Утраченная фреска леонардо да винчи. Леонардо да винчи спрятался от сенсации

картина Леонардо да Винчи - Битва при Ангиари

история создания

«Битва при Ангияри» (итал. Battaglia di Anghiari, также иногда переводится, как «Битва при Ангьяре») - утраченная фреска Леонардо да Винчи. Художник работал над ней в 1503 - 1506 годах. Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Сохранились копии с картона для этой фрески. Один из лучших рисунков - авторства Рубенса - находится в собрании Лувра.

Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфалоньером Содерини в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи.

Одновременно с Леонардо противоположную стену зала Содерини поручил расписать Микеланджело.

Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом.

По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. По размерам (6,6 на 17,4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Сеньории. Для работы над картоном, происходившей в Папском зале при церкви Санта-Мария-Новелла, Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и раскладывались, поднимая и опуская художника на требуемую высоту. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы - сражение группы всадников за знамя.

По словам Вазари подготовительный рисунок был признан вещью:

выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…

Леонардо продолжал начатые при создании «Тайной вечери» эксперименты с составами краски и грунтом. Существуют различные предположения о причинах разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы. По словам Вазари Леонардо писал по стене масляными красками, и роспись стала отсыревать уже в процессе работы. Анонимный биограф да Винчи говорит, что тот использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми красками в технике энкаустики), но неверно истолковал его. Тот же аноним утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками. Паоло Джовио рассказывает, что штукатурка не принимала состав на основе орехового масла. Из-за технических трудностей работа над самой фреской продвигалась медленно. Возникли проблемы материального характера: Совет требовал либо предоставить готовую работу либо вернуть выплаченные деньги. Работу да Винчи прервало его приглашение в 1506 году в Милан французским наместником Шарлем д’Амбуазом. Фреска осталась незавершённой.

В 1555 - 1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с помощниками. В результате произведение Леонардо было утрачено - его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано».

Создан 07 окт 2010

В Италии ученые раскрыли тайну, которая почти 500 лет была спрятана на самом видном месте. Фреска Леонардо да Винчи считалась уничтоженной, но все эти столетия находилась в центре Флоренции, в одном из самых известных дворцов.

Для искусствоведов результаты исследования группы ученых во главе с экспертом Маурицио Серачини стали настоящей сенсацией. До сих пор считалось, что фреска Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари" была утрачена безвозвратно.

Она была создана в самом начале XVI века и украшала стену одного из самых известных зданий Флоренции - Палаццо Веккио всего около 60 лет. Согласно историческим документам, в 1563 году при реконструкции дворца ее похоронила под собой фреска другого мастера - Джорджо Вазари - "Битва при Марчиано".

Маурицио Серачини, посвятивший себя изучению творчества великого соотечественника, был чуть ли не единственным, кто не верил в печальную судьбу творения Леонардо. Ученый предположил, что Джорджо Вазари, восхищавшийся в своих дневниках фреской да Винчи, не мог уничтожить ее собственной рукой. Чтобы сохранить оригинал, он предварительно закрыл его своего рода фальш-стенкой, на которую уже и легла его собственная батальная сцена.

Недавние акустические исследования подтвердили, что между фреской Вазари и основной стеной имеется зазор не больше 3 миллиметров. Эксперты во главе с Маурицио Серачини с помощью специального зонда проникли в обнаруженную полость и взяли образцы материалов. Результаты экспертизы подтвердили самые смелые надежды.

"В пробах мы обнаружили химические вещества, в том числе черный пигмент, которые использовались только в работах Леонардо да Винчи. И это не может быть простым совпадением", - говорит искусствовед Маурицио Серачини.

Любопытно еще одно обстоятельство, на которое в своих исследованиях обратили внимание эксперты. На фреске Вазари можно прочитать едва различимую фразу, в переводе: "Ищите и обрящете", или на современный лад "Кто ищет, тот всегда найдет. Не исключено, что таким образом художник хотел намекнуть потомкам на то, что скрывается под его работой.

В ближайшее время ученые и искусствоведы должны решить, что делать со вновь обретенным шедевром гениального да Винчи.

"Мы планируем сначала аккуратно снять части фрески Битва при Марчиано Вазари, те что уже неоднократно реставрировались. Это позволит нам проверить состояние фрески Леонардо "Битва при Ангиари". В том, что это именно она, мы теперь уверены", - говорит мэр Флоренции Маттео Ренци.

Кстати, стену напротив той, где изначально была фреска да Винчи, должен был расписывать другой гений Возрождения - Микеланджело. Однако он так никогда и не реализовал свой замысел.

В настоящую детективную история превратились поиски шедевра Леонардо да Винчи. Фреска Леонардо Битва при Ангиари утеряна навсегда, унеся с собой 500 лет истории? Или есть надежда, что она сохранилась, и будет открыта?

Апрель 1503 года , Флоренция. Из города изгнана семья Медичи, и Флоренция стала Республикой. Необходимо было укреплять эту молодую Республику, нужны были новые символы, и глава Флоренции Пьер Содерини приглашает двух выдающихся художников воспеть Республику. Микельанжело 28 лет, 51 год. На стенах Большого Салона Пятисот, главного Зала комунального Совета во Дворце Флоренции Палаццо Веккио два гения выбирают сюжеты, прославляющие победные битвы войск флорентийской республики – Битвы при Ангиари и при Кашине.

Две огромные стены напротив друг друга, два гения, подающий надежды и зрелый, два разных характера: настороженный и ершистый, элегантный и загадочный. Один художник отличается неутомимым трудолюбием и обязательностью, другой – непостоянством и ветренностью. Этот грандиозный заказ должен был быть великим соревнованием двух гениев, но не получилось… не было ни выигравшего, ни проигравшего. Микельанжело приготовил эскиз Битвы при Кашине , и был отозван в Рим Папой Римским. Леонардо задумал огромное поле Битвы при Ангиари , полное всадников, борющихся за Знамя, но оставляет работу и возвращается в Милан в мае 1506 года.

Вот, что Леонардо написал о начале работы в своих заметках: «Сегодня 6 июня 1505 в пятницу в 13 часов начал расписывать во дворце. Как только коснулся кистью, погода испортилась, разорвался картон, треснула чаша, и пролилась вода, потемнело как ночью, и до вечера шёл ливень великой водой». Вот это «удачное» начало, предзнаменования несчастливой судьбы работы великого художника?

Тавола Дория, Токио, набросок к Битве при Ангиари стоимостью 80 млн.евро

Что же произошло между июнем 1505 года, когда Леонардо начал работу над фреской и маем 1506 года, когда он уехал из Флоренции? Где его Битва при Ангиари , которую скульптор Бенвенуто Челлини признал «мировой школой» творчества? Последний конкретный факт этого детектива – существование фрески Леонардо на стене ещё в 1549 году . Флорентийский литератор Антон Францеско Дони написал в 1549 году путеводитель по Флоренции , где указано: «Поднимитесь по лестницам в Большой Зал и обратите внимание на группу лошадей и всадников, которая покажется вам чудом ». Дальше уже кончаются факты, касающиеся фрески Леонардо Битва при Ангиари и начинаются домыслы.

На несколько десятилетий с начала шестнадцатого века стены Большого Зала оставлены без изменений. Между делом, радикально изменилась политическая ситуация во Флоренции. Потерпела поражение Флорентийская Республика, и вернулась к власти династия Медичи, Козимо I. Мысли его, естественно, обращены к Большому Салону, необходимо превратить его из места прославления Республики в главный зал, подчёркивающий власть и могущество Медичи. 1555 год — , живописец, архитектор и историк, получает заказ от правителя Флоренции Козимо I Медичи .

Заказ грандиозный, не только на украшение, но и на реконструкцию Большого Зала Совета Пятисот. Потолок поднимают на семь метров по проекту Вазари, и зал приобретает современные размеры – длина 54 метра, ширина – 23 метра, высота – 18 метров. На стенах Салона Вазари решает проблему, что делать с существующей фреской Леонардо – уничтожить или сохранить? Не в первый раз такая дилемма возникла перед Вазари, он уже сталкивался с работами Джотто и Мазаччо , и выбрал Сохранить . Неужели с работой Леонардо, которым он восхищался, он мог поступить по-другому и уничтожить её?

Работа гения, без сомнения, восхищает Вазари, вот что написал он в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев про Битву при Ангиари . «…нарисовал группу всадников, сражающихся за знамя, вещь, которая была признана выдающейся и выполненной с большим мастерством… в этом изображении люди прявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногамии сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя; при этом один из солдат, вцепившись в него руками и всем туловищем на него налегая, пускает свою лошадь вскачь и, обернувшись … хватается за древко знамени, стараясь силой вырвать его из рук остальных четырёх.

Двое из них защищают его каждый одной рукой и, высоко замахнувшись другой, держащей меч, пытаются перерубить древко, между тем как старый солдат в красной шапке с воплем держит одной рукой древко, а другой – с высоко поднятой кривой саблей готовит бешеный удар, чтобы сразу отрубить обе руки тех двух, которые, скрежеща зубами, со свирепейшим видом пытаются отстоять своё знамя.» Не привожу вам все описания Вазари, примите во внимание, что глава о Леонардо в его книге занимает 9 страниц, из них 1 страница целиком посвящена только описанию Битвы при Ангиари . Вазари нам недвусмысленно даёт понять, что он видел эту фреску и досконально изучил вблизи, здесь и скрежет зубов, и старый солдат в красной шапке, и свирепость, и кровожадность, и «не выразить словами, как у Леонардо нарисованы одежды солдат».

Не случайно в первой работе Вазари для Старого Дворца Поражение Пизы при Сан Винченцо многочисленны совпадения поз, персонажей, мечей, знамён и лошадей. Для сравнения до нас дошли копии с Битвы при Ангиари (их авторами были , потом неизвестный художник, по работе которого сделана гравюра Лоренцо Заччиа, а потом Рубенс), но они могли быть сделаны не с фрески, а с картона - эскиза Леонардо в натуральную величину. Козимо Медичи также восхищался работой Леонардо, вплоть до того, что в 1513 году он платит за установку деревянных структур вдоль стены для защиты фрески от испанских солдат. Мотив для уничтожения работы Леонардо, во-первых, политический, невозможно оставить свидетельства победы Республики над Синьорией Медичи в главном представительском Зале, во-вторых, состояние фрески. Вазари отметил, что «задумав писать маслом по стене, он (Леонардо) для подготовки стены составил такую грубую смесь, что она по мере того, как он продолжал роспись этого зала, стала стекать, и он бросил работу, видя как она портится».

37 лет итальянский инженер Маурицио Серачини ищет фреску Леонардо Битва при Ангиари . Говорят, что именно этот ученый-энтузиаст послужил Дэну Брауну прототипом одного из действующих лиц книги Код да Винчи . Много за эти годы было противников, но немало и сторонников поиска, например, профессор Карло Педретти , главный мировой эксперт по работам Леонардо Да Винчи. Они оба уверены, что Вазари сохранил шедевр, и до сих пор он находится в Зале Большого Совета. Основания для оптимизма есть.

Подсказка Вазари на флаге «Ищущий обрящет»

Вазари вполне мог сохранить работу Леонардо, и он оставил нам ребус на своей работе Битва при Марчиано на восточной стене Большого Салона. Только на одном из многочисленных изображений знамён есть надпись, причём загадочная — «Тот, кто ищет, тот найдёт». Трудно связать её с битвой или с прославлением Республики. Надпись «неправильная», она не следует волнистому контуру флага. Ошибка для Вазари непростительная, как будто он хотел привлечь внимание к этому зелёному флагу в самом верху Битвы, где её не смог бы разглядеть снизу ни один зритель. Аназиз зелёной краски знамени и белой краски надписи провели в 1975 году. Пришли к выводу, что обе краски одинакового возраста, надпись на знамени не более поздняя пририсовка, а тоже сделана автором Вазари. Ещё одно необыкновенное открытие при исследовании стен зала радаром и телекамерой с инфракрасным излучением — под этим флагом с надписью есть пустое пространство , т.е существует двойная стена. Следующий этап исследований, после многочисленных согласований, прошёл с 27 ноября по 2 декабря 2011 года по ночам , чтобы не прерывать нормальную работу Музея Старого Дворца Флоренции. Невозможно было подобраться сбоку к изучаемому пространству под работой Вазари, т.к. она занимает всю стену и заканчивается карнизом, также закрыто пространство сзади многочисленными постройками, комнатами и пр. Кроме того, подбираясь сзади вслепую, можно повредить фреску Леонардо, если она внутри за стеной, возведённой Вазари для своей Битвы при Марчиано . Было решено посверлить микроскопические отверстия в стене, выбирая участки повреждений на фреске Вазари или недавние краски, наложенные реставраторами, чтобы не повредить ей. Потом запустить зонд в отверстие между двумя стенами. Естественно, поверхность, которую предполагалось обследовать была очень обширной, а разрешено было сделать несколько отверстий и анализов. Была возможность промахнуться, и не попасть на фреску Леонардо.

Композицию Битвы при Ангиари Леонардо представляли, а вот с размерами помог рисунок из Музея Оксфорда . Рисунок головы кричащего старика необычно больших размеров с маленькими наколками по контуру, заполненными углём. По предположению историка искусств Мартина Кемпа это не копия, а часть картона , который использовал Леонардо для работы над фреской. До увеличения стены Вазари, размер поверхности для работы Леонардо составлял 20 метров на 10 метров, и по размерам рисунка головы, предположительно определили размеры всей фрески. Учёные знали, что ко временам Вазари от фрески осталась только центральная часть, поэтому искали фрагмент размером 5 на 4 метра на поверхности 12 на 14 метров. Наметили 14 мест для микроскопических отверстий, где могла сохраниться Битва при Ангиари . Конечно, места были выбраны не оптимальные для обнаружения скрытой фрески, а те, где позволяла это сделать плохая сохранность участков фрески Вазари. Первое же отверстие и зонд определяет, что за кирпичной стеной с фреской Вазари Битва при Марчиано циркулирует воздух, то есть есть полость, и внутренняя поверхность ещё одной стены в 3 сантиметрах от стены с фреской Вазари. Энтузиазм исследователей можно себе представить.Но… мы с вами в Италии, и тут же полемика вылилась в нешуточные обвинения противников исследований: просверлено 60 дырок, работа Вазари под угрозой исчезновения. Прокуратура открывает дело, исследования остановлены. Сделано всего 6 микроотверстий, взято 6 анализов с поверхности внутренней стены. Через полтора месяца их разрешили изучить в лаборатории.

Карло Педретти ознакомил с результатами . Как вы понимаете, во времена Леонардо не было промышленного производства красок, как теперь. Поэтому каждый художник использовал свои собственные краски, и их состав красок Леонардо и Вазари отличается. Во-первых , найдены следы карбоната кальция, состава который покрывает весь исследованный участок поверхности внутренней стены, органический материал, применявшийся как грунтовка. Второе важное открытие : присутствие участка красного цвета, пигмента и связывающей субстанции, типичной для настенной живописи. Итак, не фреска, а живопись на стене, именно, то, что хотел сделать Леонардо, и что повлияло на разрушение работы. Следующий важный анализ показал на этой красной поверхности следы краски чёрного цвета, нанесённые кистью. Состав этой чёрной краски вызвал эйфорию исследлвателе, потому что в нём необычное химическое соотношение марганца и железа по сравнению с нормальным, используемым всеми художниками. Публикация Лувра 2010 года , касающаяся исследований двух работ Леонардо – Джоконды и Иоанна Крестителя , показала точно такой же состав чёрной краски на этих работах в отношении маргаца и железа. Кроме того, Джоконду Леонардо пишет во Флоренции в то же самое время, когда работает над Битвой при Ангиари . Доказательства получены: на внутренней стене за стеной с фреской Вазари Битва при Марчиано есть произведение Леонардо. Из исторических документов явно следует, что он писал на этой стене Зала большого Совета во Флоренции. Есть живопись, краски совпадают по составу с двумя работами Леонардо, по документам, именно он писал на этой стене. Надо отдать должное Джорджо Вазари , не победила зависть, не уничтожил фреску Леонардо, а нашёл необычный способ сохранить её для потомков. Другой вопрос, в каком состоянии Битва при Ангиари на внутренней стене? Сможем ли мы её когда-нибудь увидеть? Каким образом открыть её, не разрушив произведение Вазари? Пока ответов на эти вопросы нет.

В середине пятнадцатого века вся Италия была раздроблена на города-государства, княжества и герцогства, которые вели между собой территориальные войны. В июне 1440 года состоялось одно из многих сражений - битва при Ангиари, которая дала временное перемирие Милану и Флоренции. Победу она принесла Итальянской лиге, которую возглавляла Флорентийская республика. Этой победе придавалось большое значение. Спустя семьдесят лет Великому Леонардо было предложено расписать стену Большого совета дворца Синьории. Тему выбирал сам да Винчи. Битва при Ангиари его заинтересовала. Другую стену расписывал Микеланджело, а наблюдал за ходом работ Никколо Макиавелли - молодой, подающий надежды чиновник.

Подготовка к сражению

Это было одно из упорных и кровопролитных сражений за свободу Тосканы. Войска коалиции сосредоточились около небольшого городка Ангиари. В них входило около четырёх тысяч солдат. Силы миланцев более чем вдвое превосходили армию лиги. Их было около девяти тысяч. К тому же к ним присоединилось ещё две тысячи союзников. Миланцы считали, что залогом их победы непременно будет неожиданность нападения. Поэтому планировали начать сражение 29 июня. Но пыль на дороге, поднятая их армией, предупредила руководителя флорентийцев Аттендоло о наступлении. Он стал готовиться к решительному сражению. Впоследствии оно получит название - битва при Ангиари.

Ход битвы

Авангард миланской армии, состоявший из венецианских рыцарей, заблокировал мост через канал. А, именно, водная преграда и служила защитой тосканцам. Но миланцы наступали. И началась ожесточённая битва при Ангиари. Флорентийцы отчаянно защищали свою свободу. Через четыре часа они отрезали треть миланцев от основного войска. Далее сражение продолжалось всю ночь. И закончилось победой Флоренции.

Место размещения фрески

В 1499 году Леонардо в очередной раз покидает Милан и переезжает во Флоренцию. В ней он пробудет с перерывами семь лет: до 1506 года. В эти годы, начиная с 1503-го, он работал над большим заказом флорентийской сеньории - фреской для зала Совета. Рисунок назывался - «Битва при Ангиари». Он должен был изобразить победу, одержанную флорентийцами над миланцами около 70 лет назад. Стена зала Великого Совета была огромная, больше, чем та, на которой да Винчи написал «Тайную вечерю».

«Битва при Ангиари». Леонардо да Винчи

Она осталась только на картоне. Смотря на него, вспоминается «Полтава» Пушкина: «Топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон». Изображённая Леонардо «Битва при Ангиари» представляет клубок из людей и коней. Они переплетены так тесно между собой, что работа стала похожа на эскиз для скульптуры. Лошади, что вздыбились, напоминают тех, которые поражают в ранней работе мастера «Поклонение волхвов». Но там была радость, а здесь - остервенение и ярость. Ненависть воинов, которые бросаются друг на друга, передаётся коням, этим боевым машинам. И они кусают людей и коней противника, брыкаются.

Можно предположить, что идея Леонардо состояла не в изображении массовой батальной сцены, а в том, чтобы зримо воспроизвести пьяных от крови, озверевших, потерявших человеческий вид и ослепших от ярости людей. «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи рассматривается им самим как обвинение в войне. Он слишком хорошо помнил военные кампании Чезаре Борджиа, которые он называл «самым зверским сумасшествием». Это злободневно и важно по сей день, почти пятьсот лет спустя. «Битва при Ангиари» как обвинительный акт войне вполне современна, так как она откликается на вневременные проблемы.

«Битва при Ангиари»: описание

В ней нет декораций, пейзажей. И костюмы воинов фантастичны. Их нельзя ассоциировать с каким-то определённым временем. Пытаясь обобщить апофеоз битвы, чтобы он производил ещё большее впечатление, Леонардо применил интересный композиционный приём - все линии собираются внутрь простой геометрической формы ромба. В вертикальной линии, там, где скрещиваются мечи, проходит один центр композиции. Второй идёт по горизонтальной линии, которая делит картон надвое. Невозможно отвести глаз, да и сам гений убрал всё лишнее от центра, где перед нами открываются во всей их неприглядной наготе хаос, несущий смерть, и ничем не обузданная ярость. Ею искажены лица и тела.

Мимика изображённых людей проработана до деталей. Движения неистовы. Разрублены кони, раздавлены люди... И никому до них нет дела. Изображал ли Леонардо апогей сражения или весь ход битвы ему представлялся таковым, судить уже трудно. Известно, что он много работал с историческими источниками и написал послание синьории, которое не сохранилось. В нём он излагал свои мысли, связанные с будущей фреской. Остался его «Трактат о живописи», в котором Леонардо пишет, что ему хотелось создать масштабное произведение. Оно должно было состоять из ряда эпизодов. Огромное пространство стены позволяло разместить на ней большое количество людей, участвующих в битве. Но замысел не был реализован.

Два гения

Микеланджело писал свой картон «Битва при Кашине» в собственной мастерской. Два гения не стремились соревноваться друг с другом. Они работали в разное время и не желали соперничать. Однако соревнование в каком-то смысле всё же происходило. Когда да Винчи изображал коней, то он понимал, что они ему удаются лучше всего. А Микеланджело также воспользовался своим самым сильным умением - показом обнажённых мужских тел. Как и да Винчи, Микеланджело не завершил свою работу. Она осталась только на картоне. И вот несколько месяцев два картона находились в одном и том же зале. В это время оба эти творения были школой для всех художников: и молодых, и опытных. К ним приходили и делали с них копии.

«Битва при Ангиари» (итал. Battaglia di Anghiari, также иногда переводится как «Битва при Ангьяре») — утраченная фреска Леонардо да Винчи. Художник работал над ней в 1503—1506 гг.

Копия работы Рубенса
Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари. 1503—1506
Чёрный мел, чернила, водяные краски на бумаге. 45,2 × 63,7 см
Лувр, Париж

Кликабельно - 1179px × 857px

Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.

Сохранились копии с картона для этой фрески. Один из лучших рисунков — авторства Рубенса — находится в собрании Лувра.

История создания

Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфалоньером Содерини в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи.

Одновременно с Леонардо противоположную стену зала Содерини поручил расписать Микеланджело.

Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом.

По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. По размерам (6,6 на 17,4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Синьории. Для работы над картоном, происходившей в Папском зале при церкви Санта-Мария-Новелла, Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и раскладывались, поднимая и опуская художника на требуемую высоту. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы — сражение группы всадников за знамя.


A copy possibly made from the original incomplete work. Викисклад

По словам Вазари подготовительный рисунок был признан вещью:

выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…
По воле Синьории два великих мастера того времени работали над украшением зала. Это был единственный раз, когда Леонардо и Микеланджело встретились в одном проекте. Каждый блеснул сильной стороной своего дарования. В отличие от да Винчи Микеланджело выбрал более «приземлённый» сюжет. Его роспись «Битва при Кашине» должна была показать флорентийских воинов в тот момент, когда во время купания они подверглись внезапному нападению противника. Оба картона в течение нескольких месяцев были представлены на обозрение публики. Позднее Бенвенуто Челлини, видевший картоны, когда они ещё были целы, назвал работы Леонардо и Микеланджело «школой для всего света».
По мнению многих исследователей несмотря на то, что работы по украшению Палаццо Веккьо так и не были осуществлены (Микеланджело даже не приступал к росписи), два гения совершили переворот в развитии западноевропейской живописи, приведший к развитию новых стилей — классицизма и барокко. Одна из первых копий (набросок чернилами) с оригинального картона да Винчи принадлежит Рафаэлю и хранится в Оксфорде, в Университетской галерее. В Уффици имеется незаконченная копия, возможно принадлежащая художнику-любителю. По предположению Миланези она могла быть использована Лоренцо Заччиа да Лука при создании гравюры в 1558 году с надписью: «ех tabella propria Leonard! Vincii manu picta opus sumptum a Laurentio Zaccia Lucensi ob eodemque nunc excussum, 1558». Предполагается что именно с гравюры Заччиа около 1605 года сделал свой рисунок Рубенс.


Эскиз к «Битве при Ангиари»

Леонардо продолжал начатые при создании «Тайной вечери» эксперименты с составами краски и грунтом. Существуют различные предположения о причинах разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы. По словам Вазари Леонардо писал по стене масляными красками, и роспись стала отсыревать уже в процессе работы. Анонимный биограф да Винчи говорит, что тот использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми красками в технике энкаустики), но неверно истолковал его. Тот же аноним утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками. Паоло Джовио рассказывает, что штукатурка не принимала состав на основе орехового масла. Из-за технических трудностей работа над самой фреской продвигалась медленно. Возникли проблемы материального характера: Совет требовал либо предоставить готовую работу либо вернуть выплаченные деньги. Работу да Винчи прервало его приглашение в 1506 году в Милан французским наместником Шарлем д’Амбуазом. Фреска осталась незавершённой.

В 1555—1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с помощниками. В результате произведение Леонардо было утрачено — его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано».

Поиски фрески

В 1975 году итальянский искусствовед Маурицио Серачини предположил, что фреска Леонардо вовсе не была в таком плачевном состоянии, как считалось ранее. Доказательство он видел в гравюре, сделанной, по его предположению не с картона, а с самой фрески, и датированной 1553 годом. На гравюре отчётливо видны все детали росписи, следовательно «Битва при Ангиари» была в отличном состоянии и через пятьдесят лет после создания. Серачини был уверен, что Вазари, восхищавшийся «Битвой при Ангиари», никогда бы не стал уничтожать работу Леонардо, а спрятал её под своей фреской. Серачини обратил внимание на изображение небольшого зелёного вымпела с загадочной надписью: «Cerca trova» («Ищущий находит») и посчитал это намёком Вазари на то, что за стеной находится фреска Леонардо. Акустические исследования показали наличие за стеной с «Битвой при Марчиано» узкой (1 — 3 см) воздушной прослойки, достаточно крупной, чтобы вместить фреску Леонардо. Серачини предположил, что Вазари не стал создавать свою фреску поверх фрески да Винчи, а просто построил перед ней новую стену, спрятав тем самым «Битву при Ангиари».

В 2002 году власти Флоренции запретили Серачини поиски, опасаясь, что будет нанесён вред фреске Вазари. Однако, в августе 2006 года было разрешено продолжить исследования. Для финансирования проекта «Anghiari» создан специальный фонд. В целях проведения тестирования было принято решение выстроить уменьшенную модель из двух, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, стен. Для создания копии специалисты главного института реконструкции Италии Opificio delle Pietre Dure должны были применить материалы, использованные при возведении восточной стены Салона Пятисот, за которой, как предполагал Серачини, спрятана фреска Леонардо. На стены предполагалось нанести краски, которые применяли Леонардо и Вазари. Однако, данные о новых открытиях на сегодняшний день отсутствуют.

12 марта 2012 года Маурицио Серачини, возглавляющий команду, которая занимается поисками фрески, сообщил, что исследователи нашли во флорентийском Палаццо Веккьо возможные следы фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри». Со слов Серачини, исследование, проводившееся в конце 2011 года, подтвердило, что за стеной с фреской Вазари располагается полость, за которой скрывается еще одна поверхность. При помощи зондов, которые удалось провести через 6 отверстий в стене с работой Вазари, ученые смогли взять образцы со скрытой стены — там были найдены черная и бежевая краска, а также красный лак.

В процессе химического анализа образцов учёные установили, что черный пигмент соответствует пигменту, который был использован при создании «Моны Лизы». Как бы то ни было, ряд историков, выступавших на пресс-конференции Серачини, полагают, что на данный момент итоги исследования выглядят недостаточно убедительными.




Top