Волков федор григорьевич краткая биография для детей. Первый русский профессиональный актёр Фёдор Волков

Психология народов и масс Гюстав Лебон

(Пока оценок нет)

Название: Психология народов и масс
Автор: Гюстав Лебон
Год: 1895
Жанр: Зарубежная психология, Классики психологии, Социальная психология

О книге «Психология народов и масс» Гюстав Лебон

Гюстав Лебон – известный французский психолог и социолог. Он появился на свет 7 мая 1841 года. Прожил долгую жизнь. Ушел из жизни в возрасте 90 лет. Основная идея всех произведений автора – это наступление «эры масс», которая привела к упадку культуры. Из-за неразвитости и низкого интеллекта людьми управляют низменные инстинкты. Особенно это заметно, когда человек оказывается в толпе. В этот момент снижается ответственность и интеллектуальный уровень, а личность как таковая исчезает. Человек просто сливается с толпой.

Многие критики восприняли произведения Лебона скептически, но практически все согласны, что его мысли представляют интерес. Изучая социальные явления, важно обращать внимание не только на их теоретическое значение, но и на практическую ценность. Социальные факты невозможно охватить все и сразу. За известными событиями, часто скрывается множество неизвестных причин.

«Психология народов и масс» ‒ одна из основных работ психолога. В ней Гюстав Лебон рассказал о результатах проведенных им исследований больших социальных групп. По мнению автора, у человека в толпе неожиданно для него самого появляются новые качества. Он начинает чувствовать себя сильным и бесстрашным. В толпе индивид не чувствует ответственности за совершенные деяния. Он забывает про своё «Я» и сливается в общее «Мы».

В произведении «Психология народов и масс» Гюстав Лебон подчеркнул, что в толпе любое действие становится заразительным. Доходит до того, что во имя коллективных интересов человек может запросто пожертвовать своими. У человека отсутствует своя воля, и он автоматически принимает чужие решения.

Книга «Психология народов и масс» рассказывает о душе толпы. У людей одной расы можно выделить общие черты. Но когда индивиды собираются вместе и образуют действующую толпу, выявляются новые психологические черты. Сознательная деятельность человека заменяется бессознательной деятельностью толпы.

В книге «Психология народов и масс» автор размышляет о единстве, импульсивности и раздражительности толпы. Скопище людей повинуется импульсам, уничтожающим их личные интересы. В этот момент, различая между умным и глупым человеком стираются. Люди превращаются в серую массу. Они неспособны обдумывать свои поступки, перестают трезво рассуждать. Человек становится легковерным, даже не пытаясь анализировать свои поступки. Главные черты чувства толпы – преувеличение и односторонность, считает автор этого исследования.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Психология народов и масс» Гюстав Лебон в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Психология народов и масс» Гюстав Лебон

В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.

Мужчины и женщины разговаривают между собой в течение веков, не понимая друг друга, потому что их духовные организмы построены по слишком различным типам, чтобы они могли воспринимать одинаковым образом внешние вещи. Уже одна разница в их логике была бы достаточна для того, чтобы создать между ними непроходимую пропасть.

Переход от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем – постепенное ослабление и умирание, как только мечта эта будет потеряна, – вот в чем заключается цикл жизни каждого народа.

Много ли людей, способных разобраться в своих собственных мнениях, и много ли найдётся таких мнений, которые могли бы устоять даже после самого поверхностного исследования?

Толпе необходим вожак. Вожак не обязательно умен, так как ум рождает сомнения.

Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую иллюзию.

Время воздвигло горы из песчинок и возвысило до степени человеческого достоинства безвестную клетку геологических эпох.

Боги, герои и догматы внушаются, но не оспариваются; они исчезают, как только их подвергают обсуждению.

Идеи – это дочери прошлого и матери будущего и всегда – рабыни времени!

До революции 1917 года в России была высокая культура книгоиздательства. Тиражи были не такие большие, но к изданию литературы, особенно научной подходили со всей серьёзностью. Во многих научных и научно-популярных изданиях, уж не говоря об их прекрасном полиграфическом оформлении, была чёткая система путевождения. Например каждая глава предварялась кратким сжатым содержанием, типа оглавления, как-бы маленький конспект этой главы. Причём конспект, сделанный самим автором, и естественно наиболее полно отражающий содержание и главные мысли.

Это, очень такой дружественный интерфейс для читателя. Можно быстро ознакомиться с тезисами этой главы, и, если интересно, читать уже внимательней.
Сегодня культура оформления книг и общения с читателем выродилась, сошла на нет. Да и сам читатель постепенно разучивается читать.

Ниже представлены только аннотация глав из книги Лебона. Насладимся внимательным отношением автора к своим читателям. Это пример для подражания.

Густав Лебон
Психология народов и масс

    Книга I. Психология народов

    Введение.

    Современные идеи равенства и психологические основы истории.
    Возникновение и развитие идеи равенства. - Произведенные ею последствия. - Во что обошлось уже ее приложение. Нынешнее ее влияние на массы. - Задачи, намеченные в настоящем труде.
    - Исследование главных факторов общей эволюции народов. Возникает ли эта эволюция из учреждений? - Не заключают ли в себе элементы каждой цивилизации - учреждения, искусства, верования и пр. - известных психологических основ, свойственных каждому народу в отдельности? - Значение случая в истории и неизменные законы. - Трудность изменить наследственные идеи в данном субъекте.

    Первый отдел. Психологические свойства рас.

    Глава I. Душа рас.

    Как натуралисты классифицируют виды. - Приложение к человеку их методов. - Слабая сторона современных классификаций человеческих рас. - Основания психологической классификации. - Средние типы рас. - До какой степени позволяет их установить наблюдение. - Психологические факторы, определяющие средний тип расы. - Влияние предков и непосредственных родителей. - Общее психологическое достояние, каким обладают все индивидуумы известной расы. - Громадное влияние умерших поколений на современные. - Математические основания этого влияния. - Как коллективная душа распространяется от семьи на деревню, город, провинцию. - Преимущества и опасности, вытекающие из образования города, как обособленного целого. - Обстоятельства, при которых образование коллективной души невозможно. - Пример Италии. - Как естественные расы уступили место историческим расам.

    Глава II. Пределы изменчивости характера рас.

    Изменчивость характера рас, но не его постоянство, составляет кажущееся правило. - Основания этой видимости. - Неизменяемость основных черт и изменчивость второстепенных. - Ассимиляция психологических особенностей с неизменными признаками и изменчивыми особенностями животных видов. - Среда, обстоятельства, воспитание действуют на побочные психологические особенности. - Скрытые возможности характера. - Примеры, представляемые различными эпохами. - Люди террора. - Чем они стали бы в другие эпохи. - Как, несмотря на революции, остаются неизменными национальные характеры. - Разные примеры. - Заключение.

    Глава III. Психологическая иерархия рас.

    Психологическая классификация основывается, подобно анатомической классификации, на констатировании небольшого числа неизменных и основных черт. - Психологическая классификация человеческих рас. - Первобытные расы. - Низшие расы. - Средние расы. - Высшие расы. - Психологические элементы, группировка которых допускает эту классификацию. - Элементы, имеющие наибольшую важность. - Характер. - Нравственность. - Умственные качества могут изменяться воспитанием. - Качества характера постоянны и составляют неизменный элемент каждого народа . - Их роль в истории. - Почему различные расы не могут понимать и влиять друг на друга. Причины невозможности заставить низший народ принять высшую цивилизацию.

    Глава IV. Прогрессивная дифференциация индивидов и рас.

    Неравенство между различными индивидами известной расы тем больше, чем эта раса выше. - Психическое равенство всех индивидов низших рас. - Не средние слои, но высшие нужно сравнивать для оценки различий, разделяющих расы. - Успехи цивилизации стремятся все к большему и большему дифференцированию индивидов и рас. - Результаты этой дифференциации. Психологические основания, мешающие ей стать очень значительной. - Как наследственность постоянно приводит индивидуальные превосходства к среднему типу расы. - Анатомические наблюдения, подтверждающие прогрессивную психологическую дифференциацию рас, индивидов и полов.

    Глава V. Образование исторических рас.

    Как образовались исторические расы. - Условия, позволяющие различным расам слиться для образования одной расы. - Влияние числа приходящих в столкновение между собой индивидов, неравенства их признаков, среды и т.д. - Результаты скрещиваний. - Причины большого понижения типа у метисов. - Изменчивость новых психологических признаков, созданных скрещиваниями. - Как укрепляются эти признаки. - Критические эпохи истории. - Скрещивания составляют существенный фактор образования новых рас и в то же время могущественный фактор разложения цивилизаций. - Значение учреждения каст. - Влияние среды. - Среда может влиять только на новые расы, находящиеся в период образования, скрещивания которых разложили признаки, унаследованные от предков. - На древние расы среда не оказывает никакого действия . - Различные примеры. - Большинство исторических рас Европы находится еще в периоде образования. - Политические и социальные выводы. - Почему период образования исторических рас должен скоро завершиться.

    Отдел второй. Как психологические черты рас обнаруживаются в различных элементах их цивилизаций

    Глава I. История народов как следствие их характера

    История народа вытекает всегда из его душевного склада. -- Различные примеры. -- Как политические учреждения Франции вытекают из души расы. -- Их действительная неизменность под кажущейся изменчивостью. -- Наши самые различные политические партии преследуют, под различными названиями, одинаковые политические цели. -- Централизация и уничтожение личной инициативы в пользу государства. -- Как французская революция только исполняла программу древней монархии. -- Противоположность между идеалом англосаксонской расы и латинским идеалом. Инициатива гражданина, замененная инициативой государства. -- Приложение изложенных в настоящем труде принципов к сравнительному изучению развития Северо-Американских Соединенных Штатов и испано-американских республик. -- Причины процветания одних и упадка других, несмотря на одинаковые политические учреждения. -- Формы правления и учреждения имеют только очень слабое влияние на судьбы народов. -- Эта судьба вытекает главным образом из их характера .

    Глава II. Различные элементы цивилизации как внешнее проявление души народа.

    Элементы, из которых образуется цивилизация, составляют внешние проявления души создавших их народов. - Важность этих различных элементов разнообразится от одного народа к другому. - Искусство, литература, учреждения и т.д. играют у разных народов различную роль. - Примеры, представляемые в древности египтянами, греками и римлянами. - Различные элементы цивилизации могут иметь эволюцию, совершенно независимую от общего хода этой цивилизации. - Примеры, представляемые искусством. - Что оно передает. - Невозможность найти в каком-нибудь одном элементе цивилизации мерило ее уровня. - Элементы, обеспечивающие превосходство какому-нибудь народу.

    Глава III. Как преобразовываются учреждения, религии и языки.

    Высшие расы не могут точно так же, как и низшие, резко изменить элементы своей цивилизации. - Противоречия, представляемые народами, переменившими свою религию, свой язык и свое искусство. - В чем видны эти перемены. Глубокие изменения, каким подверглись буддизм, браманизм, исламизм и христианство в зависимости от принявших их рас. - Изменения, каким подвергаются учреждения и языки в зависимости от принимающей их расы. - Слова, рассматриваемые как соответствующие в различных языках, представляют совершенно несходные идеи и способы мышления. - Невозможность вследствие этого перевода некоторых языков на чужие. - Почему в исторических сочинениях цивилизация какого-нибудь народа иногда претерпевает глубокие изменения. - Пределы взаимного влияния различных цивилизаций.

    Глава IV. Как преобразовываются искусства.

    Применения вышеизложенных принципов к изучению эволюции искусств у восточных народов. - Египет. - Религиозные идеи, от которых происходит его искусство. - Чем стало его искусство после перенесения его к различным расам: эфиопам, грекам и персам. - Первобытный низкий уровень греческого искусства. - Медленность его развития. - Принятие и развитие в Персии греческого, египетского и ассирийского искусств. - Преобразования, испытываемые искусством, зависят от расы, но нисколько не от религиозных верований. - Примеры, представляемые большими изменениями, каким подверглось арабское искусство в зависимости от рас, принявших ислам. - Применение наших принципов к изменению происхождения и развития индусского искусства. - Индия и Греция черпали из одного источника, но ввиду различия рас они пришли к искусствам, не имеющим никакого родства. - Громадные изменения, каким подверглась архитектура в Индии, в зависимости от населявших ее рас и несмотря на сходство верований.

    Отдел третий. Как изменяются психологические черты рас.

    Глава I. Роль идей в развитии цивилизаций.

    Руководящих идей в каждой цивилизации всегда бывает очень немного. - Крайняя медленность их возникновения и исчезновения. - Идеи влияют на поведение только после того, как преобразовались в чувства. - Они участвуют тогда в образовании характера. - Благодаря медленности развития идей, цивилизации обладают известной устойчивостью. - Как устанавливаются идеи. - Действие рассуждений на массы совершенно ничтожно . - Влияние утверждения и престижа. - Роль убежденных и апостолов. - Искажение, испытываемое идеями, когда они спускаются в массы. - Общепринятая идея действует скоро на все элементы цивилизации. - Благодаря общности идей люди каждого века имеют известный запас средних понятий, который делает их очень сходными в их мыслях ив их делах. - Иго обычая и общественного мнения. - Оно уменьшается только в критические эпохи истории, когда старые идеи потеряли свое влияние и еще не заменены новыми. - Эта критическая эпоха - единственная, когда оспаривание мнений может быть терпимо. Догматы держатся только под условием отсутствия критики. Народы не могут изменить своих идей и своих догматов, не будучи тотчас же вынуждаемы переменить свою цивилизацию.

    Глава II. Роль религиозных верований в развитии цивилизации.

    Преобладающее влияние религиозных верований. - Они всегда составляли наиболее важный элемент жизни народов. - Большая часть исторических событий так же, как политические и социальные учреждения, проистекают из религиозных идей. - С новой религиозной идеей рождается всегда новая цивилизация. Власть религиозного идеала. - Его влияние на характер. - Он направляет все способности к одной цели. - Политическая, художественная и литературная история народов - дочь их верований. - Малейшая перемена в состоянии верований какого-нибудь народа имеет результатом целый ряд изменений в его существовании. - Разные примеры.

    Глава III. Роль великих людей в развитии цивилизаций.

    Крупные успехи каждой цивилизации осуществлялись всегда небольшой кучкой высших умов. - Сущность их роли. - Они синтезируют все усилия известной расы. - Примеры, доставляемые великими открытиями. - Политическая роль великих людей. Они воплощают господствующий идеал своей расы. - Влияние великих людей, страдающих галлюцинациями. - Гениальные изобретатели преобразовывают цивилизацию. - Фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю.

    Четвертый отдел. Разложение характера рас и их падение.

    Глава I. Как цивилизации бледнеют и гаснут.

    Разложение психологических видов. - Как наследственные предрасположения, требовавшие века для своего образования, могут быть быстро потеряны. - Всегда нужно очень долгое время для известного народа, чтобы подняться на высокую ступень цивилизации и иногда - очень короткое, чтобы упасть с нее . - Главный фактор падения какого-нибудь народа - понижение его характера. - Механизм разложения цивилизаций до сих пор был один и тот же для всех народов. - Симптомы упадка, представляемые некоторыми латинскими народами. - Развитие эгоизма. - Ослабление инициативы и воли. - Понижение характера и нравственности. - Современная молодежь.

    Глава II. Общие выводы.

    Нам пришлось указать во введении к настоящему труду, что он представляет собой только краткое резюме, своего рода синтез томов, посвященных нами истории цивилизаций. Каждая из составляющих его глав должна быть рассматриваема как вывод из предшествовавших трудов.
    Поэтому очень трудно сжать идеи, и без того уже очень сжатые. Я хочу, однако, попытаться для читателей, которым дорого время, представить в виде очень кратких положений основные принципы, составляющие философию настоящего труда.
    - Раса обладает почти столь же устойчивыми психологическими признаками, как и ее анатомические признаки. Как и анатомический вид, психологический изменяется только после многовековых накоплений.
    - К устойчивым и наследственным психологическим признакам, сочетание которых образует психический склад расы, присоединяются, как и у анатомических видов, побочные элементы, созданные различными изменениями среды. Беспрестанно возобновляемые, они оставляют расе широкий простор для внешних изменений.
    - Психический склад расы представляет собой не только синтез составляющих ее живых существ, но в особенности - синтез всех предков, способствовавших ее образованию. Не только живые, но и мертвые играют преобладающую роль в современной жизни какого-нибудь народа. Они творцы его морали и бессознательные двигатели его поведения.
    - Очень большие анатомические различия, разделяющие различные человеческие расы, сопровождаются не менее значительными психологическими различиями. Когда сравниваешь между собой средние каждой расы, психические различия кажутся часто довольно слабыми. Они становятся громадными, лишь только мы распространяем сравнение на высшие элементы каждой расы. Тогда можно заметить, что главным отличием высших народов от низших служит то, что первые выделяют из своей среды известное число очень развитых мозгов, тогда как у вторых их нет.
    - Индивиды, составляющие низшие расы, имеют между собой очевидное равенство. По мере того как расы поднимаются по лестнице цивилизации, их члены стремятся все больше различаться между собой. Неизбежный результат цивилизации - дифференциация индивидов и рас. Итак, не к равенству идут народы, но к большему неравенству.
    - Жизнь какого-нибудь народа и все проявления его цивилизации составляют простое отражение его души, видимые знаки невидимой, но очень реальной вещи. Внешние события образуют только видимую поверхность определяющей их скрытой ткани.
    - Ни случай, ни внешние обстоятельства, ни в особенности политические учреждения не играют главной роли в истории какого-нибудь народа.
    - Различные элементы цивилизации какого-нибудь народа, будучи только внешними знаками его психического склада, выражением известных способов чувствования и мышления, свойственных данному народу, не могут передаваться без изменений народам совершенно иного психического склада. Передаваться могут только внешние, поверхностные и не имеющие значения формы.
    - Глубокие различия, существующие между психическим складом различных народов, приводят к тому, что они воспринимают внешний мир совершенно различно. Из этого вытекает то, что они чувствуют, рассуждают и действуют совершенно различно и что между ними существует разногласие по всем вопросам, когда они приходят в соприкосновение друг с другом. Большая часть войн, которыми полна история, возникала из этих разногласий. Завоевательные, религиозные и династические войны всегда были в действительности расовыми войнами.
    - Скоплению людей различного происхождения удается образовать расу, т.е. сформировать в себе коллективную душу, только тогда, когда путем повторяющихся веками скрещиваний и одинаковой жизнью в тождественной среде оно приобрело общие чувства, общие интересы, общие верования.
    - У цивилизованных народов нет уже естественных рас, а существуют только искусственные, созданные историческими условиями.
    - Новая среда, моральная или физическая, действует глубоко только на новые расы, т.е. на помеси древних рас, скрещивания которых разложили унаследованные от предков черты. Одна только наследственность достаточно сильна, чтобы бороться с наследственностью. На расы, у которых скрещивания еще не успели уничтожить устойчивости признаков, влияния среды имеют только чисто разрушительное влияние. Древняя раса скорее гибнет, чем подвергается изменениям, которые требует приспособление к новой среде.
    - Приобретение прочно сложенной коллективной души представляет собой для известного народа апогей его величия. Разложение этой души означает всегда час ее падения. Вмешательство чужеземных элементов составляет одно из наиболее верных средств достигнуть этого разложения.
    - Психологические виды, как и анатомические, подвергаются действию времени. Они также осуждены стареть и угасать. Всегда очень медленно образуясь, они, напротив, могут быстро исчезать. Достаточно глубоко нарушить функционирование их органов, чтобы заставить их испытать регрессивные изменения, результатом которых бывает часто очень быстрое уничтожение. Народам нужны многие века, чтобы приобрести определенный психический склад, и они его иногда теряют в очень короткое время. Восходящая дорога, которая ведет их на высокую ступень цивилизации, всегда очень длинна; покатость же, ведущая их к падению, чаще всего бывает очень короткой.
    - Рядом с характером нужно поставить идеи как один из главных факторов эволюции какой-нибудь цивилизации. Они действуют только тогда, когда после очень медленной эволюции преобразовались в чувства. Тогда они застрахованы от возражений, и требуется очень долгое время для их исчезновения. Каждая цивилизация происходит из очень небольшого числа общепринятых основных идей.
    - Среди наиболее важных руководящих идей какой-нибудь цивилизации находятся религиозные идеи. Из изменений религиозных верований непосредственно вытекало большинство исторических событий. История человечества всегда была параллельна истории его богов. Эти дети наших мечтаний имеют столь сильную власть, что даже имя их не может измениться без того, чтобы тотчас же не был потрясен мир. Рождение новых богов всегда означало зарю новой цивилизации, и их исчезновение всегда означало ее падение. Мы живем в один из тех исторических периодов, когда на время небеса остаются пустыми. В силу одного этого должен измениться мир.

    Книга II. Психология масс.

    Предисловие.
    Мы посвятили свою предшествующую работу описанию души рас; теперь же займемся изучением души толпы.
    Общие черты, обусловливаемые наследственностью у всех индивидов одной и той же расы, составляют душу этой расы. Но когда известное число этих индивидов образует действующую толпу, наблюдение указывает, что результатом такого сближения индивидов одной расы являются новые психологические черты, не только противополагающиеся характеру рас, но часто отличающиеся от него в значительной степени.
    Организованная толпа всегда играла большую роль в жизни народов, но роль эта еще никогда не имела такого важного значения, как в данную минуту. Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы.
    Я сделал попытку изучения трудной проблемы толпы посредством исключительно научных приемов, т.е. старался отыскать метод, оставляя в стороне мнения, теории и доктрины. Я полагаю, что это единственный способ, дающий возможность раскрыть хоть частицу правды, особенно в таком вопросе, который так сильно волнует умы.
    Ученый, приступающий к изучению какого-нибудь явления, не имеет нужды принимать во внимание интересы, которые могут быть задеты его открытиями. Недавно один из выдающихся современных мыслителей высказал замечание, что так как я не принадлежу ни к одной из современных школ, то весьма часто оказываюсь в оппозиции с выводами и заключениями всех школ. Эта новая моя работа, по всей вероятности, вызовет подобные же замечания.
    Принадлежать к какой-нибудь школе - это значит необходимым образом разделять все ее предрассудки и предубеждения.
    Я должен, однако, объяснить читателям, почему в моих исследованиях я прихожу иногда к совершенно иным выводам, чем это можно было бы ожидать с первого взгляда: я указываю, например, на крайне низкую степень толпы в умственном отношении, включая сюда даже собрания избранных, и, между тем, я все-таки заявляю, что было бы опасно коснуться организации этих собраний.
    Внимательное наблюдение исторических фактов заставило меня прийти к тому заключению, что социальные организмы столь же сложны, как и организмы всех живых существ, и не в нашей власти вызывать в них глубокие изменения. Природа действует иногда радикально, но никогда - в том смысле, как мы это понимаем; вот почему мания великих реформ бывает очень пагубна для народа, как бы ни казались хороши эти реформы в теоретическом отношении. Они могли бы принести пользу лишь в том случае, если бы можно было мгновенно изменить душу наций, но таким могуществом обладает лишь время. Управляют людьми идеи, чувства, нравы, то, что мы носим в себе. Учреждения и законы являются лишь отражением нашей души, выражением наших нужд; поэтому-то они и не могут изменить душу народов, так как сами из нее происходят.
    Изучение социальных явлений не может идти отдельно от изучения народов, у которых они наблюдаются. В философском отношении эти явления могут даже представлять собой абсолютную ценность, но в практическом отношении ценность их всегда относительная. Поэтому-то, изучая какое-нибудь социальное явление, надо рассматривать его последовательно с двух различных сторон. Таким образом, яснее выступает то положение, что весьма часто веление чистого разума находятся в прямом противоречии с поучениями практического ума. Это наблюдается всюду, даже там, где дело касается данных физики. С точки зрения абсолютной истины, куб и круг представляют собой неизменные геометрические фигуры, строго определяемые известными формулами. Но для нашего глаза фигуры эти могут принимать самые разнообразные формы. Так, перспектива может превратить куб в пирамиду или квадрат, круг - в эллипс или даже в прямую линию, и эти фиктивные формы для нас гораздо важнее, нежели реальные, так как мы видим только их, и фотография или живопись могут воспроизводить только эти формы. Нереальное в некоторых случаях бывает даже правдивее реального. Представлять предметы лишь в их точных геометрических формах было бы искажением природы и сделало бы ее неузнаваемой. Представим себе такой мир, обитатели которого могли бы лишь фотографировать и срисовывать различные предметы, не имея возможности к ним прикасаться; этим обитателям было бы очень трудно составить себе верное понятие об их форме. Впрочем, знание этой формы, доступное лишь небольшому числу ученых, не представило бы для них особенного интереса.
    Философ, изучающий социальные явления, должен всегда помнить, что рядом с теоретическим значением они имеют еще и практическую ценность, и с точки зрения эволюции цивилизаций, эта последняя - единственная, представляющая некоторое значение. Такая точка зрения должна сделать его очень осторожным в тех выводах, которые, по-видимому, внушаются ему логикой. Но и другие мотивы также заставляют его быть сдержанным в своих заключениях. Сложность социальных фактов такова, что их нельзя обнять все сразу и невозможно предвидеть результаты их взаимного влияния. Кроме того, за видимыми фактами весьма часто скрываются тысячи невидимых причин. Социальные же явления являются следствием громадной бессознательной работы, большей частью недоступной нашему анализу. Эти видимые явления можно сравнить с волнами, служащими на поверхности океана выражением подземных сотрясений его дна, которые нам неизвестны.
    Наблюдая большинство поступков толпы, мы видим, что они чаще всего служат выражением ее замечательно низ кого умственного уровня. Но есть такие случаи, когда действиями толпы руководят, по-видимому, таинственные силы, называвшиеся в древности судьбой, природой, провидением и теперь именуемые голосом мертвых. Мы не можем не признавать могущества этих сил, хотя совершенно не знаем их сущности. Иногда кажется, что в недрах наций находятся скрытые силы, руководящие их действиями. Что может быть, например, более сложным, более логичным и удивительным, нежели язык народа?

    Введение. Эра толпы.

    Эволюция современной эпохи. - Великие изменения цивилизации суть следствия перемен в мысли народов. - Современное верование в могущество толпы. - Оно преобразовывает традиционную политику государств. - Как выступают низшие классы и как проявляется их могущество. - Толпа может играть только разрушительную роль. - Толпа заканчивает процесс распадения устаревших цивилизаций. - Всеобщее незнание психологии толпы. - Важность изучения толпы для законодателей и государственных людей.

    Первый отдел. Душа толпы

    Глава I. Общая характеристика толпы. Психологический закон ее духовного единства

    Что составляет толпу с психологической точки зрения? -- Многочисленное скопление индивидов недостаточно для образования толпы. -- Специальный характер одухотворенной толпы. -- Фиксирование идей и чувств у индивидов, составляющих такую толпу, и исчезновение их собственной личности. -- В толпе всегда преобладает бессознательное. -- Прекращение деятельности мозговых полушарий и преобладание спинного мозга. -- Понижение умственных способностей и полное изменение чувств . -- Измененные чувства могут быть лучше или хуже тех, которые присущи отдельным индивидам, составляющим вместе толпу. -- Толпа так же легко становится героичной, как и преступной.

    Глава II. Чувства и нравственность толпы.

    1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы. - Импульсы, которым повинуется толпа, достаточно сильны, чтобы уничтожить личные интересы. - Толпа никогда не поступает преднамеренно.
    2. Податливость внушениям и легковерие толпы . - Исчезновение различия между ученым и глупцом в толпе. - Невозможность верить показаниям толпы. - Единогласность показаний многочисленных свидетелей менее всего годится для подтверждения какого-нибудь факта. - Малоценность исторических сочинений.
    3. Преувеличение и односторонность чувств толпы.
    4. Нетерпимость, авторитетность и консерватизм толпы. - Временное проявление революционных инстинктов в толпе не мешает ей быть глубоко консервативной.
    5. Нравственность толпы. - Толпа редко руководствуется личными интересами, тогда как именно личный интерес чаще всего служит исключительным двигателем поступков отдельных индивидов. - Морализирующая роль толпы.

    Глава III. Идеи, рассуждения и воображение толпы.

    1. Идеи толпы. - Основные и прибавочные идеи. - Как могут существовать одновременно самые противоречивые идеи. - Превращения, которым должны подвергнуться высшие идеи, для того, чтобы сделаться доступными толпе.
    2. Рассуждения толпы. - Идеи, ассоциируемые толпой, только по виду могут представлять последовательность.
    3. Воображение толпы. - Толпа мыслит образами, и эти образы следуют друг за другом без всякой связи. - Толпа особенно восприимчива к чудесному . - Чудесное и легендарное являются истинной опорой цивилизации.

    Глава IV. Религиозные формы, в которые облекаются все убеждения толпы.

    Что составляет религиозное чувство. - Оно независимо от обожания какого-нибудь божества. - Его характеристика. - Могущество убеждений, облеченных в религиозную форму. Различные примеры. - Народные боги никогда не исчезали. - Новые формы, в которых они возрождаются. Религиозные формы атеизма. - Значение этих понятий с исторической точки зрения. - Реформа, Варфоломеевская ночь, террор и аналогичные события являются последствием религиозных чувств толпы, а не отдельных индивидов.

    Отдел второй. Мнения и верования толпы.

    Глава I. Отдаленные факторы мнений и верований толпы.

    Подготовительные факторы верований толпы. - Развитие этих верований есть последствие предшествующей обработки.
    1. Раса. - Ее преобладающее влияние . - В этом влиянии выражаются внушения предков.
    2. Традиции, - Традиции служат выражением синтеза души расы. - Социальное значение традиций. - В чем заключается их вред. - Толпа является самой стойкой хранительницей традиционных идей.
    3. Время. - Оно последовательно подготавливает упрочение верований, а затем их разрушение. - Благодаря его влиянию из хаоса восстанавливается порядок.
    4. Политические и социальные учреждения. - Ошибочное представление об их роли. - Они представляют собой следствие, а не причины. - Учреждения - не что иное как ярлыки, которые прикрывают одним общим названием самые несходные вещи. Как создаются конституции. - Потребность некоторых народов в известных, теоретически дурных, учреждениях, как например централизация.
    5. Образование и воспитание. - Современное ошибочное представление о влиянии образования на толпу . - Статистические указания. - Деморализующая роль латинского воспитания. Роль, которую могло бы исполнять образование. - Примеры, которые можно встретить у разных народов.

    Глава II. Непосредственные факторы мнений толпы.

    1. Образы, слова и формулы, - Магическая сила слов и формул . - Могущественное влияние слов связано с образами, которые ими вызываются, и не зависит от их реального значения. Образы меняются соответственно времени и расе. - Обветшание слов. - Изменение смысла слов сообразно расе. - Различное значение слова "демократия" в Европе и Америке.
    2. Иллюзии . - Их значение. - Они лежат в основе всех цивилизаций. - Социальная необходимость иллюзий. - Толпа всегда предпочитает их истине .
    3. Опыт. - Только опыт может упрочить в душе толпы необходимые истины и разрушить иллюзии, сделавшиеся опасными. Во что обходится необходимый для убеждения толпы опыт.
    4. Рассудок. - Ничтожность его влияния на толпу. На толпу можно влиять, действуя на ее бессознательные чувства. - Роль логика в истории. - Тайные причины невероятных событий.

    Глава III. Вожаки толпы и их способы убеждения.

    1. Вожаки толпы . - Инстинктивная потребность всех индивидов в толпе повиноваться вожаку. - Психология вожаков. - Только вожаки могут создать веру и дать организацию толпе. - Насильственный деспотизм вожаков. - Их Классификация. - Роль, которую играет воля.
    2. Способы действия вожаков . - Утверждение, повторение и зараза. - Относительная роль всех этих факторов. - Как распространяется зараза из низших слоев общества в высшие. Популярное мнение быстро становится общим мнением.
    3. Обаяние . - Определение и классификация обаяния. - Обаяние приобретенное и личное. - Различные примеры. - Как исчезает обаяние.

    Глава IV. Границы изменчивости мнений и верований толпы.

    1. Постоянные верования, - Неизменность некоторых общих верований. Они служат путеводителями цивилизаций. - Сложность их искоренения. - В каком отношении нетерпимость составляет добродетель. - Нелепость какого-нибудь верования в философском отношении не может вредить его распространению.
    2. Непостоянные мнения толпы, - Чрезвычайная изменчивость мнений, не проистекающих из общих верований. - Кажущиеся изменения идей и верований. Действительные границы этих изменений. - Исчезновение общих верований и чрезвычайное распространение печати обусловливают необыкновенную подвижность мнений в наше время. - В толпе обнаруживается склонность к индифферентизму. - Бессилие правительств руководить мнениями толпы. - Нынешняя раздробленность мнений препятствует их тирании.

    Отдел третий. Классификация и описание толпы различных категорий.

    Глава I. Классификация толпы.

    Общее разделение толпы. - Ее классификация.
    1. Разнородная толпа. - Как она образуется. - Влияние расы. - Душа толпы выражена тем слабее, чем сильнее душа расы. Душа расы отражает состояние цивилизации, душа толпы - состояние варварства.
    2. Однородная толпа, - Разделение однородной толпы. - Секты, касты и классы.

    Глава II. Преступная толпа.

    Так называемая преступная толпа. - Толпа может быть преступна с точки зрения закона, но не будет таковой с психологической точки зрения. - полная бессознательность поступков толпы. - Разные примеры. - Психология "сентябрьщиков". - Их рассуждения, чувствительность, свирепость и нравственность.

    Глава III. Присяжные и уголовные суды.

    Присяжные уголовных судов. - Общий характер присяжных. - Статистика указывает, что их решения независимы от их состава. - Как производить впечатление на присяжных. - Слабое действие рассуждений. - Способы убеждения, к которым прибегают знаменитые адвокаты. - Характер преступлений, относительно которых присяжные проявляют снисходительность или строгость. - Польза учреждения присяжных и величайшая опасность, которую представила бы замена их судьями.

    Глава IV. Избирательная толпа.

    Общие черты избирательной толпы. - Как убеждают ее. - Качества, которыми должен обладать кандидат. - Необходимость обаяния. - Почему рабочие и крестьяне так редко выбирают кандидатов из своей среды? - Могущественное влияние слов и формул на избирателя. - Общий вид избирательных прений. Как образуются мнения избирателя. - Могущество комитетов. - Они представляют собой наиболее опасную форму тираний. Комитеты революции. - Общую подачу голосов заменить нельзя, несмотря на ее незначительную ценность в психологическом отношении. - Почему голосование останется таким же даже в том случае, если избирательные права будут предоставлены лишь ограниченному классу граждан? - Что выражает собою подача голосов во всех странах?

    Глава V. Парламентские собрания.

    В парламентской толпе наблюдается большинство черт, общих разнородной, не анонимной толпе. - Односторонность мнений. - Восприимчивость к внушению и ее границы. - Роль вожаков. - Причины их обаяния. - Они являются настоящими господами собрания, голосование которых представляется, таким образом, голосованием небольшого меньшинства. - Могущество вожаков абсолютно. - Элементы их ораторского искусства. Слово и образы. - Оратор, не имеющий обаяния, не в состоянии заставить принять свои доводы . - Преувеличение чувств , как хороших, так и дурных. - Автоматизм, выражающийся в известные моменты. - Заседания Конвента. - Случаи, когда собрание теряет характерные черты толпы. - Влияние специалистов в технических вопросах. - Преимущества и опасности парламентского режима во всех странах. - Он приспособлен к современным потребностям, но влечет за собою финансовые траты и прогрессивное ограничение свободы. - Заключение.

Гюстав Лебон (Gustave Le Bon) - французский ученый-философ, социолог, психолог, медик, а также физик и химик. Главной темой его интересов была психология человеческих масс, через которую, благодаря которой только и возможно раскрыть смысл человеческой истории.

Согласно Лебону, овладеть массами можно только путем обмана и создания больших иллюзий. Великие деятели истории достигают успеха только благодаря пониманию этих истин и их практическому использованию. Лебон отвергает другие методы как бесполезные и неэффективные, объясняя это тем, что главный механизм поведения людей, особенно человеческих масс, состоит в бессознательном. Он стремится доказать, что попытки построить человеческое благополучие на идеалах рационализма оказываются неудачными.

Лебону принадлежат труды: «Человек и общество» (1881), «Арабская цивилизация» (1884), «Цивилизация в Индии» (1887), «Первые цивилизации Востока» (1889), «Мысли и верования» (1911), «Французская революция и психология революций »(1912), «Жизнь истины» (1914), «Настоящая эволюция мира» (1927), «Научные основы философии истории» (1931), «Психологические законы эволюции народов» (1894), «Психология народов и масс» (1895), «Психология социализма» (1908), «Психология нового времени» (1920), «Психология воспитания» (1910).

Работа «Психология народов и масс» является своеобразным итогом его исследований по исторической психологии. Если Т. Карлейль считал героев движущей силой истории, то Лебон показывает «роль великих людей в развитии цивилизации». Он подчеркивает и настаивает на том, что «небольшой отбор выдающихся людей, которых имеет цивилизованный народ и которых было бы достаточно уничтожить в каждом поколении, чтобы сразу вычеркнуть этот народ из списка цивилизованных наций, как раз и составляет истинное воплощение сил расы». Именно эти люди осуществляют прогресс в науках, искусствах, промышленности, во всех отраслях цивилизации.

Толпа пользуется этими достижениями, но не любит тех, кто над ним возвышается, и именно эти последние становятся мучениками толпы. Идея равенства губительна для народов, говорит Лебон, хотя хорошо знает идеи Французской революции о свободе, равенстве и братстве. «Чтобы равенство царило в мире, следовало бы снизить постепенно все, что составляло ценность определенной расы, до уровня того, что в ней есть самого низкого. Превознести интеллектуальный уровень последнего из крестьян к гению какого-либо Лавуазье невозможно. Легко уничтожить таких гениев, но их нельзя заменить».

В общественно-политической деятельности фанатизм имеет преимущество над умеренностью. Фанатики с ограниченным умом, но энергичным характером и сильными страстями могут учреждать религии, империи, поднимать массы. Относительно таких людей создается идеал, ему поклоняются, а дальше его уничтожают. Лебон утверждает, что знаменитые создатели различных fata morgana радикально преобразовывали, меняли мир, потому что воплощали мечты народа. Сила воздействия этих людей мало зависит от того, истинны их идеи или нет. История свидетельствует, что самые нелепые идеи всегда сильнее влияли на людей и играли важнейшую роль. Из всех факторов развития цивилизации иллюзии составляют фактор наиболее мощный. Не в погоне за истиной, но скорее в погоне за ложью человечество потратило большую часть своих усилий. Ставя химерические цели, оно, конечно, их не достигло. Однако в домогательстве их оно осуществило тот прогресс, которого вовсе не искало.

Рассматривая массы как инертную, пассивную силу, которая только и способна жить в иллюзиях, Лебон отмечает стремление масс к абсолютным, окончательным истинам. Между тем, подчеркивает Лебон, вещи сами по себе не меняются. Только идеи относительно этих вещей подлежат изменениям. Лукавые политики на эти идеи и опираются, что в целом формирует демагогический стиль жизни, провозглашение и восприятия лозунгов, где каждое слово вроде бы понятно, а в целом кто его знает, что означает этот лозунг.

Лебон жалуется, что главной чертой его эпохи является замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы. Народ может играть только разрушительную роль, что приводит к распаду цивилизации. Вместе с тем законодательные и государственные деятели должны знать психологию масс, ведь эпоха, которая наступила, будет эрой масс. Биологически и физиологически это означает прекращение деятельности мозговых полушарий и доминирование рефлексов спинного мозга. Умственные способности снижаются. В связи с господством инстинктов толпы легко можно побудить к «героическому», но еще легче - к преступлению. Позднее Э. Фромм списал все формы «бегства от свободы» у Лебона.

Какими бы ни были индивиды с их характером и умом, как только они попадают в толпу, этого достаточно, чтобы в них образовалась коллективная душа, и они теперь думают и поступают иначе, чем вне толпы. Здесь, по Лебону, вступают бессознательные движущие силы поведения, представляющие собой душу расы.

Люди отличаются своим сознательным отношением к миру, они унифицируются в глубинных движущих силах поведения. «У коллективной души интеллектуальные способности индивидов, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, берут верх бессознательные качества». Толпа становится безответственной, ведь она анонимна. В толпе любое ощущение заразно, поэтому индивид приносит в жертву личные интересы коллективным. В толпе, и это главное, человек поддается внушению. Парализуется сознательная мозговая деятельность. Человек не осознает своих поступков, действует сломя голову. Он превращается в робота, у которого нет своей воли. Толпа может обратить труса в героя, скептика - в верующего, честного человека - в преступника. Лебон специально рассматривает чувства и нравственность толпы, ее рассуждения и воображение, религиозные формы, в которые воплощаются ее убеждения. Он классифицирует толпу и дает подробную характеристику преступной толпе, действиям присяжных и уголовным судам, а также парламентским собраниям.

Прежде всего бросаются в глаза импульсивность, непостоянство и раздраженность толпы. Вспомним классическое изображение толпы на форуме после убийства Цезаря из трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». Этой сцены достаточно, чтобы вместить все теории и концепции социальной психологии.

Лебон приводит и другие примеры. Толпа никогда не оказывается предусмотрительной. Она нетерпима, подвергается воздействию авторитета и консервативна. Даже временное проявление революционных настроений не мешает толпе быть консервативной. Существенная ремарка Лебона: нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, это исступление. Толпа, лишенная каких-либо критических способностей, выступает как чрезвычайно легкомысленная. В ней очень активно действует механизм образования коллективных галлюцинаций. Поэтому Лебон отмечает, что самые сомнительные события - именно те, которые наблюдались наибольшим числом людей. После смерти героев вокруг них создаются легенды.

Лебон прослеживает отношение к Наполеону Бонапарту при Бурбонах как к идиллическому филантропу, дальше - как к кровавому деспоту, который потерял три миллиона человек только ради удовлетворения своего тщеславия. Теперь, говорит Лебон, возвращается старая легенда. Пройдет еще некоторое время и ученые будущего, учитывая противоречивые сведения о герое, подвергнут сомнению и само его существование, как это было, в частности, относительно Будды и других исторических деятелей. Атеисты в XX в. отрицали существование Христа как исторического лица, но признавали существование Будды, Магомета и других создателей мировых и региональных религий: каждая эпоха имеет свои легенды. В 20-х годах XX в. атеисты создали свое атеистическое правописание и писали имя Богочеловека с малой буквы.

Толпе свойственны простые и предельные чувства. К истине она относится как к абсолютной, к ошибкам - тоже. Индивид переживает противоречие, толпа - никогда. Нетерпимость и авторитетность свойственны всем категориям толпы. Массы уважают силу, а доброта их мало волнует. Готовая выступить против слабой власти, толпа раболепно преклоняется перед сильной властью. Быстро уставая от своих проблем, толпа инстинктивно стремится к рабству.

Психологически Лебон объясняет эти свойства толпы тем, что она мыслит образами, которые возникают один за другим без всякой связи. Самое лучшее доказательство истинности для толпы - это наличие чудесного. Во всех религиях верующие для доказательства требуют чуда. Эти и другие факты дают ему возможность утверждать, что чудесное и легендарное является истинной опорой становления цивилизации. Настоящий демагог умеет влиять на воображение толпы, которая является опорой чудесного. Доказательства не влияют на толпу. Она требует религиозных установок, поскольку все верования могут быть усвоены только в случае, если они воплощены в религиозную форму, которая не допускает никаких возражений. Даже атеизм, овладев толпой, превращается в культ.

С двух сторон подходит Лебон к взаимодействию демагогов и толпы: демагоги только улавливают настроение толпы и ведут ее за собой. Однако толпа и определяет, что делать демагогам. Лебон утверждает: не короли породили Варфоломеевскую ночь, религиозные войны вообще, не Робеспьер, Дантон или Сен-Жюст создали террор. Во всех соответствующих событиях участвовала душа толпы, а не могущество правящих лиц.

Отдаленные факторы воздействия толпы - это раса, традиции, характер эпохи, учреждения и воспитания. Лебон устанавливает также непосредственные факторы мыслей толпы, напоминая образ сфинкса из легенды: нужно или научиться разгадывать загадки этого существа, или же оно проглотит нас. Важную роль здесь играет слово, а не его реальный смысл. Можно было бы построить пирамиду выше, чем у Хеопса, из костей только тех людей, которые пали жертвами могущества слов и формул.

Лебон справедливо замечает, что очень часто слова с весьма неопределенным смыслом имеют наибольшее влияние на толпу. Это касается, в частности, таких терминов, как социализм, равенство, свобода и др. Сам он видит в них магическую силу, будто в этих словах находится решение всех житейских проблем. Эти слова, заключает он, образуют синтез всех бессознательных разнообразных влечений и надежд на их реализацию. Ни доказательства, ни убеждения не могут выстоять против известных слов и формул. После общественных переворотов государственные деятели должны изменить слова-лозунги, не меняя сущности вещей, ведь они тесно связаны с духовной наследственностью народа. Во время консульства и империи во Франции учреждения и налоги остались те же. Было заменено только их название.

Задача, которую ставят перед словами, утверждает Лебон, заключаются в создании иллюзии. По этому поводу он подает развернутый афоризм: больше всего храмов, статуй, алтарей было посвящено именно создателям иллюзий. Толпе нужны иллюзии (ведь это фактор цивилизации). Поэтому он подчеркивает как главный фактор «эволюции народов» не истину, а ошибку. Это старое откровение человеческой культуры, на что указывали Данте, Рабле, Шекспир, Сервантес и др. Пушкин по этому поводу написал строки:

Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман.

Гюстав Лебон говорит об этом откровенной прозой: кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто хочет ее урезонить, тот становится ее жертвой. А дальше предлагаются уже практические советы. Чтобы убедить толпу, надо сначала хорошо ознакомиться с вдохновляющими ее чувствами, делать вид, что разделяешь их, и только потом попытаться изменить, вызывая с помощью первобытных ассоциаций какие-либо захватывающие толпу образы. Вспомним Шекспира: Марк Антоний на форуме у тела убитого Цезаря ведет себя именно так и, наконец, безраздельно овладевает толпой.

Дополнительные рекомендации Лебона касаются уже исполнения: любой лозунг только тогда влияет на людей, когда повторяется часто и, желательно, в одних и тех же выражениях. Такое повторение подменяет собой рациональное доказательство. Именно путем повторения идея проникает в глубокие слои бессознательного, в которых и гнездятся движущие силы наших поступков.

Перефразировав идеи «Великого Инквизитора» Достоевского, он заключает: «Раса и насущные проблемы повседневной жизни - вот те таинственные владельцы, которые направляют судьбу нации». Психология пропаганды XX в. ничего принципиально нового по сравнению с Лебоном, не сказала.

Он ставит также ряд вопросов о движении цивилизаций, об их рождении, расцвете и смерть, что стало специальным предметом исследования таких корифеев исторической мысли, как В. Вундт, А. Тойнби и др.

Лебон считает, что многие современные ему цивилизации уже слишком устарели и идут к упадку, причем рассматривается взаимодействие идеальных и материальных факторов становления цивилизации. С потерей идеала раса теряет свою душу, становится толпой. О. Шпенглер развил эти идеи в первой четверти XX в. в своих «Сумерках Европы»

Анализ труда Лебона «Психология социализма», выполненный еще до появления реального социализма, содержит ряд пророческих предостережений относительно воплощения его идей в жизнь. Но это тема отдельного рассмотрения.

Роменець В.А. История психологии XIX-XX века. - Киев, Лыбидь, 2002

Густав Лебон

Психология народов и масс

Психология народов и масс

Книга I. Психология народов

Введение. Современные идеи равенства и психологические основы истории

Возникновение и развитие идеи равенства. - Произведенные ею последствия. - Во что обошлось уже ее приложение. Нынешнее ее влияние на массы. - Задачи, намеченные в настоящем труде. - Исследование главных факторов общей эволюции народов. Возникает ли эта эволюция из учреждений? - Не заключают ли в себе элементы каждой цивилизации - учреждения, искусства, верования и пр. - известных психологических основ, свойственных каждому народу в отдельности? - Значение случая в истории и неизменные законы. - Трудность изменить наследственные идеи в данном субъекте.


Идеи, правящие учреждениями народов, претерпевают очень длинную эволюцию. Образуясь очень медленно, они вместе с тем очень медленно исчезают. Став для просвещенных умов очевидными заблуждениями, они еще очень долгое время остаются неоспоримыми истинами для толпы и продолжают оказывать свое действие на темные народные массы. Если трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую. Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов.

Уже почти полтора века прошло с тех пор, как поэты и философы, крайне невежественные относительно первобытной истории человека, разнообразия его душевного строя и законов наследственности бросили в мир идею равенства людей и рас.

Очень обольстительная для масс, эта идея вскоре прочно укрепилась в их душе и не замедлила принести свои плоды. Она потрясла основы старых обществ, произвела одну из страшнейших революций и бросила западный мир в целый ряд сильных конвульсий, которым невозможно предвидеть конца.

Без сомнения, некоторые из неравенств, разделяющих индивидуумов и расы, были слишком очевидны, чтобы приходилось серьезно их оспаривать; но люди легко успокаивались на том, что эти неравенства - только следствия различия в воспитании, что все люди рождаются одинаково умными и добрыми и что одни только учреждения могли их развратить. Средство против этого было очень простое: перестроить учреждения и дать всем людям одинаковое воспитание. Таким-то образом учреждения и просвещение стали великими панацеями современных демократий, средством для исправления неравенств, оскорбительных для великих принципов, являющихся единственными божествами современности.

Впрочем, новейшие успехи науки выяснили все бесплодие эгалитарных теорий и доказали, что умственная бездна, созданная прошлым между людьми и расами, может быть заполнена только очень медленными наследственными накоплениями. Современная психология вместе с суровыми уроками опыта показала, что воспитание и учреждения, приспособленные к известным лицам и к известным народам, могут быть очень вредны для других. Но не во власти философов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности. Как вышедшая из берегов река, которую не в состоянии удержать никакая плотина, идея продолжает свой опустошительный, величественный и страшный поток.

И смотрите, какова непобедимая сила идеи! Нет ни одного психолога, ни одного сколько-нибудь просвещенного государственного человека, и в особенности - ни одного путешественника, который бы не знал, на сколько ложно химерическое понятие о равенстве людей, перевернувшее мир, вызвавшее в Европе гигантскую революцию и бросившее Америку в кровавую войну за отделение Южных Штатов от Северо-Американского Союза; никто не имеет нравственного права игнорировать то, насколько наши учреждения и воспитание гибельны для низших народов; и за всем тем не найдется ни одного человека - по крайней мере во Франции - который бы, достигнув власти, мог противиться общественному мнению и не требовать этого воспитания и этих учреждений для туземцев наших колоний. Применение системы, выведенной из наших идей равенства, разоряет метрополию и постепенно приводит все наши колонии в состояние плачевного упадка; но принципы, от которых система берет начало, еще не поколеблены.

Будучи, впрочем, далекой от упадка, идея равенства продолжает еще расти. Во имя этого равенства социализм, долженствующий, по-видимому, в скором времени поработить большинство народов Запада, домогается обеспечить их счастье. Его именем современная женщина требует себе одинаковых прав и одинакового воспитания с мужчиной.

О политических и социальных переворотах, произведенных этими принципами равенства, и о тех гораздо более важных, какие им суждено еще породить, массы нисколько не заботятся, а политическая жизнь государственных людей слишком коротка для того, чтобы они об этом более беспокоились. Впрочем, верховный властелин современности - общественное мнение, и было бы совершенно невозможно не следовать за ним.

Для оценки социальной важности какой-нибудь идеи нет более верного мерила, чем та власть, какой она пользуется над умами. Заключающаяся в ней доля истины или лжи может представлять интерес только с точки зрения философской. Когда истинная или ложная идея перешла у масс в чувство, то должны постепенно проявляться все вытекающие из нее последствия.

Итак, посредством просвещения и учреждений нужно приступить к осуществлению современной мечты о равенстве. С их помощью мы стараемся, исправляя несправедливые законы природы, отлить в одну форму мозги негров из Мартиники, Гваделупы и Сенегала, мозги арабов из Алжира и наконец мозги азиатов. Конечно, это - совершенно неосуществимая химера, но разве не постоянная погоня за химерами составляла до сих пор главное занятие человечества? Современный человек не может уклониться от закона, которому подчинялись его предки.

Я в другом месте показал плачевные результаты, произведенные европейским воспитанием и учреждениями на низшие народы. Точно также я изложил результаты современного образования женщин и не намереваюсь здесь возвращаться к старому. Вопросы, которые нам предстоит изучить в настоящем труде, будут более общего характера.

Оставляя в стороне подробности, или касаясь их лишь постольку, поскольку они окажутся необходимыми для доказательства изложенных принципов, я исследую образование и душевный строй исторических рас, т. е. искусственных рас, образованных в исторические времена случайностями завоеваний, иммиграций и политических изменений, и постараюсь доказать, что из этого душевного строя вытекает их история. Я установлю степень прочности и изменчивости характеров рас и попытаюсь также узнать, идут ли индивидуумы и народы к равенству или, напротив, стремятся как можно больше отличаться друг от друга. Доказав, что элементы, из которых образуется цивилизация (искусство, учреждения, верования), составляют непосредственные продукты расовой души, и поэтому не могут переходить от одного народа к другому, я определю те непреодолимые силы, от действия которых цивилизации начинают меркнуть и потом угасают. Вот вопросы, которые мне уже приходилось не раз обсуждать в моих трудах о цивилизациях Востока. На этот маленький том следует смотреть только как на краткий их синтез.




Top