Зайцево радищев анализ главы.

«Путешествие из Петербурга в Москву» содержит три основные темы: критику самодержавия и крепостничества, вопрос о неизбежности революции. Радищев в данном произведении выходит за рамки сентиментализма и приближается к реалистическому принципу изображения действительности. Книга уникальна тем, что собрала в себе различные жанры: от повестей до философских рассуждений, от писем и до аллегорий. Все эти «куски» собираются в единое целое при помощи общей идеи об архаичности самодержавного строя и крепостничества. Кроме этого, сквозным персонажем является путешественник, несмотря на то, что в каждой главе есть и свой сюжет, и своя композиционная завершенность.

Одной из острых социально-критичных глав считается «Спасская Полисть». Она подводит итог раздумьям Радищева о вреде самодержавия. Чего стоит только рассказ о наместнике, использовавшем денежные средства не в целях государственной службы, а по личному назначению (приобретал устрицы). А его помощник, благодаря «послушному» служению, был повышен в звании. То есть налицо казнокрадство и кумовство. Сон путешественника - это сатирическая аллегория всего царствования Екатерины Второй. По мнению писателя, именно в ее правление гнилость и порочность самодержавия достигли своего апогея. Особенно ярко это прослеживается в главе «Спасская Полисть».

Радищев - русский демократ и XVIII века, внесший неоценимый вклад в русскую культуру, литературу и общественную мысль. В главе «Спасская Полисть», как и во всем «Путешествии», автор выступает от лица униженных и уставших крестьян, чтобы сказать свое слово в ответ угнетателям. Не было другого такого последовательно и революционно мыслящего писателя, как автор масштабного произведения, куда вошла и глава «Спасская Полисть» (анализ это подтвердит).

Цензура

Напечатать произведение никак не удавалось, хотя Константин Рылеев пропустил ее, даже не прочитав. Тогда писатель оборудовал свою типографию и выпустил в продажу 25 экземпляров. Оставшиеся 600 оставил у себя. Но даже и двадцати пяти штук хватило, чтобы город «загудел». Молва дошла до Екатерины. Императрица была в гневе. Несмотря на анонимность авторства «Путешествия», Радищева быстро нашли. Долго шло следствие. Перед писателем стояли три задачи: не выдать сообщников, защитить детей и сохранить себе жизнь. Закончилось тем, что смертная казнь была заменена ссылкой в Сибирь. Так «бунтовщик, хуже Пугачева» остался жив. Радищев покончил собой, когда после возвращения из ссылки понял, что преследования не закончились.

Реальная действительность

В книге Радищева (и в отдельных главах, таких, как «Спасская Полисть»), главная мысль - обличение крепостничества. Екатерина увидела в ней отголоски французской революции, хотя по большому счету все события были навеяны русской действительностью. Каждая встреча путешественника только увеличивает его уверенность в произволе и масштабах взяточничества, царящих в стране. Писатель не побоялся открыто осудить крепостничество. Он называет это насилием над человеком и в физическом, и в моральном отношениях. «Спасская Полисть» построена на ярком контрасте внешнего величия царства и его внутреннего гниения, деспотизма. Резкую грань проводит автор между двором, утопающим в роскоши, и нищенствующей Россией. Автор открыто говорит о том, что у власти стоят люди, способные на подлость. Многогранно выведены образы казнокрадов и мошенников, бюрократов и самодуров. Все повязаны и думают лишь о том, как увеличить свое состояние и побольше обобрать крестьян. Рассказ «Спасская Полисть» это рисует в ярком свете.

Поиски выхода

Критике подвергает Радищев и а вместе с ним духовенство и церковь. Они, по мнению Радищева, есть главные помощники государевы в деле угнетения крепостных. Единственным выходом из сложившейся ситуации является революция. Писатель говорит о том, что народ дошел до крайности. Наступил момент, когда насилие свергнет насилие.

По мысли Радищева, в России возможно республиканское правление, в основе которого - частная собственность. На нее имеет право каждый человек. То есть в результате свержения монархии земля достанется крестьянам. Конечно, он прекрасно понимал, что все это наступит не завтра. Сначала революция должна совершиться в умах крестьян, а потом уж на деле.

В главе «Спасская Полисть» повествуется о том, как по дороге в Полисть попутчик путешественника рассказывает ему свою историю. Все у него было хорошо, жена была, но недолго. Попутчик был обманут своим компаньоном, в результате чего остался на бобах, да еще и весь в долгах. Беременная жена от нервного потрясения родила раньше времени. Ни малыш, ни мать не выжили. А самому обманутому пришлось скрываться. Путешественник искренне сострадает своему спутнику и даже представляет себя на месте верховного правителя, справедливого и доброго, при котором цветет страна, счастлив народ. Но тут вдруг пелена спадает с глаз правителя, и он видит, что на самом деле страна разорена, а власть имущие бесчинствуют. Это глава «Спасская Полисть», краткое содержание которой представлено выше.

Путешественник

Жанр «путешествие» позволяет герою эволюционировать к финалу произведения, а также найти истину. Кто такой путешественник Радищева? Нельзя сказать наверняка, что он есть сам писатель. В принципе, из произведения мы практически ничего не узнаем о фактах его биографии. Они раскиданы по отдельным главам совсем в небольшом количестве. Он является чиновником и бедным представителем дворянского сословия. Из произведения становится ясно, что жены у него нет, но есть дети. В начале «Путешествия» сам герой вспоминает свой постыдный поступок, когда ни за что избил он своего кучера. Это его воспоминание позволяет предположить, что раньше он был обычным барином-крепостником. К пониманию негативной основы самодержавия путешественник пришел позже. Он раскаялся и даже хотел свести счеты с жизнью, так как понимал свое бессилие изменить что-либо. Несмотря на негативные события и картины, к финалу повествование все же становится более оптимистичным. Радищев верит: так не будет долго продолжаться.

Три пути

Путешественник, а вместе с ним и Радищев, приходят к выводу, что возможны три пути избавления России от крепостного права. Это реформа («Хотилов»), просвещение дворян («Крестцы»), бунт («Зайцево). Многие современники полагали, что сам автор является сторонником бунта. Но это не так. Радищев рассматривает все три метода, и каждому из них отдает должное.

Отношение к церкви

Человек Радищев считал, что падение нравственности, разгул разврата и порока друг с другом взаимосвязаны. Во главе всего стоит церковь и самодержавие. Писатель затронул все: и цензуру, и монарший двор, и аморальность власть имущих. Источником радости для автора служит то здоровое начало, которое еще не растерял народ. Именно в нем ищет и находит писатель опору и надежду на светлое лучшее. Ведь несмотря ни на что, народ трудится, живет и радуется. Именно в простых крестьянах видит автор будущее страны. Не только против самодержавия выступил Радищев, но и против реакционных направлений, таких, как масонство. Они отвлекали человека от общественных дел и занимали его ум бредом. Идеал для Радищева - храбрый человек, живущий жизнью России, радеющий за правду. Конечно, Радищев обогнал свой век лет на сто. Сегодня мы высоко ценим его заслугу перед отечеством.

1. Значение романа в рамках русской литературы.
2. Стиль романа и основной смысл произведения.
3. Крестьянские судьбы в тексте романа.
4. Белинский о «Путешествии...».

Радищев — рабства враг.
А. С. Пушкин

Роман «Путешествие из Петербурга в Москву» за счет поднятых в нем вопросов, сложности и оригинальности стиля, а также революционно нового типа выведенных образов и персонажей привлек внимание не только своих современников, но и интересен исследователям творчества А. Н. Радищева. Вот что пишет об этом известный критик XIX века В. Г. Белинский: «"Путешествие..." Радищева привлекло к себе внимание исследователей преимущественно со стороны своего идеологического содержания. Ставились вопросы о соотношении взглядов Радищева с просветительной философией XVIII в., с общественным настроением Запада и России и, наконец, с укладом личной психики самого Радищева, с условиями его внутреннего роста, воспитания, образования и пр.».

Жанр путешествия, выбранный автором и характерный для сентиментализма, является универсальным. Он позволяет вводить в текст произведения и органически связывать между собой абсолютно разный литературный материал — хвалебные слова и иронические высказывания, элегии и оды, сны и видения, письма и записки. Автор, он же главный герой произведения, возвращается к событиям давно минувших лет и при этом же описывает свое представление о будущем. Его уму свойственны размышления о культуре и политике, философии и социальном устройстве мира. Таким образом, «Путешествие...» вобрало в себя публицистические, научные и художественные начала, что и стало основой его художественного своеобразия.

Главные герои произведения — сам путешественник и русский народ. В тексте описаны практически все, существующие в это время сословия, начиная с крестьянского и заканчивая лицами, управляющими государством. Картина, изображаемая путешественником, неприглядна до крайности — фактически он живописует крах российского государства и общества. Развращение, ранее даже немыслимое, нравственная низость и грязь характерны теперь для всех слоев общества. Но хуже всего приходится крестьянам, как самым социально незащищенным людям: «крестьянин в законе мертв». Действительно, произвол помещиков переходит все нравственные рамки, а простым людям приходится его безропотно терпеть. Разлучаются семьи — матери и дети, братья и сестры. Судьба влюбленных также в барских руках — прикажет барин выдать девку замуж за возлюбленного — радуйся, это высшая милость. Однако редко такое бывает, и плачут девки на свадьбах, печалятся брошенные горе-женихи. Даже в вопросах веры помещик по-своему приказывает своим бессловесным подчиненным. В главе «Любани» автор встречает крестьянина, занимающегося пахотой в воскресенье — святой день отдыха для православных:

— Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

— Нет, барин, я прямым крестом крещусь, — сказал он... — в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину...

— Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?

— Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет.

После этого разговора путешественник грозно предупреждает крепостников:

— Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение. Но все-таки автор пребывает в убеждении, что крепостное право, развращающее, действующее и на мужика, и на барина, не в силах, однако, убить духовные и нравственные силы русского народа. Так, крестьянская девушка Анюта, встречаемая читателями и рассказчиком на станции Едрово, при всем своем рабском положении остается независимой, гордой, исполненной душевной красоты. Своим внутренним светом восхищает крепостной интеллигент, предупреждающий грозного помещика: «...не доведи до отчаяния души... страшись!» (глава «Городня»). Нет смирения и покорности в пахаре на станции Любани, который не опускается до жалости к себе и жалоб на жизнь, а открыто и справедливо осуждает помещика. Не случайно завершает галерею сильных и прекрасных крестьянских образов рассказ о М. В. Ломоносове, настоящем сыне своего народа, чья жизнь является живым примером несломленного потенциала, который автор видит в народе русском.

Видит путешественник, а вместе с ним и автор, дремлющую народную силу, готовую пробудиться в любой момент для решительных действий. Возможные для истории страны события описываются в главе «Зайцево», где доведенные до отчаяния крепостные жестоко расправляются со своими бывшими хозяевами. В главе «Хотилов» автор прямо говорит о непосредственном участии Емельяна Пугачева в восстании десятков тысяч крестьян. А в главе «Городня» читатель может услышать прямой призыв путешественника к справедливому и неотвратимому народному возмездию.

Радищев был свято уверен в единственном выходе из тяжелой ситуации, сложившейся в стране. Для него было ясно, что «свободы можно ждать только от самой тяжести порабощения». Только революция, участие в которой принимает весь народ, сможет спасти будущее России.

Публицистичность и художественность, введение образа путешественника, слитого с авторским началом, напряженная эмоциональность сближают роман с традициями сентиментализма. Однако глубина проникновения в духовный мир героев, тонкий психологический портрет и верность передачи подробностей привносят в текст многое от еще неразвитого реализма. Белинский писал о нем: «Что касается сентиментализма, то эта сторона коснулась его меньше всего. Элементы сентиментализма были близки Радищеву лишь в тех реалистических условиях, которые частично сентиментализм в себе содержал. Индивидуально специфические качества сентиментализма (наслаждение чувством, анализ эмоциональных состояний, оптимистическое умиление, стремление к "приятности" в слоге) Радищеву были чужды. Эти стороны находились бы в противоречии с основным пафосом его общественного призыва».

Но мятежное, революционное и популярное в определенных кругах произведение испугало самодержавную общественность: «В России объявился бунтовщик — хуже Пугачева». Началось следствие, по окончании которого автор революционного произведения был отправлен в Сибирь.

Зайцево

Н ичем не выделяется Зайцево среди десятков других сел и деревень, стоящих на трассе. Серые старые избы, некоторые из них заколочены. Безлюдно. Лишь стоят на обочине дороги мужчина и женщина. Он в короткой коричневой куртке и военных пятнистых брюках, она в драповом клетчатом пальто. Перед ними два больших ведра. Одно с картошкой, другое с клюквой. Могут целый день простоять, прежде чем купит кто-нибудь из проезжающих. А могут и не купить. В скольких селениях мы уже видели людей на обочине! Не пикник привел их сюда, а нужда.

Оглянитесь на пройденный нами путь: оставленные на произвол судьбы сотрудники научного института ловят рыбу в реке и сутками стоят на дороге, чтобы ее продать; церковнослужители на пожертвования прихожан открывают школу, собирают и учат там беспризорных детей; старики, собравшись с силами и скромными средствами, выкапывают в селе колодец; директор школы, чтобы обеспечить обедом учеников, посылает их к местным фермерам подрабатывать; у Вышнего Волочка сотни людей с хрустальными изделиями, выданными вместо зарплаты, выходят на трассу в надежде эту «зарплату» еще и продать; глава сельской администрации, чтобы исправить водопровод, покупает бутылку водки и нанимает слесаря; пенсионерка, получающая скудную пенсию, отзывается и берет на попечение несчастную и заблудшую семью; люди из десятков сел и деревень идут в лес, собирают ягоды, грибы, продают их на дороге, а на эти деньги живут... И так далее, без конца.

Спрашивается: при чем тут государство, власть, правительство? Какое все они имеют к этому отношение? Какова роль наших кремлевских начальников во всей этой жизни, точнее, в этой ежедневной борьбе за возможность жить?

Но вот, умирает от менингита ребенок, родители которого не смогли купить ему на зиму теплую шапку; погибают под колесами жители сел и деревень, потому что нет в населенных пунктах, через которые проходит скоростная трасса, ни светофора, ни пешеходного мостика, ни тоннеля; умирает молодая женщина, потому что из-за задержки зарплаты у нее не хватает денег на дорогие лекарства; вот двух подростков-братьев сажают в тюрьму за кражу медного кабеля, а их мать на грани самоубийства; вот академик пускает себе пулю в висок из-за невозможности продолжать жить унижаясь... И так далее, без конца. Надо ли спрашивать: «При чем тут государство, власть, правительство?» Наше государство не имеет никакого отношения ко всему, что относится к жизни. Жизнь в стране проходит сама собой, без него. И напротив, государство имеет прямое отношение ко всему, что относится к смерти. Почти всякая смерть - производная деятельности этого государства и этой власти. А папки в вышневолоцком ЗАГСе показывают, что и несостоявшаяся жизнь - тоже на его счету…

Вот о чем думалось, когда я со стороны глядел на одинокую пару зайцевских торговцев, безнадежно стоявшую на обочине дороги.

Единственное, на чем останавливается глаз, пока проезжаешь через эту деревню, - отремонтированное здание с четырьмя колоннами, находящееся справа от дороги. Обходя его, я вышел к деревенской библиотеке, расположенной здесь же, в старом деревянном доме. Удивило, что она есть и исправно работает. Вот только свет в этот день в библиотеке почему-то отключили. Поскольку погода была пасмурной, в избе оказалось совсем темно. Посетителей, кроме меня, не было.

Библиотекарь, Нина Михайловна, проводила меня в читальную комнату, где я, осмотревшись, попросил рассказать историю Зайцево. Однако, вместо рассказа, Нина Михайловна положила передо мной обычную школьную тетрадку. Вроде той, какую мне подарили в Яжелбицах. Сама же, извинившись, отлучилась по каким-то делам. Я остался один в темной библиотеке, с тетрадкой, в которой «от руки» записана история Зайцево. Вот ее изложение.

Согласно зайцевской летописи, люди в этих краях живут испокон веков. Поселения здесь существовали еще тысячу лет назад и даже раньше. Центр древнего погоста находился в шести верстах к юго-западу от Зайцево, у речки Ниши. Здесь проходила древняя Яжелбицкая дорога на Москву. Есть сведения, что Иван III, следуя в Новгород в 1477 году, останавливался у церкви Св.Николы в Тухолях. Церковь эта не сохранилась, но, спустя два века, там была построена деревянная Никольская церковь, считающаяся шедевром деревянного зодчества. В XVIII веке в Зайцево перенесли большой храм из Усть-Волмы. В 1495 году Зайцево составляли пять тягловых дворов. Эти пять хозяйств сеяли ржи одиннадцать коробов - где-то пудов двести; косили сена восемь колен - от полутора до двух тысяч пудов; имели пашни четыре ржи - это до сорока гектаров. Платили в то же время помещикам шесть денег - где-то миллион рублей на конец 1996 года, если вообще такие сравнения возможны; да плюс к тому из выращенного хлеба отдавали пятую часть; да еще отдавали ключнику - слуге в помещичьем доме, в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения, - «три большие головы сыра, да три горсти льну». (Что такое «горсть» - я пока не выяснил.)

Год от года Тухольский погост богател, а Зайцево становилось его центром. На одной иностранной карте конца XVII - начала XVIII веков у верховьев реки Ниши указан город Zaithsoff . Любопытно, что Зайцево, по мнению западного географа, входило в шестерку городов новгородской земли. Во всяком случае, Зайцево, по нашим понятиям, в то время было не деревней, а большим селом.

В 1844 году в Зайцево была открыта школа новгородской Палаты государственных имуществ. В том году в этой школе работали учитель и учительница, а обучались 32 мальчика и 17 девочек. Вообще в этой школе, как сообщается в летописи, начали свое образование 1863 человека. С Зайцево связаны десятки учительских судеб. В 1881 году сюда приехала бестужевка Софья Ивановна Хрипач, дворянка, в строгом черном платье с белейшим воротником. И учила на совесть, и нрава была безупречного. Поэтому ее запомнили надолго.

В конце XVIII века Зайцево стало волостным центром, который имел 127 дворов и ровно столько же домов, в которых проживали 642 жителя. Здесь была церковь, школа, волостное правление, почтовая земская станция, квартира станового пристава, четыре мелкие лавки, три трактира и одна винная лавка. В начале октября и в июле проводились торговые ярмарки.

У А.Н.Радищева деревня эта упоминается как Зайцово, с ударением на последний слог. Существует версия, что когда-то здесь неподалеку была расположена усадьба помещика Зайцева. И поэтому на памяти старожилов деревня звучит уже как «Зайцево». Если это так, то мы имеем любопытный факт, когда, похожая на название села, фамилия помещика невольно явилась причиной трансформации названия деревни. Живший здесь помещик попал в трудное положение: надо было либо менять фамилию на Зайцов, либо переименовать деревню. Поскольку помещик в деревне был царь и бог, то вопрос, скорее всего, сам собой разрешился. Люди просто стали называть деревню по фамилии помещика.

Географически деревня расположена на границе валдайской возвышенности. Местность здесь очень красивая. В лесах вокруг Зайцево много болот, богатых клюквой. Почвы здесь суглинистые, кислые. (Вот отчего были хлебные проблемы у Новгородской республики!) До наших дней сохранились названия многих мест и урочищ, расположенных на территории Зайцево: Петунова Нива, Малышова и Панфилова Нивы, Калинин Амбар, Мощева Горушка - там, где сейчас располагается трактир «Любава».

В те далекие годы в деревне проживали более трехсот человек. В основном это были крестьяне, которые, заме¬тим, в Зайцево всегда были вольными. Занимались здесь хлебопашеством. Землю делили по едокам. В деревне было несколько лавок, которые держали купцы Окулов, Мороз, Рыжов и купчиха Бубнова. Рыжов, кроме этого, держал еще чайную лавку. Были кустари-ремесленники. Люди работали от зари до зари. Как сообщается в зайцевской летописи, «зарабатывали на хлеб потом и кровью».

Раньше Зайцево делилось на две части: от центра села в сторону Москвы деревня называлась Зайцево, а в сторону Петербурга - Новое Подметовье. На границе, между частями села, по обеим сторонам стояли четырехугольные столбы. Между ними были вставлены чугунные решетки с изображением двуглавых орлов. В середине этих орлов были начертаны две буквы Н и П (Николай Первый). При Советской власти это все было демонтировано и уничтожено, включая орлов, царские вензеля и самого Николая, только не Первого, а Второго. (Какой под руку попался.) Престольные русские православные праздники в Зайцово были Покров и Антоний, а достопримечательностью являлась православная церковь Св.Николая Чудотворца и Воскресения Христова. По воспоминаниям стариков, это была красивая большая церковь, с куполами и колоколами, звон которых разносился на многие версты и слышен был во всех окрестных деревнях. Церковь состояла из двух помещений - зимнего и летнего. Летняя церковь открывалась с Пасхи. Здесь сохранилась память о замечательном церковном хоре, которым руководили протоиерей Сергий и диакон Николай…

И е р е й: Благодарим Господа.

Х о р: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.

И е р е й: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще.

Х о р: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних.

И е р е й: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Х о р: Аминь.

И е р е й: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, якже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.

Х о р: Аминь.

И е р е й: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

Х о р: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш...

Протоиерей Сергий похоронен здесь, на зайцевском кладбище.

В 1937 году церковь закрыли. Были сняты купола, сброшены колокола. Церковь стала сначала кладовой, позднее - клубом. Там же находилась зайцевская библиотека. Сейчас в этом, недавно отремонтированном, здании расположен Дом культуры.

Именно на него я и обратил внимание, когда только въехал в Зайцево.
В летописи сообщается, что строителям, переоборудовавшим бывшую церковь в Дом культуры, никак не удавалось уничтожить лики святых, коими были расписаны стены. Сколько слоев краски ни наносили - лики эти все равно проступали и местами видны до сих пор. Существует легенда, по которой эта церковь должна со временем провалиться под землю, на её месте будто бы должно образоваться озеро. Так что, проезжая через Зайцево - посмотрите направо: если однажды увидите водоем, вместо здания с колоннами, значит, легенда претворилась.

Советская история Зайцево здесь еще на памяти живых свидетелей. Первым председателем сельского Совета был товарищ Пельтцер, имя и отчество которого никто не помнит. Был он человеком строгим, и люди его попросту боялись. Первый колхоз образовался в 1932-1933 годах. Назывался он символично - «Перелом». Первым председателем колхоза был товарищ Муравин, впрочем, в летописи оговаривается, что это еще не точно. Зато точно известны имена первых зайцевских колхозников: Андрей Петрович и Анна Петровна Полуэктовы.

Анна Петровна вспоминает: «Муж мой был заядлым колхозником. Позднее стал бригадиром, а потом и председателем колхоза. Он погиб на финской войне, в последний ее день». Не обошлось в Зайцеве и без вредительства. В летописи сообщается: «В середине тридцатых (в 1934г.) в колхозе было много крепких и очень хороших лошадей. Сейчас уже трудно сказать, кто дал такое заключение, но только признали вдруг всех лошадей больными. Самых породистых и крепких расстреляли в лесу за деревней. А место, где расстреляны и зарыты лошади, называлось Конским кладбищем».

Все ли сегодня поймут, что такое в то время деревня без лошадей? В те годы в стране полным ходом шли репрессии. Докатились они и до Зайцева. Были репрессированы Николай Львович Мосичев и Мефодий Петрович Мощев. Мосичев был учителем в местной школе, в прошлом офицер русской армии, невысокого роста, черненький. Это был, по свидетельству местных жителей, очень хороший человек, но очень больной. Жил он в Зайцеве с женой и двумя детьми - дочерью Марусей и сыном Котиком. Все в деревне любили и жалели его. А Мощев был кузнецом. За что репрессировали учителя и кузнеца, летопись не сообщает, но лишь упоминает, что «с тех пор никто больше ничего о них не слышал и не видел».

Как было в стране - так и на селе.

В 1934 году была создана художественно-строчевая артель. Имени председателя артели уже никто не помнит, но зато помнят, что и его тоже репрессировали. А сама артель работала еще долго. Позднее в клубе была открыта библиотека и создан хор, который выступал и перед односельчанами, и в других деревнях.

Какие песни пели?

Разные. Но с особенной любовью вот эту:

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.

Столько грусти в той песне унылой,

Столько грусти в напеве родном,

Что в душе моей хладной, остылой

Разгорелося сердце огнем.

И припомнил я ночи иные,

И родные поля, и леса,

И на очи, давно уж сухие,

Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И замолк мой ямщик, а дорога

Предо мной далека, далека...

Зайцевский хор даже ездил на гастроли в районный центр Крестцы, а руководил им, как сообщается в летописи, Анатолий Александрович Колотухин. Первая школа в Зайцево была приходской трехлеткой. Учителем был Александр Иванович, фамилию которого не помнят. Обратите внимание: у первого советского начальника, которого боялись, односельчане запомнили лишь фамилию, забыв имя и отчество, а у учителя, которого уважали, как раз имя и отчество запомнили. Так вот, при этом учителе была построена новая двухэтажная, большая и красивая школа, в которой до осени 1990 года училось не одно поколение жителей Зайцево. А осенью 1990 года, по неизвестной для местных жителей причине, эта школа, «большая и красивая», сгорела.

1941 год. Война не обошла Зайцево, подвергавшееся частым бомбардировкам. Много домов было разрушено, да еще почти в каждый из них пришла похоронка. Вокруг, в здешних лесах, были наши войска. Недалеко отсюда был госпиталь. На зайцевском кладбище есть воинские братские захоронения.

Закончилась война. Люди отстроились. Жизнь в деревне продолжалась с новыми заботами. Колхоз «Перелом» переименовали в «Серп и Молот», позднее он станет колхозом «Россия», а еще позже - совхозом «Зайцевским». Первым директором этого совхоза был Сергей Иванович Никулин, заслуженный агроном страны. После войны в Зайцево открылась школа-семилетка с интернатом для жителей окрестных деревень. Долгое время директором этой школы был Аркадий Александрович Стручков, а интернатом заведовала его жена - Александра Александровна. Зайцевская летопись упоминает, как в 1945-46 годах в эту школу совсем молоденькими девушками пришли по распределению Анна Сергеевна Егорова, Александра Ивановна Морозова, Вера Михайловна Зенина, да так и остались здесь, в Зайцево. Тогда же, в бывшем доме священника, заработал молокозавод, а в новом двухэтажном здании - участковая больница. Были здесь и своя пекарня, и два магазина, а еще - чайная.

По данным на 1992 год в Зайцево проживал 461 житель. Вели они 185 хозяйств. Значит, по сравнению с концом XVIII века, хозяйств стало на 50 больше, а жителей на 180 меньше. Коренных осталось всего несколько. Основу составляют люди приезжие.

Все эти материалы были собраны в 1992 году со слов старожилов деревни. А записала и обработала их старший библиотекарь Нина Михайловна Калуцкая.

А вот, что Нина Михайловна рассказала мне и что пока еще не записано в тетрадку.

Совхоза «Зайцевский» нет уже три года. Его реорганизовали, как убыточный. На его базе возникли два товарищества - «Агро» и «Зайцевское». Последнее с трудом осваивало новые формы и в конце концов развалилось. «Агро» еще существует, хотя люди там подолгу не получают зарплату. Всем очень тяжело. Кроме этих товариществ организовались фермерские хозяйства: братьев Михайловых, Сергея Козина и Александра Васильева. У них вроде бы дела идут неплохо. Они и себя кормят, и других тоже. Но в основном в Зайцево сегодня безработица. Люди становятся на биржу труда в Крестцах и ждут рабочих мест. Взамен сгоревшей школы здесь выстроена новая. На базе детского садика организован детский приют. По словам Нины Михайловны, кормит людей в основном мох. Здесь, как мы уже знаем, в окрестных лесах обильно растет клюква, и люди до самого снега ходят на мох, собирают эту клюкву и на дороге продают. Вот этим собирательством и живут, и если бы не снег, то всю зиму бы собирали. Лес и дорога кормят, как в древние времена. Конечно, есть в Зайцево и подсобные хозяйства. Кто-то держит корову. Фермеры местные год назад попробовали выращивать капусту и вроде бы урожай собрали неплохой. Продажа шла бойко. В этом году уже частники, глядя на фермеров, высадили капусту. Продукции стало больше, а со сбытом проблема. Перепроизводство. Дорога, хоть и длинная, но имеет свои покупательские пределы. Рынок!

Сама Нина Михайловна на редкость тихая, спокойная, негромкая. Ее движения несуетливые и неспешные. Такие больше слушают, чем говорят, а тревоги и переживания держат глубоко в себе и редко ими делятся. Всю жизнь прожила она в этих местах. В библиотеке уже двадцать три года и на другой работе себя не мыслит. Замужем. Двое сыновей, один из которых служит в армии, а другой учится в школе. Муж - безработный, подрабатывает случайными заработками.

Спросил Нину Михайловну, каково ей живется?

Как всем, - отвечает. - С одной стороны, вроде бы лучше стало жить... Но с другой, сейчас так тяжело стало жить, так тяжело...

Старшего сына в армию не взяли из-за плохого зрения. Что ж, надо продолжать учебу, получать профессию. Нашли в Новгороде платную группу заочников - юристов-экономистов при строительном техникуме. Осталось найти деньги. А какие у библиотекаря деньги, даже если он и старший? Отец тоже сидит без работы. Тем не менее семья решила: учеба - это будущее, как-нибудь вытянут, тем более сын устроился в школу учителем физкультуры и какую-то зарплату получал. Всю осень семьей ходили в лес на мох, собирали клюкву, а затем на дороге продавали. Нина Михайловна для этого даже взяла отпуск. Кроме того, продали домашнюю картошку, излишки. Наконец, собрали нужную сумму на учебу. Думаете, сколько? Миллион двести тысяч! Чуть больше двухсот долларов! Для кого-то пустяк, а здесь - будущее человека, целой семьи.

Проучился парень несколько месяцев и уже готовился к сдаче первых экзаменов, как вдруг повестка и... забрали в армию. Там ведь тоже служить некому. Так закончилась учеба, рассыпались надежды, пропали денежки, а парень с плохим зрением уже год таскает тачку с углем в армейской котельной. Один за троих. Потому что в армии недобор и каждые руки там на вес золота. Не для боеготовности, а чтобы хоть как-то инфраструктуру поддерживать. Пишет домой письма: «Мама, я все больше задумываюсь над тем, что буду делать, когда вернусь».

Дай Бог, чтобы вернулся живым и здоровым, а там уж как-нибудь... - говорит Нина Михайловна.

Вот таким мы узнали Зайцево, или по-радищевски - Зайцово. И про то узнали, что в летописи зайцевские не войдет никогда, потому что ни за что не запишет свои переживания Нина Михайловна в тетрадку. Во-первых, потому что это дело личное, а во-вторых, даже для этой деревни они малы и незначительны. Но, представьте, не было бы Нины Михайловны - кто рассказал бы историю Зайцево? Кто бы вел летопись? В таких вот тетрадках записано то, чего, если потеряешь, - не воспроизведешь.

Я где-то слышал, будто выдающиеся ученые из разных стран решили выяснить: какое открытие может считаться самым значительным в истории человечества? Великих открытий множество. И за каждым из них - титан, гений… Галлилей, Коперник, Ньютон, Эйнштейн… И вот, долго выясняя, наконец пришли к единому мнению: самым значительным открытием в истории человечества, от начала до сего дня, является изобретение письменности. Всего-то! А ведь даже не известно, кто изобрел. Мы до того привыкли пользоваться этим чудом, что для нас письменность является чем-то само собою разумеющимся.

Но что такое письменность?

Если отстраниться совсем, то это какие-то странные крючки и палочки. Не более. А в действительности - особым способом закодированная информация, для передачи которой ничего лучшего пока не придумали. Вот простенький, попавшийся под руку, стих нашего Александра Сергеевича:

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал...

Для инопланетянина - лишь странный орнамент или необъяснимый узор. Для нас же это целый мир, сотканный из времени и пространства, нашей памяти и наших представлений. И нет такого уголка в целой вселенной, нет такой точки во времени, куда бы мы не могли с вами зримо и немедленно перенестись, лишь глянув на какой-нибудь текст.

Если целостность и неразрывность человеческой истории стали возможными благодаря памяти, то сама память наша - это прежде всего письменность. Вот почему из всех катастроф, которые когда-либо были на человеческом веку, самой трагичной является пожар в Александрийской библиотеке за 40 лет до Рождества Христова. Тогда, при осаде Александрии Цезарем, сгорели около миллиона(!) древнейших рукописей, собранные Птолемеями со всего античного мира. Можно отстроить дворцы, города, страны, империи, даже интеллект искусственный скоро изобретут, но никогда не восстановят исчезнувшую память, сгоревшую в Александрии вместе с древними рукописями.

Представьте, что последний житель Зайцева, заколотив избу, по каким-то причинам покинул свою деревню. Мало ли в этих местах нежилых деревень и урочищ. Но, даже если останется только эта школьная тетрадка с рукописной зайцевской историей, деревню эту и через тысячу лет не забудут. И через тысячу лет люди смогут узнать о церковном хоре, об учителях, о праздниках и трагедиях, о бестужевке с белейшим воротничком, о других жителях, оставивших след в истории деревни. И наоборот, если понаедут в Зайцево сотни и тысячи новых жителей, культурных и образованных, настроят домов и коттеджей, откроют здесь предприятия и магазины, рестораны и гостиницы, выстроят новые храмы и Дома культуры, а школьная тетрадка эта случайно затеряется, пропадет, - всё, не будет Зайцева!

Вот почему мы кланяемся сельским библиотекарям - и тем, кого встретили на своем пути, и тысячам другим по всей России - и говорим, что нет сегодня более благородной миссии. Они сохраняют нашу память, и не только нашу, для тех, кто придет после…

Я так увлекся размышлениями о роли сельских библиотекарей, что едва не проехал Бронницы. Уже переехав узкий, с односторонним движением, мост, оглянулся и увидел поразительной красоты церковь. Конечно, я тотчас вернулся…

В главе «София» путешественник размышляет об особенно-стях русского национального характера: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Россий-ской».

«Любани»: автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работа-ет на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает: «Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не ум-рёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возь-мусь за другую; дело-то и споро». Путешественник потрясён при-знаниями крестьянина. Свои размышления он оканчивает словами: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправив-шись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спут-никами попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двена-дцать человек едва успевали откачивать воду. Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отпра-вился к начальнику. Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил: «Не моя то долж-ность». Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и «некто» ему ответил: «Но в должности ему не предписано вас спасать». «Теперь я прощусь с городом навеки, — восклицает рассказчик. — Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие — грызть друг друга; отрада их — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот: разговаривают муж и же-на, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж расска-зывает жене историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина. Мы видим Радищева с новой стороны: перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собст-венные прихоти (он очень любит «устерсы», то есть устриц), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполня-ют эти прихоти.

Размышляя о былом величии Новгорода (глава «Новгород»), автор с горькой иронией пишет о праве народов: «Когда возни-кают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремля-ет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезо-ружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. — Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымя-щиеся его остатки себе присвоил».

Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»); размышляет о корыстолюбии начальства, о беспра-вии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой — как в крестьянской, так и в дворянской семье.

В главе «Едрово» путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в при-даное для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской се-мьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты вос-хищают героя, и он долго думает о ней.

В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восста-ния. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим раз-мышлениям: «Но крестьянин в законе мёртв...»

Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Про-ект в будущем». Это важнейший документ общественной мыс-ли — первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, «наслаждался внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства граж-данского сожития»? Единственным стражем общества будет за-кон: «под державным его покровом свободно и сердце наше», — в это хочет верить Радищев.

Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе «Торжок». Начало гражданскому обществу — свобода, и первый элемент свободы — «свободное книгопечатание», когда цензура не стоит у печатного станка «нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного». Но «вольность мыслей правительст-вам страшна».

Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт по-читать тетрадку с сочинением, название которого — «Краткое повествование о происхождении ценсуры». В тетрадке — исто-рия борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.

В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи кре-постных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свобо-ду для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их сове-тов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения».

В Твери путешественник встречается со стихотворцем, кото-рый размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду «Вольность». Как понимать вольность? «Вольностию должно на-зывать то, что все одинаково повинуются законам». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушкина. Пуш-кин признавался в этом в черновой редакции «Памятника»: «Во-след Радищеву восславил я свободу...».

Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества: «Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве...»; «Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда

Встрещат заклепы тяжкой ночи.

Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом разда-вить возникающую вольность... (...) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым при-родным правом, двинется...»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • глава софия анализ главы
  • путешествие из петербурга в москву все главы
  • радищев спасская полесть анализ
  • анализ рассказа путешествие из петербурга в москву
  • медное радищев анализ

«Путешествие из Петербурга в Москву» — это самое известное произведение Александра Николаевича Радищева.

Жанр «Путешествия» позволил автору свободно вводить в текст своего произведения любой материал: похвальное слово, оду, письмо, сатирический сон и т.д. Автор делает экскурсы в историю, описывает различные стороны современного быта, нравы россиян, размышляет о проблемах политики, философии, социологии, в результате чего в книге Радищева соединились художественные, и публицистические, и научные начала, что и обусловило своеобразие его художественной манеры.

Композиция «Путешествия» тщательно продумана: все главы связывает не столько внешняя последовательность событий, сколько их внутренняя логика. Каждая глава помогает развитию главной идеи, движению мысли автора в раскрытии этой идеи, идет от частного факта к обобщению. Читатель должен осмыслить каждый факт в общем контексте произведения, а выводы поможет ему сделать автор. Поэтому каждую главу книги следует рассматривать не изолированно, а в соотнесенности с другими главами.

Главными героями произведения стали русский народ и путешественник — передовой дворянин, от имени которого ведется рассказ. Образ путешественника очень важен, в нем воплотился авторский идеал личности, способной «уязвиться» страданиями человечества. Путешественник открыто сочувствует народу и столь же открыто ненавидит самодержавие, в котором видит «чудище обло, огромно, стозевно и лаяй».

Встречи путешественника с народом занимают центральное место в книге Радищева. Каждая встреча раскрывает новые стороны русского национального характера, в результате чего в произведении создается обобщенный образ народной России. Одновременно расширяется круг притеснителей народа — «жестокосердных» помещиков, равнодушных чиновников, неправедных судей.

По ходу повествования Радищев раскрывает весь ужас положения крепостного крестьянина, его социальное бесправие и полную беззащитность. Путешественник видит непосильный труд мужика на господских полях, нищету и безотрадность крестьянского быта, картины насилия и издевательств помещика над своей «собственностью». «Звери алчные, пиявцы ненасытные» — крепостники оставляют крестьянину лишь то, чего отнять не могут — «один воздух».

Автор прекрасно видит связь крепостного права и помещичьих привилегий с аппаратом государственного принуждения и осуждает бесчеловечность всего самодержавно-крепостнического строя, при котором «с одной стороны всесилие; с другой- немощь беззащитная».

Но Радищев был убежден в том, что крепостное право, развращающе действующее и на господ, и на мужика, не смогло уничтожить в русском народе его духовные и нравственные силы. Несмотря на рабское своё положение, независима, горда, исполнена душевной красоты крестьянская девушка Анюта (глава «Едрово»), восхищает своей гордостью крепостной интеллигент, грозно предупреждающий помещика: «…не доведи до отчаяния души…страшись!» (глава «Городня»), нет смирения и покорности в пахаре (глава «Любани»), он не жалуется на судьбу, а осуждает своего барина, «многое может решить доселе гадательное в истории российской» бурлак, открывающий галерею крестьянских образов. И не случайно завершает «Путешествие» рассказ о Ломоносове — истинном сыне своего народа, чья жизнь — свидетельство огромных потенциальных сил русской нации.

В русском народе Радищев видит дремлющую силу, которая готова проснуться в любой момент и начать действовать. О том, как могут развиваться события, рассказывается в главе «Зайцево», где крепостные, доведенные до отчаяния, расправляются со своими господами. В главе «Хотилов» прямо говорится об участии в Пугачевском восстании десятков тысяч крестьян. В «Городне» с прямым призывом к возмездию обращается к крестьянам путешественник.

Радищев был убежден в том, что есть только один способ изменить социальные и политические условия. Свободы можно ждать только от «самой тяжести порабощения», только народная революция способна изменить существующее положение дел в России.

Публицистичность, напряженная эмоциональность повествования, наличие образа рассказчика сближают «Путешествие» с традициями сентиментализма. Глубина проникновения в изображенные характеры, верность передачи обстоятельств жизнт людей свидетельствует о наличии элементов реализма в творческом методе Радищева.

Мятежная книга испугала самодержавие: в России объявился «бунтовщик — похуже Пугачева». Было начато следствие.

Бунтарский дух его произведений, высокий строй его мыслей и чувств сделали Радищева сознании последующего поколения русских писателей примером самоотверженного служения Отечеству.

Информация взята из Справочника школьника под общей редакцией Соболевой (Москва, Аст-Пресс, 2004).

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Обсуждение закрыто.




Top