В чем состояло наказание Понтия Пилата? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл).

За что был наказан Понтий Пилат ("Мастер и Маргарита")?

    Давно я читал указанный бессмертный роман Михаила Афанасьевича Булгакова Мастер и Маргарита , и многое уже и не помню так явно, так как честно Вам признаюсь, уже на протяжении многих лет занимаюсь изучением первоисточников, и поэтому бывает, что просто нет времени на переработку ремейков, и так далее (если можно так выразиться). То есть есть слово создателя всевышнего, и что оно несет нам в головы, почему звучит и к чему призывает, вот в чем смысл моего существования.

    Но вопрос интересен, и под разными ракурсами и точками зрения можно смотреть на него и на ответ.

    Лично мне даже больше было бы интересно, не то, за что был наказан Понтий Пилат, этот персонаж в романе и человек в истории, а то, что подразумевал и чувствовал сам автор и сам творец. Чем мотивировался писатель, когда создавал сей шедевр, и чем мотивировано бытие вселенной.

    Так же безусловно понятен и тот факт, что о фактическом существовании участников Библейских событий можно неустанно спорить. И конечно же не секрет, что многие сомневаются, и в подлинности данных событий, и скорее склонны думать, что они носят вымышленный или иносказательный смысл, но это как посмотреть опять же.

    В любом случае, М.А. Булгаков видел священный знак, идущий как свет с небес, и берясь за перо, он вкладывал в появляющиеся на бумаге буквы, все то, что чувствует истосковавшаяся душа. И не сразу видно и понятно, о чем, или о ком эта тоска. Ведь взоры наши всегда были устремлены в черноту вселенной, туда откуда и мы пришли, туда, откуда первородно все возникло сущее в пространстве.

    Ибо есть грех, а за грех есть наказание. Вот за грех и был наказан Понтий Пилат, а то что это олицетворяло, так бессмертная память ему и создателю.

    Что бы истинно понять ответ на вопрос, достаточно посмотреть, кем же был Понтий Пилат . А был римским префектом, прокурором Иудеи.

    Одно лишь то, что человек обремененный таким саном и званием, несет на себе печать бремени и наказания. Ведь не судим лишь тот, кто не судит. И это нам известно не по наслышке. Безусловно, этот человек был чрезвычайно и полезен, в том числе, выполняя массу государственных функций. Но в целом, он лишь был как и многие другие, жестоким и кровожадным. А куда ему было деваться в те далекие времена, когда все так было устроено, да и в наши дни некоторым от этого не уйти. Вот и идет информация о каре небесной в той или иной форме, что дает нам надежду на улучшение порядков и положения, ведь не все живут одинаково.

    На все воля всевышнего нашего...

    Понтий Пилат проявил нерешительность и слабоволие, он не стал противиться народу и отправил на казнь Иешуа, хотя сам и не хотел этого, это желал народ. Но прямым наказанием это тоже трудно назвать, его просто терзала совесть, в том время как сам он был прощен.

    Я бы сказала, что Понтием Пилатом в первую очередь руководил страх. Он понимал, что отправляет на казнь невиновного, и не хотел этого делать, но боялся за свое место и даже, может быть, за жизнь. И я бы сказала, что это даже не наказание для него, а следствие. Ведь Христос его простил и не хотел наказывать.

    Понтий Пилат один из героев известного романа М.Булгакова Мастер и Маргарита. Пилат мог бы и освободить Иешуа и даже намеревался это сделать, но не сделал. Вот такой у него был сначала план:

    Но он его так и не воплотил в жизнь,не послушал своего внутреннего голоса, побоялся за свою жизнь, за что и пришлось ему пожать мучения совести.

    Понтий Пилат был наказан за нерешительность. Не смотря на то, что он хотел поступить правильно, он не рискнул, боясь гнева императора, и был наказан, в первую очередь, своей совестью и постоянным чувством вины.

    Понтий Пилат не хотел отправлять Христа на казнь. Но народ требовал Его смерти, вот прокуратор и умыл руки, не решаясь противиться народу. Он считал, что Христос не виновен, но все рано отдал приказ о казни. За это он и был наказан.

    Наказан ли? Мне всегда казалось наоборот. То, что преподносится как наказание, было для него фактически благом. Он был свободен. По своему свободен. Свободен от суеты, бремени принятия решения, ответственности за них, мук. Его наказание было логичным завершением его судьбы. БОльшим наказанием была его жизнь. Терзания мук совести сгрызали его.

    Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита не был сильно наказан: после смерти он видел Иешуа, но муки совести за то, что он не вмешался из конъюнктурных соображений в происходящее, терзали его и на том свете.

    Понтий Пилат был наказан за умытые руки и бездействие - тем самым Понтий Пилат (по версии романа который написан как евангелие от Воланда, не путать с канонической евангельской версией!)предпочел остаться в стороне, как от зла, так и от добра.

    Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, был наказан за то, что проявил себя как слабовольный человек, не действовавший тогда, когда должен был. Он мог спасти Иешуа Га-Ноцри от незаслуженного наказания, но не сделал этого. Он предпочел остаться в стороне и не брать на себя ответственности ни за что.

1. Место романа в творчестве писателя.
2. Образ Понтия Пилата.
3. Преступление и муки совести.
4. Образ Мастера.
5. Воздаяние.

Трусость - мать жестокости.
М. де Монтень

Роман «Мастер и Маргарита» стал венцом творчества М. А. Булгакова. Это произведение дошло до читателей много лет спустя после смерти автора. Его можно с полным правом назвать уникальным произведением. Писатель сначала задумывал роман как апокрифическое «евангелие от дьявола». Но с годами замысел стал более сложным. В романе сочетаются сложнейшие философские и религиозные вопросы, а также фантастические и сатирические мотивы. Особого внимания заслуживает проблема нравственного выбора героев, тема ответственности за свои поступки.

В романе эта тема раскрывается благодаря Понтию Пилату и Мастеру. Эти люди достойны обвинения в трусости. Но может ли быть обвинен в трусости «жестокий пятый прокуратор Иудеи» Понтий Пилат? Ведь когда-то он отважно бросался в атаку, за ним шла вся конница... Да, этого нельзя отрицать. Но насколько изменился Понтий Пилат, когда стал прокуратором Иудеи. Теперь он облечен властью. Казалось бы, он должен быть мудрым и смелым. Но страхи и сомнения довлеют над ним. Когда перед Понтием Пилатом оказался бродячий философ, прокуратор сразу же начинает думать о «законе об оскорблении величества». И представляет человека с «запавшим беззубым ртом», язвой на лбу и золотым венцом на

Понтий Пилат боится гнева императора. Именно поэтому он не хочет спасти бродячего философа. Гибель невинного человека не кажется прокуратору Иудеи таким уж страшным преступлением. Намного страшнее ему кажется навлечь на себя гнев императора. Что это, если не трусость? Каждый несет ответственность за свои поступки. Понтий Пилат не исключение. Но нельзя обмануть свою совесть. И после смерти Иешуа Понтий Пилат пытается загладить свою вину. Он посылает убийц к доносчику, который стал причиной гибели бродячего философа. Это опять показывает, что для Понтия Пилата ничего не значит чужая жизнь. Разве смерть доносчика сможет искупить вину самого Понтия Пилата? Нет, прокуратору не будет от этого легче. Он просто предпринимает в своих глазах попытку оправдаться.

Можно ли назвать раскаяние прокуратора искренним? Или оно фальшивое, лицемерное? Хочется думать, что это не так. Понтий Пилат страдает от страшных головных болей. Только Иешуа мог ему помочь. Головная боль - это своего рода расплата. Не случайно голова перестает болеть, когда прокуратор понимает, что правильно разрешил ту или иную проблему.

После гибели Иешуа Понтий Пилат задумывается над тем, что должен был бы пожертвовать своей карьерой, чтобы спасти бродячего философа. Но сделать уже ничего нельзя. Трусость прокуратора оказалась главной причиной трагедии. Понтий Пилат идет против своей совести, совершает жестокий поступок, обрекая на гибель невинного человека.

Тема трусости так или иначе затрагивает и Мастера. Он создает удивительное произведение об Иисусе Христе и Понтии Пилате. Но, увы, религиозная тематика в обществе запрещена. И у Мастера не хватает сил, чтобы защитить, отстоять свое творение. По сути своей, мастеру не хватает смелости, он добровольно сдается, отправляется в сумасшедший дом, когда после ареста видит, что его квартира занята. Мастер повинен в грехе трусости. Он совершает предательство по отношению к себе самому, сжигает роман. Можно ли сравнить трусость мастера и Понтия Пилата. Ведь по существу оба этих человека больше всего боялись наказания со стороны власть имущих. Но что теряли эти люди? Ведь Понтий Пилат совсем не боится смерти, готов отравиться. Но в то же время одно упоминание об императоре вызывает у него сильнейший страх. Мастер боится не за себя, а за Маргариту, которую любит больше всего.

В финале романа раскаявшийся Понтий Пилат оказывается достойным света. А мастер вознагражден только покоем. Он не сожалеет о том, что сжег роман, не видит своего греха. И поэтому он оказывается недостоин рая.

    В романе есть лишь единственный эпизод – отголосок чудес, совершаемых Иисусом и описанных в Евангелиях. «Что такое истина?» – этот вопрос Пилата относится к диалогу Иисуса и Пилата в Евангелии от Иоанна: «Пилат сказал ему: «Итак, Ты царь?» Иисус отвечал:...

    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера - творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....

    Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и...

    В романе «Мастер и Маргарита» никто не совершает грехов по наущению. Свои грехи и свои преступления, большие или малые,- так же, как и свой подвиг,- каждый совершает сам, по собственному побуждению своей души. Конечно, весельчак Фагот запускает в театре...

Вставная повесть о Пилате у Булгакова…
представляет собой апокриф, весьма
далекий от Евангелия. Главной задачей
писателя было изобразить человека,
"умывающего руки", который тем самым
предает себя.
А. Мень 1

Понтий Пилат 2 — реальная историческая личность. Прокуратором Иудеи Понтий Пилат был в 26-36 гг. н.э. "Булгаковский Понтий Пилат сильно облагорожен по сравнению с прототипом, поэтому его взяточничество и стремление к наживе спрятаны в подтекст. Известно, что именно из-за непомерных поборов с населения Пилат и был смещен в конце концов со своего поста" 3 .

По средневековой германской легенде прокуратор был сыном короля-звездочета Ата и дочери мельника Пилы, живших в прирейнской Германии. Однажды Ат, находясь в по ходе, узнал по звездам, что зачатый им тотчас ребенок станет могущественным и знаменитым. Королю привели дочь мельника Пилу. Пилат получил имя от сложения их имен. Прозвище Золотое Копье прокуратор получил, очевидно, за меткий глаз и за любовь к золоту.

Посмертная судьба Пилата связана еще с одной легендой. В статье "Пилат" энциклопедии Брокгауза и Ефрона с судьбой пятого прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где "он будто бы и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении".

Повествование о Пилате восходит к евангельскому рассказу (см. Евангелие от Матфея, глава 27:19) о предупреждении Пилата его женой, которая советует мужу не причинять зла виденному ею во сне праведнику, иначе ему, Пилату, придется пострадать за свои неосторожные действия. Символично, что болезнь прокуратора гемикрания (мигрень) усиливалась из-за розового масла — масла розы: красная роза — символ крестных мук и последующего воскресения Христа 4 .

Мотив колебаний, страха Пилата, прямой угрозы ему со стороны иудеев — жителей ненавидимого прокуратором города Ершалаима — также содержится в некоторых Евангелиях, — в Евангелии от Иоанна (см. главу 19):

"6. Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины.

7. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8. Пилат, услышав это слово, больше убоялся…

12. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю ; всякий, делающий себя царем, противник кесарю….

15. Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя кроме кесаря.

16. Тогда наконец он предал Его им на распятие [выделено мной. — В.К.]".

М. Булгаков в своем романе развертывает, по сути, глубинный евангельский сюжет сомнений, страха и, в конце концов, предательства Пилатом Иисуса. Речь уже в Евангелии от Иоанна идет именно о предательстве, поскольку Понтий "не находил в Нем [Иисусе] вины" и "искал отпустить его".

Понтий Пилат в изображении М. Булгакова - персонаж сложный, драматичный. Иешуа в романе проповедует: "Всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть" . Из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат утверждает приговор, и Иешуа казнят. Он совершает зло под давлением обстоятельств, которым не смог противостоять, а затем всю свою жизнь и далее — в течение "двенадцати тысяч лун" — раскаивается в этом. Символичны цвета одежды (см. вторую главу) Пилата: он вышел "в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого" "в белом плаще с кровавым подбоем" . Само сочетание белого (цвет чистоты и невинности) и кроваво-красного цвета уже воспринимается как трагическое предзнаменование.

Но прокуратор 5 пытается хотя бы частично искупить свою вину перед невинным бродячим философом. По приказу Понтия Пилата страдания Иешуа были сокращены: его пронзают копьем. Следуя тайному приказу прокуратора, убивают Иуду.

По просьбе Мастера и Маргариты Понтий Пилат в последней главе романа получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа он, беседуя, уходит по лунной дороге. Идея прощения и милосердия, связанная с образом Пилата, — одна из центральных в романе "Мастер и Маргарита", и она завершает последнюю — 32-ю главу романа: "Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат [выделено мной. — В.К.]".

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа "Мастер и Маргарита":


Сюжет «романа в романе», автором которого был Мастер, составляла история Иешуа и Понтия Пилата. М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» высказал личную версию библейских событий. Библейская версия и версия автора отличаются: в романе описана сцена допроса Иешуа – Христа – Пилатом, а также сцена казни. Образ Понтия Пилата для Булгакова ничуть не меньше, чем образ бродячего философа. Но раскрывается он не сразу. По началу, Пилат не обращает особого внимания на узника, его больше беспокоит собственная мигрень. Но вскоре становится заметным, что он озадачен, что в нем разыгралась гамма чувств таких как: интерес к проповеднику, отсутствие любого желания быть его палачом, страх перед немилостью Тиверия.

Пилат пытается спасти жизнь Иешуа, но попытки оказываются тщетными. Затем он старается хоть как-то облегчить страдания Иешуа на кресте. Наконец, он отдает приказ Афранию, чтобы тот, отомстив за предательство, убил Иуду.

Возникают вопросы. Зачем Пилат так поступает? Чем задели его последние слова Иешуа, и почему они такие значимые для него? В записках Левия Матвея, которые он с так жадно читает – Пилат разбирает слова о том, что трусость является наибольшим пороком. Он понимает, что данные слова именно о нем. Его никак не могла покинуть столь тоскливая мысль о чьем-то бессмертии. Воланд твердил Мастеру о том, что «рукописи не горят» Но также не горят и слова, которые были записаны Матвеем на пергаменте. Его бессмертие не является бессмертным подвигом Иешуа, оно является бессмертным чувством вины.

Понтий Пилат решает уйти от самого себя и своей совести.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, — все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи.
На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил — то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме.

Одним из тех, кого он судил, является Иешуа. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая внутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения.
У Иешуа своя жизненная философия: «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат — ей ничто не угрожает, — а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее.
Трусость — вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» — слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» — неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги.
Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, — таких, в сущности, немного, — как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие — это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон — муки ужасней не придумать, тем более что сон этот — его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.




Top