Война и мир все проблемы. Проблематика романа «Война и мир» Льва Толстого - сочинение

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» можно сравнить с огромной Вселенной, океаном, вобравшим все оттенки человеческих судеб, чувств, размышлений. Это роман-эпопея, который охватывает жизнь человека во всех ее проявлениях. Реальные исторические события (Шенграбен, Аустерлиц, Тильзитский мир, Бородино) определяют эпический размах изображенной Толстым жизни, однако ее глубинный смысл открывается лишь при обращении к частным судьбам конкретных героев, ведь людей во все времена волновали их счастье, здоровье, любовь, дружба, ненависть, рождение детей, смерть близких. Все идет своим чередом и не зависит от политической близости или вражды Наполеона и Александра. Эту-то жизнь Толстой и называет «настоящей».Толстой показал, что историческая жизнь – лишь часть того огромного материка, который называется человеческой жизнью. «Настоящей» жизнью для автора является естественное течение человеческой частной жизни, которая шире и богаче жизни исторической («Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте…»). Основами этой «настоящей жизни» как раз и становятся те вечные, общечеловеческие нравственные ценности, которые делают эту жизнь одухотворенной и осмысленной: семья и любовь, духовный поиск и естественность, истинная любовь к Отечеству и «простота, добро, правда».

Роман «Война и мир» выявляет систему нравственных ценностей Толстого, основные нравственные идеалы автора: естественность как синоним нравственности, истинный патриотизм, «народное чувство», способность к духовному преображению, стремление к духовному совершенству как основа человеческой жизни.

Путь исканий Андрея Болконского: проблемы чести, нравственного выбора, истинной любви и патриотизма

Исторический комментарий. Тулон – город на юге Франции. В 1793 году приверженцы королевской власти изгнали представителей революционной власти и вели осаду в Тулоне. Наполеон участвовал в осаде Тулона, шел впереди штурмующей колонны, был ранен. Тулон сдался. Это было первое выигранное Наполеоном сражение, обычный офицер впервые обратил на себя внимание, о нем впервые узнали в Париже. Бонапарт получил чин бригадного генерала, началось его стремительное восхождение к императорству. Наполеону было тогда 24 года.

Духовная жизнь человека, по Толстому, сложный, многогранный процесс. Душа любимых героев Толстого стремится к движению, преображению – и эта способность человека является нравственным идеалом автора. Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят на страницах романа сложный путь духовных исканий.

Впервые мы встречаем князя Андрея в салоне Анны Павловны Шерер. Он холоден, немногословен, гримаса презрения всякий раз готова исказить его красивое лицо; чувствуется, что его тяготит всё, что его окружает: «Эта жизнь, которую я веду здесь – не по мне!» - скажет князь Андрей Пьеру об угнетающей его порочности светской жизни, объясняя причину своего решения пойти на войну. Князь Андрей не хочет допустить, чтобы случайности жизненного потока распоряжались его судьбой: не он будет соответствовать окружающей жизни, а жизнь должна быть по нём. Он верит в свое высокое предназначение, верит в свою звезду, в свой Тулон. Эта вера связана с осознанием его «сил великих», данных ему природой, и с фамильной «болконской» гордостью. Князь Андрей считает, что вправе добиться славы, и поэтому он идет на войну, оставляя свою жену, в тревоге и замирании ждущую появления их ребенка. У Болконского свое понимание славы: «Слава – та же любовь к людям, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы», «слава – та же любовь людская». Понимание славы тесно связано в сознании Болконского с пониманием героической личности; Наполеон для князя Андрея – прежде всего герой, а герой, чтобы быть таковым, должен стремиться к славе. В мечтах князя Андрея армия попадает в безвыходное положение – и он один спасает ее и выигрывает сражение.

Впервые несовпадение желаемого и настоящего открылось князю Андрею во время Шенграбенского сражения, успех которого во многом зависел от действия батареи капитана Тушина. Этот маленький капитан, на вид такой невоенный, даже смешной, оказался настоящим героем, никому, однако, кроме Болконского, неизвестным и даже чуть не наказанным после сражения. Вместо желаемого Тулона – урок героизма, который получен от невзрачного капитана, робеющего перед начальством. Жизнь предстала князю Андрею в несовпадении видимого и настоящего: «Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

Во время аустерлицкого сражения, казалось бы, наступил момент славы: князь Андрей поднимает знамя и увлекает за собой солдат. Однако в самый момент этого несомненного подвига к Болконскому не приходит высокое состояние духа, которое бы отвечало этой минуте; вместо этого что-то случайное, второстепенное, бессмысленное бросается в глаза. Героическая минута оказалась наполненной той самой мелочной суетой, которая всегда была оскорбительна для князя Андрея в жизни. Наполеон, представший ему на фоне огромного, бесконечного неба, кажется ему не героем, а маленьким человечком с его «мелким тщеславием». В этот момент действительно ценным для князя Андрея становится это огромное небо Аустерлица. Небо навсегда останется с князем Андреем как символ величия, идеальности, но и отрешенности, холодности. Небо - это совершенство, которое князь Андрей искал и не находил на земле. Навсегда непереходим для князя Андрея разрыв между идеальным совершенством «неба» и реальной жизнью «земли», земной реальности отношения людей. Разрыв между высоким и обыденным, земным – трагическая тема образа князя Андрея.

Многое переоценивает князь Андрей после войны 1805-1807 годов: ничтожность «идеи Тулона» перечеркнула прежнюю систему ценностей, обратила князя Андрея в тихое течение обычной земной жизни. Однако ему не будет дано мирное семейное счастье, которое так высоко ценимо автором, которое естественно и привычно для Ростовых. Почти на глазах Болконского умирает от родов жена Лиза; он ею пренебрегал когда-то, презирая в ней светскую пустоту, но он слишком многим пренебрегал когда-то и был высокомерен к обычным, невыдающимся людям. Позже князь Андрей скажет Пьеру, что он был виновен перед женой и надеялся оправдаться, однако жизнь не дает князю Андрею возможность оправдания. Он живет в своем имении Богучарово тихой домашней жизнью: когда крестят ребенка, он замирает от страха, как бы не утопили; сидя на маленьком детском стульчике, дрожащими руками капает из склянки лекарство во время болезни сына. Есть новая человечность в этом «опрощенном» князе Андрее, занятом будничными заботами, узнавшем прозу самых обычных чувств, но есть и другое – безрадостность этого опрощения. Простая жизнь не просто дается князю Андрею, тайная её глубина и значительность для него не открыта. Словно какая-то пелена заслонила от Болконского светлую, ясную сторону жизни, и он погружается в томительное, безрадостное существование, в котором нет весны и молодости, не случайно слово «молодые» становится для князя Андрея синонимом слова «другие»: «Пускай другие, молодые вновь поддаются на этот обман…» Это одна из самых драматичных полос жизни Болконского, когда он готов отречься не только от молодости и счастья, но и от самого будущего: «Наша жизнь кончена!», «Он должен доживать свою жизнь».

Внутреннее возрождение князя Андрея началось со времени встречи с Пьером в Богучарово. Впервые после возвращения и переосмысления жизни князь Андрей получает возможность высказаться и быть понятым. Мысли, которые он высказывает, трагичны: жить возможно только для себя (родные – это тоже «я»), взаимопонимание между людьми невозможно, потому что у каждого своё понимание добра и зла, справедливости и несправедливости, у каждого своя личная правда, общей правды нет и быть не может. И опять во всей своей страшной простоте встаёт вопрос: зачем? Зачем жить, в чём смысл жизни? Без решения этих вопросов ни Пьер, ни Андрей не могут жить. Однако происходит странное: чем более говорил князь Андрей, чем мрачнее были его слова, тем «взгляд его оживлялся больше». Князь Андрей оживает именно потому, что между людьми есть отвергаемая им духовная связь и жить возможно не только для себя. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

По Толстому, жизнь оказывается богаче, мудрее любого нашего о ней предположения. Разве мог князь Андрей предполагать, отправляясь по опекунским делам в отрадненское имение Ростовых, что там его ожидает чудо, способное перевернуть всю его жизнь? Антитеза помогает более глубоко понять состояние героя: весенняя природа, излучающая тепло и радость, и состояние князя Андрея, которое давно уже стало для него привычным, - состояние долгой, нескончаемой тоски, ощущение жизненной пустоты.

Чудо явилось князю Андрею мгновенно - в облике черноволосой тоненькой девушки, в которой было столько радости жизни, яркости и счастья (не случайно так «многоцветно» описание Наташи: черный, желтый, белый – и все это на фоне яркой майской зелени). Ощущения Болконского Толстой отражает в довольно парадоксальных деталях: ему стало «отчего-то больно», «невольно с любопытством спрашивал себя». Мир Наташи, в котором князь Андрей увидел то, чего уже давно не было в его жизни, прежде всего счастье, для героя Толстого тайна, притягательная и одновременно раздражающая, поскольку уже не позволяет князю Андрею оставаться в его безнадежной тоске. Мир Наташи более явственно показывает, насколько князь Андрей одинок: для него все еще «молодые» - это «другие», все еще яркая и светлая сторона жизни закрыта другой – тусклой и безрадостной. Лексический повтор слова «досадовал» подчеркивает, что Болконский и не желает пока стать частью этого яркого – но все же другого мира («Он досадовал на этого глупого старика…досадовал на себя за то, что остался»).

Но все же энергия жизни настолько сильна, что властно втягивает Болконского в свою орбиту, словно князь Андрей распахивает окно не только в сад, но в саму жизнь. Магия отрадненской ночи очаровывает его своей красотой: «Серебристо-освещенные дерева, серебристые листья и стебли, блестящая росой крыша, ярко-белые стволы и сучья». Основным в описании ночи становится мотив света – свет струится отовсюду, выявляя могучую силу красоты, объединяющей небо и землю в единое целое. Художественное пространство становится в этом отрывке беспредельным, постоянно расширяющимся, охватывающим и каждый стебель серебристых дерев, и блестящую крышу, и луну, и небо. НЕБО! Вот что впервые после Аустерлица вновь пришло к Болконскому: беззвездное весеннее небо в Отрадном стало для князя Андрея пробуждением от тяжкого сна безверия и обреченности. И впервые слово «молодые» оказалось отнесенным не только к Наташе, но и князю Андрею: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул». Одно лишь прикосновение к миру Наташи стало для князя Андрея новой эпохой жизни: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась».

Эпизод ночи в Отрадном композиционно обрамлен двумя встречами князя Андрея со старым дубом. Не случайно Толстой использует прием олицетворения: словно не описание природы, не пейзаж в обычном смысле слова, сколько особая философия отношения к жизни, отраженная в метафорическом образе дуба. Обломанная кора, «старые болячки» этого «сердитого и презрительного урода» говорят о недоверии к весне и счастью, к обновлению самой жизни. Прием антитезы позволяет нам более отчетливо, явственно увидеть этого темного, старого, мрачного великана среди «улыбающихся берез». Все: не только весна, но любовь и счастье – «глупый, бессмысленный обман». Градация позволяет нам более ярко ощутить энергию презрения и отрицания, исходящую от старого дуба: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». Однако на обратном пути из Отрадного князь Андрей с трудом разглядел среди «шатра темной, сочной зелени» своего старого знакомца: «Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно». «Весеннее чувство радости и обновления» показывается Толстым как всеобщий закон жизни, основа которой - движение, изменение, преодоление неверия и отчаяния.

Потрясенный, князь Андрей понимает, что прикоснулся к одной из величайших стихий мира – стихии вечного движения и самообновления жизни: «Все лучшие минуты вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна – все это вдруг вспомнилось ему». Все эти минуты объединяет одно – это минуты открытий, прозрений, прикосновений к вечным тайнам жизни и смерти. Эпизод ночи в Отрадном имеет огромное значение для понимания концепции образов Андрея Болконского и Наташи Ростовой, для открытия авторской философии жизни как вечного движения и естественного обновления.

Встретившись с Наташей в Отрадном, князь Андрей окончательно решает: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь». «Чтобы не для одного меня шла моя жизнь» - постоянная тема князя Андрея. Именно это побуждает его принять участие в законодательной комиссии Сперанского. Но одна встреча с Наташей на балу рушит иллюзии князя Андрея в действительной пользе этой комиссии. Князь Андрей вдруг вспомнит своих богучаровских мужиков, Дрона-старосту и поймёт, как далека была его законодательная деятельность от их реальной жизни. И всё это открыла для князя Андрея не столько даже сама Наташа, сколько её облик. Всё, что казалось «таинственно и привлекательно в Сперанском, вдруг стало ясно и непривлекательно».

Любовь к Наташе – новый и наиболее счастливый этап жизни князя Андрея. «Я не жил прежде, теперь только я живу», Для Наташи не было мучительных вопросов о смысле жизни, над разрешением которых бились и Пьер, и Андрей, но самим своим существованием, тем, что жила, и тем, как жила, Наташа уже отвечала на все эти вопросы. Князь Андрей «не думал о ней, он только воображал её себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете». В исканиях князя Андрея и Пьера сам образ Наташи – это словно особое средство, особенный способ познания жизни. Любовь к Наташе наполнила смыслом жизнь князя Андрея, придала ей особую поэзию. Однако в том, что счастье жизни с Наташей оказалось разрушенным, есть доля вины и князя Андрея. Для Наташи год ожидания оказался роковым, так как она жила каждым мигом, каждой минутой, чего не понял князь Андрей. Наташа различала жизнь именно по минутам, каждая из которых должна быть прожита полноценно, максимально насыщенно, потому что каждая невосполнима.

Разрыв с Наташей возобновляет страдания князя Андрея от «неидеальности» жизни, которые он знал всегда. Он не может простить Наташе её падения, он хотел видеть и видел в ней идеал, но Наташа оказалась реальной, земной – это для князя Андрея трудно перенести. Впечатление краха соединяется у Болконского с начавшейся войной, вторжением завоевателей, пожаром Смоленска, разорением родового имения Болконский Лысых Гор. Однако любимые герои Толстого всегда умели забыть свои личные боли и обиды перед лицом опасности, грозящей России. Именно служение России спасает князя Андрея. «Служить в рядах» - так решает Болконский.

Война 1812 года принесла князю Андрею еще одно новое ощущение – счастье прощения, отчего любовь к Наташе стала более тёплой, глубокой. «Мужчина не должен и не может забывать, прощать», «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», - считал прежде князь Андрей, однако преодолевая надменность непрощения, он тем самым продолжает свой духовный путь. Андрей Болконский – образ трагический и потому, что его жизненный путь обрывается на страницах романа, и потому, что ему так и не удалось преодолеть роковой разрыв между «небом» и «землей», между идеальным и неидеальным. «Он слишком хорош, он не может, не может жить», - сказала Наташа княжне Марье. Князь Андрей действительно «слишком хорош», действительно «не может жить». Неидеальная, мирская, земная любовь к Наташе борется в князе Андрее с надмирной любовью ко всем, а значит, ни к кому в отдельности. И всегда бывшее символом князя Андрея небо - далёкое, высокое, совершенное, но леденящее – побеждает.

Однако духовный след Андрея Болконского на земле не прервался, не исчез: не случайно роман заканчивается эпизодом с Николенькой – сыном князя Андрея. Путь чести Болконских продолжается: «А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…»

Урок 3.

Роман «Война и мир» - роман-эпопея:

проблематика, образы, жанр

Цель: познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

Ход урока

Урок-лекция учителя, учащиеся ведут конспект.

I . Запись эпиграфа и плана:

1. История создания романа «Война и мир».

2. Историческая основа и проблематика романа.

3. Смысл названия романа, герои, композиция.

«Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорожденного ребенка до последней вспышки

чувства умирающего старика все горести и радости,

доступные человеку, - все есть в этой картине!

Критик Н. Страхов

I I. Материал лекции.

Роман «Война и мир» - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века. К. Симонов вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным...» Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Первая читательница романа, жена писателя С. А. Толстая, писала мужу: «Переписываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т. е. духовно твой роман».

    Что можно сказать о романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на основе прослушанных высказываний?

1. История создания романа.

Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы» от нее осталось всего три главы. С. А. Толстая замечает в своих дневниках, что сначала Л. Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II) накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг» (см. схему в Приложении 1).

2. Историческая основа и проблематика романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во 2-м томе - 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; 3-й том - 1812 г., 4-й том - 1812-1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие в романе охватывает пятнадцать лет.

Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 г. против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 г.: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг.; на примере Кутузова и Наполеона показан роль отдельных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 г.

Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 г. в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х гг. 19 века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, об эмансипации женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений, деревенской жизни и жизни города.

Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и России.

Общественные проблемы разрешаются в связи с той или иной группой действующих лиц: образами представителей народной массы, спасших родину от французского нашествия, а также образами Кутузова и Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и личности в истории; образами Пьера Безухова и Андрея Болконского - вопрос о передовых деятелях эпохи; образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен - затрагивает женский вопрос; образами представителей придворной бюрократической орды - проблему критики правителей.

3. Смысл названия романа, герои и композиция.

Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской).

Позднее, уже много лет спустя после смерти Толстого, Татьяна Андреевна написала интересные воспоминания о своей молодости «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Эту книгу справедливо называют «мемуарами Наташи Ростовой».

Всего в романе свыше 550 лиц. Без такого количества героев не возможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все», т. е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века (сравните с романами «Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского и др.). Сама сфера общения героев в романе исключительно широка. Если мы вспомним Базарова, то в основном он дан в общении с братьями Кирсановыми, Одинцовой. Герои же Толстого, будь то А. Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей.

Заглавие романа образно передает его смысл.

«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определили Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) - это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр I) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других писателей большую роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Толстого предстает всегда в настоящем времени. История их жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов - его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.

4. Жанр.

Долго не могли определить жанр «Войны и мира». Известно, что сам Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга - как Библия.

«Что такое «Война и мир»?

Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника.

«Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор

в той форме, в которой оно выразилось

Л. Н. Толстой.

«... Это не роман вообще, не исторический роман, даже не истории-

ческая хроника, это хроника семейная... это быль, и быль семейная».

Н. Страхов

«...оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в

себе эпопею, исторический роман и очерк правое».

И. С. Тургенев

В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».

«Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка - для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.

Признаки эпопеи - тема (эпоха больших исторических событий); идейное содержание - «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм... прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».

Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе - только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.

I II . Проверка записей конспекта (основные положения по вопросам).

Домашнее задание.

1. Пересказ лекции и материалов учебника с. 240-245.

2. Выбрать тему реферата по роману «Война и мир»:

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

б) «Дубина народной войны».

в) Подлинные герои 1812 г.

г) Придворные и военные «трутни».

д) Любимая героиня Л. Толстого.

е) В чем видят любимые герои Толстого смысл жизнь?

ж) Духовная эволюция Наташи Ростовой.

з) Роль портрета в создании образа - персонажа.

и) Речь персонажа как средство его характеристики в романе.

к) Пейзаж в романе «Война и мир».

л) Тема истинного и ложного патриотизма в романе.

м) Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир» (на примере одного из персонажей).

3. Подготовиться к беседе по т. I, ч. 1.

а) Салон А. П. Шерер. Что представляет собой хозяйка и посетители ее салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)?

б) П. Безухов (гл. 2-6, 12-13, 18-25) и А. Болконский 9-я гл. 3-60 в начале пути и идейных исканий.

в) Развлечение светской молодежи (вечер у Долохова, гл. 6).

г) Семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы), гл.7-11, 14-17.

д) Лысые Горы, имение генерала Н. А. Болконского (характер, интересы, занятия, отношения в семье, к войне), гл. 22-25.

е) Различное и общее в поведении людей на именинах у Ростовых и в доме в Лысых Горах по сравнению с салоном Шерер?

5. Индивидуальное задание. Сообщение «Исторический комментарий» к содержанию романа «Война и мир» (Приложение 2).

Приложение 1

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». История создания.

Вывод: «Я старался писать историю народа».

1857 г. - после встречи с декабристами Л. Н. Толстой задумал роман об одном из них.

1825 - «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 - «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»

1805 - «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав не удач и нашего срама».

Вывод: Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

Приложение 2

Исторический комментарий к т. I романа «Война и мир».

В I т. романа-эпопеи «Война и мир» действие разворачивается в 1805 г.

В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине - острове Корсика - фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.

В 1793 г. В Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.

Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.

Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали ёго, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французcкую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем - отборные австрийские войска.

Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.

После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем - триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).

В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.

Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом - Англией.

В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.

Военные действия России против Франции были вызваны прежде всего боязнью царского правительства перед распространением по всей Европе «революционной заразы».

Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.

Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.

Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.

какие проблемы в романе "Война и мир"

  1. Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л. Н. Толстого Война и мир. Честь и достоинство главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве Л. Н. Толстого.

    Проблема поиска смысла жизни. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев) , Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.

    Одна из философских проблем романа это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.

  2. Проблема настоящей жизни.
    Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.

    Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на круги своя.

    Проблема великого человека

    В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.

    Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

    Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе представителя народной войны полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

    Проблема истинного и ложного патриотизма.

    Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
    Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые афишки, призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

Проблематика романа «Война и мир» включает в себя несколько тем. Давайте рассмотрим главные.

Тема настоящей жизни

Что такое настоящая жизнь? Многие герои романа способствуют развитию общества и являются достаточно активными людьми. Однако настоящая жизнь - это то, что творится у них в душе. Речь идет главным образом о Ростовых, Безуховых, Болконских, да и о простых крестьянах. Самый искренний и настоящий человек - это, без сомнения, Андрей Болконский.

Жизнь Андрея Болконского

Чем он занимается на протяжении романа?

Он непрерывно стремится к настоящей жизни и, когда обретает нечто новое, считает, что это именно то, чего ему не хватало. Сначала он встречает такую не похожую на него маленькую жизнерадостную Лизу. Затем он уходит на войну и в этом видит свое предназначение. Собственно говоря, почему бы и нет?

Далее следует период спокойной жизни, а затем он снова уходит на службу. Но по-настоящему судьбоносным событием стало его знакомство с немного необычной и веселой девушкой - Наташей Ростовой. Данная проблематика романа «Война и мир» хоть и не является главной, но занимает далеко не последнее место.

Жизнь Пьера Безухова

А что можно сказать о Пьере Безухове? Он также ищет настоящую жизнь, но в процессе поисков прокладывает собственный, личный путь. Он думает, что Элен предназначена ему судьбой, но ошибается. Затем он увлекается масонством и считает, что именно в этом заключается истина. Далее начинаются отношения с Наташей. На самом деле Безухов сразу после знакомства с этой девушкой понял, что она разительно отличается от остальных, но тогда еще не осознавал, что именно ее он ждал всю жизнь. Позже это станет для него открытием.

Остальные герои произведения тоже ищут настоящую жизнь. Кто-то обретет ее, кто-то - нет, но каждый отчаянно стремится ее найти. романа «Война и мир» близка и многим современным людям.

Тема семьи

Семья для писателя - это база для развития человеческой души.

Так оно и есть в действительности. На примере нескольких семей автор выражает свое мнение о домашнем очаге. В романе подробно рассказывается о Курагиных, Ростовых и Болконских. Это главные действующие лица произведения.

Ростовы и Болконские

Что касается Ростовых и Болконских, то уклад их жизни берет начало из национальных традиций. Лучше всего это можно рассмотреть на примере первых. Члены этой немного наивной и благородной семьи живут минутными порывами и чувствами, однако и серьезность им не чужда. Кроме того, им присуща высокая и это делает их похожими на Болконских. Данная проблематика романа «Война и мир» весьма интересна, при изучении произведения следует остановить свое внимание именно на ней.

Курагины

А что же Курагины? Эти люди нисколько не ценят семейные отношения. Сколько подлости и низости в каждом из них… В их семье нет ни любви, ни взаимопомощи. Мать завидует своей дочке, отец плохо относится к своим сыновьям, называя их обоих дураками. Эта семья состоит исключительно из эгоистов, некоторые ее члены окружены неким флером романтики и создают приятное впечатление, но это лишь видимость.

Много неприятностей эти люди причинили окружающим. На протяжении долгого времени мысли Толстого занимала именно эта проблематика. «Война и мир» вообще показывает истинное отношение автора ко многим важным вещам.

Тема народа и личности

В данном произведении образ народа находится на первом месте по важности. В нем воплощены такие качества, высоко ценимые Толстым, как искренность, милосердие и простота. Человек не имеет никакой ценности, если он отделен от народа. А если он является частицей большой группы людей, то его жизнь имеет смысл.

Русский народ, сделал очень многое для спасения своей страны, и эта мысль красной нитью проходит по всему роману. Главное произведение о патриотизме, которое написал Толстой, - «Война и мир». Проблематика его не ограничивается только этим, но данная тема является главной. В то страшное время люди объединились.

Независимо от возраста, половой принадлежности и сословия, в душе каждого человека поселилась к Родине, выражавшаяся не в красивых рассуждениях, а в действиях, нередко стихийных, неосознанных, но способствующих благоприятному исходу.

Однако некоторые люди остались в стороне. Это так называемые "военные трутни", среди которых наблюдалась вражда, также они были крайне озабочены своей карьерой. В романе показано, как Россия разделилась на два лагеря: истинных патриотов и лицемеров. Это, несомненно, основная проблематика. «Война и мир» - произведение, созданное для того, чтобы рассказать о подвигах и подлости, о правде и лицемерии, обо всех человеческих проявлениях, присущих людям, жившим в то далекое время.

В романе Толстого нашло отражение множество судеб. Конечно, все они разные, но встречается в них и много сходств. Когда пришла война, никто не мог остаться в стороне даже при всем желании, это историческое событие затронуло абсолютно всех. Просто одни показали себя с лучшей стороны, а другие продемонстрировали свои худшие качества.

Роман «Война и мир» своего рода роман-исследование, затрагивающий важные темы, волнующие любого человека. Проблематика романа «Война и мир» до сих пор является причиной жарких споров между историками и литераторами. Автор постарался отразить в произведении все существующие на тот момент в России проблемы. Среди которых можно выделить проблему семьи и брака, бытовые проблемы, ложный и истинный патриотизм, проблемы, связанные с войной, напыщенная, покрытая фальшивым лоском жизнь аристократов.

Проблема семьи

Проблема семейных отношений глубоко волновала Толстого. На примере нескольких семей автор высказал свою точку зрения о том, каким в идеале должен быть домашний очаг, где царит любовь, тепло и забота друг о друге.

Семья Курагиных

Для этих людей нет ничего святого. Поддержка и забота друг о друге им чужда. Им наплевать на проблемы других, каждый думает лишь о себе. Глядя на них не подумаешь, что это семья. Слишком явно выражена в них злоба, зависть и собственный эгоизм. Подлые, низкие люди, способные с легкостью нанести удар, подставив близкого человека. В достижении целей пойдут на все, но могут ввести в заблуждение незнакомых людей, создав видимость благополучия и гармонии в семье.

Ростовы и Болконские

Ростовы и Болконские являются полной противоположностью Курагиных. В семье Ростовых все пропитано любовью. В доме царит гармония и уважение к каждому члену семьи. Они привыкли решать проблемы вместе, искренне переживая друг за друга. Семья Болконских вызывает явную симпатию Толстого. Три поколения, описанные в романе, свято чтут семейные традиции. Для них не пустые слова честь, достоинство, отвага. На примере этих двух семей Толстой показал, что только те семьи счастливы, в которых отсутствует злоба и фальшь. Другим счастья не видать. Немалую роль играет воспитание детей, моральные принципы родителей.

Проблема народа и личности

Проблема народа является лидирующей по важности для Толстого. Он ценил в людях доброту, искренность, честность. Только тогда жизнь человека имеет ценность, когда он вместе с народом, а не отдельно от него.

Во время войны людям пришлось объединиться. Общее горе сближает. Именно в беде проявляются лучшие качества человека. Неважно, к какому сословию относился человек, какого пола, в душе каждого смогла найти место огромная любовь к Родине. Подтверждали люди любовь не пустыми словами и красивыми фразами, а настоящими поступками, рискуя собственной жизнью.

Толстой поднял проблему патриотов и лжепатриотов, воспользовавшихся сложившейся ситуацией себе во благо. Пока другие проливали кровь на поле боя, лжепатриоты протирали до дыр штаны в штабах, думая лишь об одном, как подняться по карьерной лестнице и прицепить на лацкан мундира очередной орден.

Проблема человеческого поступка

Толстой словно специально провел героев романа через тернии на пути к счастью. Явный пример Пьер Безухов. Неприятности одна за другой. Вечные стычки с женой, неприятие образа жизни, который они ведут, душевное расстройство после дуэли с Долоховым. Пьер задумался, для чего он живет, к чему стремится, что хорошо, а что плохо. Масонский деятель помог Безухову обрести себя, направив в правильное русло. Творить добро – вот выход. Принося пользу людям, ощущаешь свою значимость. Сделав много добрых дел, Пьер стал жить в ладу с совестью, а ощущение правильности сделанных поступков придало уверенности в жизни.

Проблема личности. Ее влияние на ход истории

Толстой был твердо убежден, что ход истории зависит не от одного человека. Ее делают массы. Пример этому Кутузов и Наполеон. Кутузов в отличие от Наполеона жил интересами солдат, народа. Наполеон никогда не жил интересами войска. Он был тщеславен и эгоистичен. По мнению Толстого личность может влиять на ход истории в том случае, если ее интересы совпадают с интересами народа.


Top