Толстой пьер безухов. Сочинение Толстой Л.Н

Как известно, первоначально Л.Н.Толстой задумал роман о декабристе, который возвращается с каторги в пореформенную Россию. Но писатель решил рассказать и о восстании декабристов, чтобы выявить причины этого события для судьбы родины. Однако это событие потребовало от него также обращения к истокам декабризма — отечественной войне 1812 года.

Сам писатель говорил, что для него было невозможно рассказывать о времени русских побед, не обратившись к эпохе «срама и поражений» — войне 1805-1807 годов. Так появился роман «Война и мир». Как видно из этой истории, в романе изначально был один герой — Пьер Безухов.

Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Образ Андрея Болконского появился из сцены гибели молодого офицера на поле Аустрелица. Итак, в «Войне и мире» два положительных героя, которые близки автору и во многом осмысляют события так, как осмыслял их автор.

Князь Андрей появляется на страницах романа уже сложившимся человеком: он офицер, ведет светскую жизнь, женат, но

«та жизнь, которую он ведет не по нему».

Этим он объясняет причину своего желания ехать на войну. Мы почти ничего не знаем о детстве героя, но, зная его отца, старого князя Болконского, мы можем с уверенностью сказать, что воспитание князя Андрея было суровым, он, скорее всего, не знал ласк матери. Но в то же время от отца он унаследовал огромное чувство долга, патриотизм, верность данному слову, отвращение к фальши и лжи.

О детстве Пьера мы тоже знаем мало. На его судьбу накладывает отпечаток то, что он незаконорожденный сын крупного екатерининского вельможи. Пьер возвращается из-за границы, где он и воспитывался. Заграничное воспитание заложило в него гуманистический подход к проблемам человечества. Мы знакомимся с героями на вечере Анны Павловны Шерер. И Пьер, и Андрей выделяются из всех присутствующих на вечере:

  • Андрей — тем, что ему откровенно скучно, он только выполняет обязанность светского человека,
  • а Пьер — тем, что наивно нарушает установленный порядок искренностью и естественностью. Пьер плохо знает жизнь и плохо разбирается в людях.

Мир героев Толстого — это мир патриархального дворянства. Позицию лучших представителей дворянской интеллигенции и пытается понять писатель.

И для Пьера, и для Андрея характерны:

  • мучительные раздумья о цели жизни,
  • раздумья о судьбе родины,
  • благородство, искренность,
  • осознание единства своей судьбы и судьбы народа и родины.

Отношение писателя к войне выражает князь Андрей в разговоре с Пьером перед Бородинским сражением:

«Война — самое гадкое дело на свете».

Толстой проводит каждого из героев мучительной дорогой поисков истины. Принципиально важно, что писатель не боится показать ошибки и провалы героев.

Жизненный путь князя Андрея

  • отвращение к светской жизни (» … эта жизнь — не по мне», характеристика автора: » Он все читал, все знал, обо всем имел понятие»)
  • война 1805-1807 гг., мечты о славе («Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими»)
  • небо Аустерлица («Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…»)
  • жизнь в Лысых горах, воспитание сына (Жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя)
  • возрождение к жизни: разговор с Пьером на пароме, ночь в Отрадном, дуб (» Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»)
  • сближение и разрыв со Сперанским — любовь к Наташе и разрыв с нею — («Я простить не могу»)
  • отечественная война 1812 года, единение с народом, ранение, поиски вечности, прощение врагов (Курагина) — любовь к («Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде») — открытие вечности.

Важнейшее, что выносит читатель из судьбы Андрея Болконского, — познание истины требует от человека отказа от индивидуализма и эгоизма, истина же, по Толстому, в прощении и примирении с жизнью.

Пути Андрея и Пьера постоянно пересекаются, но интересно, что герои почти никогда не находятся в одной точке: периоды подъема у Пьера почти всегда совпадают с периодами спада у князя Андрея.

Путь духовный исканий Пьера Безухова

Посмотрим на путь духовных исканий Пьера Безухова. Женитьба на Элен — первое жизненное испытание Пьера. Здесь проявилось не только незнание жизни, неумение противостоять давлению, но и внутреннее чувство, что в том, что произошло что-то неестественное. Дуэль с Долоховым — переломный этап в жизни Пьера: он в свою очередь понимает, что та жизнь, которую он ведет, не по нему

(» … свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь»)

Но причину в том, что произошло герой Пьера видит прежде всего. Вину он берет на себя. В этот момент и происходит его встреча с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Безухов начинает видеть смысл жизни в необходимости делать людям добро. Но Пьер еще не знает жизни, поэтому так легко его обмануть, как обманывают его приказчики и управляющие в его имениях. Он еще не может отличить правду от лжи. Разочарование в масонстве приходит к герою, когда он сталкивается с представителями высшего света в масонской ложе и понимает, что для них масонство — только возможность сделать карьеру, получить выгоду. Примечательно, что любовь к Наташе приходит к Пьеру тогда, когда Наташа совершила ужасную ошибку, встретив Анатоля Курагина. Любовь делает человека лучше, чище.

Любовь Пьера к Наташе, вначале безнадежная, возрождает героя к поискам истины. Бородинское сражение переворачивает его жизнь, как и жизнь многих русских людей. Безухов хочет быть простым солдатом,

«скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего мира».

Наивное желание убить Наполеона, принести себя в жертву, спасение девочки, плен, расстрел, потеря веры в жизнь встреча с Платоном Каратаевым — этапы духовного становления Пьера в романе «Война и мир» стремительно меняются. Герой учится у Платона умению жить в любых обстоятельствах, принимать жизнь, ощущать себя частицей огромного мира

(«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»).

Примечательно, что после плена Пьер обрел умение общаться с людьми и понимать их, его уже невозможно обмануть, ему внутренне присуще понимание хорошего и плохого. Встреча с Наташей, взаимное чувство любви возрождает Безухова, дает ему счастье. В эпилоге романа Пьер увлечен идеями радикальных изменений общественного устройства России — он будущий декабрист.

Раскрытие характеров Пьера и Андрея в романе

Особо следует отметить, что образы Пьера и Андрея не дублируют друг друга: перед нами два разных человека, два разных характера. Появление в романе не единственного положительного героя дает Толстому возможность показать, что поиски смысла жизни, духовные искания были свойственны лучшим дворянам России.

Характер героев Толстого раскрывается:

  • в столкновении с другими персонажами (сцена объяснения Пьера и Элен),
  • в монологах героев (размышления князя Андрея по дороге в Отрадное),
  • психологического состояния героя («О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых не мог разрешить и не мог перестать задавать себе»- о Пьере),
  • на духовное и душевное состояние героя (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное).

Вся жизнь писателя Толстого была направлена на постижение Истины. Таковы и любимые его герои — Пьер и Андрей, которые как бы задают читателю высокую планку постижения смысла жизни, заставляют мучительно переживать падения и взлеты, постигать жизнь и самого себя.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Меню статьи:

Вы когда-нибудь замечали, что есть такие люди, у которых получается хорошо все, за что они берутся, они могут всегда найти интересную тему для обсуждения, у них хорошо выражено чувство стиля и такта, а движения полны грациозности? Самое обидное, пожалуй, в этой ситуации, что зачастую такие люди не прикладывают никаких, или минимальное количество усилий, чтобы добиться такого результата. А иногда бывает все наоборот – человек много работает над собой, но ощутимых результатов не видит. Герой романа Л. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов относится как раз к представителям второго типа людей.

Первые впечатления

Для начала разберемся, кто такой Пьер и какое положение он занимает в обществе. Его отец – граф Кирилл Безухов – знаменитый екатерининский вельможа. На момент начала романа, он находится при смерти. «Мне его жалко, как человека» – говорит, проявив чувство жалости, Пьер о своем больном отце. Пьер не рожден в официальном браке – он незаконнорожденный, но, это не уменьшает его значимости для графа и общества – у графа Безухова все дети незаконно рождены. Пьер находился 10 лет на воспитании за границей, по возвращению домой он приезжает в гости к Анне Павловне, где «и был первый раз в обществе». Здесь читатель впервые знакомится с этим героем.

«Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке» – его вид немного пугает окружающих. Дело здесь вовсе не в его костюме, а в телосложении. На лице хозяйки застыло изумление и беспокойство, которое «выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту».

Он никогда не бывал в обществе и поэтому не знаком со многими порядками и правилами. Он часто попадает в неловкие ситуации, не может сразу понять значение некоторых намеков. Так, например, он «не дослушав слов собеседницы, ушел» или начал размышлять о чем-либо, не поняв, что человек хочет покинуть его общество.

При каждом появлении в свет, Пьер чувствует себя ребенком – он знает, что перед ним находятся представители интеллигенции, высшего общества, поэтому « все боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать» и терялся.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Освоиться в обществе ему помогает Андрей Болконский – давний друг, с которого Пьер не сводил « радостных, дружелюбных глаз». Встреча в свете с Пьером была так же радостна и для Андрея.

Все отмечают, что, несмотря на свой довольно непривлекательный внешний вид, Безухов неплохой человек, он наделен множеством положительных качеств, да и в целом добрый и милый малый.

Однако его стремление найти истину в обсуждении чего-либо, расставить все точки над «і» играет с ним злую шутку – часто он перегибает палку, пытается продолжить разговор, чтобы достичь желаемого результата, тогда, когда это не совсем корректно по отношению к собеседникам. Он сторонится женского общества, хотя и не избегает его совсем и предпочитает обсуждать серьезные темы, поэтому его считают чудаковатым невеждой.

Новый период в жизни и первые разочарования

Со смертью старого графа для Пьера начинается новый период жизни. Граф называет его наследником. Свалившееся на него богатство становится причиной испытаний и трагедий.

В одно мгновение, этот медведь, над которым подтрунивало общество и с трудом принимало его отличительное поведение от общепринятого, получил «сорок тысяч душ и миллионы». Благодаря этому, Пьер стал самым желаемым гостем в любом доме и любой компании. Многие мечтают породниться с ним, выдав замуж за него дочь.

Неожиданный поворот событий с наследством Безуховых стал причиной разочарования и уныния князя Василия, ведь он сам претендовал на эти богатства, а в результате наследником был объявлен не он, а Пьер.

Утраченная возможность легко обогатиться не дает покоя князю. Он находит выход из ситуации – выдать замуж свою дочь Элен за Пьера и таким образом получить доступ к деньгам.

Обмануть молодого Безухова не составляет особого труда – он доверчив, искренне верит в бескорыстность людей. У него нет опыта общения с высшим обществом, он мало что знает о порядках и жизненных принципах этих людей. Пьер – милое, доброе, простодушное дитя, которое верит в то, что мир добр и желает ему добра, ведь он сам желает всем добра. К тому же он самого детства знаком с князем Василием и его дочерью Еленой, это стало еще одной причиной, почему умный, рассудительный молодой человек не заметил подвоха и решился на женитьбу. Можно сказать, что Пьер стал заложником ситуации – князь обставил все так, что Безухова начали считать женихом Елены еще задолго до того, как сам Пьер созрел для этого шага. Узнав о ходивших в обществе слухах, ему ничего не остается, как жениться: «он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых».


Сомнения о правильности своего решения не покидали Пьера до самого последнего, но он не стал прислушиваться к своему внутреннему голосу: «какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге».

Брачный союз с Курагиной разрушил все постулаты Пьера о семейной идиллии и гармонии. Он осознал, что стремление к семейной жизни предпочитают далеко не все, а обеты, данные у алтаря, часто становятся пустыми словами. Он понимает, что как муж он не состоялся. Его жена избегает близости с ним. Елена «засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей». При этом, став светской львицей, она не чуждается ласки других мужчин. В скором времени слухи о ее любовных похождениях не обсуждал только ленивый. Пьер становится предметом насмешек и сожаления. Он слишком доверчивый, именно поэтому, а не по причине глупости, он не допускает мысли об измене жены, даже тогда, когда это становится очевидным. Некий доброжелатель приподымает пелену с его глаз: «анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него». Сложно сказать чем было продиктован позыв к такому действию – жалостью к Пьеру, или желанием насолить Долохову.

Но даже после этого, у Безухова возникают сомнения. «Что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены» – не клевета ли это думает Пьер. Он долго размышляет об этом во время обеда и так бы ничего не решил, если бы Долохов не взял лист, предназначенный Безухову. «Что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им» –Пьер вызывает Долохова на дуэль.

После выстрела, увидев, что его противник ранен, он, забыв обо всем, в том числе о ненависти и злости, испытывающие по отношению к этому человеку, «едва удерживая рыдания, побежал к Долохову». Как видим, даже в таких ситуациях добрые порывы в нем берут верх.



После дуэли Элен с негодованием высказывает свое мнение по этому поводу мужу. Пьер в начале разговора был «как заяц, окруженный собаками», но поведение жены, ее обвинительная речь в сторону Безухова. Да и, пожалуй, факт отрицания наличия любовника (теперь Пьер поверил, что он был слеп, а Елена развратна) приводят его в бешенство. «Я тебя убью! - закричал он, и схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее. Лицо Элен сделалось страшно; она взвизгнула и отскочила от него. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!» - таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик».

Но его злость длилась не вечно, со временем он опять начинает жить вместе с ней, хотя отношение к нему Елены не поменялось.

Благодаря ее любовным связям, Пьеру дали чин камергера, «и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе».

Смерть Елены, после шести лет супружеской жизни, дала возможность Пьеру испытать себя в семейной жизни еще раз. На этот раз его выбор был продиктован не страстью и внушением общества, а глубокой любовью, к тому же взаимной.

Наташа Ростова – его жена, находит счастье в семейной жизни – в конце романа она мать четверых детей. Забота о них и о муже приносят ей удовольствие. Она, как и Пьер, обжегшись однажды, все же смогла обрести счастье и умиротворение.

Общественная деятельность

Полностью разочаровавшись в семейной жизни. Пьер пытается реализовать себя в общественной деятельности. Наиболее приемлемым для этого он выбирает деятельность в масонской ложе. Но и здесь он не находит себя – его здесь чтут только за возможность пожертвовать большие сумы, которые не всегда идут на то, что планировалось. Члены ложи далеки в реальной жизни от тех истин и правил, которые они должны соблюдать и проповедовать. Пьер понимает, что это обман.

После освобождения из плена, он становится членом тайного общества, пытается реинкарнировать окружающий мир, искренне веря, что, при наличии единомышленников, ему удастся добиться изменений на лучше.

Война и Пьер

Безухов решает вникнуть в сферу военного дела. Он не военный человек по своему виду деятельности, поэтому принимать лично участие в военных событиях он не может. Понимая всю абсурдность и несовместимость его данных и войны, он, так как другого ему ничего не оставалось (для высшего общества он был посмешищем, в семейной жизни – обманутым мужем, а в масонской ложе – кошельком с деньгами и ничем более) он остается на той войне, где его враг известен и менее коварен, чем цивильные интриги и козни.

Пьер оказывает финансовую поддержку созданному по его инициативе полку. После Бородинского сражения, свидетелем которого он стал, его взгляды меняются. Теперь, некогда боготворимый им Наполеон, стал персоной вызывающей отвращение и ненависть. Пьер задумывает покушение на императора. Естественно, что Безухову, который не имеет навыков стрельбы, да и в целом малознаком с военным делом, это непосильная задача, его план проваливается, а сам Пьер попадает в плен.

Общение здесь с Платоном Каратаевым, таким же пленным, как и он. Открыло ему глаза на многие истины, заставило по-другому взглянуть на обыденные вещи. Платон был представителем крестьянства, и никогда не входил в высшее общество, поэтому его жизненные принципы далеки от великосветских постулатов о жизни и необычны для Пьера. Общение с Каратаевым приводит Пьера к мысли, что счастье находится в самом человеке и, чтобы его обрести, нужно просто не изменять своим душевным принципам, жить в единении с природой и народом. В плену Безухов осознает, что его гонка за поисками смысла жизни была бессмысленной.

Таким образом, Пьер Безухов – персонаж, наделенный положительными качествами. Он добр, сердечен, не способен долго держать обиду, хотя и не мягкотел, умеет постоять за себя, способен на подвиг и самопожертвование, часто бескорыстно помогает другим. В конце романа он, испытав множество разочарований и горестей, становится не только умным (каким его автор изобразил в начале романа), но и мудрым человеком.

Пьер Безухов в романе «Война и мир»: анализ персонажа

4.6 (91.72%) 29 votes
Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический.
Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя - искание успокоения, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.
Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной. Именно таким изображен Пьер на рисунке Боклевского: иллюстратор подчеркивает в портрете героя те же черты, что и Толстой. А если вспомнить работы Шмаринова, то в них больше передано душевное состояние Пьера в тот или иной момент: иллюстрации этого художника помогают глубже понять персонаж, яснее уловить его духовный рост. Постоянный портретный признак - массивная, толстая фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной. может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? о...Не такая, как у других... У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное... лицо и являлось другое - детское, доброе...
В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека, С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова, Глупо...глупо! Смерть... ложь... - твердил он, морщась. Глупо и ложь - это опять относится только к нему самому.
После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь построить ее на новых, добрых началах.
Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.
Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов - этих ничтожных людей - интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении.
Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего.
Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию.
В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона. В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает эту черту: Пьер изображен переодетым в простонародное платье, делающее его неуклюжим, мрачно-сосредоточенным. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой.
Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим
крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого,
олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя
приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение
с простыми людьми. В плену Пьер обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Здесь он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей... Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: о...он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен.
Самое существенное в Каратаеве - верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер. В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств.
Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования.
Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.
Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.

Вступление

Прочитав знаменитый роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», я пережил много жизненных событий, испытал разные чувства вместе с его героями. Кто-то меня удивил, кто-то разочаровал, кто-то стал хорошим нравственным примером, а кто-то оказался даже не достоин внимания. Конечно, появился и любимый герой, которого я уважаю, люблю, понимаю. В романе «Война и мир» у меня их несколько, потому что Толстой показал сразу несколько человеческих судеб, заслуживающих особого внимания. Но ведь симпатии есть и у самого автора. Мне кажется, что любимый герой Толстого в романе «Война и мир» Пьер Безухов. Строки, в которых писатель описывает Пьера (его внешние характеристики, душевный разлом, нравственные искания правильного пути, счастье, любовь), наполнены неким чувством доброты и уважения к своему герою.

Пьер Безухов и его путь

Первый раз мы встречаемся с Пьером в гостиной Анны Павловны Шерер. Толстой описывает его внешность достаточно подробно: «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками…он был рассеян». Он не производит никакого впечатления на окружающих, только Анна Павловна переживает, как бы Пьер не «наделал позору» для ее салона. Единственным человеком, по-настоящему обрадовавшийся Безухову, был князь Андрей Болконский. В самом начале романа Пьер был убежден в правоте Наполеона, но спустя время он преследовал мысль убить Бонапарта, чтобы освободить всю Россию.

Увлечение Элен Курагиной принесло ему лишь разочарования. Пьер понял, что внешняя красота может соседствовать с внутренним уродством. Разгульная жизнь, праздные вечера с Курагиными и светские интриги не приносят Пьеру удовлетворения, и он сходит с этой «развратной» дороги.

Масонство не открыло для него правильного пути. Надежды на «вечные идеалы» не оправдались, и Пьер разочаровывается в «братстве». Помощь ближнему и щедрость души были истинными качествами Пьера, и масонство шло уже вразрез с его идеалами.

Крушение его идеалов изменило Пьера до неузнаваемости. Из слабого, мягкого «толстяка» он превратился в сильного мужчину, который нашел свое истинное счастье и растворился в нем. Переселив страх (эпизод спасения девочки), перенеся плен (познание простых человеческих радостей жизни), разрушив прежние желания (убить Наполеона, спасти Европу), Пьер прошел трудный путь нравственных исканий человеческого смысла жизни.

Знакомство с Платоном Каратаевым открыло Пьеру некую философию жизни. Он познает мир в других красках, понимает, что не все важно и нужно. Мы видим, что Толстому не безразличен этот герой, иначе он давно бы его «бросил» на середине пути. Пьер – любимый герой в романе. Ведь писатель верит, что его Пьер Безухов найдет то, что ищет, то светлое, чистое, преданное, вечное и доброе. Такое же, каким он был сам в своей сути.

Дружба Пьера с Андреем Болконским

Пьер считал Болконского «образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли». Дружба Болконского и Безухова прошла испытание. Пьер был влюблен в Наташу Ростову с первого взгляда. И Болконский тоже. Когда Андрей сделал предложение Ростовой, Пьер не выдал своих чувств. Он искреннее был рад счастью своего друга. Разве мог Л.Н.Толстой допустить, чтобы его любимый герой был нечестен? Пьер проявил благородство в отношениях с Андреем Болконским. Его осведомленность в вопросе отношений Ростовой и Курагина не дала предать своего друга. Он не посмеялся ни над Наташей, ни тем более над Андреем. Хотя мог легко разрушить их счастье. Однако, преданность дружбе, честность в сердце не позволила Пьеру стать подлецом.

Любовь к Наташе Ростовой

Любовь Пьера Безухова тоже не случайна. Наташа Ростова – одна из любимых героинь Толстого. После долгих исканий, нравственных испытаний писатель наградил своего героя настоящим счастьем. Встретив Наташу на бале, Пьер несмело пригласил ее на танец. Наташа тогда и не подозревала, что в сердце этого «большого толстяка» зарождалось новое чувство, еще не распознанное им самим. Пьер Безухов долго ждал своего часа. Но чтобы прийти к нему, он на самом деле прошел сложный путь.

В его сердце жила любовь к Наташе Ростовой. Может, именно она привела его к правильному решению, показала истину, определила дальнейшую его жизнь. Наташа очень любила Пьера Безухова, она отдавала всю себя своей семье – детям и мужу: «весь дом руководился только мнимыми повелениями мужа, то есть желаниями Пьера, которые Наташа старалась угадывать». Пьер заслужил это счастье. Л.Н.Толстой рассказывает нам в эпилоге, что, прожив в супружестве с Ростовой семь уже семь лет, Пьер был самодостаточным человеком. Он понимал смысл жизни, знал, что нужен и имел «твердое сознание того, что он не дурной человек…он видел себя отраженным в своей жене».

Вывод

Мое сочинение на тему «Любимый герой Толстого в романе «Война и мир» написано о Пьере Безухове. Его жизнь настоящая, без прикрас. Толстой показал нам его жизнь на протяжении нескольких лет, раскрыл страницы его судьбы. Пьер – любимый герой писателя, это хорошо видно из описаний. Но ведь в романе есть и другие герои, которые, несомненно, заслуживают своего внимания. Может быть, они станут предметом моих следующих сочинений.

Тест по произведению

Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя - искание оуспокоения, согласия с самим собойп, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: омассивный, толстый молодой человекп с оумным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостинойп. Именно таким изображен Пьер на рисунке Боклевского: иллюстратор подчеркивает в портрете героя те же черты, что и Толстой. А если вспомнить работы Шмаринова, то в них больше передано душевное состояние Пьера в тот или иной момент: иллюстрации этого художника помогают глубже понять персонаж, яснее уловить его духовный рост. Постоянный портретный признак - омассивная, толстаяп фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной. может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? о...Не такая, как у других... У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное... лицо и являлось другое-детское, доброе...п

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека,

С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова, Глупо...глупо! Смерть... ложь... - твердил он, морщась. Глупо и ложь - это опять относится только к нему самому.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизньп построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (овечныеп) вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя.

В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью. Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов - этих ничтожных людей - интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а омундиры и кресты, которых они добивались в жизнип.

Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона.

В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает эту черту: Пьер изображен переодетым в простонародное платье, делающее его неуклюжим, мрачно-сосредоточенным. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой. Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми.

В плену Пьер обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился преждеп. Здесь он осознал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей...п Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: ...он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули егоп. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в Каратаеве - верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер.

В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков.

Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. оДеятельная добродетельп, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия.

Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлостьп.




Top