Женщина, держащая плод. Список использованной литературы

8 мая 1903 на острове Хива-Оа во Французской Полинезии в возрасте 54 лет умер от сифилиса Эжен Анри Поль Гоген. Отец, о котором забыли собственные дети, писатель, ставший посмешищем парижских журналистов, художник, осмеянный современниками, он и подумать не мог, что после смерти его картины будут стоить десятки тысяч долларов. В нашем обзоре 10 картин великого художника, на которых изображены таитянки, дарившие Гогену любовь, радость и вдохновение.

1. Таитянские женщины на побережье (1891)


Таитянские женщины на побережье. 1891 год. Париж. Музей Д" Орсэ.

На Таити Поль Гоген написал более 50 картин, лучших своих картин. Особой темой для темпераментного живописца были женщины. Да и женщины в сравнении с чопорной Европой на Таити были особенными. Французский писатель Дефонтен писал: «Угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность - и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них - опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью ».

2. Парау Парау - Беседа (1891)


На этой картине рукой самого Гогена сделана надпись, которая с языка островитян переводится как «сплетни». Женщины сидят кружком и заняты беседой, но будничность сюжета картины не лишает её таинственности. Эта картина не столько несколько конкретная реальность, сколько образ вечного мира, а экзотика природы Таити – всего лишь органичная часть этого мира.

Органичной частью этого мира стал и сам Гоген – он не переживал из-за женщин, не влюблялся и не требовал от местных дам того, чего они не могли дать ему изначально. После расставания с любимой женой, оставшейся в Европе, он утешался любовью телесной. Благо, таитянки дарили любовь любому неженатому мужчине, достаточно было только показать пальцем на понравившуюся барышню и заплатить её «опекуну».

3. Её зовут Вайраумати (1892)


И всё же на Таити Гоген был счастлив. Особенно вдохновенно ему работалось, когда в его хижине поселилась 16-летняя Техура. За смуглую девушку с волнистыми волосами её родители взяли с Гогена совсем немного. Теперь по ночам в хижине Гогена тлел ночник - Техура боялась призраков, ждущих своего часа. Поль каждое утро приносил воду из колодца, поливал огород и становился к мольберту. Гоген был готов жить так вечно.

Как-то Техура рассказала художнику о тайном обществе Ареои, пользовавшемся особым влиянием на островах и считавших себя адептами бога Оро. Когда Гоген узнал о них, он загорелся идеей написать картину о боге Оро. Картину художник назвал "Её зовут Вайраумати".

На картине сама Вайраумати изображена восседающей на ложе любви, а у её ног свежие плоды для её возлюбленного. За спиной Вайраумати в красной набедренной повязке сам бог Оро. В глубине полотна видны два идола. Весь придуманный Гогеном таитянский пейзаж призван олицетворять любовь.

4. Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)


У названия картины «Манао Тупапау» два значения – «она думает о привидении» и «привидение думает о ней». Повод к написанию картины Гогену дала бытовая ситуация. Он уехал по делам в Папеэте, а вернулся домой только поздно ночью. Дом был окутан мраком, потому что масло в лампе закончилось. Когда Поль зажёг спичку, он увидел, что Техура дрожит от ужаса, вцепившись в кровать. Привидений боялись все туземцы, и поэтому они по ночам не гасили в хижинах свет.

Эту историю Гоген внёс в свою записную книжку и прозаически закончил: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии».

5. Жена короля (1896)


Картину «Жена короля» Гоген написал во время своего второго пребывания на Таити. Таитянская красавица с красным веером за головой, который является знаком королевского рода, заставляет вспомнить о "Олимпии" Эдуарда Мане и "Венере Урбинской" Тициана. Зверь, крадущийся по склону, символизирует женскую загадочность. Но самое главное, по мнению самого художника, а картине цвет. «...Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью», - писал Гоген одному из своих друзей.

6. Эа хаэре иа оэ - Куда идешь? (Женщина, держащая плод). (1893 г.)

Title="Эа хаэре иа оэ - Куда идешь? (Женщина, держащая плод). 1893.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. " border="0" vspace="5">


Эа хаэре иа оэ - Куда идешь? (Женщина, держащая плод). 1893.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

В Полинезию Гогена привела романтическая мечта о полной гармонии – в мир таинственный, экзотический и не абсолютно непохожий на Европу. Он видел воплощение вечного ритма жизни в ярких красках Океании, а сами островитяне были для него источником вдохновения.

Название картины с языка племени маори переводится как приветствие "Куда идешь?". Самый, казалось бы простой мотив приобрёл практически ритуальную торжественность. Тыква (так островитяне переносили воду) на картине стала символом таитянского рая. Особенность этой картины - ощущение солнечного света, материализуется который в смуглом теле таитянки, которая изображена в красно-огненном парео.

7. Те авае но Мариа - Месяц Марии (1899 г.)


Картина, главной темой которой стало цветение весенней природы, была написана Гогеном в последние годы жизни, которые он провёл на Таити. Название картины – Месяц Марии – связано с тем, что в католической церкви все майские службы были связаны с культом девы Марии.

Вся картина проникнута впечатлениями художника от экзотического мира, в который он погрузился. Поза женщины на картине напоминает скульптуру с храма на острове Ява. На ней белое одеяние, считающееся символом чистоты и у таитян, и у христиан. Художник в этой картине соединял различные религии, создавая образ первозданности.

8. Женщины на берегу моря (материнство) (1899 г.)


Картина, созданная Гогеном в последние годы жизни, свидетельствует о полном уходе художника от европейской цивилизации. Эта картина вдохновлена реальными событиями – Пахура, таитянская возлюбленная художника в 1899 году родила ему сына.

9. Три таитянки на желтом фоне. (1899)


Ещё одна из последних работ художника – «Три таитянки на желтом фоне». Она полна загадочных символов, которые не всегда можно расшифровать. Не исключено, что художник закладывал в это произведение некую символическую подоплеку. Но при этом полотно это декоративное: полная гармония ритмичных линий и цветовых пятен, пластика и грация в позах женщин. На этой картине художник изобразил мир с той естественной гармонией, которую цивилизованная Европе утратила.

10. «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») (1892)


В начале 2015 года картина Поля Гогена «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») стала самым дорогим произведением живописи – она ушла с аукциона за $300 миллионов. Полотно, принадлежавшее швейцарскому коллекционеру Рудольфу Штехелину, датируется 1892 годом. Факт продажи шедевра он подтвердил, на сумму сделки не озвучивал. СМИ удалось выяснить, что купила картину организация Qatar Museums, которая покупает произведения искусств для музеев Катара.

Специально для ценителей живопись и для тех, кто только знакомится с мировыми шедеврами, .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Краткая биография Поля Гогена
  • 2. История создания картины «Женщина, держащая плод»
  • 3. Анализ картины
  • 4. Картина «Женщина, держащая плод» в Эрмитаже
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Художники считали, что цвета должны смешиваться не на палитре, как повелось в живописи еще со времен Зевксида, а непосредственно в глазу зрителя картины. Математически выверенные, соотнесенные между собой чистые цвета следовало наносить на холст точечным мазками (фр. рointiller -- писать точками.) Однако, точечное письмо в пуантилизме -- простой технический прием. Главное -- это само разделение (division), под которым, по мнению П. Синьяка необходимо понимать сложную систему гармонии -- не только общей, но и «духовной гармонии, о которой импрессионисты не заботились». Понимание гармонии у дивизионистов максимально сближено с некоторыми восточными духовными традициями, увлекавшими в то время многие европейские умы.

В конце 1880-х гг. заявляет о себе такое постимпрессионистическое направление, как Понт-авенская школа (П. Гоген, Э. Бернар, Л. Анкетен и др.) и ее синтетический постимпрессионизм. Художники понт-авенцы призывали живописца следовать «таинственным глубинам мысли». Основной целью гогеновской живописной системы синтетизма являлось раскрытие символов бытия через форму и цвет изображаемого предмета. Упрощенные, обобщенные формы и линии, ритмически расположенные крупные цветовые плоскости, четкие контуры -- характеризуют живопись этого течения импрессионизма.

В данной работе рассматривается история картины П.Гогена «Женщина, держащая плод», относящаяся к таитянскому периоду в творчестве художника и выполненная в манере постимпрессиоизма.

1. Краткая биография Поля Гогена

Поль Гоген - французский живописец, график, скульптор, представитель постимпрессионизма, близкий к символизму, создатель понт-авенской эстетической школы, а также живописной системы «синтетизма». В юности служил моряком, работал биржевым маклером. В 35 лет оставил работу и целиком посвятил себя живописи. Около 10 лет прожил на Таити и Маркизских островах. Изображая сочную полнокровную красоту Океании с ее обилием цветов и плодов, Гоген создавал в своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населен духовно цельными людьми, живущими в гармонии с природой. Писал также религиозные и аллегорические композиции. Работал в области графики, скульптуры, керамики. Принимал участие в выставках импрессионистов, однако при жизни признания не получил. Произведения Гогена несли в себе многие черты складывавшегося стиля «модерн» и оказали влияние на творческие поиски мастеров группы «Наби» и живописцев начала XX в.

Поль Эжен Анри Гоген родился в 1848 г. в Париже в семье редактора одной из столичных газет. В 1849 г. в связи с неблагоприятной политической обстановкой семейство отправляется в Южную Америку к родственникам Алины Гоген, матери Поля. В пути от разрыва аневризмы умирает отец Поля. Некоторое время вдова с двумя детьми живет у своего дяди в Перу, однако, испугавшись назревающей революции, семья возвращается в Орлеан, где в 1855 г. Поль поступает в пансион.

После окончания учебы Поль определяется учеником штурмана на торговое судно, затем отбывает моряком воинскую повинность. После демобилизации Гоген работает биржевым маклером, в свободное время занимаясь живописью. В 1873 г. Гоген женится на молодой гувернантке из Дании Мете Софии Гад, которая в последующие десять лет родила ему пятерых детей.

Всерьез увлекшись живописью, Поль посещает академию Колоросси. В 1876 г. его пейзаж «Лес в Вилофоре» был принят в Салон. На выставке импрессионистов в 1881 г. Гоген выставляет «Этюд обнаженной натуры», вызвавший благосклонную реакцию критиков.

В 1883 г. Поль оставляет работу и целиком отдается живописи. Это приводит художника к разрыву с семьей, нищете и скитаниям. В 1886 г. он живет в Понт-Авене, в 1887 -- на Панаме и острове Мартиника, в 1888 -- работает в Арле с Ван Гогом. В этот период были написаны «Кафе в Арле», «Видение после проповеди», «Желтый Христос».

Сблизившись с символистами, Гоген, а также работавшие под его влиянием художники (так называемая «понт-авенская школа») пришли к созданию своеобразной живописной системы -- синтетизма, использующей обобщение и упрощение форм и линий. Дальнейшее развитие эта система получила в картинах, написанных Гогеном на островах Океании Перрюшо, А. Жизнь Гогена. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - С.89 .

Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству Древней Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам.

В 1891 г., увлекаемый мечтой об идеальном обществе, художник едет на Таити. Хотя на поверку колониальная действительность оказалась весьма далекой от утопической мечты Гогена, -- тем не менее, в своих полотнах он создает ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми, живущими в единстве с природой («Пейзаж с павлинами», «Женщины Таити» («На пляже»), «А, ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод», «Около моря»). Художник и здесь живет в нищете и, чтобы хоть как-то наладить свой быт, обзаводится женой, тринадцатилетней таитянкой Техурой. В счастливый медовый месяц Гоген пишет свою знаменитую картину «Дух умершего бодрствует». Тогда же был создан «Таинственный источник» -- цикл картин по мотивам древнетаитянской религии и мифов.

Осенью 1893 г. Гоген вернулся в Париж и сразу приступил к организации выставки, однако здесь его ожидал полный провал: экспозиция вызвала всеобщее недоумение и презрение. От неминуемой нищеты и унижений Гогена спасло наследство умершего дяди. Художник вернулся к светской жизни и приступил к написанию книги о «неиспорченных детях природы» («Ноа-Ноа» -- «Благоухающий остров»). В этот краткий период пребывания во Франции Гоген пишет серию картин с изображением бретонских крестьян и пейзажей (Пейзаж в Бретани. Мулен-Давид, 1894, Орсе, Париж, Бретонские крестьянки, 1894, Орсе, Париж), несколько портретов.

В сентябре 1895 г. Гоген возвращается на Таити. Узнав, что Техура вышла замуж, он берет себе новую жену -- Пахуру. Гоген в это время страдает рядом болезней. В периоды улучшения он пишет картины («Жена короля», «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», «Никогда больше»).

В 1897 г. из Дании приходит сообщение о смерти дочери Алины. Духовные и физические страдания толкнули художника на самоубийство. В результате неудавшегося суицида Гоген на целый год оказался прикованным к постели. Оправившись от болезни, он продолжает работать («Белая лошадь», «Женщины на берегу моря» («Материнство»), «<Две таитянки», «Месяц Марии», 1899, Эрмитаж, СПб).

В 1901 г. художник перебирается на Маркизские острова, где строит свой последний приют -- «Веселый дом», хозяйкой которого стала четырнадцатилетняя Ваехо. В последние годы жизни Гоген создает картины «Варварские сказания», «И золото их тел», «Всадники на берегу», «Девушка с веером»; спешно заполняет дневник воспоминаниями и размышлениями («До и после»).

Гоген создал целый ряд скульптурных произведений («Техура»). Работал в области графики (Три фигуры, 1898, Национальная библиотека, Париж).

2. История создания картины «Женщина, держащая плод»

гоген живописец женщина постимпрессионизм

Рубеж XIX-XX веков - это период новых технических открытий; появления новых видов транспорта и ускорение ритма жизни; урбанизации, индустриального прогресса и промышленной революции и, в связи с этим, время переосмысления ценностных ориентиров, нарастания тревоги, духовного диссонанса, ожидания катастрофы. Миропонимание человека изменяется, его жизнь становится неустойчивой и лишенной гармонии, в поисках которой ему и помогало в тот период искусство.

Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы - синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой.

Творчество Поля Гогена предлагает свою модель идеального мира, обретения гармонии, выхода за пределы замкнутого существования в качестве одного из «винтиков» общества. Различные точки зрения, с которых Гоген имел возможность познать и почувствовать жизнь, позволили ему составить разностороннее представление о европейском обществе Шевелева, Н. Очарование экзотики / Н. Шевелева // Искусство. - 2006. - №20. .

Цивилизация в мировоззрении Гогена была антиподом природы, «антиприродой». В своей книге «Ноа Ноа» Гоген писал: «Цивилизация мало-помалу отходит от меня... Да, старый цивилизованный человек отныне действительно уничтожен, умер! Я возрождался, вернее, во мне заново возникал человек сильный и чистый!». По мысли Гогена, в современности существуют два противоположных мира: мрачное царство цивилизации, где человек потерян в своем ожидании надвигающейся социальной катастрофы, и живая стихия природы, источник радости и света Перрюшо, А. Жизнь Гогена. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - С.166 .

Океанийская природа очаровала художника своими яркими красками, но, привыкший к иным цветовым сочетаниям, он долго не решался передать на полотне то, что видел своими глазами. Гоген вначале больше наблюдал, делал этюды, зарисовывая характерные позы таитян, их фигуры и лица. Только через несколько месяцев, когда художник, наконец, понял характер майорийцев, овладел новой формой и новой пластикой, он приступил к серьезной работе. Никогда раньше Гоген не испытывал такого творческого подъема. Он создает один шедевр за другим. За первый год художник выполнил 44 работы -- портреты, обнаженные фигуры, пейзажи, резьба по дереву, несколько скульптур. А накануне отъезда, весной 1893 г., у него уже 66 полотен.

Вскоре после прибытия в Океанию Гогеном овладело желание написать крупным планом фигуру таитянки, Евы туземного рая. Гоген создает несколько произведений на эту тему: «Прекрасная земля», «Куда идешь?» и «Женщина, держащая плод». Последняя картина из собрания Эрмитажа принадлежит к главным шедеврам первого пребывания художника на Таити.

В образе женщины с плодом в руках исследователи узнают черты Техаманы, таитянской жены Гогена. Родители девушки охотно отдали ее за европейца, считая его выгодной партией. Техамане было всего 13 лет, но, по таитянским понятиям, она уже созрела для замужества. Даже по европейским меркам она была красива: удивительно нежная кожа, большие выразительные глаза, черные, как смоль, волосы по пояс. Гоген был очарован ею. Преданная, любящая и в то же время не очень разговорчивая, она не только не мешала художнику работать, но всячески помогала ему.

«…Я снова принялся за работу, и счастье поселилось в моем доме… Золото лица Техаманы заливало радостью и светом внутренность жилья и весь окрестный пейзаж. Как хорошо было утром пойти вместе освежиться в соседнем ручье, так в раю, несомненно, делали первый мужчина и первая женщина».

Техамана становится героиней многих работ Гогена. Изображая ее в картине «Женщина, держащая плод» более зрелой, художник, возможно, хотел представить ее такой, какой она должна была стать со временем. Смуглое тело таитянки передано намеренно плоскостно. Единая непрерывная линия, охватывающая всю фигуру, делает ее весомой и объемной. Желтый орнамент на красной юбке вторит узору, образуемому листьями деревьев над головой женщины, и сама она кажется неотъемлемой частью этой вечной природы. Как ни плодотворна была работа на Таити, болезнь и нужда заставляют художника вернуться во Францию. С тяжелым сердцем покидает он Техаману и тот светлый мир, который на короткое время здесь открылся ему. Он вернется на остров через два года - на этот раз навсегда, чтобы навечно слиться с благоуханной землей.

3. Анализ картины

Портрет как жанр у Гогена нередко сочетается с пейзажным жанром, поскольку на сочетании одного жанра живописи с другим складывалась главная тема искусства Гогена - «созвучие человеческой жизни с животным и растительным миром в композициях, в которых большую роль играет великий голос земли». Героиней большинства полотен мастера является прекрасная, дикая и загадочная таитянская женщина. Именно через ее величественный и гибкий образ Гоген передает свое пантеистическое видение мира. Так, в полотне «Женщина, держащая плод» совершенно обыденный бытовой мотив художник превратил в возвышенно-эстетический. На первом плане изображена молодая девушка, таитянка в возрасте невесты, в ярко-красном парео, держащая бережно, словно ребенка, плод тропического растения. В некотором отдалении от нее, на фоне хижин, сидят ее подруги, внимательно смотрящие на зрителя. Стиль этой работы намного мягче и естественнее предыдущих полотен мастера. Рисунок почти утратил былую резкость, а линия приобрела гибкость и живость. Посредством композиции Гоген ненавязчиво объединил плоскостные ритмичные мотивы, смягчив границы контрастных цветов. Колорит картины изыскан; благодаря разнообразию теплых розовых оттенков она словно подернута знойным маревом.

Силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.

У эрмитажной картины есть таитянское название, данное ей Гогеном. Оно переводится: «Куда идешь?». Этот вопрос островитяне задают встречным. Ответ должна дать главная героиня картины. Плод в ее руках -- это тыква, употреблявшаяся как сосуд для воды. Если присмотреться, то можно даже различить веревочку, за которую держат сосуд. Значит, таитянка идет по воду. Но ведь вода у многих народов -- это символ жизни, а тыква, у китайцев, например, служила знаком связи двух миров, земного и небесного. Техамана, изображенная Гогеном, была беременна, и это объединяет присутствие сосуда и воды, а также таитянки с младенцем -- мотив материнства Поль Гоген // Искусство. - 2007. - №6. .

Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Картины Гогена по своей плоскостности, орнаментальности и яркости красок напоминают декоративные ткани и в известной степени - искусство восточных народов. Кроме того, Гоген вызвал своим творчеством большой интерес к культуре неевропейских народов, и это составляет его несомненную заслугу.

Гогена поразила на Таити статуарная неподвижность людей, которая вызывала ощущение неизменности бытия и была в полном согласии с представлениями художника о первозданном мире. Поэтому и в картинах Гогена позы таитян всегда спокойны, устойчивы, гармоничны. Женщина, держащая плод, может, кажется, простоять века, не шелохнувшись. Это придает особый оттенок таитянскому названию картины «Еу хаэре иа ое» («Иди!»).

Природа как фон представлена в первозданном виде и непрерывно развивается по естественным законам мироздания. Она воплощает идеальное природное пространство, выступающее посредником между человеком и Абсолютом, в котором присутствует божество. Человек, который способен полностью соединиться с космическим ритмом природы, вернуться к первозданному состоянию, получает особую благодать, способность преображаться и преображать самому.

Актуально-исторический аспект художественной идеи данного произведения заключается в конкретной представленной модели острова Таити как райского острова, жители которого уже получили благодать. Таитянки гармонично существуют внутри своей родной природы, с рождения встраиваясь в определенный космический ритм существования.

Отбрасывая случайное, художник стремится выявить в полотнах тот духовный мир, то настроение, которое содержится в окружающей природе. Искусство - это обобщение, которое надо уметь извлечь из натуры, - таков основной тезис Гогена. И он находит формы и образы, наиболее полно передающие характерное во внешнем облике, манере поведения таитян. Отсюда частое повторение в ряде картин аналогичных поз, жестов, лиц, отсюда и несколько вариантов одной композиции. Казалось бы, сюжетно картины Гогена просты, в них ничего не происходит - люди сидят, стоят, лежат. Но ни одна не является повторением натуры, хотя все построено на реальных наблюдениях.

4. Картина «Женщина, держащая плод» в Эрмитаже

Зал 316 Эрмитажа полностью посвящен картинам Гогена, написанным во время его пребывания на Таити. В том числе там находятся «Весна священная» (написана в Париже) и «Женщина, держащая плод». Считается, что на последнем полотне изображена его таитянская жена.

О появлении в России «Женщины, держащей плод» известно немного. В 1908 г. И.А. Морозов купил ее у знаменитого торговца картинами Воллара за 8 тысяч франков - цена по тому времени очень высокая.

После того как 19 декабря 1918 года был подписан декрет о национализации морозовского собрания, оно стало доступно широкой публике Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи М.: 2006 - С.127 . Но в музей собрание сразу преобразовано не было, штата сотрудников не имелось, и бывший владелец по воскресеньям, утром, при помощи родных и прислуги сам показывал собрание, давая пояснения.

11 апреля 1919 года собрание И.А. Морозова было превращено во Второй Музей новой западной живописи и 1 мая открыто для публики. В начале лета бывший владелец дома на Пречистенке бесследно исчез. В доме на Пречистенке произведен обыск. Печати на стальной кладовой и несгораемых сейфах оказались в сохранности, картины и скульптуры тоже в неприкосновенности. Вся коллекция (страховая стоимость только ста наиболее ценных французских картин превышала полмиллиона) осталась на своих местах в полной целостности и сохранности. Бывший владелец, как значилось в протоколе МЧК, «с семьей отмечен как выбывший в июне 1919 года в Петроград».

Лишенный колоссального состояния - фабрики, земель, коллекции, превращенной во Второй музей новой западной живописи, Иван Абрамович, под влиянием жены, принял решение переехать в Швейцарию. Спустя два года, 22 июня 1921 года, И.А. Морозов скоропостижно скончался в возрасте пятидесяти лет в Карлсбаде.

В 1928 году в бывший морозовский особняк из Большого Знаменского переулка было перевезено собрание С.И. Щукина. А в каталоге ГМНЗИ 1929 года от имен прежних владельцев уже остались лишь инициалы: «Щ» и «М». Объединенные в Государственный музей нового западного искусства коллекции просуществовали в этом помещении до их расформирования в 1948 году, когда в разгар борьбы с космополитизмом постановлением правительства ГМНЗИ был ликвидирован. Обреченные на уничтожение, коллекции по счастливой случайности удалось спасти и их разделили между собой ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

Коллекции Морозова хранились в запасниках, поскольку современное французское искусство в СССР, считалось неподходящим для развития вкуса советского человека Матвеева Е. Роньшин В. История живописи. В 12 томах. Том 10. (раздел о коллекционерах) СПб.: Лабиринт, 2007 . И только в средине 50-х годов коллекции стали вновь обретать заслуженное внимание. В частности, творчество Поля Гогена таитянского периода было выставлено в Эрмитаже только в 1963 году.

Заключение

В творчестве Поля Гогена представлен особый путь выхода из кризиса мировоззрения, достижения некоего равновесия посредством коренного изменения жизни, обращения к естественному порядку. Другие мастера искусства также предлагают свои методы преодоления неустойчивости рубежного мироощущения, и исследование искусства становится, таким образом, еще и поиском наиболее корректного варианта возвращения к гармоничному существованию человека в эпоху глобальных перемен в обществе, что актуально и в настоящее время.

Картина «Женщина, держащая плод», относится к таитянскому периоду творчества Гогена. Она была исполнена в Полинезии, куда художника привела романтическая мечта о естественной гармонии жизни. Экзотический, полный таинственности мир, не похожий на Европу. Впечатления от ярких красок и буйной растительности Океании, от облика и быта таитян стали для живописца источником вдохновения.

В обыденном эпизоде из жизни островитян художник видит воплощение вечного ритма жизни, согласия человека и природы. Стоящая на первом плане таитянка с плодом в руке - Ева этого туземного рая.

Отказавшись от правил традиционной живописи, а затем и от импрессионистической манеры, мастер создал собственный стиль. Уплощенность пространства, ритмические повторы линий, форм и цветовых пятен, чистые краски, положенные крупными массивами, создают повышенный декоративный эффект.

Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн, оказали влияние на творческие поиски мастеров группы «Наби» и других живописцев начала XX века. Гоген работал также в области скульптуры и графики.

Список использованной литературы

1. Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи М.: 2006 - 280 с.

2. Матвеева Е. Роньшин В.. В 12 томах. Том 10. (раздел о коллекционерах) СПб.: Лабиринт, 2007

3. Перрюшо, А. Жизнь Гогена / Анри Перрюшо. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - 400 с.

4. Поль Гоген // Искусство. - 2007. - №6.

5. Шевелева, Н. Очарование экзотики / Н. Шевелева // Искусство. - 2006. - №20.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Личное счастье, профессиональный успех и тяжелые болезни Пьера Огюста Ренуара - французского живописца, графика и скульптора, одного из основных представителей импрессионизма. Отношение современников к творчеству художника, его прекрасные картины.

    презентация , добавлен 04.03.2013

    История создания картины "Всадница", изображенные на ней персонажи. Жизненный путь и творчество К. Брюллова, особенности его портретов. Художественный анализ картины: композиционная схема, цветовое решение, эмоциональное наполнение, мастерство живописца.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2013

    Творчество Сезанна. Винсент Ван Гог - классик постимпрессионизма. Живописные искания Поля Гогена. О художнике и его творениях в разрезе его вклада в мировую культуру. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения.

    реферат , добавлен 21.05.2003

    Гоген Поль как французский живописец, скульптор и график. Выставки импрессионистов, участие Гогена в них. Краткая биографическая справка из жизни живописца. Пребывание на Таити, работы Поля. "Натюрморт с мандолиной" 1885 г. "Аликаны в Арле" 1888 г.

    презентация , добавлен 19.10.2014

    Краткая биография Поля Делароша - знаменитого французского исторического живописца. Предпосылки формирования авторского стиля художника. Перечень основных работ Поля Делароша. Анализ особенностей творчества художника, его последователи и ученики.

    реферат , добавлен 15.02.2012

    Серия картин с изображением подсолнухов как самые знаменитые произведения голландского художника Винсента Ван Гога. Основные вехи биографии живописца. История создания картины "Ваза с двенадцатью подсолнухами". Описание картины, гипотезы о подлинности.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2012

    Композиционные, стилистические и цветовые особенности масштабной картины "Плот Медузы" французского художника Теодора Жерико. Сюжетная связь полотна с романом Дж. Барнса, который повествует о крушении фрегата и страданиях терпящих бедствие людей на плоту.

    творческая работа , добавлен 11.01.2012

    Ознакомление с историей жизни и творчества Эдварда Мунка. Рассмотрение возможных источников вдохновения норвежского художника. Тема одиночества в работах молодого экспрессиониста. История создания и описание картины "Крик"; ее роль в мировой культуре.

    реферат , добавлен 07.04.2014

    Исследование жизненного пути и творчества великого испанца Сальвадора Дали. Проведение экскурсии в Музее современного искусства города Нью-Йорк. Анализ сюжета картины "Постоянство памяти". История создания произведения. Выяснение скрытого смысла картины.

    контрольная работа , добавлен 28.07.2015

    Биография В.И. Сурикова – исторического живописца и жанриста. Живопись художника в московском храме Спасителя. Композиция и сюжет картины "Боярыня Морозова". Психологизм полотна "Утро стрелецкой казни". Тема Сибири в картине "Покорение Сибири Ермаком".

Поль «Женщина, держащая плод», 1893

«Женщина, держащая плод» ярко иллюстрирует своеобразие творческого метода, с которым художник подходил к изображению людей, за что, впрочем, часто подвергался критике и обвинениям в смещении и нарушении пропорций. Искусствоведы отмечают, что «Женщина, держащая плод», вкупе с рядом других картин, написанных Гогеном в Полинезии, отличается яркой цветовой палитрой, нарочитой экзотической декоративностью и необыкновенной поэтичностью. Формы человеческих фигур, изображённых на картине, статичны; неподвижен и тропический пейзаж, на фоне которого они находятся. В этом проявляется неразрывная связь между людьми и окружающей их средой, которая всегда была присуща работам Гогена. Работая над станковой картиной, художник всегда старался решить её декоративно: плавные контуры, рисунок тканей.

Главный персонаж картины - таитянка, держащая в руках плод, - является, по мнению ряда искусствоведов, олицетворением Евы. Часто обращавшийся к религиозной тематике в своих работах, Гоген видел в жительницах Таити первобытность и экзотичность, представлявшие собой, на его взгляд, неотъемлемые атрибуты этой библейской героини. «Женщина, держащая плод» - не единственная картина полинезийского периода, на которой Гоген изобразил полуобнажённую женщину с тропическим фруктом. Последний, в свою очередь, не только играет роль «запретного плода», в христианстве символизирующего грех, но и отсылает к теме материнства и продолжения жизни, а также плодовитости и изобилия. Расположение персонажей картины на заднем плане также имеет скрытый смысл, перекликаясь с центральной фигурой: девушка, находящаяся слева от центральной героини - незамужняя, а женщина справа - с ребёнком на руках. В последнем обстоятельстве исследователи видят намёк ещё и на то, что на момент создания «Женщины…» Техура была беременна от Гогена.

Положения, принятые девушками на заднем плане, похожи на позы персонажей персидских миниатюр, где люди традиционно изображались на корточках, тогда как напоминающий волну элемент в нижнем левом углу написан в духе традиционной японской живописи. Вместе с тем некоторые детали картины явно позаимствованы художником у самого себя. В частности, фигура девушки, сидящей напротив хижины, скопирована с полотна 1892 года «Когда выйдешь замуж?» (она также встречается на гогеновских картинах «Чёрные свиньи» и «Te Fare Hymenee»). Вторую юную таитянку, наполовину скрытую стволом дерева, а также женщину с ребёнком, стоящую вдалеке, можно обнаружить среди рисунков Гогена, выполненных графически - последнюю живописец изобразил на одной из страниц своего таитянского дневника.

История создания картины «Женщина, держащая плод»

гоген живописец женщина постимпрессионизм

Рубеж XIX-XX веков - это период новых технических открытий; появления новых видов транспорта и ускорение ритма жизни; урбанизации, индустриального прогресса и промышленной революции и, в связи с этим, время переосмысления ценностных ориентиров, нарастания тревоги, духовного диссонанса, ожидания катастрофы. Миропонимание человека изменяется, его жизнь становится неустойчивой и лишенной гармонии, в поисках которой ему и помогало в тот период искусство.

Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы - синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой.

Творчество Поля Гогена предлагает свою модель идеального мира, обретения гармонии, выхода за пределы замкнутого существования в качестве одного из «винтиков» общества. Различные точки зрения, с которых Гоген имел возможность познать и почувствовать жизнь, позволили ему составить разностороннее представление о европейском обществе Шевелева, Н. Очарование экзотики / Н. Шевелева // Искусство. - 2006. - №20..

Цивилизация в мировоззрении Гогена была антиподом природы, «антиприродой». В своей книге «Ноа Ноа» Гоген писал: «Цивилизация мало-помалу отходит от меня... Да, старый цивилизованный человек отныне действительно уничтожен, умер! Я возрождался, вернее, во мне заново возникал человек сильный и чистый!». По мысли Гогена, в современности существуют два противоположных мира: мрачное царство цивилизации, где человек потерян в своем ожидании надвигающейся социальной катастрофы, и живая стихия природы, источник радости и света Перрюшо, А. Жизнь Гогена. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - С.166.

Океанийская природа очаровала художника своими яркими красками, но, привыкший к иным цветовым сочетаниям, он долго не решался передать на полотне то, что видел своими глазами. Гоген вначале больше наблюдал, делал этюды, зарисовывая характерные позы таитян, их фигуры и лица. Только через несколько месяцев, когда художник, наконец, понял характер майорийцев, овладел новой формой и новой пластикой, он приступил к серьезной работе. Никогда раньше Гоген не испытывал такого творческого подъема. Он создает один шедевр за другим. За первый год художник выполнил 44 работы -- портреты, обнаженные фигуры, пейзажи, резьба по дереву, несколько скульптур. А накануне отъезда, весной 1893 г., у него уже 66 полотен.

Вскоре после прибытия в Океанию Гогеном овладело желание написать крупным планом фигуру таитянки, Евы туземного рая. Гоген создает несколько произведений на эту тему: «Прекрасная земля», «Куда идешь?» и «Женщина, держащая плод». Последняя картина из собрания Эрмитажа принадлежит к главным шедеврам первого пребывания художника на Таити.

В образе женщины с плодом в руках исследователи узнают черты Техаманы, таитянской жены Гогена. Родители девушки охотно отдали ее за европейца, считая его выгодной партией. Техамане было всего 13 лет, но, по таитянским понятиям, она уже созрела для замужества. Даже по европейским меркам она была красива: удивительно нежная кожа, большие выразительные глаза, черные, как смоль, волосы по пояс. Гоген был очарован ею. Преданная, любящая и в то же время не очень разговорчивая, она не только не мешала художнику работать, но всячески помогала ему.

«…Я снова принялся за работу, и счастье поселилось в моем доме… Золото лица Техаманы заливало радостью и светом внутренность жилья и весь окрестный пейзаж. Как хорошо было утром пойти вместе освежиться в соседнем ручье, так в раю, несомненно, делали первый мужчина и первая женщина».

Техамана становится героиней многих работ Гогена. Изображая ее в картине «Женщина, держащая плод» более зрелой, художник, возможно, хотел представить ее такой, какой она должна была стать со временем. Смуглое тело таитянки передано намеренно плоскостно. Единая непрерывная линия, охватывающая всю фигуру, делает ее весомой и объемной. Желтый орнамент на красной юбке вторит узору, образуемому листьями деревьев над головой женщины, и сама она кажется неотъемлемой частью этой вечной природы. Как ни плодотворна была работа на Таити, болезнь и нужда заставляют художника вернуться во Францию. С тяжелым сердцем покидает он Техаману и тот светлый мир, который на короткое время здесь открылся ему. Он вернется на остров через два года - на этот раз навсегда, чтобы навечно слиться с благоуханной землей.

Портрет как жанр у Гогена нередко сочетается с пейзажным жанром, поскольку на сочетании одного жанра живописи с другим складывалась главная тема искусства Гогена - «созвучие человеческой жизни с животным и растительным миром в композициях, в которых большую роль играет великий голос земли». Героиней большинства полотен мастера является прекрасная, дикая и загадочная таитянская женщина. Именно через ее величественный и гибкий образ Гоген передает свое пантеистическое видение мира. Так, в полотне «Женщина, держащая плод» совершенно обыденный бытовой мотив художник превратил в возвышенно-эстетический. На первом плане изображена молодая девушка, таитянка в возрасте невесты, в ярко-красном парео, держащая бережно, словно ребенка, плод тропического растения. В некотором отдалении от нее, на фоне хижин, сидят ее подруги, внимательно смотрящие на зрителя. Стиль этой работы намного мягче и естественнее предыдущих полотен мастера. Рисунок почти утратил былую резкость, а линия приобрела гибкость и живость. Посредством композиции Гоген ненавязчиво объединил плоскостные ритмичные мотивы, смягчив границы контрастных цветов. Колорит картины изыскан; благодаря разнообразию теплых розовых оттенков она словно подернута знойным маревом.

Силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.

У эрмитажной картины есть таитянское название, данное ей Гогеном. Оно переводится: «Куда идешь?». Этот вопрос островитяне задают встречным. Ответ должна дать главная героиня картины. Плод в ее руках -- это тыква, употреблявшаяся как сосуд для воды. Если присмотреться, то можно даже различить веревочку, за которую держат сосуд. Значит, таитянка идет по воду. Но ведь вода у многих народов -- это символ жизни, а тыква, у китайцев, например, служила знаком связи двух миров, земного и небесного. Техамана, изображенная Гогеном, была беременна, и это объединяет присутствие сосуда и воды, а также таитянки с младенцем -- мотив материнства Поль Гоген // Искусство. - 2007. - №6..

Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Картины Гогена по своей плоскостности, орнаментальности и яркости красок напоминают декоративные ткани и в известной степени - искусство восточных народов. Кроме того, Гоген вызвал своим творчеством большой интерес к культуре неевропейских народов, и это составляет его несомненную заслугу.

Гогена поразила на Таити статуарная неподвижность людей, которая вызывала ощущение неизменности бытия и была в полном согласии с представлениями художника о первозданном мире. Поэтому и в картинах Гогена позы таитян всегда спокойны, устойчивы, гармоничны. Женщина, держащая плод, может, кажется, простоять века, не шелохнувшись. Это придает особый оттенок таитянскому названию картины «Еу хаэре иа ое» («Иди!»).

Природа как фон представлена в первозданном виде и непрерывно развивается по естественным законам мироздания. Она воплощает идеальное природное пространство, выступающее посредником между человеком и Абсолютом, в котором присутствует божество. Человек, который способен полностью соединиться с космическим ритмом природы, вернуться к первозданному состоянию, получает особую благодать, способность преображаться и преображать самому.

Актуально-исторический аспект художественной идеи данного произведения заключается в конкретной представленной модели острова Таити как райского острова, жители которого уже получили благодать. Таитянки гармонично существуют внутри своей родной природы, с рождения встраиваясь в определенный космический ритм существования.

Отбрасывая случайное, художник стремится выявить в полотнах тот духовный мир, то настроение, которое содержится в окружающей природе. Искусство - это обобщение, которое надо уметь извлечь из натуры, - таков основной тезис Гогена. И он находит формы и образы, наиболее полно передающие характерное во внешнем облике, манере поведения таитян. Отсюда частое повторение в ряде картин аналогичных поз, жестов, лиц, отсюда и несколько вариантов одной композиции. Казалось бы, сюжетно картины Гогена просты, в них ничего не происходит - люди сидят, стоят, лежат. Но ни одна не является повторением натуры, хотя все построено на реальных наблюдениях.




Top