Узбекская национальность. Происхождение узбекского народа

Под узбеками в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 миллиона, по Вамбери), в Хиве (около 257 тысяч, по Кузнецову), в афганском Туркестане (200 тысяч, по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579 740 человек, по Аристову), общей численностью в 2 037 240 человек, занимая в этих территориях с 16 века положение политически господствующего элемента.

Самое название «узбеки» имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек – старинное, встречающееся еще в памятниках 12 века собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в 14 веке, в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами.

Начиная со второй половины 15 века, джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465 — 66 годах) имя узбеков сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце 15 и первой четверти 16 века потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с севеверного побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах.

Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с , получил общее название «узбеки». В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру.

Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеками. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения – таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем «узбеки» стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и так далее.

До какой степени термин «узбеки» потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов).

Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий узбеками те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с , сартами и и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе. Их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, «чистые» узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе узбеков говорить нельзя.

В характере узбеков очень ярко проявляются типичные черты тюрок: солидность, прямота, честность, отсутствие суетливости, угрюмая тяжеловесность – и в то же время инстинкты воина и повелителя.

Наиболее чистый тип сохранился у хивинских узбеков, которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как . Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный.

У бухарских узбеков заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских узбеков уже трудно отличить от сартов. 11 узбеков Зеравшана, по Федченко, дали 1664,30 (рост) и 83,24 (головной указатель). 33 узбека Самарканда, по Уйфальви - 1678,30 (рост) и 84,01 (головной указатель). Узбеки Ферганы, по Уйфальви - 1670,50 (рост) и 86,13 (головной указатель).

Громадное большинство узбеков ведет оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием и отлично усвоив от своих культурных предшественников искусство орошения полей.

Кочующих узбеков очень немного: в восточной Бухаре и, в особенности, по левому берегу Аму-Дарьи, в афганских владениях. Полукочующих, летом переходящих со своими стадами с места на место, а зимою пребывающих в постоянных зимних жилищах (кишлак), — гораздо больше (преимущественно в восточной Бухаре), но переход этих элементов к — дело ближайшего будущего. При всем сходстве внешнего быта оседлых узбеков с сартами и таджиками, замечаются и некоторые различия.

Традиционный костюм

Одежда узбеков из более плотных материй и не так широка, как у таджиков. Вместо тюрбана они часто носят высокую меховую папаху, более широкую, чем у туркменов, и более низкую, чем у сартов. Женщины одеваются по-туркменски: только праздничный головной убор выходит из употребления.

Традиционна пища

Как земледелец, узбек употребляет и мучную пищу, но молочная и мясная пища, даже конина, играет в обиходе узбеков такую же роль, как у номадов. Наоборот, стол сартов и таджиков ему совершенно чужд. Из напитков узбек употребляет чай, куртабу (разведенный в воде сыр) и айран; кумыса не пьет почти вовсе.

Традиции и обычаи

Старая привычка к жизни в шатре и на открытом воздухе и теперь еще сказывается: у оседлого узбека в обычае раскидывать войлочную палатку на дворе своей окруженной высокими стенами мызы и нередко проводить в ней зиму.

И в социальных обычаях узбеки сохранили много пережитков из прежней жизни номадов. Несмотря на вековое влияние мусульманства, браки заключаются непосредственно между молодежью, без вмешательства родителей, которые участвуют только в уплате калыма, состоящего из традиционных 9 голов скота. Игры, музыка, состязания и прочие развлечения, сопутствующие брачным празднествам – те же, что и у номадов. Как и у последних, женщина у узбеков во время родов подвергается сильнейшему встряхиванию, для ускорения родов.

Положение женщины гораздо лучшее, чем у сартов и таджиков; многоженство встречается только в высших классах, в Хиве – реже, чем в Бухаре и Коканде. Семейная жизнь отличается чистотой и мягкостью отношений, хотя патриархальная власть отца очень велика (даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первые в присутствии отца).

Религия узбеков

По религии узбеки — ревностные мусульмане, но далеко не столь фанатичны, как их арийские соседи. В их культе сохранились пережитки древних иранских влияний. В Хиве, например, празднование Норуза, то есть весеннего равноденствия, так же строго исполняется, как персами Ирана. Скакание вокруг огня, всячески оказываемое ему почтение, лечение лучами заходящего Солнца, наконец, древнеиранские солярные мифы - все это свидетельствует об исконном пребывании тюрок в территории нынешних узбеков и общении их с аборигенами иранского происхождения.

– колоритная страна с особым восточным колоритом и богатейшей историей. Узбекский этнос принадлежит к древнейшим на планете и является самым многочисленным в Средней Азии.

Многие особенности поведения узбеков в обществе и семье определяют мусульманские правила. Доминирующая в стране религия служит определяющей в бытовых, мировоззренческих и многих других вопросах, а также в политике и искусстве. Так, обязательны ежедневный пятиразовый «намаз», строгость поста в священный месяц Рамадан, а также существует запрет на спиртное, сигареты и пищу до захода солнца.

Обряды, проводящиеся при рождении и воспитании детей, бракосочетании и даже приготовлении пищи, являются по сути переплетением обычаев ислама и магических древних ритуалов. При учёте всего этого узбеки не являются религиозными фанатиками, в их жизни есть место светской стороне и всяческой веротерпимости.

В семье выстроена довольно жёсткая иерархия взаимоотношений. Младшие безусловно подчиняются главе семьи и старшим по возрасту. Женщине отведена сильная позиция как матери и жене хозяина дома и слабая как подчиненной мужа и его отца (либо матери).

В давние времена подходящим для вступления в брак возрастом для женщин являлись 13-14 лет, но в современном обществе предпочтение отдаётся европейской добровольности в этом вопросе. Однако даже сегодня ранние браки случаются довольно часто. Детей в любой семье полагается всячески любить и лелеять.

Своеобразной традиционной общественной формой является в Узбекистан е так называемая «махалля», представляющая собой соседскую общину, включающую близких соседей и родных, объединённая правилами взаимопомощи. Иногда в такую общину входит вся деревня или другой населённый пункт.

Незыблемой традицией узбеков остаются чёткие правила гостеприимства. Уметь хорошо принять гостя чрезвычайно важно в местном обществе. Обычно семья встречает уважаемого гостя прямоу дверей, обязательно приветствуют всех, а также расспрашивают о новостях в жизни. Стол для трапезы («дастархан») обычно ставят либо в центральном зале, либо в тени во дворе (благо, тёплый климат это позволяет).

Принятие пищи открывает и завершает чаепитие. Количество чая служит и определяющей степени желанности гостя. Дорогому, долгожданному гостю положено наливать как можно меньше, чтобы он почаще обращался к хозяевам за добавкой, это признак уважительного отношения к дому. Нежеланный гость получит наполненную до конца чашку.

Общение узбеков отличается простотой и демократичностью. Излюбленное место для разговоров о важном и преходящем -чайхана. Здесь можно провести и деловые переговоры, и обсудить чьи-то личные проблемы.

Население

Численность населения Узбекистан а на сегодняшний день превысила 28,5 миллиона жителей. Порядка 80 % из них составляет узбекская национальность, относящаяся к памиро-ферганской расе с прибавлением тюркской и монгольской крови. Среди национальных меньшинств первое место по численности занимает русское население (около 5,5%).

Кроме того, в Узбекистан е можно найти таджиков (их 5%), казахов (их 3%), а также каракалпаков (2,5%), татар (1,5%) и представителей прочих народностей. В среднем жизнь жителя Узбекистан а продолжается 64 года. Около 42% населения страны урбанизировано.

Язык

Официальным языком страны является узбекский, на котором изъясняются почти все (порядка90% населения). Внутри узбекского языка сильно распространение говоров и диалектов (карлукского, кыпчакского, огузского и других). Русский язык регулярно использует 5% населения, гораздо шире он применяется в городах. К тому же, это язык межнационального общения.

В таких городах, как Самарканд и Бухара живут в больших количествах выходцы из Таджикистана, поэтому и таджикскую речь здесь можно услышать весьма часто. Туристическая и торговая сфера всё активнее использует английский.

Религия

Несмотря на то, что официально Узбекистан – это светское государство, порядка 90 % населения является мусульманами-суннитами. Кроме них, в стране живут исповедующие православное христианство (9%), буддизм и прочие конфессии.

Правила поведения

Если от хозяев поступило приглашение на ужин, отказаться будет невежливо. Приходить лучше с сувенирами и сладостями детям, опаздывать неприлично. Входя в дом, не надо забывать снимать обувь.

Стоит помнить, что приём гостей для узбеков подобен некой важной театральной церемонии, где все хотят всем максимально угодить. Вежливость в этом процессе требуется от гостя в обязательном порядке.

Наиболее почетные места за столом – те, что расположены подальше от входной двери. Женщинам традиционно не положено садиться за стол к мужчинам, но в городах про такое условие уже мало кто помнит. За столом не восхищаются красивыми женщинами и вообще не обращают на них пристального внимания. Уместно будет спросить о делах и здоровье семьи.

Приступая к трапезе, стоит помнить, что жир в узбекские блюда кладут обильно, поэтому нужно стараться пить побольше зеленого чая, чтобы не возникло проблем пищеварительного характера. Внимательно надо отнестись к горячим лепёшкам, которые кладут на стол. Их нельзя переворачивать и ронять на землю, это очень плохая примета.

Чаепитие узбеков зачастую сопровождается сложными ритуалами. Лучший способ не опростоволоситься – повторять действия за присутствующими.

Здороваются за руку с каждым, даже с незнакомцами (однако, не с женщинами). Одновременно полагается поинтересоваться здоровьем и подобным. Женщин и тех, кто сидит слишком далеко, принято приветствовать, прикладывая правую руку к сердцу и вежливо кланяясь.

В стилях одежды ограничений нет, но приходить в культовые места не стоит в коротком или слишком открытом. А в повседневном гардеробе стоит воздержаться от шорт, особенно если это сельская местность с её более консервативными взглядами.

Национальные узбекские праздники

Январь - Курбан-Байрам (дата плавающая);

Март-апрель - День рождения пророка (дата плавающая);

Октябрь-ноябрь - Рамадан-Байрам (окончание Рамадана);

В один пост глоссарий не поместился, .

41. Ташкент.

Намаз - см. фото №2.
Намазгох - это ещё круче, чем Джума-мечеть. Загородная мечеть для пятничных богослужений на открытом воздухе, представлявшая собой по сути просто навес над михраб ом (ниша в стене мечети, указующая на Мекку, в ней молится имам, стоя как бы впереди "ведомых" им мусульман) и минбар ом (кафедра справа от михраба), раскрывающийся в степь.

42. Бухара.

Насвай - "усиленный" жевательный табак, на котором сидит вся Средняя Азия, а в последнее время и к нам привозит. Местные относятся к нему как к "энергетику" и жуют, например, за рулём, периодически открывая дверь и стрёмно сплёвывая на асфальт зелёную жижу. Не секрет, что на разные народы одни и те же вещества действуют по-разному, и возможно, для местных это правда так, а вот для русских это уже полноценный наркотик. Продаётся обычно в таких вот палочках. Ещё в Средней Азии курят гашиш и пьют водку, а вот пиво не очень-то прижилось.

80. Элик-Кала

Яхуды - см. Бухарские евреи.

Узбеки

УЗБЕ́КИ -ов; мн. Нация, основное население Узбекистана; представители этой нации, страны. Песни узбеков.

Узбе́к, -а; м. Узбе́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Узбе́кский, -ая, -ое. У-ая литература. У. язык. По-узбе́кски, нареч. Говорить по-узбекски. Танцевать по-узбекски.

узбе́ки

(самоназвание - узбек), народ, основное население Узбекистана (14 145 тыс. человек, 1995). Живут также в Афганистане (свыше 1,7 млн. человек), Таджикистане (около 1,2 млн. человек), Казахстане (332 тыс. человек) и др. Общая численность 18,5 млн. человек. Язык узбекский. Верующие - мусульмане-сунниты.

УЗБЕКИ

УЗБЕ́КИ, народ в Средней Азии, основное население Узбекистана (21,128 млн. чел., 2004), живут также в Афганистане (2,566 млн. чел.), Таджикистане (937 тыс. чел.), Киргизии (660 тыс. чел.), Казахстане (370,6 тыс. чел.), Туркмении (243,1 тыс. чел.). В Российской Федерации живет 122,9 тысяч узбеков (2002). Общая численность узбеков в мире около 25 млн. человек. Говорят на узбекском языке. Верующие узбеки - мусульмане-сунниты.
Древними предками узбеков были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-массагетские племена. С рубежа нашей эры начинается проникновение в Среднюю Азию отдельных групп тюркоязычных племен. Этот процесс усилился со второй половины 6 века, со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата. Ко времени государства Караханидов (11-12 вв.) относится завершение основного этапа этногенеза местной народности, говорящей на тюркском языке. Этноним «узбеки» появился позднее, после ассимиляции кочевых дештикипчакских узбеков, пришедших в Среднюю Азию в конце 15 - начале 16 веков во главе с Шейбани-ханом.
К началу 20 века процесс консолидации узбекской нации не был завершен: в ее составе выделялись три большие этнографические группы. Одна из них - оседлое население оазисов, у которого отсутствовало родоплеменное деление; главными занятиями были орошаемое земледелие, ремесло и торговля. Другая группа - потомки тюркских племен, которые сохраняли полукочевой быт (занимаясь преимущественно овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлуки, барласы). Большинство их сохраняло самоназвание «тюрк». В формировании некоторых этнографических групп узбеков (особенно в оседлой части Хорезма) участвовали средневековые огузы. Третья группа состояла из потомков дештикипчакских узбекских племен 15-16 веков. Большинство кочевых узбекских племен называло себя именами народов и племен, хорошо известных в средние века (кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт). Переход к оседлости кочевых узбекских племен, начавшийся в 16-17 веках, в основном завершился к началу 20 века. Часть их слилась с оседлым тюркоговорящим населением, большинство же сохраняло пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров.
Узбеки занимались земледелием, но в предгорной и степной зоне одним из основных занятий оставалось скотоводство с круглогодичным содержанием скота на подножном корму. В 1924 году в результате национально-государственного размежевания было образована Узбекская ССР в составе СССР. Именно тогда за ее основным населением утвердилось название узбеков.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "узбеки" в других словарях:

    O zbeklar Ўзбеклар … Википедия

    Большое татарское племя, владычествовавшее в Бухаре, Кокане, Хиве и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УЗБЕКИ вероятно по имени их хана. Большое татарское племя, владычествующее в Бухаре, Коканде … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (самоназвание узбек) народ, основное население Узбекистана (14 145 тыс. человек, 1992). Живут также в Афганистане (св. 1,7 млн. челвек), Таджикистане (ок. 1,2 млн. человек), Казахстане (332 тыс. человек) и др. Язык узбекский. Верующие мусульмане… … Большой Энциклопедический словарь

    УЗБЕКИ, узбеков, ед. узбек, узбека, муж. Народ тюркской языковой группы, составляющий основное население Узбекской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    УЗБЕКИ, ов, ед. ек, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Узбекистана. | жен. узбечка, и. | прил. узбекский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание узбек), народ. В Российской Федерации 126,9 тыс. человек. Основное население Узбекистана. Язык узбекский кар лукской группы тюркских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Узбеки - (Uzbeks), тюркоговорящий народ монг. происх., мусульмане сунниты. Древн. предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако масагетские племена. Основу узбекской народности составило тюрко язычное население, сложившееся в 11 12 вв … Всемирная история

    узбеки - узбеки, род. узбеков (неправильно узбек) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Узбеки - (самоназвание узбек, сарты) народ общей численностью 18500 тыс. чел., основное население Узбекистана (14145 тыс. чел.). Другие страны расселения: Таджикистан 1198 тыс. чел., Афганистан 1780 тыс. чел., Киргизия 550 тыс. чел., Казахстан 332 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    узбеки - представители древнейшего коренного народа Средней Азии, проживающего на территории современного Узбекистана. Формирование психологии узбекского народа проходило под воздействием интеграции древнего оседло земледельческого ирано и тюркоязычного… … Этнопсихологический словарь

пн, 11/09/2017 - 12:29

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей узбеков, которые могут показаться русским людям удивительными и немного странными.

Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию - они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя - не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание - неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса - вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие - тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал - не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство - непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» - говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу - в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный - мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека - больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился - у тебя плов, ты женился - у тебя плов, ты умер - у тебя плов», - шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя - это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы - казы - и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны - во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины - забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду - женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины - во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо - сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки - это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги - праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко - распадается лишь 15% браков (в России - больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они еще недавно были многоженцами

Узбекская свадьба - грандиозное событие. Просто регистрация - нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом - никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста - всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма - во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) - в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты - они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале - махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля - это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!




Top