Всеволод Гаршин - Красный цветок (сборник). Стихотворения в прозе

Цели занятия:

  1. Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
  2. Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
  3. Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
  4. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

В гостях у дедушки Этикета.

Ответ: Это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.

Ведущий: Теперь нам необходимо выбрать 2 команды и жюри.

(Ребята делятся на 2 команды. Назначается жюри.) – Итак, команды готовы, объявляю первый конкурс!

“Здравствуй, дедушка Этикет” (конкурс №1) .

(На доске два плаката с заготовками “фоторобота дедушки Этикета”)

В данном конкурсе вам предстоит сделать “фоторобот дедушки Этикета”. Посмотрите на плакаты. Вы видите веселое лицо, но все линии этого рисунка пока намечены пунктиром. Вам предстоит “проявить” рисунок: напишите на каждой линии слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме “Волшебные слова”.

(Команды выполняют задание)

Ученик читает стихотворение.

Извини,
Пожалуйста,
Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
Волшебные слова.

Ведущий: Вот у нас и готовы “фотороботы дедушки Этикета”. Но конечно, не все “волшебные слова” мы использовали. Волшебными мы называем те слова, которые действуют на нас как какое-то волшебство, магия. Давайте их вспомним. Чья команда назовет слово последней, та и выигрывает.

“Волшебные слова” (конкурс № 2)

Сценка “Волшебное слово”.

Сидел на скамейке старик с бородой
И зонтиком что-то чертил на песке.
А мальчик Павлуша, сердитый такой,
Сказал ему:

Ну-ка, подвиньтесь скорей!

Глянув на Павлушу, старик пересел.
Мальчик сердитый с ним рядом присел.

Почему ты, мальчик, так сердит?
Может быть, с тобой случилось что-то?

Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?
Это моя личная забота.

Да, твоя. Но только слышал как-то раз,
Что кричал ты.
Может, дрался со знакомым?

На свою семью сердит я и сейчас,
Может, даже убегу из дома.

Конечно, убегу.
Ленку больше видеть не могу.
Сколько красок у сестры родной,
Мне же дать не хочет ни одной.

Из-за этого не стоит убегать.

Да не только из-за этого.
Опять утром бабушка из кухни прогнала,
Даже маленькой морковки не дала.

Ведущий.

От обиды громко Павел засопел.
Опустил глаза, на землю посмотрел.

Пустяки, что один поругает,
А другой, может быть, поласкает.

Совсем не к кому мне приласкаться.
Брат вот на лодке едет кататься.
Но не хочет с собой взять меня.
Я сказал: “Все равно от тебя
Не отстану, весло утащу,
За тобой следом в лодку вскачу”.

Павлик тут кулаком постучал по скамейке.
И вдруг замолчал.

Брат не хочет тебя с собой взять?

Ну а вам для чего это знать?

Я помочь тебе, мальчик, сумею,
Так как словом волшебным владею./
Это слово тебе я скажу,
Как им пользоваться подскажу.
Слово нужно негромко сказать,
Собеседнику глядя в глаза.

Старик. (шепчет мальчику на ухо: “Пожалуйста”. Вслух.)

Помни, как говорить по-особому.

Я сейчас же, сейчас же попробую!

Со скамейки тотчас мальчик встал
И домой скорее побежал.
Он увидел, что Лена сидела
Тихо в комнате светлой своей,
Краски разные чудно блестели
На рабочем столе перед ней.
Увидала она брата тоже
И прикрыла их быстро рукой.

Павел (бурчит себе под нос).

Обманул меня дедушка все же,
Не поможет волшебное слово.

Подошел к Лене Павлик тихонько,
За рукав ее дернул легонько.
Заглянул осторожно в глаза,
Наклонился и тихо сказал:

Дай, пожалуйста, краску одну.

Пододвинулась Лена к окну,
Свои руки сняла со стола.

Тебе краска какая нужна?

Дай мне синюю.

Лена.

Вот, можешь взять.
А не хватит, еще могу дать.

Взял Павлуша краску синюю,
Подержал ее в руке,
Походил с ней по квартире он,
А затем вернул ее сестре.

Пойду я к бабушке сейчас,
Она в кухне стряпает как раз.

Отворил он на кухню дверь,
Прижался к бабушке своей,
Взглянул ей ласково в глаза
И тихим голосом сказал:

С утра я, бабуля, не кушал пока,
Пожалуйста, дай мне кусок пирожка.

Волшебное слово ей вмиг осветило
Улыбку, глаза и морщины

Горячего захотел, внучек милый?
Возьми-ка вот этот с малиной.

Пирожок у бабушки он взял
От радости ее расцеловал.

Павел (вспомнил старика и прошептал).

Он волшебник! Как я сразу не узнал?!

За обедом ближе к брату сел Павлуша,
Все, что брат говорил, он слушал.

Лодку свою я вчера починил
Весла наладил, на воду спустил.
Покатаюсь на лодке на той.

Ты, пожалуйста, возьми меня с собой!

Ведь тебе не стоит это ничего.
Ну, пожалуйста, возьми с собой его.

Покатай его, будь чуточку добрей.

Собирайся, путешественник, скорей!

Берет меня брат! Как же мне повезло!
Волшебное слово опять помогло!

Из-за стола Павлуша встал
И в сквер к скамейке побежал.
Но он немного опоздал
И старика там не застал.
Лишь зонтиком начерченные знаки
На песке заметны четко были для того,
Чтоб дети все случайно
Слов волшебных больше не забыли.

Ведущий: А знают ли наши команды вежливые слова на иностранных языках?

Англ. яз. – Please – пожалуйста, Excuse me – извините, Thank you – спасибо, I am sorry – простите.

Нем. яз. – Guten Tag – добрый день, Auf Wiedersehen – до свидания.

Мордовский – Васта мазанок – До свидания. Шумбрат – здравствуйте.

Ведущий: А теперь несколько сообщений из истории вежливых слов (рассказывают болельщики).

1. ученик: Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.

2. ученик: Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были очень разнообразными! Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись лбом о землю, третьи прижимали руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык...

3. ученик: Слово спасибо известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”. Теперь слово спасибо – отдельное слово. В конце второго слова исчезла буква Г, и образовалось слово, которое передает следующий смысл” “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.

4. ученик: Слово благословлять произошло от слов “говорить благое”, т.е. доброе слово. Благословлять – значить желать добра.

Песня “Если добрый ты”.

Ведущий: “Пригласительный Этикет”, (конкурс №3)

Перейдем к третьему конкурсу. Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка по вопросам:

  1. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
  2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)
  3. Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
  4. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
  5. Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)
  6. Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Ведущий: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

“Подарочный этикет” (конкурс № 4)

(Помощники выносят стол, на котором лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка).

Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор).

Ведущий: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно!

Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека.

  1. Одежда должна быть чистой.
  2. Волосы должны быть уложены в прическу.
  3. Одежда должна быть скромной, неброской.

Ведущий: Сейчас вопросы для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадывайте, что на самом деле я имею в виду.

  • сапоги-теплицы (унты, валенки)
  • дубленки для сторожа (тулуп)
  • головной убор для дурака (колпак)
  • безрукавка с подолом (сарафан)
  • бабочка на косе(бант)
  • зонтик для носа (козырек)
  • стрелочники (брюки)
  • дамская треуголка (косынка)
  • защитная одежда стряпухи (фартук)
  • сверх обувь (галоши)
  • кистяное изделие (шаль).

Ведущий: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

“Застольный этикет” (конкурс № 5)

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

  • как только вошли в комнату.
  • только после того, как сядут хозяева.
  • после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

  • заправляете за воротник.
  • кладете на колени +
  • кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

  • гневно отказаться.
  • отказаться, назвав причину отказа.
  • взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

  • ножом и вилкой.
  • одной вилкой +
  • одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

  • чтобы отделять мясо от костей +
  • чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
  • чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

  • самые большие.
  • самые маленькие.
  • те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

  • в правой руке – вилка, в левой – нож.
  • в правой руке – нож, в левой – вилка +
  • по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

  • поднять и продолжать есть.
  • попросить другой прибор.
  • извиниться и попросить подать другой прибор +

Ведущий: Конечно, главная задача гостей – не как можно больше съесть, а хозяина – откармливать гостей. Главной целью дружеской встречи является атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка. Здесь хорошо помогают игры, танцы, песни.

Песня “Дорога добра”.

(Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд).

Урок литературного чтения (дополнительное чтение) в 4 классе

Тема: « В.М. Гаршин. Сказка « Attalea Prin с eps »»

Цели: кратко ознакомить учеников с биографией В.М.Гаршина; выявить основную идею сказки; определить вид сказки; продолжить работу по пониманию прочитанного, пониманию героев и сопереживанию.

Задачи: расширить представления о творчестве В.М. Гаршина ; проанализировать художественное и идейное своеобразие сказки « Attalea Prin с eps »; развивать речь, творческое мышление.

Оборудование: портрет В.М.Гаршина; иллюстрации к сказке, ИД, ноутбук, таблицы для работы в парах.

Основные виды деятельности: выразительное чтение; устные ответы на вопросы; работа с текстом, словарная работа с литературоведческими терминами.

    Орг.момент, эмоциональный настрой.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

    Актуализация знаний.

— С произведениями какого автора мы начали работу на предыдущих уроках? Для чего мы знакомимся с жизнью и творчеством писателя перед изучением его произведений? Что вы уже знаете о писателе Гаршине? Предлагаю послушать рассказ ребят и посмотреть видеосюжет, чтобы узнать об этом человеке больше. Постарайтесь запомнить новые факты о жизни писателя.

— Что стало для вас открытием? В каком жанре ещё писал В. М. Гаршин?

    Сообщение темы урока, постановка цели.

— Какое произведение Гаршина вы прочитали к этому уроку? ( «Attalea princeps»)

— К какому литературному жанру его можно отнести? (Литературная (авторская) сказка)

— Докажите своё мнение. (Это сказка, потому что есть вымышленный сюжет, главными героями являются растения, которые разговаривают: жалуются, спорят. Есть автор – значит, авторская, литературная.)

Сказка «Attalea princeps» была написана в 1879 году, когда писателю было всего лишь 24. А тремя годами ранее Всеволод Гаршин сочинил стихотворение «Пленница». Послушайте его в исполнении Савиной Полины и подумайте, какое отношение оно имеет к сегодняшнему уроку.

Чтение стихотворения ученицей на фоне музыки (Савина Полина)

Пленница

Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт.
И отпрыск от пальмы султаном зелёным
Поднялся в пробоину ту;
Над сводом прозрачным, под небом лазурным
Он гордо глядит в высоту.
И жажда свободы его утолилась:
Он видит небесный простор,
И солнце ласкает (холодное солнце!)
Его изумрудный убор.
Средь чуждой природы, средь странных собратий,
Средь сосен, берёз и елей,
Он грустно поникнул, как будто бы вспомнил
О небе отчизны своей;
Отчизны, где вечно природа пирует,
Где тёплые реки текут,
Где нет ни стекла, ни решёток железных,
Где пальмы на воле растут.
Но вот он замечен; его преступленье
Садовник исправить велел,-
И скоро над бедной прекрасною пальмой
Безжалостный нож заблестел.
От дерева царский венец отделили,
Оно содрогнулось стволом,
И трепетом шумным ответили дружно
Товарищи-пальмы кругом.
И снова заделали путь на свободу,
И стёкла узорчатых рам
Стоят на дороге к холодному солнцу
И бледным чужим небесам.

— Что вы хотите сказать?

Действительно, стихотворение «Пленница» стало первоосновой сюжета сказки «Attalea princeps». Сам Гаршин объяснял возникновение сюжета простым случаем. В ботаническом саду он стал случайным свидетелем, когда пальма разрушила стеклянную кровлю и была спилена, чтобы можно было отремонтировать крышу и не поморозить оранжерейные растения.

Текст сказки Гаршина — загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой подтекст. Этому мы и будем учиться сегодня на уроке.

— Можете ли вы определить, что это за сказка? О животных, бытовая, волшебная? (нет)

— Знакомы ли мы с таким видом сказок?

— Предположите, какова будет одна из задач нашего урока?

(определить её особенности и отличительные признаки нового вида сказок)

— Что нам предстоит сделать, чтобы решить эту задачу?

(познакомиться с языком сказки, её героями, их характерами, поступками, отношениями друг с другом)

Давайте ещё раз обратимся к названию сказки: « Attalea princeps ».

— Кто узнал, на каком языке написано название? Почему? (варианты ответов: это название пальмы и т.д.) Что значит это странное название – «attalea princeps»?

Attalea – это название бразильской пальмы, данное дереву учёными-ботаниками на латинском языке. Латинский язык – это язык древних римлян, который сейчас вышел из широкого употребления (как говорят, «умер»), но остался только в научном употреблении. С детства Гаршин собирал многочисленные гербарии. Латинские названия, принятые в ботанике, были красивы и благозвучны, отсюда и название сказки.

— Но может быть, это название несёт какой-то скрытый смысл?

— Почему к имени Аталия автор добавляет латинское слово? Может быть, он закладывает в это название главную мысль, идею сказки?

— А как вы понимаете значение слова «princeps»? Давайте обратимся к он-лайн толковому словарю. (Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо.)

(Выявить смысл, главную идею сказки)

— Решая задачи урока, предлагаю каждый этап отметить закрашенным листиком на нашей пальме. Сейчас мы с вами выполнили очень важную работу: определили задачи урока. Давайте закрасим первый лист на пальме.

    Анализ текста, беседа по прочитанному тексту.

Прежде, чем решать эти задачи, давайте проведём небольшую словарную работу, которая нам поможет лучше познакомиться с героями произведения.

(Работа в парах – разрезные карточки) Соотнесите слова и выражения, их объясняющие:

Оранжерея

устаревшее название жителя Бразилии (бразилец)

Цикада

цикадовая пальма

Ботаник

тропическое растение с мясистым стеблем, без листьев, но с колючками для защиты от поедания их животными

Саговая пальма

теплое помещение (теплица) для искусственного выращивания растений, привыкших к теплому природному климату

Кактус

коричное дерево, из коры которого добывают пряность – «корицу»

Корица

вид пальмы, из сердцевины ствола которой добывают крахмал для производства крупы под названием «саго»

Папоротник

учёный, изучающий растения

Бразильянец

очень древние растения, они появились на Земле миллионы лет назад, не имеют семян, покрыто огромным количеством чешуйчатых листьев

Сравните свой результат с работой ребят, работавших у доски. Кто справился также? Раскрасьте второй лист на пальме.

— Какое слово обозначает место, где начинается повествование? (Оранжерея)

Прочитайте описание оранжереи.

— Какой предстаёт оранжерея в начале сказки?

Совпадает ли описание оранжереи в сказке с вашими впечатлениями после экскурсии.

Какие слова следующего абзаца меняют настроение? Прочитайте это предложение.

— Какие слова здесь являются определяющими смену настроения?

— Каково на самом деле жилось растениям в этой красивой оранжерее?

— Почему оранжерея была названа тюрьмой, а растения – заключенными? (прочитайте этот отрывок)

(Растениям было тесно, они толкались, гнулись и ломались. Они тосковали по родным краям, по ясному небу, по теплому ветру. Оранжерея стала для них «тюрьмой».)

Давайте ещё раз заглянем в оранжерею. (слайд, использование приёма «волшебная лупа»)

Было ли у вас такое ощущение на экскурсии? Мы постараемся сегодня это выяснить.

— Какие синквейны у вас получились? (зачитать по 2 синквейна про оранжерею и растения)

Например:

Оранжерея

Красивая, светлая

Играла, горела, переливалась

Что же там внутри?

Интерес

Растения

Нежные, роскошные

Страдают, теснятся, гнутся

Какой же выход есть?

Заключённые

— Какой вывод можно сделать с первых строчек сказки? (внешне красивая оранжерея снаружи, оказалась тюрьмой для растений)

— Сюжет в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Мы будем учиться искать эти контрастные линии. (Прекрасная оранжерея – растения-заключённые; растения – пальма; мечта – реальность; директор – бразильянец)

— Такой литературный приём, который использует автор, называется антитеза. (РЕЗКО выраженное противопоставление понятий или явлений.) Мы ещё встретимся с этим приёмом сегодня на уроке.

Уже в начале сказки нас писатель заставляет обратить внимание на то, как по-разному можно взглянуть на одни и те же предметы, явления и жизненные ситуации.

Мы познакомились с новым литературным приёмом. Это одна из особенностей языка сказки.

Это первая контрастная линия: ОРАНЖЕРЕЯ – РАСТЕНИЯ-ЗАКЛЮЧЁННЫЕ

Раскрасьте следующий (2) лист.

Давайте вернёмся к обитателям оранжереи. (Слайд)

— Когда мы говорим о людях-героях произведения, то касаемся разговора об их характерах. А есть ли характер у растений – героев нашей сказки?

— В сказке растения говорят и действуют, как люди; у них свои мысли, свои рассуждения, своё отношение к происходящему. Мы познакомились с героями. Соотнесите названия растения и слова, подходящие к его характеру.

высокомерная

Саговая пальма

довольный своей жизнью

завистливая

Кактус

любящая поспорить с другими

неприхотливая

Корица

надменная

«почти довольная» своим положением

Древовидный папоротник

не совсем довольный условиями

злобная

рассудительный

раздражительная

— Проверьте, как вы выполнили это задание. Как можно охарактеризовать саговую пальму? Кактус? Корицу?

(Олицетворение)

Это ещё одна особенность языка сказки.

— Что объединяет этих геров-растения? (испытывают страх, не готовы к изменениям, довольствуются тем, что имеют)

— Кто не назван на слайде? (Аталия) Почему?

— К чему призывает Атталия? Послушайте фрагмент аудиозаписи, в котором говорится об этом.

— Нашло ли стремление пальмы к свободе поддержку у других растений? Как растения относятся к этому призыву? В основе сказки часто лежит диалог. Найдите диалог пальмы и растений. Прочитаем этот отрывок по ролям . Что необходимо передать голосом при чтении по ролям? (передать голосом интонацию героя, выразить его позицию) Кто хочет прочитать за пальму? Растения?

— Найдите в этом отрывке предложение, в котором автор говорит о стремлении Атталии. (Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стёкла, — и я увижу!)

— Вам были предложены цитаты известных людей. Какая из них подходит для этого момента сказки?

«Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». Б. Шоу

Это вторая контрастная линия: РАСТЕНИЯ – ПАЛЬМА.

Как называется такой литературный приём? Сейчас мы узнали характеры героев.Раскрасьте следующий (3) лист.

— Кто из героев сказки внимательно слушает и поддерживает пальму? Какие эпитеты использует автор для того, чтобы описать травку? Прочитайте . (жалкая, презренная, рыхлая, бледненькая, ничтожная)

— Какое чувство вызывает травка? (Жалость и восхищение одновременно: поддерживает Атталию, но не может ей помочь.

Как она сама объясняет, почему не может помочь Атталии? (Конечно, у нас вовсе не так тепло… Я буду довольна и этим. …. Вспоминайте иногда своего маленького друга!)

— Что ожидала увидеть пальма на воле и что увидела?

(Она ожидала увидеть то, что ещё хранилось в её памяти о тёплых края, но увидела лишь тусклое серое небо, капли дождя пополам со снегом, скучную, грязную, нищую погоду и почувствовала леденящий поздний осенний ветер. Вырвавшись на свободу, она поняла, что для неё всё было кончено. Она замерзала.)

— Пальма достигла своей цели, но это обернулось для неё разочарованием. Почему? (Столкнулась с тем, чего не ожидала, противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности)

Это третья контрастная линия: МЕЧТА – РЕАЛЬНОСТЬ

Раскрасьте следующий (4) лист.

— Как называется такой литературный приём? (Антитеза)

— Вам были предложены цитаты известных людей. Выберите ту, которая наиболее подходит к этому моменту.

«В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать. » Пришвин М. М.

— А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть или пытаться изменить жизнь к лучшему?

— Вот как отвечает на этот вопрос писатель и поэт Игорь Губерман:

Свобода — это право выбирать ,

С душою лишь советуясь о плате,

Что нам любить, за что нам умирать,

На что свою мечту нещадно тратить …

— Как «расплатилась» пальма за своё стремление к свободе? Прочитайте предложение. (Пальму привязали канатами…)

В этом произведении автор использует ещё одно противопоставление, найти его будет первым домашним заданием.

— Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека.

— Назовите этих героев (директор оранжереи и путешественник из Бразилии). Случайно ли это?

— Каким предстаёт бразильянец? Найдите предложение, в котором мы описывается его появление. Прочитайте. Какое слово определяет его характер? (улыбнулся) Почему ему становилось всё грустнее и грустнее? Прочитайте. (Он вспомнил свою родину, её роскошные леса с чудными зверями… Он понимает пальму, её одиночество и то, что лишь на родине можно быть счастливым.)

А директор? Как автор описывает учёного? (не допускал беспорядка, большую часть времени проводил в занятиях с микроскопом в стеклянной будочке)

— Какой литературный приём использует автор? (Антитеза) Для чего? (показать противопоставление, разное отношение к растениям в оранжерее)

— Кто из людей — директор или путешественник — ближе по духу пальме? Встреча с бразильянцем стала решающей для пальмы, ведь он – последняя ниточка, связывающая пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею. Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро почувствовала своё одиночество, всю безысходность ситуации и приняла решение вырваться на свободу.

Это ещё одна контрастная линия: УЧЁНЫЙ-ДИРЕКТОР – БРАЗИЛЬЯНЕЦ

Раскрасьте следующий (5) лист.

— Какие мысли возникают после прочтения сказки? Что нам хотел сказать автор этим произведением?

Все растения чувствуют боль, у всех есть душа. Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно. Противоречие мечты и обретённой реальности.

— Над чем заставляет размышлять сказка Гаршина? (стремление к свободе не всегда находит понимание у окружающих, часто заканчивается трагически)

— В этом и заключается основная идея всей сказки.

Размышления автора о свободе, о стремлении к ней, о свободолюбии, о смысле жизни называются философскими. Вернёмся к нашему плану. Попробуйте теперь определить вид сказки. (философская сказка)

Найдите среди предложенных цитат известных людей ту, которая наиболее подходит к основной идее сказки.

«Это – свобода: делать то, к чему стремится твоё сердце, что бы ни говорили другие» Пауло Коэльо

    Подведение итогов урока, выставление оценок.

— Время подвести итог нашего урока. Стремление к улучшению жизни достойно уважения окружающих, иногда, несмотря на трагические события.

— Почему же Гаршин записал название сказки на латинском языке? Вернёмся к названию. Почему же «princeps»? Обратимся на этот раз к он-лайн-переводчику. (важнейший, главный, руководитель)

— Что значит в переводе это слово? Кого оно вам напоминает?

(Именно Атталия в этой сказке – важнейшая, главная, руководитель.)

    Рефлексия, домашнее задание

Если бы вы находились в тот момент в оранжерее, чью бы позицию вы поддержали? Мог ли у этой сказки быть другой конец?

— Я предложу вам такие задания: найти ещё одно противопоставление (антитезу), рассказать эту сказку от имени одного из персонажей сказки; нарисовать иллюстрации.

На этом наш урок закончен. Благодарю за проделанную работу.

Тема:

В. М. Гаршин, «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Нравственные проблемы сказки. Пафос произведения. Анализ фрагментов сказки

Цели:

1) образовательная: продолжать знакомство с линией произведений В. М. Гаршина, идущей из начальных классов;

2) развивающая: развивать анализирующее мышление, способность психологического восприятия художественного произведения;

3) воспитательная: воспитывать интерес к чтению художественной литературы, прививать чувства сострадания ко всему живому.

Оборудование:

Учебник; портрет В. Гаршина; репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»; полный текст стихотворения Гаршина «Пленница» (1876).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Это была знатная дворянская семья. Род Гаршиных, по преданию, происходил от мурзы Гаршы, выходца из Золотой Орды, который жил ещё при царе Иване III. Отец был военным офицером, и детские годы Всеволода прошли в военной среде.

Сева рос очень развитым ребенком. Он рано научился читать и уже на пятом году жизни сам читал книги. «Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в три года жизни с отцом, от пяти - до восьмилетнего возраста», - вспоминал позже писатель.

Годы, проведённые с отцом, - это не только чтение книг; это - деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Всеволод целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, жуками, лягушками, изучал повадки зверей, наблюдал за ними.

С самого раннего детства Всеволод рос очень впечатлительным ребёнком. Поэтому зародившуюся в это время любовь к природе он сохранил на всю жизнь.

В семье Гаршиных жил слуга - старый солдат Жуков, участник многих военных походов. Маленький Всеволод очень любил слушать его рассказы. Под их влиянием ещё в четыре года маленький писатель много раз собирался «в поход», на войну. Он наказывал повару испечь на дорогу пирожки, собирал немного белья, всё завязывал в узелок, надевал его на плечи и шёл прощаться с домашними. Эти «сборы» не были для мальчика игрой, он тогда искренне верил в то, что может немедленно стать солдатом.

С 1864 года Гаршин учился в петербургской 7-й гимназии. В 1874 году он окончил гимназию и поступил в Горный институт. Но там он не закончил обучение: война с турками прервала его занятия. Он поступил добровольцем в армию, был ранен в ногу, а когда вышел в отставку, полностью посвятил себя литературе.

Первый его рассказ под названием «Четыре дня» был написан в 1876 году и сразу сделал писателя популярным. Как говорил сам Всеволод Михайлович, поводом к написанию этого рассказа «...послужил действительный случай с одним из солдат нашего полка». В нём рассказывается о том, как раненый солдат четверо суток лежал на поле боя, мечтая всё же выжить; спасла солдата лишь случайность.

Гаршин написал достаточно рассказов и сказок для детей. Например, сказка «Лягушка-путешественница», с которой вы успели познакомиться в 3-м классе, повествует об удивительном происшествии, случившемся с одной хвастливой лягушкой. Эта лягушка изобрела необычный способ передвижения и с утками полетела на юг, но не долетела, потому что была очень хвастлива. Уж очень ей хотелось всем рассказать, какая она умная. А, как известно, тот, кто считает себя самым умным, да еще любит об этом говорить, обязательно будет наказан за своё хвастовство.

«Сказка о жабе и розе», которую вы, возможно, тоже читали, рассказывает читателю о том, как злая безобразная жаба хотела проглотить, уничтожить прекрасный цветок. Когда роза расцвела, её приятный, чарующий аромат смутил жабу. Не умея выразить восхищение, и не зная, собственно, что это такое — восхищение, жаба говорит предмету своего беспокойства: «Я тебя слопаю!», пытаясь говорить это как можно нежнее. И, разозлившись на прекрасную розу, такую недоступную и непонятную, жаба дважды попыталась добраться до цветка. Даже невзирая на шипы, израненная, она ползла все выше и выше, пока сестра больного мальчика не сорвала розу, и не принесла её в дом. Таким образом автор приготовил розе другую - печальную, но прекрасную судьбу: роза приносит последнюю радость умирающему мальчику.

А в сказке «То, чего не было» говорится о том, как в один прекрасный день на полянке собралось целое общество господ: лошадь, гусеница, улитка, навозный жук, ящерица, муравей, кузнечик и две мухи. Вся эта компания вежливо, но воодушевлённо спорила о том, что же такое мир и для чего они в нём живут. У каждого из них было своё особое мнение.

Всеволод Михайлович Гаршин был хорошим, воспитанным человеком. Он был умелым писателем, писавшим красивые, добрые рассказы. Но и это ещё не всё.

Посмотрите, ребята, на картину русского художника Ильи Ефимовича Репина. Называется картина - «Иван Грозный и сын его Иван». Илья Ефимович написал её в 1885 году. Это была долгая работа, отнимавшая много сил и времени. Прошло около пяти лет, прежде чем картина была закончена.

А как начиналась работа над этой картиной?

Однажды утром Илья Ефимович переставил всю мебель в своей мастерской, вынес мольберты в соседнюю комнату и соорудил здесь угол дворцового покоя, схожий с тем, в котором, по его представлению, некогда произошло убийство Иваном IV царевича Ивана. На дому у Репиных изготовлялись костюмы для обоих персонажей, художник сам делал выкройки и по его эскизам домочадцы вышивали узорный орнамент на сапогах и платьях. Все должно было соответствовать реальной обстановке, в которой произошла эта давняя историческая трагедия.

Долго бродил Илья Репин по улицам Петербурга в поисках натурщика, с лица которого можно было бы срисовать образ царя Ивана Грозного. И вот, совершенно случайно, художник встретил на Литовском рынке чернорабочего, черты лица которого поразительно совпадали с обликом задуманного царя. Тут же, на рынке, художник усадил этого старичка и быстро набросал этюд, который затем лёг в основу будущего Ивана Грозного.

Потом Илья Ефимович задумался над вопросом: а с кого же писать теперь внешность царевича? Художник раздумывал недолго. Дело в том, что он уже был знаком с талантливым писателем Вселодом Михайловичем Гаршиным. Именно его Репин избрал моделью царевича. «У него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что нужно для моего царевича», - говорил художник.

Картина была закончена. Сегодня она находится в знаменитой Третьяковской галерее в Москве.

Так Всеволод Михайлович Гаршин внёс вклад не только в литературу, но и в историю российской живописи.

Ну а сказки Всеволода Гаршина читают и сегодня, хотя минуло уже сто с лишним лет со дня их написания. Эти сказки ещё не одно поколение будут радовать детей.

3. Беседа по прочитанному и работа с текстом.

  • Ребята, дома вы прочитали сказку, которая называется «Attalea princeps». Давайте побеседуем с вами. Я попрошу вас ответить на несколько вопросов по этому произведению, а по окончании урока выставлю вам оценки.
  • Что значит это странное название - «attalea princeps»? (Attalea princeps” - это научное название пальмы.)
  • Верно. Attalea princeps - это название бразильской пальмы, данное дереву учёными-ботаниками на латинском языке. Латинский язык - это язык древних римлян, который сейчас вышел из широкого употребления (как говорят, «умер»), но остался только в научном употреблении.
  • Сказка «Attalea princeps» была написана в 1879 году, когда писателю было всего лишь 24. А тремя годами ранее Всеволод Гаршин сочинил стихотворение «Пленница». Вот, послушайте его.

Пленница

Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт.

И отпрыск от пальмы султаном зелёным
Поднялся в пробоину ту;
Над сводом прозрачным, под небом лазурным
Он гордо глядит в высоту.

И жажда свободы его утолилась:
Он видит небесный простор,
И солнце ласкает (холодное солнце!)
Его изумрудный убор.

Средь чуждой природы, средь странных собратий,
Средь сосен, берёз и елей,
Он грустно поникнул, как будто бы вспомнил
О небе отчизны своей;

Отчизны, где вечно природа пирует,
Где тёплые реки текут,
Где нет ни стекла, ни решёток железных,
Где пальмы на воле растут.

Но вот он замечен; его преступленье
Садовник исправить велел,—
И скоро над бедной прекрасною пальмой
Безжалостный нож заблестел.

От дерева царский венец отделили,
Оно содрогнулось стволом,
И трепетом шумным ответили дружно
Товарищи-пальмы кругом.

И снова заделали путь на свободу,
И стёкла узорчатых рам
Стоят на дороге к холодному солнцу
И бледным чужим небесам.

  • Напоминает ли стихотворение о событиях сказки? (Да, напоминает. В сказке происходит практически то же самое.)
  • Действительно. Стихотворение «Пленница» стало первоосновой сюжета сказки «Attalea princeps». А о чём эта сказка? (О пальме, которая стремилась к свободе.)
  • Прежде, чем пойти дальше, давайте проведём небольшую словарную работу. (Словарная работа может быть организована заранее одним учеником или дана в качестве домашней работы всему классу [ при чтении сказки выписать непонятные слова и найти их значение в словаре ] . Оранжерея — теплое помещение (теплица) для искусственного выращивания растений, привыкших к теплому природному климату. Саговая пальма — вид пальмы, из сердцевины ствола которой добывают крахмал для производства крупы под названием «саго». Кактус — тропическое растение с мясистым стеблем, без листьев, но с колючками для защиты от поедания их животными. Корица — здесь: коричное дерево, из коры которого добывают пряность - «корицу». Цикада — здесь: цикадовая пальма.)
  • С чего в сказке начинается повествование? (С описания оранжереи.)
  • Как автор рассказывает о ней? Зачитайте этот эпизод. (Чтение отрывка от слов «Она была очень красива» до слов «...мелко отшлифованном драгоценном камне».)
  • Какой предстаёт оранжерея в начале сказки? Как вы думаете, почему такое красочное описание оранжереи с началом другого абзаца вдруг меняет своё настроение на грустно-мрачное? Каково на самом деле жилось растениям в этой красивой оранжерее? Почему оранжерея была названа тюрьмой, а растения - заключенными? (Растениям было тесно, они толкались, гнулись и ломались. Они тосковали по родным краям, по ясному небу, по теплому ветру. Оранжерея стала для них «тюрьмой».)
  • Что нужно было растениям? О чём они мечтали в заточении? (Им нужны были простор и свобода.)
  • В сказке растения говорят и действуют, как люди; у них свои мысли, свои рассуждения, своё отношение к происходящему. Когда мы говорим о людях-героях произведения, то касаемся разговора об их характерах. А есть ли характер у растений - героев нашей сказки? (Конечно, есть.) Давайте попробуем вместе определить характер каждого растения. (Чтение учителем фрагмента сказки от слов «Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать?» до слов «Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались». После чтения учитель подводит учащихся к выводам о том, что саговая пальма — завистливая, надменная, высокомерная, раздражительная и злобная; кактус — довольный своей жизнью; корица — неприхотливая, «почти довольная» своим положением, любящая поспорить с другими; папоротник — рассудительный и не совсем довольный условиями.)
  • А какой характер был у главной героини — нашей пальмы? (Её считали гордой, но она всего лишь мечтала о свободе, тосковала о родном небе. Пальму с полным правом можно назвать целеустремлённой.)
  • Как восприняли растения призыв пальмы расти в высоту и вширь, напирать на рамы и стёкла и вырваться на волю? Найдите этот эпизод в тексте и прочитайте его. (Чтение эпизода со слов «Сначала никто не возражал пальме...» до слов «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стёкла, - и я увижу!»)
  • Только одна маленькая травка, самая жалкая и презренная травка из всех растений оранжереи, внимательно слушала пальму и соглашалась с ней. Почему? (Потому что травка тоже сильно скучала и страдала без солнца, неба и дождя, и тоже хотела бы вырваться на свободу, да только была маленькой, невзрачной и бессильной.)
  • Какое чувство вызвала у вас эта маленькая травка? (Чувство жалости и, возможно, восхищения её способностью сострадания и любви к пальме.)
  • Как пальма устремилась к свободе? Что она делала для того, чтобы увидеть живое небо, почувствовать свежий воздух? (Она принялась стремительно расти ввысь, пока не не лопнула толстая железная полоска и не разбилась стеклянная крыша оранжереи. Это далось пальме с большим трудом.)
  • Что ожидала увидеть пальма на воле и что увидела? (Она ожидала увидеть то, что ещё хранилось в её памяти о тёплых края, но увидела лишь тусклое серое небо, капли дождя пополам со снегом, скучную, грязную, нищую погоду и почувствовала леденящий поздний осенний ветер. Вырвавшись на свободу, она поняла, что для неё всё было кончено. Она замерзала.)
  • Пальма достигла своей цели, но это обернулось для неё разочарованием. Как же всё закончилось? Что произошло дальше? Прочитайте отрывок, начинающийся словами «Директор спилить срубить пальму». (Чтение отрывка до конца произведения.)
  • Можем ли мы винить директора ботанического сада, приказавшего спилить дерево? Если бы на месте директора оказались вы, как бы вы поступили?
  • Почему директор приказал вырвать и выбросить и маленькую травку? (Потому что она тоже была повреждена пилой, да к тому же была уже пожелтевшей, а ко всему прочему — ещё и никчемной. Её место займёт другая — новая, свежая травка.)
  • Если бы вы находились рядом с пальмой в тот момент, когда она принимала решение прорваться к свободе через стекло и железо, какой бы совет ей дали? Поддержали бы вы её или нет?
  • Какие чувства вы пережили при чтении сказки? Как менялись ваши чувства? С чем это связано? (С мастерством писателя, с его умением так подробно и правдоподобно описывать события.)
  • И последний мой вопрос: если бы вам предоставилась такая возможность — стать одним из растений, описанных в сказке, кем бы вы стали? (Этот заключительный вопрос станет итогом восприятия всего произведения. Кто-то из детей назовёт пальму, и это будет большинство, а кто-то захочет стать травкой или в крайнем случае — папоротником, кактусом или другим растением.)

4. Подведение итогов. Выставление оценок.




Top