Анализ явления Разоблачение Молчалина и отъезд Чацкого по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

«Мильон терзаний»

(Анализ 4 действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Смысл названия пьесы.

Цели урока.

Образовательная.

Продолжать работу над анализом драматического произведения, анализом эпизода, углубить знания о характеристике персонажей пьесы, овладеть литературоведческими терминами (развязка, второстепенные персонажи, персонаж- пародия).

Развивающая.

Развивать навыки самостоятельной работы учащихся, умение создавать социально- психологическую характеристику персонажей; продолжать работу над связной монологической речью; обогатить лексикон девятиклассников.Развивать воображение, вызвать у детей сопереживание героям комедии А. С. Грибоедова. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности учащихся, актерских задатков.

Воспитательная.

На примере жизни главного героя способствовать воспитанию высших нравственных качеств. Формировать собственное мнение о поступках героев литературных произведений.

Эпиграф к уроку.

Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой- и спала пелена…

А. С. Грибоедов

Словарная работа.

Сарказм- язвительная насмешка, злая ирония.

Пародия- 1. Комическое или сатирическое подражание кому- либо.

2. перен. неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-нибудь.

Развязка- заключительная часть литературного произведения.

Разоблачение- раскрытие чьих- либо тайных замыслов, лжи, злоупотребления.

План урока.

    1. Оргмомент.

      Сообщение целей урока.

      Объяснение нового материала.

      Подведение итогов урока.

      Домашнее задание.

Объявление темы урока. Постановка его целей и задач.

Слово учителя.

В центре нашего урока- анализ четвертого действия комедии А. С. Грибоедова.

Какие события произойдут с нашими героями? Каково их поведение в трудных ситуациях? Что нового мы узнаем об их характере? Логична ли такая развязка? – вот вопросы, на которые мы сегодня ответим.

А также нам предстоит познакомиться с новыми, второстепенными персонажами пьесы, задуматься над смыслом названия грибоедовской комедии.

По ходу анализа четвертого действия мы будем составлять его цитатный план.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 3 явлению.

Какое чувство испытывает Чацкий после бала?

(Разочарование, боль, одиночество) .

Где находится Чацкий, опишите его позу?

Почему Грибоедову надо изобразить героя недвижимым и в сенях фамусовского дома?

Анализ монолога.

Ну вот и день прошел, и с ним

Все призраки, весь чад и дым надежд…

Чего я ждал? Что думал здесь найти?

Где прелесть встреч? Участье в ком живое?

Крик! Радость! Обнялись!Пустое…

И пусто, и мертво…

Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

Учащиеся анализируют монолог главного героя: «Ну вот и день прошел…», обращают внимание на языковые средства, передающие состояние Чацкого: парцелляция, ряды однородных членов, наличие восклицательных предложений, риторических вопросов. Все это свидетельствует о неудовлетворенности Чацкого людьми, которых он встретил на балу.

Как бы вы озаглавили этот эпизод, используя цитаты?

(Дети говорят варианты. Запись на доске, например: «Ну вот и день прошел, и с ним все призраки», или: «Крик!радость!обнялись!- Пустое!», или: «И пусто, и мертво…»)

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 4,5 явлениям.

Но вот интонация комедии меняется. Почему? (на сцене появляется новый персонаж- Репетилов.)

Учащимся предлагается

1. сыграть появление Репетилова;

2. выразительно зачитать несколько его реплик, помогающих раскрыть суть персонажа. (При этом важно обратить внимание на тот факт, что при появлении на сцене герой падает, речь его чрезмерно напыщенна, тороплива. После признаний достоинств Чацкого, он с тем же подобострастием обращается и к Скалозубу).

Сообщение учащегося. Характеристика Репетилова.

Каков Репетилов?

Почему Грибоедов не привел его на бал?

С какой интонацией описан этот персонаж?

Что он олицетворяет?

Для чего Репетилов введен в пьесу?

Вывод: Репетилов- болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж- пародия на главного героя Введение этого образа подчеркивает одиночество Чацкого.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 6-10 явлениям.

Какой темой объединены эти три явления? (Из них мы видим, как быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова)

Почему так быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова?

Работа над составлением плана четвертого действия.

Озаглавьте эту часть комедии. (Возможные варианты: «С ним говорить опасно», « А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?»

Как к этой сплетне относится Чацкий?

Сообщение учащегося. Анализ монолога Чацкого «Что это? Слышал ли моими я ушами?»(Герой испытывает горечь, он потрясен, но более всего его интересует вопрос: « А Софья знает ли?»)

Слово учителя.

А вот следующий эпизод я бы назвала так: « Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить…»Удары продолжают сыпаться на нашего героя: верно говорится, что беда не приходит одна.

- Какие новые потрясения ждут самого «умного» героя грибоедовской комедии? (Во- первых, он узнаёт, что Софья любит Молчалина; во- вторых, что именно она распустила слух о безумии друга детства)

Как вы думаете, какое из этих событий страшнее для Александра Андреича? Почему?

Страшно, ужасно, тяжело… Войдите в положение героя! Почувствуйте глубину его потрясения. Одновременно быть отвергнутым обществом и узнать о нелюбви и предательстве девушки, из- за которой он и приехал в Москву. «Мильон терзаний»…

Эти слова произнес Чацкий на балу в доме Фамусова. Эти слова можно отнести и к настоящему положению героя. « Мильон терзаний»- вот итог нахождения героя в родных местах, городе своего детства, юности- Москве.

И вот последний монолог Чацкого (явление 14): «Не образумлюсь…, виноват».

Сообщение учащегося. Выразительное чтение и анализ монолога.

Что чувствует герой?

Против кого и чего направлены его упреки?

Каким чувством проникнуты его слова? (сарказм)

Справедлив ли Чацкий в своих обвинениях?

Работа над составлением плана четвертого действия.

Озаглавьте этот эпизод.(Возможные варианты: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!», «…с вами я горжусь своим разрывом», « Так, отрезвился я сполна», «Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!»)

Подведение итогов.

Слово учителя.

Четвертое действие- развязка произведения. В ней наблюдаем разоблачение героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше, достойнее, честнее- тот страдает больше.А лжец,хитрец - и тут «вывернется».Подумайте, как Молчалин выйдет из сложной ситуации? Легко, вероятно.

А Софья? Чацкий? Они честны, прямолинейны. И долго им еще нести тяжелый крест свой из- за отсутствия житейской мудрости, житейской наблюдательности. Финал не как в классической трагедии- нет счастливой развязки. Но это правда. Так бывает в жизни чаще всего.Горе от ума- это реализм, это правда жизни.

Быть умным, честным, отстаивающим своё мнение, не отступающим от своих принципов- это правильно, по- человечески. Но… Лучшие люди всегда страдают больше других. Правдолюбов не любят, их гонят. В истории- и физически уничтожают. Вспомните Исуса Христа! Разве вы не видите сходные черты в характере, судьбе богочеловека и Чацкого?

Примеров достаточно и в литературе: это и писатель из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, и Авдий Каллистратов из романа Ч. Айтматова «Плаха». Все эти люди- лучшие, но все они страдают и даже гибнут. Цена победы- в страдании лучших людей. Таков закон жизни.Это люди- первопроходцы, им всегда тяжело, в отличие от тех, кто прячется за спинами других, как,например,Молчалин.

Таков смысл бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Бессмертной, потому что Фамусов, Молчалин, Чацкий- вечные образы. Как жить вам, какую дорогу избрать- решайте сами…

Домашнее задание. Подготовка к семинару «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал А. С. Грибоедова». Индивидуальные задания: характеристика персонажей, анализ эпизодов.


Анализ явлений 10 - 15 четвертого действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Комедия была написана одним из умнейших людей девятнадцатого века. Она рассказывает о герое, вернувшемся в Москву в надежде найти самое прекрасное, бесценное в его жизни – юношескую любовь. Но неожиданно он не находит то, что искал. Чувства в Чацком, конечно, ни на минуту не утихают, но его внимание привлекают и общественные проблемы.

Две основные сюжетные линии: история любви Чацкого к Софье и общественная драма героя – столкновение с обществом, во главе которого Фамусов.

Самый интересный, по-моему, эпизод комедии – кульминация любовной линии плавно перетекающей в развязку всего произведения. Этот эпизод происходит после бала в доме Фамусова. А. С. Грибоедов превратил несколько явлений в захватывающую сцену. Я с замиранием сердца следила за сюжетом, ожидая необыкновенной развязки, и, конечно, она получилась абсолютно неожиданной.

В кульминации многие качества героев предстают в неприкрытом виде.

Чацкий оказывается не только насмешливым и красноречивым, умным и образованным человеком, но и влюбленным глупцом.

И, как все влюбленные, он порой совершает бессмысленные поступки. Он прячется за колонну, потому что видит Софью, видит всю сцену, которая произошла между Лизой, Молчалиным и любимой девушкой. Чацкий не может поверить своим глазам и ушам: как Софья, эта необыкновенная девушка, могла полюбить это ничтожество?

Он выскакивает на сцену со своей растерзанной душой и хочет узнать, что хорошего она нашла в этом человеке. В этот момент прибегает Фамусов со свитой. Из его уст Чацкий узнает, что сплетню о его сумасшествии сочинила Софья. Он удивлен:

Так этим вымыслом я вам еще обязан?

Потом растерян, силы его покидают:

Не образумлюсь, виноват,

И слушаю, не понимаю,

Как будто все еще мне объяснить хотят.

Растерян мыслями… чего-то ожидаю.

Но вдруг он все понимает, у него открываются глаза и на Софью, и на Фамусова, и на «толпу мучителей»:

Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой – и спала пелена.

Слова его начинают литься, как нескончаемый поток. Конечно, в его монологе его оскорбленное чувство, неоправданные надежды, самообман, которым он до этого жил:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Однако, он говорит и точные, правдивые слова:

Муж- мальчик, муж – слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей.

Именно этот идеал и нашла Софья в Молчалине.

А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:

Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,

Я сватаньем моим не угрожаю вам.

Так говорит он Фамусову, который трясется за то, что о нем будут говорить теперь другие.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, -

Безумным вы меня прославили всем хором.

Так герой отзывается о тех, кто был на балу. Конечно же, это определение подходит для всего светского общества той эпохи.

После этого Чацкий делает вывод о том, что вся борьба его бессмысленна, общество безнадежно, и один человек ничего не сможет добиться:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Софья не так идеальна, как считал Чацкий. Когда она узнает правду о Молчалине, то у нее есть силы думать еще о том, как хорошо, что нет свидетелей этой сцены:

Сама довольна тем, что ночью все узнала:

Нет укоряющих свидетелей в глазах,

Как давече, когда я в обморок упала…

Но осуждать ее тоже нельзя. Ей и так плохо, не лучше, чем Чацкому.

Разочарование наполняет сердце: человек, который раньше умилял, теперь становится отвратителен. Думаю, она была действительно искренна в своих чувствах:

Софья (в слезах)

Не продолжайте, я виню себя кругом.

Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!

Молчалин в кульминации показан во всей своей красе. Большего чувства отвращения к нему не возникало у меня в процессе прочтения комедии. Сначала он пристает к Лизе:

Кто б отгадал,

Что в этих щечках, в этих жилках

Любви еще румянец не играл!

Потом слышим из его же уст, что он лицемерит Софье в чувствах, он позволяет себе обсуждать ее:

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного.

Потом читатель узнает один из главных принципов Молчалиных:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Когда он узнает, что Софья все слышала, то становится самим собой. То есть бросается на колени, ползает перед ней, ведет себя, как скользкий и противный червяк, открывает свое истинное лицо. Когда появляется Чацкий, он даже в этой ситуации поступает как всегда, по-молчалински: просто исчезает, выходит сухим из воды.

И, конечно, как же развязка может произойти без Фамусова. Он прибегает, пропустив самую интересную часть сцены. Застав Софью с Чацким, он выплескивает всю желчь на слуг:

Ты, Филька, ты прямой чурбан,

В швейцары произвел ленивую тетерю,

Не знает ни про что, не чует ничего.

Где был? Куда ты вышел?

Сеней не запер для чего?

И как не досмотрел? И как ты не дослышал?

В работу вас, на поселенье вас!

Так кричать может только настоящий крепостник.

Он проявляет также и свой властный характер. Каждый участник получит от него свое наказание:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить

Так приказывает он Лизе, по его мнению, своднице.

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,

Там будешь горе горевать,

За пяльцами сидеть, за святцами зевать, - так угрожает он Софье, не подозревая, что хуже, чем сейчас, ей уже не будет.

Завершил свою работу над пьесой Горе от ума в далеком 1824 году, и она и по сей день не теряет своей актуальности и пользуется успехом у читателей. Эта комедия стала в один ряд с лучшими произведениями русской литературы, и пожалуй, была единственным творением автора, которое стало известно во всем мире. В школьной программе это произведение занимает не последнее место, поэтому придется поработать над анализом Грибоедовской комедии Горе от ума по эпизодам.

Конфликт и проблематика Горе от ума

— это яркое произведение, относящееся к русской классической литературе 19 века. Оно переносит читателей в дом Фамусова, где царит атмосфера лжи и притворства. И вот среди всего этого обмана появляется Чацкий, который еще три года назад убежал от скуки в поисках ума за границу. Вернуться назад его заставляет любовь к Софье и любовь к Родине. Вернувшись домой, Чацкий не заметил никаких изменений за время своего отсутствия, единственное, он теперь сильно отличается от фамусовского общества и уже не вписывается в него. Он теперь лишний, и Чацкого сумасшедшим.

Комедия горе от ума богата по своему содержанию, где каждый монолог и реплика имеет свое значение, помогая раскрывать поднятые конфликты и проблематику произведения.

Говоря о конфликте, то уже в названии комедии читатель видит противоречие. Ведь по сути, от ума не может быть горя, но не в 19 веке, не в фамусовском обществе. Если для просветителей вершителем судеб был ум, то для фамусовского общества это чума. И здесь Чацкий понимает, что от его ума будет только горе.

В пьесе мы видим два конфликтующих лагеря, поэтому вся комедия — это извечный конфликт, где у героев даже общечеловеческие разные и разное отношение к народу и стране. Так, если для Чацкого смысл жизни служить своей Родине, то для противоположного лагеря государственные идеи не важны, им бы чин получить, да звания.

В своей пьесе Грибоедов поднимает проблемы жестокости, карьеризма, невежества и чинопочитания. А теперь давайте сделаем комедии Горе от ума по действиям.

Анализ комедии Горе от ума по действиям

Рассматривая анализ отдельных эпизодов Горе от ума, мы сможем более подробно изучить пьесу Грибоедова с ее проблемами, актуальными темами, идеями, где налицо несовершенство государственного аппарата, проблема воспитания, несправедливость крепостного права. Комедия состоит из четырех действий, их мы и рассмотрим.

Анализ 1 действия

В первом действии комедии все события происходят в доме Фамусова и мы отправляемся в дом Павла Афанасьевича. Служанка Лиза прикрывает Софью, у которой свидание с Молчалиным. Мужчина должен был незаметно уйти, но его все же застает , которому говорят, что тот оказался в доме проездом. Лиза с Софьей обсуждают Молчалина, и служанка говорит, что с этим человеком у нее нет будущего, так как отец девушки не одобрит брак. Лучшим выбором Софьи станет Скалозуб, у которого и чин, и деньги. А по мнению Фамусова этого достаточно для счастья дочери. Рассуждая об уме, Лиза вспомнила Чацкого и юную любовь барышни. В этот момент и появляется Чацкий, который спешил к Софье, и которого Софья встретила очень холодно. Чацкий подозревает, что девушка влюблена в кого-то еще.

В целом, здесь происходят первые знакомства читателя с героями, по разговорам которых мы начинаем понимать, что для кого важно и находится в приоритете.

Анализ 2 действия

Переходя к анализу 2 действия пьесы Грибоедова, мы наблюдаем первые конфликты, что возникают между героями. Еще вначале, когда Чацкий спрашивает Фамусова по поводу того, какой бы ответ он получил, если бы попросил руки Софьи, мы видим, что для Фамусова важен чин и положение будущего зятя. При этом все можно получить без заслуг, достаточно подслужиться, как это сделал в свое время его дядя, который за умение прислуживать императрице достиг высокого положения. Такое отношение было чуждо Чацкому, который обвиняет век минувший, то есть поколение Фамусова, в том, что они судят людей по размеру их кошелька и готовы быть шутами. Чацкий же предпочитал служить делу, а не отдельным личностям. Мы видим богатого Скалозуба, поставившего себе цель стать генералом, но это звание он хочет не заслужить, а достать. Вот Скалозуб был бы хорошей партией для Софьи. И здесь проявляется конфликт свободомыслия, где Фамусов начинает обвинять Чацкого за его смелые мысли и высказывания. А Чацкий не приемлет того, что в фамусовском обществе сторонятся людей науки, тех, кто занимается искусством и не гоняется за чинами.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума. Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось. Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома. Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи. Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть. На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина. Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства. Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица. Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения. Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным. Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума»

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос” , костюмы для инсценировки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

2. Анализ 4 действия комедии.

Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

Хлестакову принадлежит главная

роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.

Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.)

Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу.) Какова его речь?

(Бессвязное бормотание)

Словарная работа.

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь. Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Тетрадь. Вывод по образу Хлестакова:

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание – иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как начиная с 4 действия постепенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К. Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине рассказывает заранее подготовленный ученик).

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции – распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 – 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Конспект урока литературы для 9 класса
по теме «Идейно-композиционное значение 4 действия
комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
» (2 часа)

Наталья Николаевна Рудакова,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №21» г. Северодвинск

Название учебно-методического комплекса: УМК по литературе Т. Ф. Курдюмовой для 9 класса.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

    образовательная - совершенствование навыка анализа текста на уровне содержания и формы;

    развивающая - развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения;

    воспитывающая - формирование умения воздействовать в коллективе.

Задачи урока:

    организация урока:

    контроль домашнего задания, выполнение творческого задания на основе домашнего задания;

    определение цели урока с учётом анализа лексического значения каждого слова в теме и сформулированного тезиса: Как 4 действие углубляет образы Чацкого и Софьи?

    составление стратегического плана, формирование задач: анализ ключевых эпизодов (встреча с Репетиловым, объяснение с Софьей), характеристика Репетилова;

    изучение нового материала (работа в группах);

    закрепление (оформление ответов в тетради);

    самооценка и оценка деятельности.

Оборудование: раздаточный материал (карточки для работы в группах).

Ход урока:

    Организация деятельности.

Мотивация. Во время репетиции комедии «Горе от ума» К. С. Станиславский, один из основателей и руководителей МХАТа, помог актёрам, игравшим маленькие роли гостей на вечере у Фамусова. Он дал им опросный лист, для того чтобы каждый отчётливо представлял, кого он должен играть. Вот эти вопросы:

- Кто Вы? Ваше общественное положение?

- Что делали сегодня?

- Ваше отношение к Фамусовым? Как узнали о вечере?

- Ваши взгляды на жизнь эпохи «Горе от ума»? Ваше отношение к мыслям Фамусова и Чацкого?

-Что и кому Вы будете рассказывать о бале у Фамусова?

Ученикам нашей школы было предложено по данным вопросам придумать своего героя. Представляю вашему вниманию одну из таких работ.

Мог ли герой, придуманный учеником, быть приглашён самим Фамусовым? Внимательно прослушайте ответ и, пользуясь таблицей, составленной дома, аргументируйте свой ответ.

Фамусов и общество

1) нравственные ценности, черты характера;

2) отношение к образованию;

3) взгляды на службу;

4) отношение к подражанию иностранцам.

Сообщение: Я, Константин Иванович Правдолюбов, учитель гимназии. Я давний знакомый Фамусова. Сегодня я присутствовал на вечере у Фамусова.

Мне приходится много работать, но отказаться я не смог, так как являюсь другом семьи. Когда-то я обучал Софью и Чацкого. Я много лет знаю Павла Афанасьевича и могу себе позволить высказать мнение о хозяине и гостях, которые были на балу.

Фамусов и его знакомые ведут праздный образ жизни: один день сменяет другой («сегодня как вчера»). Праздники, крестины, именины - вот их удел. О службе они думают мало, руководствуясь принципом, «подписал и с плеч долой». Лучшая награда за безделье - повышение по службе.

В окружении Фамусова только «свои люди»: «как не порадеть родному человечку». Все, кто собрался у Павла Афанасьевича, – сущие сплетники. Я видел, как гости радостно подхватили весть о том, что Чацкий сошёл с ума.

Горько осознавать, что достойные и образованные люди слывут глупцами.

Ответы учащихся представлены в таблице.

Оказывается, что Правдолюбов не мог быть на балу. Чацкий одинок:

Душа здесь у меня каким-то горем сжата,

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет! Недоволен я Москвой .

Целеполагание. В конце 3 действия Грибоедов ремаркой подчёркивает, как сценически откровенно стало одиночество Чацкого: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Это итог, путь «Вон из Москвы!» определён уже здесь и сейчас.

Посмотрите на тему урока, какую цель поставим? (В чем заключается идейно-композиционное значение 4 действия? Почему автор не закончил произведение на сцене из 3 действия?)

Как понимаете фразу « идейно-композиционное значение»? (Как построение комедии, расположение действующих лиц влияют на замысел, идею?)

Тезисы-помощники: 4 действие – финал отношений между Чацким и Софьей, Чацким и обществом. (Как 4 действие способствует углублению образов Чацкого и Софьи?)

Наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена, появляется новый герой. Это Репетилов. (Зачем введён в комедию Репетилов?)

Стратегическое планирование . Какие сцены для ответов на поставленные вопросы необходимо рассмотреть?

А) Встреча с Репетиловым. Б) Разоблачение Софьи. В) Образы в критике.

2. Изучение нового материала. Работа в группах .

1 группа

Характеристика Репетилова с опорой на предложенный тезис и подобранный из текста материал.

А. С. Пушкин, услышав в чтении «Горе от ума», писал А. А. Бестужеву: « Кстати, что такое Репетилов? В нём два, три, десять характеров. Зачем делать его гадким? Довольно, что он ветренен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не мерзостях».

Итак, гадкий и мерзостный, ветреный и глупый, простодушный и смиренно кающийся в грехах. Разверните эту пушкинскую характеристику, обращаясь к тексту (д. 4, явл. 4). План ответа:1) «говорящая» фамилия; 2) речь (предложения по эмоциональной окраске и цели высказывания); 3) самохарактеристики персонажа; приятен ли вам был бы такой собеседник?

2 группа

Сопоставление и противопоставление Чацкого и Репетилова .

В каких словах выражена жизненная позиция Репетилова?

Найдите в тексте фразы, в которых Репетилов сам себе противоречит? Как это характеризует героя?

Существует мнение, что в образе Репетилова как бы заключена насмешка над некоторыми убеждениями Чацкого. Чацкий утверждал: «… в ком найдётся пять-шесть мыслей здравых». Репетилов о людях «секретнейшего» союза говорил: «…сок умной молодёжи». Приведите другие примеры.

Согласны ли вы с этим мнением? Зачем Грибоедов противопоставляет героев? Как углубляет такое противопоставление образ Чацкого?

Репетилов глуп. Приём снижения необходим, чтобы показать одиночество Чацкого. Рядом не оказалось тех, кто чётко знает цель и идёт к ней. Между героями не может быть понимания: Чацкий живёт высокими идеалами, а Репетилов отдаёт дань моде. Противопоставление образов помогает понять величие и трагедию главного героя.

3 группа

Сравнение двух редакций эпизода «Разоблачение Софьи».

Сравнение двух редакций.

Сопоставьте раннюю редакцию с окончательным текстом. Чем они различаются? Считаете ли вы, что «новый конец» сильнее, важнее для замысла всей комедии? Приводим раннюю редакцию.

Софья

Какая низость! Подстеречь!

Подкрасться, и потом, конечно, обесславить.

Что? Этим думали к себе меня привлечь?

И страхом, ужасом вас полюбить заставить?

Отчётом я себе обязана самой,

Однако вам поступок мой

Чем кажется так зол и так коварен?

Не лицемерила, и права я кругом.

Ах! Боже мой! стук! шум! сюда бежит весь дом.

Вот батюшка.

4 группа

Использование тезисов и нахождение доказательств. Характеристика Софьи.

Как объяснить отношение Софьи к Чацкому? В заключительной сцене комедии Чацкий, обращаясь к Софье, говорит:

Зачем мне прямо не сказали,

Что всё прошедшее вы обратили в смех?

В самом деле, что помешало Софье сказать Чацкому «нет»? Что двигало ею: коварство, малодушие, расчёт? Но тогда чем объяснить её неподдельный интерес к Чацкому? Может, ослеплённый любовью, Чацкий не заметил в репликах и поведении Софьи её настоящего отношения к нему? Попробуйте ответить на эти вопросы, используя варианты ответов в форме тезисов, доказательства приведите свои:

А) Софья – обманщица, кокетка, которая испытывает радость, потому что кто-то по ней терзается;

Б) Софья понимает, что Молчалин ей «не пара». Скалозуб пугает её своей беспросветной тупостью, поэтому Софья не отказывает Чацкому, видя в нём возможного претендента на её руку;

В) Софья стыдится своей любви к Молчалину, потому что в глубине души понимает ничтожество этого человека;

Г) Живя в мире лжи, Софья до некоторой степени утрачивает способность к прямодушию, зло смеётся над Чацким. Но, осуждая в Чацком насмешливую резкость ума, она находится под обаянием его сверкающего остроумия.

С каким тезисом вы согласны?

5 группа

Выбор эмоционально-оценочной лексики для характеристики Софьи .

Голлер в статье «Драма одной комедии» пишет: «Софья Грибоедова - главная загадка комедии». С чем связана такая трактовка образа? Используйте вопросы:

А) Что общего в отношении Чацкого и Софьи в любви?

Б) Выберите эмоционально - оценочные эпитеты, характеризующие Софью:

- характер (сильный, горячий, изворотливый, самовлюблённый);

- взгляд на жизнь (циничный, вольнолюбивый, свойственный среде);

- отношение к людям (лицемерное, расчётливое, непосредственное, опасливое);

- эмоциональные качества (нечуткая, мечтательная).

6 группа

Образ Чацкого в оценке критиков. Собственное суждение .

Познакомьтесь с различными оценками образа Чацкого.

Пушкин: «Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловыми…»

Гончаров: «Чацкий положительно умён. Речь его кипит остроумием…»

Катенин: «Чацкий – главное лицо… он говорит много, бранит и всё проповедует некстати».

Почему столь по-разному писатели и критики оценивают образ? Совпадает ли ваш взгляд с приведёнными примерами?

Кто для вас Чацкий – победитель или побеждённый?

3. Закрепление . Запись ответов в тетрадь в ходе обсуждения.

4. Повторение . Зачем необходимо 4 действие? (Развязка любовного и общественного конфликтов; углубление понимания образов Чацкого и Софьи).

5. Самооценка деятельности. Оценка деятельности.

Как достигли поставленных задач? Какие этапы урока самые интересные?

  1. Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» (2)

    Пояснительная записка

    ... для учителя: 1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе : Практическая методика: Книга для ... и ее философско-композиционное значение . Споры о... действие комедии . Выучить наизусть монолог (по выбору) 22 4 действие комедии . Смысл названия комедии "Горе от ума ...

  2. Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы

    Пояснительная записка

    ...) по комедии « Горе от ума 1 УОСЗ Проверка знания текста и понимании смысла комедии . ИРК Т 36 А.Грибоедов. «Горе от ума ».Сочинение. 1 Урок ... души»Чичиков. Идейно - композиционное значение образа Чичикова. 1 УОНМ ММП Рассказ о Чичикове по плану. Что...

  3. Рабочая программа по предмету «Литература»

    Рабочая программа

    Героям 10 Комедия «Горе от ума ». Драма Чацкого Текст комедии , эпиграф, декорирование части класса для инсценировки Уметь




Top