В каком городе родился лихачев. Академик Д

В связи с революционными событиями 1905 года в России образовалось около пятидесяти политических партий - и местечковых, и крупных, с сетью ячеек по всей стране. Их можно отнести к трём направлениям - радикальные революционно-демократические, либерально-оппозиционные и монархические консервативные партии России. О последних в основном и пойдёт речь в данной статье.

Процесс создания партий

Исторически оформление разнообразных политических партий происходит с точной системностью. Первыми формируются оппозиционные левые партии. Во время революции 1905 года, то есть чуть позже подписания октябрьского Манифеста, образовались многочисленные центристские партии, объединившие, по большей части, интеллигенцию.

И напоследок, уже реакцией на Манифест, появились правые - монархические и консервативные партии России. Интересный факт: все эти партии исчезали с исторических подмостков в обратном порядке: правых смела Февральская революция, потом Октябрьский переворот упразднил центристов. Причём большая часть левых партий объединилась с большевиками или самораспустилась в 20-х годах, когда начались показательные суды над их предводителями.

Список и лидеры

Консервативной партии - ни одной - не суждено было пережить 1917 год. Родились они все в разное время, а погибли почти одновременно. Консервативная партия "Русское собрание" существовала дольше всех других, потому что создана была раньше - в 1900. О ней ниже будет рассказано более подробно.

Консервативная русского народа" основана в 1905, лидеры - Дубровин и с 1912 года - Марков. "Союз русских людей" существовал с 1905 по 1911, далее до 1917 уже чисто формально. В. А. Грингмут в том же 1905 основал Русскую которая впоследствии стала "Русским монархическим союзом".

У высокородных аристократов тоже была своя консервативная партия - "Объединённое дворянство", созданная в 1906. Знаменитым Русским народным союзом Архангела руководил В. М. Пуришкевич. Национально-консервативная партия "Всероссийский национальный союз" исчезла уже в 1912, руководили ею Балашов и Шульгин.

Партия умеренно правых окончила существование в 1910. "Всероссийскому Дубровинскому Союзу Русского народа" удалось сформироваться лишь в 1912 году. Ещё позже была создана консервативная партия "Отечественный патриотический союз" лидерами Орловым и Скворцовым в 1915. А. И. Гучков собрал свой "Союз семнадцатого октября" в 1906 (те самые октябристы). Вот примерно все основные консервативные партии России начала 20 века.

"Русское собрание"

Санкт-Петербург стал местом рождения РС - "Русского собрания" в ноябре 1900 года. Поэт В. Л. Величко в узком кругу посетовал на то, что его постоянно преследуют смутные, но явно провидческие видения, как Россию захватывают какие-то тёмные силы. Он и предложил создать некое содружество русских людей, готовых противостоять будущей напасти. Вот так начиналась партия РС - красиво и патриотично. Уже в январе 1901 был готов устав РС и избрано руководство. Как выразился историк А. Д. Степанов на первом заседании, черносотенное движение появилось на свет.

Пока что и это звучало не так угрожающе, как, скажем, лет через восемнадцать-двадцать. Устав был утверждён сенатором Дурново и скреплён тёплыми словами, полными светлой надежды. Первоначально собрания РС были похожи на литературно-художественный клуб славянофильского толка.

Там собирались интеллигенты, чиновники, духовенство и помещики. Во главу угла ставились культурно-просветительские цели. Однако после революции 1905 года, благодаря своей деятельности, РС перестала быть похожей на другие консервативные партии России начала 20 века. Она стала ярко правомонархической.

Деятельность

Вначале РС устраивало обсуждение докладов и устраивало тематические вечера. Собрания происходили по пятницам и были посвящены политическим и общественным проблемам. Также были популярны и "литературные понедельники". Всеми "пятницами" сначала занимался В. В. Комаров, но популярными и влиятельными они стали осенью 1902, когда во главе их встал В. Л. Величко.

С 1901 года, кроме "понедельников" и "пятниц" начались обособленные совещания (здесь нужно отметить активность Окраинного отдела, где председательствовал профессор А. М. Золотарёв, впоследствии этот отдел стал самостоятельной организацией "Русского окраинного общества"). С 1903 года под руководством Н. А. Энгельгардта всё более популярными становились "литературные вторники".

Уже в 1901 году "Русское Собрание" насчитывало более тысячи человек, а в 1902 - на шестьсот больше. Политическая деятельность сводилась к тому, что, начиная с 1904 года, царю периодически подавались челобитные и верноподданнические адреса, организовывались депутации во дворец и проводилась пропаганда в периодической печати.

Депутации в разное время украшали своим присутствием князья Голицын и Волконский, граф Апраксин, протоиерей Боголюбов, а также не менее знаменитые люди - Энгельгардт, Золотарёв, Мордвинов, Леонтьев, Пурышев, Булатов, Никольский. Государь принимал делегации РС с воодушевлением. Консервативные политические партии Николай Второй, можно сказать, любил и доверял им.

РС и революционная смута

В 1905 и 1906 годах "Русское Собрание" ничего особенного не совершило, да и с ним ничего не произошло, если не считать послереволюционный циркуляр, которым запрещалось состоять в любых политических сообществах военнослужащим царской армии. Тогда либеральные и консервативные партии потеряли множество своих членов, а РС покинул основатель его - А. М. Золотарёв.

В феврале 1906 РС организовало всероссийский съезд в Санкт-Петербурге. Фактически партией "Русское Собрание" стало только к 1907 году, когда была принята программа консервативной партии и внесены дополнения в устав. Теперь РС могло избирать и быть избранным в Государственную думу и Государственный совет.

Основанием программы стал девиз: "Православие, Самодержавие, Народность". Ни одного монархического съезда "Русское Собрание" не пропустило. Однако независимую политическую фракцию создать удалось очень нескоро. Первая и вторая думы шансов РС не дали, поэтому партия решила кандидатов не выставлять, напротив - голосовать за крайних левых (такая хитрость против октябристов и кадетов). Политическая позиция на Третьей и Четвёртой Думах однозначно не рекомендовала своим депутатам блокироваться с центристами (октябристы) и даже с умеренными правыми националистическими партиями.

Расколы

До конца 1908 года в монархическом лагере бушевали страсти, итогами которых стали расколы многих организаций. Например, конфликт Пуришкевича с Дубровиным расколол "Союз русского народа", после чего появился "Союз Архангела Михаила". Мнения в РС тоже разделились. Партию преследовали ссоры, уходы и смерти, но особенно - бюрократическая мертвечина.

К 1914 году руководители РС решились на абсолютную деполитизацию партии, увидев в просветительской и культурной направленности верный путь к улаживанию конфликтов. Однако война углубила все разломы в отношениях, поскольку марковцы были за немедленное заключение мира с Германией, а сторонники Пуришкевича - наоборот, им нужна была война до победного конца. В итоге к Февральской революции "Русское Собрание" себя изжило и превратилось в немногочисленный кружок славянофильского направления.

СРН

"Союз русского народа" - ещё одна организация, представляющая консервативные партии. Таблица демонстрирует, насколько в начале двадцатого века высока была пассионарность - всевозможные общества, сообщества множились, словно грибы под осенним дождиком. Партия СРН начала действовать в 1905 году. Программа её и деятельность целиком и полностью стояла на шовинистических и ещё более - антисемитских идеях монархического толка.

Православный радикализм особенно отличал взгляды её членов. СРН был активно настроен против любого рода революций и парламентаризма, ратовал за нераздельность и единство России и выступал за совместные действия властей и народа, который будет при государе совещательным органом. Эта организация, естественно, была запрещена сразу после окончания Февральской революции, а недавно, в 2005 году, её пытались воссоздать.

Исторический фон

Русский национализм никогда не был одинок в мире. Девятнадцатый век повсеместно отмечен националистическими движениями. В России активная политическая деятельность смогла появиться только во время государственного кризиса, после поражения в войне с японцами и каскада революций. Царь только тогда решил поддержать инициативу правых общественных групп.

Сначала появилась вышерассмотренная элитарная организация "Русское Собрание", которая не имела с народом ничего общего, да и у интеллигенции её деятельность не нашла достаточного отклика. Естественно, противостоять революции такая организация не могла. Как, впрочем, и другие политические партии - либеральные, консервативные. Народу уже требовались не правые, а левые, революционные организации.

"Союз русских людей" объединял в своих рядах только высшее дворянство, идеализировал допетровскую эпоху и признавал только крестьянство, купечество и дворянство, космополитическую интеллигенцию не признавал ни как класс, ни как прослойку. Курс правительства СРЛ подвергал критике за взятые им международные займы, считая, что таким образом власть разоряет русский народ.

СРН и террор

Создан был "Союз русского народа" - крупнейший из монархических союзов - по инициативе одновременно нескольких человек: врача Дубровина, игумена Арсения и художника Майкова. Руководителем стал членствующий в "Русском Собрании" Александр Дубровин. Он оказался неплохим организатором, политически чутким и энергичным человеком. Он легко вошёл в контакт с правительством и администрацией и убедил многих, что только массовый патриотизм может спасти действующий порядок, что необходимо общество, которое будет проводить и массовые акции, и индивидуальный террор.

Консервативные партии 20 века начинают заниматься террором - это было что-то новенькое. Тем не менее, движение получило поддержку всякого рода: полицейскую, политическую и финансовую. Царь благословил СРН от всей души в надежде, что даже террор лучше бездеятельности, которую демонстрируют другие консервативные партии России.

В декабре 1905 года в Михайловском манеже СРН был организован массовый митинг, где собралось около двадцати тысяч человек. Выступили видные люди - знаменитые монархисты, епископы. Народ демонстрировал единство и воодушевление. "Союзом русского народа" издавалась газета "Русское знамя". Царь принимал депутации, выслушивал доклады и принимал подарки от руководителей Союза. Например, отличительные знаки членов СРН, которые и царь, и цесаревич время от времени надевали.

Тем временем призывы СРН абсолютно погромного антисемитского содержания тиражировались в народ на миллионы рублей, полученных из казны. Росла эта организация огромными темпами, региональные участки открывались почти во всех крупных городах империи, за несколько месяцев - более шестидесяти отделений.

Съезд, устав, программа

В августе 1906 года устав СРН был утверждён. Там содержались основные идеи партии, программа её действий и концепция развития. Этот документ по праву считался лучшим среди всех уставов монархических обществ, потому что был краток, ясен и точен в формулировках. Тогда же был созван съезд руководителей из всех регионов для координации деятельности и её централизации.

Организация стала военизированной из-за новой структуры. Все рядовые члены партии были разбиты на десятки, десятки сбиты в сотни, а сотни - в тысячи, соответственно с подчинением десятникам, сотникам и тысяцким. Организованность такого плана хорошо помогала популярности в народе. Особо активное монархическое движение было в Киеве, и огромная часть членов СРН жила в Малороссии.

В Михайловский манеж на очередное торжество по случаю освящения хоругви, а также знамени СРН, прибыл глубоко почитаемый Иоанн Кронштадский - всероссийский батюшка, как его называли. Он сказал приветственное слово и позже сам вступил в СРН, и до самого конца был почётным членом этого Союза.

Для предотвращения революций и поддержания порядка СРН держал в боевой готовности самооборону, часто вооружённую. "Белая гвардия" из Одессы - особо известная дружина такого плана. Принцип формирования самообороны - военный казачий с есаулами, атаманами и десятниками. На всех заводах Москвы и Петербурга существовали такие дружины.

Развал

К своему четвёртому съезду СРН был первым среди русских монархических партий. Он имел более девятисот отделений, и подавляющее большинство делегатов были членами этого Союза. Но тогда же начались и противоречия среди руководителей. Пуришкевич пытался отстранить Дубровина от дел, и вскоре ему это удалось. Он подтянул к себе всю издательскую и организационную работу, многие лидеры местных отделений уже никого, кроме Пуришкевича не слушали. Это же коснулось и многих учредителей СРН.

И случился конфликт, зашедший настолько далеко, что мощнейшая организация быстро сошла на нет. Пуришкевич в 1908 создал свой "Союз имени Архангела Михаила", вышел из состава СРН московский отдел. Царский Манифест 17 октября окончательно расколол СРН, поскольку отношение к созданию Думы было полярно разным. Затем случился террористический акт с убийством видного депутата Госдумы, в котором обвинили сторонников Дубровина и его самого.

Петербургский отдел СРН в 1909 году просто отстранил Дубровина от власти, оставив ему почётное членство в Союзе, и очень быстро вытеснили со всех постов его единомышленников. До 1912 года Дубровин пытался бороться за место под солнцем, но понял, что ничего не вернуть, и в августе зарегистрировал устав Дубровинского союза, после чего от центра один за другим стали откалываться региональные отделения. Всё это не прибавляло авторитета организации СРН, и она окончательно развалилась. Консервативные партии (правые) были уверены, что правительство испугалось мощи этого Союза, и огромную роль в его развале сыграл лично Столыпин.

Запрещение

Дошло до того, что на СРН составил единый блок с октябристами. Впоследствии неоднократно предпринимались попытки воссоздать единую монархическую организацию, однако успеха здесь никто не достиг. А Февральская революция монархические партии запретила, возбудив против руководителей судебные процессы. Затем последовала Октябрьская революция и Большинство лидеров СРН в эти годы ждала гибель. Оставшихся примирило, стерев все прошлые противоречия, Белое движение.

Советские историки считали СРН абсолютно фашистской организацией, намного предвосхитившей появление их в Италии. Даже сами участники СРН через много лет писали о том, что "Союз русского народа" стал историческим предшественником фашизма (один из лидеров - Марков-2, писал об этом с гордостью). В. Лакер уверен, что черносотенцы прошли примерно половину пути от реакционных движений девятнадцатого века к правым популистским (то есть фашистским) партиям двадцатого века.

Россия формировалась как многонациональное государство. К концу XIX – началу XX в. в империи проживало около 100 наций. Самодержавие строило свою национальную политику на великодержавных принципах. Начиная с 90-х гг. XIX в., оно повело активную политику, направленную на уничтожение автономии Финляндии. После восстания 1863 г. были ликвидированы остатки автономии Королевства Польского. Национальные противоречия проявлялись и в Прибалтике, на Украине, в Средней Азии, на Кавказе.

При Александре III великорусский шовинизм стал основой национальной политики самодержавия. Николай II в принципе не изменил подходы к национальной политике имперского правительства. В русле общей национальной политики царизм проводил русификаторскую политику. Русский язык являлся не просто государственным, он насильно навязывался национальным меньшинствам в их повседневной жизни (в национальных регионах все делопроизводство в государственных учреждениях велось на русском языке, запрещались использование родного языка в школах, издание на национальном языке газет, журналов, книг; литовский алфавит, основанный на латинице, был заменен на кириллицу и т.д.). Проявление русификаторской политики самодержавия были различными, но цель их была одна – навязать русскую казенную культуру инорусским этносам, унифицировать по православно-великорусскому подобию всю империю и таким образом сплотить страну.

Русификаторская политика самодержавия в национальном вопросе явилась не просто официальной политикой авторитарного режима, но и проявлением великорусского национализма на государственном уровне. Это сеяло семена национальной розни, подкладывало бомбу с часовым механизмом под государственную целостность Российской империи, которая рано или поздно должна была взорваться. Поэтому не вызывает удивления, что непродуманная деструктивная национальная политика самодержавия повлекла за собой ответную реакцию со стороны национальных меньшинств.



Выразителями национальных интересов малых народов на рубеже XIX-ХХ вв. стали национальные партии. Их национальный “характер” проявлялся в том, что во главу угла в системе партийных приоритетов они ставили решение национального вопроса как первого и необходимого условия для будущего государственного переустройства империи. Идея национального возрождения играла важнейшую, если не определяющую, роль в становлении национальных политических партий России.

Благодаря такой закономерности в истории формирования национальных политических партий России просматривается ряд характерных черт. Во-первых, все национальные партии либерального толка вышли из лона культурно-просветительских обществ, большинство национальных партий социалистической ориентации – из существовавших до этого законспирированных кружков. Во-вторых, национальные политические партии формировались под прямым воздействием, с одной стороны, европейских, а с другой – российских либеральных и социалистических традиций, идей и взглядов. В зависимости от социокультурных традиций народов, уровня экономического развития национальных регионов и степени модернизации жизни этносов европейское или российское влияние играло большую или меньшую роль в процессе становления национальных политических партий. Так, в Польше, Финляндии, Прибалтике определяющим было европейское влияние, в то время как на Украине, в Казахстане, на Кавказе весомым оказалось российское влияние. В-третьих, в конце XIX в. в России большое распространение получила идеология марксизма. Она оказала влияние на умы национальной интеллигенции, показав ей альтернативу либеральной модели развития своего этноса. Процесс размежевания национального движения на два идеологических лагеря стимулировал более динамичное развитие национальных политических партий, которые, несмотря на различие в своей ориентации (социализм или капитализм), солидаризировались в национальном вопросе. В дальнейшем такой солидарный подход к национальному вопросу позволил большинству идеологически противостоящих друг другу национальных партий после февраля и особенно октября 1917 г, когда на окраинах бывшей Российской империи активно пошел процесс возникновения новых национальных государственных образований, найти общий язык, забыв временно об идеологических противоречиях.

Первые национальные политические партии стали формироваться Прежде всего в тех регионах, где освободительное движение имело Давние традиции. В этих регионах, на северо-западных окраинах империи и в Закавказье (в губерниях, заселенных армянами), формирование партий началось на 10-15 лет раньше, чем в целом по империи. Раньше здесь произошло и размежевание их по идеологическому признаку. Таким образом, процесс национального партийного строительства отмечался большой неравномерностью.

Так, на Кавказе из партии арменоканов в начале 1880-х гг. возникла Армянская социал-демократическая партия Гнчак (Колокол), а несколько позднее – Армянский революционный союз Дашнакцутюн; в Финляндии в 1850-1860-х гг. возникли протопартии (Финская и Шведская). В Польше, где социокультурный уровень этноса был выше, чем в других регионах империи, процесс формирования партий в современном понимании этого слова (наличие программы института членства, партийной структуры и т.д.) продвинулся гораздо дальше, чем в империи в целом. В 1880– 1890-е годы там оформилось уже несколько социалистических партий и крупнейшая либерально-консервативная партия Королевства Польского – Народно-демократическая. В Литве в 1896 г. была создана Литовская социал-демократическая партия. Там же (в Вильно) годом позже оформился Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (Бунд).

В регионах, где уровень национального самосознания был ниже идеологическая и организационная дифференциация происходила позже, чем в Королевстве Польском. Так, например, из лона Революционной украинской партии (РУП). созданной в 1900 г. и поначалу представлявшей блок идейно разнородных элементов (социал-демократов, народников и пр.), впоследствии появляются: Украинская народная партия (УНП), первые кружки украинских эсеров, Украинская демократическая партия (УДП). В свою очередь последняя стала ядром Украинской радикальной партии (УРП). А в Среднеазиатском регионе этот процесс набрал силу только после февраля 1917 г., когда было сформировано движение Шура-и-Исламия (Совет Имама). Решающее влияние на формирование национальных партий имела Первая российская революция. В 1905-1907 гг. на дальних окраинах государства дает о себе знать множество новых партий, союзов, движений. Большинство из них было немногочисленными, организационно немощными, идейно размытыми и просуществовало весьма недолго.

До первой революции в России существовало всего 9 национальных организаций либерального и консервативного направления, в 1905-1907 гг. их число увеличилось до 42, а к февралю 1917 г. достигло 52.

После февраля 1917 г. процесс образования национальных партий и движений продолжался, и за короткий срок в дооктябрьский период их возникло еще около двух десятков. Наконец с конца 1917 г. по 1925 г. включительно образовалось еще 12 партийных организаций либерального и консервативного направлений.

Казалось бы, такое огромное количество либерально-консервативных национальных образований впечатляет. Но практика оказалась иной. 60-75 политических образований существовали непродолжительное время и оставили после себя малую толику программных документов, а главное, немногочисленных приверженцев. Да и особенности национально-политического развития Российской империи, а в дальнейшем и советской России, оставили за бортом политические образования Польши, Финляндии, прибалтийских государств, ставших на путь независимого развития.

Как либеральные, так и социалистические национальные партии поставили своей главной целью проведение системных реформ, которые затрагивали бы все без исключения сферы общественной жизни. Национальные либеральные партии видели будущее России в модификации автократического режима. Партии либерально-консервативного толка и либеральный центр (таких было меньшинство) предполагали, что самодержавие само, “сверху” проведет радикальную реформу и будет эволюционировать в сторону конституционно-парламентского строя. Левые либералы предполагали, что на власть возможно давление “снизу”, для того чтобы она успешнее реформировалась. Национальные партии социалистического направления стояли на позициях революционного радикализма и видели будущее России не просто в демократической республике, как левые либералы, но и в социализме. Здесь национальные партии были идеологически идентичны своим российским аналогам. Однако национальный вопрос не позволял им найти общий язык и объединиться с РСДРП или кадетами.

Несмотря на идеологические разногласия, и либералы, и социалисты считали, что этносам необходимо свое национально-государственное устройство. По представлениям идеологов национальных партий, оно могло быть двояким. Во-первых, в виде автономии {культурно-национальная автономия, национально-территориальная автономия, федерация); во-вторых, в виде независимых национальных государств. Идеологи некоторых национальных партий предлагали также создание федерации независимых государств на основе географической или историко-культурной общности. Причем, по их замыслу, в этой федерации не всегда находилось место новой, демократической России. Такая федерация должна была выступать как своего рода противовес возможным реваншистским выступлениям России.

После февраля 1917 г. у национальных партий наблюдается смещение акцентов в национальном вопросе в сторону большей национальной самостоятельности, что привело к конфронтации между национальными и общероссийскими партиями, еще более усилив центробежные тенденции в общественном развитии страны.

Октябрь 1917 г. вызвал резко негативный отклик у либеральных и У части членов социалистических национальных партий, что стимулировало процесс создания независимых национальных государств и перехода национальных партий, стоявших на позициях автономности, на позиции сепаратизма. Лишь небольшая часть левых в национальных партиях социалистической ориентации осталась на позициях интернационализма и видела будущее своей Родины вместе с большевистской Россией.

Отличительной чертой национальных партий, действовавших в Царской России, было стремление выражать интересы своих наций часто в ущерб декларированным идеологическим парадигмам. Русификаторская политика самодержавия только усиливала эту тенденцию. Однако неправомерно будет говорить, что национальные партии идеологически были несостоятельны и что национальный вопрос в практической деятельности партий довлел над идеологией. Национальный фактор в деятельности национальных политических партий был сильным, но не определяющим. По идеологическому признаку национальные партии классифицируются следующим образом:

1. Партии консервативного направления.

2. Либеральные партии.

3. Партии социалистической ориентации.

Итогом многолетней прямолинейной, а порой и грубой, оскорблявшей чувства национальных меньшинств русификаторской политики самодержавия стало выделение национальными политическими партиями национальных приоритетов в ущерб общероссийским, и как показали события февраля-октября 1917 г. партийные идеологи оказались правы: наиболее развитые в социокультурном отношении народы увидели свое будущее вне границ новой России, в то время как русские национальные партии проявили явное непонимание важности национального вопроса для будущего России.

Политические партии представляют собой высшую форму политической организации общественных классов или социальных слоев. Главным содержанием их деятельности является, как правило, борьба за власть. На формирование партийной системы большое влияние оказали: во-первых, существенные отличия (по сравнению с Западной Европой), связанные с социальной структурой общества; во-вторых, своеобразие политической власти (самодержавия); в-третьих, многонациональность населения.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) была учреждена в 1898 г., а окончательно оформилась в 1903 г. на II съезде, где были приняты программа и устав, а также избраны руководящие органы. Лидеры партии – В. Ленин, Г. Плеханов, Ю. Мартов.

Программа партии была нацелена как на решение задач буржуазно-демократической революции (программа «минимум»): свержение самодержавия, установление демократической республики, 8-часового рабочего дня, ликвидация остатков крепостничества в деревне, так и на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (программа «максимум»).

При обсуждении уставных и программных вопросов, а также при выборах руководящих органов РСДРП наметились расхождения, вылившиеся в раскол и образование двух течений: большевиков во главе с В.И. Лениным и меньшевиков во главе с Ю.О. Мартовым и Г.В. Плехановым. Эти две фракции в российской социал-демократии существовали вплоть до 1912 г., когда большевики на VI (Пражской) конференции РСДРП окончательно размежевались с меньшевиками.

Неонароднические революционные организации в России были представлены партией социалистов-революционеров (эсеров), анархистов и неонародническими национальными партиями.

Народнические кружки в 1902 г. объединились в партию социалистов-революционеров (ПСР). Лидером и идеологом партии был В.М. Чернов. Своей основной целью эсеры считали подготовку к социальной революции, которая должна была привести к народовластию, а право его провозглашения предполагалось предоставить Учредительному собранию. В социально-экономическом плане эсеровская программа предусматривала будущее переустройство общества на коллективистских, социалистических началах. Аграрный вопрос они хотели решить при помощи «социализации земли», т. е. изъятия ее из товарного оборота и превращения в общенародное достояние. Право наделения крестьян землей по трудовой или потребительской норме предоставлялось органам местного самоуправления – крестьянским общинам. Эсеры возродили террор, пытались использовать его в качестве одного из важных средств политической борьбы с целью разжигания революции и ослабления царской власти.

Анархизм представлял собой учение, сторонники которого отрицали государство и всякую власть, считая, что ее можно уничтожить революционным путем. Идеальным общественным строем они называли федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций, где человеческая личность свободна от всех форм зависимости.

Неонародники в целом были довольно активной политической силой и играли важную роль в революционно-социалистическом движении России.

Политические партии либеральной ориентации, как правило, формировались в рамках земского представительства.

С 1900 г. земская оппозиция, не обращая внимания на правительственные учреждения, регулярно проводит свои съезды. Начались переговоры о создании тайной оппозиционной организации, в 1902 г. возникает "Союз Освобождения", на основе которого позже организуется партия кадетов.
Программа партии конституционных демократов была утверждена на учредительном съезде в октябре 1905 г. Предлагалось сформировать двухпалатный парламент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления. Должны быть восстановлены принципы уставов 1864 г., упразднено административное вмешательство в судебные дела, отменена смертная казнь. В финансовой области партия выступала: за отмену выкупных платежей для крестьян и развитие прямого обжалования; за отчуждение (за плату) государственных и частновладельческих земель и наделение ими нуждающихся; развитие аренды земли. В области трудовых отношений отстаивались право на забастовку, выборные (от рабочих) инспекции труда, восьмичасовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государственное страхование, уголовная ответственность за нарушение законов о труде."Союз 17 октября" полностью базировался на принципах "Манифеста 17 октября". Его кредо: "сильная власть выведет страну из хаоса". Союз выступал за сохранение единого и неделимого (унитарного) Российского государства, за конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Союз ратовал за отмену исключительных положений и отмену административной опеки над крестьянством, создание земельного фонда из государственных и удельных земель, включение общинных земель в гражданский оборот. В области рабочего законодательства - за социальное обеспечение и страхование, регулируемые законом стачки. В сфере местного управления - за создание бессословного земства в качестве мелкой территориальной единицы, выборное начало в местной юстиции, невмешательство администрации. В сфере промышленности предлагалось освободить предпринимательство от правительственной опеки (идея "чистого либерализма").Лозунгом правых партий стал призыв: "Православие, самодержавие, народность". "Русская народность как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства есть народность державная, господствующая и первенствующая". Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу.Враждебными они считали финнов, поляков, кавказцев, а особенно евреев. Для разжигания антисемитизма в массах черносотенцы обвиняли евреев в ритуальных убийствах. В доказательство существования "жидо-масонского мирового правительства" они распространяли фальшивку "Сионские протоколы" (позже - настольную книгу Гитлера).
Черносотенцы обещали, что поднимут вопрос о создании еврейского государства и будут содействовать переселению туда евреев, "каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа".В ноябре 1905г. возникает "Союз русского народа", объединивший ряд других черносотенных объединений. Союз располагал местными органами и возглавлялся Главным советом. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы. В промышленных центрах действовали "черносотенные" рабочие организации, например "Патриотическое содружество рабочих", ставившее целью "борьбу мирными и законными средствами со всеми видами несправедливого, незаконного и нечестного отношения как работодателей к рабочим и труду, так и рабочих к работодателям и труду". Самодержавную монархию черносотенцы признавали единственно приемлемой формой правления для России.
Черносотенцы совершили сотни кровавых погромов, особенно в октябре 1905 г. Николай II помиловал 1713 погромщиков, отказав лишь 78-ми.Черносотенная идеология предвосхищала фашизм тем, что делала ставку на широкие социальные слои, возбуждаемые шовинистическими и демагогическими лозунгами.
Социалистические партии в России образовывались на основе народнической и марксистской идеологии.
В 1898 г. представители "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", групп "Рабочей газеты" и "Бунда" провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демократической партии. На втором съезде партии в 1903 г. произошел ее раскол на "большевиков" и "меньшевиков", тогда же были приняты Программа и Устав партии. Предлагалось сформировать законодательное однопалатное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства. Партия предлагала установить прогрессивный подоходный налог, восьмичасовой рабочий день, установить уголовную ответственность предпринимателя за нарушение труда, запретить штрафы на производстве. Установить промысловые суды (из рабочих и предпринимателей). Для крестьян предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение земли крестьянами, возвратить крестьянам выплаченные ими деньги за счет монастырских, дворцовых земель и обложения налогом помещичьих земель. Разрешить судам снижать уплачиваемую крестьянами арендную плату. В политической сфере провозглашались свержение самодержавия и передача власти Учредительному Собранию. (Позже большевики сами его разгонят. Их главная цель - диктатура пролетариата).В 1901 г. на политическую арену выходит партия социалистов-революционеров, считавшая себя идейной преемницей революционной народнической партии "Народная воля". "Социализация земли" - лозунг партии, террор - метод ее деятельности.Эсеры настаивали на демократической республике с широкой автономией областей и всеобщим избирательным правом и заменой армии ополчением, в области производства - на установлении минимума заработной платы и государственном страховании, в сфере аграрной - на социализации земли, т.е. передаче ее в общинное владение и распоряжение. Партия предупреждала: "рабочий класс против государственного социализма" большевиков. Но и эсеры допускали "в случае надобности временную диктатуру рабочего класса".

В конце XIX-начале XX в. образовалось 100-150 российских политических партий. Все партии можно разделить на 3 группы: революционные, буржуазно-либеральные, монархические (консервативные).

В 1902 г. оформилась на базе народнических групп и кружков одна из крупнейших революционных партий - партия социалистов-революционеров – эсеров (ПСР). Первоначально она была малочисленной (2,5 тыс. чел. к 1905 г.) и состояла, в основном, из интеллигентов (крестьяне и рабочие составляли четверть членов партии). Наиболее действенной оказалась относительно централизованная и самостоятельная ее Боевая организация (БО), созданная Г. Гершуни. Для ведения партийной работы в массах эсерами были созданы Крестьянский союз (1902 г.), Союз народных учителей (1903 г.), несколько Рабочих союзов (1903-1904 гг.). Программные документы партии были официально приняты в 1905 г. на первом съезде. Лидеры партии: В.М.Чернов, А.Р. Гоц, Н.Д. Авксентьев, Б.В. Савинков и др. Печатные органы: газета «Революционная Россия», журнал «Вестник революции».

Эсеры использовали понятие «трудовой класс», относя к нему рабочих, крестьян и интеллигенцию. Главной силой революции считали крестьянство, главным вопросом революции - земельный вопрос. Для его решения предлагали социализацию земли , основанную на отрицании частной собственности. Земля должна была передаваться на уравнительных началах в пользование крестьянам по трудовой и потребительским нормам. Тактика эсеров сочетала пропаганду и индивидуальный террор.

В марте 1898 г. 9 делегатов, представлявших марксистов различных направлений, провели свой первый съезд в Минске, объявивший о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Ее организационное оформление началось с издания в Женеве газеты «Искра» (1900 г.). Искровцы организовали II съезд (Лондон-Брюссель, 1903 г.), на котором были приняты Устав партии и ее программа, признававшаяся до 1917 г. всеми фракциями. Первая часть программы - программа-минимум - формулировала задачи на этапе буржуазно- демократической революции: свержение самодержавия, установление гражданских свобод, установление демократической республики, признание прав наций на самоопределение, улучшение положения рабочих вплоть до введения 8-часового рабочего дня, возвращение крестьянам отрезков. Во второй части программы (программа-максимум ) предполагалось осуществление социалистической революции и установлениедиктатуры пролетариата .

На II съезде РСДРП произошло разделение партии на две фракции - большевиков именьшевиков . В основе разделения стояли организационные принципы партии. Большевики во главе с В.И.Лениным рассматривали партию как организационное целое, где обеспечено единство действий всех ее членов и высокая дисциплина. Меньшевики во главе с Ю.О.Мартовым предлагали принимать в партию всех желающих, не требуя от них работы в одной из парторганизаций и не обременяя партийной дисциплиной. Сторонники Ленина получили большинство при выборах руководящих партийных органов.

Началось организационно-политическое оформление либерального движения . С июня 1902 г. в Штутгарте начал выходить журнал «Освобождение» (редактор П.Б.Струве). Вокруг журнала объединились значительные общественные силы, преследовавшие цель установления в России конституционной монархии. В 1903 г. был создан «Союз земцев-конституционалистов», а в 1904 г.- «Союз Освобождения», требовавший введения конституционной монархии, всеобщего, равного, тайного, прямого избирательного права, принудительного отчуждения помещичьих земель, права наций на самоопределение.

Успехом этих организаций было проведение в ноябре 1904 г. в Петербурге «частного совещания», в работе которого приняли участие более 100 представителей земств из 33 губерний. Затем в Москве собрался общеземский съезд, высказавшийся за отмену чрезвычайных законов, политическую амнистию, ликвидацию сословных ограничений и введение законодательно-представительного органа. В мае 1905 г. «Союз освобождения», «Союз земцев-конституционалистов» и ряд общественно-политических организаций либеральной направленности создали «Союз союзов» во главе с П.Н.Милюковым.

После издания Манифеста 17 октября 1905 г. буржуазия создала крупные либеральные партии -конституционно-демократическую (кадеты) иСоюз 17 октября (октябристы). Лидерами кадетов стали П.Н. Милюков, П.Д. Долгоруков, С.А. Муромцев. Лидерами октябристов были А.И. Гучков, Д.Н. Шипов. Обе партии ставили своей целью реализацию положений Манифеста 17 октября, установление буржуазного общественного строя и парламентской монархии. По аграрному вопросу признавалась необходимость разрушения общины и частичной конфискации помещичьей земли. По рабочему вопросу предлагалось признание профессиональных рабочих союзов, экономических стачек. Использоваться могли лишь легальные, прежде всего, парламентские средства борьбы.

Из монархических партий самой крупной явился Союз русского народа , образованный в ноябре 1905 г. и возглавлявшийся А.И. Дубровиным и В.М. Пуришкевичем. Демократии правые противопоставляли исконно русскую соборность, которая сочетается с абсолютной властью мудрого самодержца. Они стояли за сохранение помещичьего землевладения, требовали освободить страну от иностранного капитала и монополий, ввести привилегии и льготы (в том числе бесплатное образование) для русских, под которыми понимались также украинцы и белорусы.




Top