В помощь школьнику. Духовное перерождение

Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.

Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.

Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».

Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником. Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сводятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими пациентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его называли «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.

Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они. Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.

Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.

Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число.

Своим рассказом Антон Павлович Чехов предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».

В творчестве А.П. Чехова основным предметом художественного изображения явилась жизнь простых людей, их повседневный быт, в котором не происходит ничего необычного. Жизнь чеховских персонажей течет медленно и незаметно. Однако постепенно складывается общая картина «трагизма мелочей жизни», в котором торжествуют скрытое зло и неблагополучие. Толстовская «диалектика души» получает у Чехова дальнейшее развитие, помогая писателю правдиво воссоздавать внутренний мир героев, передавать различные оттенки настроения. В произведениях Чехова мы не найдем однозначно положительных и отрицательных персонажей. Жизненная драма героев писателя складывается не по их вине, а вследствие общего неблагополучия действительности. Тем не менее, даже в такой, казалось бы, беспросветной жизни порой случается то, что способно менять человека к лучшему, что зарождает в нем желание отказаться от прежней жизни и начать жизнь новую.
Такое духовное перерождение человека мы видим в рассказе Чехова «Дама с собачкой», ставшем одним из самых известных произведений писателя. Поначалу жизнь главного героя Гурова идет по раз и навсегда заведенному распорядку, и даже курортный роман не обещает как будто бы никаких существенных перемен, а воспринимается как пошлое развлечение в пошлой жизни. «… Было бы не лишнее познакомиться с ней», - как бы между прочим решил Гуров, обратив внимание на одиноко гуляющую даму с собачкой. Случилось то, что обычно случается в жизни: между героями завязался роман.
Героиня поначалу очень тяжело переживает случившееся, относясь к нему «точно к своему падению». Не случайно автор сравнивает ее с «грешницей на старинной картине». Душевное состояние Анны Сергеевны помогает понять и «одинокая свеча», едва освещавшая ее лицо; и «мертвый вид» города, когда они вышли из «душной» комнаты; и «шум моря», говорящий «о вечном сне, какой ожидает нас». Однако дальше все идет свои чередом. Для того, чтобы подчеркнуть обычность происходящего, автор отводит описанию всех последовавших за первым свиданием встреч Гурова и Анны Сергеевны всего полстраницы. А потом неизбежное расставание. Все случившееся герои восприняли как «сладкое забытье», как «безумие». Недаром, проводив Анну Сергеевну, Гуров почувствовал себя так, «как будто только что проснулся».
Итак, курортный роман завершился, и герои вернулись к прежней жизни. Однако Дмитрий Дмитрич очень ошибался, полагая, что «пройдет какой-нибудь месяц» и все забудется. Обычные занятия и развлечения не только не приносят больше удовлетворения, но и откровенно противны Гурову. Любовь точно переродила его. Он остро ощущает свое теперешнее одиночество. «Бескрылая жизнь» довела Гурова до того, что ему «не хотелось никуда идти, ни о чем говорить». Не случайно сейчас герою нередко сопутствует серый цвет: в гостинице пол был «обтянут серым сукном», перед домом Анны Сергеевны он видит «забор, серый, длинный»; гостиничная постель покрыта «дешевым серым» одеялом. Однако нельзя не отметить, что впоследствии серого цвета платье станет для героя любимым, поскольку это будет платье любимой женщины. Теперь же Гурова преследует одна мысль: увидеть Анну Сергеевну.
А что же героиня? В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она восприняла как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда героиня пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее в толпе, то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках – попытка «бегства» не удалась; рядом снова муж-лакей, которого она не любила и не уважала. Но вот новая, совсем неожиданная для Анны Сергеевны встреча с Гуровым. И «безумие» возвращается. Теперь и он, и она живут как двумя жизнями: одной «явной» и другой – «протекавшей тайно». Но именно эта тайная жизнь, по мнению героя и автора, и есть «настоящая, самая интересная жизнь». А внутренний монолог героя говорит нам об убежденности Гурова в том, что все так живут.
И что же дальше? По сути, к концу рассказа одна сложная ситуация выливается в новую, еще более сложную. О дальнейшей судьбе героев можно лишь гадать. Такой «открытый» финал подчеркивает глубину и сложность конфликта, далеко выходящего за рамки личных судеб персонажей. Писатель побуждает нас задуматься о новой жизни, когда у людей действительно все будет прекрасно. «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, - читаем мы в финале рассказа, - и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко». Тем не менее, «любовь изменила их обоих», она дала им возможность подняться над бескрылым миром. Бесконечной влюбленностью в жизнь отличался сам А.П. Чехов и потому дорожил мгновениями открытого, сердечного общения между людьми. Подтверждением сказанного являются многочисленные чеховские рассказы, среди которых в числе первых мы, безусловно, назовем «Даму с собачкой».

НАСТАВНИЧЕСТВО

омогать новичкам я начала, когда сама более-менее разгребла все свои проблемы и завалы. До этого года полтора занималась собой и вдохновенно делала по- правки в существующий перевод Большой книги (благо, у самой есть опыт переводчика, и я очень этим увлеклась), а потом мне пришлось решать проблемы в личной жизни и повторно возвращаться к тем моментам в своей инвентаризации, кото- рые я «тактично» объехала в первый раз. С тех пор я шучу на эту тему: «Если ты не постараешься сделать программу макси- мально тщательно и честно, то программа сделает тебя».

А помогать начала потому, что весь этот багаж личного и полученного из Большой книги нельзя было так взять и засунуть под подушку. Да и заняться помощью другим было отличным способом отвлечься от личных неурядиц. Опыт с первой подопечной, которая дошла до результата, обещанного в Большой книге, то, что с ней происходило и какой она стала, — это вызвало у меня просто восторг и осознание величия Высшей Силы. На моих глазах она буквально перебрала весь фундамент и переродилась. Собственно, это до сих пор и является моей главной мотивацией. Не могу отказать себе в удовольствии наблюдать, чего может достичь человек вместе со своей Высшей Силой. Изначально я выбрала позицию: первоисточник и то, что в нем написано, важнее моего личного опыта и понимания того, как это надо делать. Причиной тому послужили мои наблюдения за тем, как искажается послание во время передачи «личного опыта». И у меня тоже были моменты, которые не имели отношения к описанным в Большой книге действиям, и они есть до сих пор. Но это не повод передавать личные убеждения и заблуждения неосведомленному человеку. Поэтому я давала текст Большой книги и просила человека самого выполнить по мере возможности то, что там описано.

В АА существует принцип «неизменности послания» — в качестве послания АА новичку передается программа действий, описанная в неизменной части Большой книги. Я старалась придерживаться этого принципа, и время показало, что не зря. Мои подопечные не раз указывали мне в тексте «А тут так не написано, тут по-другому…» и делали то, что написано, а не то, что делала я. Они видели в книге то, что я, под грузом личных предубеждений, просто читала по-другому.

Вот такой у меня ум, всё ему надо усложнить и окрасить по-своему. И личные моменты, которые по какой-то причине не доходят или не доступны, когда я сама пытаюсь сделать шаги, вдруг становятся простыми и очевидными, когда помогаешь другому. Наверное, потому, что нет в этот момент какого-то обязательства. Наставничество взаимно, каждый человек, сам того не подозревая, вкладывает очень много в мой духовный рост.

В наставничестве моя роль невелика, на первом месте — сам человек и его отношения с Высшей Силой, как он ее понимает. Личный опыт и понимание держу на заднем плане, чтобы не сбивать человека и не навязывать своё. Люди уникальны — где у меня недостаток, у человека может быть избыток. Самое главное, это его личный путь к себе истинному и своим понятиям. О своём я расскажу, конечно, но потом. Очень часто вижу ожидание от меня роли «психотерапевта», того, что я сейчас возьму и расскажу всю правду человеку о его заблуждениях. А нет, не расскажу, потому что я не вижу. Только Высшая Сила может видеть сокровенное в человеке да сам человек, если ему Высшая Сила даст такую возможность. Поэтому для меня самое главное, чтобы человек нашел ответы на вопросы внутри себя. Я ценю всё, что у человека получается, потому что каждый делает ровно столько, насколько способен в данный момент, для «глубины и ширины» у него будет вся оставшаяся жизнь и освоенные инструменты. На 1-9 шаги вполне оказывается достаточно месяца-трёх, не более.

Не все доходят до конца, я заметила одну переломную точку, которую человек либо проходит и идёт до конца или оставляет Большую книгу на этом месте – переход в Четвёртом шаге на рассмотрение своего «истинного я». Если удается этот момент пройти, то происходит реконструкция в основах мировоззрения, и искренние 5-9 шаги идут уже безо всяких усилий. Человек просто не может иначе. Но мне кажется, это не страшно, если человек не хочет идти дальше, мы всё равно остаёмся друзьями. Я доверяю Богу, он выведет человека своими путями, не обязательно со мной, и не обязательно путём, которым шла я. После того, как человек освоит Десятый, Одиннадцатый и начнёт сам Двенадцатый шаг, я уже не наставник. Как говорится, «все ответы у Высшей Силы, инструменты на руках», мы теперь ничем не отличаемся.

И каждый новый человек учит меня «не играть роль Бога», не осуждать, уважать свободную волю и выбор другого человека и доверять Богу.

Екатерина Ш. (Стамбул)

Эске Людмила Александровна,

учитель высшей категории по русскому языку и литературы

Джалтырской средней школы №2

Астраханского района

Акмолинской области

С.Жалтыр

Тема духовного перерождения человека в рассказе Чехова «Ионыч».

Цели:

Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;

Формировать у учащихся собственное отношение к прочитанному; расширить и углубить представление учащихся о нравственных принципах писателя;

Развивать умения и навыки обобщения материала,

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к действительности, стремиться к прогрессу, личному и общественному.

Наглядность: портрет А.П.Чехова, худ. текст, иллюстрации к рассказу .

Тип урока: комбинированный.

Вид урока : урок- исследование.

ИКТ: медиапроектор + презентация.

Надо быть ясным умственно,

Чистым нравственно и опрятным

физически.

А.П. Чехов.

Едва ли не главную роль в формировании Чехова – человека и писателя- играл труд. Труд упорный, систематический, труд, которым с детских лет заполнена была вся его жизнь.

Из письма Чехова к жене: « Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает»

Современники о Чехове.

Человек редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов…

И.А. Бунин.

Я видел самое прекрасное и одухотворенное лицо, какое только мне приходилось встречать в жизни… Он умел слушать и расспрашивать, как никто.

А.И. Куприн.

Ах, какой милый, прекрасный человек, скромный, тихий…Просто чудесный!

Л.Н. Толстой.

Талант огромный и оригинальный. А его рассказы – изящно ограненные флаконы со всеми запахами жизни в них.

М. Горький.

В свое время было много споров о нем: кто он – великий или нет? Выражает ли он свою страну или только себя? Поднимает ли он достоинство своего народа или роняет его?

Но мы-то знаем, что великий! Мастер слова, А.П. Чехов, целиком погружался в тревогу: он чувствовал несоответствие между словом и делом, между обещанием и выполнением.

Максим Горький писал: «Врагом Чехова была пошлость. Он всю жизнь боролся с ней. Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость, - искусством, которое доступно только человеку высоких требований в жизни, которая создается горячим желанием видеть людей простыми, гармоничными и красивыми».

Чехов резко осуждал ограниченных, эгоистичных представителей интеллигенции, далеких от общественной жизни, часто равнодушных к окружающим и мечтающим только о мелком мещанском счастье. Рассказ - основной литературный жанр Чехова. Рассказы Чехова поражают своим разнообразием. Они небольшие по форме, но ёмкие по содержанию. Писатель умел сказать многое немногими словами. «Несравненный художник жизни», - так назвал Чехова Л.Толстой. В своих рассказах писатель неоднократно обращается к теме разрушения человеческой личности.

Центральная тема всего творчества Чехова- протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства- звучит в рассказе « Ионыч» (1898)Удивительно просто и талантливо показал Чехов в своем рассказе, как влияет на душу человека пошлость и мещанство.

Основная идея произведения заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»

«Ионыч»- это история о том, как молодой человек, неглупый и способный, превращается в равнодушного и жадного обывателя.

И сегодня на уроке мы попытаемся исследовать причины этого превращения.

Чехов вводит испытание героя самой обыкновенной вещью - неспешным, но неостановимым ходом времени .

В какой последовательности происходят в рассказе события?

Зимой Дмитрия Ионыча « представили Ивану Петровичу…последовало приглашение» ; «весной, в праздник- это было Вознесение», Старцев, отправившись в город, «решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди». « Прошло больше года», и вот он вновь у них в доме по просьбе заболевшей Веры Иосифовны, « и после того стал бывать у Туркиных часто, очень часто»

В чем своеобразие художественного времени в рассказе « Ионыч»?

В первых четырех главах повествование ведется в прошедшем времени. В последней главе автор ведет повествование в настоящем времени: «тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. У него уже есть имение…но все же он не бросает земского места.»

С темой времени связан мотив превращения. На первом плане естественное движение: от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании -движение вспять, постепенное опустошение, превращение в равнодушное существо.

Рассказ начинается изображением губернского города.

Что пишет Чехов о культурной жизни города?

Чтобы дать читателю представление о здешней жизни, писатель знакомит его с «самой образованной и талантливой» во всем городе, по мнению местных жителей, семьей Туркиных.

Расскажите об этой семье.

В доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определенный эффект. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь. Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Прочитайте отрывок рассказа со слов « Старцеву представили Екатерину Ивановну»… до слов « Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами»…

В каком месте данного отрывка вы бы выделили абзац?

Чехов нарочно не прерывает повествования, когда сначала описывает Екатерину Ивановну, а затем говорит о чаепитии, подчеркивая тем самым, что все это стоит в одном ценностном ряду у героев.

Расскажите о духовном мире, взглядах и общественных идеалах молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева.

Бедный разночинец («дьячковский сын»), он полон сил, энергии, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодого Старцева интересуют серьезные вопросы, интересует литература, искусство. Он чувствует себя одиноко среди обывателей, в беседах с Котиком жалуется на окружающих его людей. (Каков собирательный портрет жителей города?)

Облик героя рассказа раскрывается в его любви. Любовь была единственным поэтическим переживанием в его жизни. Но была ли это настоящая любовь?

Сценка – свидание Старцева с Котиком.

Что вы скажете о Дмитрии Старцеве? (Что он влюблен, его восхищает в Котике её начитанность) Как любовь изменила жизнь Старцева? Прочитайте его слова о любви. Каким мы видим Старцева в этом отрывке? Какое у него состояние души?

Какой эпизод является кульминацией рассказа?

Эпизод « На кладбище». Это самый поэтический момент в жизни Дмитрия Старцева.

Как доктор попал на кладбище?

Каким предстает мир перед Дмитрием Ионычем на кладбище? Какие чувства вызывает у Старцева этот мир?

Старцев впервые и в единственный раз в жизни увидел «мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет.»

Как вы думаете, почему Чехов, считавший краткость «сестрой таланта», уделил этому эпизоду так много внимания? Посчитайте, сколько раз он сказал о луне и лунном свете?

Герой, зачарованный особой магией кладбищенской атмосферы, задумался о том, « как нехорошо шутит над человеком мать- природа», о загадке жизни и смерти. Все живое, жаждущее любви, возмутилось в нем.

Какая фраза возвращает доктора к его безынтересной жизни? (Ох, не надо бы полнеть!)

Именно отсюда, с эпизода несостоявшегося свидания и романа, начинается жестокая проза жизни, вырождение человеческой личности, превращение Старцева в Ионыча. Любовь, едва возникнув, уже пугает его.

Найдите в тексте подтверждение этому.

(«К чему приведет этот роман?- размышляет он, получив записку от Котика.-Что скажут товарищи, когда узнают?» В этих опасениях слышится страх перед жизнью. Обывательские нотки все больше снижают чувство Старцева. « А приданого они дадут, должно быть немало», - думает влюбленный молодой человек. Предложив руку и сердце и получив отказ, Старцев страдал…ровно три дня.)

Но как бы ни была эта любовь бедна, неглубока, она одна только связывала Старцева с живой жизнью. Постепенно он опускается все ниже и ниже.

Сравните характеристику Старцева в 1й и 4й гл. Какими же становятся его интересы?

(его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он с наслаждением играет по вечерам в карты, а придя домой, жадно считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города. Он слился с обывательской средой, стал своим. Его и величают по- свойски- Ионычем, как близкого человека.)

Проследите, как процесс духовного обнищания сказался в языке Старцева?

И вот он снова встречает Екатерину Ивановну. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои.

Какими они стали?

(Он опустился окончательно, она стала более зрелой, серьезной, поняла главное: «Я такая же пианистка, как мама писательница»)

Последняя иллюзия Екатерины Ивановны, с которою ей тоже приходится расстаться,-это любовь Старцева.

Сцена последнего свидания. Каковы мысли Старцева во время свидания? Что пишет Чехов о душе Старцева в сцене последнего свидания? Почему Старцев отказался от любви?

Ситуация повторилась, но герои поменялись ролями.

(Если Котик стала Екатериной Ивановной, то Дмитрий Ионыч- просто Ионычем. Ионыч потерял человеческий облик: когда он, «пухлый, красный» сидит на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог»

Давайте вернемся к мыслям молодого Старцева перед его поездкой на кладбище . Как он рассуждает? « И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать…»

Чем интересен этот отрывок?

Здесь приводится самооценка Старцева. Она достаточно высокая. И явно завышена. Кто и когда еще характеризовал Старцева как интеллигентного человека? (В начале рассказа жители города.)

Что означает слово «интеллигентный»? В переводе с латинского «понимающий». Интеллигентный человек прежде всего способен понять другого человека, понимает свой долг перед обществом, окружающими, старается овладеть духовным богатством, накопленным человечеством. Интеллигентный человек - прежде всего личность, способная на неповторимые мысли и чувства, смелые решения и поступки.

- Так можно ли считать Старцева интеллигентным человеком? Он не состоялся как личность. Стремление к сытости и богатству оказались сильнее. В этом причина его нравственного падения.

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. В гоголевском Плюшкине человека съела страсть приобретательства. Но это был помещик, основа его болезни- душевладение. Старцев- разночинец, врач. Всю жизнь он работает. Но и деятельность исключительно ради денег оказались не менее смертоносной для человеческой души, чем полная бездеятельность, порождаемая крепостным правом.

Глава 5 – итог всей жизни Старцева.

Что же изменилось в Старцеве за эти несколько 7-8 лет?

(выразительное чтение главы 5)

Изменился внешне,

Изменилось отношение к работе (спешно принимал больных),

Стал жадным, мещанином (вкладывал деньги в недвижимость),

Стал пошлым (невоспитанным, бесцеремонным), пренебрежительно относится к людям, как отзывается о своей бывшей возлюбленной),

Изменился характер (тяжелый, раздражительный),

Изменились его интересы (еда – высшее наслаждение!),

Изменилась речь (практически разучился говорить),

Он свой! (его зовут Ионычем).

Итак, страсть к накопительству, обжорство, игра в карты – это все, что держит его в жизни.

Произошло духовное разложение, падение личности – т.е. деградация. Что означает слово «деградация»? Деградация (фран.)-постепенное ухудшение, упадок. Отчего же так быстро деградировал Старцев?

Хочу обратить внимание на такую деталь: среда, в которой жил Старцев, окружала каждого мыслящего человека в России. Не все же превращались в ионычей?

Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то такого, что привело его к духовному перерождению?

Гл. 1 , «…сказал и Старцев» (лицемерие)

Гл. 4, «И Старцев избегал разговоров… но молчал…поляком не был».

Здесь важна деталь: Старцев раздражался, но молчал и ел.

В чем беда? (Конечно, выступать с гневными речами в кругу тупых и злобных мещан было бессмысленно, но беда в том, что Старцев терпел, свыкался, смирялся).

Чехов, чтобы мы верно его поняли, тут же создает многозначительную деталь:

Глава 4, чтение текста от слов: «От таких развлечений, как театр и концерты» до слов «…вынимать из карманов бумажки, добытые практикой».

А ведь это еще молодой Старцев, это еще первые 4-5 лет его службы. Видимо, его добрые мысли и чувства были относительно поверхностны и неглубоки.

Что еще говорит об этом?

а) Об этом убедительно говорит и история его любви.

Вспомним, как он собирался делать предложение? (Его сладкие размышления о будущем словно бы невзначай начинаются мыслью о приданом. «А приданого они дадут, должно быть, немало», - и ею же кончаются: «Дадут приданое, заведем обстановку».

Он влюблен, без сомнения. Но в его голове «какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждает, высказывает опасение: как бы чего не вышло».

б) Переживал он ровно 3 дня (согласитесь, что для настоящего чувства маловато).

в) Любопытна сцена на кладбище, куда Старцев едет, подчиняясь не очень умной шутке Котика. Картина ночного кладбища резко контрастирует с любовью Старцева. Он вначале чувствует грусть , затем страх , затем страсть . В этой страсти нет ничего предосудительного, но здесь, среди могил, она неуместна. В сущности, перед нами человек с недостаточно чуткой душой, способный на кладбище воображать страстные объятия, а перед объяснением с любимой думать о том, сколько за нею дадут денег.

Мудрено ли, что и горло, и сердце его так скоро заплывают жиром, что он становится тяжел, раздражителен, криклив.

Можно ли утверждать, что Старцев изменил своим убеждениям? (Ренегат).

Ренегатство(новолат.)-отступник, измена прежним убеждениям.

Если да, то каким именно.

Ответ не столь очевиден, как может показаться с первого взгляда.

Да, Старцев разбогател, разжирел, ездит на тройке и т.д. Но разве это измена? Разве мало очень полных и вполне порядочных людей средних лет?

Ионыч разбогател, но разбогател потому, что очень много работает: у него в городе «громадная практика». Нельзя не видеть, что Старцев по-прежнему одинок, он даже в клубе ужинает за большим столом один. Ионыч кричит на больных – это верно. Но от врача требуется прежде всего, чтобы он помог больному. А Старцев популярен как умелый врач, его зовут на консилиум.

Но (!): гибнет в Ионыче человек , призванный, как думала Екатерина Ивановна, служить народу, помогать страдальцам: он утрачивает прежде всего человеколюбие. И в этом основа его нравственного падения. Деньги, а не облегчение человеческих страданий, стали целью его деятельности. Грубость, раздражительность, бесцеремонность Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая, бессмысленная речь – все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания. Теперь он вполне свой среди «мертвых душ». Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, уже не пугает обывателей. И его перестали звать «поляк надутый», а зовут по-родственному – «Ионыч».Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрел себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Старцев перестал быть человеком, превратился в «языческого бога», в Ионыча. И как бы подводя итог всей его жизни, Чехов пишет: « Вот и все, что можно сказать про него»

Но почему же на этом не заканчивается само повествование? В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и бездушное стяжательство Ионыча. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Нравственная деградация Старцева Д.И.

Благородная цель в жизни:быть врачом, помогать страдальцам.

Теперешний идеал- лишь обеспеченность и покой.

Был бодрым, энергичным, мог пройти 9 верст(9,5 км.) и не чувствовать усталости.

Пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».

Чувствовал красоту природы, интересовался музыкой, литературой.

Любил общаться с людьми.

Черствый врач, не желающий потерять ни одной минуты на разговоры с пациентами.

Способен был любить, мечтать.

Умерло даже его единственное поэтическое воспоминание.

Любил девушку.

Чувствуя страх за свою спокойную, налаженную жизнь, радуется тому, что не женился на ней.

«Ионыч»- это рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует бытьА ведь судьба Ионыча могла сложиться и по-иному. Почему же этого не произошло?

Чехов подчеркивает еще одну внешне малозначительную, а на деле решающую черту: Ионыч все жаловался, все только жаловался.

- «С нею он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей…»

А еще через 4 года, в момент последнего душевного движения, «ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. Огонек все разгорался в душе и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь».

Вывод: Он не борется, он смирился.

Есть ли в современной нам жизни люди, подобные или похожие на Старцева?

Обратимся вновь к эпиграфу урока.Как вы поняли слова А.П.Чехова?(необходимо быть интеллигентным человеком, каким был замечательный русский писатель А.П. Чехов.)

Несмотря на то, что рассказ написан в далеком уже 19 веке, нравственно- философская идея рассказа и его проблематика остаются актуальными сегодня.

В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к нам, читателям:

не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды,

вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам,

не предавайте светлых идеалов молодости,

не предавайте любви,

берегите в себе человека!

.«Какое наслаждение уважать человека!» - писал А. П. Чехов. Чтобы наслаждение не утерять – надо беречь в себе человека.

Закончить урок мне бы хотелось отрывком из стихотворения Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»:

Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности истекших дней, до их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

Все время схватывая нить судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.

Будьте счастливы! И помните: ваше счастье зависит от вас.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить тестовые вопросы по тексту рассказа и биографии писателя.

июня 14 2011

Имя Антона Павловича Чехова навсегда останется в русской как одно из самых громких. Его рассказы и пьесы отразили русского общества конца XIX - начала XX века. Проблемы, о которых писал Чехов в своих произведениях, не утратили актуальности и в современное нам время, поскольку писателя изобличал извечные человеческие пороки: лень, раболепие.

Еще в начале творческого пути Чехова занимала проблема духовного перерождения человека. С течением времени произведения писателя становились более злободневными, но отношение автора к проблеме духовной деградации личности остается неизменным. Чехов занимает позицию обвинителя мерзостей жизни.

Уже в ранних рассказах чеховская сатира не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и ужаснуться. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» критикует рабскую психологию человека: радостная картина встречи двух давних приятелей перерастает в комическую в тот момент, когда тонкий узнает о том, что толстый уже дослужился до тайного советника. Тонкий вдруг «съежился, сгорбился, сузился… Его чемодан, узлы и картонки съежились, поморщились…» Подхалимство и пресмыкание тонкого настолько отвратительно, что вызывает тошноту не только у толстого, но и у самого автора и читателя.

Той же теме посвящен и «Смерть чиновника». Чиновник Червяков, маленький , случайно в театре чихнул на лысину генерала. Это происшествие произвело на чиновника ужасающее впечатление. Червяков очень напугался. Он несколько раз пытается принести извинения генералу в и конце концов статский советник раздражается. Червяков «придя машинально домой, не снимая вицмундира, легнадиван’и… помер». Маленький человек так и не сумел справиться со страхом.

Нужно сказать, что отношение Чехова к человеку всегда было взыскательным. Особенно возмущает писателя факт бессмысленного прозябания человека, утраченные возможности, рассеянные впустую способности.

Именно об этом пишет Чехов в рассказе «Ионыч». Герой рассказа - молодой доктор Ионыч Старцев обладает огромным потенциалом. Он полон сил и устремлений, но поставлен в неизменные, ежедневно повторяющиеся обстоятельства. В городе С, куда попадает Дмитрий Ионыч, царит застой, быт горожан скучен и однообразен. «Самая талантливая семья», с которой познакомился Старцев, разочаровывает героя: «… Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город!» Любовь к Екатерине Ивановне Туркиной так же заканчивается разочарованием - Старцев со временем понимает, что Котик ограничена. Однако с течением времени обывательская атмосфера понемногу затягивает . Старцев превращается в Ионыча. Он радуется, что не женился в свое время на Туркиной. В его жизни появляется новое и единственное развлечение - считать полученные деньги от клиентов. Он с удовольствием играет в карты и «закусывает» с обывателями, но каких-либо отвлеченных бесед с горожанами Старцев избегает. Ионыч неохотно ходит пешком, он обзавелся уже не парой, а тройкой лошадей. Порывы юности остались в прошлом.

Человеческая распалась. В финале доктор предстает ожиревшем, краснолицым, не церемонящимся с пациентами и лишенным понятия о чести и совести. Ионыч постоянно раздражается. Доктор абсолютно ничем не отличается от других обывателей.

Доктор Старцев не способен сопротивляться окружающей среде, он уподобляется остальным горожанам. Вина героя усугубляется тем, что он все прекрасно осознает, но не пытается ничего делать. Таким образом происходит духовный распад личности.

Чехов не просто изображает в рассказе «Ионыч» типичное явление жизни - деградацию личности. Он отслеживает этот процесс двупланово: на первом плане поступательное развитие - от молодости героя к зрелости. Глубинный же




Top