Развитие русской живописи. Архитектура и живопись Древней Руси

История Древнего Рима Вдовченков Е.В.

примерные экзаменационные вопросы для студентов I курса ДО, 2010/2011 уч. год

1. Источники по истории Древнего Рима и периодизация римской истории.

2. Природные условия и населœение Древнего Рима.

3. Общественно – политический строй этрусков.

4. Рим в царский период. Реформы Сервия Туллия и их значение.

5. Борьба патрициев и плебеев. Причины, основные этапы, итоги борьбы.

6. Государственный строй и сословная структура Римской республики.

7. Завоевание Римом Италии. Образование римско-италийской рабовладельческой конфедерации.

8. Формирование римского полиса и его особенности. Организация Италии под властью Рима.

9. Карфагенская держава до Пунических войн.

10. Причины и характер Пунических войн. 1-ая Пуническая война и ее итоги.

11. 2-ая Пуническая война и ее значение.

12. 3-я Пуническая война и проникновение Рима на Восток.

13. Социально-экономический строй Рима во II в. До н.э.

14. Обострение социальных противоречий в римском обществе. Реформы Тиберия Гракха.

15. Реформы Гая Гракха и их значение.

16. Обострение классовой борьбы. Первое и второе сицилийское восстание рабов.

17. Югуртинская война.

18. Военные реформы Гая Мария.

19. Борьба Гая Мария с Сулой. Диктатура Суллы.

20. Союзническая война. Война Рима с Митридатом Евпатором.

21. Восстание под предводительством Спартака.

22. Социально – политическая борьба 60-х гᴦ. I в. До н.э. Заговор Катилины.

23. 1-й триумвират. Диктатура Цезаря.

24. Гражданские войны в конце 40-30 гᴦ. I в. До н.э. Второй триумвират. Падение республики.

25. Принципат Августа.

26. Ранняя Римская империя (I-II вв. до н.э.). Династия Антонинов.

27. Гражданская война 68-69 гᴦ. Правление Флавиев.

28. Социально-политический и экономический кризис Римской империи в III в. Н.э. Династия Северов.

29. Рим во время правления Юлиев – Клавдиев.

30. Происхождение христианства и первые этапы его развития.

31. Падение Западной Римской империи.

Билет № 1.

  1. Предмет исторической науки. Историческая наука как система.
  2. Возникновение древнейших государств в долинœе реки Нил.
  3. Египет Раннего царства.

Билет № 2.

  1. Принципы, задачи и методы исторической науки.
  2. Египет в период Древнего царства.

Билет № 3.

  1. Концептуальная осмысленная история. Основные концепции курса истории древнего мира.
  2. Египет в период Среднего царства.

Билет № 4.

  1. Экономический строй антагонистического общества.
  2. Египет в период Нового царства.

Билет № 5.

  1. Культура антагонистического общества.
  2. Культура Древнего Египта.

Билет № 6.

  1. Социальный строй антагонистического общества.
  2. Древнейшая Месопотамия.

Билет № 7.

  1. Политический строй антагонистического общества.
  2. Старовавилонское царство.

Билет № 8.

  1. Предмет истории древнего мира. Составные части курса. Временные и географические границы курса.
  2. Древний Иран.

Билет № 9.

  1. Понятие ʼʼпервобытнообщинная формацияʼʼ. Проблема периодизаций.
  2. Возникновение древнейших государств в Китае Шан-Инь и Чжоу.

Билет № 10.

  1. Проблема возникновения человека и общества.
  2. Империя Цинь.

Билет № 11.

  1. Расцвет первобытнообщинного строя. Родоплеменная организация.
  2. Империя Хань.

Билет № 12.

  1. Причины и предпосылки разложения первобытнообщинного строя.
  2. Древняя Палестина.

Билет № 13.

  1. Пути или формы разложения первобытнообщинного строя.
  2. Индия в ведийский период.

Билет № 14.

  1. Проблема возникновения классов и государств.
  2. Индия в буддийский период.

История Древнего Рима Вдовченков Е.В.

Примерные экзаменационные вопросы для студентов I курса ДО, 2010/2011 уч. год

История Древней Греции

Преп. С.М. Ильяшенко

1. Природные условия Древней Греции. Основные исторические области.

2. Источники по истории Древней Греции. Их классификация. Общая характеристика основных типов источников.

3. Цивилизация минойского Крита: периодизация, экономика, общественный и государственный строй. Причины гибели.

4. Микенская цивилизация: периодизация, экономика, общественный и государственный строй.

5. Греция XI – IX вв. до н.э. Поэмы Гомера как источник. Социально-экономический строй, организация управления.

6. Великая Греческая колонизация: причины, основные направления, организация переселения, значение.

7. Древняя Спарта в VII – V вв. до н.э. Образование спартанского государства. Особенности общественного и государственного строя Спарты. Система общественного воспитания.

8. Древняя Спарта в VII – V вв. до н.э. Экономика, социальная структура общества, военная огранизация.

9. Аттика в VIII – VII вв. до н.э. Реформы Тесея и образование Афинского государства. Социальная структура и организация управления государства.

10. Афины VII в. До н.э. «Килонова смута». Законодательство Драконта.

11. Реформы Солона в Афинах и их историческое значение.

12. Социально-экономическое развитие Греции в архаический период. Раннегреческая тирания и ее историческое значение. Тирания Писистрата и Писистратидов.

13. Реформы Клисфена в Афинах и их историческое значение.

14. Античный полис: предпосылки формирования, сущность, характерные черты, типы полисов, историческое значение.

15. Греко – персидские войны: причины, периодизация. Роль Афин в первый период войн.

16. Греко-персидские войны: «Морская программа» Фемистокла. Ее военное и политическое значение.

17. Греко-персидские войны: периодизация, последний период и результаты войн.

18. Политическая борьба в Афинах во время Греко-персидских войн.

19. Делосский союз и его трансформация в афинскую архэ.

20. Афины V в. До н.э.: экономическое развитие, социальная структура общества, институт рабства.

21. Афины V в. до н.э. «Золотой век» Перикла: государственное устройство эволюция органов управления. .

22. Пелопоннесская война: причины, периодизация, Архидамова война и её итоги.

23. Пелопоннесская война: периодизация, сицилийская экспедиция, Декелейская война, итоги войны.

24. Политическая борьба в Афинах во время Пелопоннесской войны.


25. Кризис полисного строя. Причины и формы проявления. Младшие тирании.

26. Спарта в IV в. До н.э. Внутреннее положение. Отношение с греческими полисами и Персией.

27. Возвышение Македонии. Внутренняя и внешняя политика Филиппа.

28. Установление в Греции македонской гегемонии. Коринфский конгресс и его решения.

29. Восточный поход Александра Македонского. Его причины, основные этапы и итоги. Образование державы Александра Македонского.

30. Войны диадохов. Распад державы Александра Македонского и образование эллинистических государств.

31. Сущность эллинизма, периодизация, географические рамки. Характерные черты развития стран Восточного Средиземноморья в период эллинизма.

1. Источники по истории Древнего Рима и периодизация римской истории.

2. Природные условия и население Древнего Рима.

3. Общественно – политический строй этрусков.

4. Рим в царский период. Реформы Сервия Туллия и их значение.

5. Борьба патрициев и плебеев. Причины, основные этапы, итоги борьбы.

6. Государственный строй и сословная структура Римской республики.

7. Завоевание Римом Италии. Образование римско-италийской рабовладельческой конфедерации.

8. Формирование римского полиса и его особенности. Организация Италии под властью Рима.

9. Карфагенская держава до Пунических войн.

10. Причины и характер Пунических войн. 1-ая Пуническая война и ее итоги.

11. 2-ая Пуническая война и ее значение.

12. 3-я Пуническая война и проникновение Рима на Восток.

13. Социально-экономический строй Рима во II в. До н.э.

14. Обострение социальных противоречий в римском обществе. Реформы Тиберия Гракха.

15. Реформы Гая Гракха и их значение.

16. Обострение классовой борьбы. Первое и второе сицилийское восстание рабов.

17. Югуртинская война.

18. Военные реформы Гая Мария.

19. Борьба Гая Мария с Сулой. Диктатура Суллы.

20. Союзническая война. Война Рима с Митридатом Евпатором.

21. Восстание под предводительством Спартака.

22. Социально – политическая борьба 60-х гг. I в. До н.э. Заговор Катилины.

23. 1-й триумвират. Диктатура Цезаря.

24. Гражданские войны в конце 40-30 гг. I в. До н.э. Второй триумвират. Падение республики.

25. Принципат Августа.

26. Ранняя Римская империя (I-II вв. до н.э.). Династия Антонинов.

27. Гражданская война 68-69 гг. Правление Флавиев.

28. Социально-политический и экономический кризис Римской империи в III в. Н.э. Династия Северов.

29. Рим во время правления Юлиев – Клавдиев.

30. Происхождение христианства и первые этапы его развития.

31. Падение Западной Римской империи.

Билет № 1.

  1. Предмет исторической науки. Историческая наука как система.
  2. Возникновение древнейших государств в долине реки Нил.
  3. Египет Раннего царства.

Билет № 2.

  1. Принципы, задачи и методы исторической науки.
  2. Египет в период Древнего царства.

Билет № 3.

  1. Концептуальная осмысленная история. Основные концепции курса истории древнего мира.
  2. Египет в период Среднего царства.

Билет № 4.

  1. Экономический строй антагонистического общества.
  2. Египет в период Нового царства.

Билет № 5.

  1. Культура антагонистического общества.
  2. Культура Древнего Египта.

Билет № 6.

  1. Социальный строй антагонистического общества.
  2. Древнейшая Месопотамия.

Билет № 7.

  1. Политический строй антагонистического общества.
  2. Старовавилонское царство.

Билет № 8.

  1. Предмет истории древнего мира. Составные части курса. Временные и географические границы курса.
  2. Древний Иран.

Билет № 9.

  1. Понятие «первобытнообщинная формация». Проблема периодизаций.
  2. Возникновение древнейших государств в Китае Шан-Инь и Чжоу.

Билет № 10.

  1. Проблема возникновения человека и общества.
  2. Империя Цинь.

Билет № 11.

  1. Расцвет первобытнообщинного строя. Родоплеменная организация.
  2. Империя Хань.

Билет № 12.

  1. Причины и предпосылки разложения первобытнообщинного строя.
  2. Древняя Палестина.

Билет № 13.

  1. Пути или формы разложения первобытнообщинного строя.
  2. Индия в ведийский период.

Билет № 14.

  1. Проблема возникновения классов и государств.
  2. Индия в буддийский период.

Билет № 15.

  1. Азиатский и античный общественный уклад.
  2. Индия после Маурьев. Кушаны, гупты.

Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности. Классицизм как направление в русской художественной культуре безраздельно утвердился в конце XVIII - начале XIX веков. Этот период расцвета классицизма в русской истории живописи обыкновенно именуют высоким классицизмом. Характерным для живописцев этого времени было романтическое утверждение красоты неповторимого, индивидуального, необычного, однако наивысшим достижением этой эпохи изобразительного искусства в России можно считать не историческую живопись, а портрет (А. Аргунов, А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский).

О.А.Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. Одни построены на резком контрасте света и тени. В других главным живописным средством оказывается тонкая градация близких друг другу цветов. Для полотен К.П.Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833). Возвышенная красота человека и неизбежность его гибели отражены в картине в трагическом противоречии. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. Крупнейшим мастером исторической картины был А.А. Иванов, придал своей живописи характер жертвенного служения идее и сумел преодолеть многие шаблоны, свойственные академической технике.

В своих произведениях он предвосхитил многие искания русской реалистической живописи следующих десятилетий.

Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина. 9 ноября 1863 года 14 выпускников Академии художеств во главе с И. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет "Пир в Валгалле" и просили предоставить им самим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли из Академии, образовав независимую Артель художников. Второе событие - создание в 1870 году "Товарищества передвижных выставок", душою которого стал тот же И.Крамской. Передвижники были едины в своем неприятии "академизма" его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией "передвижников" пользовалось крестьянство. В ту пору - в 60-70-е гг. XIX в. - идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал В. Г. Перов (1834-1882). Свидетельство этому - такие его картины, как "Приезд станового на следствие", "Чаепитие в Мытищах", "Тройка", "Старики-родители на могиле сына". Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Тургенева, Достоевского). В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно.

Одно из наиболее сильных произведений Крамского - картина "Христос в пустыне".

Но нельзя сказать, чтобы Академия художеств не выдвигала талантов. Лучшие традиции академизма нашли развитие в грандиозных исторических полотнах Г. Семирадского, работах рано умершего В. Смирнова, ("Смерть Нерона"), великолепных полотнах мариниста, представителя романтизма Ивана Айвазовского. Собственно из стен Академии вышли многие выдающиеся художники. Это и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже - Серов и Врубель.

"Передвижники" совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. А. К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина "Грачи прилетели" (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин (1832-1898). А. И. Куинджи (1841-1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, - эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.

Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика Саврасова

И. И. Левитана (1860-1900). Левитан - мастер спокойных, тихих пейзажей Человек стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа.

Заштатный городок Плес на верхней Волге прочно вошел в творчество Левитана. В этих краях он создал свои полотна: "После дождя", "Хмурый день".

Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: "Вечер на Волге", "Вечер. Золотой плес", "Вечерний звон", "Тихая обитель".

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.

И. Е. Репин (1844-1930) был очень разносторонним художником. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не менее грандиозно, чем "Бурлаки на Волге", - полотно "Крестный ход в Курской губернии". Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки - все уместилось на этом полотне: и величие, и сила, и немощь, и боль России. Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика ("Отказ от исповеди", "Не ждали", "Арест пропагандиста"). Ряд репинских полотен написан на исторические темы ("Иван Грозный и его сын Иван", "Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану" и др.). Репин создал целую галерею портретов. Он написал портреты - ученых (Пирогова и Сеченова), - писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, - композиторов Глинки и Мусоргского, - художников Крамского и Сурикова. В начале XX в. он получил заказ на картину "Торжественное заседание Государственного совета". Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них.

В. И. Суриков (1848-1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова". Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом. Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в картине "Боярыня Морозова". Если же подойти к полотну поближе, снег как бы "рассыпается" на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.

В. А. Серов (1865-1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты. В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С. И. Мамонтова. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое - Серов и 12-летняя Вера Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором девочка не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц. В начале сентября "Девочка с персиками" была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово золотистых тонах, казалась очень "просторной". В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью.

Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди - целая жизнь. Время поставило "Девочку с персиками" в ряд лучших портретных работ в русской и мировой живописи.

Обращение к национальным темам привело к небывалому расцвету исторической и батальной живописи. Подлинные шедевры в этих жанрах создали В. Суриков, И. Репин, Н. Ге, В. Васнецов, В. Верещагин, Ф. Рубо. В эти годы открываются первые национальные художественные галереи; произведения русских художников начинают регулярно появляться на международных выставках и в заграничных художественных салонах. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова и других передвижников попали в собрание Третьякова. П. М. Третьяков (1832-1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры. В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века. В конце 1890-х годов еще плодотворно работали ведущие мастера критического реализма - И. Е. Репин,

В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Е. Маковский, но в это время в искусстве проявилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзаж. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А. П. Рябушкин и М. В. Нестеров.

Крупный художник этого времени - Б. М. Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.

В раннем творчестве М. В. Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки, обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины ("На горах", 1896, "Великий постриг", 1897-1898).

Символизм, неоклассицизм, модерн оказывает заметное влияние на М.А. Врубеля, художников из "Мира искусства" (А. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева.) и "Голубой розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов). Деятельность этих групп была очень разносторонней, художники издавали свой журнал "Мир искусства", устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров.

В 1910-е гг. зарождается русский авангард - как стремление перестроить основы искусства вплоть до отрицания самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают новые школы и направления, которые определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительного искусства - супрематизм (К. Малевич), "импровизационный" стиль и абстракционизм (В. Кандинский), лучизм (Ларионов) и др. Всем течениям авангардистского искусства свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности - трезвым расчетом, художественной образности - простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции - конструкцией, больших идей - утилитарностью. Новое искусство покоряет безудержной свободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. В понятие "авангард" условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм). Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин,Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и лругие.

В 1910-е гг. также наблюдается возрождение интереса к иконописи. Художественные принципы иконописи творчески применяли как отдельные русские (В. Васнецов, М. Нестеров, К.С. Петров-Водкин) и зарубежные (А. Матисс) художники,так и целые направления и школыаван гарда.

С конца 20-х годов в России утверждается принцип социалистического реализма. Идейность становится главной определяющей силой в художественном творчестве. Несмотря на сильное влияние идеологии создавались настоящие произведения искусства мирового уровня. Творчество пейзажистов С.В.Герасимова, В.Н. Бакшеева, А.А. Пластова, творчество П.Д. Корина, А.Н. Остроумомой-Лебедевой, И. Глазунова, К. Васильева, А. Шилова, А. Исачева - убедительное тому доказательство. С 1960-х гг. наступает возрождение русского авангарда. "Разрешенная", но не официзная часть советского искусства в 1960-е гг. представлена работами мастеров "сурового стиля" (Т. Салахов, С. Попков). В 1970-1980-е гг. получило признание творчество советских художников - Р. Бичунаса, Р. Тордия, Д. Жилинского, А. Зверева, Э. Штейнберга, М. Ромадина, М. Лейса, В. Калинина и др., представителей не только "официально разрешенного искусства". Русский постмодернизм 90-х ХХ века - пример творчества группы "СВОИ" (Гипер-Пуппер- Кузнецов В., Вещев П., Дудник Д., Котлин М., Макса-Максютина, Менус А., Носова С., Подобед А., Ткачев М.). Сам факт объединения разноплановых художников в единый живой организм, не ограниченный концептуальными или стилевыми рамками, наиболее точно соответствует основному принципу постмодернизма о параллелизме и равнозначности художественных тенденций.

искусство классицизм живопись

Русская живопись как отражение мировосприятия русского народа и его многовековой истории

Осознанное, творческое бытие русского народа на этой Земле, в этой Вселенной, в этом мире продолжается вот уже более тысячи лет. За это время наш народ создал великое государство – оно велико не только огромными пространствами, но и величием духа русского народа и его творческими достижениями. В истории мировой цивилизации есть такие понятия: великая русская наука, великая русская литература, великая русская живопись.

Живопись занимает особое место в сотворении образа народа. Она зрима. Она понятна каждому. Она напрямую воспринимается душой человека и становится зримым продолжением его души, души всего народа.

Не всякий русский человек задумывается, что именно благодаря трудам великого русского ученого И. П. Павлова человечество приблизилось к разгадке тайны мышления, что именно русский ученый В. И. Вернадский раскрыл принцип существования разума во Вселенной, а знаменитый Д. И. Менделеев не только определил крепость водки, но и объяснил устройство материи как таковой. А даже помня имена творцов русской литературы, не все читали романы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого и с трудом вспомнят забытое со школьной скамьи четверостишие гения всех времен А. С. Пушкина.

Но не было, наверное, в России такой деревушки, где нельзя было бы найти репродукции «Трех богатырей» Васнецова, воспроизведенных иногда не очень умелой рукой. Или «Утра в сосновом лесу» Шишкина. Или его же «Сосен во ржи». Или «Охотников на привале» Перова. Или «Купчихи» Кустодиева.

Русская живопись – от летописных миниатюр и лубочных картинок до драматических полотен Репина и Сурикова – была явлением всеохватывающим. «Дети, бегущие от грозы» Маковского, «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» Репина, «Боярыня Морозова» и «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Золотая осень» Левитана и пейзажи Шишкина, «Русская красавица» Кустодиева, «Всадница» Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, крестьянки Венецианова, «Чаепитие в Мытищах» Перова, сказочные и былинные герои Васнецова, Билибина, «Демон» Врубеля, «Святая Русь» Нестерова, «Неравный брак» Пукирева, «Косцы» Мясоедова, «Сватовство майора» Федотова, портреты А. С. Пушкина кисти Кипренского и Тропинина, портреты В. И. Даля и Ф. М. Достоевского, созданные Перовым, портреты русских царей и изображения корон художника-реставратора Солнцева – все это не просто картины. Это запечатленная кистью живописца душа русского народа, лик России.

Книга «Великие художники России» – это не искусствоведческое исследование, не просто альбом репродукций картин известных художников, не собрание кратких биографий русских живописцев с примерами их творчества.

В этой книге воссоздается образ России во всем ее многообразии. Эта книга должна быть в каждой семье, ее нужно рассматривать вместе с детьми, хотя бы раз в год, чтобы зримо напоминать самим себе: кто мы, что мы и откуда мы. Как нужно перечитывать раз в несколько лет «Войну и мир» Толстого, «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Мертвые души» Гоголя, «Евгения Онегина» Пушкина. Это нужно делать, чтобы сохранять свою национальную сущность, чтобы оставаться человеком русского духа, русской культуры. Для этого предназначена книга «Великие русские художники». Только в отличие от вышеперечисленных она написана не пером и чернилами, а кистью и красками. Но смысла, мыслей и духа она содержит ничуть не меньше.

В XXI веке наша страна, наша материальная и духовная Родина не первый раз в своей истории оказалась на краю гибели. Долгое монголо-татарское иго наложило особый отпечаток на нашу историю, но не смогло остановить развития России. Было преодолено и краткое Смутное время, грозившее стране потерей государственности. Почти семидесятилетнее советское иго самым тяжелейшим, губительным образом сказалось на духовно-нравственном, моральном облике русского народа, выжившего в эпоху истребления основ национального самосознания. Двадцать лет постсоветского существования еще ближе пододвинули страну на край материальной и духовной гибели. Никто не знает – сумеет ли Россия преодолеть это духовно-нравственное вырождение и разложение и возродиться в своем созидательном бытии или исчезнет с лица этой планеты, из этой Вселенной, как некогда исчезли Древняя Греция и Древний Рим. Но созданное рукой и духом человека – остается. И как бы ни сложилась дальнейшая судьба России, ее история и культура останутся одним из самых значимых результатов человеческого бытия в этом мире. Значимым и зримым, благодаря в том числе гению и трудам русских художников, великих живописцев и рядовых созидателей, воссоздавших в своих полотнах многовековую историю русского народа и его творческую душу, стремящуюся к осознанию тайны человеческого бытия в этом мире, в этой Вселенной, на этой Земле.

В. П. Бутромеев

Из книги Бахчисарай и дворцы Крыма автора Грицак Елена

Ливадия для царей и народа Достопримечательности Ливадии начинаются с вершины Могаби (804 метра), живописные склоны которой спускаются в долину «водопадной» речки Учан-Су. Узкая кромка берега от Ялты до мыса Ай-тодор наделена редчайшим скальным ландшафтом и прекрасными

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Умирание искусства автора Вейдле Владимир Васильевич

Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

Русская троица Васнецов Виктор ВаснецовБогатыри.1881–1898Холст, масло. 295,3 х 446 смГосударственная Третьяковская галерея,МоскваБудь я конем, картина “Три богатыря” была бы мне иконой. Кони у Васнецова вышли лучше людей. Первые занимают на холсте больше места, чем вторые, и

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

«Через многовековой путь искусства…»* Горизонт - цирковая проволока, по которой бегают художники, жонглируя вещами. Горизонт - цирковая арена художников. Через многовековой путь Искусства, под которым подразумевалось нечто великое, откровение новых идей, оказался

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Третьяков автора Анисов Лев Михайлович

Глава X РУССКАЯ ПРОВИНЦИЯ 1 марта 1881 года на одной из петербургских улиц прогремел взрыв. Неизвестный бросил бомбу в проезжавший мимо экипаж, в котором следовал Александр II. От взрыва бомбы погибли двое прохожих и был ранен казачий офицер конвоя. Император остался

Из книги Сокровища Рифейских гор автора Ленковская Елена

Превосходство русского оружия Надо сказать, что государственная регламентация, столь сильная в эпоху классицизма, сказывалась и в производстве украшенного оружия. Оружие на Златоустовской фабрике делалось по образцам, присылаемым из Петербурга. К счастью, столичные

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Русская мозаика Восторгаясь огромными вазами в залах Эрмитажа, сверкающими столами и мощными колоннами в Зимнем дворце или Исаакиевском соборе, не следует заблуждаться - все эти уникальные предметы сделаны из мелких кусочков, а не из цельного камня.Метод, которым

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

«Христиане» - «Душа народа». 1917 Новый 1917 год я с семьей встретил в церкви Большого Вознесения на Никитской. Эта прекрасная церковь была построена на месте старой XVII века, от которой осталась только колокольня. Большое Вознесение создалось по мысли и на средства

Из книги Тайнопись искусства [Сборник статей] автора Петров Дмитрий

Русская историческая живопись Как и во Франции, историческая живопись пользовалась в России необыкновенной популярностью.Импульс к широкому распространению исторического жанра был дан Академией художеств, основанной в Петербурге в XVIII веке. Согласно академическим

Из книги Искусство и жизнь автора Моррис Уильям

Душа народа (Илья Барабаш) Эту картину художник Михаил Васильевич Нестеров считал вершиной своего творчества, говоря: «В начале жизни - „Отрок Варфоломей“, к концу - „Душа народа“». И верно, она замыкает цикл размышлений, начатый «житием» Сергия Радонежского еще в 1889

Из книги Марк Шагал автора Уилсон Джонатан

Из книги автора

От редактора русского издания В издательстве «Текст» в разные годы выходили следующие книги, связанные с жизнью и творчеством Марка Шагала:Марк Шагал об искусстве и культуре.Под ред. Бенджамина Харшава;Марк Шагал. Мой мир. Первая автобиография Шагала.Под ред. Бенджамина

ЖИВОПИСЬ. Развитие русской живописи в этот период также характеризуется двумя основными тенденциями:

Развитие русской живописи в этот период также характеризуется двумя основными тенденциями:

Развитие местных школ на основе традиций, сложившихся в домонгольский период;

Начало процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу.

4.1. Как и в предшествующий период,определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.

4.2. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему былаиконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.

4.2.1. Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой.

4.2.2. Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами лиц, более тяжелыми фигурами.

4.2.3. Ведущее положение с XIV в. занимает Московская школа , сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всехрусских школ.

4.3. Наряду с иконами широкое распространение получила и фреска. Начиная с XIV в. усложняется ее сюжет, появляется пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

4.4. Большое значение в живописи приобретает личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевает влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий выходит за рамки отдельных живописных школ.

4.4.1. Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340-после 1405 гг.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором - Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).

4.4.2. Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека, великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской Православной Церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства - икона Троица , написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

ИТОГИ

5.1. Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процеса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.

5.2. Русская культура сохранила национальный характер . Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.

5.3. Конец XIV-XV вв. характеризуются началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу . Продолжался процесс складывания русской народности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Дайте общую характеристику развития русской культуры в период монголо-татарского ига.
  2. Когда и под влиянием каких факторов начинается процесс возрождения русской культуры?
  3. В чем заключаются особенности развития литературы в этот период? Перечислите новые жанры, назовите причины их возникновения.
  4. Расскажите о возобновлении каменного строительства на Руси.
  5. Докажите, что живопись этого периода отразила величайший взлет религиозной духовности в России.
  6. Согласны ли Вы с утверждением, что монголо-татарское иго не уничтожило самобытность и самостоятельность русской культуры? В чем проявилась преемственность в ее развитии?



Top