Забастовка гильдии сценаристов. Любимые сериалы могут внезапно закончиться? Гильдия сценаристов Голливуда готовит забастовку

В 2007 году Гильдия сценаристов США требовала увеличить гонорары от продажи фильмов и сериалов на домашних носителях (DVD, Blu-Ray), а также любого контента через интернет (посредством онлайн-кинотеатров). Забастовка, начавшаяся 1 ноября 2007-го, продлилась до 12 февраля 2008 года. Студии, потерявшие в итоге сотни миллионов долларов, были вынуждены остановить производство многих новых телесериалов (некоторые из выходивших в эфир получили заказ лишь на сокращённые сезоны), а также отложить на неопределённый срок съёмки потенциальных блокбастеров. В 2017-м Гильдия вновь подняла тему улучшения условий работы сценаристов: она требуют пересмотра размера гонораров, авторских отчислений и детальной проработки системы социальной защиты.


Самый яркий пример проблем, причинённых Голливуду предыдущей забастовкой сценаристов, – фантастический боевик начали снимать без готового сценария, что, конечно, повлекло за собой финансовые и репутационные риски: многие поклонники считают второй фильм киносерии худшим из всех. Популярные сериалы, выходившие в то время, вместо привычных 20-24 эпизодов получили сильно сокращённые сезоны ( , «Остаться в живых» и другие). В этом году проблемы могут возникнуть у таких топовых проектов, как , (новый сериал MARVEL), многих сериалов Netflix, да и в целом у большинства новых проектов, которые совсем скоро американские телеканалы будут представлять зрителям. В США большинство новинок в обязательном порядке проходит так называемую стадию «пилотного эпизода»: снимается первая серия, которую оценивают не только заказчики (телеканал), но и рекламодатели, представители зарубежных дистрибьюторов, пресса и зрители. Если реакция положительная, то обычно заказываются дополнительные эпизоды, затем начинаются съёмки, а дальше, по мере выхода серий в эфир, заказ дополняется ещё каким-то количеством эпизодов. Зачастую, новые сериалы с высокими рейтингами получают заказ сразу на полный сезон, но бывают исключения.

Трейлер фильма «Трансформеры: Месть падших» - его начали снимать без законченной версии сценария
Уже точно ясно, что до 2-го мая уладить разногласия с гильдией продюсеры не смогут, а это значит, что забастовка всё-таки начнётся. Сколько она продлится – не ясно, поэтому и конкретные последствия предсказать трудно. Но даже небольшой период простоя может навредить как новым фильмам, так и новым сериалам, поэтому заинтересованным сторонам придётся искать точки соприкосновения в довольно сжатые сроки.

Итак, новой забастовки сценаристов не произошло, и Голливуд благополучно вернулся к своим делам. Казалось бы, отсутствующее событие обсуждать нечего - мало ли что и где не случилось. Но сама угроза забастовки - важный показатель того, как изменилась индустрия развлечений в последние годы. Сегодня мы попробуем разобраться с причинами несостоявшегося страйка, факторами, позволившими сценаристам победить без боя, и возможными последствиями для индустрии в случае, если бы авторы фильмов и сериалов действительно вышли на стачку.

Что им не нравилось

В апреле 2017-го Гильдия сценаристов почти в полном составе (96%) объявила о своей готовности начать новую стачку. 20 000 человек, коллективный мозг которых создал большинство продукции, показываемой сегодня по американскому ТВ, в кинотеатрах и через платные интернет-сервисы, приготовились взяться за протестные транспаранты. Время было выбрано не случайно: контракты, устанавливающие правила игры между крупнейшими киностудиями и американскими профессиональными гильдиями, стандартно заключаются на три года, и в текущем мае как раз подошел момент, когда Гильдия сценаристов Америки (WGA) должна была в очередной раз ударить по рукам с Альянсом кино- и телепродюсеров (AMPTP), представляющим интересы гигантов индустрии развлечений (Comcast Corp., Walt Disney Co., CBS Corp., Viacom Inc., Time Warner Inc. и Twenty-First Century Fox Inc.).

Перезаключить контракт сценаристы хотели бы уже на новых условиях, более выгодных для себя. Собственно, они этого хотят каждый раз, как истекает старый контракт, но не всегда имеют достаточно смелости объявить об этом. Все понимают, что устроить забастовку - дело непростое, бьющее по карману (ведь пока ты бастуешь - ты не зарабатываешь), длящееся неопределенное количество времени и вдобавок не гарантирующее победы. Чтобы ввязаться в страйк, нужно, чтобы дела в профессии пошли совсем неважно. И в 2017-м, похоже, назрела именно такая ситуация. Но, в отличие от прошлых выступлений гильдии, теперь их главное недовольство вызвали не киностудии, а онлайн-сервисы.

Вообще, каждый раз, когда авторы сценариев бастуют, это значит, что они не хотят оставаться за бортом технического прогресса. В 1960-м гильдия сценаристов требовала выплачивать авторам проценты от показов их фильмов по ТВ, в 1973-м - от демонстрации по кабельным каналам, в 1988-м - от продаж видеокассет, в 2007-м - от DVD-дистрибуции и интернет-проката. Ведь если студии многократно наживаются на контенте, то почему сочинители этого контента должны сосать лапу?

В 2017-м сценаристы решили указать всем на то, какой скачок совершили кабельные каналы и стриминговые платформы за последние несколько лет. Сегодня эти площадки активно переманивают к себе зрителей из кинотеатров и с эфирного ТВ, производя качественный и разноплановый сериальный контент, и все это было бы неплохо, если бы новые сериалы не делались по новой схеме. В отличие от эфирных телесетей, упаковывающих каждый сезон своих шоу примерно в 22-23 эпизода, стрим-площадки типа Netflix и Amazon делают сезоны куда короче - стандартом здесь является 8-10-13-серийный сезон.

На то есть понятная причина: чтобы конкурировать с ТВ, новые игроки стараются делать свои шоу более кинематографичными, тратя на съемки каждого эпизода уже не две, а 3-4 недели - разумеется, выдавать по 22 эпизода в год при таком раскладе оказывается невозможно. Общее качество продукции, конечно, при этом растет. На практике новый стандарт означает меньше ежегодной работы для нанятого на проект сценариста (и меньше денег, поскольку гонорары выплачиваются не понедельно, а посерийно). Хуже того: поскольку рабочие контракты часто запрещают авторам работать над несколькими проектами одновременно, то и подхалтурить «на стороне» оказывается невозможно. Это уже привело к тому, что заработки сценаристов, сочиняющих «короткие сезоны», упали в среднем на четверть, доходы же производителей онлайн-контента только растут. При взрывном, рекордном росте количества сценарных шоу (в прошлом году таких сериалов в США было насчитано аж 455) авторы ощутили, что их кошельки от сезона к сезону становятся только тоньше.

Неудивительно, что члены WGA сочли такую ситуацию несправедливой и потребовали компенсировать перекос, уравняв гонорары на 10-эпизодных проектах с общими зарплатами по профессии: по их мнению, не должно быть разницы, для какой площадки ты сочиняешь, ведь в любом из случаев автор работает с полной отдачей. Если вдобавок учесть, что на эфирных телеканалах не только эпизодов снимается больше, но и минимальная зарплата у сценаристов почти вдвое выше, чем на кабеле или стриминге, то расслоение среди собратьев по профессии получается и вовсе вопиющее.

Ко всему прочему цифровые технологии сегодня не позволяют отслеживать «повторные показы» (вернее, позволяют, но владельцы стриминговых платформ скрывают данные о количестве просмотров), которые имеют большое значение на ТВ. Раньше за каждый телепоказ фильма или сериала автору причиталась какая-то копеечка, и вычислить размеры таких выплат было несложно. Как подсчитывать авторские отчисления в Интернете, в условиях отсутствия прозрачной отчетности - тот еще вопрос…

Для забастовки был нужен формальный повод, и Гильдия сценаристов Америки его нашла - выставила на переговорах «ультимативные, очень дорогие и невыполнимые требования», которые, конечно, никто не собирался удовлетворять. Это дало повод объявить о недоговороспособности работодателей и расчехлить транспаранты. Расчет был понятен каждому: чтобы остановить забастовку и вернуть всех на рабочие места, наниматели должны выступить со своими предложениями, которые, конечно, будут хуже затребованных условий, но все же лучше того, что было раньше. Для бастующих любая такая уступка - победа, и они уже знают, что чем меньше требуешь, тем меньше в итоге получаешь. Отсюда и «очень дорогие» изначальные требования, оставляющие пространство для торга.

Среди других их требований было также увеличение отчислений в пенсионный фонд, ежегодный рост гонораров на 3%, увеличение минимальной медицинской страховки на 1,5% (до сих пор студии не увеличивали, только уменьшали финансирование) и возможность получения отпуска по уходу за детьми без потери рабочего места.

Как это делалось раньше

Чтобы понять, к чему бы могла привести стачка по-голливудски, достаточно вспомнить, чем закончилась предыдущая. Первая и пока единственная в этом тысячелетии забастовка Гильдии сценаристов, стартовавшая 5 ноября 2007 года, вспыхнула по стандартной для таких страйков причине - из-за недостаточных авторских отчислений. Сценаристы хотели получать процент от продаж DVD и от интернет-проката, равно как и от других высокотехнологических средств дистрибуции вроде скачивания фильмов на мобильные телефоны. Забастовка была организована грамотно: 12 тысяч разъяренных сценаристов, плакаты «Бастуем!», пикетирование крупных студий, «смена караула» каждые четыре часа.

Голливуд еще помнил забастовку 1988 года: хотя в тот раз сценаристы, требовавшие процентных выплат от продаж видеокассет, почти ничего не добились, все же индустрию тот страйк сильно ударил по карману. Студиям пришлось снимать многие свои фильмы по недописанным сценариям, а на ТВ забастовка нарушила вещательные планы, расписанные на месяцы вперед. Продолжения ряда сериалов увидели свет с опозданием в месяцы (знаменитое «Детективное агентство “Лунный свет” », из-за долгого простоя упавшее в рейтинге, и вовсе было закрыто). Качество вечерних телешоу заметно опустилось, а мыльные оперы безбожно поглупели, и их сюжеты перестали куда-либо двигаться. Все это в немалой степени способствовало оттоку 10% аудитории в сторону кабельных каналов - удар, от последствий которого мейнстримное ТВ, как считается, так и не оправилось. Это не считая полумиллиарда долларов недополученной телевизионщиками прибыли.

В 2007-м вышло не лучше. Если киностудии к войне заранее подготовились и на всякий случай скупили заранее все сценарии, до которых сумели дотянуться, то телеканалы, оперирующие многосерийными форматами, большого запаса сделать не могли - это означало сильно урезанный телесезон, а на одних реалити-шоу, где сценарист почти не нужен, долго не продержишься.

С учетом того, что стим-платформ в то время не было, а кабель не имел сегодняшнего влияния, кризис ударил в первую очередь по эфирному ТВ. Вечерние шоу, оставшись без штатных сочинителей шуток, показали своих телеведущих «голыми королями» (а вовсе не «остроумцами от бога», каковыми их многие считали) и потеряли значительную часть аудитории. Из-за ухода сценаристов «в отказ» многие сериалы получили урезанные сезоны с куцыми сюжетными арками (в их числе - «Огни ночной пятницы », «Отчаянные домохозяйки », «Побег из тюрьмы », «Офис », «Закон и порядок », «Доктор Хаус », «Остаться в живых », «Как я встретил вашу маму », «Кости » и многие другие). Стартовые сезоны «Теории большого взрыва » и «Во все тяжкие » из-за кризиса едва не стали последними (впрочем, «Во все тяжкие» от этого только выиграл, поскольку скоропостижно обрезанный финал сезона спас от «выпиливания» одного из главных героев, в следующие годы развившегося в мощного персонажа). Выпуск некоторых сериалов был сдвинут на год, другие были вовсе отменены, а уже отснятые серии - положены на полку.

По кинопроизводству забастовка проехалась тоже: все помнят, какими слабыми получились фильмы «Люди Икс: Начало. Росомаха », бондовский «Квант милосердия », «Трансформеры: Месть падших »… Эти и другие ленты, невзирая на высокие бюджеты ставшие разочарованием для зрителей, снимались по черновикам сценариев, и на съемочных площадках не было авторов, которые могли бы оперативно подправить виляющий сюжет. Авторы отдыхали: гильдия запретила им реагировать на какие-либо крики о помощи.

Забастовка продлилась 100 дней, прежде чем сценаристы добились желаемого увеличения роялти до 2% за показ, покупку или скачивание каждого их фильма. По самым скромным подсчетам, Лос-Анджелесу демарш гильдии обошелся в $2 млрд. За это время был отменен ряд церемоний вручения крупных премий (один только срыв «Золотого глобуса», бойкотированного многими кинозвездами, стоил $60 млн.), закрылось около 60 телепередач. Недельная аудитория телеканалов сократилась на 21%, а некоторые американские каналы потеряли до половины своей аудитории. 5% зрителей вообще бросили смотреть ТВ, успешно переключившись на альтернативные медиа.

Некоторые сценаристы, заметим, тоже пострадали: они не только ничего не заработали за время забастовки, но и потом долго не могли найти работу, в результате чего покинули профессию. Другие авторы, столкнувшись с той же проблемой, были вынуждены переключиться на кабельные каналы и стриминг-платформы (с которыми и назрел у них к 2017 году серьезный разговор). Телевидение тоже извлекло из стачки урок: с 2008 года каналы наводнили «бессценарные» телешоу, для создания которых умение складывать буквы в слова не требуется.

Что могло бы случиться в этот раз

Случилось бы примерно то же, что и в прошлые разы, только с заметно возросшей магнитудой. Может, сценаристы и целились главным образом в стрим-платформы, но страйк - явление тотальное: встряхнуло бы все родственные отрасли, включая телевизор, кино и производство рекламы. Ведь если сценарист состоит в гильдии, то во время стачки он не имеет права работать нигде, даже если за это сулят большие деньги. Как итог зритель снова бы столкнулся с неудачно шутящими телеведущими, а в более долгосрочной перспективе - с урезанными сезонами высокорейтинговых (включая «Ходячих мертвецов » и «Игру престолов ») и дебютирующих телесериалов, закрытием некоторых телешоу, «непропеченными» голливудскими блокбастерами…

С другой стороны, на поле т.н. бессценарных реалити-шоу произошел бы бурный всплеск, поскольку проигрыш одной стороны - это всегда новые возможности для конкурентов, которые не преминули бы ими воспользоваться. Свой гешефт поимели бы и производители канадских сериалов на английском языке, не обязанные считаться с требованиями гильдий США: забастовка 2007-2008 гг. позволила некоторым шоу этого ряда пробиться на американский рынок, и теперь, спустя декаду, Канада вряд ли отказалась бы от нового шанса.

Перераспределение зрителей между существующими сериалами тоже было бы неизбежно, ведь когда любимое шоу превращается в отстой, капризный потребитель терпеть это не склонен. Рано или поздно он начинает щелкать пультом в поисках чего-то получше - и альтернатива обязательно находится, благо выбор сериальных развлечений сегодня широк как никогда.

О чем в итоге договорились стороны

В самый последний момент - фактически в день начала предполагаемой забастовки, через несколько минут после истечения срока предыдущего контракта - боссы индустрии, вздохнув, согласились заключить с бунтарями мировую (что стало большим облегчением для обеих сторон). Бывший глава WGA Патрик Веррон, участвовавший в переговорах, охарактеризовал новое соглашение сторон как «хорошую сделку». Страйк был отменен, все продолжили ходить на работу, а протестные плакаты остались пылиться в чуланах до лучших времен.

Хотя на момент оглашения вердикта подковерная торговля с представителями студий еще продолжалась, «предварительным соглашением» все члены гильдии, опрошенные журналистами, остались довольны: Альянс продюсеров кино и телевидения удовлетворил их требования в приемлемой форме. А именно: сценаристы сериалов будут получать от стрим-ресурсов в виде вознаграждения некую фиксированную сумму в первые два года и 2% прибыли от продаж на третий год. Отчисления от телепоказов, в свою очередь, вырастут на 15%. На проектах, где работа над каждым эпизодом требует вовлеченности автора дольше чем 2,5 недели, сценаристам отныне положена доплата. Медстраховка, как сообщается, укрепилась «на годы вперед». Ряд других вопросов все еще предстоит утрясти, но в целом конфликт можно считать улаженным, и, по всей видимости, в ближайшие годы новая забастовка сценаристов индустрии не грозит.

Почему угроза бездействием сработала

Угроза гильдии сработала по трем причинам. Первая: любая крупная студия в США подписывала контракт с WGA и, соответственно, теперь обязана иметь дело только с их сценаристами. Ни фильм, ни сериальный пилот, ни единой строки для телепередачи никто посторонний написать не смеет, иначе гильдия выкатит штраф и навсегда запретит своим авторам иметь с такой студией дело. Можно, конечно, нанять студентов, работающих за еду… Но если ты желаешь работать с хорошими сценаристами (а этого хотят - во всяком случае, на словах - все производители контента), тебе нужно уважать правила, установленные их «крышей». Ссориться с гильдией - занятие невыгодное и чреватое кучей проблем в дальнейшем; серьезные люди так дела не ведут.

Вторая причина - неизменная для всех голливудских стачек - состоит в том, что требования сценаристов, как ни крути, были целиком оправданны. Развитие индустрии развлечений вошло в фазу, которую можно назвать «эрой качественных сериалов и новых способов дистрибуции контента», и необходимость урегулирования связанных с этим финансовых вопросов действительно назрела.

Третья причина вытекает из второй: сценаристы, не чувствуя себя профессионально и социально защищенными, потеряли бы в случае забастовки гораздо меньше, чем их наниматели (понятно же, что человека, которому действительно есть что терять, бастовать не заставишь). Для сравнения: если забастовка 2007 года принесла индустрии два миллиарда прямых и косвенных убытков, а также кучу проблем, которые аукались в следующие годы, то у сценаристов за 100 дней страйка отобрала лишь $340 млн. недополученных гонораров.

В этот раз сила их бездействия выросла - откажись сценаристы работать, двумя миллиардами ущерб бы уже не ограничился.


Опыт показывает, что в результате прошлой забастовки не поздоровилось в первую очередь сериальной продукции - и это случилось 10 лет назад, когда современный «сериальный ренессанс», о котором так любят рассуждать профильные СМИ, находился в самом начале своего расцвета. Сегодня, когда и производители развлекательного контента, и международные зрители подсажены на американские сериалы плотней, чем когда-либо, последствия подобной стачки были бы гораздо суровей. Весь тот же набор - падение качества продукции, обрушение рейтингов, незаключенные рекламные контракты, сорванные рабочие графики и недополученные зарплаты, новая дыра в бюджете Калифорнии - в 2017 году усугубился бы еще и недовольством заокеанских потребителей во множестве стран, для которых просмотр новых серий каких-нибудь «Ходячих» за последнее время превратился в такое же обыкновение, как у пушкинского Сильвио - заобеденная рюмка водки.

Сериалов стало много, они теснят традиционное кино, тянут на себя одеяло и отбивают хлеб у традиционного кинематографа. Большинство хороших рассказчиков уже работают там, именно их мозгами пресловутый ренессанс создавался, и если заменить их «дешевой рабсилой» откуда-нибудь из Великобритании, то вполне возможно, что «сериальное чудо» схлопнется так же быстро, как расцвело (не говоря о том, что компании, нанимающие «гастарбайтеров» в обход гильдии, будут занесены ею в «черный список», и члены WGA начнут обходить их офисы десятой дорогой). Новая реальность вносит свои коррективы: сегодняшний страйк уже не равен вчерашнему, поскольку если уж так стало, что «сериалы - это новое кино», то и индустрия теперь зависит от сочинителей этих сериалов куда больше, чем раньше. И хотят того производители контента или нет, но пирог теперь придется кроить по-новому.

При этом мало кто сомневается, что решающую роль здесь сыграли именно воспоминания о прошлой стачке: в глазах индустрии забастовка 2007 года стала красноречивым примером, сообщающим о возможных последствиях производственного простоя. А не будь такого примера, еще неизвестно, как бы все обернулось.

Конечно, если сценаристы бастуют и добиваются своего, хорошо от этого становится только самим сценаристам. Представители же прочих специальностей - в первую очередь технические работники - просто сидят какое-то время без работы, и им зарплату никто в итоге не повышает. Так, например, прошлая забастовка оставила без дела почти 38 000 человек. (Какими подводными камнями обернется несостоявшийся страйк для самих сценаристов, пока не ясно, но не исключено, что возросшие расходы на производство контента приведут к уменьшению количества заказываемых сериалов - т.е. в перспективе найти работу скриптрайтеру станет сложней, чем сейчас. Но авторы, судя по всему, готовы мириться с подобными рисками.)

Сценаристам симпатизируют далеко не все. На интернет-форумах, где обсуждалась надвигавшаяся стачка, можно увидеть пользовательские комментарии в духе: «расплодились», «качают права», «мешают людям работать». Отчасти эта критика верна: и расплодились, и качают, и мешают. С другой стороны, любой фильм или телешоу начинается именно со сценария, а выдавать хорошие сценарии на голодный желудок - дело проблематичное, и если индустрия забывает об этом, то бойкие перья всегда готовы ей напомнить. Не сейчас, так через 3 года (или 6, или 9, или 12) они снова могут постучать ботинком по кафедре - и пока существуют профессиональные гильдии, студии вынуждены иметь это в виду.

Пройдет время, и правила игры вновь поменяются? Ну что ж, если будет нужно - «можем повторить».

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Скоро любители ночных телевизионных ток-шоу в США, а вслед за ними и американцы, отдающие предпочтение сериалам, могут лишиться возможности провести вечер у телевизора. 5 ноября сценаристы США начали забастовку, которая может принести миллиардные убытки студиям и сорвать программную сетку крупнейших телекомпаний США.

4 ноября восточное отделение Гильдии сценаристов США (Writers Guild of America, WGA) прервало переговоры с Союзом продюсеров кино и телевидения (Alliance of Motion Picture and Television Producers), которые касались условий выплат сценаристам процентов от дохода киностудий, и официально заявило о том, что сценаристы начали забастовку. На сайте Гильдии появился призыв к ее членам пикетировать Rockfeller Center в Нью-Йорке, где располагается штаб-квартира одной из крупнейших американских телерадиовещательных компаний - NBC. Члены западного отделения Гильдии намерены пикетировать все крупнейшие кино- и телестудии Голливуда.

Гильдия сценаристов, представляющая интересы 12 тысяч писателей, начала переговоры с продюсерами еще летом 2007 года. Когда стало ясно, что продюсеры не намерены уступать, Гильдия организовала голосование, на котором ее члены должны были одобрить предложение профсоюза устроить забастовку. В итоге Гильдия получила поддержку большинства своих членов, высказавшихся за то, чтобы начать забастовку в любой момент после 31 октября.

Действие трехлетнего контракта между сценаристами и продюсерами истекло 1 ноября. Этот договор регулирует порядок отчисления киностудиями денег сценаристам. Его подписание всякий раз сопровождается длинными переговорами по спорным моментам. В 2007 году главная дискуссия развернулась вокруг отчислений сценаристам от продажи телесериалов и фильмов на DVD-дисках и через интернет. Гильдия настаивала на увеличении этих выплат. Стороны совещались вплоть до 4 ноября, однако найти компромисс так и не смогли.

Цена вопроса - миллиарды долларов. По оценкам аналитиков, в 2007 году потребители в США потратят на покупку DVD-дисков 16,4 миллиарда долларов, из которых сценаристы, по старому договору, имеют право только на три процента. Гильдия считает, что этот процент слишком мал, но все же решила уступить по этому вопросу продюсерам. Второй спорный пункт гораздо скромнее, однако именно из-за него были сорваны переговоры.

Продажи кинофильмов через интернет в 2007 году могут принести студиям лишь 158 миллионов долларов, телесериалы - 194 миллиона долларов. Но в ближайшие годы объемы продаж значительно вырастут, поэтому Гильдия сценаристов намерена любым путем добиться включения этих выплат в контракт. Продюсеры же полагают, что пока еще рано обсуждать размер отчислений сценаристам от онлайн-продаж из-за неразвитости рынка.

Надеяться на то, что сценаристы пойдут на компромисс, не приходится. В 1984 году профсоюз сценаристов согласился включить в контракты маленький процент отчислений от продаж видео, предназначенного для домашнего просмотра, из-за заявлений продюсеров о неразвитости рынка. С тех пор они не раз пожалели о своем решении и в течение более чем 20 лет пытались увеличить этот процент.

Гильдия сценаристов хорошо подготовилась к схватке: наняла переговорщиков с обширным опытом работы в профсоюзах, разработала стратегию своих действий вместе с консалтинговыми компаниями. В результате сценаристы выставили студиям гораздо более жесткие условия по новому договору, чем те, на которые рассчитывали продюсеры.

В итоге переговоры зашли в тупик. Не помогло даже вмешательство представители властей США, которые выступили в качестве посредников. Последний раз государство вмешивалось в отношения сценаристов и продюсеров киностудий в 1988 году, когда забастовка сценаристов продолжалась более 22 недель. Хуже всего для студий то, что к забастовке Гильдии сценаристов могут примкнуть Гильдии актеров и режиссеров США, которые обычно поддерживают друг друга во время разногласий с продюсерами.

Забастовка 2007 года объявлена обязательной для всех членов Гильдии сценаристов, а черновики, над которыми работали драматурги, должны быть сданы на хранение представителям профсоюза. Сценаристы, по правилам забастовки, обязуются не писать новых диалогов и не вносить изменений в уже написанные сценарии.

Сильнее всего от забастовки пострадает производство ежедневных телесериалов и ток-шоу, сценарии к которым пишутся каждый день. Еженедельных программ у студий снято достаточно, чтобы продержаться без сценаристов до февраля 2008 года.

На самом деле студии пытались подготовиться к возможному срыву переговоров. Актеры и технические работники были вынуждены перерабатывать на съемочных площадках, чтобы успеть закончить как можно больше эпизодов ток-шоу и сериалов до забастовки, а сценаристы в спешке дописывали сценарии кинофильмов, запланированных студиями к выходу в прокат в 2008-2009 годах.

Забастовка 1988 года сорвала начало осеннего телесезона, что обошлось индустрии в 500 миллионов долларов. Сейчас демарш сценаристов, по самым скромным подсчетам, может стоить студиям уже миллиард долларов. Сколько на этот раз будет длиться противостояние – неизвестно.

6 апреля 2017 в 10:59

Гильдия сценаристов Голливуда может выйти на забастовку из-за стриминговых сервисов

  • Мониторы и ТВ

Десять лет назад голливудские сценаристы привели индустрию развлечений в тупик, прервав свою работу на три месяца в споре за оплату фильмов и телешоу, распространяемых в интернете и на DVD. Забастовка остановила десятки телевизионных и кинопроизводств и ударила по экономике Лос-Анджелеса.

Теперь в голливудском сообществе возникает чувство дежавю, ибо над ним снова нависла угроза забастовки. После краха переговоров с ведущими студиями Гильдия сценаристов Америки (WGA) добивается от своих членов поддержки забастовки.

Напряженная атмосфера - результат внезапных экономических и цифровых изменений, повлиявших на бизнес. Со времен последних забастовок сценаристов в отрасли произошли серьезные сдвиги. Стриминговые сервисы вроде Netflix и Amazon изменили Голливуд и внесли свой вклад в выпуск беспрецедентного количества качественных сериалов - феномен, который иногда называют «золотым веком» телевидения.

Но времена не стали золотыми для многих сценаристов, у которых теперь стало меньше работы. Более короткие сезоны - это новая норма, при которой многие сериалы состоят из 10 или менее серий при кабельной и стриминговой передаче – это менее половины от традиционного сезона сериала и телешоу. Это привело сценаристов к финансовому кризису, так как многие по условиям контракта не могут работать на нескольких проектах за сезон.

«Стать сценаристом становится труднее, чем заработать на жизнь» - заметил Джон Боумен, продюсер телевизионных программ и бывший руководитель комитета по переговорам WGA.

Все больше телезрителей отказываются от кабельного телевидения в пользу стриминга. Студии также борются с существенным снижением прибыли от продаж DVD и сокращением посещаемости мультиплексов. Они выпускают меньше сериалов и эпизодов в год, а это означает меньше возможностей для сценаристов.

Все это подготовило почву для конфликта. С 19 по 24 апреля состоится онлайн-голосование за разрешение на забастовку. Такой шаг является типичной тактикой ведения переговоров профсоюзами, и WGA отмечает, что это ответ на жесткую позицию, которую заняли студии, до сих пор не отказавшиеся от своих условий.

«Никто ни в совете, ни в комитете не хочет забастовки» - сказал в интервью Крис Кейзер, сопредседатель переговорного комитета Гильдии. «К сожалению, единственный способ заслужить справедливое отношение - использовать силу труда».

Он оспорил заявления студий о том, что WGA первой прервала переговоры, и добавил, что диалог прервался на прошлой неделе после того, как студии оставили голосовое сообщение, чтобы сценаристы не приходили на следующий день. «Мы не ушли», - сказал Кейзер, писатель и исполнительный продюсер, чьи заслуги включают телесериал «Тиран» и семейную драму «Нас пятеро».

Союз продюсеров кино и телевидения, представляющий крупные студии, сети и независимых продюсеров, заявил, что хотел бы возобновить переговоры, но все еще ожидает ответа на свое последнее предложение, которое сценаристы считают шагом назад.

«Сохранение отрасли в рабочем состоянии находится в общих интересах, и мы готовы вернуться к переговорам», - сообщает Союз продюсеров.

Переговоры возобновляются 10 апреля, но по многим вопросам до взаимопонимания далеко. Возможность забастовки вызвала смешанные чувства у сценаристов по всему городу. Судя по всему, Гильдия делится пополам. Более опытные сценаристы, пережившие забастовку 2007-2008 годов, скептически относятся к этой идее. Сценаристы, которые пришли в Гильдию и бизнес после этих событий, отталкиваются от собственных потребностей.

Одной из главных причин раздора является развитие более коротких сезонов телешоу. Сейчас, по оценкам экспертов, две трети всех сериалов состоят из 8-12 серий в сезоне, тогда как ранее их количество варьировалось в диапазоне 22-24 серий. WGA утверждает, что недельный доход сценаристов снижается, потому что студии сильно задерживают гонорары. Это происходит потому, что сериалы становятся более кинематографичными и требуют гораздо больше времени на съемки. Съемки эпизода, которые раньше снимали две недели, теперь могут занимать от трех до четырех недель.

Осложняет дело отсутствие прозрачности. Стриминговые сервисы работают по подписке и не предоставляют данные о просмотрах, что затрудняет разработку формулы остатков - сборов за повторные показы. На протяжении десятилетий получить прибыль от выпуска сериалов можно было по простой схеме: отснять первый сезон, надеяться, что его продлят на 100 эпизодов, а затем продавать повторы кабельным каналам или местным вещателям. И поскольку Netflix и прочие сервисы продолжают набирать популярность, сценаристы требуют, чтобы эти компании платили остатки, которые соизмеримы с теми, что предлагают традиционные вещатели.

Но такие сервисы - не единственный источник разногласий. Льготы - такая же проблема, как и возраст членов Гильдии. WGA хочет, чтобы студии увеличили взносы в план медицинского страхования Гильдии на 1,5%, который в последние годы испытывает дефицит. Однако студии ответили на это предложение отказом, и сократили финансирование на 10 миллионов долларов в год.

Гильдия просит увеличить минимальные значения сборов за сценарии для самых низкооплачиваемых авторов на 3%. В недавнем письме к членам WGA West сказано, что средняя зарплата продюсеров телевизионных фильмов за последние два года снизилась на 23%, а в прошлом году развлекательные компании получили рекордные прибыли в размере 51 миллиарда долларов.

Предыдущая забастовка началась в ноябре 2007 года и продлились 100 дней, закрылись более 60 передач. Это самая крупная за последние 20 лет забастовка сценаристов в США. Тогда Гильдия сценаристов требовала заключить новый контракт с Союзом продюсеров кино и телевидения, в котором повысились бы проценты отчислений авторам за продажи продукции на DVD и в интернете.

Эксперты по трудовым вопросам отметили, что пагубный эффект забастовки помог сценаристам добиться того успеха, которого они, возможно, не достигли бы. В рамках соглашения авторы первые два года получают фиксированную сумму и 2% от прибыли продаж на третий год. Однако забастовка была финансово разрушительной для многих других работников индустрии, особенно для техников и работников искусства, многие из которых живут от зарплаты к зарплате.

Год назад, в ноябре 2007, миллионы телезрителей и поклонников сериалов в США и во всем мире осознали, что вскоре могут лишиться возможности смотреть свои любимые ток-шоу и новые серии фильмов. 5 ноября 2007 года сценаристы США, работающие в кино и на телевидении, объявили забастовку , которая в результате стоила студиям кино и телевидения почти трех миллиардов долларов убытков и стала переломным моментом в истории телеиндустрии.

Американские сериалы – самые популярные в мире, их переводят на десятки языков и закупают сотни телеканалов. «Отчаянные домохозяйки» , «Доктор Хаус» , «Остаться в живых» , «Герои» и многое другое – все это придумано и сделано в Америке. 12 тысяч писателей, работающих над сценариями кино, сериалов и ток-шоу для американского телевидения, в США объединены в Гильдию сценаристов . Каждые три года Гильдия заключает контракт с Союзом продюсеров кино и телевидения . Контракт определяет проценты, которые сценаристы должны получать от доходов киностудий. Всякий раз подписание контракта сопровождается долгими переговорами по спорным моментам, и 2007 год не стал исключением. В этот раз главная дискуссия развернулась вокруг отчислений сценаристам от продажи телесериалов и фильмов на DVD и через интернет. Гильдия настаивала на увеличении этих выплат. Стороны совещались вплоть до 4 ноября, однако найти компромисс так и не смогли. 5 ноября гром грянул – сценаристы США объявили забастовку . По ее правилам, они должны были сдать все черновики в специальное хранилище, и больше не писать новых диалогов и не вносить изменений в уже созданные сценарии.

Последняя подобная забастовка сценаристов состоялась 20 лет назад , в 1988 году, и тогда обошлась индустрии в 500 миллионов долларов . Специалисты предсказывали, что новый бунт может стоить Голливуду миллиарда долларов, но ошиблись – три месяца простоя принесли в три раза большие убытки.

Уже в начале забастовки было ясно, что сильнее всего она ударит по ежедневным ток-шоу и выходящим каждый день телесериалам.

Сценаристы с плакатами в руках пикетировали офисы крупнейших кино- и телестудий, а кризис тем временем начал проявлять себя. Каждый день в прессе появлялись сообщения о том, что остановлено очередное шоу или сериал . Были прекращены съемки популярных сериалов «Отчаянные домохозяйки» и «24» , «Анатомия Грейс» и «Побег» и многих других. Между тем, блоггеры, пишущие о телевидении, и поклонники сериалов не только не возмутились отсутствием новых серий, но решили поддержать сценаристов, разместив в блогах письма и собрав десятки тысяч подписей в поддержку забастовки. Известные люди, от актеров до политических деятелей, тоже выступали на стороне сценаристов. Однако время шло, а достигнуть договоренности так и не удавалось.

Телеканалы были вынуждены показывать повторы старых эпизодов и стремительно теряли аудиторию . Начали поступать новости и о срывах съемок полнометражных лент – фильма «Пинквиль» Оливера Стоуна , лент «Ангелы и демоны» с Томом Хэнксом (приквел «Кода да Винчи» ), «Шантарам» с Джонни Деппом , «Ромовый дневник» с ним же.

То, что ситуация сделалась действительно очень серьезной, стало ясно, когда оказалась сорванной 65-я церемония вручения одной из престижнейших кино- и телепремий «Золотой Глобус» . Пышная церемония должна была пройти 13 января 2008 года, но Гильдия сценаристов объявила о ее бойкоте еще в декабре 2007, а 4 января к ним присоединилась американская Гильдия актеров: и номинанты, и ведущие отказались участвовать в торжестве. В результате «Золотой Глобус-2008» прошел в виде скромной пресс-конференции . Были отменены многочисленные приемы, вечеринки и туристические мероприятия, общие потери составили до 60 миллионов.

Следующей мишенью упрямые сценаристы выбрали церемонию вручения «Оскаров» , которая должна была состояться 24 февраля. Не имея возможности допустить этого, продюсеры предложили сценаристам возобновить переговоры. В результате сценаристы добились права получать в 2 раза большие гонорары, чем раньше, и обещали не предъявлять новых требований еще три года. Но переломный момент в телеиндустрии уже наступил, и вернуть все назад, в дозабастовочное состояние, теперь не под силу ни продюсерам, ни сценаристам.

13 февраля 2008 года президент Гильдии сценаристов Патрик Вероне официально объявил, что забастовка окончена . 14 февраля, после ста дней бездействия, большинство сценаристов вернулись к работе. Трехмиллиардные убытки , фактический срыв церемонии вручения «Золотых Глобусов», отложенные в среднем на год премьеры многообещающих фильмов и задержанные на месяцы эпизоды популярнейших сериалов – вот чем обернулась забастовка. Но главным ее последствием эксперты называют то, что телезрители, ощутив «развлекательный голод» , попросту поменяли телеэкран на монитор компьютера. Из-за отсутствия новых сценариев телеканалы потеряли до четверти своей аудитории. Люди чаще стали искать развлекательную продукцию в интернете, и многие из них не планируют возвращаться к просмотру телевидения – в отличие от ТВ, в Сети можно найти что-то новенькое в любое время дня и ночи.

Джонни Депп

  • Читать биографию



Top