Завтра была война произведение. «Это ты, наша молодость…» Молодёжь, её судьба и подвиг в повести Б.Л

Лидия Георгиевна ЗАЗУЛИНА - учитель русского языка и литературы СШ № 57 г. Оренбурга.

«Завтра была война»

Урок по роману Бориса Васильева

I. Вступительная беседа

1. Что вы знаете о жизни и творческой судьбе писателя Бориса Васильева?

2. Какие произведения Б.Л. Васильева вам известны?

II. Тест на знание текста (в сильном классе стоит провести его до анализа произведения, в слабом - после)

1. Кто из героинь повести “объявила себя Пифией” и “начала вещать”? “Она была щедрой пророчицей: каждого ожидали куча детей и вагон счастья”.

а) Лена Бокова,

б) Зина Коваленко,

в) Искра Полякова,

г) Вика Люберецкая.

2. Кто это?

“Она каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему её не все и не всегда посвящали в свои секреты”.

3. Кто это?

“...часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы её побаивались”.

а) Тов. Полякова,

б) Валентина Андроновна,

в) Искра Полякова,

г) здесь нет нужной героини.

4. Кто это?

“В свинцовом зеркальном холодке отразилась смуглая маленькая девушка с круглыми от преступного любопытства, блестящими, как вишенки, глазами”.

г) здесь нет нужной героини.

5. Кого из девочек в классе “...не только любили, но слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. (Она) ...всегда помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко”.

а) Люберецкая,

б) Коваленко,

в) Полякова,

6. Закончите фразу:

“Искра привычно вскочила. Мать с перекошенным, дёргающимся лицом лихорадочно рвала...”

а) конверт,

в) обёртку бандероли,

г) ремень.

7. Чего не терпел директор школы?

“...и за всё разом любила директора школа. Любила, уважала, но и поба-ивалась, ибо директор не терпел... и, если ловил лично, действовал сурово”.

а) Наушничья,

б) воровства,

в) хулиганства,

г) здесь нет нужного слова.

8. Кто “был продуктом целеустремлённой деятельности Искры, реально существующим доказательством её личной силы, настойчивости и воли”?

а) Артём Шефер,

б) Сашка Стамескин,

в) Пашка Остапчук,

г) Вовик Храмов.

9. Вспомните, кого из поэтов любили девочки.

в) Зиночка

д) Пушкина,

е) Багрицкого,

ж) Есенина,

з) Светлова.

10. Вставьте во фразу нужное слово.

“Она (Валентина Андроновна) стала чужой, чужой настолько, что её даже перестали...”

а) бояться,

б) ненавидеть,

в) не любить,

г) презирать.

11. Кто это?

“...рос он среди драчунов братьев, умел постоять за себя и ничего не боялся. Ни боли, ни крови, ни встречного удара. Он был ловок, увёртлив...”

а) Валька,

г) Серёга.

12. Кто из героинь была “вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами”?

а) Люберецкая,

б) Коваленко,

в) Полякова,

г) здесь нет нужной героини.

13. Кто из героев был главным конструктором авиационного завода, имел орден Боевого Красного Знаме-ни за Гражданскую войну и орден за высокие достижения в мирном строительстве?

а) Леонид Сергеевич,

б) Андрей Иванович,

в) Николай Григорьевич,

г) здесь нет нужного героя.

14. Кто из девочек “...по-прежнему усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила... в кино или просто так и регулярно выпускала стенгазету, поскольку была её главным редактором”?

15. У кого из героинь “была такая тяга к странному - ляпнуть что-то, а потом посмотреть, что из этого выйдет? Из того опыта ничего доброго не вышло, но зато... всласть наревелась и долгое время ходила в героинях, даже за косы её дёргали сильнее и чаще, чем остальных девочек”.

III. Анализ романа «Завтра была война»

История создания произведения

В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть «Встречный бой» - это протест против бессмысленных потерь на войне...

Когда эти три вещи были уже написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были - те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война»” .

Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность». В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще юные, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева. По роману поставлены спектакли, снят фильм.

Беседа

А. Когда и где происходят события романа «Завтра была война»?

(Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре–октябре 1940-го. Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году.

В романе изображён город Воронеж с его широким проспектом Революции и самым большим фотоателье на нём.)

Б. Назовите основные темы романа.

(Повесть о своём времени; “мысль семейная”.

О каждой теме говорим отдельно.)

Повесть о своём времени

Индивидуальные сообщения учащихся об эпохе 40-х годов, узнаваемой в романе.

  • Как происходило утверждение коммунистической идеологии? Её признаки. Опора на цитаты:

“Готовьтесь к борьбе!...”

“И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни...”

“...враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодёжь, чтобы оторвать её от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми...”

“Честь - дворянское понятие. Мы её не признаём”.

“Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин, обязанный верить. Верить!”

  • Материальное положение населе-ния в стране.

Опора на цитаты:

Пирожные “они привыкли есть только по великим праздникам...”

“...сахара нет, будут давать по 2 кг”.

  • Что нового вы узнали о школе того времени?

Опора на цитаты:

“...спортзал - редчайшая вещь по тем временам”.

Система оценок: “очень плохо”, “посредственно”, “отлично”.

Запрет на Есенина.

“Мысль семейная”

Самостоятельная работа учащихся по тексту произведения.

Задание: разделившись на группы, составьте рассказ о семьях героев романа по данному плану.

План

1. Что вы узнали об истории семьи?

2. Дайте характеристику родителям героя.

3. Кто стоит во главе семьи?

4. На каких принципах строятся взаимоотношения взрослых и детей?

5. Что воспитывает каждая семья в своих детях?

6. Сильные и слабые стороны в системе воспитания этой семьи.

  • 1-я группа. Семья Люберецких (гл. 1, 3, 4, 5)
  • 2-я группа. Семья Коваленко (пролог, гл. 4, 5)
  • 3-я группа. Семья Шеффер (гл. 2, 4)
  • 4-я группа. Семья Поляковых (пролог, гл. 1, 3, 4, 8, 9)
  • 5-я группа. Семья Стамескина (гл. 1, эпилог)

Семья Люберецких (примерный ответ 1-й группы)

Мать Вики давно умерла. Глава этой семьи - Леонид Сергеевич. К моменту действия романа принял место главного инженера авиационного завода.

Леонид Сергеевич - “рефлектирующий интеллигент”. Он честно слу-жил новой идеологии, но не всё в ней понимал. Например: истина для него не могла быть догмой, “она обязана всё время испытываться на прочность и целесообразность”. Леонид Сергеевич на всё имеет собственный взгляд. Он любит запрещённого Есенина, цитирует “буржуазного” поэта Блока, вспоминает встречи с Маяковским и споры с ним: “Мы не довольствовались абсолютными истинами, мы искали и спорили. Спорили ночи напролёт”.

По мнению Люберецкого, в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно всегда думать: для женщин - научиться любить, а для мужчин - служить своему делу. Это основной принцип воспитания дочери.

В эпоху общественных интересов он разделил жизнь на общественную (долг) и сугубо личную (счастье). Таким образом, Люберецкий отказывался быть просто винтиком государственной машины. Подобное мироощущение придёт в наше общество лишь в 60-е годы, в знаменитую “хрущёвскую оттепель”. Поэтому Люберецкого мож-но назвать несвоевременным человеком.

В семье царят любовь и взаимопонимание. Но Леонид Сергеевич живёт в состоянии беспокойства за дочь. Выражалось оно в крайностях: “Страх за дочь породил машину, доставляющую Вику в школу и из школы, в театр и из театра, за город и домой”. Желание видеть её самой красивой привело к заграничным нарядам. Тем самым он торопил её развитие. Ошибкой в семейном воспитании Люберецкого было то, что её наряды, машина отделили Вику от ребят её класса, по уровню жизни она стояла над ними, поэтому у неё появилось чувство “вдовствующей императрицы”, а за ним и одиночество, которым она очень тяготилась. “Но была самолюбива, больше всего боялась, что кто-нибудь вздумает её жалеть...”

Отец был единственной опорой Вики в жизни, поэтому, потеряв его, она сделала первый шаг к самоубийству. У неё не было друзей, которые разделили бы с ней горе (арест).

Как человек своего времени, Вика была предана идеологии, царившей в обществе. Но школа, Валентина Андроновна хотели отторгнуть её, исключив из комсомола. Она стала дочерью врага народа. Всё это легло непосильным грузом на плечи девочки, и она решила уйти из жизни.

Затем выслушиваются и дополняются ответы каждой группы, делаются выводы.

В. Продолжение беседы.

  • Проследите, как смерть Вики повлияла на каждого в классе?
  • Кто из одноклассников не выдержал нравственной проверки смертью Вики Люберецкой?
  • Прав ли Андрей Дементьев, сказав: “Кто-то гибнет не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить, заставить действовать”?
  • Чем увлекались ваши ровесники в сороковых? Что знаете вы о дрейфе «Седова», интербригадах?
  • Насколько они похожи на вас?
  • Какие из традиций 9-го «Б» вы хотели бы перенести в жизнь вашего класса?

IV. Обобщение

Вика и Искра придумывают надпись на памятник С.Есенина.

  • Опишите памятник, который поставили бы вы вашим ровесникам из сороковых.
  • Какая надпись могла бы быть на нём?

V. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем.

  • “Мысль семейная” в романе Б.Л. Васильева «Завтра была война».
  • Становление предвоенного поколения по роману Б.Л. Васильева «Завтра была война».

1. Б. Л. Васильев и его повесть « Завтра была война».

Борис Львович Васильев родился двадцать первого мая 1924 года в семье командира красной армии, в городе Смоленске, на Покровской горе. Когда началась война, Борису Васильеву было всего семнадцать лет. Он ушёл на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под миномётным огнём противника, теряя на этой войне друзей и близких. Именно пережитое писателем на этой войне помогло донести до нас то, что происходило в те страшные годы. Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под его пера такие произведения, как «В списках не значился», «Встречный бой».

В популярном когда-то молодёжном журнале «Юность» (№ 6, 1984) была напечатана повесть Бориса Васильева, которая заставила заговорить о себе и читателей, и критиков, и ветеранов Великой Отечественной войны. Писатель назвал своё произведение «Завтра была война».

Повесть «Завтра была война» написана в 1972 году. И наряду с повестью этого писателя «А зори здесь тихие» стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

Борис Васильев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Его талант выразился главным образом в том, что он мог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком. Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть рассказывает о самом трудном и прекрасном времени в нашей жизни – юности.

Роман «Завтра была война» о старшеклассниках, которые мечтают о красивом будущем и ещё не знают, что их ждёт за школьным порогом. А за школьным порогом их ждала война...

Свой первый бой герои книги выдержали ещё до Великой Отечественной войны, каждый из героев пережил свою нравственную войну, сделал свой выбор. Мальчишки и девчонки взрослели. У каждого появлялся свой идеал, больше стали прислушиваться к другим людям, к себе. Появлялись разногласия с теми, кому привыкли подчиняться. Молодые герои начали устанавливать свои правила, трезвее оценивать ситуации, совершать много хороших поступков, помогать друг другу.

Бориса Васильева волнует момент произведения - взросление детей. Автор утверждает: «Ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей; воспитывать подрастающее поколение, конечно, необходимо, но взросление должно идти своим особым путём ».

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями. Одновременно писатель размышляет, обдумывая и переоценивая всё то, что произошло с ним сорок лет назад.

Герой Васильева, убелённый сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие. Основная часть произведения - это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, повествователь переключается на более ранние события, затем снова возвращается к нему. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.

Эпилог подытоживает повесть резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в тысяча девятьсот семьдесят втором году, размышляя вместе с автором над прошлым.

Повесть называется «Завтра была война». Смысл такого названия в том, что автор в настоящем времени рассказывает о прошлом и о том, что ждёт героев в будущем. Слово «завтра» предполагает будущее время, а стоящий рядом глагол «была» - прошедшее время. Это название парадоксально. Васильев подобрал именно это название, потому что он пишет о своей юности, о своем прошлом, когда войны еще не было. Для героев книги война - завтра, а юность была накануне войны. Повесть перед эпилогом заканчивается словами: «Следующий год будет счастливым, вот увидите!». Следующим был 1941 год. В то время это значило, что война будет завтра, а сейчас мы говорим, что война была.

О войне в произведении практически ничего не сказано, и это не случайно. В повести нет бомбёжек, стрельбы и сражений. Самой войны нет. В книге описывается то, как жили люди до неё. До тех страшных сороковых годов. Война ещё впереди, завтра, но суровая её тень уже накрывает всё происходящее в знаменитом на всю школу 9-м классе «Б». Война не главное в этой повести, она как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы.

Борис Васильев пишет: «Разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим». И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

На страницах повести раскрыта целая историческая эпоха. Это были непростые годы, отмеченные печатью сталинских репрессий. Сама обстановка морально подготовило подрастающее поколение к предстоящей войне, но никто из них не знал, что их ждет впереди. Каждый из них жил и думал о своем счастливом будущем. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться, но были жестоко оборваны. В это время ученикам знаменитого 9 «Б» выпало тяжелое испытание, именно в эти, ещё довоенные годы, герои книги выдержали свой первый бой.

Девушки и юноши слушают танго «Утомлённое солнце», стремятся на великие стройки пятилеток. Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но в эту романтику врывается страшное настоящее: репрессии, аресты и доносы. Семья репрессированного автоматически выключается из жизни общества, и её члены должны сделать свой выбор: либо отречься от родного человека, который вдруг становится врагом народа, либо пережить свой круг ада, страданий и унижений вместе с народом.

2. ТРАГЕДИЯ ВИКИ ЛЮБЕРЕЦКОЙ

История с Викой Люберецкой, трагедия её семьи поставила шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать тот нравственный выбор, который диктовала им совесть.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассников девочка. Она, похоже, была старше их, может, поэтому не имела друзей до девятого класса. Возможно, эта непохожесть на других девочек и привлекла Жорку Ландыса, который давно был влюблён в Вику. Вика это чувствовала. Она призналась в этом Искре, в своём прощальном письме.

«А вчера я прощалась с вами, с Жоркой Ландысом, который давно был влюблён в меня, я это чувствовала. И поэтому поцеловалась в первый и последний раз в жизни».

Вика была красивой. Не миленькой толстушкой, как Искра, не хорошеньким бесёнком, как Зиночка, а вполне сложившейся, спокойной, уравновешенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами. И взгляд этих глаз был необычен: он словно проникал сквозь собеседника в какую-то видимую только Вике даль, и даль эта была прекрасна, потому что Вика всегда ей улыбалась.

Вика всегда стремилась подружиться с Искрой Поляковой. Ей нравилась прямота девушки, ее искренность. Искра, в свою очередь, попросить о чем - либо Вику не могла, считала её несколько подозрительной, какой – то странной, совсем не героической. Вика же считала Искру максималисткой.

Девочки часто спорят о красоте. У Искры была своя точка зрения на красоту. Полякова признавала красоту, запечатленную раз и навсегда на полотнах, в книгах, музыке или скульптуре, а от жизни требовала лишь красоту души, подразумевая, что всякая иная красота сама по себе уже подозрительна. Красота для Искры была лишь результатом, торжеством ума и таланта, очередным доказательством победы воли разума над непостоянным и слабым человеческим естеством. Сомнений для неё не существовала, так как её мать- товарищ Полякова - убеждённая коммунистка - считала все сомнения душевной слабостью. До общения с семьёй Люберецких Искра всегда знала все ответы на все вопросы.

Именно Вика помогла Искре посмотреть на жизнь иначе. А началось, наверное, всё с чтения стихов Сергея Есенина.

«Вика прошла на середину комнаты, раскрыла тонкий, потрёпанный томик, строго посмотрела вокруг и негромко начала:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я с роду…

Это Есенин,- сказала Искра, когда Вика замолчала. - Это упадочнический поэт. Он воспевает кабаки, тоску и уныние.

Вика молча усмехнулась.

Молчала и Искра, поскольку стихи ей очень понравились, и спорить она не могла. И не хотела. Она точно знала, что стихи упадочнические, потому что слышала это от мамы, но не понимала, как могут такие стихи быть упадочническими. Между знанием и пониманием возник разлад, и Искра честно пыталась разобраться в себе самой.

Ты умная, Искра?

Не знаю, - опешила Искра.- Во всяком случае, не дура.

Да, ты не дура,- улыбнулась Вика.- Я никому не даю эту книжку, потому что она папина, но тебе дам. Только читай не торопясь.

Спасибо, Вика, - Искра тоже улыбнулась ей, кажется впервые в жизни. – Верну в собственные руки.

Искра бережно прижимала к груди зачитанный сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина».1

Так происходит первый значимый контакт между двумя совершенно противоположными девочками, между Искрой Поляковой и Викой Люберецкой.

Вика тяготится своим одиночеством. Она самолюбива, больше всего боится, что кто-нибудь будет её жалеть, а жалость ей была не нужна. Нужно открытое, честное понимание. Вика верит, что на такие отношения способна принципиальная Искра, честно считавшая, что « в своих делах мы должны разбираться сами. Надо вырабатывать характер». Именно Искра первая среди одноклассников понимает, что Вика перешагнула некий рубеж, повзрослела раньше их, «приноровилась» к новому состоянию.

Девочки не спорят, они смело высказывают свое мнение на волнующие их темы.

Представления девочек о счастье, долге, красоте, истине совершенно разные, но это не мешает им уважительно относиться друг к другу. Рисунок № 3

Представления девочек о счастье, долге, красоте, истине

Вика Искра

    Представление Искры о счастье Вика считала долгом.

    Счастье – любить и быть любимой.

    Святая обязанность женщины – научиться любить, рожать детей, создавать в доме уют.

    Главное – это семья, построенная на взаимном уважении.

    Красота – гармония

    Истину надо доказывать

    Счастье – быть полезной своему народу, это помощь угнетенным народам, это уничтожение капитализма во всем мире.

    Считает, что для женщины тоже важно служить своему делу

    Красота – результат победы разума над слабостью человеческой души

    Зачем спорить с истиной?

Да, Искра очень тянулась к Вике, чувствуя в ней умную и тонкую девушку. Тянулась к хорошим книгам и разговорам, к уюту большой квартиры, к удобному, налаженному быту, хотя, если б ей сказали об этом, она бы яростно, до гневных слёз, отрицала эту слабость.

Но больше всего девочка тянулась к отцу Вики, Леониду Сергеевичу Люберецкому, потому что у самой Искры отца не было, и в её представлении Люберецкий был идеальнейшим из всех возможных отцов, которого, правда, надо было немножко перевоспитать. И Искра непременно бы его перевоспитала, если бы.… Но никакого « если бы » не могло быть, а пустыми мечтаниями Искра не занималась.

Вика тоже всегда восхищалась своим отцом, считала его идеалом и любила до самозабвения. Она гордилась его наградами: орденом Боевого Красного Знамени за гражданскую войну и орденом за высокие достижения в мирном строительстве. Гордилась его многочисленными именными подарками от наркома: фотоаппаратом и часами, радиоприёмниками и патефонами. Гордилась его статьями, его боевыми заслугами в прошлом и его прекрасными делами в настоящем.

И вдруг в одну тёмную осеннюю ночь арестовали отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

Его увезли на «чёрной Марусе» - это машины, в которых увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, - увезли как врага народа.

Отца арестовали. Почему? Неужели её добрый, умный отец - враг? В это, конечно, невозможно поверить. Но, тем не менее, шестнадцатилетняя девочка оказалась перед выбором: либо отречься от своего отца и сохранить верность идеалам своей страны, либо остаться со своим отцом и считаться той, которая предала интересы своей страны.

«Уйти отсюда – значит поверить, что папа и в самом деле преступник. А он ни в чём не виновен, он вернётся, обязательно вернётся, и я должна его ждать!» - в это Вика свято верит.

Дочь не могла отказаться от своего отца, она, шестнадцатилетняя девчонка, выбрала смерть. Это страшный выбор. Жизнь Вики закончилась, так и не успев начаться.

Своё прощальное письмо Вика адресовала Искре, потому что Полякова её самый большой и единственный друг. Искра всегда была очень искренней девочкой, и Вика ценила это.

Вика писала: « Я пишу не для того, чтобы объясниться, а для того, чтобы объяснить. Меня вызвали к следователю, и я знаю, в чём именно обвиняют папу. А я ему верю и не могу от него отказаться и не откажусь никогда, потому что мой папа -честный человек. Я всё время об этом думаю, думаю о вере в отцов и твёрдо убеждена в том, что, если мы перестанем верить своим отцам, что они честные люди, мы окажемся в пустыне. Тогда ничего не будет. Одна пустота».

Вика поступила так, потому что любила отца, не могла отказаться от него, не могла и не хотела,. Она твердо была уверена, что « нельзя предавать своих отцов, иначе мы убьём сами себя, своих детей, своё будущее», разорвём мир, выроем пропасть между настоящим и прошлым.


«Это ты, наша молодость…» Молодёжь, её судьба и подвиг в повести Б.Л. Васильева «Завтра была война».

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д. Самойлов

Великая Отечественная война 1941-1945 годов принесла нашей стране не только блестящую победу над фашизмом, но и невиданные жертвы. Официально признано, что наша страна в этой войне потеряла двадцать семь миллионов человеческих жизней (по неофициальной версии намного больше). Двадцать семь миллионов! Целая страна погибших. Гибель многих из них вошла в историю, чтобы стать примером для следующих поколений. О многих написаны книги, о ком-то еще предстоит вспомнить. Теме связи поколений и вечной памяти тех, кто погиб, посвятил свою повесть «Завтра была война» Б. Васильев.

Герои этой повести пришли на войну из-за школьной парты. В военное время они были такими, какими выросли в непростые 30-е годы. Кто и как воспитал в них мужество и верность, бесстрашие и самоотверженность? Об этом размышляет писатель Б. Васильев.

«Завтра была война” - это повесть, которая может быть лишь условно отнесена к военной прозе. И всё же она о войне, хотя основное действие повести происходит в мирное время. Б.Л. Васильев развивает тему, которая всегда волновала его: в чем истоки мужества поколения, чья юность оборвалась войной, как могло выстоять в страшной войне поколение, в котором из каждых ста уцелели лишь трое (и сам Васильев был в числе этих троих). Но они и выстояли, и погибли, и победили!

«Завтра была война” - драматическая повесть о первой любви и дружбе, верности и чести. Написанная в 1972 году, она стала одним из самых лучших произведений о Великой Отечественной войне. Номера журнала «Юность» 1984 года, в которых опубликована эта повесть, были нарасхват.

Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Роман выверен хронологически, он заканчивается накануне 1941 года.

Юные герои повести - это поколение, оказавшееся на пороге взрослой жизни в канун Отечественной войны. Начало сороковых. Ребята учатся в советской школе, стараются быть правильными и идейными комсомольцами-активистами. В романе постоянно присутствует весь класс, с учителями, классным руководителем, директором школы, родителями. Класс самый обычный, самый типичный. И все-таки не пропустим слова Васильева - «горестно знаменитый». Здесь не только художественная особенность повествования, но и ключ к объяснению стойкости на войне учеников 9-го «Б». Полнокровно живут, любят, дружат, борются за справедливость непохожие друг на друга Искра, Вика, Зиночка, Лена, Артем, Жорка и другие ребята Коллективный герой романа - весь класс. Всё могло быть в этом классе, ученики которого только вступали в жизнь. Не могло быть только одного: предательства, измены в дружбе, низости и трусости. Никто не отступился от опального директора Николая Григорьевича, когда его чуть не сняли с работы, никто не отступился ни от Вики Люберецкой, ни от её арестованного отца в повести «Завтра была война». Думается, первоначальный замысел решения судьбы Люберецкого был страшнее. В предвоенные годы продолжались массовые репрессии работников именно такого уровня. Прямо написать об этом Васильев, видимо, не захотел (или не смог), ведь и без того повесть не публиковалась 12 лет (1972 – 1984). Одноклассники Вики уважали этого интеллигентного, умного человека, который успел дать почувствовать ребятам то, что не могли сделать другие взрослые: обаяние и силу культуры и знания. Именно они первыми не поверили, что он - враг народа.

Вика - отличница, красавица, сдержанно холодноватая, но глубокая, незаурядная натура, - кончает жизнь самоубийством. «Сознательно и добровольно», - как написала она в предсмертной записке.

Класс вздрогнул, всколыхнулся от ее смерти. Это было первое настоящее взрослое горе.

Всё, что произошло далее, и закономерно, и необычно. В эти страшные годы, когда и родные репрессированных, бывало, отказывались от такого родства, - от Вики, от её веры в невиновность отца не отказался никто из её товарищей. Поддержал Вику и директор школы Николай Григорьевич, сам едва уцелевший от репрессий, и родители многих ребят – рабочие люди, честные труженики, настоящие матери и отцы. Предавать, отступать нельзя!

Этому учила молодых людей вся их предвоенная жизнь, те прекрасные, честные люди, которые встретились им в юности: отец Жени, мама Искры, директор Николай Григорьевич, отец Вики, родители одноклассников. Ребята выросли достойными родителей.

Будущий Герой Советского Союза Жора Ландыс в школе меньше других похож на героя. Жора - заядлый филателист, книжник, конькобежец, мечтатель. У него личные счеты к фашизму, потому что фашизм был против бунтующей совести и сердечного тепла, света и человеколюбия, а герой без них не мыслил своего существования. Так и у других девятиклассников возникала непримиримая вражда ко всему, что нес фашизм со своим «новым порядком». Отсюда - их честнейшее поведение на фронте. Да, большинство из них погибло в огне Великой Отечественной, потому что они в любом деле, в любые минуты жизни не умели прятаться за чужие спины.

Они уверенно шли в бой, потому что боролись не за иллюзорные, а за постоянные, высшие, истинно человеческие ценности. Артема выгоняли из школы за честность и принципиальность, за то, что не хотел кривить душой. И, конечно, восстановили, потому что было кому защитить его - тому же любимому директору школы. Так мог ли такой бескомпромиссный человек искать легких путей на фронте? Он взорвал себя вместе с мостом, потому что иначе поступить не мог...

Писатель-фронтовик Б.Л.Васильев написал о том, как сформировалось поколение победителей фашизма. О том, почему наша победа была неизбежной. О том, какие уроки, какой опыт передали всем последующим поколениям юноши и девушки, шагнувшие из школ в войну в 1941 году.

Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть рассказывает о самом трудном и прекрасном времени в жизни - о юности. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком.

Эта повесть взволновала меня до глубины души, на многое открыла глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Она читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Мне и моим сверстникам было весьма полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.

Цели:

  • Познакомить учащихся с произведением “Завтра была война”, расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя;
  • Развивать умение видеть особенности композиции, умение через художественную деталь приходить к проблематике произведения.
  • Воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта …

Оборудование:

  • портрет писателя Б. Васильева,
  • магнитофонная запись песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова “Как молоды мы были…”, танго “Утомленное солнце”.

Ход урока

…Имей сердце, имей душу,
и будешь человек во всякое время.

Д. И. Фонвизин.

1. Сообщение цели урока:

У: Сегодня мы с вами поразмышляем о проблеме нравственного выбора, которая может встать перед любым из нас и которая, в далеком сороковом, встала перед героями повести Б. Васильева “Завтра была война”.

Кроме этого попытаемся рассмотреть произведение с точки зрения литературоведения, вспомнив известные вам понятия композиции, сюжета, жанра произведения.

2. Слово учителя: Поколение, к которому принадлежит Б. Васильев, родившийся в 1924 году, сразу за школьным порогом ждала война. Вглядитесь в этот портрет: задумчивые глаза, высокий лоб, складка между бровей… Перед нами лицо рано повзрослевшего человека. Борис Васильев, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем-то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под минометным огнем противника, теряя на этой войне друзей и близких. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться и были жестоко оборваны.

Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под его пера такие произведения, как “А зори здесь тихие”, “В списках не значился”, “Встречный бой”… .

Эта тема всегда будет болью отзываться в людской памяти, ибо нет на Руси семьи, не пострадавшей в годы Великой Отечественной войны, юбилей Победы которой мы отметили в прошлом году.

3. У: Повесть “Завтра была война” - яркое и уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но во всей русской литературе.

Давайте осмыслим название “ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА”.

В: Какое время предполагает слово ЗАВТРА?

О: Будущее.

В: А глагол какого времени стоит рядом?

О: Глагол БЫЛА – прошедшего времени.

У: В названии - парадокс. А что такое парадокс?

Смотрим запись на доске:

Парадокс – 1. Это мнение, противоречащее здравому смыслу. 2. Странное мнение, не совпадающее с общепринятым.

В: Чем вызвано парадоксальное название?

О: Особенностями композиции повести.

В: Что такое композиция?

У: Давайте посмотрим, как же построено это произведение.

На доске схема построения произведения:

В: Какие части произведения называются эпилогом и прологом?

О: Пролог – вводная часть, эпилог – заключительная часть.

В: Давайте вспомним, как называется такой вид композиции?

О: Композиция с обрамлением.

О: Герой, убеленный сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие.

(Выразительное чтение учителем отрывка из пролога со слов: “Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать…” на фоне тихо звучащей песни “Как молоды мы были”).

В: О чем узнаем в прологе?

О: Знакомимся с действующими лицами.

(Чтение подготовленным учеником отрывка со слов: “Наша компания…”.)

У: Обратимся к эпилогу, где мы узнаем о дальнейшей судьбе героев книги не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

(Чтение подготовленным учеником отрывка из эпилога со слов: “Девятый “Б”, - и голос его сорвался…”.)

Свой первый бой герои книги выдержали еще до войны.

В: Что же за испытание, в ходе которого они сделали свой нравственный выбор, выпало на долю горестно знаменитого 9 “Б” в далеком 40-м.

(Ответы учащихся)

У: История с Викой Люберецкой, трагедия ее семьи поставила тех шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать тот нравственный выбор, который диктовала им совесть. Да, это были непростые сороковые годы, отмеченные печатью сталинских репрессий. Танго “Утомленное солнце”, великие стройки пятилеток… Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но врывается сюда страшное настоящее.

(Чтение учителем отрывка из поэмы “Реквием” А. А. Ахматовой “Это было, когда улыбался только мертвый…” на фоне тихо звучащей записи танго “Утомленное солнце”.)

“Черные маруси” - это машины, которые увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать свой выбор: либо отречься от него, либо пережить свой круг ада страданий и унижений.

Так в одну темную осеннюю ночь увезли отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

В: Какой же выбор был у Вики?

(Ответы учащихся).

В: Что выбрала Вика?

О: Смерть.

У: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась, не успев начаться. Но не менее трудным был выбор и у ее одноклассников: остаться с Викой до конца или отречься от нее.

Одноклассница Вики Искра Полякова тоже сделала свой выбор.

В: Почему нам важно отношение именно Искры Поляковой? Что это за человек?

(Ответы учащихся).

В: Как назвал ее директор школы?

О: Хороший человек.

В: Как к Вике относилась Искра? Почему?

В: Как воспринимает жизнь Искра Полякова?

В: Почему Искра решила перевоспитывать Сашку Стамескина?

В: Как Искра относилась к дружбе?

(Ответы учащихся)

У: Вика Люберцкая назвала Искру максималисткой, так как до общения с семьей Люберецких девочка всегда знала ответы на все вопросы. Сомнений для нее не существовало, так как ее мать – товарищ Полякова, убежденная коммунистка – считала все сомнения душевной слабостью. Трагедия Вики заставила Искру задуматься, разум и душа вступили в конфликт.

В: Что впервые заставило усомниться ее в своих прежних убеждениях?

(Ответы учащихся).

У: Искра всегда была очень искренней девочкой, и Вика Люберецкая оценила это: именно ей было адресовано прощальное письмо, где Вика объясняла причину своего поступка.

В: Почему Вика своим последним адресатом выбрала Искру?

(Ответы учащихся)

У: Судьба 9 “Б” класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось девятнадцать человек, остальные погибли в войну, погибли, как герои.

4. Подведение итогов.

В: Что такое нравственный выбор?

В: Приходилось ли вам в жизни делать подобный выбор?

В: О чем заставила задуматься книга Б. Васильева “Завтра была война”?

(Ответы учащихся)

У: Каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.

В этой статье мы рассмотрим одно из лучших творений Бориса Васильева - повесть «Завтра была война». Краткое содержание произведения будет интересовать нас в первую очередь. Также поговорим о теме и идее.

О чем эта повесть

Книга была написана в 1972 году, но в печать не вышла, так как ее запретила цензура. Впервые повесть смогли прочитать только в перестройку. «Завтра была война» (краткое содержание представим ниже) - произведение, основанное на реальных событиях, так как в нем описываются судьбы одноклассников писателя.

Повесть рассказывает о становлении личности, о взрослении ребенка, о том, как он постепенно формируется и преображается. Пролог и эпилог отделены от основных событий десятками лет, это уже не воспоминания автора о прошлом, а голос из настоящего. В них Васильев дает понять, что юность - самое лучшее время в человеческой жизни. Родители не должны вмешиваться во взросление отпрысков. Их удел - воспитывать детей, но как только те вырастают, они уже не вправе что-либо менять. Родителям остается одно - любить их.

«Завтра была война»: краткое содержание по главам. Пролог

Начинается произведение с воспоминаний о 9 «Б» классе, в котором автор учился. В память о былых временах у него осталась лишь старая фотография. Ее подбила всех сделать Искра Полякова, неутомимая активиста. Из всего класса в живых, кроме автора, осталось только 19 человек. Возникают перед внутренним взором писателя и другие товарищи - спортсмен Пашка Остапчук, изобретатель Валька Александров, робкая Лена Бокова, легкомысленная Зина Коваленко.

Вспоминает он тихого Зининого отца, у которого вся спина была исполосована шрамами - память о Гражданской войне, и мать Искры, ходившую в кожанке и высоких сапогах. Эту женщину дети побаивались, но не знали, что у нее в таких же шрамах была душа.

Глава первая. Судьба Сашки Стамескина

Начинается описанием осени повесть «Завтра была война» Васильева (краткое содержание по главам представлено в статье). Зина Коваленко, пока родителей нет дома, разглядывает свое тело в зеркале и понимает, что стала женщиной. В этот момент раздается звонок в дверь - пришла Искра Полякова, «совесть класса», которую Зина слегка побаивалась. Идеалом для Искры была ее мать, товарищ Полякова, служившая комиссаром. Недавно девочка узнала, что ее мать - очень несчастная женщина, когда застала ту ночью плачущей, за что была выпорота солдатским ремнем.

Искра пришла к Зиночке рассказать о том, что Сашка Стамескин бросает школу. Занятия с этого года будут платными, а мать Сашки растит сына одна, и лишних денег у них нет. Искра считала Стамескина личным достижением, так как еще год назад он был двоечником и хулиганом, и только ее влияние помогло образумить его.

Зиночка нашла выход: Стамескина можно устроить на авиационный завод, при котором открыта вечерняя школа. Вскоре дело было улажено, и Сашку взяли на работу.

Глава вторая. Артем Шефер

Начинается произведение знакомством с группой подростков-одноклассников (это подтверждает и краткое содержание). «Завтра была война», вопреки названию, рассказывает о жизнях и судьбах детей, а не о военных действиях.

Героем этой главы стал Артем Шефер, который увлекался легкой атлетикой и книгами. Лишь один недостаток не позволял ему стать отличником - мальчик «скверно говорил», не мог отвечать на уроках устно. А все было из-за Зиночки, в которую Артем был влюблен. Под взглядом девочки его язык костенел. Эту тайну знал один Жорка Ландыс, его лучший друг.

Все лето Шефер работал чернорабочим, и весь заработок собирался потратить на празднование шестнадцатилетия. В назначенный день у Артема собралась большая компания, возглавляла которую Искра. Гости играли в фанты, танцевали и читали стихи. Вика Люберецкая выбрала что-то из «упадочного» Есенина. Искре так понравилось, что она попросила у одноклассницы потрепанный томик на время.

Глава третья. Валендра

Немаловажная ценность повести в том, что она прекрасно рисует советское время. Составить представление о жизни довоенной страны поможет даже краткое содержание. «Завтра была война» описывает именно мирное время.

Ребята учились в многоэтажной школе, которую построили совсем недавно. Сначала директором назначили Валентину Андроновну, которую дети звали Валендрой. Она навела казарменный порядок в школе. Но через полгода на ее место назначили Николая Ромахина, который вернул все как было и распорядился повесить зеркала в женских уборных. Валендра была очень зла.

Зиночка случайно рассказывает Валентине Андроновне о стихах Есенина. Девочка опасается последствий и отправляется к Люберецким, чтобы предупредить.

Глава четвертая. Кого выбрать?

В каждом учебном году Зина выбирает для себя нового возлюбленного. При этом ее целью было не понравиться объекту воздыхания, а мечтать о взаимности и страдать от ревности. Однако в этом году влюбиться у нее не получилось. Дело было в том, что она никак не могла выбрать среди трех претендентов, одним из которых был Юра, первый красавец в школе. В метаниях Зиночка написала 3 одинаковых письма к разным адресатам. Но ни одно отправить сразу не решилась. За несколько дней раздумий два послания она потеряла, и одно из них случайно нашла Валендра. Учительница отнесла находку к директору, но тот просто сжег письмо.

В это же время дружеские отношения между Искрой и Сашкой переросли в нечто большее. Как-то, гуляя по парку, они поцеловались.

Глава пятая. Арест

Можно увидеть устроенный и налаженный быт многих людей, читая краткое содержание («Завтра была война»). Ничего не предвещает грядущей трагедии. Дети взрослею, влюбляются, радуются жизни.

Красавец Юра приглашает Зину в кино на вечерний сеанс. Родители бы не отпустили девочку, но в этот день они были на работе. После просмотра фильма Юра предложил посидеть где-нибудь. Зина вспомнила про укромную скамеечку в кустах у дома Люберецких.

Пока молодые люди там сидели, к дому подъехал черный автомобиль, из которого вышли трое мужчин. Они вошли в тот подъезд, где жила Вика. Через какое-то время они вывели и посадили в машину отца Люберецкой. Зина побежала к Искре и обо всем ей рассказала. Девочка предела случившееся маме. Полякова отправляет в ЦК письмо, в котором защищает арестанта.

Глава шестая. Враг народа

Подходит к своей кульминации повести, а следовательно, и наше краткое содержание. «Завтра была война» - произведение, которое нельзя назвать соцреалистическим, так как оно обнажает и неприглядные стороны советской власти. Именно поэтому книга так долго находилась под запретом.

Искра и Зина договорились не рассказывать об аресте никому. Но Юра разболтал всем о случившемся. Ребята решили, что это неправильно, и задумали отомстить ему. Вызвав первого красавца в котельную, Артем начинает с ним драку. Когда «дуэль» окончилась, ребята отправились к Вике, чтобы поддержать ее.

Валендра пишет на директора доносы, из-за которых тот получает выговор. Учительница обвиняет и Артема, намекая на то, что драка была политической. Но Зина вступается за друга, сказав, что это она стала причиной ссоры. Валендра пытается заставить Искру исключить Вику из комсомола на общем собрании. Девочка отказывается. Позднее Сашка рассказывает, что Люберецкого объявили врагом народа за то, что он продал разработку нового самолета немцам.

Глава седьмая. Неожиданная смерть

Есть и весьма трагические моменты в повести «Завтра была война» (краткое содержание по главам). Васильев не идеализирует свое прошлое, несмотря на то, что читает это время лучшим в жизни.

По школе разносится слух о скором увольнении Ромахина. Также становится известно о том, что на ближайшем школьном совете Вика будет исключена. За день до собрания девочка зовет друзей к себе на дачу. Но дом был опечатан, и ребята разожгли костер рядом и сидели разговаривая. На берегу реки Вика позволила Жорке, давно в нее влюбленному, поцеловать себя.

На следующее утро состоялось собрание, но Люберецкой на нем не было. Зину посылают за подругой, девочка возвращается и рассказывает, что та умерла.

Глава восьмая. Похороны

Продолжается наше краткое содержание («Завтра была война» Бориса Васильева). Сутки велось расследование смерти Вики. Девочка оставила записку, в которой говорилось, что она отравилась снотворным. Похоронами занялась мама Артема. Но машину достать не удалось. Тогда директор закрыл в день похорон школу и вместе с другими старшеклассниками нес гроб через весь город. Искре мать запретила «устраивать панихиду», но она не выдержала и на кладбище громко читала стихи Есенина. Мальчики посадили на могиле куст шиповника. Только Сашка не пришел на похороны.

Дома Искру за непослушание мать собиралась выпороть, но девочка пригрозила, что уйдет. Полякова очень любила дочь, поэтому не стала ее наказывать.

Глава девятая. Развязка

Как можно заметить, нет и строчки о Велико Отечественной в произведении «Завтра была война» (содержание книги доказывает это).

Искра получает бандероль от Вики. В ней было две книги (Грина и Есенина) и письмо. В послании она рассказала, почему решилась на такой шаг - ей легче было умереть, чем отказаться от отца. Сашка, гуляя с Искрой, стесняется ее, так как девочка общалась с «дочерью врага народа». Девочка в слезах убегает домой.

Директора увольняют и даже собираются исключить из партии. Но власть Валендры длится недолго. Мать Зины помогает Ромахину вернуться на прежнее место.

Вскоре оправдывают Люберецкого. Сашка прибегает в класс с этим известием. Ребята решают всем классом сходить к нему, чтобы рассказать о последних дня дочери. Люберецкий сначала не понимает, что 45 детей делает у него под окном. Но постепенно завязывается разговор, Зина предполагает, что виноват во всех бедах високосный год. Следующий должен стать намного лучше. Однако девочка ошиблась - следующим годом был 1941-й.

Эпилог

С тех пор прошло 40 лет. Автор едет на встречу выпускников в родной город. Из их большой компании живы только Зина, Пашка Остапчук и Валька. Шефер погиб, подрывая мост, Жора был летчиком и не вернулся с войны. Ромахин руководил подпольем, связным которого была Искра. Обе Поляковы были повешены немцами.

У Зины родилось двое сыновей - Жора и Артем. Стамескин выбился в люди, стал директором авиазавода. А Пашка, носивший прозвище Эдисон, теперь часовщик, хотя в детстве ему пророчили судьбу великого изобретателя.

Так оканчивается повесть «Завтра была война» Васильева. Краткое содержание, разумеется, не может передать эмоций и силы оригинала, но дает представление о сюжете и героях.




Top