Викинг сказание о потерянном мире 18. Фильм «Викинг» vs реальная история Владимира

Если есть фильм, идеально подходящий для завершения Года кино, то это «Викинг». В нем сошлись все амбиции, возможности и слабости отечественного кинематографа. Напрасно продюсеры, Константин Эрнст и Анатолий Максимов, обижаются на слова директора одного из кинотеатров: «У вашего фильма один недостаток - он русский». Конечно, какой же еще. Да и недостаток ли это? Только у нас могут так замахиваться. Нигде больше не умеют делать кино на пределе возможностей, чувств и мыслей, в состоянии священного беспамятства, на чистой иррациональной вере в силу замысла. «Викинг» - не фильм, а берсерк, напившийся крепкого отвара из мухоморов и готовый к битве за новогодний бокс-офис. Численность и военная подготовка противника занимают его куда меньше, чем собственная удаль, которой необходимо найти хоть какой-то выплеск. Хватай топор - и в бой.

Финальный трейлер «Викинга»

Вырванная из контекста цитата и завышенные за годы производства ожидания (семь лет работы над картиной!) помогли родиться мему о «русской . Сравнение сомнительное. Даже ярый патриот всерьез не поставит ловкий, умный и новаторский американский сериальный продукт рядом с размашистым русским блокбастером. А если поставит, выберет «Игру престолов». Русские пока не способны так совместить эротику, юмор, жестокость, детективный сюжет и социальную проблематику, чтобы зритель не мог оторваться от экрана. Зато сказать сразу обо всем сакральном в одном, казалось бы, развлекательном фильме - это наше, родное.

Недаром Эрнст и Максимов третью картину подряд («Адмирал» , «Высоцкий» , теперь вот «Викинг») разрабатывают адски сложный для мейнстрима жанр - житие. От белогвардейского военачальника и советского барда добрались до основателя русской государственности, а заодно духовности, святого Владимира. Причем аккурат в тот год, когда у самого Кремля тому , слегка напоминающий моложавого Деда Мороза с крестом вместо елки. Только в России, где даже Новый год бывает Старым, самыми модными и горячими трендами сезона могут стать события Х века.

И о событиях-то мало что известно. Как отмечают сами создатели, «Повесть временных лет» писалась примерно через сто лет после смерти Владимира, персонажа уже к тому моменту мифологического. Сюжет с выбором православия из нескольких религий, вероятно, апокриф (в фильме его нет вовсе). Призывы к исторической точности с любой из сторон - сделать героя отлитым в бронзе, чтобы не порочить репутацию святого, или, наоборот, заострить внимание на его баснословном вероломстве, распутстве и жестокости - лишь проекции чьих-то фантомов. Эрнст, Максимов и выбранный ими для осуществления важной миссии режиссер «Адмирала» Андрей Кравчук имели полное право предпочесть чужим миражам собственные. Так и поступили.

В контексте большого отечественного кино образца 2016 года «Викинг» - передовое произведение. Ближайший адекватный аналог, рядом с которым «Викинг» выигрывает безоговорочно, - «Волкодав» : над ним в свое время любили смеяться, но именно его режиссер Николай Лебедев сегодня с «Легендой № 17» и «Экипажем» в тройке самых успешных коммерческих авторов российского кинематографа.

© Централ Партнершип

В «Викинге» есть свой мир - огромный, красочный, густонаселенный, запоминающийся. Деревянные постройки, искореженные в схватках доспехи, холщовые рубахи. Слегка монотонная в своей суровости интонация слышна и в музыке, и в диалогах (написанных без скидки на язык древних, все равно не знакомый нам: никаких «гой еси» и «исполать тебе, добрый молодец»). Есть драматургическая цельность, лишенная откровенной выспренности, - и это эволюция по отношению к «Адмиралу». Правда, иронии так и не появилось. Какой-нибудь шекспировский шут этому брутальному сюжету бы не помешал, но придумать такого персонажа - особое искусство. Зато есть безмолвный и выразительно демонический Антон Адасинский из сокуровского «Фауста» в роли волхва, постоянно требующий кровавых жертв для обслуживаемого им идола. То, как жрец показывает себе пальцем в широко открытый рот, еще долго будет сниться многим по ночам.

Пожалуй, здесь пора сказать о главном. «Викинг» явно задумывался как фильм о приходе на Русь христианства. Но получился чем-то противоположным. Начиная с открывающей эффектной сцены зимней охоты (забив дикого быка, «богатыри не мы» тут же начинают забивать друг друга) и до самого финала, это отталкивающе-жестокое, натуралистическое, полное насилия зрелище. Человек здесь человеку волк: заросший бородой, из которой сверкают бешеные глаза, он всегда настороже, он не верит никому и не надеется ни на что. Например, первый же поступок главного героя, которого нам потом предлагается полюбить, - жестокое изнасилование девушки на глазах у ее родителей, впоследствии изуверски убитых. И это лишь начало.

Собственно, у зрителя есть простой выбор: или сразу преисполниться отвращением ко всему происходящему и скорее бежать с сеанса домой, утешаться чтением единого учебника истории, - или начать ловить садомазохистский кайф от кровавого гиньоля с боевыми топорами. Нет сомнений: такая вселенная не может быть отдана Христу, она по праву принадлежит Перуну. Если резюмировать идею «Викинга» в нескольких словах, доводя мысль авторов до предела, то она сведется к простому тезису: «Никогда России не быть христианской страной».


© Централ Партнершип

В начале фильма Владимир хлебнет того самого мухоморного супа, чтобы вогнать себя в раж и стать из слабака, младшего сына в семье (да еще и бастарда, вот здесь - привет «Игре престолов»), альфа-самцом. Попав к финалу в константинопольскую Софию, он очищается, испивая святой воды, - и начинает грезить о крещении Руси; однако зрителю очевидно, что действие грибов еще не прошло и перед нами лишь живописная галлюцинация о невозможном. Коварный и жестокий дружинник Свенельд, наставник Владимира и его персональный Мефистофель (эту роль действительно потрясающе сыграл неузнаваемый Максим Суханов), всегда будет сильнее добренького князя. Княжна Рогнеда с ее вымазанным кровью лицом - Александра Бортич , лучшая актерская работа фильма, героиня двух самых неприличных сцен - всегда будет соблазнительнее святоши-княгини Ирины (Светлана Ходченкова в роли древнерусской Богородицы). А сторожевые башни деревянных городов за десять столетий до ГУЛАГа как две капли воды похожи на лагерные вышки. Вот она, Россия, которую мы потеряли. И потеряли ли?..

«Викинг» открывается цитатой из Мао Цзэдуна и завершается строчкой из Послания римлянам. Однако азиаты-печенеги, как и меркантильные язычники-викинги, в фильме кажутся роднее русичам, чем надменные ромеи в их разноцветных тогах. Какое уж тут крещение. Разве что в политических целях - как намеченный в фильме, но так и не показанный на экране брак по расчету с византийской принцессой Анной, который без зазрения совести готовится совершить уже женатый Владимир.


© Централ Партнершип

Антагонизм с Западом - не единственная отсылка к современности в «Викинге». В сцене взятия Корсуни, осаждая крепость во главе армии «вежливых ратников», Владимир клянется не пролить ни капли крови, если те сдадутся сами. Сам дух веселой боевой агрессии неуловимо напоминает о сугубо русской, до сих пор актуальной дихотомии покаяния и жестокости. Именно она - а вовсе не прописанный в сценарии переход от пассивного зла к активному добру - делает интересным главного героя, сыгранного Данилой Козловским. Держась в стороне от человеческих жертвоприношений, убийств близких родственников и других преступлений, ясноликий князь к финалу находит в себе силы принять вину на себя. Но это вовсе не жертвенность святого, а внезапная трезвость, как в «Бойцовском клубе» : вы же и убили-с. Я же и убил. Прозрение, которое довольно трудно принять за хеппи-энд.

Возможно, зрители этого фильма посмотрят другими глазами и на истукана у Боровицких ворот. Проходя или проезжая мимо, будут смотреть и поеживаться.


Интервью с актерами, неизвестные факты о съемках, розыгрыш уникальных украшений, которые носили Данила Козловский и Светлана Ходченкова, - в нашем специальном проекте, посвященном самому ожидаемому фильму года.

Мир князя Владимира воссоздавали по кусочкам в течение 7 лет: ключевые события взяли из «Повести временных лет» - единственного исторического свидетельства, сохранившегося до наших дней. Детали быта и психологии людей того времени восстанавливали по византийским хроникам и скандинавским сагам. Все потому, что о X веке не осталось практически никаких материальных свидетельств. В итоге получился наш ответ «Игре престолов».Розыгрыш призов
Украшения, которые носили актеры

За время подготовки к картине художник Екатерина Шапкайц и ее помощники побывали в Хельсинки, Риге, Великом Новгороде, Стокгольме, Минске и других городах, где ходили по музейным фондам и археологическим раскопкам, изучали византийские фрески, живопись и мозаики, консультировались с учеными.

Куски металла: пряжки, элементы кольчуги, браслеты, цепи, кольца – то немногое, что сохранилось с тех времен. Можно было посмотреть аналоги, на что ориентироваться. Украшения главных героев были изготовлены нашими мастерами. Например, браслеты и кольца для викингов делал белорусский умелец Олег Седловский и его сыновья Юрий и Дмитрий. На массовку что-то покупали в Китае и Индии. Например, мне повезло на китайском рынке найти цепь с таким объемным плетением, которое встречалось в музеях.

Украшения в то время были показателем благосостояния, передавались из рода в род. С другой стороны, металл – самый распространенный вид декора. До сих пор никто лучше серебра и золота ничего не придумал.

Свадебное ожерелье РогнедыДве посеребренные черепаховидные крупные фибулы, соединенные металлическими цепями. Традиционное женское украшение, характерное прежде всего для скандинавской традиции. Фрагменты достаточно хорошо сохранились во многих музеях, и мы сделали ожерелье, как раз опираясь на эти образцы.Посеребрённые кольца и гривнаКольца в фильме носил Путята (Александр Лобанов), военачальник Владимира. А гривна принадлежит его брату Ярополку (Александр Устюгов). Вообще, главные украшения мужчин в то время – кольца, браслеты и обязательно гривна. Это кусок витого металла вокруг шеи. Если она, например, была сделана из серебра, ее использовали вместо денег.Кованый браслетЕго сделал специально для картины художник по металлу Олег Седловский для Свенельда (Максим Суханов).Браслет и медное кольцо одного из викингов свиты ВладимираИх также изготовил Седловский по археологическим материалам. У викингов скандинавские корни, поэтому в их украшениях много белого металла со звериным мотивом.

Серьги из серебраИх на пробах носила Ирина (Светлана Ходченкова). В картине у неё серьги похожей формы, но позолоченные и с эмалевыми цветными вставками. Украшения гречанки Ирины отличались от всех. Их изготовили в византийской доктрине. Например, копии музейных экспонатов: серьги золотые с эмалью, серьги-столбики с агатом. Таких вещей много сохранилось, поэтому их сделать было несложно.

(интервью Данилы Валерьевича журналу "Антенна Телесемь")
"Козловский: «Я был уверен, что снять «Викинг» невозможно»

Исполнитель роли князя Владимира рассказал о съемках самой ожидаемой премьеры декабря.
Фильм «Викинг» выйдет на экраны только 29 декабря, но уже сейчас он бьет рекорды: финальный трейлер посмотрели уже больше миллиона человек. Привлечет в кинотеатры не только зрелищная картинка, но и сильный актерский состав. Помимо Данилы Козловского в картине снялись Светлана Ходченкова, Игорь Петренко, Максим Суханов, Андрей Смоляков и другие.
Мы поговорили с Данилой о сложностях, с которыми столкнулась команда во время съемок.

Данила: Первый раз о том, что планируются съемки «Викинга», я услышал сразу после премьеры фильма «Шпион» в 2012 году. Когда пришел на встречу к Андрею Юрьевичу (Кравчук, режиссер. - Прим. «Антенны») и он мне стал показывать эскизы костюмов, интерьеров, грима, я сказал: «Это невозможно». Данное кино гораздо шире нашей индустрии. Не потому что она плохая, а просто молодая еще, растущая. И эта картина опережает ее по своим задачам. Мне бы хотелось, конечно, чтобы фильм был принят и стал успешен. Потому что за это кино я отвечаю. Впервые говорю таким смелым языком, но это так. Много людей посвятили этой работе большую часть жизни, и очень часто рискуя: деньгами, репутацией.

Да, масштаб впечатляет. В том числе и декорации, которые были построены. Помните свое первое впечатление, когда попали внутрь? как ребенок прыгал!

Данила: Помню этот день очень хорошо. Были фотопробы. Мне сделали грим, и с оператором Игорем Гринякиным и с режиссером мы поехали на площадку. Я увидел декорации и стал по ним носиться – меня не могли остановить. Их даже сложно назвать декорациями. Это удивительная ручная работа нашего художника Сергея Агина. Я подходил и видел, что каждую деталь можно и нужно снимать крупным планом. Резцы, узоры, сено сквозь эти узоры… Колоссальный труд и он исполнен просто виртуозно.

А работать в костюмах того времени было удобно?

Данила: Очень! Помню, когда мы снимали в 30-градусной жаре, сидели с Максом Сухановым (исполнитель роли Свенельда. - Прим. «Антенны») и заливали себе воду под «панцирь», но это мы делали скорее для веселья. В целом же было комфортно. Обувь из мягчайшей кожи, я даже потом хотел в жизни ее носить. А на память я оставил один из амулетов Владимира.

В основном про князя Владимира из уроков истории мы помним то, что он носил прозвище Красно Солнышко и стал крестителем Руси. А вы какого героя играли?

Данила: Я не играл князя Владимира. Не играл его в том виде, который известен. Это колоссальная величина, мощное сильное явление. И если ты играешь явление, то обречен на провал. Ничего, кроме многозначительного, говорящего сентенциями персонажа не изобразишь. А такое не интересно зрителю, который приходит в кино, чтобы узнать в персонаже себя самого. Мы все на пробах изначально «впадали» в исторический персонаж. На нас надевали красивые костюмы, гримировали довольно эффектно, и вот мы входили в кадр и играли… Смотреть на это невозможно. Это музей, краеведческий срез. И есть другая крайность – когда ты стараешься быть максимально немногозначительным. И получаешь современных ребят, которые говорят исторические тексты небрежным языком. Вот чтобы найти баланс, эту грань, потребовалось время.

Как вы для себя сформулировали, о чем вообще эта история?

Данила: Для меня это кино об очень сложном, трагическом и одновременно счастливом чувстве любви. Как бывает в жизни, оно очень объемное. И дорога к нему непростая, драматичная. Сквозь потери, несчастья, ошибки. Это влечет за собой перерождение человека, народа. Но в основе для меня – любовь. Космическое чувство на самом деле.


Удобный и понятный геймплей, красивая и хорошо-прорисованная графика, а также приятная игровая атмосфера – все эти качества относятся к данной игре. Как можно понять, в ней есть все, что необходимо для приятного времяпровождения, и плюс ко всему – она совершенно бесплатна, поэтому Вы можете насладиться ее игровым процессом прямо сейчас. Также стоит упомянуть о том, что у этой игры жанра нет никаких ограничений по возрасту, поэтому в нее могут играть даже ваши дети.

Если Вы ищите удивительные и сказочные приключения, то на нашем сайте в категории Вы сможете скачать и установить эту увлекательную игру. В нее могут играть не только взрослые, но и дети. Она построена по самым современным технологиям, что позволит Вам наслаждаться красивой графикой, яркими спецэффектами и глубокой детализацией объектов, а музыкальное сопровождение передаст всю обстановку.


Финальная версия.
Откройте для себя новые земли, соберите ресурсы с храбрыми викингами в поисках их украденной королевы!
Станьте частью эпохи викингов! Спаси Ее Величество!
Трагические события произошли в мирной деревне Викингов на острове Альсен. Ревнивые Руаны не выдержали процветающей жизни славных воинов, они решили похитить их королеву Эйдину, надеясь, что ее исчезновение приведет к хаосу и упадку их земель.
Три храбрых воина отправились в путешествие, чтобы спасти свою королеву во имя правосудия.
Присоединяйтесь к приключениям! Помогите храбрым викингам спасти ЕЕ Величество и уничтожить злых Руан. Верните мир и процветание в земли Альсен!

Особенности игры:
* Веселая и красочная тематика Викингов;
* Графика высокого разрешения;
* Сбор магических артефактов;
* Заработайте 3 звезды и докажите свое мастерство!

Язык интерфейса игры: Английский.

1 января на экраны вышел российский фильм «Викинг». Лента режиссёра Андрея Кравчука рассказывает об одном из важнейших исторических деятелей нашей страны - князе Владимире, крестителе Руси. Сразу после премьеры лента вызвала горячие споры: создатели утверждали, что основывались на исторических источниках, а критики обвиняли их в искажении фактов.

Вооружившись древнерусскими летописями и историческими монографиями, «Мир фантастики» посмотрел фильм и готов рассказать, что в «Викинге» показано правильно, а что - нет.

Картина о князе Владимире называется «Викинг». На что это намекают создатели? Неужели креститель Руси был варягом, пришедшим на Русь с севера?

Начнем с того, что слова «викинг» на Руси не знали. Викингами скандинавы называли тех, кто ходил в морские походы, - то есть это профессия, а не национальность. Для северных народов Западной Европы в ходу был термин «норманны», а на Руси заморских гостей звали варягами.

Поэтому, хотя Владимир и ведет свой род от Рюрика, который, согласно «Повести временных лет», прибыл на Русь из-за Варяжского (Балтийского) моря, сам он не викинг. Для князя и вождя в языке норманнов были другие слова - конунг и хёвдинг. Да и само происхождение Рюрика - предмет споров. У историков нет единодушного мнения, был ли он варягом или уроженцем одного из западнославянских племен с берегов Балтики.

В фильме название «Викинг» обыгрывается только в одной сцене: один из волхвов говорит Владимиру, что для киевлян Владимир всегда будет «чужим, словно викинг». Но в чем именно заключается инаковость «почти викинга», создатели картины не объясняют. Возможно, дело в происхождении Владимира: в отличие от своих братьев Олега и Ярополка, Владимир был рождён вне брака. Однако в языческой культуре не было понятия «незаконнорождённый». По славянским законам Владимир имел такие же права на отцовские земли, что и другие сыновья Святослава, и ещё при жизни отца был посажен князем в Новгороде.

В фильме Владимир показан слабохарактерным неудачником, от которого мало что зависит. Неужели он и в летописях такой?

Нет. В летописях Владимир показан хитрым, сильным и целеустремленным человеком, который уцелел в братоубийственной войне, серьёзно расширил границы государства и увеличил авторитет Руси среди тогдашних держав. Он крестил целый народ, в конце концов. Если бы Владимиром можно было помыкать так легко, как показано на экране, он бы столького не добился.


Впрочем, Владимир - личность противоречивая, и на каждый его подвиг найдется свой грех. Он убил брата, изнасиловал княжескую дочь на глазах родителей, воевал с собственными сыновьями. Прежде чем принять христианство, он много лет продвигал славянский языческий пантеон. Даже единственное задокументированное в летописях человеческое жертвоприношение на Руси приходится именно на его правление.

Все грехи Владимира отражены в летописях, поэтому обойти эти моменты создатели картины не могли. Однако они решили сгладить углы - Владимир вроде бы и совершал все эти злодеяния, но каждый раз якобы не по своей воле. То под грибами был, то воевода подсобил, то двух христиан, принесённых в жертву, не успел спасти, а брата и вообще непонятно кто и зачем убил…

В фильме Олег гибнет очень глупо. Он убивает людей брата на охоте, «случайно» оказавшийся поблизости Ярополк велит схватить убийц, и в неразберихе собственные дружинники сталкивают Олега в ров. Неужели братоубийственные распри разгорелись из-за подобного казуса? И зачем в них вписался Владимир?

В целом история распри Святославичей показана на экране так же, как и в летописях, за вычетом мелочей. В «Викинге» Ярополк сразу ополчается против Олега за убийство своих людей, в «Повести временных лет» между этими событиями проходит несколько лет. В фильме Олег гибнет, пытаясь укрыться в Полоцке, а по летописям он отступал в Овруч. Наконец, киношный Олег сбежал сразу, как только встретился с братом, а по хроникам бегству Олега предшествовало поражение на поле боя.


Вот только ни летописи, ни фильм не объясняют, почему после гибели Олега Владимир тут же отправился за море. Некоторые историки, например, Александр Назаренко и Сергей Цветков, полагают, что истинной причиной распри Святославичей стало их участие в конфликте германского императора Оттона II с чешским князем Болеславом II: Ярополк поддержал Оттона, а его братья - Болеслава. Именно поэтому после гибели Олега Владимир резонно предположил, что станет следующим, и ретировался «за Варяжское море».

А что это за Свенельд такой, который вечно Владимира на гадости подстрекает? То воевать с братом надоумит, то родителей Рогнеды на тот свет отправит, то византийского императора убить посоветует. Это выдумка сценаристов картины или реально был такой злодей?


Воевода по имени Свенельд действительно упоминается в летописях. Однако если в фильме он служил кому угодно, кроме Ярополка, то согласно «Повести временных лет» он был воеводой именно киевского князя. Кроме того, именно с него начался конфликт между Святославичами. «Повесть временных лет» рассказывает, что Олег убил в лесу сына Свенельда, и разгневанный воевода обратился за справедливостью к своему сюзерену.

Вообще, свой дядька-наставник был у каждого из троих сыновей Святослава. При Владимире эту функцию исполнял Добрыня, его дядя со стороны матери и, возможно, прообраз богатыря Добрыни Никитича. Именно Добрыня, а не Свенельд посоветовал Владимиру изнасиловать Рогнеду и убить её семью. И вряд ли для этого Владимиру понадобились чудо-грибы.

В начале фильма Владимир берёт Рогнеду в жёны, а ближе к концу забывает, что женат, и требует у византийского императора руку его сестры Анны. Это вообще нормально?

О, здесь создатели картины ещё поскромничали! В летописях Владимир изображен жутким бабником - поговаривают, что у него было восемь официальных жён и едва ли не восемьсот наложниц.

Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.

Повесть временных лет


Летописец, конечно, преувеличивает, пытаясь сравнить Владимира с библейским царем Соломоном, который тоже держал целый гарем. Но такое поведение было нормальным для раннего средневековья. Многие европейские правители того времени, даже обращённые в христианство, тяжело принимали идею моногамии.

Кроме того, династические браки заключались ради политических союзов, а конъюнктура менялась быстро. Вчерашние союзники теряли свое значение, а у новых друзей уже были готовые на выданье сестры, дочери и племянницы. А с точки зрения византийцев предыдущие браки Владимира в любом случае не считались законными, поскольку не были освящены церковным обрядом.

В одной сцене волхвы пытаются принести в жертву сына дружинника Фёдора, а когда отец не отдаёт им мальчика, разъяренная толпа убивает обоих. Неужели наши предки приносили человеческие жертвы?

На этот счет у историков нет единого мнения. Большинство упоминаний о кровавых ритуалах язычников встречается в церковных текстах, а у православных авторов не было причин писать что-либо хорошее о конкурентах. В летописях же задокументирован только один случай - тот самый эпизод с Фёдором и его сыном, случившийся при Владимире.

В то время Владимир пытался убедить окружение в том, что он ярый язычник. Поэтому можно предположить, что человеческие жертвоприношения при нем и появились. Кстати, обратите внимание, что для создания капища Владимиру пришлось выкапывать идолов из земли. Тут сценаристы явно намекали на гипотезу, что Ярополк сам был христианином, а язычество не жаловал. Недаром же в фильме он женат на гречанке Ирине.


О человеческих жертвоприношениях у славян упоминается в зарубежных источниках, в частности, в рукописи арабского летописца Ибн Фадлана (того самого, которого сыграл Бандерас в «Тринадцатом воине»). Он пишет, что на похоронах правителя русов своими глазами видел, как наложница конунга добровольно принесла себя в жертву, чтобы сопровождать господина в загробной жизни. Впрочем, нет единого мнения, у кого именно гостил Ибн Фадлан. Сам араб называет виденных им людей именно русами, но с тем же успехом это могли быть норманны, спустившиеся по Волге для торговли с булгарами.

А что это вообще за волхвы такие? Какие-то они странные: грязные, лысые, немые. Как к этим ненормальным можно было прислушиваться? Неужели они и в реальности были такими?

Нет, волхвы в «Викинге» скорее напоминают юродивых или безумных прорицателей из сериала «Викинги». В летописях сохранился совсем другой образ волхвов - мудрецов, врачевателей и едва ли не кудесников. Представьте славянскую версию Мерлина, и вы будете недалеки от истины. Волхвы порой по влиянию превосходили князей, и те обращались к ним за советом - ведь не стыдно просить помощи у мудреца, знающего неведомое. А вот чтобы советоваться с немытыми лысыми юродивыми из «Викинга», нужно быть таким же безумцем. Или князем Владимиром в исполнении Данилы Козловского.


В «Викинге» славяне показаны грязным и немытым сбродом, имеющим слабое представление о гигиене. Неужели наши предки были такими?

Напротив, славяне по тогдашним европейским меркам были весьма опрятным народом, регулярно мылись в банях и следили за чистотой своей одежды. Грязное тело у язычников в принципе считалось небогоугодным делом, так что проблем с гигиеной у наших предков не было.

В фильме Владимир постепенно и сознательно, насколько для него это возможно, склонятся к выбору христианства. Но где же знаменитый эпизод с выбором из трёх вер? Куда его дели?

Эпизод с выбором веры встречается в летописях, причем не только в русских - в «Книге путей и стран» араба Аль-Бекри и в «Хазарской книге» Иегуды бен Галеви схоже описан выбор веры хазарским каганом. Но предыдущие поступки Владимира заставляют усомниться в реальности эпизода. С чего бы целеустремлённый и решительный князь, который много лет был ярым язычником, вдруг сделался кротким и неуверенным и много лет выбирал, в какую веру ему перейти?


Сменить веру Владимир мог только под влиянием политической обстановки. И если заглянуть в летописи других народов, например, в труды сирийского историка Яхьи Антиохийского, можно увидеть следующее:

Был им [Вардой Фокой] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к царю русов - а они его враги, - чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия [Анне], после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры.

И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку…

Яхья Антиохийский «Тарих аз-зейль»

В данном случае сценаристы «Викинга» вдруг отошли от «Повести временных лет» в пользу исторической достоверности, но поменяли мотивы князя. В фильме Владимир принимает православие, пройдя через серьезную духовную эволюцию. В реальной жизни князь руководствовался чисто политическими интересами.

В конце фильма Владимир с дружиной ввязывается в гражданскую войну Византии и осаждает крепость Корсунь. Но как он рассчитывал взять укреплённый город с кучкой легковооружённых пехотинцев?

По летописям Владимир действительно помог императору взять Корсунь. Однако осаждать город Владимир отправился не с бандой оборванцев, как показано на экране, а с хорошо вооружённым шеститысячным войском. Причем если в фильме Владимир штурмовал Корсунь в одиночку, то по летописям русский экспедиционный корпус вошёл в состав византийской армии, у которой, надо полагать, не было проблем с осадными орудиями.


А вот эпизод с запиской из города и поиском водопровода перенесён на экран почти дословно. Только если в фильме отправить записку Анастаса надоумила Ирина, бывшая жена Ярополка, то в летописях Анастас действовал самостоятельно.

И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это - сам крещусь!» И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.

Повесть временных лет

Создатели «Викинга» наломали немало дров в том, что касается древнерусского быта X века. Но в жизнеописании Владимира они старались придерживаться канонической версии. От летописей отходили, только когда нужно было оправдать наиболее отталкивающие поступки князя. А чтобы компенсировать обеление главного героя, съёмочная группа добавила чернухи, грязи, крови и сисек в стиле «Игры престолов» и «Викингов».

Правда, что их надоумило назвать картину «Викинг», так и остаётся загадкой.





Top