Умер писатель и музыкант Леонард Коэн: Биография. Леонард Коэн — видеоклипы, биография

Фигура Леонарда Коэна в мире современной музыки стояла совершенно отдельно. У него было много подражателей и еще больше тех, на кого его творчество оказало влияние, но его песни не поддаются какому-либо однозначному жанровому определению. И даже биография Коэна нетипична для популярного музыканта.

Написание песен для Коэна - всегда было тяжёлым процессом. Сам он писал об этом так: «Обычно я переписываю песни подолгу, иногда на это уходит много лет. Я продолжаю стараться раскрыть то, что пытаюсь сказать. Я знаю, что если остановлюсь слишком скоро, то дело закончится лозунгами».

(англ. Leonard Norman Cohen; 21 сентября 1934, Монреаль, Канада - 7 ноября 2016, Лос-Анджелес, США) - канадский поэт, писатель, певец и автор песен. Первый грампластинку (Songs of Leonard Cohen) Леонард выпустил в конце 1967, когда ему было 33 года. В это время Коэн уже имел достаточно высокую репутацию поэта и писателя. Первые альбомы Коэна были написаны в жанре фолк. В те времена его называли бардом или трубадуром. С 70-х работал в стилях поп-музыки, музыки кабаре и блюз. С 80-х годов экспериментирует с синтезаторной музыкой, начинает использовать женский бэк-вокал. В это время меняет привычную манеру пения, начинает петь глубоким низким голосом, так, как может петь только он. Его песни зачастую проникнуты настроеними меланхолии и грусти. Часто он применяет художественную декламацию (spoken word). Записывающая компания Columbia Records, с которой он сотрудничал всю жизнь, не сразу приняла новые увлечения певца, долгое время отказываясь выпустить его альбом «Various Positions».

В начале 90-х Леонард переживает депрессию и увлечение наркотиками и алкоголем, из-за чего в эти годы он выпускает всего один альбом - «The Future». Тем не менее этот альбом стал одной из самых успешных работ Леонарда. В 1995 Коэн высказал оригинальную идею о предстоящем референдуме об отделении Квебека от Канады. В 1994 он уходит в монастырь недалеко от Лос Анжелеса, становится дзен-буддистским монахом, принимает имя Jikhan, означающее «молчание». В монастыре он проводит 4 года. В зале медитаций монастыря пишет тексты для двух альбомов «Ten New Songs» и «Dear Heather», которые выходят в первой половине первого десятилетия 2000-х гг. после завершения его затворничества в монастыре в 1999. С 2008 года отправился в многолетний гастрольный тур . 7 октября 2010 года состоялся единственный концерт Леонарда Коэна в России, с огромным успехом прошедший в Кремле. Перед началом концерта у Кутафьей башни была давка, а в Александровском саду очередь на вход растянулась на две сотни метров.

Леонард Коэн умер 7 ноября 2016 года в возрасте 82 лет в своём доме в Лос-Анджелесе. О смерти было объявлено 10 ноября 2016 года; в этот же день он был похоронен на еврейском кладбище Шаар Хашомайим (Уэстмаунт, Монреаль, Канада).

Литературное творчество Леонардо Коэна, включающее два романа и сборники стихов и прозы, насчитывает в общей сложности 12 книг. В нашей стране вышло в переводе семь его книг. составляют 12 студийных альбомов, 6 концертных альбомов, 5 сборников, 41 сингл и 7 видеоклипов.

Песни и поэзия Коэна оказали большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов. Леонард Коэн введён в «Канадский музыкальный зал славы»; с 19 апреля 1991 г. является Офицером Ордена Канады, а с 10 октября 2002 года Компаньоном Ордена Канады, что является высшей наградой для гражданина Канады. В 2008 году Леонард Коэн был включен в Зал славы рок-н-ролла, а в 2011 году получил премию Гленна Гульда за "исключительный вклад в искусство".

Смайликами ☺ на страничках сайта помечены песни с моими переводами текстов.

Видеоролики и видеоклипы лучших песен Леонарда Коэна в хронологическом порядке

1960-е

«Suzanne» («Сюзанна»)

Самая первая песня Коэна. Вначале это была поэма. Поэма «Сюзанна» была опубликована в 1966 г. В этом же году Коэн напел по телефону мелодию американской фолк- и поп-певице Джуди Коллинз, которая записала песню «Сюзанна». В интерпретации Джуди Коллинз песня стала в настоящим хитом, и в 1967 году окрыленный успехом песни Коэн, включил ее уже в своем исполнении первым номером в свой дебютный студийный альбом «Songs of Leonard Cohen».

На написание поэмы Коэна вдохновили платонические отношения с танцовщицей Сюзанной Вердаль летом 1965 года. Сюзанна тогда была замужем за скульптором Армандом Вальянкура - другом Коэна. В песне рассказывается, как Коэн приезжал в Монреаль, как Сюзанна угощала поэта «чаем с апельсинами из Китая» - так Коэн называл чай марки «Constant Comment», в который добавляется измельченная апельсиновая кожура. Рассказывается также о том, как они гуляли с Сюзанной по старому Монреалю, доходили до гавани, до собора Норт-Дам де Бон Секур - одного из старейших соборов Монреаля. Собор издревле посещали моряки перед тем, как уйти в море. Сам Леонард Коэн называет песню не иначе как репортажем. Коэну хотелось написать песню о Монреале и женского имени у песни по-началу не планировалось. Романтических отношений у Сюзанны и Коэна не получилось, да и не могло получиться: Сюзанна была очень красивой женщиной, но с мужем они были «неуязвимой парой».

Песня записана множеством исполнителей, а в 2006 году в интернет-издании Pitchfork Media песня внесена в список «Топ-песен 1960-х годов» под номером #41.

Текст и перевод песни в окне просмотра видеоролика. Автор перевода Максим Немцов.

Смотреть

«Bird On The Wire» («Птичка на проводе»)

Песня «Bird On The Wire» из второго студийного альбома «Songs from a Room» («Песни из комнаты»), изданного в 1969 году. Песня, о невозможности свободы в мире, изобилующем ограничениями. Толчком к написанию песни «Птичка на проводе» послужила жизнь Коэна на патриархальном греческий острове Идра (Hydra) в 1960-е . Тогда остров получил известность как курорт для аристократов, миллионеров, поп-музыкантов, писателей и художников. В 1960 году еще неизвестный 26-летний канадский поэт Леонард Коэн купил на Идре трехэтажный дом за простые 1 500 долларов. Тогда там еще не было ни телефонных проводов, ни электричества, однако вскоре Коэн стал свидетелем возведения телефонных столбов в этом идиллическом месте. Коэн любил жизнь на этом острове. Его музой в те времена была норвежская красавица Marianne Ihlen (песня «So Long Marianne»). Там Коэн встретил свою подругу - Сюзанну Эрлод, которая стала матерью его детей - Лорки и Адама Коэн.

Песню «Bird On The Wire» исполняли многие певцы, в том числе Дженнифер Уорнс, The Neville Brothers, Вилли Нельсон, The Lilac Time и Джонни Кэш.

На предлагаемом видеоролике живое исполнение песни «Like a bird on wire» в здании Клайд аудиториум, Глазго, Шотландия. Текст и перевод песни в окне просмотра видеоролика. Автор лирического перевода Андрей Габдулин. Название песни им переведено как «Как на птенец над волной».

«Who by Fire» («Кто в огне?»)

Еще одна песня из альбома «New Skin for the Old Ceremony». Текст песни является пересказом и развитием еврейской молитвы Unetanneh Tokef , являющейся частью литургии праздника Йом-Киппур.

Под влиянием песни писатель Виктор Пелевин написал рассказ «Who by Fire» - об одном из преступных олигархов.

В субтитрах видеоролика переводы песни. Субтитры включаются нажатием на кнопку внизу экрана видеоролика. Автор перевода Андрей Габдулин. Текст переводы песни также в окне просмотра.

Смотреть

1980-е

«Hallelujah» («Аллилуйя»)

Композиция из альбома 1984 года «Various Positions» («Различные положения»). Пожалуй, самая известная и самая перепеваемая песня Коэна.

В одном из интервью Коэн рассказал следующую историю: «Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже. В то время он исполнял песню "Hallelujah" на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: "Два года, почти целиком". Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне "I And I" и я спросил: «Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?» Он сказал: "Практически 15 минут". Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на "Hallelujah" ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять».

За время сочинения песни «Hallelujah» Коэн создал около 80 вариантов текста. Даже после написания оригинальной версии песни, Коэн совершенствовал текст, только последний куплет всегда оставался неизменным. На песню другими исполнителями было записано около 200 кавер-версий, в том числе на других языках. При исполнении певцы обычно смешивали разные версии текста, а иногда заменяли его собственными вариантами. Коэн рассказывал, что он до сих пор не устал от каверов «Hallelujah» и очень рад, что песня поётся.

Первый ролик - запись с концерта в 2009.

Второй ролик - песня на русском языке в исполнении Александра Самошкина. Перевод Дмитрия Терентьева.

Третий ролик - песня на русском языке. Ежегодная национальная премия Муз-ТВ 2012, Финальная Песня. Русский текст в субтитрах.

Тексты и переводы песни открываются также в окнах просмотра видео.

Смотреть

Смотреть

Смотреть

«Dance Me to the End of Love» («Танец до конца любви»)

Песня «Dance Me to the End of Love» из альбома 1984 года «Various Positions» («Различные положения»). В 1995 году Коэн писал об этой песне: «Я бы поставил ее во главу списка собственных любимых песен. У этой песни - десятки и десятки куплетов, которые я писал на протяжении многих лет». По поводу того, как была написана эта песня, Коэн писал, что он начал эту песню, когда узнал, что в некоторых фашистских концлагерях людей вели в газовую камеру под классическую музыку. Играл струнный квартет, который формировали тоже из узников, которым этот ужас еще предстоял. Отсюда первая строчка песни: «Dance me to your beauty with a burning violin», или «Скрипкою пылающей к себе меня веди». Процесс написания песни у Коэна всегда был таинственен сам по себе. В процессе работы над песней все изменилось, у поэта вышла любовная или свадебная песня. Или даже молитва. песня, первоначально рожденная из дыхания смерти, становится гимном жизни и любви. Так и должно быть. У любви нет конца, и жизнь побеждает смерть.

По поводу глубины корней фашизма и другого мирового зла можно вспомнить, что сходные события происходили даже в библейские времена: «У рек Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая Сион. На ивах, посреди него, повесили мы наши арфы. Ибо там пленившие нас требовали от нас песнопений, а издевавшиеся над нами – веселья: "Спойте нам из песен Сиона!" Как нам петь песнь Бога на земле чужой?...» (псалом 137).

Представляемый видеоклип - чёрно-белое видео, снятое в 1985 году подругой Коэна, незаслуженно малоизвестным французским фотографом Доминик Иссерман . Перед Доминик позировали Летиция Каста, Карла Бруни, Ванесса Паради, Надя Ауэрманн, Ник Кейв, Леонард Коэн. Именно Иссерман снимала его первые музыкальные видео на песни «Dance Me to the End of Love» и «First We Take Manhattan».

Текст и три перевода песни в окне просмотра видеоролика. Авторы переводов Максим Немцов, Евгений Шпунт и Андрей Габдулин.

Смотреть

«I"m your Man» («Я твой мужчина»)

Композиция с альбома «I’m Your Man» («Я твой мужчина»), вышедшего в 1988 году. С выходом альбома окончательно утверждается фирменный стиль Коэна, его знаменитый голос звучит низким вкрадчивым тембром.

В 2005 году вышел музыкальный документальный фильм-шоу «I’m Your Man» австралийской актрисы и фильммейкера Лианы Лунсон. В фильме рассказывается о жизни и карьере Леонарда Коэна, записано множество клипов его песен как в авторском исполнении, так и в исполнении кинозвезд.

Текст и переводы песни «Я твой мужчина» в окне просмотра видеоролика. Автор переводов: Нина Орлова и Римидавл Нигроса.

«Ain"t No Cure for Love» («От любви нет лекарств»)

«Ain"t No Cure for Love» - песня с альбома «I’m Your Man» (1988). Песня звучит в финальных титрах фильма режиссера Роджера Янга «Kiss the Sky» (Поцелуй небеса).

Видеоряд предлагаемого ролика набран из фотографий певца. Текст и перевод песни в окне просмотра видео. Автор перевода - Андрей Габдулин.

Смотреть

1990-е

«The Future» («Будущее»)

«The Future» - заглавная песня альбома «The Future» (1992). Одна из самых темных и загадочных песен Коэна. По его словам она переписывалась десятки раз. Неоднозначное описание пророческого видения будущего и призыв к миру без насилия и разделения. Возможно это описание апокалипсиса.

На ролике художественно оформленное аудио. В окне просмотра видео текст и перевод Виктора Постникова.

Смотреть

С 1980-х годов Коэн поёт низким голосом под сопровождение музыки с синтезаторами и женским бэк-вокалом. Его песни часто эмоционально тяжёлые и со сложными текстами. Среди тем, о которых поёт Коэн: религия , одиночество , сексуальность, сложные отношения между людьми.

Песни и поэзия Коэна оказали большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов. Леонард Коэн введён в «Канадский музыкальный зал славы »; с 19 апреля 1991 года является Офицером Ордена Канады , а с 10 октября 2002 года - Компаньоном Ордена Канады , что является высшей наградой для гражданина Канады. На его песни существует множество кавер-версий .

Биография

Юность

В начале 1960-х годов Коэн вёл практически затворническую жизнь. Переехав на греческий остров Идра , он опубликовал романы The Favourite Game («Любимая игра») и Beautiful Losers («Прекрасные неудачники»). Первый из них представляет собой автобиографический роман воспитания о молодом человеке, который постигает свою личность через написание книг.

Музыка

1960-1970-е

В 1977 году Коэн выпустил альбом Death of a Ladies" Man («Смерть дамского угодника»), а год спустя сборник поэзии с очень похожим названием Death of a Lady’s Man . Альбом был записан при участии продюсера Фила Спектора , изобретателя технологии т. н. «звуковой стены ». Этот подход очень сильно отличался от техники Коэна, предпочитавшего минимальное инструментальное сопровождение, поэтому запись альбома проходила нелегко. Говорят, что Спектор переписывал альбом на секретных студийных сессиях, а сам Коэн утверждает, что однажды Спектор угрожал ему арбалетом.

В 1979 году был записан альбом с незатейливым названием Recent Songs («Недавние песни»), выдержанный в более традиционном стиле. В его записи участвовала джаз -фьюжн группа, использовались некоторые восточные инструменты, как, например, уд , мандолина и цыганская скрипка .

После «Recent Songs» (1979) Коэн замолчал на целых пять лет, и появился снова с фильмом «Отель» в качестве режиссёра, автора сценария и музыки (фильм получил Золотую розу Международного телефестиваля в Монтре), «Книгой милосердия» и альбомом «Various Positions» (1985), песни с которого «Hallelujah », «The Law», «If It Be Your Will» звучат так, словно это современные псалмы. Никогда ещё религиозные мотивы в его творчестве не были так отчетливы и прямолинейны.

1980-е

В 1984 году мир услышал один из крупнейших коэновских хитов - песню Hallelujah («Аллилуйя») с альбома Various Positions («Разнообразные позиции»). Звукозаписывающая студия Columbia Records отказалась распространять альбом в США, где популярность Коэна в последние годы была не слишком высокой. Вообще, с течением времени музыка Коэна стала пользоваться большим спросом в Европе и Канаде. Однажды он иронически заметил, что потрясён той скромностью, с которой американские компании рекламировали его записи. В 1986 году Коэн сыграл в одном из эпизодов телесериала «Полиция Майами ».

В 1988 году, с выходом альбома I’m Your Man («Я твой мужчина»), стиль Коэна радикально изменился. На первый план вышли синтезаторы, а лирика сменилась сарказмом, горечью и критикой окружающей действительности. Этот альбом стал самым успешным со времён Songs of Leonard Cohen , а три песни оттуда - титульная, First We Take Manhattan («Вначале мы захватим Манхэттен») и Everybody Knows («Об этом знают все») - вошли в число его наиболее популярных композиций.

В Everybody Knows , написанной совместно с Шэрон Робинсон , Коэн поёт о социальном неравенстве, царящих в мире лицемерии, лжи и предательстве:

Все знают, что война окончена,
Все знают, что наши проиграли,
Все знают, что битва была предрешена,
Бедные остались бедными, богатые стали ещё богаче.
Вот как это происходит.
Все знают.

Все знают, что лодка дала течь,
Все знают, что капитан солгал,
У всех есть это странное чувство,
Будто их отец или собака умерли.

Все знают, что вы в беде,
Все знают, через что вы прошли,
От кровавого креста на вершине Голгофы
До пляжей Малибу…

и делает мрачные прогнозы на будущее (мотив, который получит своё развитие в песне The Future ):

Все знают, что грядёт чума,
Все знают, что она движется быстро,
Все знают, что обнажённые мужчина и женщина,
Всего лишь сияющий артефакт прошлого,
Все знают, что всё мертво,
Но на твоей кровати будет установлен счётчик,
Который раскроет то,
Что все знают и без него.

1990-е

После того как песня Everybody Knows прозвучала в фильме «Врубай на полную катушку », Коэном заинтересовались широкие массы. Большим спросом пользовался альбом The Future («Будущее»), три песни с которого - Waiting for the Miracle («В ожидании чуда»), Anthem («Псалом») и титульная - вошли в скандально известный фильм Оливера Стоуна «Прирождённые убийцы ».

В заглавной песне Коэн, возможно, находясь под впечатлением от Лос-Анджелесского бунта 1992 года, предсказывает политический и социальный коллапс в духе библейских пророчеств: «Я видел будущее, брат мой, там - убийство. Всё расползётся по всем направлениям, ничто нельзя будет измерить. Вселенский смерч уже пересёк черту и разметал людские души». В песне Democracy («Демократия») Коэн говорит о своей любви к Америке, но критикует американцев за отсутствие интереса к политике и зависимость от телевидения: «Я не левый и не правый, сегодня вечером я просто останусь дома и затеряюсь в этом безнадёжном маленьком экранчике». «Democracy» использовалась в предвыборной кампании демократической партии США, и звучала на инаугурации Билла Клинтона.

Меня не интересует политическое отделение, гораздо лучше – географическое. Полагаю, всем жителям следует одновременно резко наклониться вбок и фактически оторвать Квебек от Канады и сдвинуть его на юг, к побережью Флориды . Это улучшило бы климат.

Пять лет, с 1994 по 1999 год, Коэн провёл в уединении в дзэн-буддийском центре Mount Baldy возле Лос-Анджелеса . Там он принял имя Jikhan , означающее «молчание», и стал дзэнским монахом .

2000-е

Коэн вернулся в музыку только в 2001 году с альбомом Ten New Songs («Десять новых песен»), написанный в соавторстве с Шэрон Робинсон. Это, возможно, его самый меланхоличный и спокойный альбом. Dear Heather - альбом 2004 года - стал результатом сотрудничества с джазовой певицей и музыкантом Анджани Томас, Шерон Робинсон также участвовала в написании нескольких мелодий. В этом альбоме, настолько же светлом, насколько тёмным был предыдущий, отразилось изменение настроения Коэна: в своих интервью он признался, что дзэн-буддизм унял депрессию, мучавшую его на протяжении многих лет. Dear Heather - наиболее экспериментальный и шутливый альбом Коэна, разочаровавший многих его поклонников. Сам Коэн заявил, что этот альбом был чем-то вроде черновика, за которым должен был последовать более формальный вариант. Однако этого не произошло из-за юридических разборок с бывшим менеджером Коэна Келли Линч, которая, по словам музыканта, незаконно присвоила свыше 5 миллионов долларов из его пенсионного фонда .

Blue Alert («Синяя тревога») - альбом песен, написанных Коэном и Томас, в исполнении последней вышел в 2006 году. По словам одного из обозревателей, при его прослушивании возникает ощущение, будто «произошла реинкарнация Коэна в женское тело. Хотя он не спел ни одной ноты, его голос обволакивает альбом, как дым». В том же году Коэн впервые после долгого перерыва появился на публике на мероприятии в книжном магазине в Торонто . Он спел две свои ранние песни So Long, Marianne («Пока, Марианна») и Hey, That’s No Way To Say Goodbye («Эй, так не прощаются») в сопровождении рок-группы Barenaked Ladies и Рона Сексмита.

В 2008 году Коэн объявил о начале давно ожидаемого концертного тура, первого за последние 15 лет. Он стартовал во Фредериктоне , продолжился в различных городах Европы и Канады, включая выступления на фестивале The Big Chill и джазовом фестивале в Монреале, и получил восторженные отзывы критиков. Подлинную овацию вызвало исполнение песни Hallelujah на Глэстенберийском фестивале во время заката. 7 октября 2010 года состоялся первый и пока единственный концерт Леонарда Коэна в России, с огромным успехом прошедший в Кремле . Перед началом концерта у Кутафьей башни была давка, а в Александровском саду очередь на вход растянулась на две сотни метров.

Вскоре Коэн был внесён в американский Зал славы рок-н-ролла в знак вхождения его «в высший эшелон наиболее влиятельных музыкантов эпохи».

Процесс творчества

Коэн часто говорит о том, что написание песен для него - тяжёлый процесс. Одна лишь песня The Future , по его словам, переписывалась десятки раз. В одном из интервью Коэн рассказал следующую историю:

Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже . В то время он исполнял песню Hallelujah на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: «Два года, почти целиком». Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне I And I и я спросил: «Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?» Он сказал: «Практически 15 минут». Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на Hallelujah ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять.

  • Песня Коэна «Партизан» положена на музыку, написанную певицей русского происхождения Анной Марли (Смирнова) в Лондоне в 1942 году , во время Второй мировой войны .
  • Одна из наиболее часто перепеваемых песен Коэна - Hallelujah («Аллилуйя » ). Её исполняли, среди прочих, американский музыкант Джефф Бакли , шведская прогрессив-метал -группа Pain of Salvation , американская рок-группа Bon Jovi , Боно , Джон Кейл и французская певица Ванесса Паради . Песня звучит в фильмах «Оружейный барон », «Шрек », «Хранители », «Босиком по мостовой » (в последнем - в исполнении Ри Гарви), «Воспитатели» и сериалах «Мыслить как преступник », «Клиника », «Скорая помощь » и «Доктор Хаус ». Также эта песня прозвучала на открытии Олимпиады-2010 в Ванкувере в исполнении K.D. Lang .
  • Леонард Коэн упоминается в песне «Pennyroyal Tea » группы Nirvana .
  • 7 октября 2010 года Леонард Коэн впервые выступил в России, в Государственном Кремлёвском Дворце .
  • В честь одной из песен Коэна названа британская группа The Sisters of Mercy .
  • Композиция «Nevermind» за авторством Леонарда Коэна звучит во вступительной заставке ко второму сезону сериала «Настоящий детектив ».
  • Сын Адам Коэн (англ.) русск. , как и отец, - певец и автор песен.
  • Виктор Пелевин в своих книгах часто использует строчки из песен Леонарда.

Музыкальные альбомы

Книги

  • Let Us Compare Mythologies (стихи) 1956
  • The Spice-Box of Earth (стихи) 1961
  • Любимая игра (роман) 1963
  • Цветы для Гитлера (стихи) 1964
  • Прекрасные неудачники (роман) 1966
  • Parasites of Heaven (стихи) 1966
  • Selected Poems 1956-1968 (стихи) 1968
  • The Energy of Slaves (стихи) 1972
  • Death of a Lady’s Man (стихи и проза) 1978
  • Книга Милосердия (стихи, проза/псалмы) 1984
  • Музыка незнакомца (стихи и песни) 1993
  • Book of Longing (стихи, проза, рисунки) 2006

Публикации на русском языке

  • Прекрасные неудачники. М.: Аналитика-пресс, 2001. Пер. А. Грызуновой.
  • Любимая игра. М.: Аналитика-Пресс, 2002. Пер. А. Грызуновой.
  • Цветы для Гитлера. М.: ЭКСМО, 2004. Пер. А. Грызуновой, М. Немцова , С. Львовского
  • Блистательные неудачники. М.: Рипол Классик, 2005. Пер. М. Гурвица
  • Избранные стихотворения. Томск: PaRt.com, 2006. Пер. и сост. А. Олеара
  • Стихи //Иностранная литература, 2006, № 11. Пер. А. Нестерова
  • Грех. Блистательные неудачники. М.: Рипол Классик, 2008. Пер. М. Гурвица

Напишите отзыв о статье "Коэн, Леонард"

Примечания

Ссылки