Вишневый сад образы молодого поколения. Молодое поколение в пьесе А.П

Гипертермия, перегревание, это состояние организма в условиях высокой температуры окружающей среды при превышении теплообразования над теплоотдачей организма, сопровождающееся повышением температуры тела и расстройством функций жизненно важных систем организма, особенно центральной нервной системы.

Гипертермия, перегрев организма, симптомы, первая медицинская помощь. Тепловой удар. Ожоги.

Основная реакция организма направлена на исключение перегревания путем усиления теплоотдачи — расширяются кожные сосуды, учащается сердцебиение и дыхание, увеличивается кровоток, повышается потовыделение и прочее. При усиленной физической работе потоотделение может составлять 5-6 литров в сутки даже на морозе. В условиях высокой температуры потоотделение может достигать 10-12 литров в сутки.

Накапливающееся в организме тепло неблагоприятно действует, прежде всего, на центральную нервную систему. Возникает денатурация белка, развивается тепловое кислородное голодание мозга, из-за большой потери воды с потом повышается вязкость крови. Смерть может наступить от паралича жизненно важных центров головного мозга и острой надпочечниковой недостаточности.

Степени гипертермии (перегревания) :

1. Гипертермия легкой степени — температура тела повышается до 37,5-38,9 градусов. Жалобы на слабость, недомогание, головокружение, тошноту, выраженную жажду. Кожа красного цвета, покрыта испариной, пульс и дыхание учащены. Явления легкой формы перегревания проходят в течение нескольких часов при помещении пострадавшего в прохладное помещение.

2. Гипертермия средней степени — температура тела повышается до 39-40 градусов. Возникают головная боль, шум в ушах, мышечная слабость, мелькание в глазах, расстройство речи, затемнение сознания. Пульс учащается до 120-130 ударов в минуту, артериальное давление снижается, дыхание частое и поверхностное, кожные покровы красные, налицо цианоз губ. При своевременном выходе из зоны перегрева и соответствующем лечении температура тела постепенно снижается и в течение 2-3 суток, функции организма восстанавливаются.

3. Гипертермия тяжелой формы перегревания характеризуется тепловым ударом. Наступает потеря сознания, температура — свыше 40 градусов, пульс свыше 140 ударов в минуту, артериальное давление снижается, кожа бледная и сухая. Могут быть судорожные припадки, рвота, непроизвольное мочеиспускание. Смерть наступает от паралича дыхательного и сосудодвигательного центров.

Тепловой удар.

Наступает при перегреве тела и уменьшении теплоотдачи. Он может возникнуть при длительном физическом напряжении и при высокой температуре окружающей среды с одновременным ограничением потребления жидкости, так как в этом случае резко уменьшается потоотделение. Перегреву способствует и малопроницаемая для воздуха и плохо проветриваемая , например, из синтетических материалов, а также отсутствие ветра и высокая влажность при жаркой погоде.

Первая доврачебная медицинская помощь при гипертермии.

Заключается в выводе пострадавшего из зоны перегрева, обтирании кожи прохладной водой, прикладывании к паховым и подмышечным областям пузырей со льдом, обильном холодном питье. Необходимо восполнение потери электролитов, в основном натрия (поваренная соль) и калия (минеральная вода, изюм, курага, бананы). При возможности необходимо внутривенно вводить солевые растворы, при головной боли — анальгин, при судорогах и возбуждении — успокаивающие препараты.

Непосредственное и длительное воздействие солнечных лучей на непокрытую голову вызывает полнокровие мозговых сосудов, а в дальнейшем — потерю сознания. Сначала начинается головокружение, головная боль, потемнение в глазах, мучительная жажда, тошнота, а затем и рвота. При первом же появлении этих признаков необходимо срочно покрыть чем-нибудь голову или найти тень, так как при прогрессирующем состоянии самостоятельно оказать себе помощь уже невозможно. Признаки теплового удара аналогичны солнечному, и поэтому первая помощь сводится к созданию тех же условий: тень, прохлада, холодный компресс на голову, обильное питье и покой.

Ожоги.

Могут быть вызваны , горячими жидкостями, парами, газами или сильным солнечным облучением. Интенсивность ожогов зависит от температуры и длительности воздействия. Нет смысла говорить о степенях ожогов и их классификации, так как это в экстремальной ситуации облегчения пострадавшему все равно не принесет. Небольшие ожоги вызывают болезненность и чувство жжения пораженного участка. При ожогах больших участков тела, кроме местных явлений, возникают и общие: головная боль, упадок сердечной деятельности, общая слабость или беспокойство, иногда судороги. Температура повышается.

При ожоге пламенем раньше всего вспыхивает одежда, которую надо потушить. Лучше всего броситься на землю и попытаться затушить огонь, катаясь по земле. Если рядом есть водоем, надо броситься в воду. Затем сразу же снять одежду и, если нет ожогов на теле, затушить тлеющие участки одежды землей, песком или водой. Но если тело поражено, то все зависит от степени поражения. Для уменьшения последствий, а иногда даже полного снятия небольших ожогов, можно использовать собственную мочу, обильно смочив ею пораженные участки тела.

Ни в коем случае нельзя протыкать пузыри или снимать тонкую обожженную поверхность кожи! Лучше всего заживление происходит открытым способом, когда на обожженный участок не накладывается повязка, а применяются лекарственные травы действия и ранозаживляющие травы: подорожник, мать-и-мачеха, сфагнум, исландский лишайник, крапива, сушеница топяная, саранка, кипрей, плаун, тысячелистник и др. Корка, образующаяся на обожженных местах через некоторое время, хорошо предохранит обожженную поверхность от заражения гноеродными бактериями. При повышении температуры желательно много пить.

Внимание! Ни в коем случае нельзя смазывать ожоги никакими маслами. Мази и масла применяются на конечных этапах лечения ожогов.

По материалам книги «Энциклопедия выживания».
Черныш И. В.

В данной статье мы рассмотрим, какое оказывает влияние на организм человека перегревание и переохлаждение, но для того, чтобы понять суть данных процессов необходимо немного разобраться с механизмом работы температурного режима тела человека.

Механизм регулировки температурного режима

Регулировка температуры тела человека осуществляется следующими физиологическими механизмами: испарение пота и изменение в кровотоке. Выделение пота и испарение его с тела человека способствует понижению общего уровня температуры тела, что незаменимо в жарких условиях и способствует нормализации работы организма, изменение же в кровотоке способствует выделению дополнительной энергии, которая согревает тело человека в холодный период. Также человек самостоятельно может регулировать температуру своего тела за счет переодевания. Всем известно, что человек является существом с постоянной температурой тела, нормальная температура тела человека составляет 36,6 ° С. Отклонение от данной нормы опасно для здоровья человека, поэтому организм любыми путями пытается удерживать температуру в пределах нормы. Наиболее благоприятной температурой окружающей среды для человека считается 22-25 ° С.

Теперь, когда мы более подробно разобрались с регулировкой температуры тела, поговорим о том, каким же образом влияние на организм перегревания и переохлаждения сказывается на здоровье человека.

Воздействие переохлаждения на организм человека

Переохлаждение на организм человека оказывает крайне неблагоприятное воздействие. Зачастую переохлаждение приводит к снижению иммунитета, что делает человека уязвимым перед вирусными заболеваниями.

Во время резкого переохлаждения организм, чтобы сохранить нормальную температуру тела, начинает использовать собственные резервы, что увеличивает уровень обмена веществ за счет расщепления свободных углеводов и белков. Лимфоидная ткань, расположенная в лимфатических узлах, начинает использоваться не для борьбы с микробами, а на производство тепла, чего только и ждут бактерии и вирусы, которых, как известно, в холодное время года значительно больше, чем в теплое.

По причине излишнего теплообмена, вначале мы не чувствуем особых изменений, однако иммунитет снижается довольно быстро, и вскоре мы начинаем ощущать первые симптомы простуды.

Конечно же, это не значит, что каждый, кто постоял в мороз на остановке, заболеет, так как уровень защиты у всех людей разный. Однако стоит помнить, что на иммунитет также оказывают влияние недоедание, недосыпание, отсутствие в рационе белков и необходимых витаминов, стрессы и постоянное переутомление. Как правило, сочетание этих факторов сильно повышает вероятность заболевания.

Поэтому в холодное время года не забывайте надевать теплые вещи и не забывайте, что температура окружающей среды должна быть обратно пропорциональна толщине одежды. Так, зайдя в помещение в верхней одежде, вы невольно перегреваетесь и организм, для понижения температуры, начинает выделять пот. Но если вспотевший человек резко окажется на холоде, то от переохлаждения его не спасет даже шуба, поэтому при входе в теплое помещение рекомендуется снимать верхнюю одежду.

Воздействие перегрева на организм человека

Перегревание на организм человека также оказывает довольно губительное влияние. При перегревании человека температура его тела может повышаться до 40 градусов. Не стоит думать, что перегрев может случиться лишь только под палящим июльским солнцем. Перегреться можно как в душном офисе в центре города, так и стоя в очереди на почте. Достаточно лишь высокой влажности воздуха и большой температуры. Обезвоживание организма и физические нагрузки еще более усугубляют ситуацию.

Последствия перегрева

Долгое времяпровождение на солнце либо в душных непроветриваемых помещениях может привести к таким пагубным последствиям как: потница, аллергия, солнечный ожог, раздражения. Ошибочно считается, что потница – недуг исключительно маленьких детей, однако он может поразить и взрослого. Более того, в особо тяжелых случаях, потница может привести к развитию стрептостафилодермии. Для лечения данного заболевания может понадобиться продолжительный период времени, вплоть до месяца. Лечится оно, как правило, антибиотиками.

Природа же теплового удара до сих пор еще точно не известна. Известно, что в результате сужения сосудов прекращается процесс отвода тепла от серединных участков тела к коже организма. Также происходит нарушение потоотделения и, соответственно, покровы тела не охлаждаются. Тепловой удар может стать причиной остановки дыхания и острой сердечной недостаточности, что при плохом развитии ситуации может привести к смерти.

Первая помощь при перегреве

Первым делом необходимо отвести человека в прохладную тень и напоить водой. Для ускорения охлаждения тела полезно обрызгать водой лицо и грудь, также можно приложить лед к местам прохождения особо крупных кровеносных сосудов. В случае потери сознания необходимо вызвать скорую помощь. Пока она в пути, нужно попытаться привести его в чувства при помощи ватки с нашатырем, при этом расстегнув на нем все тесные застежки. Постоянно обливайте пострадавшего водой и обмахивайте веером. После того, как пострадавший пришел в чувства, напоите его водой и дайте 20 капель валерьянки на треть стакана воды, дабы нормализовать его нервную систему.

Правила, которые необходимо соблюдать для предотвращения теплового удара

  1. Старайтесь находиться в проветриваемых местах. Все прогулки под открытым небом перенесите на поздний вечер.
  2. «Лучший друг» – это веер либо вентилятор.
  3. В особо жаркие дни ограничьте физическую активность, фитнесс и пробежки перенесите на вечер.
  4. В день необходимо потреблять объем воды, равный 5% от массы тела человека.
  5. Исключите из рациона алкогольные напитки и кофе, а также сладкие газировки. Отдайте предпочтение негазированной минеральной воде.
  6. В жаркую погоду носите светлую свободную одежду из натуральных тканей.

Название пьесы символично. “Вся Россия - наш сад”,- сказано у Чехова. Эта последняя пьеса была написана Чеховым ценой огромного напряжения физических сил, и простое переписывание пьесы было актом величайшей трудности. Чехов закончил “Вишневый сад” накануне первой русской революции, в год своей ранней смерти (1904).

Думая о гибели вишневого сада, о судьбе обитателей разоряющегося имения, он мысленно представлял себе всю Россию на сломе эпох.

В преддверии грандиозных переворотов, словно чувствуя возле себя шаги грозной реальности, Чехов осмысливал настоящее с позиций прошлого и будущего. Далеко идущая перспектива насыщала пьесу воздухом истории, сообщала особую протяженность ее времени и пространству. В пьесе “Вишневый сад” нет острого конфликта, все, казалось бы, идет своим чередом и между героями пьесы не происходит открытых ссор и столкновений. И все же конфликт существует, но не открытый, а внутренний, глубоко скрытый в мирной на первый взгляд обстановке пьесы. Конфликт состоит в непонимании поколения поколением. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее. И каждое из трех поколений мечтает о своем времени.

Пьеса начинается с приезда Раневской в свое старинное родовое имение, с возвращения к вишневому саду, который стоит за окнами весь в цвету, к знакомым с детства людям и вещам. Возникает особая атмосфера проснувшейся поэзии и человечности. Словно в последний раз ярко вспыхивает - как воспоминание - эта живая жизнь на пороге умирания. Природа готовится к обновлению - ив душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь.

Для купца Лопахина, который собирается приобрести имение Раневской, вишневый сад тоже означает нечто большее, чем просто объект коммерческой сделки.

В пьесе перед нами проходят представители трех поколений: прошлое - Гаев, Раневская и Фирс, настоящее - Лопахин и представители будущего поколения - Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Герои “Вишневого сада” оказываются жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории - деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев. Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для драмы XX века,- ситуации “порога”. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.

Любовь Андреевна Раневская - представительница старого дворянства - женщина непрактичная и эгоистичная, наивная в своем любовном увлечении, но она добра и отзывчива, и в ней неувядает чувство красоты, что особо подчеркивает Чехов. Раневская постоянно вспоминает о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду. Она живет этими воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем - и думать не хочет. Ее инфантильность кажется смешной. Но оказывается, все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не пытается ничего изменить. Они говорят о прекрасной старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек и уступают без борьбы.

Лопахин - представитель буржуазии, герой настоящего времени. Вот как сам Чехов определял его роль в пьесе: “Роль Ло-ахина центральная. Ведь это не купец в пошлом смысле слова… это мягкий человек… порядочный человек во всех смыслах...” Но этот мягкий человек - хищник, он живет сегодняшним днем, поэтому его идеи умны и практичны. Сочетание бескорыстной любви к прекрасному и купеческой жилки, мужицкая простота и тонкая артистическая душа слились в образе Лопахина воедино. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и вроде бы знает, что делать. Но на самом деле и он не является идеальным героем пьесы. Мы чувствуем его неуверенность в себе.

В пьесе переплетаются несколько сюжетных линий. Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь - две сквозные, внутренне связанные темы пьесы. Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное. Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых подходит ему лишь она. Варя, значит, должен жениться. У Вари даже мыс-ли не возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на досужих пересудах о том, что этот брак был бы удачен!

Казалось бы, Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее. Вокруг Пети Трофимова группируется романтический план пьесы. В его монологах много общего с мыслями лучших чеховских героев. С одной стороны, Чехов только и делает, что ставит Петю в смешные положения, постоянно компрометируя его, снижая его образ до предельно негероического - “вечный студент” и “облезлый барин”, которого Лопахин постоянно останавливает своими ироническими замечаниями. С другой стороны, мысли и мечты Пети Трофимова близки собственным умонастроениям Чехова. Петя Трофимов не знает конкретных исторических путей к хорошей жизни и его совет Ане, разделяющей его мечты и предчувствия, по меньшей мере наивен. “Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер”. Но в жизни назрел коренной перелом, который предчувствует Чехов, и не характером Пети, степенью зрелости его мировоззрения, а обреченностью старого определяется неотвратимость.

Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, люди действующие. А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует, он вообще ведет себя как-то нелепо. Аня еще слишком молода. Она никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Аня вообще еще мало знает жизнь для того, чтобы ее изменить. Но Чехов видел силу молодости именно в свободе от предубеждений, от футляр-ности мыслей и чувств. Аня становится единомышленницей Пети, и это усиливает звучащий в пьесе мотив будущей прекрасной жизни.

В день продажи имения Раневская затевает совершенно неуместный с точки зрения здравого смысла бал. Зачем он ей нужен? Для живой Любови Андреевны Раневской, что теребит сейчас в руках мокрый платок, ожидая возвращения брата с торгов, этот нелепый бал важен сам по себе - как вызов повседневности. Она вырывает у будней праздник, хватает от жизни то мгновение, которое способно протянуть нить к вечности.

Имение продано. “Я купил!” - торжествует новый хозяин, гремя ключами. Ермолай Лопахин купил имение, где дед и отец его были рабами, где их не пускали даже на кухню. Он уже готов хватить топором по вишневому саду. Но в высший момент торжества этот “интеллигентный купец” неожиданно чувствует стыд и горечь свершившегося: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. И становится ясно, что для вчерашнего плебея, человека с нежной душой и тонкими пальцами, покупка вишневого сада, в сущности, “ненужная победа”.

В конечном счете, Лопахин - единственный, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план прежде всего потому, что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить нельзя, время его ушло, и теперь сад можно сохранить, лишь переустроив в соответствии с требованиями новой эпохи. Но новая жизнь означает прежде всего смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

Итак, основной трагизм произведения состоит не только во внешнем действии пьесы - продаже сада и имения, где многие из действующих лиц провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и во внутреннем противоречии - неспособности тех же самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Постоянно ощущается эта нелепость событий, происходящих в пьесе. Нелепо выглядят Раневская и Гаев с их привязанностью к старым предметам, нелеп Епиходов, а Шарлотта Ивановна сама олицетворение ненужности в этой жизни.

Последний акт, как всегда у Чехова,- момент расставания, прощания с прошлым. Горестного для старых хозяев “вишневого сада”, хлопотного для нового дельца, радостного для молодых душ с их безоглядной блоковской готовностью отринуть все - и дом, и детство, и близких, и даже поэзию “соловьиного сада” - ради того, чтобы с открытой, свободной душой крикнуть: “Здравствуй, новая жизнь!” Но если с точки зрения социального завтра “Вишневый сад” звучал как комедия, то для своего времени - как трагедия. Две эти мелодии, не сливаясь, проступали в финале одномоментно, рождая сложный трагикомический исход произведения.

Молодые, весело, призывно перекликаясь, убегают вперед. Старые люди, как старые вещи, сбились в кучу, о них спотыкаются, не замечая их. Подавляя слезы, бросаются друг к другу Раневская и Гаев. “О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..” Но музыка прощания заглушается “стуком топора по дереву, звучащим одиноко и грустно”. Затворяются ставни и двери. В пустом доме остается не замеченный в суете больной Фирс: “А человека-то забыли...” Старик один в запертом доме. Слышится “точно с неба звук лопнувшей струны”, и в тишине глухо стучит топор по дереву.

Символика “Вишневого сада” говорила о приближении грандиозных социальных катаклизмов и изменении старого мира.

В этом произведении отражены проблемы уходящего в прошлое дворянства, буржуазии и революционного будущего. При этом Чехов по-новому изобразил главный конфликт произведения - конфликт трех поколений.

Пьеса "Вишневый сад" была написана Чеховым в 1903 году. Это время, когда в России назревают большие общественные перемены, ощущается предчувствие "здоровой и сильной бури". Недовольство жизнью, смутное и неопределенное, охватывает все сословия. По-разному выражают его писатели в своем творчестве. Горький создает образы бунтарей, сильных и одиноких, героические и яркие характеры, в которых воплощает мечту о гордом Человеке будущего. Символисты через зыбкие, туманные образы передают ощущение конца нынешнего мира, тревожное настроение надвигающей" ся катастрофы, которая страшна и желанна. Чехов по-своему передает эти же настроения в своих драматических произведениях.

Чеховская драма - совсем новое явление в русском искусстве. В ней отсутствуют острые социальные конфликты. В пьесе "Вишневый сад" все герои охвачены беспокойством и жаждой перемен. Хотя действие этой грустной комедии разворачивается вокруг вопроса, кому достанется вишневый сад, герои не вступают в ожесточенную борьбу. Здесь нет обычного конфликта хищника и жертвы или двух хищников (как, например, в пьесах А. Н. Островского), хотя в конце концов сад достается купцу Ермолаю Лопахину, ио он совершенно лишен хищнической хватки. Чехов создает ситуацию, в которой открытая вражда между героями, обладающими разными взглядами на жизнь, принадлежащими к разным сословиям, просто невозможна. Все они связаны между собой любовными, родственными отношениями, для них имение, где разворачиваются события, - почти родной дом.

Итак, в пьесе три основные группы персонажей. Старшее поколение - зто Раневская и Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в лице купца Лопахина. И, наконец, самые молодые герои, судьба которых в будущем, - это Аня, дочь Раневской, и Петя Трофимов - разночинец, учитель сына Раневской.

Все они совершенно по-разному относятся к проблеме, связанной с судьбой вишневого сада. Для Раневской и Гаева сад - вся их жизнь. Здесь прошли детство, юность, счастливые и трагические воспоминания привязывают их к этому месту. Кроме того - это их состояние, то есть все, что осталось от него.

Ермолай Лопахин смотрит на вишневый сад совсем иными глазами. Для него это прежде всего источник дохода, но не только. Он мечтает приобрести сад, так как он - воплощение того образа жизни, который недоступен сыну и внуку крепостных крестьян, воплощение недосягаемой мечты об ином прекрасном мире. Однако именно Лопахин настойчиво предлагает Раневской спасти имение от разорения. Здесь и обнаруживается истинный конфликт: расхождения возникают не столько на экономической, сколько на идейной почве. Таким образом, мы видим, что не воспользовавшись предложением Лопахина, Раневская теряет свое состояние не только из-за своей неспособности что-то предпринять, из-за безволия, но потому, что сад для нее - символ красоты. "Милый мой, простите, вы ничего не понимаете... Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, то это только наш вишневый сад". Он представляет для нее и материальную, и, что важнее, духовную ценность.

Сцена покупки сада Лопахиным - кульминационная в пьесе. Здесь высшая точка торжества героя; самые смелые мечты его сбылись. Мы слышим голос настоящего купчика, напоминающего отчасти героев Островского ("Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю!.. За все могу заплатить"), но и голос глубоко страдающего человека, не удовлетворенного жизнью ("Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь").

Лейтмотив пьесы - ожидание изменений. Но делают ли герои что-то для зтого? Лопахин умеет лишь зарабатывать деньги. Но это не удовлетворяет его "тонкую, нежную душу", чувствующую красоту, жаждущую настоящей жизни. Не умеет он найти себя, свою настоящую дорогу.

Ну, а что же молодое поколение? Быть может, у него есть ответ на вопрос, как жить дальше? Петя Трофимов убеждает Аню, что вишневый сад - это символ прошлого, которое страшно и которое нужно поскорее отринуть: "Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка... не глядят на вас человеческие существа... Владеть живыми душами - ведь это переродило вас всех... вы живете в долг, на чужой счет..." Петя смотрит на жизнь исключительно с социальной точки зрения, глазами разночинца, демократа. В его речах много справедливого, но в них нет конкретного представления о разрешении вечных вопросов. Для Чехова он такой же "недотепа", как большинство персонажей, "облезлый барин", мало понимающий в реальной жизни.

Самым светлым и незамутненным предстает в пьесе образ Ани. Она полна надежд, жизненных сил, но в ней Чехов подчеркивает неопытность, детскость.

"Вся Россия - наш сад", - произносит Петя Трофимов. Да, в пьесе Чехова центральная тема - это судьба не только вишневого сада, принадлежащего Раневской. Это драматическое произведение - поэтическое размышление о судьбе Родины. Автор не видит еще в русской жизни героя, который мог бы стать спасителем, настоящим хозяином "вишневого сада", хранителем его красоты и богатств. Все герои этой пьесы (исключая Яшу) вызывают сочувствие, симпатию, но и грустную улыбку автора. Все они печалятся не только о своей личной судьбе, но ощущают общее неблагополучие, носящееся как бы в самом воздухе. Пьеса Чехова не решает вопросов, как и не дает нам представления о дальнейшей судьбе героев.

Трагический аккорд завершает драму - в заколоченном доме остается старый слуга Фирс, про которого забыли. Это упрек всем героям, символ равнодушия, разобщенности людей. Однако в пьесе звучат и оптимистические ноты надежды, хотя и неопределенной, но живущей в человеке всегда, потому что жизнь устремлена в будущее, потому что на смену старому поколению всегда приходит молодость.

­Спор поколений

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» необычна и удивительна. В отличие от других работ драматурга, она ставит в центр всех событий не человека, а лирический образ прекрасного вишневого сада. Он словно олицетворение красоты России былых времен. В произведении переплетаются сразу несколько поколений и, соответственно, возникает проблема разницы в мышлении, восприятии реальности. Вишнёвому саду отводится основополагающая роль. Он становится местом встречи прошлого, настоящего и будущего страны, которая стоит на пороге грандиозных перемен.

Эта драма - абсолютно новое явление в русском искусстве. В ней нет острых социальных конфликтов, никто из главных героев не вступает в открытый спор и все же конфликт существует. С чем же он связан? На мой взгляд, это спор поколений, которые не слышат или не хотят слышать друг друга. Прошлое предстает перед нами в виде Раневской и Гаева . Это закоренелые дворяне, которые не в силах изменить свои привычки даже ради спасения имения, принадлежавшего еще их родителям и прародителям. Раневская давно растранжирила свое состояние и продолжает сорить деньгами. Гаев надеется получить наследство от богатой тетушки, живущей в Ярославле.

Смогут ли такие люди сохранить свое имущество - родовое поместье и роскошный вишневый сад? Судя по такой характеристике, нет. Одним из наиболее благоразумных персонажей пьесы является представитель нынешнего поколения Ермолай Алексеевич Лопахин . Это сын и внук крепостных, который внезапно разбогател и стал состоятельным купцом. Этот герой всего добивался сам, своим трудом и настойчивостью, а поэтом заслуживает уважения. К сожалению, его нельзя отнести к счастливым людям, так как он и сам не рад возможности выкупить горячо любимый Раневской вишнёвый сад. По этой причине в самом начале пьесы он рекомендует ей разбить его на участки и сдать дачникам, но легкомысленные буржуа и слышать о таком не хотят.

Третье поколение, так называемое «будущее» страны представлено семнадцатилетней дочерью Раневской и бывшим учителем ее сына. Аня и Петя борцы за «новую жизнь», а потому их мало волнует судьба вишневого сада. Они считают, что смогут посадить новый сад лучше прежнего. Трофимов - талантливый студент, но, увы, он больше говорит, чем делает, а потому будущее с такой молодежью пугает представителей старшего поколения. Самым светлым и незамутненным персонажем рисуется нам Аня. Она переняла лучшие черты у дворянства и продолжала уверенно идти в ногу со временем навстречу к переменам. Уверенность в положительном исходе ее никогда не покидала. Именно через нее автор выражает свои надежды на светлое будущее.




Top