Женские герои русских народных сказок. Герои русских народных сказок

Копировать
Русские народные сказки с их удивительными героями знакомы нам всем с малых лет.

Русские народные сказки являются самым любимым и популярным жанром русского фольклора и знакомят читателей с историей и культурой своих предков.Русские народные сказки — это кладезь народной мудрости. В своей занимательной, увлекательной форме, они содержат глубокий поучительный смысл. Благодаря русской народной сказке , дети открывают окружающий мир, знакомятся с понятиями чести и совести, на примере взаимоотношений сказочных героев учатся добру и справедливости.

Русские народные Сказки можно условно разделить на три вида: волшебные, о животных, и бытовые, сатирические. Все они пришли к нам из тех далеких времен, когда всем природным явлениям и вещам давали магическое, сакральное объяснение. Поэтому многие мифологические герои, такие как Водяной, Кикимора Болотная, Леший, русалки и домовые связаны со стихийными силами природы и языческими поверьями.

Главный герой в русской народной сказке обычно сочетал в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность. Иван-Царевич, богатыри, крестьянский сын Иван – дурак, Емеля, все они проходили испытания и невзгоды, и в конце Русской народной сказки побеждали злые силы. Нередко, положительного героя сопровождали помощники, серый волк, символизирующий ум и хитрость, или конь, олицетворяющий собой преданность и верность.


Женские образы, которые встречаются в сказках, также обладали добротой, светлым умом, мудростью и нежностью. Василиса Премудрая, Елена прекрасная, Марья — Царевна, Снегурочка были наделены не только очень красивой внешностью, но и чистой душой.

Положительным героям Русские народной сказки , как правило, противостояли темные силы, загадочные и коварные персонажи. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник — самые популярные сказочные злодеи, которые приносили людям вред, умели колдовать и выражали собой представление народа о жестокости и алчности.

Героями русских народных сказок часто выступали звери и птицы, которые жили и действовали как люди. В каждой сказочной истории с животными иносказательно описаны человеческие типажи, с их разными характерами и пороками. Эти сказочные персонажи многочисленны — медведь, волк, заяц, коза, петух, курица, кот, свинья, журавль и цапля, и, конечно же, хитрая лиса, которая встречалась в русских сказках чаще всех остальных.

Русские народные сказки настолько уникальны своей поэтичностью и содержанием, так ярко передают дух русского человека, что со временем интерес к ним не уменьшается. Хоть и более современным языком, сказки продолжают рассказывать в семьях и экранизируют мультипликаторы, заставляя детей и взрослых смеяться и сопереживать их героям.

Иван-дурак

Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных персонажей Русских народных сказок . По некоторым версиям, имя с эпитетом дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.

По другим версиям, «дурак» — это его имущественный статус. Поскольку он — третий сын, ему не положена доля в наследстве (остается в дураках). Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу… Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с жреческими обязанностями.

Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику.

Емеля

Емеля — персонаж русской народной сказки «По щучьему веленью». К серьёзным делам семьи Емелю не допускают. Он чрезвычайно ленив: невесткам приходится подолгу упрашивать его выполнить любую, даже несложную работу. Единственное, что может сподвигнуть его на действие — это обещание гостинцев, на которые он падок. В этом заключается скрытая, на первый взгляд незаметная ирония, имя Емельян, по одной из версий, в переводе с латыни означает «трудолюбивый». Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив, сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу (щука становится «волшебным помощником» деревенского дурачка).

Сначала Емеля использует приобретенный дар в бытовых целях — заставляет вёдра идти за водой, топор — рубить дрова, дубинку — колотить недругов. Кроме того, он передвигается на самодвижущихся санях без лошади, а впоследствии управляет печкой (так как не хочет оставить любимую лежанку). Езда на печи — один из ярких эпизодов сказки. Интересно, что, управляя своими транспортными средствами, Емеля безжалостно давит людей («А зачем они под сани лезли?»). Среди фольклористов существует мнение, что эта деталь указывает на царскую природу Емели, который до поры до времени остается «тёмной лошадкой», а впоследствии обнаруживает свою героическую, незаурядную сущность.

Ба́ба-Яга́

Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах — таким образом, она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Выделяют три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

Кощей (Кащей)

Кощей связан со стихией воды: вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.

Кощея Бессмертного представляли в виде скелета, увенчанного короной, с мечом, сидящего на лошади-скелете, а называли Кощея Костеем Бездушным. Он, по поверьям, сеял ссоры и гнев, а его лошадь олицетворяла погибель всего домашнего скота. Она распространяла разнообразные болезни, убивающие домашних животных.

В тексе Русские народные сказки врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно. У Кощея много врагов, но мало кто из них переживал встречу с ним.

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника.

Змей Горыныч

Змей Горыныч - многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

Многоголовость змея - непременная его черта. В разных сказках количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост — стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей - ещё и Змей Горыныч и живёт в горах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

Жар-птица

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина.

Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней: жар – птица как олицетворение огня, света, солнца. Она питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.

Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Дед Мороз

Дед Мороз (Дедко Морозко) — персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду; в современности — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, местный вариант рождественского дарителя.

Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) — славянский мифологический персонаж, повелитель зимнего холода. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замёрзшие слова. Волосы — снежные облака. Супруга Мороза — сама Зима. Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами.

Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой, Снегурочкой.

Первоначально имел в своём гардеробе только синюю (преимущественно) и белую шубы, но в середине XX века был переодет в красную шубу. Изменение цвета костюма играло две роли: с одной стороны красный цвет являлся национальным цветом СССР, с другой красный цвет перекликался с цветом шубы Санта-Клауса, который был популярен в Европе.

Снегурочка

Снегурочка — новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Весны.

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. В русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказка играет в жизни человека значительную роль. Это то, что он слышит одним из первых после рождения; она же сопровождает его на следующих этапах взросления. Сказки любят не только дети, но и взрослые. Их глубокий философский смысл дает возможность по другому взглянуть на обычные вещи; понять принципы добра и зла; научиться верить в чудо и не забывать о собственной роли.

Нравственные ценности передаются через характерных персонажей, каждый из которых имеет свой народный прототип.

Заяц

Зайчик-побегайчик, зайчишка серенький, косой - как только не называют зверька в русских народных сказках. Его наделяют трусливым, но в то же время дружелюбным характером. Сказочный заяц обладает хитростью, ловкостью и изворотливостью. Яркий пример - сказка «Лиса и заяц», где маленький зверек из трусливого животного превращается в смекалистого героя, сумевшего обмануть даже злого волка и помочь своим друзьям.

В природе зайцы действительно обладают осторожными повадками, которые помогают им избегать зубов хищников. Эту особенность животного знали и наши предки.

Лиса

Хитрая, изворотливая, умная, коварная, злопамятная...Какими чертами только не наделяют лису в сказках. Она обманывает зверей, ищет всюду выгоду, не боится людей. Лиса дружит с сильными, но только для своей выгоды.

В образе животного воплощена хитрость. Народным прототипом можно считать нечестного, вороватого, но в то же время умного человека. Лису боятся, презирают и одновременно уважают. Об этом свидетельствует обращение к ней в сказках как Лиса Патрикеевна, Лисичка-Сестричка.

Волк

Волк в русских сказках воплощает злость. Он охотится на более слабых животных; не всегда поступает хитро. Недальновидностью волка пользуются другие персонажи. В сказке «Лисичка сестричка и серый волк» грозного хищника обманула рыжая плутовка, а в «Трех поросятах»

его смогли обвести вокруг пальца безобидные свинки.

Наши предки ассоциировали волка также со смертью. Ведь в природе этот хищник считается своеобразным санитаром леса, который охотиться на слабых и больных животных. А человеческим прототипом волка может считаться тот, кто слишком злой, жадный и мстительный.

Медведь

Сказочный медведь - это хозяин леса. Он сильный, грубый, неповоротливый и не совсем умный. Считается, что в образе медведя простой народ хотел показать помещиков. Поэтому в сказках это животное часто обманывают более слабые животные, с которым ассоциируются обычные люди.

В то же время, в сказках можно встретить и другой образ медведя: доброго, спокойного, честного и свободолюбивого. Достаточно вспомнить, как помог мишка заблудившейся девочке Маше в одноименном произведении.

Мужик (крестьянин)

Образ мужика в сказках имеет разное значение. В одних произведениях он выступает как олицетворение трудового народа: несколько простоват, все время работает, не мирится с несправедливостью богатых хозяев. С другой стороны, в мужике нашли воплощение такие черты, как мудрость и хитрость. Он трудолюбив, небогат, но намного хитрее и изворотливее помещиков и генералов.

Баба-Яга

Избушка на курьих ножках, черный кот, ступа и метла - главные атрибуты любой сказочной Бабы-Яги. Эта старушка одновременно и злая (чего только стоят ее угрозы), и добрая (помогает в трудных ситуациях). Она мудрая, волевая, целеустремленная. Может быть советчицей, а может и нести угрозу.

Образ Бабы-Яги в русских сказках - один из самых неоднозначных и спорных. Она олицетворяет матриархальные черты. У наших предков Баба-Яга была тесно связана с родом.

Кощей-Бессмертный

В сказках его образ можно увидеть в трех ипостасях: колдуна с особой силой, царя подземного мира и старика, который может быть мужем Змеихи или другом Бабы Яги. Обладает необычными способностями: превращает героев в животных и птиц. Победить его можно только благодаря определенным ритуалам (при помощи волшебного коня, палицы, сжигания). Несмотря на свое имя, он совсем не бессмертный, ведь его погибель находиться на кончике иглы (или, как вариант, в яйце), которые надежно спрятаны.

Народный прототип Кощея - властный, злой, хитрый и подлый человек, наделенный магическими свойствами.

Иван-дурак

Вопреки неоднозначному имени, Иван вовсе не является олицетворением глупости, даже если его и называют в произведении дураком. В сказках он является младшим из сыновей, который часто ничем не занимается, ленится, но многого достигает в жизни, благодаря хитрости и удачи. Это положительный герой, воплощающий черты того, чтобы людям хотелось иметь. Некая мечта, где без особых усилий, по воле случая, все удается: и богатым стать, и принцессу в жены взять. Наши предки в образе Ивана-Дурака хотели показать удачливого человека.

Иван-Царевич

В отличие от Ивана-Дурака, которому все достается просто и без усилий, Иван Царевич для достижения своей цели должен преодолеть много преград, показав свою силу, ум и умения. Царевичем он становится не только по факту рождения, о котором даже не догадывается, а по заслугам. Как и Иван-Дурак, он чаще всего является младшим из братьев, только царских кровей.

Кикимора

Кикимора в сказках может выступать в образе некрасивого существа неопределенного возраста (это и девушка, и старушка и даже мужчина). Является олицетворением нечистой силы. Она старается укрыться от людей, но живет вблизи жилых домов или на болоте. Ее задание - пакостить и пугать.

Мифологическое значение кикиморы у наших предков - человек, который ушел из жизни неправедным путем. Поэтому его душа не находит покоя.

Водяной

Водяной является хозяином воды. Это полустарик-полурыба. Живет возле мельниц, в омуте и полынье. Пугает людей и затаскивает их на дно; ломает мельницы и топит скот. Но водяного можно обмануть, победить хитростью.

Русские народные сказки – это значительный элемент национальной истории, через призму которого можно рассмотреть не только народ, как целостное образование, но и его отдельные стороны. Веру в добро и зло, справедливость, семейные устои, религиозные воззрения, осознание собственного места в окружающем мире. Русская народная сказка всегда несет в себе обучающий компонент, скрывая его под оболочкой легкого, незатейливого повествования.

Герои русских народных сказок – это собирательные образы наиболее типичных народных черт. Широта русской души, воспетый пословицами авось или дурак, богатеющий думками – все находит отражение в фольклорных повествованиях. Какую бы сказку мы ни взяли, кругом сокрыт глубинный смысл. Нередко, под личиной неуклюжего косолапого медведя, доверчивого зайца или хитрой лисицы можно увидеть пороки человеческого характера, гораздо отчетливее, чем это было бы заметно во «взрослых» повествованиях.

Ведь не даром же говорят – сказка ложь, да в ней намек…

Герои животные в русских народных сказках тесно связаны с представлениями о мире древних славян. Близкое соседство с естественной средой, обширными лесами и долинами полноводных рек, поселило в сказках типичных представителей окружающего ландшафта – лисиц, медведей, волков, зайцев. Крупный и мелкий рогатый скот, также нередко выступает в роли сказочных персонажей. Особенно в тех случаях, когда подчеркивается культ домашнего очага, благоденствия, семейности (например, в сказке Крошечка-Хаврошечка ). Почитается и домашняя птица (Курочка Ряба ), и мелкие грызуны (Мышка Норушка ).

Важно помнить, что умение не просто слушать, а слышать и понимать то, что сокрыто в русских народных сказках , также ценно, как и, к примеру, понимание иностранного языка. Сами по себе слова-символы не имеют значения. Гораздо важнее, какую глубину они в себе хранят. И, раз уж сохранились, пережили смутные и сытые времена сказочные предания, значит они и в самом деле кладезь народных знаний.

Список героев русских народных сказок

1. Баба ЯГА

Злая баба в мифологии славянских народов. Выступает в качестве отрицательного героя. Наделена волшебной силой. Ее основные атрибуты: черный кот, избушка на курьих ножках, ступа с помелом.

В различных сказках образ Бабы Яги носит различную эмоциональную окраску. Иногда она противостоит главному герою; в некоторых случаях поддерживает, наставляет его; реже — сама выступает против зла.

Баба Яга — очень древний мифологический образ. Он позволяет иначе взглянуть на быт и философию наших предков.

Сказки про Бабу Ягу:

2.Василиса Прекрасная

Собирательный идеализированный образ женского начала в сказках. Сочетает ум – житейскую мудрость и красоту. Считается дочерью Морского Царя , и достается главному герою в награду за победу над злом. Другие наименования: Елена Премудрая, Василиса Премудрая, Марья Искусница, Марья Моревна. Часто меняет образы, перевоплощаясь в животных.

Василиса — очень древний славянский образ, идеализирующий женское начало. Внимательно прочитывая сказочные сюжеты, можно узнать много нового о древних общественных институтах, взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.

Сказки про Василису Прекрасную (Премудрую):

3. Водяной

Повелитель водной стихии в представлении славянских народов. Причем, в противовес Морскому Царю , владычествует над стоячими, затхлыми водами: омутами, болотами, полыньями. Обычно изображается в виде старика с рыбьими чертами, длинной косматой бородой, облаченного в тину.

Предания о Водяном очень разнообразны. Он могуществен и, несмотря на свой скверный нрав, благоволит пчеловодам. Не трогает он и рыбаков, готовых разделить с ним свой улов. А вот некрещеных или тех, кто забыл осенить себя крестным знамением перед купанием ни за что не жалеет.

Сказка про водяного:

4. Жар-Птица

Огненная птица; обычно – объект поиска главного героя сказки . Ее нельзя взять голыми руками. Пение Жар-Птицы исцеляет больных, возвращает молодость, отгоняет печали. Способна давать своему обладателю несметные богатства.

5. Змей Горыныч

Мифический дракон в славянской мифологии. Обладает несколькими головами. Способен извергать пламя. Обитает в районе Огненной реки и стережет проход в Царство Мертвых . В сказках выступает как отрицательный персонаж, неотъемлемое звено равновесия сил добра и зла.

6. Иван-дурак

Комичный персонаж в русских народных сказках. Это собирательный образ беднейшего крестьянского сословия — неграмотного, бесхитростного и до безобразия простого в житейских делах. Именно за эти качества Ивану-дураку и воздается по заслугам. В этом образе немаловажную роль играет и поздний христианский культурный слой.

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)

7. Иван-царевич

Герой русских народных сказок. В большинстве сюжетов – положительный персонаж. Наименование «царевич» указывает скорее на царственность намерений и поступков, нежели на реальный титул. Обычно по сюжету выполняет непростое задание за которое получает вознаграждение.

8. Колобок

Главный герой одноименной русской народной сказки; скатанный шарик из теста, символ довольства и сытости русского народа . Для его приготовления используется ограниченное количество ингредиентов, но несмотря на это, Колобок получается румяным и аппетитным. В этом сокрыта главная мораль сказки . Правда в итоге, за свою самонадеянность, Колобка настигает расплата.

Но, все равно, подчеркивается – Хлеб всему голова.

9. Кот Баюн

Наделенное волшебной силой мифическое существо. Как правило, отрицательный герой . Обладает огромными размерами и способностью говорить человеческим голосом. «Баюн» означает говорун. Своими рассказами – сказками, кот может насмерть заболтать собеседника. Однако для того, кто сумеет приручить его или получить в качестве трофея, кот подарит вечное здоровье, молодость и силу.

10. Кощей (Кащей) Бессмертный

Тощий, сморщенный старик . Всегда отрицательный персонаж в сказках. Обладает волшебной силой. Бессмертен. Жизнь его заключена в несколько предметов, помещенных один в другой. Например, дуб, под ним пещера, там сундук, в сундуке — шкатулка, в шкатулке — яйцо, в яйце – игла . В мифологии славян охраняет проход в Царство Мертвых. Вступает в союз со Змеем Горынычем.
По сюжету сказки, нередко похищает невесту главного героя.

11. Курочка Ряба

Волшебная курица из одноименной сказки. Несет золотые яйца . Олицетворяет особую роль домашних животных в крестьянском хозяйстве. Рассудительна и мудра. Показывает, что не всегда золото может быть важнее обыкновенного яйца , которое используется в пищу.

12. Леший

Хозяин леса, бесплотное или телесное существо . Способен менять облик. Перевоплощается в животных, деревья, карликов, великанов и даже принимает вид знакомых людей. Леший нейтрален . И в зависимости от своего отношения к герою, становится то добрым, то злым персонажем. Умеет эмитировать все звуки леса. Нередко приближение Лешего угадывают в шелесте листвы в безветренную погоду.

13. Лихо

Живое воплощение нелегкой человеческой доли , судьбы. Обычно предстает в образе одноглазого безобразного чудовища со слюнявой зубастой пастью. Прообразом Лиха в славянской мифологии являются греческие мифы об одноглазом Циклопе.

14. Мороз

Морозко, Дед Мороз. Это седобородый старец в длинной меховой шубе с посохом в руках. Является покровителем холода . Ему подчиняются снегопады, метели и вьюги. Обычно справедлив. Одаривает подарками тех, кто ему нравится. Помогает в трудных ситуациях и наказывает тех, кто этого заслуживает. Ездит на больших санях, запряженных тройкой лошадей.

(В западной традиции – Санта Клаус, ездит на санях с оленями ).

15. Морской Царь

Повелитель всех земных вод. Обладает несметными богатствами , оставшимися после затонувших в разные исторические эпохи кораблей. Живет Царь в огромном дворце в самой глубине моря. Его окружают морские девы , которые способны увлекать за собой моряков и просто случайно гуляющих по берегу мужчин. Царю подвластны шторма. Он по своей воле топит корабли.

16. Снегурочка

Внучка Деда Мороза. В славянской мифологии упоминается, как девочка, сделанная из снега . В зимний период Снегурочка веселится и ведет себя, как самый обыкновенный ребенок. А как только пригреет солнышко – тает, превращаясь в облачко до следующей Зимы.

Зима лето пугает, да всё равно тает.

17. Солдат

Герой русских сказок, лишенный всякой сверхъестественной силы. Является олицетворением простого русского народа . Как правило, после окончания службы, попадает в трудные ситуации, из которых ему помогают выбраться магические существа и предметы .

Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает, мороз прожигает, а он все такой же бывает.

18. Царевна-Несмеяна

Царская дочка , которая никогда не улыбалась. По замыслу сказок, главный герой придумывает, как рассмешить царевну и за это получает ее в жены, вместе с половиной царства .

Смех - не грех, коль приятен для всех.

19. Царевна-Лягушка

Обычно, под обликом Царевны-Лягушки скрывается Василиса Премудрая . Она вынуждена находиться в теле земноводного до той поры, пока ее не освободит главный герой. Обладает магическими способностями и житейской мудростью.

20. Чудо-Юдо

Необыкновенный сказочный персонаж, обитатель морей и океанов . Не несет ярко выраженной эмоциональной окраски (не добро и не зло ). Обычно воспринимается, как чудесная рыбина.

У сказок есть своя особая структура – в ее композиции постоянно используются устойчивые сюжеты и мотивы, встречаются герои сказок со своими неизменными функциями и способностями. Все мы помним популярные народные сказки с их троекратными повторами, с повторяющимися формулами «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Сказка – ложь, да в ней намёк…». Пространство в сказке условно и отдалено от реальности.

Герои сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Богатыри – изначально герои русских былин, но со временем они проникли и в народные сказки. Наиболее известен герой сказок Илья Муромец. Он воплощает в себе идеал героя-воина, который славится не только своей недюжинной физической силой, но также и особенными нравственными качествами, присущими настоящему богатырю: спокойствием, стойкостью, добродушием. В былинах и сказках этот богатырь является народным заступником. Вспомним, например, такое произведение как «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Также заслуживает упоминания благородный, но малоизвестный старинный герой русских сказок Руслан Лазаревич. Сюжеты и приключения, в которых он появляется, близки известным сюжетам с Ильей Муромцем.

Добрыня Никитич, как герой сказок, выступает надежным помощником князя, которому он, верно, служит долгие годы. Он выполняет личные поручения князя, например, спасти его дочь или племянницу. Добрыня отличается особенной храбростью – он сам решается выполнять задания, от которых отказываются остальные богатыри. Часто это герой сказки о змееборстве, равно как и Алёша Попович. Их приключения и те сюжеты сказок, в которых они появляются, крайне схожи друг с другом. Вспомним, например, такие сюжеты, как «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Все эти три былинных богатыря находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и в разных сказках по-разному проявляют свои сильные и благородные качества. Всем знакомы эти имена героев народных сказок. Алёша Попович является собирательным образом богатыря в русском фольклоре. В характере этого героя сказки мы видим смешение самых различных черт. В первую очередь Алеша отличается смелостью, но также он очень задорен и хитер. В его образе отразилась вся широта души русского человека, вся ее многогранность.

Любимый герой народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своем царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Иванушка-дурачок – также очень важный герой сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Важно отметить, что Иван-дурак обладает особым творческим умением – он играет на музыкальных инструментах (гуслях или дудочке), и в сказках часто придается большое значение его чудесному пению. В этом состоит его особенность, ведь не всегда положительные герои сказок способны сотворить нечто прекрасное самостоятельно, не прибегая к помощи волшебных животных или предметов.

Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип Чудесной невесты. Этот необыкновенный герой сказок отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок.

Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в, то, же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки. Добрый герой народных сказок проходит, суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

Как мы видим, положительные герои народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам. Ведь в русском фольклоре сказочные герои стремятся к свету, а добрые силы всегда одерживают верх.

Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран. Где ещё, как не здесь, можно увидеть в небе ковёр – самолёт, гуляя по лесу, встретить говорящих человеческим языком Серого Волка и Лису Патрикеевну, или же случайно набрести на ветхую избушку Бабы – Яги.

У русского народа неисчислимое количество сказок. Русский человек жил среди природы, леса стояли вокруг дремучие. Страшно было человеку в таком лесу, многое непонятно. Стараясь что-то объяснить, успокоить, развеселить себя, придумали наши предки сказы, легенды, предания, в которых героями были водяные, лешие, кикиморы, а ещё растения или животные.

А ещё сказки - хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий уровень говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый рассказывает о жизни в далёкие времена, затеняет истинных героев для получения сказочных персонажей, хорошо узнаваемых читателями и рассказчиками любого поколения.

Представляю вам десятку самых популярных сказочных героев русских народных волшебных сказок:

На 10 месте всем известная мастерица перевоплощения Царевна-лягушка, которая небезуспешно поучаствовала в одноимённой сказке.

На 9 месте чудо отечественного птицеводства великолепная и неподражаемая Жар-птица из сказки «Иван-царевич и Серый волк».

А на 8 месте житель дремучих лесов, порой добрый, временами злой, неповторимый Леший со сказкой «Королевич и его дядька».

На 7 месте дорогостоящая, необыкновенной красоты Золотая рыбка, умудрившаяся поучаствовать в двух сказках

«Золотая рыбка»,

«Золотой башмачок».

6 место занимает ужаснейшее чудовище с неопределённым количеством голов Чудо-Юдо поганое, натворившее бед в двух сказках:

«Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо»,

«Иван Быкович».

На 5 строчке нашего хит-парада гибрид человека и животного, немного глупый и ужасно жадный Чёрт. Он «засветился» в трёх поучительных сказках:

«Золотой топор»,

«Неумойка»,

«Заколдованная королева».

По праву занимает 4 место неутомимая лошадка Сивка-Бурка с тремя следующими сказками:

«Сивка-Бурка»,

«Свинка – золотая щетинка, утка - золотые пёрышки, золоторогий олень и золотогривый конь»,

Ну, вот мы добрались до тройки призёров нашего хит-парада.

Почётное 3 место занимает всем известный, стройный и ныне здравствующий Кощей Бессмертный. Этот старичок «попортил кровь» участников семи сказок:

«Царевна-лягушка»,

«Царевна-змея»,

«Кощей Бессмертный»,

«Елена Премудрая»,

«Марья Моревна»,

«Булат молодец»,

«Сказка о Кощее Бессмертном».

На 2 позиции нашего хит-парада всеми узнаваемая змея с растроением личности и пламенным характером, неподражаемый Змей Горыныч. Наследил он в 11 сказках:

«Заклятый царевич»,

«Хрустальная гора»,

«Иван-царевич и Марфа-царевна»,

«Никита Кожемяка»,

«Про глупого змея и умного солдата»,

«Кузьма Скоробогатый»,

«Звериное молоко»,

«Иван Горошко»,

«Чудесная рубашка»,

«Два Ивана солдатских сына»,

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».

Змей Горыныч связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом - с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, “русские полоны”; там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча - “змееныши”.

Ну, а победителем становится ужасно привлекательная девушка неопределённых лет, веселушка, хохотушка Баба Яга. Это самый часто встречающийся персонаж в русских народных сказках. Я насчитала 18сказок, но этот список можно ещё продолжить:

«Василиса Прекрасная»,

«Заколдованная королевна»,

«Падчерица и мачехина дочка»,

«Сказка о двух сёстрах»,

«Иван-царевич и Белый Полянин»,

«Марья Моревна»,

«Иван Быкович»,

«Свет Луна»,

«Благодарный мертвец»,

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»,

«Сказка о Кощее Бессмертном»,

«Баба Яга»,

«Терёшечка»,

«Гуси-лебеди»,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

«По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре»,

«Царевна-лягушка»,

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Вот так выглядит десятка самых популярных сказочных персонажей из русских народных сказок.

Прообразы героев русских народных сказок

Откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появились подобные сказочные образы?

Раскрою вам тайны самых популярных сказочных героев, которые вошли в тройку призёров.

Тайна Кощея Бессмертного.

Существует несколько версий.

Первая. В Энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что Кощей - это значит "пленник", "раб". Слово заимствовано из тюркского языка, и связано, скорее, с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, первоначально, кащеями назывались пленники злого колдуна или божества, а потом имя нарицательное стало именем собственным. И теперь мы знаем только одного Кощея - Бессмертного.

Вторая. Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана. Так в сказке «Кощей Бессмертный» - он говорит: «У меня смерть в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть».

Третья. Если смотреть на этот вопрос с мифологической точки зрения, то можно увидеть, что Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек Любовь и Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец - Иван-царевич, символ Солнечного Света и Теплого весеннего Грома с Дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает Смерть, и Весна приходит на Землю.

Теперь давайте попробуем представить себе, как выглядел, или мог выглядеть Кощей Бессмертный. В этом нам помогут сказки и рисунки к ним, сделанные художниками. Именно они создают тот образ, портрет героя, про которого мы читаем в книге или в сказке.

Я провела небольшой опрос среди своих друзей. В нем приняло участие 10 человек. Я спросила, каким вы представляете Кощея Бессмертного, и получила примерно один и тот же ответ. Все видят старого, очень худого, скорее тощего и костлявого человека, который напоминает скелет, обтянутый кожей. Но он не немощный старик, а очень сильный, можно сказать, жилистый. Ну а характер у него вредный, злой, сластолюбивый, жадный (скорее даже скупой), и он совершенно не вежливый, грубый и неблагодарный.

Конечно, у Кощея много богатств, золота, серебра разного. Он копит эти богатства, чтобы потом, возможно, сделать подарок на свадьбу своей невесте. Но так как он ворует невест у других женихов, а сам не выглядит молодым и красивым, то невесты все от него сбегают, в конечном счете, со своими настоящими кавалерами - царевичами и королевичами. Но это не указывает на то, что Кощей - скуп. Просто он бережлив и копит денежки на что-то очень для него важное.

До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем, во многом благодаря Пушкину и его строкам:

"Там Царь Кощей над златом чахнет. "

Кощей и по сей день остается одним из колоритнейших персонажей сказок, про которых пишут стихи, придумывают анекдоты и новые сказочные истории, даже ставят памятники, как в городе Суздали, например.

Образ Змея Горыныча.

Так же существует несколько версий, что послужило прообразом Змея Горыныча. Первая, наиболее популярная в народе версия, подразумевает под Змеем Горынычем орды захватчиков, накатывавшихся на Русь с южных степей, будь то половцы, татаро-монголы или иные кочевники. Объяснялась эта версия красиво, но малоубедительно. Мол, полчища кочевников многоголовым змеем накатывались на Русь, их лавина извивалась, подобно змею, а хитрый и подлый нрав татаро-монгол в точности повторял характер пресмыкающегося гада.

Но по последним научным данным, Змей Горыныч оказался не живым существом, а секретным оружием. Сопоставим описание Змея Горыныча с техническими характеристиками монгольского оружия.

Начнем с главного признака Змея Горыныча – пышущей огнем пасти («летит, из ноздрей пламя пышет»). Это описание как нельзя лучше подходит для огневых снарядов. Многоголовость Змея можно объяснить тем, что установки, посылавшие снаряды на неприятеля, сегодня назвали бы «установками залпового огня». Монгольские «катюши» выбрасывали десятки огненных шаров, которые с воем и шипением устремлялись на славянские укрепления. Крылья Змея Горыныча на поверку оказались стабилизаторами пороховых реактивных ракет. Ещё одним доказательством ракетной версии служит и тот факт, что Змей Горыныч всегда целенаправленно прилетает и разом обрушивается с неба, а не кружит над городами древней Руси, выбирая жертву. Отличительной чертой Змея Горыныча является его смерть от рук русских богатырей. Кровь Змея, согласно сказкам, - черная, и земля-матушка не хочет ее принимать, впитывать.

Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что отрицательный герой огромного количества русских сказок и былин был ничем иным, как ракетными войсками армии татаро-монгольских захватчиков.

Образ ужасно привлекательной девушки неопределённых лет, веселушки, хохотушки Бабы Яги.

Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о её проделках. В любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста. И герой обязательно ничего не сможет. Он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда.

Баба-Яга" - это странное имя имеет свою историю. "Баба" - это мать, главная женщина в древних культурах. "Яга" - огонь. Был глагол "ягать". " Ягать" - означало "кричать, вкладывая в этот крик все силы". Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала всё.

Помните, какая она? Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай - обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её - избушка на курьих ножках - прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека, его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева, корни которого очень напоминают куриную лапу - вот вам и избушка на курьих ножках!

Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок от такого прогревания часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель. Так что не такая уж Баба Яга страшная, как нам кажется.

Заключение.

Выполняя эту работу, я обогатила свой читательский опыт. Узнала много новых русских народных волшебных сказок.

Училась анализировать, выделять главное. Собрала, как мне кажется, интересный познавательный материал, который можно использовать на уроках литературного чтения, истории, окружающего мира.




Top