Учимся рисовать шаржи. Смешная карикатура

Шарж – хороший подарок по любому поводу: на день рождения, свадьбу, юбилей, профессиональный праздник. Но еще большую ценность такой подарок приобретет, если сделать его своими руками.

В продолжение разговора , рассмотрим, как происходит рисование шаржа поэтапно.

Пропорции и основные формы лица

Для начала нужно взять лист бумаги, на котором вы будете рисовать, и определить место размещения изображения.

Во-первых, надо учесть, что пропорции человеческого лица практически одинаковы, несмотря на то, что части лица у всех отличаются. Из рисунка видно, что лицо можно разделить на три части: от линии роста волос до бровей, от бровей до основания носа, от основания носа до подбородка. Размер ушей приблизительно равен расстоянию от бровей до кончика носа, а нижняя часть лица делится на равные части линией, проведенной под нижней губой.

Несмотря на то, что в шарже лица намеренно искажают, соблюдение пропорций необходимо! Если сильно уменьшить или увеличить нос, оставив все остальные черты прежними, то потеряется сходство с оригиналом, а изображение может получиться довольно уродливым.

Если мы хотим изменить размер носа, то для получения правильного изображения лица, необходимо изменить пропорции глаз и рта. Если представить себе, что линия глаз и носа представляют собой букву Т, то на рисунке будет видно, как изменение одной линии буквы Т влечет за собой изменение другой линии. Предположим, что нос и глаза соединены веревочками, перекинутыми через колесики, тогда если раздвинем шире глаза, то укорачивается нос, если удлиняется нос, то глаза сдвигаются ближе.

На нижних рисунках показаны стандартные формы лица, которые применяют при . Основной принцип состоит в том, что при растяжении или сжимании овала лица, соответственно, растягиваются или сжимаются другие части лица. Следует отметить, что на 1 и 3 рисунках нижняя часть лица вытягивается, а нос в первом случае уменьшается, а во втором увеличивается. Почему? Потому что здесь использован основополагающий принцип шаржирования: когда у оригинала что-то длинное, то это удлиняется, а короткое укорачивается.

На основании рассказанного выше делаем вывод, что начинать шаржирование надо с изображения формы головы и схематического наброска буквы Т – нос - глаза.

Как рисовать глаза?

Глаза – это зеркало души, а в нашем случае – центр всего нашего шаржа. Иногда можно опознать оригинал по рисунку, именно посмотрев на глаза.

Часто художники, стремясь не потерять сходство, боятся изменять глаза. Если правильно подчеркнуть те или иные особенности глаз, то можно получить еще большее сходство, шарж будет выразительнее.

Для начала надо определить положение глаз относительно горизонтальной линии.

При шаржировании глаза можно дополнительно наклонить вверх или вниз, это придаст еще больший гротеск рисунку.

Так же обстоит дело и с расположением глаз относительно вертикальной оси лица. У людей с близко посаженными глазами можно сузить их еще больше, а широко расставленные глаза отнести практически к вискам.

Как изобразить нос?

Рассматривая вопрос, как нарисовать шарж поэтапно , перейдем к изображению носа.

Нос – пожалуй, самая интересная для шаржирования часть лица. Иногда шаржисты просто изучают форму носа, увеличивают его, и на этом рисунок закончен. Портреты в их исполнении похожи между собой, отличаются только носами.

Неопытные художники не учитывают такую особенность, что нос – объемный, и на их работах эта часть лица – плоская. Если вы хотите правильно рисовать, то надо понять, что изображение носа меняется в зависимости от положения головы.

При запрокинутой голове видно только нижнюю его часть, а переносица не видна, если голова опущена, то нос удлиняется, а ноздрей не видно.

Как уже говорилось, при шаржировании следует чрезмерно уменьшать или увеличивать ту часть лица, которая у оригинала самая маленькая или большая. У ребенка маленький носик, делаем его еще меньше, красивый длинный нос армянина увеличиваем еще больше. Только не забывайте про правило буквы Т – нос – глаза и пропорционально корректируйте другие части лица.

Новичкам полезно иметь основные шаблоны, по которым рисуется нос. Для начала надо определиться, на какой из представленных образцов похож нос оригинала, а потом попробовать изобразить его.

Изображение рта

Рот нарисовать довольно сложно. Для начала надо провести горизонтальную линию и определить, как он располагается относительно этой линии. Вот несколько вариантов:

В зависимости от возраста человека изменяется изображение линии вокруг рта – если человек молодой, то она достаточно прямая, если в возрасте, то изогнутая.

Если вы рисуете улыбку, то надо помнить, что зубы, это не прямой частокол с одинаковыми размерами. Все зубы слегка заужены книзу и имеют свою форму.

Для изображения рта можно воспользоваться следующей техникой.

Для того, чтобы рот на шарже напоминал рот оригинала, надо правильно соотнести размеры и пропорции между остальными частями лица. Чтобы определиться, как нарисовать рот, попробуйте представить, на какую геометрическую фигуру он похож в состоянии улыбки – треугольник, круг, овал, ромб. Это поможет вам воспользоваться шаблонами для изображения рта.

Итак, мы рассмотрели, как рисовать шаржи поэтапно. Заключительной стадией в шаржировании станет изображение волос, одежды, дополнительных аксессуаров и предметов. Какими они будут, подскажет ваша фантазия.

Оценкой уровня работы станет узнаваемость изображаемого персонажа после шаржирования и выразительность его индивидуальных особенностей на рисунке.

Если это произойдет, то поздравляю вас – вы нарисовали свой первый ! Надеюсь, что работать было интересно и весело, а в результате получился настоящий шедевр!

Шарж – это что-то среднее между портретом и юмористическим рисунком, соединение настоящих и характерных черт предмета в рисунке. Шарж – это, прежде всего, преувеличение (характерных черт человека, предмета, каких-то деталей).

В современном мире искусство по созданию шаржа не изучено до конца, не изучено достаточно подробно, чтобы четко описать последовательность шагов по рисованию шаржей. Некоторые считают, что создание шаржей – это прирожденный талант определенного человека, но это лишь заблуждение.

Давайте же попробуем разобраться, что нужно для того, чтобы научиться рисовать шарж?

Во-первых, шаржист должен быть одновременно художником и психологом. В частности, при поступлении заказа нарисовать шарж какому-то человеку или группе людей вы должны быстро выделить их характерные черты и на них построить шарж. Для этого внимательно посмотрите на человека, обратите внимание на черты его лица, одежду, мимику и движения. После такого сканирования вы сможете придумать композицию рисунка и сделать неповторимый запоминающийся шарж.

Во-вторых, вы, конечно, можете изучить основы рисования шаржей, портретов и карикатур самостоятельно, изучив огромное количество литературы и просмотрев видеоролики. Но такая процедура займет большое количество времени. Относительно быстрым и эффективным способом обучения является посещение художественных курсов, которые помогут вам понять, сможете ли вы рисовать шарж, нравится ли вам это занятие. Создание шаржей требует минимального вложения средств. На первых порах вам потребуется лист бумаги и острый карандаш или даже ручка.

В-третьих, при обучении (неважно самостоятельное обучение или обучение на курсах или в художественной школе) особое внимание уделите навыкам рисовать лица и тела, остальные детали не так важны. Кроме того, для того чтобы стать хорошим шаржистом необходима практика. После определенного количества времени вы сможете создавать работы за 10 минут.

В-четвертых, следует определиться, чем бы вы хотели выполнять свои работы. Будут ли это краски или простой карандаш. Конечно, без определенной практики вы не сможете выбрать подходящий вариант. Кстати, практику можно и нужно начинать с фотографий, а впоследствии пробовать рисовать с натуры.

Давно известно, что лучший подарок – это вещь, сделанная своими руками. Она не только хранит душевное тепло дарителя, но еще как нельзя лучше передает его истинное отношение к виновнику торжества. Отличным вариантом станет собственноручно изготовленная карикатура – веселый шарж, на котором получатель будет изображен сквозь призму доброго юмора. И не надо пугаться того, что для создания такого рисунка нужно быть профессионалом своего дела. Нет тут всё проще, совсем не нужно обладать талантом Ван Гога или Шишкина. Достаточно просто иметь на своем компьютере программу Фотошоп и снимок объекта, которому вы решили преподнести такой необычный сюрприз.

Теория шаржей

Но перед тем, как приступать непосредственно к делу, следует познакомиться с некоторыми принципами и теоретическими правилами создания карикатур. Главное, чем отличается шарж от обычного рисунка или фотографии – это пропорции лица. Они должны отличаться от естественных, чтобы в итоге получилось комическое изображение.

Чаще всего, профессиональные художники, работающие в данном жанре, подвергают изменениям расстояние между носом, глазами, ртом. Реже они затрагивают пространство между бровями и линией волос, а также нижней губой и подбородком. Четких правил, обязательных стандартов, которые при этом нужно соблюсти – не существует. Каждый раз величина изменений варьируется в зависимости от типа лица объекта и других условий.

Одна из самых сложных задач для карикатуриста заключается в том, чтобы при изменении пропорций лица не утратить сходство с оригиналом. Для этого профессионалы рекомендуют перед началом работ разделить лицо при помощи линий пропорций.

Вертикальные линии проводятся по зрачкам, а также обоим уголкам глаз. Горизонтальные – по линии роста волос, бровям, кончику носа и подбородку. Теперь, когда с помощью этого нехитрого приема станет известно соотношение между основными элементами лица, видоизменять их будет гораздо проще. При этом риск, что герой шаржа не узнает себя, водится к минимуму.

Единство пропорций

Ещё один важный принцип карикатуры предписывает её творцу работать комплексно. Это значит, что изменения должны касаться всех элементов, а не только какого-то одного. В противном случае потеря пропорций приведет к тому, что изображение перестанет походить на оригинал. Поэтому у профессиональных карикатуристов существует готовый, давно зарекомендовавший себя набор взаимосвязей между основными элементами лица.

Например, если уменьшается нос, то необходимо увеличить расстояние между глаз, расширить лицо и «сжать» голову по длине.

Начинающим создателям шаржей поможет правило буквы «Т», к форме которой приводится обрабатываемое лицо. Вертикальная линия должна совпадать с носом, а горизонтальная перекладина буквы – с глазами. Как бы в дальнейшем не менялось расстояние между этими точками, буква «Т» должна преображаться, но не распадаться на отдельные части. В дальнейшем, когда карикатурные нос и глаза займут предназначенные им места, можно будет легко привести в соответствие остальные пропорции.

Правило обратной деформации

Смысл его заключается в том, чтобы при деформировании одной части лица, прилегающие к ней фрагменты изменять в обратном направлении. Например, при перемещении рта вверх, к носу, с которым он будет почти сливаться, необходимо убрать подбородок. А если задумано уменьшить нос и притянуть его к глазам, то следует пропорционально увеличить нижнюю челюсть и рот.

Ну и перед тем, как перейти к практике, озвучим самое главное правило – как можно больше упражняйтесь, не обращая внимания на первые неудачи. Тогда со временем к вам придет понимание принципа рисования карикатур и вы сможете создавать шедевры на автомате, даже не задумываясь.

Работа с Фотошопом

Итак, открыв выбранную фотографию, нужно зайти в меню фильтров (Filter) и выбрать там раздел «Liquify». В результате откроется новое окно, справа от которого будет расположена панель инструментов фильтра. На ней следует выбрать инструмент под названием Bloat Tool и задать ему необходимые настройки:

* размер кисти – 90-100;

* Brush Rate – 80.

Получившуюся кисть нужно аккуратно применить к каждому глазу, стараясь увеличивать их до одинакового размера. Затем с помощью того же инструмента нужно обработать нос и губы, соблюдая пропорции по отношению к глазам.

Если черты лица требуется уменьшить, то алгоритм действий будет тот же, только для этого на панели фильтра нужно выбрать инструмент сжатия, который называется «Pucker Tool».

Теперь переходим к изменениям верхней и нижней части головы. Чтобы увеличить подбородок, оттянув его вниз, потребуется инструмент под названием «Forward Warp Tool».

С его же помощью можно растянуть нижнюю часть лица в стороны. Лоб и прическу следует уменьшить. При помощи все того же «Forward Warp Tool» можно придать модели улыбку, подняв уголки рта, или увеличит уши, если прическа позволяет это сделать.

Петр, www.сайт

Не все искусство создано для того, чтобы от него восхищались и писали кипятком, а потом покупали за миллионы американских рублей. Есть и такие стили рисования, которые созданы для смеха, для позитивного рассмотрения и без излишней философии. Одним из таких стилей в рисовании считается карикатура, и сегодня я вам покажу пример таковой. Узнаем как рисовать карикатуру Вилла Смита. На прямую с этим жанром связаны такие виды искусства, как шарж, лубок, гротеск. Основа сатиры и юмора тут создается методом увеличения или уменьшения черт лица, диспропорция тела и лица. В основном для карикатуры берутся портреты людей. Помню, на одном фестивале мне сделали бесплатную карикатуру, правда, забрать домой я её не смог, таковы были условия бесплатного рисования. Но посмеялся я от души. Тонкая, как спичка, шея, один глаз выпученный, другой будто вжали внутрь. Форма головы напоминала грушу времен Чернобыля. До недавних времен карикатура служила не только в целях рассмешить. Можно считать, что это были первые политические демотиваторы. Самую известную карикатуру вы можете даже знать – это плакат, на котором мужчина непристойно тычет у вас пальцем и спрашивает: А ты записался добровольцем? Но власти СССР имели очень тонкое чувство юмора, и не любили выходок такого типа. Поэтому за основу карикатур всегда брался вымышленный чиновник или структура. Так сказать, и власть ни при чем, и автор не репрессирован.

  • Странные вещи творятся в мире. Я уже говорил, что иногда творение искусства не стоит даже рубля, но покупают его за тысячи. Так вот самая дорогая проданная карикатура стоила 2000 долларов, это был портрет Майкла Джексона, написанный неизвестным.
  • Известная компания пишущих принадлежностей Caran d’Ache получила свое название в честь карикатуриста Эммануэля Пуаре. Знаю, с первого раза вы даже не прочитали название, поэтому прочтите а заметите, что там пишет Карандаш. Эммануэль учился в Москве, и именно тогда придумал себе такой псевдоним, используя обычный карандаш.
  • Мы все время окружены карикатурами. Все троллинг-картинки, фейсы и комиксы являются карикатурой. Свободно можно считать, что это – самый распространенный стиль во всемирной паутине.

Сегодня мы попробуем нарисовать свою карикатуру, и жертвой я выбрал актера Вилла Смита. Будет весело.

Как нарисовать карикатуру карандашом поэтапно

Шаг первый. Помните, карикатура – не портрет, нарисуете чуть не точно – будет только смешнее. Сначала рисуем два квадрата и соединяем их линией. Шаг второй. Как и любое лицо, карикатурное тоже должно быть симметрично. Аккуратно рисуем большие уши, огромные, я бы сказал. Голова будет формы прижатого мяча для регби, нос и губы не отстают по размеру от ушей. Шаг третий. Нарисуем обычного размера глаза, чтобы не вышло слишком страшно. Какие-то волосы тоже нужны, и еще, нам нужная долгая и тоненькая шея, которая прикреплена к телу, меньшему за голову. Именно так выглядит карикатура – полностью непропорционально. Шаг четвертый. Рисуем бедному Смиту хоть какую-то пафосную бородку, а то вид у него не слишком серьезный. Плавно наносим тени и штриховку в нужные места. Шаг пятый. Попрактикуйтесь, и со временем будете рисовать карикатуры своих друзей. Поверьте, вы весело проведете так время. А если у Вас есть интересные идеи для написания новых уроков, пишите мне ЗДЕСЬ, и обязательно скоро увидите интересующий вас урок. Хотите лучше научиться рисовать человеческое лицо или карикатуры? Это будет полезно.

ЭСКИЗЫ

Прежде чем начать рисовать, я провожу небольшое исследование темы, которую собираюсь передать в своем рисунке. Данную карикатуру я начал рисовать прямо с зеркала. Присматривался к разным позам и выражениям лица, и пытался применять разные стили рисования – от мультяшного до более реалистичного.

Главное здесь – ничего не усложнять, а сконцентрировать все свое внимание только на фигурах рисунка, его ритме и композиции. При таком подходе можете не бояться потеряться во множестве деталей.

ФОТО-РЕФЕРЕНСЫ

Так как это авто-карикатура, я мог бы сфотографировать себя и просто перерисовать на бумагу, но я так редко делаю. Когда мне, например, нужно нарисовать портрет или карикатуру на известного человека, приходится использовать фотографии, взятые из интернета, и на каждой из них разное освещение, поза и перспектива. Чтобы избежать этой проблемы, я фотографирую сам себя. И это фото будет служить мне образцом для построения тела и лица человека, которого я буду рисовать. В следующем абзаце я подробнее расскажу о том, как я создаю фото-референсы.

Перед подготовкой к фото-сету я должен подготовить иллюстрацию своей идеи на бумаге. Рисунок не обязательно должен быть проработанным, хотя важные элементы композиции обязательно должны быть отмечены, чтобы мы знали, что потом нужно будет сфотографировать, например, одежду, объекты, освещение…

Когда эскиз готов, самое время для фотосессии. В первую очередь, нужно учитывать перспективу. Я сделал пару снимков и сравнил их с рисунком, чтобы проверить высоту, соотношение, угол и типы линз.

Для данной карикатуры я разместил камеру на расстоянии одного метра от себя, примерно на уровне моего носа. Голова и тело слегка развернуты на три четверти, так что у нас получается угловая перспектива, поэтому нужно уделить больше внимания уголкам рта и расположению глаз.

Что касается освещения, то я использовал только рассеянный свет. Самый яркий источник света, справа от головы, расположен относительно близко и имеет желтоватый оттенок, почти белый. Вторичный свет – это свет от окружения, отраженный от желтого фона, крыши, стен и пола. Цвет этого света намного ярче, но и прозрачность довольно высокая.

ИНСТРУМЕНТЫ

Программа Photoshop CS6

Планшет Bamboo Wacom Pen

Консоль G13 Logitech

Примечание: размещайте на своей консоли только наиболее часто используемые инструменты и быстрые клавиши, а также экономящие время клавиши настроек, сокращенные до двух или трех клавиш, типа Ctrl+Alt+Z.

ДОРАБОТКА ЭСКИЗА

Когда я доволен полученным фото-референсом, я создаю финальный контурный рисунок, который далее будет служить мне основой. Я стараюсь максимально точно передать перспективу, ракурс, перекрывающиеся фигуры, анатомию, я также продолжаю искать наиболее подходящее положение на бумаге. Я стараюсь не рисовать по центру, потому что центр холста – очень сильная зона, склонная делать расположенные там объекты очень жесткими, неподвижными. Я лучше отодвину главный объект в сторону и, может быть, чуть выше или ниже центра, чтобы создать более интересную композицию.

Примечание: Поворот холста по горизонтали или вертикали очень хорошо освежает взгляд и помогает заметить ошибки, которые в другой позиции на глаза не попадались.

СВЕТ И ЦВЕТ

Перед созданием палитры цветов я анализирую отношение между светлыми и темными цветами, и делю их на две группы: светлая сторона и темная сторона.

Светлая сторона – это та, на которую приходится самый яркий свет. Здесь присутствуют и сияние, и более светлые, менее насыщенные цвета (но бывают и исключения) и полутона.

На темной стороне расположены все проецируемые и формирующие тени, темные и насыщенные тона (опять же, бывают исключения), а также отраженный свет. Правильное определение этих двух групп – ключ к приданию объема любой фигуре.

Обычно я беру от 3 до 6 цветов для каждого элемента на рисунке – волос, кожи, глаз, рта, футболки и т.д. Эти цвета делятся на те две группы, о которых я говорил ранее. По ходу рисования я могу добавлять и менять цвета в соответствии с новыми результатами и миксами, которые у меня получаются, но я всегда стараюсь придерживаться изначально отобранных цветов.

Примечание: палитру я создаю на отдельном слое и защищаю блокировкой, чтобы случайно не начать рисовать поверх нее.

НАКЛАДЫВАНИЕ ПЕРВЫЙ ЦВЕТОВ

Думаю, это самый важный этап, потому что, если он пройден хорошо, дальнейшее раскрашивание будет проходить намного легче. На этом этапе я не зуммирую изображение и не забочусь о чистоте мазков кисти. Здесь главное наложить правильный цвет в правильном месте и, если необходимо, подкорректировать палитру.

Я создаю слой под эскизом и закрашиваю каждый элемент рисунка соответствующим полутоном. Далее я постепенно добавляю световые пятна и тени. Очень важно никуда не торопиться, потому что здесь легко можно уйти в крайности, т.е. сделать рисунок слишком светлым или слишком темным.

Примечание: периодически я присматриваюсь к рисунку, прищурив глаза, чтобы выявить области, которые нуждаются в коррекции. Прищуривание помогает мне видеть только большие формы, и игнорировать детали.

ОБРАБОТКА КРАЕВ

Когда я доволен первичными цветами, я уменьшаю Непрозрачность (Opacity) слоя с контуром и создаю новый слой поверх него. Я закрашиваю все области, где проглядывали линии контура и растушевываю мазки кисти.

Примечание: я всегда стараюсь менять края фигур – то прорисовываю их, то прячу. Такая техника добавляет рисунку жизни.

ОРГАНИЗОВАННАЯ РАБОТА

В процессе работы я стараюсь организовывать свои слои в простую и удобную систему. Почти половину рисунка я создавал на двух или трех слоях: один – для фона, другой – для персонажа, и один временный слой. Этот слой для «безопасности» - когда я рисую что-то на нем, я могу не волноваться, что нижний слой испортится, а когда результат меня устраивает, я объединяю слои, создаю еще один временный слой и работаю дальше.

Количество слоев увеличивается только к концу рисования. На этом этапе я как раз заканчиваю рисовать глаза, зубы, волосы, текстуры, сияние и темные эффекты. Для каждого элемента я создаю группу слоев. Группы очень помогают при организации и визуализации того, над чем вы работаете.

Я также стараюсь не работать долгое время в одной области. Я стараюсь передвигаться по рисунку и работать по всей поверхности. Так появляется возможность обзора изображения в целом, а впоследствии это помогает обнаруживать зоны, нуждающиеся в доработке.

Примечание: в Photoshop-е версии CS6 можно добавлять цвет на слои и группы непосредственно в меню слоев. Нужно просто кликнуть по слою правой кнопкой мыши и выбрать из списка желаемый цвет.

ФИНАЛЬНЫЕ ШТРИХИ

Прежде чем добавлять финальные штрихи, я перевожу рисунок «во весь экран» и отхожу от монитора метра на два, чтобы присмотреться еще раз, где и что нужно подкорректировать. В фокусной точке я располагаю самые важные детали и самый высокий контраст между цветами, в данном случае, это глаза.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Добавляю больше сияния/свечения, рисую ресницы, мелкие волоски тут и там, выделяю некоторые темные участки теней, морщинки и, наконец, текстурирую кожу. Чтобы добавить текстуру, я беру фотографии кожи высокого разрешения, убираю насыщенность, корректирую режим наложения и применяю этот слой там, где необходимо. Уменьшаю Непрозрачность (Opacity), стираю четкие границы, корректирую слой с помощью Уровней (Levels), чтобы подогнать его по светлоте к самому рисунку, чтобы текстура не смотрелась как отделенная маска.

В конце, я обыгрываю фон и контрастность изображения, и еще раз пристально всматриваюсь в рисунок, чтобы не пропустить области, по-прежнему нуждающиеся в доработке.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Примечание: качественно сфотографированная текстура должна иметь сбалансированную яркость/светлоту, без лишнего сияния или глубоких теней. При фотографировании используйте отражатели, или снимайте в облачную погоду.




Top