Анализ рассказа Тургенева «Му-му. И.С.Тургенев

План

1. Экспозиция: дом барыни.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Барыня решает женить пьяницу Капитона Климова.
4. Привязанность Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Герасим находит Муму и выхаживает ее.
7. Барыня велит прогнать собачку.
8. Герасим прячет Муму от барыни.
9. Барыня велит убить собаку, Герасим обещает это сделать сам.
10. Герасим сдерживает свое обещание.
11. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

Пересказ

На одной из отдаленных улиц Москвы в окружении многочисленной дворни проводила последние годы своей скупой и скучающей старости барыня. Самым примечательным лицом из всех ее слуг был глухонемой от рождения дворник Герасим. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых, причем с усердием и на совесть.

Герасима привезли в Москву из деревни помимо его воли. Его занятия в новой должности казались ему слишком легкими. За полчаса он выполнял всю свою работу... Но порой он в растерянности останавливался посреди двора и замирал, а то уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и часами лежал, как пойманный зверь. Все в округе, в том числе дворовые, боялись его. Однажды ночью, поймав двух воров, он стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води.

Однажды старая барыня надумала остепенить пьяницу Капитана Климова — женить его на Татьяне. Татьяна была прачкой. С самого детства она не видела ласки, поскольку родни у нее не было. Нрава она была весьма смирного. Когда из деревни привезли Герасима, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры и старалась избегать встреч с ним. Герасим сначала не обращал на Татьяну особого внимания, потом стал посмеиваться, когда встречался с ней. Кротким ли выражением лица, робостью ли движений, но Татьяна полюбилась ему. Как-то раз Герасим угостил Татьяну пряничным петушком с сусальным золотом на хвосте и крыльях.

Скоро все узнали о привязанности немого дворника и стали подшучивать над Татьяной. Герасим же шуток над нею не позволял. Однажды Герасим заметил, что Капитон слишком любезно раскланялся с Татьяной, он подозвал его к себе, отвел в каретный сарай, а там, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, многозначительно пригрозил им Климову. С тех пор никто уже не заговаривал с Татьяной.

Татьяна поневоле дала согласие выйти замуж за Капитона, хотя и опасалась гнева Герасима. Барыня торопила подготовку к свадьбе. Дворецкий Гаврила собрал совет, на котором было принято решение обмануть Герасима, который терпеть не мог пьяниц: научить Татьяну, чтобы она притворилась хмельной. Татьяна поддалась уговорам, и хитрость удалась. Герасим поверил, что Татьяна напилась. Он привел ее в комнату, толкнул прямо к Капитону, а сам ушел к себе в каморку. Целые сутки не выходил Герасим из каморки. На следующий день он не обращал ни на Татьяну, ни на Капитона никакого внимания.

Через неделю состоялась свадьба. Герасим не изменил своего поведения ни в чем. Прошел год. Капитон спился и за это вместе со своею женой был отправлен в дальнюю деревню. На прощание Герасим подарил Татьяне бумажный платок, который хранил для нее все это время. Женщина расчувствовалась, поцеловала Герасима по-христиански три раза. С отъездом Татьяны Герасим лишился единственного близкого ему человека.

Герасим на берегу реки нашел собачонку (щенка), принес ее к себе в каморку и стал за ней ухаживать. Назвал ее Муму. Дворовым понравилась эта собачка. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам любил ее без памяти, ему даже было неприятно, когда другие ее гладили. Собачка помогала охранять дом по ночам, но попусту никогда не лаяла. Куда бы ни пошел Герасим, она бежала за ним. В господский дом Муму не входила, но в каморке Герасима чувствовала себя хозяйкой.

Так прошел год. Как-то барыня была в духе, смеялась и шутила. В доме не очень любили, когда на барыню находил веселый час, потому что эти вспышки продолжались у нее недолго и сменялись мрачным и кислым расположением духа. Глядя в окно, барыня увидела собачку и велела привести ее к себе. Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась. Барыня приказала покормить собачку. Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму, дрожа и озираясь вокруг, даже не принюхалась. Барыня подошла к собачке и хотела погладить ее, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку... Внезапное движение собаки ее испугало.

— Отнесите ее вон, — проговорила изменившимся голосом старуха. — Скверная собачонка! Какая она злая!

До самого вечера старая барыня быта не в духе... Утром она спросила Гаврилу: «Что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? мне спать не дала?» Гаврила отвечал, что, может быть, это собака немого. Барыня велела сделать так, чтобы ее сегодня же здесь не было. Гаврила велел слуге Степану увезти собаку. Степан поймал Муму и отвез ее в Охотный ряд. Там он продал собачку за полтинник.

Герасим искал собачку до позднего вечера, спрашивал у людей, но никто не знал, где находится Муму. На другой день Герасим не вышел из каморки. Лишь через день Герасим показался. Лицо его словно окаменело. Ночью он вдруг почувствовал, что кто-то дергает его за полу... Перед ним в каморке стояла с оборванной веревкой на шее Муму. Герасим схватил собачку, стиснул ее в своих объятиях: она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду... Герасим догадался, что собака не по своей воле пропала. Он понял по объяснениям людей, что Муму оскалилась на барыню... Чтобы сохранить возвращение Муму в тайне, он решил днем оставлять ее в каморке. Он закрыл армяком дырку в двери, чтобы собачка не могла выходить из нее. Глухому было невдомек, что собака своим визгом выдаст себя!

Возвращение Муму изменило настроение дворника. Он с большим старанием и усердием выполнял всю работу. В течение дня Герасим несколько раз ходил к своей затворнице, а ночью выводил ее погулять. Как-то ночью он уже собирался вернуться с Муму в каморку, как вдруг за забором раздался шорох. Муму принюхалась и залилась громким и пронзительным лаем. Какой-то пьяный человек вздумал устроиться переночевать. Барыня в это самое время собиралась уснуть. Внезапный лай разбудил ее... Она приказала послать за доктором и стала жаловаться, что собаки не дают ей покоя. Весь дом был поднят на ноги. Герасим увидел замелькавшие огни и тени в окнах, схватил Муму под мышку, вбежал в каморку и заперся.

Через несколько минут пять человек ломились в его дверь, но, почувствовав сопротивление засова, остановились. Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму. На следующее утро Герасим сам открыл дверь. Люди сначала испугались его. Но потом Гаврила знаками стал показывать, что барыня требует убрать его собаку. Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи и, как бы затягивая петлю, с вопросительным лицом посмотрел на дворецкого. Потом, посмотрев на Муму, он ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берется уничтожить Муму. Спустя час дверь каморки отворилась, и показался Герасим. На нем был праздничный кафтан, он вел на веревочке Муму. Гаврила послал Ерошку проследить за глухим дворником. Ерошка увидал, что тот вошел в трактир вместе с собакой.

В трактире все знали Герасима и понимали его знаки. Он попросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. Муму стояла рядом с его стулом и спокойно поглядывала на него. Когда Герасиму подали щей, он накрошил туда хлеба, изрубил мелко мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась аккуратно есть. Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на лобик собачки, другая — в щи. Он заслонил свое лицо рукой. Муму, съев полтарелки, отошла, облизываясь. Герасим, заплатив за щи, вышел из трактира. Он отправился к Крымскому броду. По дороге он зашел во двор дома и вынес оттуда два кирпича под мышкой.

От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до лодки и вскочил в нее вместе с Муму.

Герасим принялся сильно грести против течения реки. Когда уже позади осталась Москва, он положил весла, приник головой к Муму. Через несколько минут он выпрямился, опутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой и последний раз посмотрел на нее... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки... «Ерошка, как только Герасим скрылся у него из виду, вернулся домой и донес все, что видел».

В течение дня никто не видел Герасима. Не пришел он к обеду и ужину... Герасим отправился домой, в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, взял кое-какие пожитки и ушел со двора. Дорогу он запомнил, когда его везли из деревни. Через два дня он был уже дома, в своей избенке.

В Москве же, на другой день барыня, узнав об исчезновении Герасима, разгневалась, расплакалась и велела отыскать его во что бы то ни стало. Она не хотела признать, что велела погубить Муму.

Герасима в конце концов оставили в покое, в родной деревне. Всю оставшуюся жизнь он прожил бобылем.

Иван Сергеевич Тургенев был смелым автором, произведения которого нередко попадали под тщательный обзор органов цензуры. Рассказ «Муму», известный сегодня каждому школьнику, долгое время был запрещен к публикации. И если бы не дипломатические способности автора, мир так бы никогда и не узнал об этой трогательной и трагической истории.

История создания

В середине 50-х годов XIX в. Тургенев находился под домашним арестом, а потом был отправлен в ссылку за некролог на смерть Гоголя. Находясь под присмотром частных приставов, весной 1855 г. Тургенев пишет рассказ «Муму». Этой вещью он делится с семьей издателя Аксакова, которая положительно реагирует на произведение, но не может опубликовать его из-за протеста цензуры. Спустя год, в журнале «Современник» «Муму» все-таки появляется, что становится причиной рапорта чиновника и официального рецензента журнала. Представители органов цензуры недовольны, что аудитория может проникнуться состраданием к персонажам, и поэтому не позволяет распространять рассказ в другие издания. И только весной 1956 г. в главном управлении цензуры после многочисленных ходатайств друзей Тургенева было принято решение включить решение включить «Муму» в собрание сочинений Ивана Сергеевича.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили в доме у матери Тургенева в Москве. Автор повествует о жизни барыни, в служении у которого находится глухонемой дворник Герасим. Слуга начинает ухаживать за прачкой Татьяной, но барыня принимает решение женить её на своем башмачнике. Чтобы разрешить ситуацию дворецкий барыни предлагает Татьяне предстать перед Герасимом пьяной, чтобы отвратить его от себя. И эта хитрость срабатывает.

Через год прачка и башмачник уезжают в деревню по приказу барыни. Герасим же приносит с собой выловленного из воды щенка и дает ему кличку Муму. Барыня узнает о присутствии собаки во дворе одной из самых последних и никак не может наладить отношения с животным. Получив приказ избавиться от собаки, дворецкий пытается тайно продать Муму, но она сбегает обратно к Герасиму. Когда до дворника доходят сведения, что барыня недовольна, он отправляется на пруд, где топит собаку, а сам принимает решение вернуться к себе в деревню, а не в столичный дом барыни.

Главные герои

Реальным прототипом персонажа послужил слуга Варвары Тургеневой Андрей Немой. Автор рисует образ замкнутого человека, который необычайно трудолюбив и достаточно положительно настроен к людям. Этот деревенский крестьянин был способен на самые настоящие чувства. Невзирая на внешнюю мощь и угрюмость, Герасим сохранил в себе способность любить и держать свое слово.

Татьяна

Этот портрет молодой служанки включает в себя все черты типичной женщины из русского поместья XIX века. Забитая, несчастная, не имеющая собственного мнения, эта героиня получает защиту только в период любви Герасима. Не имея морального права и реальной возможности перечить своей хозяйки, Татьяна собственными руками рушит свои шансы на счастливую судьбу.

Гаврила

(Дворецкий Гаврила справа на иллюстрации )

Дворецкий в рассказе предстает простоватым и глупым мужичком, который стремится за счет заискивания остаться в плюсе и найти для себя выгоду. Нельзя сказать, что Тургенев рисует характер Гаврилы злым, но его непосредственная роль в гибели собаки и разрушении жизни Татьяны и Герасима накладывает существенный отрицательный отпечаток на восприятие его как личности.

Капитон

(Лакей Капитон на иллюстрации стоит слева рядом с сидящим Гаврилой )

Образ башмачника можно охарактеризовать как портрет образованного лакея. Этот человек считает себя умным, но при этом не обладает должной силой воли и высокими жизненными стремлениями. В конечном итоге, он превращается в пропойцу и бездельника, которого не способна изменить даже женитьба.

Из всех персонажей «Муму» пожилая барыня - основной негативный персонаж. Именно её поступки и решения приводят к череде страданий и необратимым трагедиям. Тургенев описывает эту героиню как капризную и вспыльчивую женщину, которая упряма и своенравна в своем желании вершить судьбы других людей. Единственными положительными чертами барыни можно рассматривать её хозяйственность и умение распоряжаться домом.

Заключение

Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева нельзя считать простым произведением о тяжести крестьянской жизни. Это философский текст, который помогает читателю разобраться в вопросах добра и зла, ненависти и любви, единения и разлуки. Писатель уделяет большое внимание вопросу привязанности человека и важности присутствия близких людей, как в жизни богатых, так и в жизни бедняков.

Двухкилограммовый мозг, женский голос и дурной смех. Обладателем всего этого был Иван Сергеевич Тургенев. Пожалуй, единственный русский прозаик, который от читателя почти ничего не требует. Он к нему уважителен, добр. Когда вы читаете Тургенева, у вас рождается ощущение, что вы находитесь на приеме у необыкновенно умного и приятного психотерапевта, который понимает все ваши проблемы, сам их испытывает. Но подходят ли дети пятого класса для приемов у такого психолога? Посмотрим, ибо перед нами произведение «Му-му», которое ребята проходят в 5 классе.

Реальная история произведения «Му-му» разыгралась недалеко от имения автора, так что все события, изложенные в нем, — далеко не вымысел. Соседка Тургеневых, Софья Герасимовна, стала прототипом деспотичной барыни. Это женщина отличалась нервным, даже истерическим характером, «прелести» которого вымещала на крепостных крестьян. В числе душ, принадлежащих дворянке, выделялся Герасим Орлов, который в жизни ничуть не глух, ни на одно ухо, и прекрасно говорит, хоть и не со всеми. И считался чуть ли не самым образованным из крестьян, много писал. Он был также силен, как литературный двойник, жил уединенно, вызывал уважение, а иногда и страх. Именно перу Герасима, тому, который реально существовал, принадлежат работы по изучению произведений Тургенева, даже перевод «Му-му» на различные языки.

Но вернемся к поместью, а в нем барыня Софья, для того чтобы лучше управляться со своими тремя сотнями душ, завела огромнейшую собаку, отличавшуюся свирепостью, вследствие чего она приносила крепостным тяжелые увечья. Не обошла она стороной и Герасима, укусив его несколько раз за причинное место. После чего Герасим будто онемел, и единственное, что мог произнести, было – «Му-му». От укусов собаки он пострадали и остальные крестьяне. Некоторые даже сошли с ума. Тогда Герасим решил действовать, заманив собаку в лодку, он попытался ее утопить, но в неравной борьбе сам погиб в воде. В отличие от жестокой действительности, в тургеневском произведении отношения дворника и собаки наполнены нежностью, безотчетной преданностью, которую герой выражает без слов, она видна во взгляде и поступках мужчины. Му-му отвечает ему тем же.

Почему Тургенев изменил финал Муму? Он был очень огорчен известием о смерти Герасима. Произведение стало благодарностью за всю помощь, полученную от этого простого работящего мужика. Финал рассказа был изменен для того, чтобы подчеркнуть и физическую силу, и силу духа главного героя.

Смысл названия

Почему Тургенев назвал рассказ «Муму»? Если рассматривать рассказ с точки зрения целей и задач автора, то он направлен против крепостного права. В те времена крепостное крестьянство хоть и было великой силой, но у этой силы не было никаких прав, оно было безмолвно, так же, как был безмолвен Герасим. Оно не противоречило приказам и молчаливо терпело жестокое отношение. Герой вобрал в себя все основные черты обычного работящего мужика, и это его «Муму» — единственное противоречие и единственное слово, которое он способен вставить «поперек» воли своей хозяйки.

Писатель проводит ужасающую параллель между положением человека и собаки: они одинаковы. Судьбу животного решил хозяин, так и участь самого Герасима целиком зависела от барской воли. Поэтому в названии скрыт намек на то, что главный герой – та же Му-му, только в человеческом обличии, и эту социальную несправедливость необходимо искоренить.

Жанр и направление

«Му-му» — это рассказ. Доказательством служит то, что в основе повествования лежит одна сюжетная линия, в действии участвуют всего лишь 4 героя: Герасим, барыня, Татьяна и Капитон. Объем произведения мал, что тоже соответствует жанру.

Тургенев творил в рамках направления, традиционного для его времени – классического реализма. Это подтверждает тот факт, что его история взята из реальной жизни, все герои имели прототипов в действительности.

Суть

О чем повествует Тургенев? Сюжет нам всем смутно знаком. Немой крепостной мужик Герасим приглянулся барыне, которая во время визита в деревню решила взять его в Москву, чтобы он убирал территорию. Несчастный крестьянин не прижился в большом городе, все избегали его, опасаясь грозной наружности. Он же влюбляется в крепостную девушку Татьяну, которая тоже дичится его, но все же принимает ухаживания, хотя все остальные смеются над неуклюжей парой. Однако помещица не хотела «женить убогого», поэтому выдает героиню замуж за пьяницу Капитона. Такова жизнь в доме барыни.

Тем временем Герасим спас щенка из воды. Он выходил его, выросла ласковая и красивая собачка. Но ее лай не нравился хозяйке дома, и она отдала приказ отнести и сбыть собаку с рук втайне от ее покровителя. Умное животное нашло путь домой, но и его возвращение не остановило упрямую помещицу. Она отдала крестьянину приказ избавиться от собаки. Тогда мужчина топит ее, но на этом запас его терпения исчерпывается. Он пешком уходит обратно в деревню и доживает жизнь в одиночестве.

Главные герои и их характеристика

  1. Барыня — хозяйка более трехсот крепостных душ. В произведении она предстает перед нами незамужней помещицей с непростым характером. Иногда с ней случаются нервные припадки. Важная деталь, нам не дается ее имя, — это часто используемый прием в произведении, когда автор обезличивает героя, давая понять, что в его роли может выступить кто угодно, такой же тираничный и пугающий.
  2. Герасим – глухой, но необыкновенно сильный крепостной мужик, ставший при барыне дворником в Москве. Обычно он был замкнут и иногда угрюм, даже по его лицу сложно определить, что он переживает. Наверное, его суровый характер, был таким же незыблемым, как и глухота. Несмотря на угрожающий внешний вид, он имел чувствительный и добрый характер, умел преданно и сильно любить. Например, он раз и навсегда полюбил Татьяну, просто не смог ее заменить. То же отношение у Герасима к Му-му. Вы можете найти более подробную характеристику героя .
  3. Татьяна – крестьянка, которая тоже служит в дворне. Это робкая, тихая, симпатичная девушка, которую отличает скромность. Этим она и привлекла Герасима. Героиня сначала относится к обожателю со страхом, ее смущает его грозный вид. Но когда ее сосватали за Капитона, Татьяна понимает, что немой дворник действительно заслуживал ее внимания, в отличие от мужа.
  4. Капитон Климов — дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Именно Татьяна была последней связью Герасима с людьми, которая оборвалась после того, как ее выдали замуж. Важно понимать, что это была прихоть барыни, которая привыкла решать все проблемы быстро, и не задумываясь о чьих-либо чувствах. Так и пьянице Капитону было все равно на чувства других людей, он был человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству.
  5. Темы

    Что воспевает Тургенев? Это, конечно же, сострадание. Герасим умел проявить милосердие и доброту, хоть его в этом всегда обделяли. Но, несмотря на жестокосердие помещицы и равнодушие дворни, он не разучился сопереживать чужому горю: жалел Татьяну, спас собаку и т.д. Это и есть главная тема рассказа. Все остальные описаны ниже:

  • Любовь и преданность. Герой полюбил Татьяну всем сердцем. После ее утраты он всю жизнь прожил один. То есть, это чувство, по Тургеневу, незаменимо: если мы теряем любимого, то эту утрату не восполнить. Только тогда можно говорить об истинной нравственности.
  • Человек и общество. Герасим не прижился среди людей и избегал их, потому что видел в их глазах отражение собственного недуга. Будучи непохожим на других, он стал изгоем, которого не брали в расчет. Именно из-за его немоты барыня не приняла в расчет его намерение жениться, ведь в ее мировоззрении он – убогий, значит, и плодить потомство ему не стоит. Но автор уравнивает в правах всех людей. Его Герасим добрее, милосерднее и сильнее, чем здоровые мужики, чей потолок – пьянство в кабаке.
  • Отношение к братьям нашим меньшим. По-настоящему нравственный человек хорошо относится к животным, умеет ценить их доверие и ласку, заботится о тех, кого приручил.
  • Город и деревня. Автор сравнивает городскую и деревенскую среду, выявляя ту, что лучше для физической и духовной жизни. Сельская местность идеализируется, там герой жил спокойно и удовлетворенно, а вот «мегаполис» заставил его осознать собственное одиночество, ведь в толпе жителей он так и не нашел родственную душу. Все горожане зациклены на себе и своих пороках, они равнодушны друг к другу.

Проблемы

  1. Против чего направлен рассказ? Без сомнения, против крепостного права . Пока люди от рождения становятся рабами, самодурства и жестокости их хозяев не победить никакими законами. Увы, само положение крестьян провоцировало своеволие помещиков, которые относились к человеку, как к скотине, не считаясь с его чувствами и мнениями. Пока господствует крепостное право на Руси, народ, ее опора и основа, будет страдать – таков посыл Тургенева.
  2. Безнравственность и порочность крестьян . Капитон компенсировал свое горе пьянством и дебоширством. Он отчаялся найти достойное применение своим силам, страдал от ощущения бессмысленности жизни, так что это трагический образ. В нем отразилась болезнь порабощенного и угнетенного народа – тяга к разврату и алкоголю. Это обратная сторона крепостного права.

Смысл

В образе главного героя заключен весь русский народ. Он изображается со всей своей честностью, порядочностью и болью. Герасим умел, и любить, и жалеть, и заботиться. Он трудился не покладая рук, даже если и знал, что его труд не оценят. Душа его была чистой и честной, даже после вех унижений и грязи, единственное, что он сделал, это закрылся от всех. Герасим был достойным человеком, именно эти качества Тургенев и воспевал. То есть главная идея рассказа в том, чтобы передать правящему классу (тогда читателями были только дворяне) всю глубину страдания народа, который кормит страну, а получает лишь жестокое и несправедливое отношение «хозяев».

Но есть и другая мысль, которая, как многие считают, является основной в произведении. Она и отвечает на частый вопрос: почему Герасим утопил Му-му? А дело в том, что Муму — это единственное слово, которое может сказать Герасим. Это все лучшее, что есть у него в жизни. Все добро, все счастье, единственное дорогое ему существо. Так вот, если не убить свое «Му-му» свободным человеком стать нельзя. Первый акт освобождения – это убить все, что ты любишь, что держит тебя. Если ты убил – ты свободен. Пока у Герасима есть Муму, он не может уйти от барыни, но и остаться он не в силах, потому что собаку у него отбирают. Эту дилемму немой дворник разрешает по-своему: он избавляется от всего, что любимо и важно, чтобы рискнуть жизнью (барыня могла наказать его за побег, как угодно) и покинуть дом, где его тиранят. Теряя любовь, он обретает независимость. Это сложнейшая тургеневская мысль, которую никакому ребенку в школе не объяснишь, убить душу, по Тургеневу, значит стать свободным. И лучшие любимые тургеневские герои не свободны.

Но независимость – не синоним счастья. Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но финал произведения не жизнеутверждающий, а вовсе наоборот:

И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит.

Чему учит?

Произведение Тургенева учит тому, что не стоит употреблять свою власть во зло людям, мы – не боги, чтобы управлять чьими-то судьбами. Автор показывает, как далеко может зайти властный человек, если ему не перечить, а также то, насколько безразлично мы порой относимся к чужим жизням и ценностям. Эти пороки – равнодушие и деспотизм – нужно искоренить в себе.

Произведение учит нас и тому, что существуют добрые и светлые люди, которые, правда, из-за своей доброты и преданности теряют последнее. Таким образом, нужно быть сильными, когда это требуется, и быть слабыми с теми, кому это необходимо.

Критика

Мнения рецензентов разделились. Критики из правительственного журнала «Северная пчела» скептически отнеслись к истории, поведанной Тургеневым. Они упирали на то, что он сгустил краски и изобразил только крайности.

Более либеральные газеты и журналы оценили произведение высоко, оно принесло автору известность и уважение. Например, примечателен отзыв И. С. Аксакова, который хвалил образ Герасима:

В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы…

Некоторых рецензентов творчество Тургенева насторожило, ведь он и сам дворянин, живущий за счет невольных крестьян, поэтому странно слышать от него, что крепостное право губительно для России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема урока: И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XX века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать этапы жизни И.С.Тургенева; владеть понятием «сюжет»; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Ход урока

Каждому, кто видел его в первый раз,

он казался «олицетворением

русского богатыря, с серебристой

прядью волос на широком

полуотвесном лбу».

I . Оргмомент. Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя (учебник, с).

Известный французский писатель А.Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан…с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада»- именно так выглядел И.С.Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. (чтение статьи в учебнике.)

19 век. 1852г. Смерть Н.В.Гоголя. И.С.Тургенев был сильно поражен этим трагическим событием, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан- взят под арест и отправлен по присмотр на родину. Находясь под арестом, Тургенев продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть- эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы).2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни в повести «Муму», почти полностью повторяют реальные события из жизни дворника Андрея. Андрей, в отличие от Герасима, служил своей барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла его собачка.

II . Чтение I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Каковы ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму? (По 1 главе повести).

III . Анализ деталей текста.

1. Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор посвящает хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы изобразить властную и капризную старуху. Однако не она является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)

2. Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди…» до слов «…всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)

3. Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему…» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопросы: 1. Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалось ему шуткой».)

2. Что значит «работа «казалась ему шуткой»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

Как Герасим воду возил? («…Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка…»)

Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло…»)

Как Герасим исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров…»)

Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым)

4. В Каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах- истинно богатырскую кровать….» до слов «прочный и приземистый…».

Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

Почему Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием- гиперболу- чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.)

Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?

IV . Обобщение.

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле - его руки с силой вгоняют соху, взрывая земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе- с метлой и бочкой- кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

V . Рефлексия.

VI . Домашнее задание: подготовить художественный пересказ 1 главы.

В доме барыни живет многочисленная прислуга. Большую часть времени дворовые спят, пьют, сплетничают, болтаются по двору или выполняют капризы своей барыни, пытаясь перед ней выслужиться.

Характеристика Капитона Климова в рассказе «Муму» Тургенева

Капитон Климов – один из ярких представителей барской челяди. Он ленив. У барыни он служит башмачником. По тому, что сам он ходит в дырявых сапогах, можно понять, что мастеровой он плохой. Капитон – «горький пьяница». Свое поведение он объясняет тем, что не оценен по достоинству барыней. Капитон очень высокого мнения о себе. Считает себя образованным человеком, а дело, которым занимается, недостойным себя. Глазами других людей он предстает как опустившееся существо, слоняющееся без дела, в потасканном, оборванном сюртуке и «заплатанных панталонах». Как и остальные дворовые, Капитон умеет льстить и угодничать с теми, кто выше его по положению. Женившись на Татьяне, он остается к ней равнодушен. Его характер и образ жизни не меняются. Капитон окончательно спивается.

Характеристика Татьяны в рассказе «Муму» Тургенева

Полной противоположностью Капитону Тургенев показывает другого человека, живущего в доме барыни. Это Татьяна – женщина двадцати восьми лет, состоящая у барыни прачкой. В отличие от слоняющейся без дела дворни, Татьяна, одна из немногих, отличается трудолюбием. В своем деле она настолько искусна, что ей поручают стирать только тонкое белье. Когда-то белокурая Татьяна «слыла красавицей», но тяжелая работа и постоянные унижения приводят к тому, что «красота с нее очень скоро соскочила», «жалованье она получала самое маленькое», «одевали ее плохо». Татьяна – забитое и запуганное существо без чувства собственного достоинства, трепещущее «при одном имени барыни». Она настолько равнодушна к своей судьбе, что без слов сносит, когда ее унижают и шпыняют. По желанию барыни Татьяна безропотно соглашается выйти замуж за Капитона – человека, которому она совершенно безразлична. У нее даже в мыслях нет ослушаться приказа барыни. Татьяна сама делает так, что ее возможное счастье с Герасимом не состоялось.

Характеристика дворецкого Гаврила в рассказе «Муму» Тургенева

Может быть человек, приглядывающий за дворней, будет обладать высокими человеческими качествами? В доме барыни главным дворецким служит Гаврила – человек, «которому, судя по одним его желтоватым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, обусловила быть начальствующим лицом». Внешность выдает заложенную в Гавриле неискренность. Хоть и приближенный к барыне, но, как и любой другой крепостной, Гаврила боится ее, никогда с ней не спорит и во всем слушается. Боясь потерять место, он постоянно выслуживается, унижается перед ней, говорит заискивающим тоном, используя такие слова как «хорошо-с», «можно-с», «угодно-с», проявляя тем самым показное угодничество. Гаврила никогда ничего не делает без своей выгоды. А поскольку в круг его обязанностей входит учет продуктов, то, пользуясь возможностью, часть их он забирает себе, что характеризует его как жуликоватого, нечистого на руку человека. И в отношении к Герасиму и Татьяне Гаврила проявляет себя не лучшим образом. Он труслив и равнодушен к их судьбе, не удосуживается рассказать о них барыне, прикладывает все усилия, чтобы эта свадьба состоялась. Изворотливый Гаврила настолько изобретателен, что придумывает способ отвадить Герасима от Татьяны.

Разных по характеру, роду занятий и положению крепостных роднит отсутствие собственного мнения, желание выслужиться, трусость и лень. У них нет того стержня, который должен быть в каждом свободном человеке: чувства собственного достоинства.




Top