Альбер камю представитель какой литературы. Альберт камю, краткая биография

Важным свойством гладкой мышцы является ее большая пластичность т. е. способность сохранять приданную растяжением длину без изменения напряжения. Различие между скелетной мышцей, обладающей малой пластичностью, и гладкой мышцей с хорошо выраженной пластичностью, легко обнаруживается, если их сначала медленно растянуть, а затем снять растягивающий груз. тотчас же укорачивается после снятия груза. В отличие от этого гладкая мышца после снятия груза остается растянутой до тех пор, пока под влиянием какого-либо раздражения не возникает ее активного сокращения.

Свойство пластичности имеет очень большое значение для нормальной деятельности гладких мышц стенок полых органов, например мочевого пузыря: благодаря пластичности гладкой мускулатуры стенок пузыря давление внутри него относительно мало изменяется при разной степени наполнения.

Возбудимость и возбуждение

Гладкие мышцы менее возбудимы, чем скелетные: их пороги раздражения выше, а хронаксия длиннее. Потенциалы действия большинства гладкомышечных волокон имеют малую амплитуду (порядка 60 мв вместо 120 же в скелетных мышечных волокнах) и большую продолжительность - до 1-3 секунд. На рис. 151 показан потенциал действия одиночного волокна мышцы матки.

Рефрактерный период продолжается в течение всего периода потенциала действия, т. е. 1-3 секунд. Скорость проведения возбуждения варьирует в разных волокнах от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в секунду.

Существует большое число различных типов гладких мышц в теле животных и человека. Большинство полых органов тела выстлано гладкими мышцами, имеющими сенцитиальный тип строения. Отдельные волокна таких мышц очень тесно примыкают друг к другу и создается впечатление, что морфологически они составляют единое целое.

Однакоэлектронномикроскопические исследования показали, что мембранной и протоплазматической непрерывности между отдельными волокнами мышечного синцития не существует: они отделены друг от друга тонкими (200-500 Å) щелями. Понятие «синцитиальное строение» является в настоящее время скорее физиологическим, чем морфологическим.

Синцитий - это функциональное образование, которое обеспечивает то, что потенциалы действия и медленные волны деполяризации могут беспрепятственно распространяться с одного волокна на другое. Нервные окончания расположены только на небольшом числе волокон синцития. Однако вследствие беспрепятственного распространения возбуждения с одного волокна на другое вовлечение в реакцию всей мышцы может происходить, если нервный импульс поступает к небольшому числу мышечных волокон.

Сокращение гладкой мышцы

При большой силе одиночного раздражения может возникать сокращение гладкой мышцы. Скрытый период одиночного сокращения этой мышцы значительно больше, чем скелетной мышцы, достигая, например, в кишечной мускулатуре кролика 0,25- 1 секунды. Продолжительность самого сокращения тоже велика (рис. 152 ): в желудке кролика она достигает 5 секунд, а в желудке лягушки - 1 минуты и более. Особенно медленно протекает расслабление после сокращения. Волна сокращения распространяется по гладкой мускулатуре тоже очень медленно, она проходит всего около 3 см в секунду. Но эта медленность сократительной деятельности гладких мышц сочетается с большой их силой. Так, мускулатура желудка птиц способна поднимать 1 кг на 1см2 своего поперечного сечения.

Тонус гладкой мышцы

Вследствие медленности сокращения гладкая мышца даже при редких ритмических раздражениях (для желудка лягушки достаточно 10-12 раздражений в минуту) легко переходит в длительное состояние стойкого сокращения, напоминающее тетанус скелетных мышц. Однако энергетические расходы при таком стойком сокращении гладкой мышцы очень малы, что отличает это сокращение от тетануса поперечнополосатой мышцы.

Причины, вследствие которых гладкие мышцы сокращаются и расслабляются много медленнее, чем скелетные, полностью еще не выяснены. Известно, что миофибриллы гладкой мышцы так же, как и скелетной мышцы, состоят из миозина и актина. Однако в гладких мышцах нет поперечной исчерченности, нет мембраны Z и они гораздо богаче саркоплазмой. По-видимому, эти особенности структуры гладких мышечных волн и обусловливают медленный темп сократительного процесса. Этому соответствует и относительно низкий уровень обмена веществ гладких мышц.

Автоматия гладких мышц

Характерной особенностью гладких мышц, отличающей их от скелетных, является способность к спонтанной автоматической деятельности. Спонтанные сокращения можно наблюдать при исследовании гладких мышц желудка, кишок, желчного пузыря, мочеточников и ряда других гладкомышечных органов.

Автоматия гладких мышц имеет миогенное происхождение. Она присуща самим мышечным волокнам и регулируется нервными элементами, которые находятся в стенках гладкомышечных органов. Миогенная природа автоматии доказана опытами на полосках мышц кишечной стенки, освобожденных путем тщательной препаровки от прилежащих к ней нервных сплетений. Такие полоски, помещенные в теплый растввр Рингера-Локка, который насыщается кислородом, способны совершать автоматические сокращения. При последующей гистологической проверке было обнаружено отсутствие в этих мышечных полосках нервных клеток.

В гладких мышечных волокнах различают следующие спонтанные колебания мембранного потенциала: 1) медленные волны деполяризации с длительностью цикла порядка нескольких минут и амплитудой около 20 мв; 2) малые быстрые колебания потенциала, предшествующие возникновению потенциалов действия; 3) потенциалы действия.

На все внешние воздействия гладкая мышца реагирует изменении частоты спонтанной ритмики, следствием которой являются сокращения и расслабления мышцы. Эффект раздражения гладкой мускулатуры кишки зависит от соотношения между частотой стимуляции и собственной частотой спонтанной ритмики: при низком тонусе - при редких спонтанных потенциалах действия - приложенное раздражение усиливает тонус при высоком же тонусе в ответ на раздражение возникает расслабление, так как чрезмерное учащение импульсации приводит к тому, что каждый следующий импульс попадает в рефрактерную фазу от предыдущего.

ЛЕКЦИЯ № 4. Физиология мышц

1. Физические и физиологические свойства скелетных, сердечной и гладких мышц

По морфологическим признакам выделяют три группы мышц:

1) поперечно-полосатые мышцы (скелетные мышцы);

2) гладкие мышцы;

3) сердечную мышцу (или миокард).

Функции поперечно-полосатых мышц:

1) двигательная (динамическая и статическая);

2) обеспечения дыхания;

3) мимическая;

4) рецепторная;

5) депонирующая;

6) терморегуляторная.

Функции гладких мышц:

1) поддержание давления в полых органах;

2) регуляция давления в кровеносных сосудах;

3) опорожнение полых органов и продвижение их содержимого.

Функция сердечной мышцы – насосная, обеспечение движения крови по сосудам.

1) возбудимость (ниже, чем в нервном волокне, что объясняется низкой величиной мембранного потенциала);

2) низкая проводимость, порядка 10–13 м/с;

3) рефрактерность (занимает по времени больший отрезок, чем у нервного волокна);

4) лабильность;

5) сократимость (способность укорачиваться или развивать напряжение).

Различают два вида сокращения:

а) изотоническое сокращение (изменяется длина, тонус не меняется);

б) изометрическое сокращение (изменяется тонус без изменения длины волокна). Различают одиночные и титанические сокращения. Одиночные сокращения возникают при действии одиночного раздражения, а титанические возникают в ответ на серию нервных импульсов;

6) эластичность (способность развивать напряжение при растягивании).

Гладкие мышцы имеют те же физиологические свойства, что и скелетные мышцы, но имеют и свои особенности:

1) нестабильный мембранный потенциал, который поддерживает мышцы в состоянии постоянного частичного сокращения – тонуса;

2) самопроизвольную автоматическую активность;

3) сокращение в ответ на растяжение;

4) пластичность (уменьшение растяжения при увеличении растяжения);

5) высокую чувствительность к химическим веществам.

Физиологической особенностью сердечной мышцы является ее автоматизм . Возбуждение возникает периодически под влиянием процессов, протекающих в самой мышце. Способностью к автоматизму обладают определенные атипические мышечные участки миокарда, бедные миофибриллами и богатые саркоплазмой.

2. Механизмы мышечного сокращения

Электрохимический этап мышечного сокращения.

1. Генерация потенциала действия. Передача возбуждения на мышечное волокно происходит с помощью ацетилхолина. Взаимодействие ацетилхолина (АХ) с холинорецепторами приводит к их активации и появлению потенциала действия, что является первым этапом мышечного сокращения.

2. Распространение потенциала действия. Потенциал действия распространяется внутрь мышечного волокна по поперечной системе трубочек, которая является связывающим звеном между поверхностной мембраной и сократительным аппаратом мышечного волокна.

3. Электрическая стимуляция места контакта приводит к активации фермента и образованию инозилтрифосфата, который активирует кальциевые каналы мембран, что приводит к выходу ионов Ca и повышению их внутриклеточной концентрации.

Хемомеханический этап мышечного сокращения.

Теория хемомеханического этапа мышечного сокращения была разработана О. Хаксли в 1954 г. и дополнена в 1963 г. М. Девисом. Основные положения этой теории:

1) ионы Ca запускают механизм мышечного сокращения;

2) за счет ионов Ca происходит скольжение тонких актиновых нитей по отношению к миозиновым.

В покое, когда ионов Ca мало, скольжения не происходит, потому что этому препятствуют молекулы тропонина и отрицательно заряды АТФ, АТФ-азы и АДФ. Повышенная концентрация ионов Ca происходит за счет поступления его из межфибриллярного пространства. При этом происходит ряд реакций с участием ионов Ca:

1) Ca2+ реагирует с трипонином;

2) Ca2+ активирует АТФ-азу;

3) Ca2+ снимает заряды с АДФ, АТФ, АТФ-азы.

Взаимодействие ионов Ca с тропонином приводит к изменению расположения последнего на актиновой нити, открываются активные центры тонкой протофибриллы. За счет них формируются поперечные мостики между актином и миозином, которые перемещают актиновую нить в промежутки между миозиновой нитью. При перемещении актиновой нити относительно миозиновой происходит сокращение мышечной ткани.

Итак, главную роль в механизме мышечного сокращения играют белок тропонин, который закрывает активные центры тонкой протофибриллы и ионы Ca.

Физиология скелетных и гладких мышц

Лекция 5

У позвоночных и человека три вида мышц : поперечнополосатые мышцы скелета, поперечнополосатая мышца сердца – миокард и гладкие мышцы, образуюцие стенки полых внутренних органов и сосудов.

Анатомической и функциональной единицей скелетных мышц является нейромоторная единица - двигательный нейрон и иннервируемая им группа мышечных волокон. Импульсы, посылаемые мотонейроном, приводят в действие все образующие ее мышечные волокна.

Скелетные мышцы состоят из большого количества мышечных волокон. Волокно поперечнополосатой мышцы имеет вытянутую форму, диаметр его от 10 до 100 мкм, длина волокна от нескольких сантиметров до 10-12 см. Мышечная клетка окружена тонкой мембраной – сарколеммой , содержит саркоплазму (протоплазму) и многочисленные ядра . Сократительной частью мышечного волокна являются длинные мышечные нити – миофибриллы , состоящие в основном из актина, проходящие внутри волокна от одного конца до другого, имеющие поперечную исчерченность. Миозин в гладких мышечных клетках находится в дисперсном состоянии, но содержит много белка, играющего важную роль в поддержании длительного тонического сокращения.

В период относительного покоя скелетные мышцы полностью не расслабляются и сохраняют умеренную степень напряжения, т.е. мышечный тонус .

Основные функции мышечной ткани:

1)двигательная – обеспечение движения

2)статическая – обеспечение фиксации, в том числе и в определенной позе

3)рецепторная – в мышцах имеются рецепторы, позволяющие воспринимать собственные движения

4)депонирующая – в мышцах запасаются вода и некоторые питательные вещества.

Физиологические свойства скелетных мышц:

Возбудимость . Ниже, чем возбудимость нервной ткани. Возбуждение распространяется вдоль мышечного волокна.

Проводимость . Меньше проводимости нервной ткани.

Рефрактерный период мышечной ткани более продолжителен, чем нервной ткани.

Лабильность мышечной ткани значительно ниже, чем нервной.

Сократимость – способность мышечного волокна изменять свою длину и степень напряжения в ответ на раздражение пороговой силы.

При изотоническом сокращении изменяется длина мышечного волокна без изменения тонуса. При изометрическом сокращении возрастает напряжение мышечного волокна без изменения его длины.

В зависимости от условий стимуляции и функционального состояния мышцы может возникнуть одиночное, слитное (тетаническое) сокращение или контрактура мышцы.

Одиночное мышечное сокращение. При раздражении мышцы одиночным импульсом тока возникает одиночное мышечное сокращение.

Амплитуда одиночного сокращения мышцы зависит от количества сократившихся в этот момент миофибрилл. Возбудимость отдельных групп волокон различна, поэтому пороговая сила тока вызывает сокращение лишь наиболее возбудимых мышечных волокон. Амплитуда такого сокращения минимальна. При увеличении силы раздражающего тока в процесс возбуждения вовлекаются и менее возбудимые группы мышечных волокон; амплитуда сокращений суммируется и растет до тех пор, пока в мышце не останется волокон, не охваченных процессом возбуждения. В этом случае регистрируется максимальная амплитуда сокращения, которая не увеличивается, несмотря на дальнейшее нарастание силы раздражающего тока.

Тетаническое сокращение . В естественных условиях к мышечным волокнам поступают не одиночные, а ряд нервных импульсов, на которые мышца отвечает длительным, тетаническим сокращением, или тетанусом . К тетаническому сокращению способны только скелетные мышцы. Гладкие мышцы и поперечнополосатая мышца сердца не способны к тетаническому сокращению из-за продолжительного рефрактерного периода.

Тетанус возникает вследствие суммации одиночных мышечных сокращений. Чтобы возник тетанус, необходимо действие повторных раздражений (или нервных импульсов) на мышцу еще до того, как закончится ее одиночное сокращение.

Если раздражающие импульсы сближены и каждый из них приходится на тот момент, когда мышца только начала расслабляться, но не успела еще полностью расслабиться, то возникает зубчатый тип сокращения (зубчатый тетанус ).

Если раздражающие импульсы сближены настолько, что каждый последующий приходится на время, когда мышца еще не успела перейти к расслаблению от предыдущего раздражения, то есть происходит на высоте ее сокращения, то возникает длительное непрерывное сокращение, получившее название гладкого тетануса .

Гладкий тетанус – нормальное рабочее состояние скелетных мышц обусловливается поступлением из ЦНС нервных импульсов с частотой 40-50 в 1с.

Зубчатый тетанус возникает при частоте нервных импульсов до 30 в 1с. Если мышца получает 10-20 нервных импульсов в 1с, то она находится в состоянии мышечного тонуса , т.е. умеренной степени напряжения.

Утомление мышц . При длительном ритмическом раздражении в мышце развивается утомление. Признаками его являются снижение амплитуды сокращений, увеличение их латентных периодов, удлинение фазы расслабления и, наконец, отсутствие сокращений при продолжающемся раздражении.

Еще одна разновидность длительного сокращения мышц - контрактура . Она продолжается и при снятии раздражителя. Контрактура мышцы наступает при нарушении обмена веществ или изменении свойств сократительных белков мышечной ткани. Причинами контрактуры могут быть отравление некоторыми ядами и лекарственными средствами, нарушение обмена веществ, повышение температуры тела и другие факторы, приводящие к необратимым изменениям белков мышечной ткани.

Физиологические особенности гладких мышц.

Гладкие мышцы образуют стенки (мышечный слой) внутренних органов и кровеносных сосудов. В миофибриллах гладких мышц нет поперечной исчерченности. Это обусловлено хаотичным расположением сократительных белков. Волокна гладких мышц относительно короче.

Гладкие мышцы менее возбудимы , чем поперечнополосатые. Возбуждение по ним распространяется с небольшой скоростью – 2-15 см/с. Возбуждение в гладких мышцах может передаваться с одного волокна на другое, в отличие от нервных волокон и волокон поперечнополосатых мышц.

Сокращение гладкой мускулатуры происходит более медленно и длительно.

Рефрактерный период в гладких мышцах более продолжителен, чем в скелетных.

Важным свойством гладкой мышцы является ее большая пластичность , т.е. способность сохранять приданную растяжением длину без изменения напряжения. Данное свойство имеет существенное значение, так как некоторые органы брюшной полости (матка, мочевой пузырь, желчный пузырь) иногда значительно растягиваются.

Характерной особенностью гладких мышц является их способность к автоматической деятельности , которая обеспечивается нервными элементами, заложенными в стенках гладкомышечных органов.

Адекватным раздражителем для гладких мышц является их быстрое и сильное растяжение, что имеет большое значение для функционирования многих гладкомышечных органов (мочеточник, кишечник и другие полые органы)

Особенностью гладких мышц является также их высокая чувствительность к некоторым биологически активным веществам (ацетилхолин, адреналин, норадреналин, серотонин и др.).

Гладкие мышцы иннервируются симпатическими и парасимпатическими вегетативными нервами, которые, как правило, оказывают противоположное влияние на их функциональное состояние.

Основные свойства сердечной мышцы.

Стенка сердца состоит из 3 слоев. Средний слой (миокард) состоит из поперечнополосатой мышцы. Сердечная мышца, как и скелетные мышцы, обладает свойством возбудимости, способностью проводить возбуждение и сократимостью. К физиологическим особенностям сердечной мышцы относятся удлиненный рефрактерный период и автоматизм.

Возбудимость сердечной мышцы . Сердечная мышца менее возбудима, чем скелетная. Для возникновения возбуждения в сердечной мышце необходим более сильный раздражитель, чем для скелетной.

Проводимость . Возбуждение по волокнам сердечной мышцы проводится с меньшей скоростью, чем по волокнам скелетной мышцы.

Сократимость . Реакция сердечной мышцы не зависит от силы наносимых раздражений. Сердечная мышца максимально сокращается и на пороговое и на более сильное по величине раздражение.

Рефрактерный период . Сердце, в отличие от других возбудимых тканей, имеет значительно выраженный и удлиненный рефрактерный период. Он характеризуется резким снижением возбудимости ткани в период ее активности. Благодаря этому сердечная мышца не способна к тетаническому (длительному) сокращению и совершает свою работу по типу одиночного мышечного сокращения.

Автоматизм сердца . Вне организма при определенных условиях сердце способно сокращаться и расслабляться, сохраняя правильный ритм. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, носит название автоматизма.

Классификация и функции мышечной ткани

Существуют 3 вида мышечной ткани:

1)поперечно-полосатая скелетная;

2)поперечно-полосатая сердечная;

3)гладкая.

Функции мышечной ткани.

Поперечно-полосатая скелетная ткань - составляет примерно 40 % общей массы тела.

Ее функции:

1)динамическая;

2)статическая;

3)рецепторная (например, проприорецепторы в сухожилиях - интрафузальные мышечные волокна (веретеновидные));

4)депонирующая - вода, минеральные вещества, кислород, гликоген, фосфаты;

5)терморегуляция;

6)эмоциональные реакции.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.

Основная функция - нагнетательная.

Гладкая мускулатура - образует стенку полых органов и сосудов.

Ее функции:

1)поддерживает давление в полых органах;

2)поддерживает величину кровяного давления;

3)обеспечивает продвижение содержимого по желудочнокишечному тракту, мочеточникам.

Физиологические свойства мышц

Возбудимость мышечной ткани (-90 мВ) меньше возбудимости нервной ткани (-150 мВ).

Проводимость мышечной ткани меньше проводимости нервной ткани, в скелетной ткани (5-6 м/с), а в нервной - 13 м/с.

Рефрактерность мышечной тканибольше рефрактерности нервной ткани. Для скелетной ткани она равняется 30-40 мс (абсолютная примерно равна 5 мс, относительная - 30 мс). Рефрактерность гладкомышечной ткани равна нескольким секундам.

Лабильность мышечной ткани (200-250), ниже лабильности нервной ткани.

Сократимость , выделяют изотоническое (изменение длины) и изометрическое (изменение напряжения мышц) сокращение. Изотоническое сокращение может быть: концентрическим (мышца укорачивается), эксцентрическим (длина мышцы увеличивается).

Проводящая система мышечного волокна

При нанесении раздражения на постсинаптической мембране мышцы возникает постсинаптический потенциал, который и генерирует потенциал действия мышцы.

Проводящий аппарат мышцы включает в себя:

1)поверхностная плазматическая мембрана;

2)Т-система;

3)саркоплазматический ретикулум.

Поверхностная плазматическая мембрана - внутренний слой мембраны, покрывающий мышечное волокно. Она обладает электрогенными свойствами на всем протяжении. Возбуждение проходит как по безмиелиновому волокну.

Т-система - это система поперечных трубочек, представляет собой выпячивание поверхностной плазматической мембраны вглубь мышечных волокон. Они проходят между миофибриллами на уровне Z-мембраны.

Саркоплазматический ретикулум - замкнутые цистерны с Са2+ (в связанном, ионизированном виде - 50 %, в виде органических соединений - 50 %).

Триада - одна поперечная Т-трубочка и прилегающие к ней мембраны саркоплазматического ретикулума. Расстояние между Т-трубочками и мембраной саркоплазматического ретикулума равно 20 нм; функция триады - электрический синапс.

При возникновении потенциала действия в мышце он распространяется по поверхностной плазматической мембране, как по безмиелиновому нервному волокну. Затем, по Т-системе потенциал действия распространяется вглубь волокна. При этом через электрический синапс возбуждение передается на мембрану саркоплазматического ретикулума. В результате повышается проницаемость саркоплазматического ретикулума для ионов Са2+ и они выходят в межфибриллярное пространство.

Вывод :проводящая система мышечного волокна обеспечивает распространение потенциала действия и выхода Са2+ из саркоплазматического ретикулума в межфибриллярное пространство.

Современные представления о строении скелетной мышцы

Скелетные мышцы состоят из миофибрилл, которые с помощью Z-мембраны поделены на отдельные саркомеры.

Саркомер - это основной сократительный элемент скелетных мышц.

В саркомере различают:

1)темная часть в центре саркомера (диск А);

2)в центре диска А светлое пространство - Н-мембрана;

3)светлые участки саркомера - диск J.

Диски А и J образованы отдельными протофибриллами. А-фибриллы толстые из белка миозина, J - тонкие из белка актина. Молекула миозина представляет собой тело из тяжелого меромиозина и головку - из легкого меромиозина. На головке фиксирована молекула АТФ, которая в покое заряжена отрицательно. В основании головки фиксируется молекула фермента АТФ-азы, также заряжена отрицательно. Молекулы отталкиваются - головка находится в расправленном состоянии. Толстые протофибриллы состоят из 3-х белков - тропомиозиновая нить, на которую накручена двойная спираль глобулярного актина. Через равномерные промежутки располагается белок тропонин - "щит" закрывающий А-центр тонкой протофибриллы. Тропонин обладает высоким сродством к Са2+ тропониновые центры располагаются в виде спирали примерно через каждые 15 нм. За счет этих тропониновых комплексов происходит открытие А-центра протофибриллы и образуются мостики между актиновыми и миозиновыми нитями.

4 января 1960 года Париж потрясла страшная новость. Автомобиль, в котором ехал известный писатель Альбер Камю с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, возвращаясь из Прованса, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Знаменитый писатель, самый молодой лауреат Нобелевской премии 1957 года, погиб на месте, ему было всего 46 лет.

«Совесть Запада» – Альбер Камю

Альбер Камю – французский писатель, журналист, эссеист, философ, член французского движения Сопротивления. Одна из ключевых фигур мировой литературы. Он вместе с Сартром стоял у истоков экзистенциализма. Но позже отошел от него, став продолжателем традиции философской прозы. Камю – один из самых пламенных гуманистов в истории литературы. Его называли «совестью Запада». Этика его запрещает убийство, даже если оно совершено во имя великой идеи, Камю отвергает тех, кто строит из себя Прометеев и готов пожертвовать другими ради построения светлого будущего.

После аварии по Парижу поползли слухи, что это не просто авария, а заказное убийство. За свою короткую жизнь Камю нажил множество врагов. Он возглавлял движение сопротивления колониализму. Но был против развязанного на его родине террора против колонизаторов. Его не терпели ни правые французы, отстаивавшие колониальное господство Франции в Алжире, ни террористы, которые хотели уничтожить колонизаторов. Он хотел примирить непримиримых.

Родился Камю в Алжире 7 ноября 1913 года в бедной семье сельскохозяйственных рабочих. Отца призвали на фронт во время первой мировой войны, через две недели он был убит. Неграмотная полуглухая мать перебралась с детьми в бедняцкий район.

В 1923 году ее сын окончил начальную школу и должен был идти работать, чтобы помогать матери прокормить семью. Но учитель уговорил мать отдать мальчика в лицей. Учитель говорил, что когда-нибудь ее сын принесет семье славу. «У него несомненный талант, вы будете им гордиться», – твердил он и мать согласилась отдать сына в лицей, где он проявил себя с лучшей стороны. Тут обнаружилась его склонность к футболу, он подавал большие надежды как спортсмен.

После лицея Альбер поступил на философский факультет Алжирского университета. Играл в футбол. Ему прочили блестящее спортивное будущее. Но в 17 лет у него обнаружили туберкулез, и пришлось распрощаться с футболом. Будущее было туманно, но оно принадлежало только ему. «Я находился где-то на полпути между солнцем и нищетой. Нищета помешала мне уверовать, будто все благополучно в истории. А солнце научило меня, что история – это еще не все. Изменить жизнь – да, но только не мир, в котором я буду творить».

Учебу нужно было оплачивать и Альбер не гнушался никакой работы: частным учителем, продавцом запчастей, ассистентом в метеорологическом институте. Он пользовался успехом у женщин. Но Симона – его первая жена – оказалась морфинисткой. Брак распался.

В 1935 году Камю увлекся марксизмом и вступил в компартию Алжира. Мечтал об освобождении человека труда. Однако он быстро обнаружил, что политика компартии конъюнктурна, завязана на Москву. В 1937 году вышел из партии. Вместе со своей театральной труппой «Театр труда», которая была связана с коммунистическими ячейками, Камю объехала весь Алжир. Он был и постановщик, и актер. Писал для театра. Планировал учиться дальше. Но обострившийся туберкулез не позволил этого. Зато не мешал ему писать. Камю стал журналистом в нескольких газетах. Основная тема – ужасное положение коренного населения Алжира. «Я учился свободе не по Марксу, – пишет он в своих записных книжках, – меня научила ей нищета».

Одна за другой стали выходить его книги «Изнанка и лицо», «Бракосочетание», пьеса «Калигула».
Весной 1940 Камю перебрался во Францию. Возглавил газету «Пари Суар». Женился на своей однокласснице Франсин Фор. Ему так нужен был тихий дом и забота любящей женщины. Тихое семейное счастье длилось недолго. 25 июня 1940 года Франция капитулировала. Камю был уволен с поста редактора. Уехал в эвакуацию. Но через два года вернулся в Париж и активно включился в деятельность французского сопротивления. Он стал членом подпольной организации «Комба» и познакомился с актрисой Марией Казарез, к которой у него вспыхнула глубокая и страстная любовь. Это было опасное и тяжелое время. Он писал, а на глазах его происходило поражение Парижа коричневой чумой.

Коктейль из любви и риска – вот что такое жизнь Камю в это время. Любовная идиллия с Мари длилась год. А в 1944 году Франсин вернулась в Париж к мужу. Мари была потрясена, оказывается, ее возлюбленный женат. Она дала Камю неделю на размышление, чтобы он сделал окончательный выбор между нею и Франсин. Это было невыносимо. Альбер разрывался между любовью и долгом. По существу он женился на Франсин не по любви, а из-за своей болезни. Он поддался слабости. Но был благодарен ей за заботу и тепло. За то, что она была рядом в трудные минуты жизни. Теперь жена нуждалась в его защите. Она была беременна. Он не мог ее бросить. Решение приняла Мария. Узнав о двойняшках, она сама ушла от Альбера.

Камю очень страдал. Писал ей длинные письма. Внутри него не на жизнь, а на смерть сражались любовь и долг. Эта личная драма разворачивалась на фоне событий в Париже. В конце войны пришло время расплаты над теми, кто поддерживал нацистов. Началась волна самосудов и расправ. Камю был категорически против террора и мести, он был убежден, что нельзя становиться на сторону гильотины. Охота на ведьм, на тех, кто сотрудничал с фашистами, выбивала его из творческой колеи. Каждая статья о нем в газетах – это негодование: «С кем вы, господин писатель?»

А он единственный среди французских писателей, кто оказался против бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Камю был убежден – бомбардировка – это не окончательная победа, это начало новой более изнурительной войны. И ее нужно остановить.

В 1948 году, через три года после расставания Альбер однажды увидел Мари на улице. И все началось сначала. Они ничего не могли с этим поделать. Это был союз, заключенный на небесах. Счастье, упоительное и всепоглощающее, накрыло их, и ничто больше не могло их разлучить. Теперь он известный писатель. Его уже не воспринимают как любовника известной актрисы. Когда-то он сказал: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье». Ему посчастливилось испытать и то, и другое одновременно. И все же он был счастлив, потому что любил.

Уйти от Франсин он даже не помышлял. Но жена его раздражала. От семейных неурядиц и двойной жизни его спасало творчество. «Свободен тот, кто может не лгать», – писал Камю. В творчестве он был предельно честен перед читателем и самим собой.

В это время он написал свое знаменитое произведение «Бунтующий человек» – эссе о бунте и человеке. В нем Камю исследовал анатомию бунта и пришел к шокирующим выводам. Бунт против абсурда естественен, нормален. Но революция – это насилие, приводящее к тирании. Она направлена на подавление бунта человека против абсурда. А значит революция неприемлема. Так Камю развенчал марксистскую идею. И полностью разошелся с экзистенциалистами. Он стал гуманистом . «Я ненавижу только палачей, – писал он. – Остальные люди разные. Они действуют чаще всего по неведению. Не ведают, что творят, поэтому чаще всего совершают зло. Но они не палачи». Это была попытка просветить других.

«Бунтующий человек» рассорил Камю с Сартром, хотя до этого они 10 лет были неразлучны. Благодаря этой дружбе, творчество Камю до сих пор ошибочно причисляют к философии экзистенциализма. «У меня слишком мало точек соприкосновения с модным учением экзистенциализма, выводы которого ложны» , – писал Камю.

Еще в 1945 году, опьяненные победой, они с Сартром ожесточенно спорили, можно ли поступиться своим внутренним чувством ради общего блага. Сартр утверждал: «Сделать революцию, не замарав рук, невозможно». Камю считал, что «в выборе того, что может вас обесчестить, случайного нет» . В «Бунтующем человеке» Камю посягнул на святое. Он подверг критике идеологию марксизма.

Он разбирает в этом произведении, к чему бунт ведет. Да, он может вести к освобождению. Но побочным эффектом является то, что появляются Человеко-боги, Прометеи, которые потом загоняют в концлагеря людей. Скандал вышел немыслимый. Камю ругали и левые, и правые. Началась бешеная травля писателя. «Юманите» объявило Камю «поджигателем войны». Сартр опубликовал пьесу «Дьявол и господь Бог», которая заканчивалась словами: «Начинается царство человека, и я в нем буду палачом и мясником» . Сартр окончательно перешел на сторону палача. То есть прямо назвал себя тем, кого Камю ненавидел. Дальнейшие отношения были невозможны.

Осенью 1957 года Альбера Камю номинировали на получение Нобелевской премии в литературе, формулировка была такой: «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Это был как гром среди ясного неба. Камю был в растерянности. Его «Бунтующего человека» не ругает разве только ленивый, его травят и высмеивают. А тут престижная премия. Камю смущен.

Номинированы Жан-Поль Сартр, Борис Пастернак, Сэмюель Беккет, Андре Мальро. «Премию получит Мальро», – твердит Камю как заклинание. Но в Стокгольм пришлось ехать ему – самому молодому из номинантов. Он считал себя недостойным такого признания. В какой-то момент даже хотел отказаться от премии, послать нобелевскую речь по почте. Друзья убедили, чтобы он прочел её лично.

«Каждое поколение убеждено, что его назначение состоит в том, чтобы переделать мир. Мое уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать этому миру погибнуть. Я слишком крепко привязан к галере нашего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже если буду уверен, что галера провоняла селедкой, и в ней слишком много надсмотрщиков, и взят неверный курс ». Выступление было встречено овациями.

Один студент из Алжира спросил писателя: «Вы написали так много книг, но ничего не сделали для своей родной страны? Алжир будет свободным?» Камю ответил: «Я стою за справедливость. Но я против террора и, если мне доведется, буду защищать не Алжир, а свою мать».

На улицах его родного города, действительно, звучали выстрелы и проходили теракты, жертвами которых были ни в чем не повинные люди, могла стать и его мать.

Кроме маленького домика в Провансе, первого собственного жилья, никакой иной радости премия Камю не принесла. Как только стало известно, что он удостоился престижной награды, газеты запестрили издевательскими заголовками. «Какие такие выдающиеся идеи? Его творениям не хватает глубины и фантазии. Нобелевский комитет поощряет исписавшийся талант!» Начались издевательства. «Посмотрите, кому вручали нобелевку? Собственный покой и страдания матери ему дороже целой страны». Алжирские повстанцы кипели негодованием. «Он предал интересы родного народа». Наиболее негативно реагировала советская пресса. «Совершенно очевидно, – писала «Правда», – что он получил премию по политическим мотивам за нападки на СССР. А ведь когда-то был членом компартии».
Не удивительно, что после гибели Камю многие стали поговаривать, будто аварию подстроили агенты КГБ.

А может Камю решил сам свести счеты с жизнью? Семейная и любовная драма, разрыв с Сартром, травля в прессе. «В человеке всегда есть нечто, отвергающее любовь, та часть его существа, которая хочет умереть. Вся моя жизнь – история отложенного самоубийства» , – писал он в «Мифе о Сизифе». Но хорошо знавшие его люди говорили, что он был далек от самоубийства и не стал бы рисковать жизнью близких друзей, сидевших с ним в одной машине.

Что же случилось по дроге из Прованса в Париж в 1960 году? Скорее всего, случайность. «Мое самое заветное желание – тихая смерть, которая не заставила бы слишком переживать дорогих мне людей», – писал он незадолго до смерти. Но тихой смерти не получилось. В дорожной сумке писателя обнаружили рукопись автобиографического романа «Первый человек». В набросках сохранилось замечание автора «Книга должна быть незаконченной». Его последняя книга осталась незавершенной, как и его семейная жизнь и любовь, как и вся жизнь, оборвавшаяся так внезапно. Но, видимо, душа его была к этому готова.

«Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть» (А. Камю. Миф о Сизифе).

Человек - существо неустойчивое. Ему присуще чувство страха, безвыходности и отчаяния. По крайне мере, такое мнение высказывали приверженцы экзистенциализма. Близким к этому философскому учению был Альбер Камю. Биография и творческий путь французского писателя - тема этой статьи.

Детство

Родился Камю в 1913 году. Его отец был уроженцем Эльзаса, а мать - испанкой. Весьма тягостные воспоминания о детстве имел Альбер Камю. Биография этого писателя тесно связана с его жизнью. Впрочем, для каждого поэта или прозаика источником вдохновения служат собственные переживания. Но для того чтобы понять причину депрессивного настроения, царящего в книгах автора, о котором пойдет речь в этой статье, следует немного узнать об основных событиях его детства и отрочества.

Отец Камю был человеком небогатым. Он занимался тяжелым физическим трудом на винодельческой фирме. Семья его находилась на грани бедствия. Но когда в вблизи реки Марне произошла знаменательная битва, жизнь жены и детей Камю-старшего стала и вовсе беспросветной. Дело в том, что это историческое событие, хотя и увенчалось поражением вражеского немецкого войска, имело для судьбы будущего писателя трагические последствия. Во время битвы при Марне погиб отец Камю.

Оставшись без кормильца, семья оказалась на грани нищеты. Этот период отразил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Книги «Бракосочетание» и «Изнанка и лицо» посвящены детству, проведенному в нужде. К тому же в эти годы юный Камю страдал от туберкулеза. Невыносимые условия и тяжелый недуг не отбили у будущего писателя стремления к знаниям. После окончания школы он поступил в университет на факультет философии.

Юность

Годы учебы в Алжирском университете огромное влияние оказали на мировоззренческую позицию Камю. В этот период он свел дружбу с известным в свое время эссеистом Жаном Гренье. Именно в студенческие годы был создан первый сборник рассказов, который получил название «Острова». Некоторое время являлся членом коммунистической партии Альбер Камю. Биография его, все же, связана больше с такими именами, как Шестов, Кьеркегор и Хайдеггер. Принадлежат они мыслителям, философия которых во многом определила основную тему творчества Камю.

Чрезвычайно активным человеком был Альбер Камю. Биография его насыщенна. Будучи студентом, он занимался спортом. Затем, после окончания университета работал журналистом и много путешествовал. Философия Альбера Камю сформировалась не только под влиянием современных ему мыслителей. Некоторое время он увлекался творчеством Федора Достоевского. По некоторым данным, даже играл в любительском театре, где ему довелось исполнить роль Ивана Карамазова. Во время захвата Парижа, в начале Первой мировой войны, Камю находился во французской столице. Его не взяли на фронт в силу тяжелого заболевания. Но и в этот непростой период довольно активную общественную и творческую деятельность вел Альбер Камю.

«Чума»

В 1941 году писатель давал частные уроки, принимал активное участие в деятельности одной из подпольных парижских организаций. В начале войны свое самое знаменитое произведение написал Альбер Камю. «Чума» - роман, который был опубликован в 1947 году. В нем автор отразил события в Париже, оккупированном немецкими войсками, в сложной символической форме. За этот роман Альбера Камю наградили Нобелевской премией. Формулировка - «За важную роль литературных произведений, которые ставят перед людьми проблемы современности с проницательной серьезностью».

Чума начинается внезапно. Жители города покидают свои дома. Но не все. Находятся горожане, которые полагают, что эпидемия - это не что иное, как кара свыше. И не стоит бежать. Следует проникнуться смирением. Один из героев - пастор - является ярым сторонником такой позиции. Но смерть невинного мальчика заставляет его пересмотреть свою точку зрения.

Люди пытаются спастись. И чума вдруг отступает. Но даже после того, как самые страшные дни позади, героя не покидает мысль, что чума может снова вернуться. Эпидемия в романе символизирует фашизм, который унес в годы войны миллионы жителей Западной и Восточной Европы.

Для того чтобы понять, в чем заключается основная философская идея этого писателя, следует прочитать один из его романов. Дабы ощутить настроения, которые царили в первые годы войны среди людей мыслящих, стоит познакомиться с романом «Чума», который в 1941 году написал Альбер из этого произведения - изречения выдающегося философа XX века. Одна из них - «В разгар бедствий привыкаешь к правде, а именно - к молчанию».

Мировоззрение

В центре творчества французского писателя рассмотрение абсурдности человеческого существования. Единственным способом борьбы с ним, по мнению Камю, является его признание. Высшее воплощение абсурда - это попытка улучшить общество с помощью насилия, а именно - фашизма и сталинизма. В произведениях Камю присутствует пессимистическая уверенность в том, что зло победить окончательно невозможно. Насилие порождает еще большее насилие. А бунт против него и вовсе ни к чему хорошему не может привести. Именно такую позицию автора можно ощутить во время прочтения романа «Чума».

«Посторонний»

В начале войны немало очерков и рассказов написал Альбер Камю. Кратко стоит сказать о повести «Посторонний». Это произведение довольно сложное для восприятия. Но именно в нем отражается мнение автора относительно абсурдности человеческого существования.

Повесть «Посторонний» является своеобразным манифестом, который провозгласил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Цитаты из этого произведения едва ли о чем-то могут сказать. В книге особую роль играет монолог героя, который чудовищно беспристрастен ко всему, что происходит вокруг. «Приговоренный обязан морально участвовать в казни» - эта фраза, пожалуй, является ключевой.

Герой повести - человек в некотором смысле неполноценный. Его главной особенностью является равнодушие. Он безразличен ко всему: к смерти матери, к чужому горю, к собственному нравственному падению. И только перед смертью его покидает патологическое равнодушие к окружающему миру. И именно в этот момент герой понимает, что безразличие окружающего мира ему не миновать. Он приговорен к казни за совершенное убийство. И все, о чем он мечтает в последние минуты жизни, - это не видеть равнодушия в глазах людей, которые будут наблюдать за его смертью.

«Падение»

Эта повесть была издана за три года до смерти писателя. Произведения Альбера Камю, как привило, относятся к философскому жанру. «Падение» - не исключение. В повести автор создает портрет человека, который является художественным символом современного европейского общества. Героя зовут Жан-Батист, что в переводе с французского - Иоанн Креститель. Однако персонаж Камю имеет мало общего с библейским.

В «Падении» автор использует прием, характерный для импрессионистов. Повествование ведется в форме потока сознания. Герой рассказывает о своей жизни собеседнику. При этом он повествует о грехах, которые совершал, без тени сожаления. Жан-Батист олицетворяет эгоизм и скудность внутреннего душевного мира европейцев, современников писателя. По мнению Камю, их ничего не интересует помимо достижения собственного удовольствия. Рассказчик периодически отвлекается от своего жизнеописания, высказывая свою точку зрения относительного того или иного философского вопроса. Как и в других художественных произведениях Альбера Камю, в центре сюжета повести «Падение» - человек необычного психологического склада, что позволяет автору раскрыть по-новому извечные проблемы бытия.

После войны

В конце сороковых годов Камю стал независимым журналистом. Общественную деятельность в каких-либо политических организациях он навсегда прекратил. В это время он создал несколько драматургических произведений. Самые известные из них - «Праведники», «Осадное положение».

Тема бунтующей личности в литературе XX века была довольно актуальной. Несогласие человека и его нежелание жить по законам общества - проблема, которая волновала многих авторов в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Одним из основоположников этого литературного направления был Альбер Камю. Книги его, написанные еще в начале пятидесятых годов, проникнуты ощущением дисгармонии и чувством отчаяния. «Бунтующий человек» - произведение, которое писатель посвятил исследованию протеста человека против абсурдности существования.

Если в студенческие годы Камю активно интересовался социалистической идеей, то в зрелом возрасте он стал противником левых радикалов. В своих статьях он не раз поднимал тему насилия и авторитаризма советской власти.

Смерть

В 1960 году писатель трагически погиб. Его жизнь оборвалась по дороге из Прованса в Париж. В результате автомобильной катастрофы Камю погиб мгновенно. В 2011 году была выдвинута версия, согласно которой смерть писателя не является случайностью. Авария якобы была подстроена сотрудниками советской спецслужбы. Однако эта версия позже была опровергнута Мишелем Онфре - автором биографии писателя.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире в достаточно простой семье. Отец, Люсьен Камю, был смотрителем винного подвала. Он погиб во время войны, на тот момент Альберу не было и года. Мать, Катрин Сантес, была женщиной неграмотной и после гибели мужа вынуждена была переехать к родственникам и пойти в прислуги, чтобы как-то обеспечить семью.

Детство и юность

Несмотря на чрезвычайно тяжелое детство, Альбер рос открытым, добрым, способным чувствовать и любить природу ребенком.

Он с отличием окончил начальную школу и продолжил обучение в Алжирском лицее, где заинтересовался трудами таких авторов как М. Пруст, Ф.Ницше, А. Мальро. С увлечением читал и Ф.М. Достоевского.

Во время учебы происходит знаковая встреча с философом Жаном Гренье, который впоследствии оказал влияние на становление Камю как писателя. Благодаря новому знакомому Камю открывает для себя религиозный экзистенциализм и проявляет интерес к философии.

Начало творческого пути и известные изречения Камю

1932 г. связан с поступлением в университет. В это время появляются первые публикации заметок и эссе, в которых четко прослеживалось влияние Пруста, Достоевского, Ницше. Так начинается творческий путь одного из самых известных писателей XX века. В 1937 г. выходит сборник философских размышлений «Изнанка и лицо» , в котором лирический герой стремится спрятаться от хаоса бытия и найти покой в мудрости природы.

1938 по 1944 гг. условно считаются первым периодом в творчестве писателя. Камю работает в подпольной газете «Combat», которую сам и возглавил после освобождения от немецкой оккупации. В это время выходят в свет драма «Калигула» (1944), повесть «Посторонний» (1942). Завершает этот период книга «Миф о Сизифе» .

«Все люди на свете – избранные. Других не существует. Рано или поздно всех осудят и приговорят.»

«Я часто думал: если бы меня заставили жить в стволе высохшего дерева, и совсем ничего нельзя было бы делать, только смотреть, как цветет небо над головой, я бы понемногу и к этому привык.»
«Посторонний», 1942 — Альбер Камю, цитата

«Всякий разумный человек, так или иначе, когда-нибудь желал смерти тем, кого любит.»
«Посторонний», 1942 — Альбер Камю, цитата

«Все начинается с сознания и ничего кроме него не имеет значения.»
«Миф о Сизифе», 1944 — Альбер Камю, цитата

В 1947 г. выходит новое, самое крупное и, пожалуй, самое сильное прозаическое произведение Камю, роман «Чума» . Одним из событий, повлиявшим на ход работы над романом, стала вторая мировая война. Сам Камю настаивал на множестве прочтений этой книги, но выделял все-таки одно.

В письме Ролану Барту о «Чуме» он говорит, что роман является символическим отражением борьбы европейского общества против нацизма.

«Тревога – это легкое отвращение перед будущим»
«Чума», 1947 — Альбер Камю, цитата

«В обычное время мы все, сознавая это или нет, понимаем, что существует любовь, для которой нет пределов, и тем не менее соглашаемся, и даже довольно спокойно, что наша-то любовь, в сущности, второго сорта. Но память человека требовательнее.» «Чума», 1947 — Альбер Камю, цитата

«Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена.
«Чума», 1947 — Альбер Камю, цитата»

Первые упоминания о романе появляются в записях Камю в 1941 г. под заголовком «Чума или приключение (роман)», тогда же он приступает к изучению специальной литературы по теме.

Следует заметить, что первые наброски данной рукописи значительно отличаются от окончательного варианта, по мере написания романа менялась его фабула и некоторые описания. Множество деталей были подмечены автором во время пребывания в Оране.

Следующим произведением, увидевшим свет, становится «Бунтующий человек» (1951), где Камю исследует происхождение сопротивления человека против внутренней и окружающей абсурдности существования.

В 1956 году появляется повесть «Падение» , и спустя год публикуется сборник эссе «Изгнание и царство» .

Награда нашла героя

В 1957 году Альбер Камю становится лауреатом Нобелевской премии «за огромный вклад в литературу, выделивший значение человеческой совести».

В своей речи, которую потом назовут «Шведской речью» Камю сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс».

Он был похоронен на кладбище в Лурмарене на юге Франции.

Фильм по книге Оливье Тодда «Альбер Камю, жизнь» — ВИДЕО

Альбер Камю - французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:


Top