Все памятники древнерусской литературы. Когда возникла древнерусская литература и почему? К какому веку относится древнерусская литература


П оявление древнерусской литературы неразрывно связано с возникновением первого русского государства – Киевской Руси, созданием славянской азбуки и языка в 863 году и принятием Русью христианства в 988. Эти исторические события оказали определяющее влияние на формирование идеологических потребностей и духовных запросов древнерусского общества, которые и выразились в литературе.
Дошедшие до нас первые памятники ДРЛ – Остромирово Евангелие (1056-1057гг.), изборники и патерики – свидетельствуют, что ранняя древнерусская литература выполняла прежде всего церковно-служебную, правово-деловую и просветительскую функции. Художественная составляющая не носила определяющего характера, её значение росло по мере становления литературы как компонента духовной жизни. В процессе выполнения утилитарных, прикладных задач и удовлетворения соответствующих потребностей в обществе начинают складываться художественные интересы и возникают стилевые запросы. Человек начинает осознавать свое духовное начало и культурное предназначение: быть творцом, создающим миры и стирающим грань между субъектом и объектом – идеальным, воображаемым и реальным бытием (а где это более возможно, если не в искусстве, не в художественном творчестве, в том числе и литературном?).
Уже в 30–е гг. в Киевской Руси работают многочисленные писцы, которые переписывают и переводят греческие книги на старославянский язык («словеньское письмо»). А во второй половине XI-XII веков древнерусская литература (а именно, киевская – общий источник русской, украинской и белорусской литератур) переживает настоящий расцвет. В этот период создаётся множество оригинальных произведений. Но определяющее влияние на последующий литературный процесс оказала повесть «Повесть временных лет» – выдающийся исторический литературный памятник второй половины X1-X11 вв., дошедший до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них – Лаврентьевская, Ипатьевская и Первая Новгородская летописи (Х1V в.).
«Повесть» рассказывает о формировании государства, как был основан Киев, о создании славянской азбуки, путешествии (хождении) апостола Андрея по Русской земле, о взятии князем Олегом Царьграда и его смерти, о княжении Игоря и мести Ольги за его смерть, о военных походах Святослава, о крещении Владимира, о завещании Ярослава Мудрого сыновьям, а также о многих других событиях, отражающих историческую судьбу нашей Родины от V–V1 веков до начала Х11 века – начала периода феодальной раздробленности, что повлекло за собой формирование областных литератур . Практически все областные летописные своды содержат «Повесть временных лет», дополненную историей городов, где они были созданы. И хотя летописцы последующих времен стилистически перерабатывали, редактировали и интерпретировали древние тексты, произведения более позднего времени так или иначе продолжают сюжетные линии и основные темы «Повести» - патриотическую и христианско-нравоучительную темы.
Сюжеты «Повести» вдохновляли поэтов XV111–X1X вв.: Сумарокова – на создание трагедий «Синав и Трувор» и «Хорев», Княжнина (автора драмы «Вадим Новгородский»), Рылеева, размышлявшего о русский истории в поэтических «Думах», и, конечно, А.С. Пушкина, прославившего «преданьe старины глубокой» в «Песне о вещем Олеге».
В литературе Киевской Руси сформировались основные темы и жанры ДРЛ: предание, сказание, военные и нравоучительные повести, житие, хождение, а также торжественные слова, проповеди и поучения.
Уже на раннем этапе ДРЛ определяется её характер и тематической направленность, выраженная в патриотизме и христианском дидактизме - об этом свидетельствует не только «Повесть временных лет», но и другие произведения X1-X11 вв.
В памятники киевской литературы XI-XII вв. присутствуют и поэтический вымысел, и поэтизация реальных исторических событий, и аллегоризм, и образная выразительность речей героев – всё это свидетельство присутствия художественного компонента уже на раннем этапе нашей литературы

На последующих этапах ДРЛ все вышеперечисленные жанры продолжали функционировать и развиваться. Их взаимовлияние, а также взаимодействие с фольклором и литературами других стран, рождало новые жанровые разновидности. Многие произведения достаточно трудно уложить в прокрустово ложе какого-либо жанра – элементы и жития, и военной, и нравоучительной повести могут присутствовать в одном и том же произведении древнерусской литературы.
Естественно, ни в одном лекционном курсе или учебнике по истории культуры, литературы, искусства не может быть обойдено вниманием «Слово о полку Игореве» – памятник киево-черниговской литературы, созданный анонимным автором между 1185-1187 гг. (т.е. в период феодальной раздробленности русского государства). Но именно по причине огромного количества информации об этом произведении, я в своих лекциях скажу только о некоторых аспектах «Слова» – художественном и историософском (которые, впрочем, неразделимы).
Автор «Слова» неизвестен, повествование ведется от лица сказителя Баяна, имя которого стало нарицательным и являет собой собирательный образ поэтов-песенников. Памятник дошел до нас в 2–х редакциях: в составе Лаврентьевской и Игнатьевской летописи. Автором последней был или непосредственный участник событий, или один из приближенных князя Игоря – человек, по–видимому, образованный и хорошо знакомый с утной народной традицией и творчеством. По мнению выдающигося историка, исследователя древнерусской культуры, Б.А.Рыбакова, «Слово» представляет собой и поэтический памятник, и историческое исследование, и политический трактат, т.е. повествование имеет сложную многоуровневую структуру. В «Слове о полку Игореве» через художественное, поэтическое выражено историософское содержание, что также обусловило сложную повествовательную структуру этого произведения.
Стиль «Слова» вобрал в себя опыт книжной культуры и фольклорные традиции своего народа – это общие черты, характерные для средневековых эпосов. В библиотеке всемирной литературы «Слово о полку Игореве» занимает почетное место в одном ряду с «Песнью о Роланде», «Песнью о нибелунгах», «Песнью о моём Сиде», «Витязем в барсовой шкуре» и другими ранними произведениями, оказавшими влияние не только на литературный процесс, но и на культуру в целом.
«Слово о полку Игореве» вдохновляло Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и многих других русских писателей и поэтов, обращавшихся к сюжету и поэтическим образам бессмертного памятника. Композитор Х1Х века Бородин написал оперу «Князь Игорь» – шедевр мирового оперного искусства.

В Х11 – первой половине Х111 в. Киев утрачивает свои политические и культурные позиции. Выдвигаются новые культурные центры: Новгород, Смоленск, Чернигов, Галич, Владимир.
В Новгороде, в конце Х11 – нач. Х111в., создается первоеагиографическое произведение – житие Варлаама Хутынского, получает распространение жанр хождений: «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломник», «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (крестоносцами).
В Смоленске работают летописцы-книжники: Ефрем, написавший «Житие Авраамия Смоленского» и Климент Смолятич, прославившейся своим посланием священнику Фоме («Послание, написано митрополитом рускым, Фоме прозвитеру»), составленное в форме вопросов и ответов по поводу толкования псалтыри, спорят собеседники и о Платоне с Аристотелем.
Широкое распространение получают также торжественное «слова» Кирилла Туровского (8 «слов»: на двунадесятые праздники и на воскресные дни первого круга недель церковного года, включенные в сборники «Златоуст» и «Торжественники»). «Слова» Кирилла Туровского четко композиционно организованы и содержат три части: вступление, изложение и заключение. Метафоричность, образные сравнения и аллегории позволяют автору органично соединять свои «слова» с церковными песнопениями и живописью, передавать чувства душевного волнения и восторга, переносить действие далекого прошлого в настоящее, отчего торжественные проповеди приобретают характер то победной песни, то лирического стихотворения. Перу Кирилла Туровского также принадлежат: «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и мнишьстве», «Сказание о черноризском чине», 30 молитв и 2 канона.
Из литературных памятников южной и юго-западной Руси (Чернигов, Владимир Волынский, Галич, Переяславль Южный, Холм) до нашего времени дошла Галицко-Волынская летопись (в составе Ипатьевской летописи), состоящая из 2–х частей: Галицкой летописи, повествующей событиях 1205-1264гг., и Волынской, охватывающая период с 1264 по1292 год.
Галицкая летопись носит более светский характер – её характеризует стиль дружинного эпоса и книжная риторика, в повествовании практически отсутствуют религиозно–моралистическая дидактика и выдержки из священного писания. В части, посвященной князьям, поэтика летописи тяготеет к жанру похвалы. Похвалы князьям Галицким – Даниилу и Роману – содержат ряд образных сравнений, придающих стилю летописи яркость, выразительность и поэтичность («Устремил бо ся бяше на поганыя, яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше, яко и крокодил, и прехожаше землю их, яко и орёл...»).
В Галицкой летописи подробно рассказывается о взятии Киева Батыем, о мужестве защитников Киева, которое восхищало даже врагов.
Волынская летопись повествует княжению Владимира Васильковича и, в отличие от Галицкой, написана в традиционным церковно-книжном стиле.
На северо-востоке Руси среди политических и культурных центров Х11-Х111вв. выдвигается столица Суздальской земли – Владимир. Выдающимися памятниками владимиро–суздальской литературы являются «Слово» и «Моление» Даниила Заточника.
В «Слове», адресованном Ярославу Владимировичу – князю Новгородскому, Даниил Заточник поднимает важные социальные проблемы, обращаясь к образам мудрого и справедливого князя и простого человека (хотя и дворянина, но не вельможи, боярина или правителя).
Большое внимание Даниил уделяет важнейшему социальному институту – семье. Семейное счастье, по его мнению, полностью зависит от женщины. Даниил Заточник обличает «злых жен» и в них видит источник всяческих пороков (в том числе и мужских), бед и несчастий.
Тема мудрости, как необходимого правителю качества, продолжена и усилена в «Молении», в котором панегирическое прославление князя подчеркивается цитатами из «Песни песней Соломона. В «Молении» очевидно осуждение боярства и монашества, продолжает, хотя и в меньшей степени, продолжает обличать Даниил и злых жен, сосредоточившись на старых и злонравных («злообразных»).
..... «Слово» и «Моление» наполнены философско-нравственным содержанием, что позволяет отнести их к дидактической публицистике.

Большое значение в культурной жизни Руси имел Киево-Печерский монастырь, из стен которого вышли знаменитые деятели христианского просвещения – Леонтий и Исая Ростовские, митрополит Илларион, Новгородские епископы Герман и Нифонт, Ефрем Суздальский. Эти и другие имена (всего 50) перечисляет Епископ Суздаля Симон, переписка которого с монахом Киево–Печерского монастыря Поликарпом сотавила основу Киево-Печерского патерика – памятника, который начал формироваться в первой половине Х111 века. Первая редакция патерика содержала также «Сказание о святых черноризцах печерских» Симона и одиннадцать рассказов Поликарпа о подвигах тридцати монахов. Впоследствии, к 1406 году, эти сказания и рассказы епископ тверской Арсений дополнил «Житием Феодосия Печерского» Нестора, «Скзанием о черноризцах печорских», входящим в «Повесть временных лет» от 1074г. Эта редакция патерика вошла в историю под названием Арсеньевской, а в 1460 и 1462 году под руководством игумена Кассиана были созданы более полные редакции, получившие название «Патерик Печерский».
Одна из важнейших тем ДРЛ – татаро-монгольское нашествие. Ей посвящены «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о приходе Батыя на Рязань», «Слова» Серапиона Владимирского, «Слово о погибели русской земли» и др. памятники Х111в., дошедшие до нас преимущественно в списках ХV–ХV1 вв., а также произведения московской литературы (конца Х111–ХV вв.): «Летописная повесть о Куликовской битве», «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище», «Повесть о взятии от царя Тохтомыша»; создавались произведения, повествующие о битвах с монголами и в ХV1–ХV11 вв.
В московской литературе конца Х1V – нач. ХV века получает развитие риторико–панегирический стиль, что особенно очевидно в агиографической литературе этого периода. Возрождение традиций торжественных слов Кирилла Туровского прослеживаются в «Житии Петра митрополита Киприана», «Слове о житии преставлении Дмитрия Ивановича», в произведениях Епифания Премудрого («Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского») и Пахомия Логофета («Сказание о Михаиле Черниговском», «Житие Сергия Радонежского» – переработанное «житие» Епифания). Жития превращаются в торжественные слова – панегирики русским святым. Переживает изменения и композиция жития: становится обязательным небольшое вступление, центральная биографическая часть сводится к минимуму, приобретают характер вставных произведений «плач» по умершему святому и, особенно, «похвала» ему, которой и отводится главное место в структуре повествования.
Таким образом, в московской литературе утверждается эмоционально-экспрессивный стиль. Через агиографию он проникает и в другие жанры, в историческом повествовании и публицистике все большую роль играет художественная составляющая – аллегорическое описание чувств и художественный вымысел
С Х1V в. все большее политическое значение приобретала Москва, но крупным политическим и культурным центром Руси оставался Новгород, поднимались также Псков и Тверь, развивались литературы этих городов и соответствующих областей.
Одним из популярнейших сюжетов средневековой литературы – борьба праведника с бесом. Этот сюжет присутствовал и в более ранних памятниках ДРЛ, например, уже в первых редакциях Киево–печерского патерика, но в них доминировал мотив мученического преодоления бесовского искушения. В памятнике же новгородской литературы ХV века присутствуют элементы авантюрного повествования, народной сказки, ирония и юмор – таким образом, традиционное для церковной литературы, нравоучитильное содержание обретает черты светского литературного произведения.
Среди других памятников новгородской литературы конца Х1V в. – «Повесть о новгородском белом клобуке», в которой рассказывается о разделении церкви на католическую и православную. Событие это – историческое, объяснение жe ему – вымысел, миф, сказочная легенда, сюжетная линия которой завершаются в Новгородской земле, куда, после путешествия из Рима в Иерусалим, в конце концов попадает священный белый клобук (высокий монашеский головной убор), символизирующий Православие. «Повесть о новгородском белом клобуке» отражает важнейшую идеологическую проблему – взаимоотношения церкви и светской государственной власти, однозначно решая её в пользу «священства», а не «царства», – носит провиденциалистский характер и свидетельствует о претензиях Новгорода не только быть «вольным городом», но и на роль «третьего Рима», которым стала Москва.
Эта повесть была очень популярна и распространялась не менее чем в 250 списках ХV–X1X вв.
..... Высокоразвитая книжная культура Новгорода позволила в ХV1 в. начать Макарию Новгородскому работу над собранием и объединением всех святых книг, «которые в Русской земле обретаются» в «Великие Четьи–Минеи», которая была продолжена и завершена в Москве в 1554 г. Этому знаменательному событию предшествовал тяжелый период борьбы с татаро–монгольским игом, завершившийся в 1460 г., противостояния церковных группировок (), в результате которой утвердилась идея превосходства «священства» над «царством», что на тот момент способствовало укреплению Руси как централизованного государства. Христианская вера и единая церковь идейно объединяли народ. Центр духовный, т.е. церковь, утвердился в Москве. Это способствовало политическому утверждению Москвы, её экономическому росту и укреплению военного могущества. Что касается литературы – областные объединяются в общерусскую, идеологически закрепляющую объединение русских земель вокруг Москвы.
С историческим периодом централизованного русского государства и формирующийся русской нации (конца ХV–XV11 вв.) связана деятельность религиозных подвижников, писателей–публицистов, поэтов и философов: Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Ермолая Прегрешного, Ивана Пересветова, Андрея Курбского, Зиновия Отенского, Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и многих других.
..... Памятники литературы этого времени – «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», «Повесть о Иверской царице Динаре», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, «Сказание о Магомете Салтане» и др. – свидетельствуют о ломке традиционной жанровой структуры ДРЛ, в первую очередь, об эволюции агиографической литературы и жанров исторического повествования. И хотя их тематика осталась традиционной, выражающей черты русской народности и характера – стойкость, мужество, героизм, терпение, волю к победе, ответственность за судьбу Отечества – в литературу все более проникает эмоционально-экспрессивный стиль, очевиден интерес к мирским (вплоть до бытовых) сюжетам, к миру чувств; повествование становится все более увлекательным – историческая документальность уступает место занимательности и вымыслу. Уже при Иване 111 (еще более при Иване Грозном и в Смутное время) литература, как и культура в целом, становится все более открытой для Европы, влияние которой очевидно особенно в ХV1–ХV11 вв., когда утверждается барочный стиль, а также появляются новые лиро-поэтические жанры и драматургия.

С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие древнерусская литература.

Летописи – памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам: летописцы последовательно фиксировали события, произошедшие в конкретный год. Появление первых исторических сочинений относится ко времени Ярослава Мудрого. Летописи создавались в Киеве и Новгороде, на их основе монах Нестор в XI веке составил дошедший до нас летописный свод «Повесть временных лет» (Начальная летопись), которая содержит изложение древнейшей истории славян, а также истории Руси до 1100 года.

Библиотека НИРО предлагает вам ознакомиться с книгой «Древнерусские летописи», в которой вы найдете текст Начальной летописи, а также Киевской и Галицко-волынской.

«Повесть временных лет» вошла в состав Лаврентьевской летописи, которая получила свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее в 1377 году. Летопись вместе с «Повестью временных лет» содержит описание событий, которые произошли в южно-русских княжествах, а затем – во Владимиро-Суздальской Руси. Полный текст «Повести» по Лаврентьевскому списку вы найдете в книге

Благодаря Лаврентию мы имеем не только самый древний список «Повести временных лет», но и единственный текст «Поучения Владимира Мономаха детям». «Поучение детям» Владимира Всеволодовича Мономаха обращено не только к детям – наследникам государственной власти, но и ко всем, кто его прочтет. С текстом «Поучения» и его переводом вы сможете познакомиться, перейдя по ссылке.

«Слово о полку Игореве» - литературный памятник XII века, в основе которого лежит историческое событие – неудачный поход Новгород-Северного князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.

Разворот издания

«Слово о полку Игореве»

Единственный список «Слова» дошел до нас в составе сборника, который хранился в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Имя автора и точная дата написания «Слова» неизвестна. Большинство исследователей считают, что оно было создано в конце XII века.

«Домострой» - один из известнейших древнерусских памятников литературы. В нем отражены идеалы духовной, социальной и семейной жизни, ярко показаны картины средневекового быта, описаны обряды, связанные с многовековыми русскими традициями.

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.
Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.
Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале - пергамене, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.
Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях - "Физиолог". Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.
К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова "потаенный". Самым популярным был апокриф "Хождение Богородицы по мукам".
В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, "Житие Алексея, человека Божия".
Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них "Слово" ("Моление") Даниила Заточника.
В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод - "Повесть временных лет". Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.
В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.
Выдающийся памятник древнерусской литературы, - "Поучение" Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.
И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". В основе произведения - предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись "Слова" сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.

Русь. X-XI века. Активное строительство школ, высокая грамотность простого населения, как правило, появление письменных литературных и хронографических памятников. Говоря о памятниках древнерусской литературы, можно "заблудиться" в этих дебрях - произведений достаточно много - более 1000. Тысяча рукописных творений, как тогда говорилось, в дикой и отсталой окраине Европейского континента. Это просто немыслимо!

Что собой представляли памятники древнерусской литературы? Здесь необходимо разделить письменность славян на два периода: дохристианский и христианский. В дохристианский период письменность древних славян представляла собой пиктографию - рисуночное письмо, которое не представляло собой передачу звуков и запись букв - оно являлось понятийным, то есть определенный рисунок мог означать, что-то, но не всегда одно и тоже. Например, нарисованное Солнце могло значить либо солнечную, ясную погоду, либо один день (в количественном отношении). Помимо пиктографии, во второй половине I тысячелетия нашей эры у славян появляются различные виды письменности, так как славяне жили родами и племенами, причем не всегда объеденными общими корнями и культурой, то и письменность у них могла развиваться обособленно. В это время большое значение имел вид письменности "черт и резов", который, был записан не одним путешественником, но расшифрован так и не был. Этим видом письма, как утверждают средневековые путешественники, славяне делали надписи на деревянных идолах своих богов и при высечении надписей на саркофагах и гробах усопших. В силу своего географического положения, Русь граничила с различными культурами, у которых имелась развитая звуковая система письма - это хазары и армяне, греки и римляне. В пограничных районах Руси с другими государствами русичи иногда перенимали их вид письменности, но он не становился общегосударственным. Вместе с тем, необходимо отметить, что с девятого века на Руси начинается постепенный переход на кирилловское письмо - кириллицу.

После принятия христианства на Руси в конце X века, государство начинает массировано проводить деятельность по переходу на единую систему письма. Этой система явилась кириллица, которая была более, чем какой-либо другой вид письменности приспособлена к специфическим звуковым формам славянских языков. Этим и был обусловлен выбор именно в сторону письменности, созданной болгарскими монахами Кириллом и Мефодием.

После этого исторического события на Руси началась эра подъема письменности. В том или ином крупном и мелком городе начали создаваться письменные памятники исторического и культурного характера. Основные направления письма, это, безусловно, летописи религиозные памятники, имеется в виду христианские.

Летопись - это письменное свидетельствование истории в хронологическое порядке. Нельзя сказать, что это были труды исключительно объективные, так как писались они при дворах правителей и были направлены на его прославление и уничижение его врагов. Говоря по-русски, уже тогда была цензура. Касаемо второго направления письменности - религиозных памятников, можно сказать что это, первые действительно литературные памятники, наполненные глубоким смыслом и красивым слогом. В основном это описания жизни крупных религиозных деятелей или мучеников православной религии.

В те давние времена появились такие письменные образцы как "Правда Ярослава", «Иоакимовская летопись», «Сказание о распространении христианства на Руси» «Чтения о житии Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» и многие другие литературные произведения, дошедшие до наших дней.

К наиболее выдающимся памятникам древнерусской литературы мы можем отнести, такие шедевры письменности как "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха", "Повесть временных лет".

"Повесть временных лет" является первым историческим произведением славян, летописный свод, который освещает вопросы не только политического развития страны, но и внутреннего положения в том числе бытовые отношения, традиции и нравы древнего населения русских земель.

"Поучение Владимира Мономаха" скорее всего, первое нравоучительное произведение русичей. Содержит в себе целый список предписаний, направленных молодому, подрастающему поколению. То есть детям, как своим родным, так и всем остальным. Предписывалось не проходить мимо человека не поприветствовав его, давать просящему, проявлять заботу о больных и немощным и другие "поучения".

Самым значительным памятником древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве". В этом масштабном произведении повествуется о военном походе князя Игоря (Святославовича), направленном против восточного соседа, кочевников половцев. Так произошло, что единственная рукопись этого замечательного памятника литературы сгорела при пожаре в Москве, во время Отечественной войны 1812 года. К сожалению, книгопечатания на Руси тогда еще не было и литературные памятники имелись почти всегда в единственном экземпляре, только иногда они переписывались, причем происходило искажение оригинального труда. Каждый переписчик мог что-то добавить или, наоборот, ему могло показаться, что какое-то предложение является лишним и его необходимо пропустить.

Таким образом, не все памятники древнерусской литературы дошли до наших дней, но даже та часть, дошедших до нас, произведений позволяет судить о творческой мысли и литературе древних славян, как о достижениях, находящихся на высоком культурном уровне.

Сочинение

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.

Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.

Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале - пергамене, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.

Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях - «Физиолог». Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.

К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы, как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова «потаенный». Самым популярным был апокриф «Хождение Богородицы по мукам».

В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, «Житие Алексея, человека Божия».

Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них «Слово» («Моление») Даниила Заточника.

В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод - «Повесть временных лет». Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.

В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.

Выдающийся памятник древнерусской литературы, - «Поучение» Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.

И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». В основе произведения - предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись «Слова» сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.




Top