник зыбкого мира» К. Исигуро

41.«Музыкант» Т. Шевченко

42.«Пианист. Варшавские дневники 1939-1945» В. Шпильман

43.«Всего лишь скрипач» Х.Х. Андерсен

44.«Испанский смычок» А. Романо-Лакс

45.«О дивный новый мир» О. Хаксли

46.«Картина» Д. Гранин

47.«Пианисты» К. Бьёрнстад

48.«Hi-Fi» Н. Хорнби

50.«Торговцы грезами» Г. Роббинс

51.Короткие рассказы: «Овальный потрет» Э. А. По

52.«Концерт по путевке «Общества книголюбов» Д.И. Рубина

53.«Ранний успех» Ф.С. Фицджеральд

54.«Ионыч» А.П. Чехов

55.«Акварельные краски» К.Г. Паустовский

ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ.

1. Какова роль искусства в жизни общества?

2.В чем заключается «миссия» художника?

3.Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Фаулза: «Ремесленник и настоящий художник тем и различаются, что один знает, на что способен, а другой - нет; вот почему одно занятие ничем не грозит, а другое чревато всяческими опасностями».

4.В чем заключается разница между «искусством» и «ремеслом»?

5.Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?

6.Кого можно назвать подлинным деятелем искусства?

7.Согласны ли вы с тем, что «ни один ремесленник не испытывает того пьянящего чувства, какое один раз в жизни испытывает поэт оттого, что впервые создал своими руками нечто, заключающее в себе смутное биение его мечты»?

(П. Неруда)

8.Как отношение к искусству и ремеслу характеризует человека?

9.Согласны ли вы с тем, что самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи?

10.Каково предназначение художника?

11.В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?

12.Какова роль созидания в жизни человека (общества)?

13.В чем заключается разница между «ремесленниками» и «художниками»?

14.Где заканчивается ремесло и начинается искусство?

15.В чем причины конфликта между талантом и посредственностью?

16.Согласны ли Вы с высказыванием А.А. Иванова: «Художник должен стоять в уровень с понятиями своего времени»

17.Может ли «ремесленник» стать творцом?

18.Какова роль труда в жизни человека?

19.Как соотносятся понятия «энтузиаст» и «филистер»?

20.Почему литературу часто относят к «высшему» виду искусств?

21.Кого можно назвать обывателем?

22.Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Великие таланты чужды мелочности»?

23.Что отличает произведение искусства от других продуктов практической деятельности человека?

24.Можно ли утверждать, что искусство нуждается в личностном начале?

25.Кого можно назвать талантливым человеком?

26.Согласны ли вы с тем, что талантам нужно помогать?

27.Что является необходимыми условиями для создания шедевра?

28.Как вы понимаете устойчивое словосочетание «военное искусство»?

29.Для чего нужно сохранять памятники искусства?

30.Согласны ли вы с утверждением В. Микушевича: «Талант – это условие, а не критерий творчества. Чтобы разрушать, тоже нужен талант»?

31.Что такое искусство?

32.Что такое ремесло?

33.Согласны ли Вы с тем, что без жизненного опыта невозможно творчество?

34.Можно ли измерить «талант»?

35.В чем различие между словами «гениальность» и «талант»?

36.Для чего обществу нужны художники?

37.Что такое «творчество»?

38.Раскройте смысл высказывания Роллана: «Живет лишь тот, кто творит»?

39.Нужно ли гениям «трудиться»?

40.Как вы понимаете смысл высказывания И. А. Гончарова: «Поэт без творчества уж не поэт, а сочинитель».

41.Согласны ли вы с тем, что талантливыми не рождаются, а становятся?

42.Согласны ли вы с утверждением Л. Зорина: «Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла»?

43.Как вы понимаете утверждение: искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им?

44.Согласны ли Вы с тем, что «каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза»? (Платон)

45.Какова роль воображения в процессе создания произведения искусства?

46.Важно ли чувство меры в искусстве?

47.Почему, на ваш взгляд, существует мнение, что тот, «кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»? (А.П. Чехов)

48.Почему говорят, что искусство вечно?

49.По мнению Брехта, «искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие». Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

50.Согласны ли вы с тем, что искусство требует знаний?

51.Как «человечность» связана с искусством?

52.Согласны ли Вы с тем, что «искусство требует жертв»?

53.Как Вы понимаете выражение: «искусство требует жертв»?

54.Как связаны концепты «красота» и «искусство»?

55.Согласны ли вы с тем, что «искусство – универсальный язык мира»?

56.Согласны ли Вы с утверждением Дж. Раскина: «Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра»?

57.Без чего невозможно творчество?

58.Согласны ли вы с высказыванием: «Творить искусство, может лишь избранник, Любить искусство - всякий человек» (Ж. Грюн)

59.Согласны ли вы со словами Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение»?

60.Согласны ли Вы с мнением Эренбурга: «Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет»?

61.Согласны ли Вы с утверждением Гёте: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»?

62.Раскройте смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»?

63.Способен ли каждый человек познать искусство?

64.Как вы понимаете высказывание Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?

65.Согласны ли вы с утверждением Н.В. Гоголя: «В руках таланта все может служить орудием к прекрасному»?

66.Согласны ли Вы с тем, что «каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками»? (Рерих)

67.Согласны ли вы с утверждением П.И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»?

68.Как вы понимаете смысл высказывания Роллана: «Творить - значит убивать смерть»?

69.Как вы понимаете смысл высказывания Т. Драйзера: «Искусство - мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда»?

70.Согласны ли вы с утверждением Ф. Шаляпина: «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь»?

71.Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?

72.Можно ли утверждать, что «искусство должно быть прекрасным»?

73.Согласны ли вы с утверждением: «Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту»? (Ливрага)

74.Раскройте смысл высказывания Шопенгауэра: «Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят».

75.Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта»?

76.Согласны ли вы с тем, что «гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил». (Кант)

77.Как вы понимаете смысл высказывания: «Что у таланта – средство, у посредственности – цель»?

78.Можно ли лишиться таланта?

79.Как вы понимаете фразу «растрачивать свой талант»?

80.Кого можно назвать «врагами таланта»?

81.Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?

82.Можно ли утверждать, что скромность сопутствует таланту?

83.Согласны ли Вы с мнением: «Великие таланты навлекают на себя ненависть - так железо подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов». (Ж. Даламбер)

84.Согласны ли Вы с утверждением Лессинга: «Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их».

85.Согласны ли Вы с утверждением Родена: «задача художника – отделить правду от притворства»?

86.Важно ли смелость в творчестве?

87.Согласны ли Вы с утверждением А.Ф. Лосева: «Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает»?

88.Согласны ли вы с мнением: художник отличается от ремесленника тем, что «ремесленник всю жизнь ходит по одной и той же дороге, а художник всегда ищет новый путь»?

89.Раскройте смысл высказывания И.А. Гончарова: «Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть».

90.Согласны ли Вы с мнением К.Г. Паустовского: «Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют американскую жевательную резинку»?

91.Только ли избранные способны понять искусство?

92.Согласны ли Вы с утверждением: «Кто родился философом, тот сделан из золота, кто родился стражем, тот сделан из серебра, а ремесленник - из железа и сплавов.

Как невозможно, говорит Платон, сплавить все эти металлы, так невозможно будет когда-либо уничтожить кастовое устройство и перемешать касты друг с другом»?

93.Можно ли измерить талант?

94.Стремление к вечности как одна из предпосылок к творчеству.

95.Как отличить «истинных» ценителей искусства от мнимых?

96.Как нравственные качества художника влияют на его произведения?

97.Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?

98.В чем заключается феномен «творчества»?

99.Согласны ли Вы с утверждением М. Пришвина: «Без чувства современности художник останется непризнанным»?

100.Кого обычно называют «филистерами»?

Цитаты для итогового сочинения по направлению "Искусство и ремесло".

Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла. Леонид Зорин

Говорят, человек ремесло должен знать,

С идеалом отца все деянья сверять.

В наше время, однако, иначе считают:

«Пустяки! Надо золотом лишь обладать!»

Омар Хайям

Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им. Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять. Анатоль Франс

Чувство меры в искусстве - все. Анатоль Франс

Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Антон Павлович Чехов

Счастье - трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти. Антуан де Сент Экзюпери

Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать. Антуан де Сент Экзюпери

Усилие показалось тебе бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов... Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их... Прекрасный танец рождается из умения танцевать. Антуан де Сент Экзюпери

Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,

Только художник на всем чует прекрасного след. - Афанасий Афанасиевич Фет

Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства,- это скука... Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие. Бертольд Брехт

Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле. Бертольд Брехт

Искусство требует знаний. Бертольд Брехт

Когда уничтожена человечность, нет больше искусства. Соединять красивые слова - это не искусство. Бертольд Брехт

Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь. Борис Леонидович Пастернак

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский

Третья способность души после ума и воли - творчество. Василий Андреевич Жуковский

Творчество - высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Василий Иванович Качалов

Жизнь - не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват. Викентий Викентьевич Вересаев

Музыка - универсальный язык мира. Генри Уодсуорт Лонгфелло

Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра. Джон Раскин

Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта - нет творчества. Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Всегда оставаться неудовлетворенным - в этом суть творчества. Жюль Ренар

Творить искусство, может лишь избранник,

Любить искусство - всякий человек.

Жюльен Грюн

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. Иван Сергеевич Тургенев

Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение. - Игорь Федорович Стравинский

Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет. Илья Григорьевич Эренбург

В любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла. Иоганн Вольфганг Гете

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Иоганн Вольфганг Гете

Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. Константин Георгиевич Паустовский

Без работы воображения не обходится ни один, даже начальный момент творчества. Константин Сергеевич Станиславский

Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства. Кристоф Виллибальд Глюк

Изучайте науку искусства и искусство науки. Леонардо да Винчи

Искусство жить всегда слагалось в основном из умения глядеть вперед. Леонид Максимович Леонов

Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое. ЛуцийАнней Сенека (Младший)

Музыка должна высекать огонь из людских сердец. Людвиг ван Бетховен

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному. Марк Аврелий

Самый главный инструмент художника, который формируется благодаря постоянной тренировке, - это вера в свою способность творить чудеса тогда, когда это необходимо. Марк Ротко

Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. Микеланджело Буонаротти

В руках таланта все может служить орудием к прекрасному. Николай Васильевич Гоголь

С ужасом вспоминаю, как люди, считавшие себя образованными, бушевали против Вагнера, называя его музыку какофонией. Очевидно, каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками. Николай Константинович Рерих

Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Петр Ильич Чайковский

Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза. Платон

Всякий художник был поначалу любителем. Ральф Уолдо Эмерсон

Творить - значит убивать смерть. Ромен Роллан

Творить есть ничто иное, как верить. Ромен Роллан

Живет лишь тот, кто творит. Ромен Роллан

Искусство - мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда. Теодор Драйзер

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь. Федор Иванович Шаляпин

Без фантазии нет искусства, как нет и науки. Ференц Лист

Ничто не может поколебать во мне следующей аксиомы: всякое творение свидетельствует о творце. Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Искусство - это воплощение красоты, гармоничное сочетание частей. Искусство неподвластно разуму, оно интуитивно. Его постижение приходит прежде понимания умом. То, что не прекрасно, - не искусство. Хорхе АнхельЛиврага Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту. Хорхе АнхельЛиврага

Наука, искусство, философия, не проникнутые гуманизмом, лишенные чувства истории, не движимые любовью к человечеству, не занятые глубокими поисками человеческих ценностей, - это не наука, не искусство и не философия. Хорхе АнхельЛиврага

Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят. Артур Шопенгауэр

Талант – это условие, а не критерий творчества. Чтобы разрушать, тоже нужен талант. Владимир Микушевич

Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Фёдор Достоевский

Без вмешательства необыкновенного таланта всё прекрасное остаётся непризнанным. Каждый человек имеет своё призвание. Талант – это знать его. Ральф Эмерсон

Гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил. Иммануил Кант

Талант без труда никогда не расцветает, а труд без таланта даже не даёт всходы. Геннадий Матюшов

Что у таланта – средство, у посредственности – цель. Валентин Лукьянов

Труд – это уже потребность таланта, а не отец таланта! Варлам Шаламов

Хорошее поведение – последнее прибежище посредственности. Генри Хаскинс

Талант - как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу. М. Горький

Чуть в какой-либо профессии намечается выдающийся талант, как тотчас же все посредственности этой профессии стараются замять дело и всякими средствами лишить его случая и возможности сделаться известным и заявить себя перед светом, как будто он замыслил покушение на их неспособность, банальность и бездарность. А. Шопенгауэр

Таланту ни к чему чины и пост,

Его интересуют соль и суть,

А те, кто не хватает с неба звезд,

Стараются навешать их на грудь.

И. Губерман

Отрицание своего дарования - всегда ручательство таланта. У. Шекспир

Великие таланты навлекают на себя ненависть - так железо подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов. Ж. Даламбер

Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их. ГотхольдЭфраим Лессинг

Художник должен стоять в уровень с понятиями своего времени. Александр Андреевич Иванов

Художник - чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он - голос своей эпохи. Максим Горький

Дело художника - противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом. Константин Георгиевич Паустовский

Дело художника - рождать радость. Константин Георгиевич Паустовский

Когда художники становятся слепыми по отношению к общественным течениям своего времени, тогда очень сильно понижается в своей внутренней стоимости природа идей, выражаемых ими в своих произведениях. Георгий Валентинович Плеханов

Без чувства современности художник останется непризнанным. Михаил Михайлович Пришвин

Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Сергей Сергеевич Прокофьев

Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным - если оно благое - воздействием, которое произведет художественное произведение. Лев Николаевич Толстой

Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может быть значительным художником. Лев Николаевич Толстой

Самое важное для художника - отразить духовную сущность эпохи. Иван Дмитриевич Шадр

Почему я художник, а не философ? Потому что я мыслю словами, а не идеями. Альбер Камю

Задача художника - отделить правду от притворства. Огюст Роден

Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков. Огюст Роден

Самое главное для художника - быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком, только потом - художником. Огюст Роден

Художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию: самая высшая награда для него - радость творчества. К сожалению, в наше время многие презирают, ненавидят свою работу. Но мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде. Огюст Роден

Художник-реалист вовсе не должен протаскивать в свое произведение тенденцию при помощи громких речей и сетований: он воздействует с наибольшей силой именно верным отображением действительности. ЗденекНеедлы

Художник на то и художник, чтобы не полемизировать, не критиковать, а творить. БенедеттоКроче

Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает. Александр Федорович Лосев

Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе. Станислав Ежи Лец

Творчество - общее дело, творимое уединенными. Марина Цветаева

Великие таланты чужды мелочности. О. Бальзак

Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов. В. Белинский

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И. Гёте

Следы исчезнут поколений,

Но жив талант, бессмертен гений.

М. Глинка

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Н. Гоголь

Не умея держать в руке топор - дерева не отешешь, а не зная языка хорошо - красиво и всем понятно - не напишешь. М. Горький

Талант - это вера в себя, в свою силу… М. Горький

Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое. Ф. Достоевский

Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно. Ф. Достоевский

Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. Н. Карамзин

Творчество - высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество - это самозабвенное служение искусству народа. В. Качалов

Высшая задача таланта - своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В. Ключевский

Талант - искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим. В. Ключевский

Таланты истинны за критику не злятся:/Их повредить она не может красоты,/Одни поддельные цветы дождя боятся. И. Крылов

Существует нечто более редкостное, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одаренность других. Г. Лихтенберг

Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. К. Паустовский

Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богат. Первая ступень всякого творчества есть самозабвение. М. Пришвин

Творчество - это страсть, умирающая в форме. М. Пришвин

Творить есть не что иное, как верить. Р. Роллан

Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование. В. Стасов

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию. Л. Толстой

Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти. Л. Толстой

Талант, как и характер, проявляется в борьбе. Одни люди приспосабливаются к обстоятельствам, другие отстаивают такие необходимые человеческие принципы, как честь, добросовестность, верность. Приспособленцы исчезают. Принципиальные, преодолев все трудности, остаются. В. Успенский

Краткость - сестра таланта. А. Чехов

Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, - чтобы воспользоваться временем. А. Шопенгауэр

Обыватель - это человек, постоянно и с большой серьезностью занятый реальностью, которая в самом деле нереальна. Артур Шопенгауэр

Филистеры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей глупости, которую они принимают за высшую мудрость. Фридрих Энгельс

Страшную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит. Оноре де Бальзак

Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывателем. Александр Александрович Блок

Чем художник отличается от ремесленника, даже прекрасного ремесленника? Тем, что ремесленник всю жизнь ходит по одной и той же дороге, а художник всегда ищет новый путь. Творчество- оно или есть, или его нет. Творчество, если откровенно, штука не слишком практичная. Польза от него неочевидна. Новые дороги не всегда лучше старых. Творчество, как и истинная магия - мироощущение, и только. Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть. Если нет его, так ремесленники называется ремесленник, а не творец, и поэт без творчества уж не поэт, а сочинитель. Иван Гончаров

Не выходите, девушки, замуж ни за писателей, ни за ученых. И писательство, и ученость – эгоизм. И вы не получите «друга», хотя бы он и звал себя другом. Выходите за обыкновенного человека, чиновника, конторщика, купца, лучше бы всего за ремесленника. Нет ничего святее ремесла. И такой будет вам другом. Василий Розанов

Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют американскую жевательную резинку. Константин Паустовский

Я всегда стоял на том, что в писательском деле нет ничего таинственного или магического, во всяком случае, ничего такого нет в работе поэта; работа поэта – дело глубоко личное, но делается оно для людей. Больше всего по своей природе поэзия похожа на хлеб, или на керамическое блюдо, или на древесину, любовно обработанную пусть даже неловкими руками. И все таки, я думаю, ни один ремесленник не испытывает того пьянящего чувства, какое один раз в жизни испытывает поэт оттого, что впервые создал своими руками нечто, заключающее в себе смутное биение его мечты. Пабло Неруда

Я не могу согласиться с художниками, спесиво утверждающими, что непосвященный обязательно ничего не смыслит в живописи и должен откликаться на неё только молчанием или чековой книжкой. Нелепейшее заблуждение - почитать искусство за ремесло, до конца понятное только ремесленнику. - Уильям Сомерсет Моэм

Но ремесленник и настоящий художник тем и различаются, что один знает, на что способен, а другой - нет; вот почему одно занятие ничем не грозит, а другое чревато всяческими опасностями. Джон Фаулз

Скоро литература будет пользоваться понятиями, но отнюдь не словесными длительными периодами. Чем больше информации - с помощью радио и кинематографа - будет поглощаться людьми, а особенно подрастающими поколениями, тем трагичней окажется роль литературы. Если раньше писателю следовало уделить три страницы в романе на описание весенней просыпающейся природы, то теперь кинематографист это делает с помощью полуминутной заставки на экране. Ремесленник показывает лопающиеся почки и ледоход на реках, а мастер - гамму цвета и точно найденные шумы. Но заметьте: они тратят на это минимум времени. Они просто доносят информацию. И скоро литератор сможет написать роман, состоящий всего из трех слов: "Эти мартовские закаты..." Разве вы не увидите за этими тремя словами и капель, и легкий заморозок, и сосульки возле водосточных труб, и далекий гудок паровоза - вдали, за лесом, и тихий смех гимназистки, которую юноша провожает домой, сквозь леденящую чистоту вечера? - Юлиан Семенов

Вообще, человеку это свойственно - гордость за свое дело и желание выполнить его хорошо. Это один из главных источников усердия: гордость от совершенствования средств, а не одно лишь желание цели. Такую гордость мы ожидаем встретить в художниках и поэтах, можно понять ее в отличном ремесленнике - плотнике или моряке. Но на самом деле она есть почти у каждого, какова бы ни была его работа. Мусорщик гордится качеством отходов, с которыми имеет дело. Рабочий канализации знает, что ни один из беспечных прохожих у него над головой, будь он герцог или таксист, не прочистит засорившуюся магистраль так умело, как он. Ричард Хьюз

Разве счастье не может создавать произведения искусства? - Как ни странно, только в виде исключения. Гайдн был относительно счастливый человек, и хотя Бах со всеми своими проблемами был вынужден страшно много работать, все у него шло хорошо. Но остальные? Вспомни безумца Шумана, помешанного на любви Брамса, тяжелобольного Бетховена, который никак не хотел смириться со своей судьбой и поднялся опять, благодаря своему неслыханному упорству. У Моцарта были счастливые минуты, но это было счастье отчаяния, то, которое мы обычно находим в опьянении, в алкоголе, в опиуме. У писателей все складывается и того хуже. Может быть, потому, что писателю не обязательно быть ремесленником? Ведь сочинение книг нельзя назвать ремеслом, это только предпосылка. КетильБьернстад

Мы потеряли уважение к литературе, – сказал он мне, – уже никто не читает, но каждый воображает, что ему тоже доступно вдохновение. И вот к чему это привело: ни одного приличного ремесленника и множество посредственных писателей! Теперь ты не найдешь мастера, который сделает тебе венецианскую штукатурку. Те, которые должны были бы освоить эту профессию, слишком заняты сочинением банальностей. Они нибудь захочешь избавиться от посредственности, тебе удастся это сделать, лишь идя по стопам тех, кто стремился к этому прежде тебя, следуя творениям великих писателей. И если у тебя нет настоящего таланта, что случается почти со всеми, ты научишься таким образом скрывать свои недостатки... Педро Сарралуки

Тогда же мне стала ясна и другая драгоценная истина. Я понял, что хороший переводчик заслуживает почета в нашей литературной среде, потому что он не ремесленник, не копиист, но художник. Он не фотографирует подлинник, как обычно считалось тогда, но воссоздает его творчески. Текст подлинника служит ему материалом для сложного и часто вдохновенного творчества. Переводчик – раньше всего талант. Для того чтобы переводить Бальзака, ему нужно хоть отчасти перевоплотиться в Бальзака, усвоить себе его темперамент, заразиться его пафосом, его поэтическим ощущением жизни. Корней Чуковский

Искусство - это манифестация чувств, а чувство говорит общепринятым языком. Уильям Сомерсет Моэм

"Кто родился философом, тот сделан из золота, кто родился стражем, тот сделан из серебра, а ремесленник - из железа и сплавов. Как невозможно, говорит Платон, сплавить все эти металлы, так невозможно будет когда-либо уничтожить кастовое устройство и перемешать касты друг с другом." Фридрих Ницше

«Искусство и ремесло» Направление итогового сочинения на 2018-2019 учебный год.

Обзор темы итогового сочинения по литературе

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО»

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Аспекты направления:

  1. Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
  2. Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
  3. Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
  4. Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
  5. Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

ИСКУССТВО
Определение:
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
2. Умение, мастерство, знание дела.
3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

ИСКУССТВО — одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно.

Многозначность термина «искусство» — выражение исторической эволюции эстетического сознания человечества. Формы художественного творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом. По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существенное отличие художественного творчества от других сфер практической деятельности и одновременно родство всех искусств с поэзией (литературой). Более того, в 19 веке последняя расценивалась многими теоретиками как «высший» вид искусства.

Вычленение искусства в качестве самостоятельной категории и феномена человеческого опыта в античной эстетике происходило путем сопряжения и сопоставления искусства и природы, искусства и морали, реального и идеального начал, научного понятия и художественного образа и т. д.

Искусство — совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и таланте) и техники (которая и вовсе легко без них обходится).

Синонимический ряд:
умение, мастерство, художество, занятие, знание, артистизм, квалифицированность, умелость, сноровка, искусность, артистичность, вокал, виртуозность, мастеровитость, техника, навык, дело, квалификация изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика, поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство;

Каким может быть искусство (определения):
Изобразительное, кулинарное, прикладное, сценическое, монументальное, древнерусское, художественное, драматическое, изящное, актёрское, театральное, декоративное, ювелирное, вокальное, цирковое, врачебное, балетное, античное, абстрактное, современное, музейное, оперное.

Устойчивые выражения и словоупотребление:
Военное искусство, изобразительное искусство, изящные искусства, прикладное искусство, произведение искусства, обучаться искусству, упражняться в искусстве, постигать искусство, покровительствовать искусству, служить искусству, владеть искусством, осваивать искусство, осмысливать искусство, практиковаться в искусству, преуспеть в искусстве, высокое искусство, по всем правилам искусства, из любви к искусству, памятники искусства.

РЕМЕСЛО
Определение:
1. Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.
2. Вообще профессия, занятие (разг.)

Синонимический ряд :
дело, занятие, искусность, кузнечество, мастерство, призвание, промысел, профессия, работа, рукоделие, рукомесло, специальность

Каким может быть ремесло (определения)?:
Кузнечное, прибыльное, ювелирное, актёрское, искусное, доходное, швейное, журналистское, традиционное, оружейное.

Устойчивые выражения и словоупотребление :
Обучить ремеслу, осваивать ремесло, постигать ремесло, зарабатывать ремеслом, кормиться ремеслом, ремесло процветает, заниматься ремеслом, перенять ремесло, преуспеть в ремесле, учиться ремеслу, владеть ремеслом, избрать ремесло.

(Материал авторский , публикация на других сайтах и в социальных сетях запрещена по закону РФ 2014года .)

Общее вступление по направлению «Искусство и ремесло».

Тема творчества – основная в произведении Н.В. Гоголя «Портрет». Автор выразил в повести своё понимание сути истинного искусства, особенностей творческой деятельности. Каким должен быть мастер, как необходимо относиться к своему таланту, какие произведения по-настоящему ценят люди? Именно об этом данная повесть автора.

В центре повествования – судьба Андрея Петровича Чарткова. В начале повести – это талантливый художник. Хотя и живёт герой бедно, порой не на что даже краски и кисти купить, однако он верен своему делу: много работает, создаёт прекрасные этюды, картины. Он хорошо помнит наставления своего учителя: не растерять талант, данный ему, не поддаться на соблазн стать «модным живописцем», не начать писать дешёвые картинки за деньги.

Далее показано, как Чартков не смог устоять перед желанием стать богатым и известным, золото стало его целью в жизни. Случайно купленный портрет, поразивший его не только мастерством, но и каким-то демоническим взглядом изображённого на нём азиата, оказался с тайником, в котором были спрятаны деньги. На них-то герой и начал новую жизнь: он хорошо одевался, снимал дорогую квартиру. Но главное — Чартков постепенно растерял свой талант, так как, став известным, начал угождать заказчикам, писал портреты по их наставлениям. Так деньги, слава, почёт уничтожили в герое талант. Автор отмечает, что слава не приносит счастье тому, кто не заслужил её, а украл. А ведь именно это произошло с героем. Появилась зависть к тем, кто пишет талантливо, раздражение. Нежелание работать (его картины дописывали ученики), скука от занятия творчеством – всё это стало привычным в жизни героя.

Трагически закончилась жизнь Чарткова. Скупая картины талантливых художников, уничтожая их,он постепенно сошёл с ума и вскоре умер. Кто виноват в такой судьбе некогда талантливого художника? Портрет? Демонические глаза старика, изображённые на нём? Или всё же искушение славой, богатством?

Интересна судьба автора портрета. Она сначала была очень похожа на судьбу Чарткова: тот же талант, та же зависть по отношению к тем, кто создаёт талантливые произведения. Однако этот художник сумел понять свои ошибки. Он извинился перед оскорблённым им учеником, ушёл в монастырь, долгие годы изнуряя своё тело. И через какое-то время он смог написать полное святости произведение – «Рождение Иисуса». Талант вернулся к мастеру, так как очистилась его душа.

Истинные произведения искусства могут создать только люди с чистой душой, сумевшие отдать всё своему делу, далёкие от корысти, пишущие правдиво, не идущие на поводу у зрителей и заказчиков, сумевшие устоять пред искушением богатством и славой. Те же, кто далёк от этого, искусство превращает в простое ремесло, причём низкого качества, теряя свой талант. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою » — в этих словах Н.В. Гоголя заключён ответ на вопрос: каким должен быть истинный творец, способный создавать произведения настоящего искусства.

Примечание.

Пересказ повести «Портрет» с цатами из текста можно найти

Данный материал поможет вспомнить содержание произведения, а также обратить внимание на важные мысли автора в нём.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.




Top