Живая история вий ужас по советски. Первый советский фильм ужасов «Вий

Фильм "Вий" (1967)

Экранизация "Вия" - один из моих любимых фильмов с детства) Сколько раз я его смотрела - не сосчитать))

Шедевральный фильм. Для меня это просто идеал мистического жанра. В ужасах меня пугают не кровь, не космические чудища - а именно эта жуть: загадочный хутор, старая одинокая церковь.

Эти погасшие внезапно свечи, кошки по углам, паутина, грозные лики святых, глухой звук захлопнувшейся крышки гроба. Что-то истинно славянское, старорусское, да еще прекрасная природа, хутор, дух украинский - все это создает великолепную, истинно гоголевскую атмосферу. Очень люблю именно эти рассказы Гоголя, "Вечера на хуторе", "Вий" и надо сказать из всех экранизаций по ним, самые удачные - это "Вий" и "Вечере на хуторе близ Диканьки" - замечательные!
**
/википедия/
Вий — персонаж украинской демонологии в виде грозного старика с бровями и веками до самой земли. В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.
"Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у украинцев начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал". (Примеч. Н. В. Гоголя.)
В произведении Гоголя Вий не убивает взглядом, а скорее снимает действия всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей.
**
«Вий» стал лидером советского кинопроката 1968 года(32,6 млн зрителей). Это первый и единственный фильм ужасов, снятый в СССР.
В 1970-х годах фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, espíritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vij»).
Очень интересно посмотреть документальный фильм Нонны Бокаревой «Вий. Ужас по-советски»(2007), посвящённый съёмкам «Вия».


**
Сюжет, думаю, все знают. Случайно убивший ведьму, дочь пана, бурсак Хома должен отпевать ее - такова последняя воля панночки и у него нет выбора. На третью ночь он погибает - так она мстит ему.


Актерский состав замечательный. Молодой Л. Куравлев - он идеален!,

Н. Кутузов - ведьма,

и панночка - Н. Варлей. Она очень красива в этом фильме!

Голос тоже красивый, но оказывается он принадлежит Кларе Румяновой - она озвучивала панночку.
**
Идея экранизации принадлежала директору киностудии Мосфильм, Ивану Пырьеву, но острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачёву и Константину Ершову. Однако многое в их замысле его не утроило, и решено было привлечь известного режиссёра-киносказочника Александра Птушко.
Всех этих подробностей я и не знала, много интересного рассказывается в док.фильме.
Интересные факты.
 Неоднократно упоминается, что после выхода на экраны «Вия» всесоюзная слава Натальи Варлей, обрушившаяся на актрису благодаря роли Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», неожиданным образом закончилась. Огромное количество писем от поклонников с предложением «руки и сердца» резко сошло на нет. По словам Натальи, у неё «началась чёрная полоса в жизни», но потом в фильме "Вий.Ужасы по-советски" отказалась от этих слов. 4 года актриса не снималась в кино. Сама Варлей оправдывает своё отсутствие на экране словом, данным Юрию Катину-Ярцеву, преподавателю театрального училища им. Б. Щукина, в котором Варлей начала учиться.
 Неудача постигала неоднократные попытки показать «Вия» во время морского круиза. Стоило фильму начинаться, разыгрывался шторм, успокаивавшийся сразу же после прерывания сеанса. В итоге по просьбе Натальи Варлей, которая по замыслу устроителей должна была выступать перед показом, после третьей попытки было решено прекратить демонстрацию ленты.
 Кандидатуры режиссёров Кропачёва и Ершова были предложены руководителем Высших режиссёрских курсов Леонидом Траубергом.
 Первоначально на роль Хомы Брута планировался Вячеслав Невинный.
 Украинская стрижка Хомы «под горшок» — парик.
 «Полёт» Ведьмы (Николай Кутузов) на Хоме был снят в павильоне. Шест, замаскированный под метлу с горизонтальной планкой, на которой сидел Николай Кутузов, крепился на небольшой высоте. Исполнитель роли Хомы Леонид Куравлёв повисал также на этой планке и перебирал в воздухе ногами, имитируя бег.
 На роль Панночки сначала была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Елена Санько и Светлана Коркошко). Но в процессе съёмок, по настоянию Ивана Пырьева, Завьялова была снята с роли и её заменила Наталья Варлей. По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе потребовал, чтоб она отказалась от роли.
 В реквизите фильма было заготовлено три гроба Панночки. Один настоящий, для съёмок лежащей в нём Натальи Варлей. Два других — для сцен полётов по церкви: небольшой закрытый и открытый, со специальной стойкой, снабжённой поясом монтажных рабочих, удерживавшим актрису от падения, закреплённый в подвешенном состоянии на шести металлических тросах.
 Во время съёмок полета из-за сбоя в технике Наталья Варлей однажды выпала из гроба. Только реакция Леонида Куравлева, успевшего подхватить актрису, спасла её от травм. Леонид Куравлев после этого неделю не мог сниматься, так как сильно потянул руки. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей.
 По настоянию Александра Птушко, некоторые сцены противоборства Панночки и Хомы, происходившие в церкви, были пересняты позднее в павильонных декорациях Мосфильма.
 Из всех фильмов, в которых снимался Леонид Куравлев, «Вий» — самый любимый его фильм
 В фильме задействованы 50 ворон (пойманных в районе студии) и 9 дрессированных чёрных кошек.
**
Кроме того, многие наверное видели современную экранизацию - фильм "Ведьма"(2006) с Е. Крюковой и В. Николаевым.

Но, надо сказать, это рядом не стоит с "Вием". Да, много трюков, эффектов, но затянуто, скучно. Саундтрек только хороший. Ну и вообще это уже другой фильм, другоая история и кому-то она тоже нравится. В принципе я два раза смотрела - тоже молодцы, там своя атмосфера. Но иногда просто скучно и слишком много всего.
**
Еще нашла сегодня трейлер. Вот что-то опять сняли на подобную тему:




**
Вот /my-hit.ru/film/3970/online" target="_blank">http://my-hit.ru/film/3970/online" target="_blank">здесь можно посмотреть фильм онлайн. Единственное - когда я давным-давно еще смотрела у фильма был идеальный звук. теперь с ним похоже что-то сделали. Так, в церкви свечи теперь так интенсивно трещат, словно это костры кругом, крышка захлопывается со звоном, бряканье какое-то вместо тех ужасающе-глухих звуков, от которых были мурашки. Не знаю, какое на этом сайте качество.
**
Понятно, что нынешнему искушенному на всевозможных ужастиках зрителю "Вий" кажется просто мультиком. Да, есть в нем что-то сказочно-фольклорное, где-то ляпы присутствуют.

Сам Вий совсем не страшный, и даже неудачный - он смешной, но есть в фильме какая-то суеверная мистика - я например одна его дома на ночь не стану смотреть)) И вообще снять так в те годы - 1967й! - без графики.. Прекрасный фильм. да и вы думаю все его видели))


.

Спасибо за внимание! =))


«Вий» - художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн зрителей). Многократно упоминается как первый и единственный фильм ужасов, снятый в СССР.

В 1970-х фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, espГ­ritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vij»).

Актёры и роли-



Леонид Куравлёв
Хома Брут

Наталья Варлей
Панночка

Алексей Глазырин
сотник



Николай Кутузов
ведьма

Вадим Захарченко
Халява

Петр Вескляров
ректор/ Дорош



В. Сальников
Горобец

Дмитрий Капка
Оверко

Степан Шкурат
Явтух



Георгий Сочевко
Степан

Николай Яковченко
Спирид

Николай Панасьев
утешитель



М. Криницына
Гафийка

Борислав Брондуков
бурсак

Л. Калюжная
селянка



А. Денисова
селянка

Виктор Колпаков
селянин

Борис Веселов
упырь

Однажды ночью главный герой, бурсак Хома Брут (Леонид Куравлёв), случайно убил ведьму. Вскоре его вызывают отпевать в течение трёх ночей молодую панночку (Наталья Варлей), которая оказывается той самой ведьмой, желающей теперь отомстить Хоме. Брут пытается сбежать, однако этому мешает отец панночки, пообещавший выполнить предсмертную просьбу дочери. Пан сотник ставит Хому перед выбором: если семинарист доведёт обряд до конца - его ожидает щедрая награда; если же Хома попытается увильнуть от отпевания - он, волею сотника, будет жестоко наказан. Реальность и воплощения народных верований переплетаются, когда Хоме предстоит молитвами три ночи обороняться против разной нечисти: покойной панночки-ведьмы, упырей, вурдалаков и, наконец, самого ужасного Вия…

Идея экранизации «Вия» принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору киностудии Мосфильм, Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Георгию Кропачёву и Константину Ершову. Кандидатуры были предложены руководителем курсов Леонидом Траубергом.


Съемки фильма производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (Украина), посёлке Седнев, Черниговской области и Елецком монастыре города Чернигова, Черниговской области.
- Труднее всего было найти хату, крытую снопами соломы, - вспоминает художник фильма Николай Маркин. - Траву везде уже косили комбайнами. По нашей просьбе отыскали в дальней деревне мастера, который сжал поле серпом вручную, по-особому уложил снопы на крышу хаты.


Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись «слишком реалистическим». Так к работе было решено привлечь известного режиссёра-киносказочника Александра Птушко. Неугомонный Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода рабочих "Мосфильма" пугала затянутая паутиной мрачная церковь. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма - Вия. Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново.


Первоначально на роль Хомы Брута планировался Михаил Кокшенов. Леонид Куравлев появился в картине вполне закономерно. После фильма Шукшина "Живет такой парень", где он сыграл обаятельного шофера Пашу Колокольникова, ему не могли не предложить роль философа Хомы Брута. С семинаристской стрижкой "под горшок" Куравлеву ходить в жизни не понадобилось. Вся бурсацкая вольница в фильме была одета в парики. Зато артисту пришлось заучивать молитвы и украинские песни.


На роль Панночки сначала была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Елена Санько и Светлана Коркошко), но сразу после начала съемок она тяжело заболела.. Уже была отснята часть материала, когда по настоянию своего мужа, режиссера Резо Эсадзе, актриса отказалась сниматься. Некоторые кадры с Завьяловой, снятые общим планом, вошли в фильм.


Режиссер Александр Птушко был под впечатлением от комедии Гайдая "Кавказская пленница". Посмотрев в кадре, как лихо Наталья Варлей спускается из окна дачи товарища Саахова на веревке над горной рекой, он понял, что нашел "свою" панночку. Совпадением было и то обстоятельство, что новоявленная "ведьма" – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.


Сниматься в роли Панночки Наталья согласилась... из любопытства. Что для юной девчонки были тогда полеты в гробу под куполом церкви! Ну и пусть с тебя снимают мерку для гроба. Жизнь казалась беспечной и прекрасной. Наташа играла в театре, была секретарем комсомольской организации.

Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм. Все гробы были черного цвета, как у Гоголя. Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 – именно он по сценарию никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок. Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.


Прежде чем пустить Наталью Варлей в "свободный полет", в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Например, помощник режиссера, весивший около ста килограммов, тоже проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб и даже прыгал в нем...

Наталью в кадре ставили на специальный вибратор, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем... А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.


Но однажды во время съемок Наташа... выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Наташа потеряла равновесие. Травма была неизбежной, актриса летела с высоты вниз головой. Леонид Куравлев каким-то чудом поймал Наташу при самом приземлении на дощатый пол церкви. Вся съемочная группа ахнула... Слух о роковом падении "спортсменки-комсомолки" перерос в домысел, что актриса погибла... Об этом говорила тогда вся страна. Сама Наталья считает, что образ в "Вие" ей не удался. Упор делался только на внешнее, эффектное...


Неоднократно упоминается, что после выхода на экраны «Вия» всесоюзная слава Натальи Варлей, обрушившаяся на актрису благодаря роли Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», неожиданным образом закончилась. Огромное количество писем от поклонников с предложением «руки и сердца» резко сошло на нет. По словам Натальи, у неё «началась черная полоса в жизни». 4 года актриса не снималась в кино. Сама Варлей оправдывает свое отсутствие на экране словом, данным Юрию Катину-Ярцеву, преподавателю театрального училища им. Б. Щукина, в котором Варлей начала учиться.


На съемках "Вия" сожгли несколько центнеров свечей. Воск был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстущие свечи, состоящие из воска и стеарина.


Вия должен был играть Глазырин. Он должен был появляться из-под пола, выламывая доски и в нем должен был узнаваться отец панночки. Птушко этот вариант не разрешил. Роль Вия сыграл артист цирка, акробат Николай Степанов. Костюм Вия на "Мосфильме" делали из мешковины. Один слой материи пропитывали смолами, красили, накладывали другой слой... Вместо рук из гипса лепили "жилистые, крепкие" корни деревьев. В результате одеяние чудовища получилось неимоверно тяжелым. Трое рабочих мастерской с трудом переносили костюм. Артисту, исполняющему роль Вия, предстояло в нем ходить... Стали искать на роль здорового, мускулистого артиста. Нашли подходящую кандидатуру только среди спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой. По сценарию Вий должен был "тяжело ступать, поминутно оступаясь". Спортсмену ничего играть не пришлось - под тяжестью костюма он еле волочил ноги и каждый раз вылезал из задубевшего одеяния мокрый как мышь.


"Смертоносный" взгляд Вия делали особенно тщательно. Никакой электроники тогда не было. Веки, не видевшие "божьего света", откидывались на шарнирах, их попросту тянули за веревочки. Глаза начальнику гномов монтировали из стекла со светоотражающей поверхностью.


Прочую нечисть также играли артисты цирка и спортсмены Советского Союза. Например, заслуженный тренер РСФСР по вольной борьбе Борис Веселов. Итого - 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов. Вурдалаки, упыри, мертвецы, вышедшие из могил, рождались в мастерской пластического грима. Над масками оборотней работала талантливая художница Сарра Мокиль.
- Она способна была творить чудеса, - вспоминает помощник режиссера Тариэл Габидзшвили. - Лукич обязательно брал ее для работы во все снимаемые им картины.


Оборотни в фильме у Птушко удивительным образом лазили по вертикальной стене.
- Снимал этот трюк опытнейший оператор Федор Проворов, - рассказывает художник фильма. - Из толстых досок была сколочена "стена". Макет ставили под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху: над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене.


Нечистая сила была представлена в "Вие" и своеобразным животным миром, например, в картине работала "бригада" черных кошек. Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины "Черный чертенок", где главного четвероногого героя играли в фильме сразу девять дублеров. (Эти же кошки работали у Гайдая и в "Бриллиантовой руке", в фильме "Иван Васильевич меняет профессию".) Мало того что в "Вие" черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени.


Всю живность поставлял для съемок известный на "Мосфильме" дрессировщик и постановщик трюковых сцен с животными Тариэл Варламович Габидзшвили.
- В картине было задействовано около 50 ворон, - рассказывает дрессировщик. - Ловили их тут же, на "Мосфильме", во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть этих хитрых бестий. Попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных птах. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, кричу: "Лукич, вороны кончились". Он объявлял перерыв, мы тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны-то огромные - до 16 метров в высоту...


Были у Александра Лукича и любимые животные, которые кочевали с ним из фильма в фильм. Обожал он, например, собаку Мишку. Дрессировщик Тариэл Варламович привез псину еще из армии. Мишка был настоящий собачий звукоимитатор. Мог рычать, как настоящий медведь, выть по-волчьи. В "Вие" он отчаянно "оплакивал" во дворе умершую Панночку. Петух, кукарекающий в фильме, ранее был задействован Птушко при съемках фильма «Сказка о царе Салтане».


Мистическое «влияние» фильма


# В советском кинопрокате фильм занял 13 место.
# Неудача постигала неоднократные попытки показать «Вия» во время морского круиза. Стоило фильму начинаться, разыгрывался шторм, успокаивавшийся сразу же после прерывания сеанса. В итоге по просьбе Натальи Варлей, которая по замыслу устроителей должна была выступать перед показом, после третьей попытки было решено прекратить демонстрацию ленты.
# Деревянная церковь Пресвятой Богородицы, в селе Горохолино-Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, в которой снимались ряд сцен фильма, сгорела дотла 20 февраля 2006 года. По официальной версии, пожар возник в результате нарушения правил монтажа и эксплуатации электросети.

"Ужастик" "Вий" снимали в 1967 году, с приключениями. Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки... В выстроенную на "Мосфильме" церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.
Картина была еще "в запуске", а ее уже купили девять стран мира. В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.

Вий — в украинской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.
В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кащею Бессмертному поднимают веки семью вилами. Это указывает на его родство с Вием.
Вий — царь подземного мира, брат Дыя. Воевода Чернобога. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд который скрыт под огромными веками или ресницами. Человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал.

«Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн. зрителей). Многократно упоминается как первый и единственный фильм ужасов снятый в СССР. Хотя авторы планировали сделать романтическую фильм-сказку, экранизацию классического произведения.
Существуют легенды, что фильм обладая особым, мистическим флёром, странным, по большей части негативным, образом сказался на судьбах своих создателей. Актёры, в частности Наталья Варлей, всячески отрицают это.
В 1970-х фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, esp?ritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vij»).

Идея экранизации „Вия“ принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору киностудии Мосфильм, Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачёву и Константину Ершову.
Съемки фильма производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области и посёлке Седнев,Черниговской области. Массовку- бурсаков-семинаристов — набирали в Чернигове.
- Труднее всего было найти хату, крытую снопами соломы, — вспоминает художник фильма Николай Маркин. — Траву везде уже косили комбайнами. По нашей просьбе отыскали в дальней деревне мастера, который сжал поле серпом вручную, по-особому уложил снопы на крышу хаты.

Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись „слишком реалистическим“. Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия. Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново.
Неугомонный Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода рабочих "Мосфильма" пугала затянутая паутиной мрачная церковь.

В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель... Тут же должна падать огромная люстра — паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры понавешали множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв...
На съемках "Вия" сожгли несколько центнеров свечей. Воск был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстущие свечи, состоящие из воска и стеарина. Вурдалаки, упыри, мертвецы, вышедшие из могил, рождались в мастерской пластического грима. Над масками оборотней работала талантливая художница Сарра Мокиль.
- Она способна была творить чудеса, — вспоминает помощник режиссера Тариэл Габидзшвили. — Лукич обязательно брал ее для работы во все снимаемые им картины.

Из сотни эскизов Птушко отобрал самые фантастические. Так в фильме появились упыри с тремя вывороченными носами, вислоухие вампиры, вурдалаки с губами в половину лица... Советская кинонечисть, по замыслу режиссера, должна была отличаться не только "симпатичными" лицами, но и размерами. Для контраста с "рослой нечистью" Птушко собрал со всей Москвы карликов. Кривоногие, с большими, искусственно удлиненными головами, они должны были олицетворять собой исчадия ада. Все выходцы с того света были загримированы так, что казались абсолютно лысыми и голыми. Вампиров и упырей мазали разноцветным гримом: одни имели синюшный оттенок, другие — серовато-черный... "Хома слышал, как нечистая сила металась вокруг него, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов". Наверное, ведьма-Панночка порядочно грехов наделала, раз за нее так нечистая сила стояла.

Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм. Все гробы были черного цвета, как у Гоголя. Гроб №1 считался основным - в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 - именно он по сценарию никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную - при помощи веревок. Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.

Прежде чем пустить Наталью Варлей в "свободный полет", в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Например, помощник режиссера, весивший около ста килограммов, тоже проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб и даже прыгал в нем... Кстати, сначала на роль панночки взяли актрису Киевского драматического театра. Но режиссер Александр Птушко был под впечатлением от комедии Гайдая "Кавказская пленница". Посмотрев в кадре, как лихо Наталья Варлей спускается из окна дачи товарища Саахова на веревке над горной рекой, он понял, что нашел "свою" панночку. Совпадением было и то обстоятельство, что новоявленная "ведьма" - Наталья Варлей - родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.

Сниматься в роли Панночки Наталья согласилась... из любопытства. Что для юной девчонки были тогда полеты в гробу под куполом церкви! Ну и пусть с тебя снимают мерку для гроба. Жизнь казалась беспечной и прекрасной. Наташа играла в театре, была секретарем комсомольской организации.
Наталью в кадре ставили на специальный вибратор, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем... А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.

Но однажды во время съемок Наташа... выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви... Наташа потеряла равновесие. Травма была неизбежной, актриса летела с высоты вниз головой. Пан философ — Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наташу при самом приземлении на дощатый пол церкви. Вся съемочная группа ахнула... Слух о роковом падении "спортсменки-комсомолки" перерос в домысел, что актриса погибла... Об этом говорила тогда вся страна. Оказывается, воздушная гимнастка ужасно боялась высоты... Какая же сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви...
Мы восхищаемся ее красавицей-ведьмой, а сама Наталья считает, что образ в "Вие" ей не удался. Упор делался только на внешнее, эффектное...

Исполнитель главной мужской роли Леонид Куравлев появился в картине вполне закономерно. После фильма Шукшина "Живет такой парень", где Леонид Куравлев сыграл обаятельного шофера Пашу Колокольникова, ему не могли не предложить роль философа Хомы Брута. С семинаристской стрижкой "под горшок" Куравлеву ходить в жизни не понадобилось. Вся бурсацкая вольница в фильме была одета в парики. Зато артисту пришлось заучивать молитвы и украинские песни.

Гоголь, оставивший миру несколько томов великолепных произведений, на протяжении всей жизни продолжал оставаться девственником. Пытаясь обуздать страсти и побороть страхи, Николай Васильевич вывел аксиому: женщина — "красиво окрашенное естественное зло", поэтому никем, кроме как ведьмой, и быть не может. Гоголь все время ходил, словно по лезвию ножа, между Богом и дьяволом, пытался заглянуть в бездну. Конец Гоголя был страшен — он сошел с ума.
Спустя годы умудренная жизненным опытом Наталья Варлей сожалела, что снялась в роли ведьмы: "Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб..." После выхода фильма в ее жизни стало происходить нечто страшное. Одна беда наступала на пятки другой. Наталья поняла, что такие роли, как Панночка в фильме "Вий", даром не проходят...

Как тут не вспомнить блокбастер Уильяма Фридкина "Экзорцист" ("Изгоняющий дьявола"). После съемок исполнительница главной роли Линда Блэр, сыгравшая ведьму, попала в больницу с серьезным психическим расстройством. Видно, нельзя всерьез заигрывать с дьяволом.
Оборотни в фильме у Птушко удивительным образом лазили по вертикальной стене.
- Снимал этот трюк опытнейший оператор Федор Проворов, — рассказывает художник фильма. — Из толстых досок была сколочена "стена". Макет ставили под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху: над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене. Но выходцы с того света не могли видеть живого человека и нуждались в специальном шамане. И чудовище с "дурным глазом" не преминуло появиться в повести Гоголя.

26 ноября 1967 года в Москве прошла премьера настоящего триллера - экранизации повести Гоголя «Вий»

Фильм потряс воображение неискушенного советского зрителя и собрал в прокате за год 32,6 млн. руб. О том, как рождался первый «социалистический фильм ужасов», мы узнали из отчетных документов, хранящихся в архиве «Мосфильма», и от создателей ленты

В архиве «Мосфильма» сохранилась заявка на экранизацию «Вия» двух отчаянных студентов Высших режиссерских курсов - Константина Ершова и Георгия Кропачева. В кино они работали давно, но в разных направлениях: Ершов был актером, а Кропачев - художником. Оба поступили на режиссерские курсы и загорелись делать «Вия». Вот что они написали в заявке руководству «Мосфильма»:

«Советский кинематограф не вправе отдавать на откуп зарубежным ремесленникам право пользования, к тому же хищнического, сокровищницей русских классических литературных сюжетов. Так, в недавнее время итальянский режиссер Марио Бава осуществил постановку фильма по повести «Вий» как сугубо коммерческий фильм ужасов, получивший название «Маска Сатаны». Наш фильм задуман в прямой полемике с поделками подобного рода…» На киностудии было дано «добро» на запуск сценария «Вия», чтобы дать ответ «ремесленникам с Запада». Вскоре начинающие режиссеры приступили к пробам артистов.

Актрисы были в ужасе от Панночки

В фильме Панночку сыграла Наталья Варлей. Но начинала сниматься в картине другая актриса - Александра Завьялова, обошедшая на пробах претенденток Елену Санько, Светлану Кокошко.

Но как только начались съемки, Завьялова тяжело заболела. Киношники ждали актрису, снимая одного Куравлева. Едва Завьялова подлечилась, приехала на съемочную площадку и ее загримировали под ведьму, как ей вновь стало нехорошо. Съемки опять приостановили. Потом Завьяловой позвонил муж с просьбой вообще уйти с этой «дьявольской картины», мол, эта роль принесет беды. Завьялова ушла с картины. А по Москве уже поползли слухи, что роль Панночки проклята.

Режиссеры в срочном порядке принялись искать новую артистку на женскую роль. Но актрисы отказывались даже появляться на пробах. Согласились играть Панночку Жанна Болотова и Наталья Варлей. Во время проб Болотова вдруг заболела, и на роль Панночки автоматически была утверждена Варлей, не убоявшаяся «дьявольщины».

Уже на следующий день после утверждения с нее сняли мерки для… гроба, в котором ей предстояло летать.

Кстати, многие актрисы еще на стадии проб отказывались и от роли старой Ведьмы. В результате на эту роль пришлось брать не женщину, а мужчину - актера Николая Кутузова, который на съемках неожиданно начал «закладывать за воротник». По этой причине однажды даже съемка сорвалась. Но актер то ли в шутку, то ли всерьез объяснял слабость страхом дьявольской роли…

Как снимали нечисть

Вскоре стало ясно, что отснятый материал никуда не годится. Начальство, чтобы спасти ситуацию, бросило на укрепление картины двух маститых киносказочников, снявших вместе «Садко», «Илью Муромца», «Каменный цветок», - режиссера Александра Птушко и его оператора Федора Проворова.

Птушко, буквально засучив рукава, с энтузиазмом взялся за дело. Заставил рабочих переделать уже отстроенную для съемок «церковь», в которой Хома должен был читать молитвы. Церковь сделали покосившейся, кривой, режиссер требовал, чтобы для декораций нашли гнилые бревна, трухлявые доски…

Над созданием войска «Вия» трудились не одну неделю. Вампиров сделали вислоухими, упырей - трехносыми, вурдалаков - губастыми (с «варениками» вполлица).

Птушко даже пригласил на съемки десятерых лилипутов для контраста с рослой нечистью, чтобы придать ей более зловещий вид.

В съемках второй ночи Хомы приняли участие настоящие вороны и филины. 50 ворон изловили прямо на «Мосфильме» в силки, выложив приманку. По команде режиссера черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон «церкви»…

7 марта 1966 года снимали третью ночь с участием чудищ. Это были куклы в количестве 14 штук. Здесь же бегали и актеры, игравшие живую нечисть - упырей, вурдалаков и вампиров. Всех загримировали так, что они выглядели лысыми и голыми. Некоторые имели синюшный оттенок, другие - серовато-черный, - рассказывает исследователь кино, писатель Федор Раззаков. - 9 - 10 марта съемки эпизодов с чудищами и нечистью продолжили. По ­команде Панночки они нападали на Хому, но никак не могли пробить тот магический круг, который он начертил вокруг себя мелом на полу. 16 марта снимали все тех же Панночку и Хому, а также нечисть, которая лезла по вертикальной стене. Снимали этот трюк так: из толстых досок сколотили «стену», которую поставили под углом к полу, и съемку вели сверху, с операторского крана. В роли нечисти здесь снимались 12 гимнастов и 4 батутчика.

17 марта начали впервые снимать Вия. Костюм для чудища делали из мешковины, а вместо рук ему приладили корни деревьев. Это тяжелое одеяние носил на себе спортсмен-тяжелоатлет.

О важной роли вибратора в искусстве

Гробов для съемок фильма ужасов изготовили три: в первом Панночка лежала, во втором летала, а третий летал с закрытой крышкой (последний был в два раза меньше двух остальных, чтобы его было легче перемещать). В основание «гроба для полета» вмонтировали металлический штырь-кронштейн, к которому пристегивали актрису монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора. Но Варлей очень боялась этих полетов - у нее с детства страх высоты, который она преодолевала в цирке.

«Злость Панночки» снимали на специальном вибраторе, который трясся и качался вместе с актрисой.

Проклятие Вия

Несмотря на большой успех картины, ее многие годы после премьеры сопровождала дурная слава. Судачили, мол, не случайно создатели этой картины спустя время стали уходить в мир иной один за другим. И действительно, после премьеры стал сильно болеть главный режиссер ленты Птушко. Он скончался в 1973 году, не дожив до своего 73-летия.

Спустя два года ушел из жизни оператор Федор Проворов, не дожив до 70-летия два месяца. В 71-м году скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший в «Вие» сотника, не дожив до 49-летия три с половиной месяца. Два года спустя умер актер Степан Шкурат, сыгравший Явтуха: «Вий» стал для него последней работой.

В 84-м году умер второй режиссер ленты Константин Ершов в 49 лет.

Наталья Варлей сразу после съемок надолго слегла с серьезной болезнью. «Вий» долго преследовал ее. По ее признанию, порой доходило до мистических вещей. Например, однажды актриса отправилась в морской круиз, организаторы которого взяли с собой кассету с «Вием». В первый же день объявили показ. Варлей произнесла вступительное слово. Но перед началом сеанса спокойное море внезапно разбушевалось. Варлей усмотрела в этом нехороший знак и уговорила перенести сеанс на следующие дни.

Но сутки спустя история повторилась. Только в кают-компании потух свет, море вспенилось. Отменили и второй показ.

На следующий день Варлей уговорила организаторов круиза показать вместо «Вия» другой фильм. Они дали согласие, а сами упрямо поставили «Вия». Не прошло и пяти минут с начала сеанса, как на теплоходе началась сильнейшая качка, судно начало крениться. В каюту Варлей вбежал ее сын с криком: «Мама, они все-таки показывают «Вия»!» Актриса бросилась в кают-компанию и чуть ли не силой заставила остановить сеанс. Как только показ прекратили, море успокоилось. Больше этот фильм из суеверия на теплоходе не пытались показывать.

Варлей признавалась, что пожалела о том, что снялась в первом советском фильме ужасов: «После фильма на меня стали обрушиваться неприятности. Я их словно притягивала… За эту роль я покаялась, получила у церкви прощение и уверена: нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен».

Впрочем, судьба Леонида Куравлева оказалась вполне счастливой. По признанию актера, на нем его роль никак не отразилась. Правда, он в «Вие» все-таки БОРОЛСЯ с нечистью. И почти победил…

Леонид Куравлев: Получить роль по Гоголю - счастье!

На главную роль Хомы пробовались Вячеслав Невинный, Владимир Коршунов. Но утвердили пробу Леонида Куравлева. Вот что нам рассказал об этом сам артист.

Пробы - это вещь естественная для кино. В этой картине утвердили не Славу Невинного, а меня. А, например, в другую, совместную с финнами, картину - «За спичками» - Гайдай пробовал меня, а взял в итоге Славу Невинного, - рассказывает Куравлев.

Что касается Гоголя, то я получил большое наслаждение от съемок в «Вие». Это счастье - получить роль в фильме по Гоголю. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. ­Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актеру.

Говорят, на съемках вы спасли актрису?

Наташу Варлей. Там есть эпизод, когда она летает в гробу. Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5 - 3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки - и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь!

Фильм ужасов">

«Вий» - художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн зрителей). Многократно упоминается, как первый и последний фильм ужасов, снятый в СССР.

В 1970-х годах фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, espíritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vij»).

В 2007 году на объединении «Мастер ТВ» по заказу ТРК «Петербург - Пятый канал» вышел документальный фильм Нонны Бокаревой «Живая история: Вий. Ужас по-советски», посвящённый съёмкам «Вия».

«Вий» - художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя.(Леонид Куравлёв, Наталья Варлей. ужасы,комедия.) ---------------...

Сюжет

Однажды ночью главный герой, бурсак Хома Брут (Леонид Куравлёв), случайно убил ведьму. Вскоре его вызывают отпевать в течение трёх ночей молодую панночку (Наталья Варлей), которая оказывается той самой ведьмой, желающей теперь отомстить Хоме. Брут пытается сбежать, однако этому мешает отец панночки, пообещавший выполнить предсмертную просьбу дочери. Пан сотник ставит Хому перед выбором: если семинарист доведёт обряд до конца - его ожидает щедрая награда; если же Хома попытается увильнуть от отпевания - он, волею сотника, будет жестоко наказан. Реальность и воплощения народных верований переплетаются, когда Хоме предстоит молитвами три ночи обороняться против разной нечисти: покойной панночки-ведьмы, упырей, вурдалаков и, наконец, самого ужасного Вия.

Факты

  • Кандидатуры режиссёров Кропачёва и Ершова были предложены руководителем Высших режиссёрских курсов Леонидом Траубергом.
  • Первоначально на роль Хомы Брута планировался Вячеслав Невинный .
  • Украинская стрижка Хомы «под горшок» - парик.
  • «Полёт» Ведьмы (Николай Кутузов) на Хоме был снят в павильоне. Шест, замаскированный под метлу с горизонтальной планкой, на которой сидел Николай Кутузов, крепился на небольшой высоте. Исполнитель роли Хомы Леонид Куравлёв повисал также на этой планке и перебирал в воздухе ногами, имитируя бег.
  • На роль Панночки сначала была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Елена Санько и Светлана Коркошко). Но в процессе съёмок, по настоянию Ивана Пырьева , Завьялова была снята с роли и её заменила Наталья Варлей . По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе потребовал, чтоб она отказалась от роли.
  • В реквизите фильма было заготовлено три гроба Панночки. Один настоящий, для съёмок лежащей в нём Натальи Варлей. Два других - для сцен полётов по церкви: небольшой закрытый и открытый, со специальной стойкой, снабжённой поясом монтажных рабочих, удерживавшим актрису от падения, закреплённый в подвешенном состоянии на шести металлических тросах.
  • Во время съёмок полета из-за сбоя в технике Наталья Варлей однажды выпала из гроба. Только реакция Леонида Куравлева, успевшего подхватить актрису, спасла её от травм. Леонид Куравлев после этого неделю не мог сниматься, так как сильно потянул руки. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей.
  • По настоянию Александра Птушко, некоторые сцены противоборства Панночки и Хомы, происходившие в церкви, были пересняты позднее в павильонных декорациях Мосфильма.
  • Из всех фильмов, в которых снимался Леонид Куравлев, «Вий» - самый любимый его фильм.
  • Роль Вия сыграл артист цирка, акробат Николай Степанов. Прочую нечисть также играли артисты цирка и спортсмены Советского Союза. Например, заслуженный тренер РСФСР по вольной борьбе Борис Веселов. Итого - 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов.
  • В фильме задействованы 50 ворон (пойманных в районе студии) и 9 дрессированных чёрных кошек.
  • Петух, кукарекающий в фильме, ранее был задействован Птушко при съёмках фильма «Сказка о царе Салтане ».
  • В музыке для фильма, написаной Кареном Хачатуряном, звучат цитаты из произведения Модеста Мусоргского «Ночь на Лысой горе».
  • В музее Мосфильма есть постановка третьей ночи. Во время экскурсий её включают. В постановке роль героев играют роботы. У карлика и Хомы двигается голова, у другого карлика двигается туловище, панночка «ходит», а у Вия светятся глаза.



Top