Утюжок и мороженое проблемы. Рассказы

Полянская Ирина

Утюжок и мороженое

Ирина Полянская

Утюжок и мороженое

Как только они принялись за свое, бабушка усадила Риту и громким голосом стала читать ей вслух "Квартеронку". Я, с раздвоенным, как жало у змеи, слухом стояла в коридоре. "Разве я тебя не предупреждал?" - гремел отец. "Молчи и не лезь не в свое дело!" - взвизгивала мама. "...легкое видение возникло у моего изголовья..." - дребезжащим голосом читала бабушка. Сестра прислушивалась к крикам из соседней комнаты, и лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату: Рита подобрала ноги. Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва они только начинали кричать, и я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и скажет наконец свое веское взрослое слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой... Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смораживая длинные Ритины ресницы.

Может, она и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о ее существовании. Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка, которую в городке, куда мы переехали, почитала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других. Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими, но Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

Скоро ее стали вызывать со двора новые друзья. Она выходила на балкон как королева к своему народу в гордом сознании, что без нее ни одна стоящая игра не заладится. Далеко не всегда долгие, унизительные просьбы отпустить ее во двор увенчивались успехом, поскольку отец не терпел пустого времяпрепровождения. Рита выходила на крыльцо с невозмутимым видом, точно замешкалась по причине собственной занятости, как Галинка, обучавшая своего кота подавать ей лапку. Вот и Рита выходила, потягиваясь, лениво щуря глаза, тогда как все ее существо пело от радости, разве что без горбушки с солью, потому что горбушка была бы явным перебором, а Рита в невидимом споре с отцом выверяла свои возможности до миллиметра, чтобы не сорваться, она была очень осмотрительной девочкой. Если светило солнце - королевой была Галинка, она лучше всех играла в классики и в вышибалы, но в ненастные дни она уступала свое первенство Рите, которая интересно пересказывала прочитанные ей бабушкой книги и выдумывала страшные истории: тут уж Галинка скромно сидела на скамейке рядом со всеми, вытягивая шею, чтобы лучше видеть Риту через головы других. Когда же отец не поддавался на ее уговоры, всегда очень дипломатичные и умные (стараясь угодить ему, Рита отпрашивалась "немного разгрузить позвоночник" или "собрать гербарий", то есть погулять с пользой), - она опять-таки собиралась с силами и выходила на балкон, чтобы сообщить ожидающей ее публике, что гулять у нее нынче нет настроения.

Меня на такие хитрости не хватало. Я была прямолинейной, вся в отца, и на его отказ отпустить меня на улицу отвечала сдавленным воем; на его вопрос, какое кино мне хотелось бы посмотреть, честно отвечала: "Фантомас разбушевался", тогда как ясно было как божий день, что надо было назвать "Королевство кривых зеркал", поучительную сказку для таких, как я, детей. Временами я презирала смекалистую и лживую Риту, которая все же в итоге была сокрушительно побеждена бесхитростным отцом, и нечаянным орудием отцовой победы явился тот самый утюжок...

Рита его подарила Галинке. Подарила так просто, будто имела полное право распорядится утюжком по своему усмотрению; подарила с таким видом, будто могла в перспективе преподнести Галинке весь наш дом, а уж утюжок с красной лампочкой на ручке - такая мелочь, что и спасибо не стоит. Галинка, ничего не подозревая, взяла утюжок, который Рита проводила глазами полными отчаяния, ибо знала, не могла не знать, ч т о ей будет от отца, когда он дознается об этом. Галинка немного поиграла утюжком и в тот же вечер о нем и забыла, а Рита после этого долго не могла заснуть, вертелась и кряхтела, придумывая себе болезнь, которая оттянула бы час расплаты, а днем старалась не попадаться папе на глаза, и с неделю жила в таком непролазном страхе, что когда гром наконец разразился над ее отчаянной головушкой и отец вдруг вспомнил про утюжок, она испытала, наверное, что-то вроде облегчения.

Я вернулась из школы и сразу увидела, что Рита стоит в эпицентре землетрясения, а над ней неколебимо, как скала, в праведном гневе навис отец и допытывается, где утюжок, который папа привез из столицы нашей Родины: он в такие минуты предпочитал говорить о себе в третьем лице, как бы устраняясь от бури, им вызванной, как бы ставя себя судьей между недоброй, рассеянной девочкой и ее заботливым отцом. Рита стояла вобрав голову в плечи, хотя ее еще и пальцем не тронули, вздрагивала от раскатов его голоса, и тут я решила ее спасти...

Честно говоря, не о Ритином спасении думала я в ту минуту - меня тошнило от ее расчетливой хитрости, и к тому же я помнила завет нашего молодого, любимого учителя истории, который, как-то подкравшись к моей парте, когда я давала списывать соседке основные даты Пугачевского восстания, прогремел мне в ухо: "Каждый умирает в одиночку". Но тут я захотела вдруг почувствовать себя Ритой, поставить на себе опыт, провести эксперимент и выяснить, что бывает, если человек проявит смекалку. Я выступила вперед и детским голосом, косноязычно путаясь в словах, как малый ребенок, сказала:

Папочка, прости меня, пожалуйста. Мы с Риточкой вчера игрались утюжком, и тут пришла Зина Зимина спросить, что задано по алгебре, потому что она болела, и сказала: "Ой, откуда у вас такой чудесный утюжок?" Рита ответила ей: "Этот утюжок привез нам папа из Москвы". Зина сказала: "Ой, а можно я покажу его своему папе, чтобы он тоже привез мне из Москвы такой же точно - с лампочкой?" Я знала, что без спроса нельзя давать вещи, но дело в том, что мамы и бабушки не было дома, а ты пошел в кабинет работать и попросил тебя не беспокоить...

Я произнесла все это на одном дыхании, как по наитию, но потом, анализируя свою речь, поняла, что ничего не упустила, точно слова мне подсказывал кто-то очень умный. Все было выверено до последней буквы: и упоминание Зинки, дочери папиного начальника, которую мы не выносили, и намек на перенесенную ею болезнь, и нежелание беспокоить папу по такому пустяку; легкая лесть в папин адрес продувала насквозь эту тираду и могла смягчить его слух...

Тут я на собственном опыте убедилась, какая чудесная штука неправда, потому что лицо отца разгладилось, и его большая ладонь улеглась на голову Риты, гася бурю... Я не мешкая ни минуты выскользнула из дома и понеслась к Галинке. Я знала: для Риты будет страшным унижением, если я потребую у Галинки ее подарок обратно, но выбирать было не из чего. Галинки не оказалось дома. Я пролепетала ее матери про утюжок: видимо, в лице моем было больше убедительности, чем в словах, потому что, недослушав, она посторонилась и указала мне на коробку с игрушками. Я нырнула в нее с головой и на самом дне обнаружила утюжок. Забыв поблагодарить, метнулась на лестницу, на ходу протирая утюжок платком, вознеслась на наш этаж и предъявила его отцу. "Хорошо, хорошо", - рассеянно сказал он, продолжая печатать на машинке.

Для него этот утюжок был небольшим, имеющим воспитательное значение эпизодом. Ему в голову прийти не могло, что утюжок железным катком прокатится вдоль всей Ритиной жизни, выдавив из моей сестры ее осмотрительность и смекалку, что сколько бы ее судьба ни разматывала свой свиток, на нем все равно можно будет углядеть след утюжка, и в дальнейшем, переняв хваленую житейскую мудрость у Риты, я ничем не смогу ей помочь. Утюжок сделал свое железное дело.

Опережающее задание:

  • Прочитать рассказы И.Полянской «Утюжок и мороженое», Б.Екимова «Ночь исцеления».
  • Подумать над вопросом: что общего между этими рассказами и чем они отличаются.
  • Определить лексическое значение слов: доброта, сочувствие, человеколюбие, взаимопонимание, гуманность, милосердие; жестокость, эгоизм.
  • Подобрать и выучить высказывания о добром, гуманном отношении людей друг к другу.

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством современных писателей (И.Полянской и Б.Екимовым);
  • развивать умения работы с художественным текстом, навыков поисково-исследовательской деятельности;
  • воспитывать гуманное, милосердное отношение к близким и окружающим людям.

ХОД УРОКА

1. Подготовка к восприятию

– Сегодня на уроке мы будем вести разговор на очень важную тему. А начать его я предлагаю с литературной викторины. Прослушайте отрывки текстов из художественных произведений, назовите их авторов.
(Отрывки берутся из произведений, ранее изученных и объединенных темой – милосердие, гуманность в отношениях между людьми).
– Что объединяет эти произведения? (Проблема, которую авторы ставят перед читателем, – гуманное, милосердное отношение людей друг к другу).
– Милосердие… Гуманность… Что обозначают данные слова? (Человеколюбие, «милое сердце» – это готовность помочь, умение сострадать, любить; чуткость в отношениях людей.)
– Подберите антонимы к этим словам. (Себялюбие, эгоизм)
– Как вы думаете, что должно лежать в основе отношений между людьми: эгоизм или человеколюбие, милосердие?

2. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы попытаемся понять, почему же мы должны проявлять друг к другу милосердие, взаимопонимание, почему нельзя строить взаимоотношения на себялюбии. А помогут нам в этом рассказы современных писателей И.Полянской «Утюжок и мороженое» и Б.Екимова «Ночь исцеления».

3. Основное содержание урока

1) Анализ рассказа «Утюжок и мороженое»

– Какое впечатление на вас произвел рассказ? (Грустное, что-то в этой семье не так, в ней неуютно).
– Кратко передайте содержание рассказа. (Обычная семья: мать, отец, две сестры и бабушка. В доме часто ссорятся, и бабушка, чтобы оградить внучек от этих сцен, уводит их гулять на улицу. В одну из таких прогулок они видят будку с мороженым. Но деньги есть только у старшей девочки. И, несмотря на просьбу сестры и бабушки, она не покупает им мороженое)

«Они смотрели на меня с одинаковым выражением лиц, круглыми, детскими глазами, в которых не было никакой хитрости, одно лишь желание полакомиться мороженым. Они смотрели на меня как бы заранее облизываясь. И я плотнее прижала ко дну кармана мои денежки, чтобы они ненароком не высвободились и не ушли от меня, как и вновь обретенная житейская мудрость, и в тот день не купила им мороженое».

– Почему девочка так и не купила мороженое? (Она обиделась на них. Это была своего рода месть.)
– О чем она думает? («А живите вы как хотите!»)
– Что привело к такой обиде на самых близких людей? (В семье постоянные ссоры, рукоприкладство. «Мне никто не помогает, когда отец таскает меня за волосы, никто не вступится, как будто, так и надо…»)
– Какие взаимоотношения царят в этой семье? (Родители часто ссорятся, девочки, боясь наказания за какой-либо проступок, лгут; бабушка не заступается за девочек.)
– Бабушка любила внучек, так почему же не могла их защитить? (Она тоже была лишняя в этой семье и слабая. Всё, что она могла сделать – это уводить девочек на прогулку во время семейных скандалов).
– Чем болела Рита, и когда начинались приступы?
– Почему же в этой семье всё так плохо: ссоры, скандалы, рукоприкладство, ложь, страх? (В этой семье не было тёплых, добрых отношений. Всё основывалось на себялюбии, эгоизме каждого члена семьи. Девиз этой семьи – «Каждый крутится, как умеет». Никто никого не любил, никто не проявлял сочувствия, взаимопонимания.)
– К чему привели такие отношения между самыми близкими людьми? (Одиночеству, лжи, ненависти…)
– Хотелось бы вам жить в такой семье?

Вывод: если отношения между людьми строятся на эгоизме, то это ведет к болезни (Рита), одиночеству (бабушка и Галя), душевной черствости (родители), лжи, ненависти.

2) Анализ произведения Б.Екимова «Ночь исцеления».

– Понравился ли вам рассказ?
– С каким настроением вы закрыли последнюю страницу? (Можно ответ изобразить цветом).
– Назовите главных героев произведения?
– Что вы узнали о бабе Дуне? Чем она болела и почему?
– Какого лекарства ждала душа бабушки Дуни? (Её болезнь нужно было лечить не лекарством, а чуткостью, заботой, любовью.)
– Как её дети относились к ней? (Они не могли понять мать, её болезнь им мешала, поэтому баба Дуня редко гостила у них.)
– «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…». Кого имел в виду автор? (Гриша жалел родителей, которые были глухи к болезни матери.)
– Кто и как вылечил её?
– Галя и Гриша – ровесники. В этом сходство героев. А что их различает? (Гриша умеет сострадать, сопереживать, любить. Галя этих качеств не имеет.)
– К чему приводит милосердие Гриши? (К выздоровлению бабушки.)

Вывод: милосердие, забота, взаимопонимание приводят к выздоровлению не только тела, но и души.

4. Обобщение

– Итак, ребята, сегодня мы познакомились с интересными произведениями современных писателей, которые поднимают очень важную проблему – проблему эгоизма и гуманизма в отношениях между людьми. Так на каких нравственных основах люди, особенно близкие, должны строить свои отношения?

5. Проверка домашнего задания

– Какие высказывания, отражающие вашу точку зрения, вы подготовили к уроку?

6. Заключительное слово учителя

– Я хочу пожелать вам, чтобы в вашем сердце не поселились ложь, жестокость, чёрствость, себялюбие, ибо это ведет к болезни, страшной и трудноизлечимой, приносящей гое не только вам, но вашим близким. И имя этой болезни – эгоизм.
Пусть в вашей душе, в вашем сердце всегда живут сострадание, милосердие, чуткость.
Помните, что «себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево» (И.Тургенев)

7. Рефлексия

– На ваших столах – листы цветной бумаги. Пусть каждый выберет цвет, соответствующий его настроению, и допишет предложение: «Я выбираю …., потому что…»

8. Домашнее задание (письменный ответ на вопрос)

Согласны ли вы с мнением Сенеки, который говорил: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»?

Дополнительный материал к уроку

  • Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире. (Зигфрид Ленц)
  • Помнящий добро никогда не сотворит зла.
  • Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.
  • Радость у кого-то – порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
  • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется. (И.Полянская)
  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Толковый словарь русского языка)
  • Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье. (Платон)

Целлариус Алексей Юрьевич
Приключения , Природа и животные , Домоводство (Дом и семья) , Домашние животные

Эта книга поможет читателям лучше понимать собак – как свою собственную, так и собак других владельцев, и даже бродячих, наладить с ними отношения и научиться ухаживать за ними. Автор – кандидат биологических наук, специалист по поведению животных и «собачник» с многолетним стажем – даст квалифицированные советы по воспитанию, дрессировке, уходу за собакой, и просто расскажет много интересного об этих замечательных животных. Книга будет интересна не только тем, кто имеет или хочет завести собаку, но и всем, кто интересуется животными, их поведением и взаимоотношениями с человеком.

  • Пасынки "свободного мира"
    Бондаренко Олег Никитович , Михайлов Игорь Алексеевич
    Документальная литература , Публицистика

    В книге на основе фактов и документов рассказывается о социальном неравенстве миллионов детей в странах капитала, о нещадной эксплуатации детского труда. Авторы показывают, как буржуазное общество лишает юное поколение детства. С момента своего рождения дети становятся пасынками «свободного мира».

    Для широкого круга читателей.

  • Падение Горизонта
    Шерман Алекс
    Фантастика , Научная Фантастика , Детективы и Триллеры , Триллер , Приключения , Приключения

    Майлз Холлоран - сотрудник тайной надгосударственной организации, защищающей человечество от сверхъестественных угроз. Вместе со своей командой он расследует необычные происшествия, способные нарушить существующий миропорядок. Однако кто-то могущественный всеми силами старается помешать ему, а последующие события принимают и вовсе неожиданный оборот. Удастся ли агенту Холлорану разоблачить врага, прежде чем тот сделает решающий ход, и спасти мир от страшной катастрофы?..

  • Цикл романов "Гарри Босх" Компиляция. кн. 1-17
    Коннелли Майкл
    Детективы и Триллеры , Полицейский детектив

    Цикл романов о Гарри Босхе - это серия жестких полицейских триллеров. Сюжеты разнообразные - тут вам и серийные убийства, и ограбления банка, и грамотные подставы хороши парней, и наркотики, и продажные копы, и просто убийства (совершенные не маньячиной, а вполне вменяемыми гражданами по вполне материальным причинам), так что каждый может найти себе историю по вкусу. Например, мне особо понравилась "Блондинка в бетоне" (серийные убийства), "Последний койот" (Гарри расследует преступление тридцатилетней давности - убийство собственной матери) и "Тьма чернее ночи" (серия убийств, связанная с Гарри через картины его знаменитого тезки). Читать конечно, логичнее по порядку, так легче следить за жизнью и отношениями персонажей и понятнее, откуда уши растут у того или иного поступка, но истории между собой не связаны, так что если вам не понравится одна книга, можно смело переходить к следующим, возможно, их сюжеты придутся вам по душе в большей степени. Атмосфера романов неизменно мрачноватая, отчасти из-за личности самого Босха, отчасти из-за того, что речь идет о преступлениях, у истоков которых стоят все мыслимые и немыслимые человеческие пороки, и именно с этим хорошие копы вроде Гарри вынуждены бороться каждый божий день. Нюансы полицейской работы и детали преступлений расписаны довольно обстоятельно, также в романах есть место и интригам, и отношениям, и личным драмам в принципе неплохих людей, незаметно для себя перешедшим на "темную сторону силы", и неожиданным поворотам событий....неожиданные выверты, кстати, Коннелли очень любит и они неплохо ему удаются. Радует, что не все полицейские изображены бело пушистыми лапочками, попадаются среди них и такие, которых хочется огреть по голове лопатой и прикопать под ближайшим кустиком. Правда, в контексте этого кажется немного странным, что Служба внутренних расследований расписывается автором, как этакая бяка-бука, гробящая копов, почем зря. Ну а как же без нее - без контроля над людьми, умеющим власть и оружие?

    1.Черное эхо.

    2.Черный лёд.

    3.Блондинка в бетоне.

    4.Последний койот.

    5.По сценарию мафии.

    6.И ангелов полёт.

    7.Тьма чернее ночи.

    8.Город костей.

    9.Потаённый свет.

    10.Теснина.

    11.Забытое дело.

    12.Эхо-парк.

    13.Смотровая площадка.

    14.Девять драконов.

    15.Последний срок.

    16.Черный ящик.

    17.Пылающая комната.

  • Сборник "Избранные детективные романы". Компиляция. кн.15-28
    Гришем Джон
    Детективы и Триллеры , Детектив

    Джон Гришэм родился 8 февраля 1955 года в Джонсборо, штат Арканзас. Окончил Университет штата Миссисипи (University of Mississippi). После окончания университета открыл адвокатскую контору. В 1984 году начал работу над романом «Время убивать», который был опубликован в 1988 году небольшим тиражом. Второй роман «Фирма» (1991) стал бестселлером, права на экранизацию были куплены за 600 тысяч $. Тираж третьего романа «Дело о пеликанах» превысил 11 миллионов экземпляров. По данным издательства «АСТ» объём продаж книг Гришэма (на 2010 год) - более 225 миллионов экземпляров.

    15. Джон Гришэм : Партнер (Перевод: Юрий Кирьяк)

    16. Джон Гришэм : Повестка

    17. Джон Гришэм : Покрашенный дом

    18. Джон Гришэм : Пора убивать (Перевод: Ю. Кирьяк)

    19. Джон Гришэм : Последний присяжный (Перевод: И. Доронина)

    20. Джон Гришэм : Последний шанс (Перевод: Александр Соколов)

    21. Джон Гришэм : Признание (Перевод: В. Антонов)

    22. Джон Гришэм : Противники (Перевод: Е. Филиппова)

    23. Джон Гришэм : Рэкетир (Перевод: Аркадий Кабалкин)

    24. Джон Гришэм : Трибуны (Перевод: Д. Кунташов)

    25. Джон Гришем : Уличный адвокат

    26. Джон Гришэм : Фирма (Перевод: Юрий Кирьяк)

    27. Джон Гришэм : Шантаж (Перевод: В. Заболотный)

    28. Джон Гришэм : Юрист (Перевод: Ю. Кирьяк)


  • Старинные эстонские народные сказки
    Крейцвальд Фридрих Рейнгольд
    Детское , Сказка

    «Старинные эстонские народные сказки», собранные и обработанные Ф. Р. Крейцвальдом (1803–1862), выдающимся эстонским просветителем-демократом, основоположником эстонской национальной литературы, раскрывает яркую картину богатства и красочности устного народного творчества. Основная тема большинства сказок - борьба за лучшее будущее. В них отражены мечты народа о том. чтобы облегчить свой труд, набраться богатырской силы, сбросить цепи насилия и угнетения, добиться свободы и счастья.

  • Набор «Неделька» -- топ новинок -- лидеров за неделю!

    • Игры стихий
      Вознесенская Дарья
      Фантастика , Фэнтези

      Все нормальные попаданки в магический мир знают: сил им дадут немерено, ректор и принц в них влюбятся, а этот самый мир будет спасен. Моя новая жизнь вроде начиналась по законам жанра, но потом что-то пошло не так. Я стала изгоем, скрывающим свою магическую силу, ректор влюбляться не торопится, а первый же встреченный принц разбил нос. Да еще и Тень Императора маячит вдалеке, грозясь выжечь мозги. Но чтобы я сдалась? Да никогда! Верну-ка я все туда, куда и положено. Тем более что мир, похоже, спасать все-таки придется.

    • День, когда приходит ночь
      Вознесенская Дарья
      Любовные романы , Любовно-фантастические романы

      Все началось в тот момент, как меня сбил магмобиль… Хотя нет, все началось тогда, когда я решила не наследовать целительную практику отца, а поступить на новый механико-лекарский факультет, созданный императорской семьей. А потом еще и практиковать в первой и единственной городской больнице. И теперь мне предстоит решить кучу проблем, согласиться на невероятное предложение, избежать смертельной опасности и… постараться не влюбиться в одного несносного красавчика, с которым у нас ну вот точно ничего не выйдет!

    • Жена для наследника Бури
      Вознесенская Дарья
      Любовные романы , Любовно-фантастические романы , Старинное , Старинная литература

      Встреча с гадалкой стала началом странных событий в жизни Станиславы. Их с сыном затянуло в мир, где царит Великое Око, где паровые механизмы работают от магии, а императорский Дом принимает решения, кому жить, кому умереть, а кому…выйти замуж.

      Но что если для Стаси понятие «истинная пара» – пустой звук, мужчин она выбирает за характер, а не за положение, а свою жизнь собирается строить сообразно своим представлениям о счастье, а не следуя проявленным Линиям Судьбы?

    Полянская Ирина

    Утюжок и мороженое

    Ирина Полянская

    Утюжок и мороженое

    Как только они принялись за свое, бабушка усадила Риту и громким голосом стала читать ей вслух "Квартеронку". Я, с раздвоенным, как жало у змеи, слухом стояла в коридоре. "Разве я тебя не предупреждал?" - гремел отец. "Молчи и не лезь не в свое дело!" - взвизгивала мама. "...легкое видение возникло у моего изголовья..." - дребезжащим голосом читала бабушка. Сестра прислушивалась к крикам из соседней комнаты, и лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату: Рита подобрала ноги. Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва они только начинали кричать, и я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и скажет наконец свое веское взрослое слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой... Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смораживая длинные Ритины ресницы.

    Может, она и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о ее существовании. Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка, которую в городке, куда мы переехали, почитала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других. Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими, но Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

    Скоро ее стали вызывать со двора новые друзья. Она выходила на балкон как королева к своему народу в гордом сознании, что без нее ни одна стоящая игра не заладится. Далеко не всегда долгие, унизительные просьбы отпустить ее во двор увенчивались успехом, поскольку отец не терпел пустого времяпрепровождения. Рита выходила на крыльцо с невозмутимым видом, точно замешкалась по причине собственной занятости, как Галинка, обучавшая своего кота подавать ей лапку. Вот и Рита выходила, потягиваясь, лениво щуря глаза, тогда как все ее существо пело от радости, разве что без горбушки с солью, потому что горбушка была бы явным перебором, а Рита в невидимом споре с отцом выверяла свои возможности до миллиметра, чтобы не сорваться, она была очень осмотрительной девочкой. Если светило солнце - королевой была Галинка, она лучше всех играла в классики и в вышибалы, но в ненастные дни она уступала свое первенство Рите, которая интересно пересказывала прочитанные ей бабушкой книги и выдумывала страшные истории: тут уж Галинка скромно сидела на скамейке рядом со всеми, вытягивая шею, чтобы лучше видеть Риту через головы других. Когда же отец не поддавался на ее уговоры, всегда очень дипломатичные и умные (стараясь угодить ему, Рита отпрашивалась "немного разгрузить позвоночник" или "собрать гербарий", то есть погулять с пользой), - она опять-таки собиралась с силами и выходила на балкон, чтобы сообщить ожидающей ее публике, что гулять у нее нынче нет настроения.

    Меня на такие хитрости не хватало. Я была прямолинейной, вся в отца, и на его отказ отпустить меня на улицу отвечала сдавленным воем; на его вопрос, какое кино мне хотелось бы посмотреть, честно отвечала: "Фантомас разбушевался", тогда как ясно было как божий день, что надо было назвать "Королевство кривых зеркал", поучительную сказку для таких, как я, детей. Временами я презирала смекалистую и лживую Риту, которая все же в итоге была сокрушительно побеждена бесхитростным отцом, и нечаянным орудием отцовой победы явился тот самый утюжок...

    Рита его подарила Галинке. Подарила так просто, будто имела полное право распорядится утюжком по своему усмотрению; подарила с таким видом, будто могла в перспективе преподнести Галинке весь наш дом, а уж утюжок с красной лампочкой на ручке - такая мелочь, что и спасибо не стоит. Галинка, ничего не подозревая, взяла утюжок, который Рита проводила глазами полными отчаяния, ибо знала, не могла не знать, ч т о ей будет от отца, когда он дознается об этом. Галинка немного поиграла утюжком и в тот же вечер о нем и забыла, а Рита после этого долго не могла заснуть, вертелась и кряхтела, придумывая себе болезнь, которая оттянула бы час расплаты, а днем старалась не попадаться папе на глаза, и с неделю жила в таком непролазном страхе, что когда гром наконец разразился над ее отчаянной головушкой и отец вдруг вспомнил про утюжок, она испытала, наверное, что-то вроде облегчения.

    Я вернулась из школы и сразу увидела, что Рита стоит в эпицентре землетрясения, а над ней неколебимо, как скала, в праведном гневе навис отец и допытывается, где утюжок, который папа привез из столицы нашей Родины: он в такие минуты предпочитал говорить о себе в третьем лице, как бы устраняясь от бури, им вызванной, как бы ставя себя судьей между недоброй, рассеянной девочкой и ее заботливым отцом. Рита стояла вобрав голову в плечи, хотя ее еще и пальцем не тронули, вздрагивала от раскатов его голоса, и тут я решила ее спасти...

    Честно говоря, не о Ритином спасении думала я в ту минуту - меня тошнило от ее расчетливой хитрости, и к тому же я помнила завет нашего молодого, любимого учителя истории, который, как-то подкравшись к моей парте, когда я давала списывать соседке основные даты Пугачевского восстания, прогремел мне в ухо: "Каждый умирает в одиночку". Но тут я захотела вдруг почувствовать себя Ритой, поставить на себе опыт, провести эксперимент и выяснить, что бывает, если человек проявит смекалку. Я выступила вперед и детским голосом, косноязычно путаясь в словах, как малый ребенок, сказала:

    Папочка, прости меня, пожалуйста. Мы с Риточкой вчера игрались утюжком, и тут пришла Зина Зимина спросить, что задано по алгебре, потому что она болела, и сказала: "Ой, откуда у вас такой чудесный утюжок?" Рита ответила ей: "Этот утюжок привез нам папа из Москвы". Зина сказала: "Ой, а можно я покажу его своему папе, чтобы он тоже привез мне из Москвы такой же точно - с лампочкой?" Я знала, что без спроса нельзя давать вещи, но дело в том, что мамы и бабушки не было дома, а ты пошел в кабинет работать и попросил тебя не беспокоить...

    Анализ рассказа И.Полянской «Утюжок и мороженое».
    Цель: Научить учащихся владеть навыками комплексного анализа текста.
    Задачи: 1)выявить проблемно-тематический аспект текста и композиционные приёмы, с. помощью которых автор воплощает замысел в текст;
    2)развивать умение анализировать тексты
    3)воспитывать в учениках милосердие, сострадание к слабым, чуткость, отзывчивость,
    Начинаю урок с биографических сведений о писательнице.
    Ирина Полянская прожила всего 52 года.
    Родилась в семье репрессированного научного работника в закрытом сталинском концлагере для учёных, работавших над атомным проектом. После окончания средней школы в Новокуйбышевске закончила актёрское отделение училища искусств в Ростове-на-Дону и Литературный институт имени Горького в Москве (семинар прозы Георгия Берёзко, семинар поэзии Евгения Винокурова). Работала концертмейстером, актрисой, санитаркой в отделе травматологии, корреспондентом в газете, литконсультантом и редактором в журналах. Дебютировала в 1982 году в журнале «Аврора» с рассказом «Как провожают пароходы». В 1988 году выпустила первую книгу повестей и рассказов. Входила в конце 80-х в группу молодых писательниц «Новые амазонки», причисленных критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе. Автор нескольких книг прозы, публикаций в российской периодике. Произведения переводились на английский, французский, немецкий и др. языки. Лауреат немецкой литературной премии «Lege Artis» (Лейпциг, 1995), премии журнала «Новый мир» (1997) и премии им. Ю.Казакова за лучший русский рассказ (2003). Финалист «Русского Букера» (1998).
    - Давайте ещё раз перечитаем рассказ, но при этом карандашом подчеркнём те слова в рассказе, которые вам хотелось бы выделить, т. е ключевые слова, слова-символы и яркие детали.
    - Вернёмся к названию рассказа. Какую смысловую нагрузку несёт оно? Какова символика названия?
    Несмотря на то, что в слове утюжок присутствует уменьшительно-ласкательный суффикс, он символизирует собой предмет, которого нужно остерегаться, он может обжечь, катком прокатиться по твоей жизни. А мороженое, хоть и сладкое, ассоциируется со словом холод. Название рассказа не предвещает ничего хорошего. Горячее и холодное – оксюморонное сочетание.
    - Обратим внимание на первые предложения текста. Что интересного вы в них заметили?
    В первых же предложениях текста мы видим, что у них (это о родителях рассказчица выражается как о посторонних людях – они) своё, а у бабушки с сестрой – «Квартеронка». Бабушка вместе с другой внучкой старалась уйти из реального мира в мир нереальный – в мир видений. А с кем же она – одинока?
    У рассказчицы раздвоенное жало, как у змеи – применяет сравнение автор. Личность рассказчицы начинает раздваиваться. Змея – символ мудрости. Рассказчица приобретает житейскую мудрость.
    - О чём же этот рассказ? Какова его тематика?
    Рассказ посвящён взаимоотношениям отцов и детей и одиночеству ребёнка в семье.
    - Какие проблемы поднимает в нём автор?
    В рассказе поднимаются проблемы семейных отношений, роли детства в становлении личности ребёнка, лжи и лицемерия, ответственности семьи за воспитание детей.
    - Как вы думаете, почему повествование в рассказе ведётся от первого лица? Почему автор употребил именно такой приём?
    Когда рассказчик участвует в событиях и повествует о них, создаётся иллюзия достоверности происходящего. Используя образ рассказчика, автор как бы раскрывает его внутренний мир, позволяет почувствовать правдоподобность происходящего.
    - Рассмотрим архитектонику рассказа.
    «Архитектоника – общая внешняя форма строения литературного произведения и взаимосвязи его частей».
    - Каковы образы времени и пространства в рассказе? Когда живописец рисует картину, то он пользуется пространственными категориями, а художник слова имеет такое преимущество, что может показать связь временных и пространственных отношений.
    Известный литературовед М. Бахтин называет хронотопом существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. Само слово «хронотоп» в дословном переводе означает «времяпространство». Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности Эйнштейна. Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, в литературоведение он был перенесен почти как метафора (почти, отмечает М. Бахтин, но не совсем): литературоведу важно выражение в нем неразрывности пространства и времени как четвертого измерения пространства. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп.
    - Время, изображённое в рассказе – это прошлое героини, её детство. А про настоящее героини мы узнаём из хронотопа сна. В прошлом мы видим пространство комнаты девочек. И в ней мы видим описание кровати. На ней Рита сомнамбулически раскачивалась. На ней спасалась от «раскалённой лавы»(метафора), которая врывалась из комнаты родителей. В пространстве комнаты мы не видим других предметов – это место, похожее на место временного проживания, на гостиницу, откуда человек всегда хочет уехать. Вставной эпизод о городе расширяет пространство – мы видим описание молодого города.
    - Как вы думаете, куда устремляла свои помыслы юная героиня рассказа – в центр или на его окраины?
    - Конечно же, в центр – там жила городская знать и росли чистопородные розы, а прочий люмпен был вынужден, как цветы – люмпены жить по окраинам. Может быть, и героиня чувствовала сейчас себя люмпеном.
    Люмпены деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью[
    Время в рассказе неспешно разворачивает свой свиток в прошлом. А настоящее противопоставляется прошлому – тут всё свёртывается. Мотив сна в русской литературе издавна использовался для мотивировки поступков героев, сновидения являлись пророческими. Как например, сны Петра Гринёва в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина или Обломова, героя романа Гончарова. Хронотоп сна может включать в себя все три времени – прошлое, настоящее и будущее.
    - Как отразилось это прошлое во сне? О чём нам говорят такие детали, как дорога в аптеку, похоронный оркестр в песочнице?
    Прошлое перелетает к героине целыми отдельными скверами, «усечёнными конусами домов». И героиня не может отыскать дорогу в аптеку. Дорога – символ поиска истины, обретения правильного пути, а аптека – место, где можно купить лекарство от болезни. Значит, дорогу к истине она никак отыскать не могла. Похоронный оркестр в песочнице – символ детства, которого и не было. Подсознание подсказывает, что детство было загублено ещё в прошлом. Но даже во сне ей не даёт покоя эпизод с мороженым. И тут героиня чувствует запоздалое, быть может, раскаяние. Будущего уже не исправишь – в том мире, где теперь обитает бабушка – деньги недействительны.
    - И. Полянская утверждала, что «рассказ требует большой экономии средств» ? Какие композиционные приёмы помогли ей в этом? Что вы можете сказать о сюжете?
    Сюжет рассказа внешне прост. Весь рассказ – это ретроспектива в прошлое. Разворачивая свиток прошлого, героиня мучительно ищет причину, которая беспокоит её в настоящем и не даёт ей покоя. Во сне она сама и её беспокойные мысли проваливаются в какую-то темноту. Но внесюжетный элемент – вставной эпизод о городе – многое объясняет. «В молодом городе хорошо жить молодым», - утверждала бабушка. Позже она это ещё раз повторит. Одним из композиционных приёмов в тексте как раз является повтор. Повторяется и мотив лестницы. Рита соскальзывала по крутым виражам в летаргию, героиня скатывается вниз по лестнице. Движение вниз символизирует движение не к высшему, сакральному, а движение к низшему, в никуда. Повторяется слова кровать, сомнамбула, сон, летаргия. Слово детские повторяется несколько раз. И автор выделяет его курсивом. И в том, как это слово героиня выделяет, и как заостряет внимание читателя на том, как эти голоса любил её отец, читатель видит немалую долю иронии. Отец любит не детей, а абстрактный принцип детства.
    - Как вы думаете, почему бабушка противопоставляет себя молодым? Символом каких качеств является слово молодой? Что значит молодой в молодом городе?
    Молодой – это значит энергичный, нахрапистый, умеющий вертеться. «Каждый умирает в одиночку» - говорит молодой учитель. И это выражение противопоставляется известной пословице «Один за всех и все за одного». Каждый крутится как умеет – вот девиз молодых. А бабушка так и не научилась отстаивать себя(ведь и её деньги забирала дочь), интересы своих внучек, писала смешные стишки, читала сентиментальные романы, мечтала о красивой любви и о свободе. Роман «Квартеронка» известного американского писателя Т.Майна Рида посвящён положению рабов на Юге США до гражданской войны и повествует о захватывающих приключениях героев, готовых любой ценой бороться за свою любовь и свободу. И по сравнению даже с рассказчицей она была ребёнком. Она имела такое же детское лицо, как и её сестра.
    - Вы, наверное, заметили, что антитеза, т.е. противопоставление, тоже является одним из композиционных приёмов в тексте. Какие ещё противопоставления, кроме названных выше, вы заметили?
    Противопоставляются рассказчица и её сестра Рита. Вначале рассказа Рита была очень осмотрительной, смекалистой, лживой, дипломатичной и умной, а рассказчица - прямолинейной и честной. Но решающий эпизод с утюжком – кульминационный момент в рассказе – изменил всё. Прямолинейная становится осторожной и хитрой, приобретает житейскую мудрость, а хитрая - простодушной. Противопоставляются два фильма – «Фантомас разбушевался» и «Королевство кривых зеркал».
    - Можно ли сказать, что жизнь главной героини после эпизода с утюжком уподобилась «королевству кривых зеркал»?
    Да, конечно, она научилась жить для себя, ради своих интересов. Как, собственно говоря, и жили все в её семье. Ведь её же никто не защищал, когда отец таскал за волосы за непонятную ей вину. Да и молодой, циничный учитель истории, изрекающий сентенции «каждый умирает в одиночку» завершил её формирование. Рассказчица разучилась жалеть. Если раньше она всегда покупала сладости, то в конце рассказа она уже им отказывает.
    - Каков ритм, темп повествования? Какие интонации вы заметили?
    Неспешно ведёт своё повествование рассказчица. Она как бы пытается разобраться в своей запутанной жизни, неспешно развёртывает свиток жизни. И только в эпизоде с учителем всё происходит мгновенно. Он проносится мимо них с бабушкой, как метеорит. На быстрый темп указывает обилие глаголов и деепричастий – «перепрыгивая», «пробежал», «мимоходом поделив», «поняла» и т.д. Тут же мы замечаем вопросительные и восклицательные предложения. Почему «прогуливаем», а не гуляем? Есть что-то постыдное в слове прогуливаем. Прогуливать можно с уроков, с работы, а отчего же прогуливали они? Неужели учитель истории догадывался об их тайнах, и это его веселило.
    - Какие ещё изобразительно- выразительные приёмы вы можете выделить в рассказе. Каковы их функции?
    Состояние Риты после того, как отец установил пропажу утюжка передают такие эпитеты, как «непролазный страх», «отчаянная головушка», метафоры «гром разразился», фразеологизм «час расплаты» и т.д. Развёрнутая метафора «раскалённая лава перелилась через пороги, хлынула в нашу комнату» показывает, какие напряжённые отношения были у родителей.
    -Какие штампы, речевые клише вы заметили в эпизоде о городе?
    «Богатырские плечи», «крепкий, как орешек», «городская знать», «бодро гарцевали», «стояли на марше».
    Найдите примеры парадокса в тексте. Парадокс – греч.-«противоречащий обычному мнению» – выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из неё, а, наоборот. Ей противоречит, давая неожиданное и необычное её истолкование. Для парадокса характерны необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы, которая затрагивается парадоксом. Путём парадокса могут быть зашифрованы какие-нибудь особо тонкие мысли.
    - Выше мы уже немало говорили о главной героине рассказа и даже давали ей характеристику. Каково же её отношение к другим героям рассказа?
    Отец и мать описаны несколькими штрихами. Имён их героиня не упоминает. Духовной близости и взаимопонимания между ними нет. Скорее всего, она их даже не любит. Ведь только и мечтала о том, чтобы поскорее уехать отсюда. Никто из них ни разу не проявил к ней сострадания, когда она в этом так нуждалась. Отец даже умел говорить о себе в третьем лице в минуты землетрясения, им же вызванной. И сам же принимал на себя роль судьи между недоброй девочкой и заботливым отцом.К Ритке тоже относится презрительно. На это даже указывает этот суффикс -к-. Впрочем, Галинку она называла также, хотя эта девочка не хитрила, не изворачивалась, как её сестра. Она просто была лидером по своему характеру. Ей всё это доставалось легко и просто. Всеобщая любовь, любимица двора, а может быть, и семьи. Где же справедливость? И она же восхищается молодым учителем, который, по крайней мере, не притворяется, что справедливость есть. По этой же причине возненавидела бабушку, которая только притворяется, что имеет власть, а заступиться за неё, «так это дудки».
    - Какова роль подтекста в рассказе?
    Все самые главные мысли мы читаем в подтексте. Героиня спасает сестру. Но подтекстом мы читаем, что её тошнит от её хитрости. Так кого же она спасала или губила – себя или сестру? Рита выходила на крыльцо как королева. Но подтекст говорит, что всё существо её пело от радости, как у ребёнка. Рассказчица пишет, что она приобрела житейскую мудрость – но подтекст сна говорит нам об обратном.
    В какой форме ведётся повествование в рассказе? Ассоциации с какими произведениями русской литературы вы можете установить в этом рассказе?
    Повествование ведётся от первого лица – это монолог, исповедь героини. Исповедальный характер носили многие произведения великого русского писателя Достоевского, в том числе и рассказ «Кроткая». Героиня ведь в каком-то смысле тоже приходит к покаянию, хотя и полностью сама этого не осознаёт пока. Через много лет она хочет послать денег сестре и бабушке. Она научилась прощать. Ведь русская душа по сути христианка. И в этом мы находим лучшие черты реализма.
    - Какова же авторская позиция в произведении?
    Авторская позиция явно не выражена. Но ему грустно оттого, что в жизни такое происходит. «Грустно стою я на почте». И всё- таки там же мы читаем, что жизнь по новым правилам может вести только к пропасти.
    Использованная литература:
    1.http://literary_criticism.academic.ru/412;
    2. Егораева, Г.Т. ЕГЭ 2011. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
    Заголовок 115



    
    Top