Андреас сеговия. Андрес Сеговия (Andres Segovia)

СЕГОВИЯ Андрес (Segovia Andres)

СЕГОВИЯ Андрес (1893-1987) - выдающийся испанский гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и виолончели, одновременно с этим самостоятельно изучал игру на гитаре. Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже.

Сеговия один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства.

Трижды, в 1926, 1927, 1935-1936 годах, он приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не только с концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных вузах. Горячим приверженцем Сеговии был П. С. Агафошин, который первым в СССР создал "Школу игры на шестиструнной гитаре", основываясь на методических установках выдающегося гитариста. Таким образом, Сеговия был не только артистом, но и деятельным пропагандистом своего инструмента.

Сеговия воспитал блестящую плеяду гитаристов - Д. Вильямс, Д. Брим (Великобритания), А. Диас (Венесуэла), Х. Томас (Испания), К. Паркенинг (США), М. Гасбаррони (Италия) и др. Деятельность Андреса Сеговии приобрела такой размах потому, что уже в самом начале своей музыкальной карьеры он рассматривал гитару как один из компонентов всей музыкальной культуры в целом. С его помощью возродилась старая и родилась новая литература для гитары, он заинтересовал гитарой профессиональных музыкантов и композиторов, что повлекло за собой подъем интереса к искусству игры на классической гитаре. Его музыкальная деятельность рассматривается и оценивается как выдающееся событие ХХ века. В Венеции Сеговии была присуждена самая почетная премия - „Жизнь, отданная искусству".

Активная деятельность концертирующего артиста не мешала Сеговии вести курсы обучения игре на гитаре в Сантьяго-де-Компостела, в Музыкальной академии Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а также пьес для лютни и виуэлы.

Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для этого инструмента.

Формулируя цели своего творчества Сеговия писал:

"Я посвятил свою жизнь четырем главным задачам:

отделение гитары от бездумных увеселений фольклорного типа;

обеспечение ее репертуаром высокого качества, составленного из сочинений, имеющих большое значение в музыке и вышедших из-под пера композиторов, обычно пишущих для оркестра, фортепиано, скрипки и т.д.;

донесению красоты звучания гитары до филармонической публики всего мира;

"Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И ее акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо всем на свете, кроме гитары".

Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" - Сеговия ответил: "До того, как я родился".

Сеговия родился в Андалузии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья переехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации народных гитаристов Андалузии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.

В автобиографии Сеговия описал встречу со своим первым гитарным учителем:

"Однажды в наш дом пришел гитарист фламенко. При первом сильном расгеадо я соскочил со стула и упал. Но когда он начал играть красивые народные мелодии, я был захвачен.
- Хочешь научиться играть? - спросил он. Я кивнул в знак согласия".

В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт Андреса Сеговии, организованый его друзьями.

"По дороге на сцену (гитару нес мой друг) ко мне подошел старый флейтист:
- Вы знакомы с гитаристом, который будет сейчас играть?
- Я улыбнулся и сказал:
- Хорошо знакомы: мы близкие друзья.
- Он талантлив?
- Вовсе нет. Сейчас Вы сами услышите.
Он был удивлен моей недоброй характеристикой близкого друга и спросил:
- Вы завидуете ему? - И с неприязнью отвернувшись от меня, он вошел в зал. Но после концерта флейтист пришел обнять меня и сказал:
- Действительно, Ваш друг заслуживает одновременно и мои поздравления, и Вашу зависть".

Первый значительный успех Сеговии был связан с Севильей. Окрыленный успехом, он стал мечтать о концерте в столице, однако, первое выступление не принесло желаемого успеха.

В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.

Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное будущее.

20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.

Андрес Сеговия и гитара покоряют Париж, Лондон, Буэнос-Айрес. В 1928 году, в день, когда должен был состояться седьмой концерт в Буэнос-Айресе, в тот же час напротив давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу "дуэли" гитары с фортепьяно были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали Рубинштейн и Сеговия, сообщали: "свободных мест нет".

Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вилла-Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами, - напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.

В истории Испании не было артиста, который бы так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру. Как-то раз, объясняя, почему гитара любимый инструмент в Испании, Андрес Сеговия сказал, что один испанец - это уже целое общество, как и одна гитара - целый оркестр!

Андрес Торрес Сеговия (исп. Andrés Torres Segovia, c 1981 г. с добавлением титула маркиз де Салобренья, исп. marqués de Salobreña; 21 февраля 1893, Линарес - 3 июня 1987, Мадрид) - испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары.

Сеговия с детства мечтал сделать гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка. Он начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха. Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно - отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: вслед за Мигелем Льобетом (у которого, возможно, Сеговия успел получить несколько уроков) он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы).

Начиная с середины 1910-х гг. исполнительское мастерство Сеговии завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании. В 1919 и 1921 гг. состоялись его первые гастроли в Южной Америке, а в 1928 г. - первая поездка в США. Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и > Баха. В то же время Сеговия обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы (Ф. Морено Торроба, Х.Турина, М.Кастельнуово-Тедеско, М.Понсе и др.) начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».

С середины 1950-х гг. Сеговия много преподавал - сперва в Сиене, а затем в Сантьяго-де-Компостела, где также много способствовал созданию местного музыкального фестиваля. Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д.Вильямс, Д.Брим, А.Диас, К. Паркенинг и др.)

В 1958 г. Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки.

В 1981 г. король Испании Хуан Карлос I в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза. В 1985 г. Сеговии была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки - Премия Эрнста Сименса.

До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста!

Стили к которым можно отнести исполнителя: Джаз, Инструментальная музыка, Акустическая музыка, Классическая музыка, Хеви-метал, Гитарная музыка, Классический рок, Latin, Classic, Барокко, Фламенко

Андрес Торрес Сеговия (исп. Andrés Torres Segovia, c 1981 г. с добавлением титула маркиз де Салобренья, исп. marqués de Salobreña; 21 февраля 1893, Линарес - 3 июня 1987, Мадрид) - испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары.

Сеговия с детства мечтал сделать гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка. Он начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха. Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно - отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: вслед за Мигелем Льобетом (у которого, возможно, Сеговия успел получить несколько уроков) он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы).

Начиная с середины 1910-х гг. исполнительское мастерство Сеговии завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании. В 1919 и 1921 гг. состоялись его первые гастроли в Южной Америке, а в 1928 г. - первая поездка в США. Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и <<Чакона>> Баха. В то же время Сеговия обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы (Ф. Морено Торроба, Х.Турина, М.Кастельнуово-Тедеско, М.Понсе и др.) начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».

С середины 1950-х гг. Сеговия много преподавал - сперва в Сиене, а затем в Сантьяго-де-Компостела, где также много способствовал созданию местного музыкального фестиваля. Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д.Вильямс, Д.Брим, А.Диас, К. Паркенинг и др.)

В 1958 г. Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки.

В 1981 г. король Испании Хуан Карлос I в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза. В 1985 г. Сеговии была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки - Премия Эрнста Сименса.

До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста!


    XX век принёс гитаре столь значительные, поистине революционные изменения, что стал веком второго её рождения. Этим гитара обязана Андресу Сеговии. Испа- ния словно веками собирала силы, чтобы создать артиста такого масштаба. Андрес Сеговия – художник рождённый эпохой Ренасимьенто – национального возрожде- ния, охватившего все сферы общественно-политической и культурной жизни Испа- нии конца XIX - начала XX века.
    Сегодня трудно себе представить, что в на- чале его карьеры двери концертных залов Ис- пaнии были закрыты для гитары…
    Концерт Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 году был первым шагом на пути изменения судьбы гитары, на- чалом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей.
    Но для утверждения гитары в качестве концертного инструмента ей не хватало того, чем обладали фортепиано или скрипка,-высо- кохудожественного репертуара. Историческая заслуга Андреса Сеговии и состоит, прежде всего, в создании такого репертуара…
  Сегодня нас не удивляют сольные концерты гитаристов в круп- нейших залах Мадрида и Барселоны, Москвы и Нью-Йорка, Лон- дона и Парижа, Буэнос-Айреса и Токио. Сеговия первым высту- пил в этих залах, преодолев веками сложившееся мнение о гитаре как о маловыразительном инструменте. Под его чудодейственны- ми пальцами гитара стала равной среди солирующих инструмен- тов – фортепиано, скрипки, виолончели. С именем Андреса Сего- вии связано начало возрождения гитары и в нашей стране. Четы- ре приезда великого испанца в СССР – это не только триумфаль- ный успех его концертов. Это развитие традиционных музыкаль- ных связей между Испанией и нашей страной, связей, у истоков которых стоял великий Глинка. В свой последний приезд в СССР в 1936 году Сеговия концертировал во многих городах…
    На вопрос: «Когда Вы начали играть на гитаре?» - Сеговия ответил: «До того, как я родился». В этом ответе, помимо свойственного артисту остроумия, заключён глу- бокий смысл.
    Гитара – символ Испании. В ней – её история, её душа. Гитаре народ доверяет «высказать» самые свои заветные чувства: Тебе от сердца полноты
Отвечу песенкою старой:
«Пусть скажет за меня гитара».
(Перевод Т.Л. Щепкиной-Куперник)     Так Лопе де Вега в пьесе «Учитель танцев» устами Альдемаро, а с ним и вся Ис- пания выразили своё отношение к любимому инструменту. Андрес Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара, владение которой для испанца также естественно, как и дыхание. Понять Сеговию, проникнуть в это под- линно национальное явление невозможно, не прикоснувшись к его истокам – мно- говековой культуре, к традициям народного музицирования Андалузии – южной об- ласти Испании. Здесь Андрес Сеговия родился, здесь прошли его детские и юношес- кие годы.
    Где и когда родился Андрес Сеговия? На этот вопрос различные источники отве- чают по-разному. Энциклопедия испанской культуры утверждает, что «Андрес Се- говия родился в Хаэне 18 февраля 1894 года». Эти же данные приводят немецкая и итальянская энциклопедии.
    Однако, согласно данным «Музыкального лексико- на» Римана, Андрес Сеговия родился 17 февраля 1893 года в Линаресе. Те же даты приводит и американский «Биографический словарь музыкантов» Бейкера, но место рождения не уточняет: «близ Хаэна». Б.Вольман – автор книги «Гитара и гитаристы» утверждает, что «Андрес Торрес Сеговия родился 18 февраля 1894 года в Линаресе (Испания)», сопровождая эти данные сле- дующим пояснением: «Из числа противоречивых све- дений о времени и месте рождения Сеговии, приводи- мых в справочных изданиях, указанные данные, по-ви- димому, наиболее достоверны». Сам Андрес Сеговия, со свойственным ему чувством юмора, заметил однаж- ды, что исследователи вряд ли будут сражаться ради установления точной даты его рождения. «Правда зак- лючается в том, - говорит Андрес Сеговия, - что я родился 21 февраля 1893 года».
    Андалузия. Город Линарес. Улица Хосе Антонио. Дом, в котором родился Сеговия, не сохранился. На его месте пост- роено большое четырёхэтажное здание. На прикреплённой к нему мраморной доске читаем: «В этом доме 21 февраля 1893 года родился гениальный гитарист Андрес Сеговия Торрес, выдающийся сын города Линарес, 1968».
    Через несколько недель после рождения Андресито его се- мья переехала в город Хаэн, знаменитый оливковыми рощами и свирепыми ветрами, способными заставлять колокола мест- ного собора отзываться мелодичным звоном. Возможно, что эти ветры и были причиной сильной простуды новорождён- ного Андресито, которая, судя по всему, должна была закон- читься трагически. Опасаясь, что ребёнок останется некрещёным, родители отнесли его в церковь. Но у Андресито оказалось достаточно сил, чтобы выплюнуть морс- кую соль, положенную ему в рот священником. Это было хорошим предзнаменова- нием: он выжил.
    Доминго Прату – автору известного «Словаря гитаристов», изданного в Буэнос- Айресе в 1934 году, - удалось разыскать акт крещения Андреса Сеговии, состоявше- гося в Хаэне в церкви св. Педро 24 марта 1893 года. Этот акт – единственный доку- мент, из которого мы узнаем имена родителей Андреса: отец Бонифасио Сеговия-и-Монторо, уроженец Линареса, и мать Роза Торрес Крус, уроженка Малаги. Имя Андресу было дано в честь его деда по отцовской линии.
    Доминго Прат отмечает, что в этом документе фамилия отца Сеговии приводится не с буквой «в», а с буквой «б»: Сегобия.
  Возвращаясь к далёким годам детства, Андрес Сеговия в «Автобиографии» с грус- тью вспоминает тот день, когда родители оставили его на попечение бездетных дяди Эдуардо и тёти Марии. Для того чтобы успокоить горько плачущего ребёнка, дядя взял его ручонку в свою и стал отбивать ритм песенки с такими словами: Чтобы играть на гитаре,
Нужна сильна рука и настойчивость.
«Эта песенка, - писал Андрес Сеговия, - произвела на меня такое впечатление, что даже сегодня, вспоминая о ней,я ис- пытываю тёплое чувство. Это первое музыкальное зерно, брошенное в мою душу». Дядя Эдуардо не мог, конечно, и предположить, какой волшебной рукой и какой огромной настойчивостью будет обладать его племянник!
    «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в этом океане. Мой ост- ров - гитара», - писал впоследствии Сеговия в своем ав- тобиографическом очерке «Гитара и я». Интересным фактом становления Сеговии как музыканта-художника является то, что он всецело занимался самообразованием. Он самостоятельно изучал историю, литературу, искусство, постигал тайны гитар- ного мастерства. По его словам, он был одновременно и учителем, и учеником. Но Сеговия-учитель был безжалостен и непримирим, а Сеговия-ученик усерден и при- лежен.
    В возрасте 14-ти лет, обладая внушительной музыкальной и технической подго- товкой, Сеговия дал свой первый концерт в Гранаде. Затем последовали концерты в Кордове, Севилье, Мадриде. Годом позже он дал 15 концертов в Барселоне, послед- ний из них - в Каталонском дворце музыки. Затем начались беспрерывные концер- ты и гастрольные поездки. В течение ряда лет Сеговия гастролирует по Испании, за- тем, после окончания первой мировой войны - в Южной и Центральной Америке.

    В 1924 году состоялся его дебют в Париже. Блестящее мастерство Сеговии полу- чило единодушное признание парижской критики, и с ним были заключены контр- акты на выступления во всех столицах Европы.
    В 1926-27 годах Сеговия посетил СССР, в 1928 году играл в Нью-Йорке, затем объездил с концертами все страны Дальнего Востока.
    По поводу его гастролей в СССР нарком просвещения А.В. Луначарский писал: «Когда говорят о концерте на гитаре, то сейчас же представляется, что дело идет о ка- ких-нибудь фокусах чисто внешнего характера. Гитара - инструмент очаровательный, но, по общему признанию, бедный ресурсами и скорее всего аккомпаниаторский. Однако было бы заблуждением применять эти критерии к Сеговии... Трудно представить себе такое полное преодо- ление границ инструмента - и притом не путем искусственного форсирования его, а путем необычайного умения извлечь из него все таящиеся в нем до сих пор неиз- вестные возможности - в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью» /* Луначарский А.В. Сеговия (К предстоящему концер- ту). Рабочий и театр, 1926, № 10/.
    В рецензии на концерт Сеговии выдающийся советский композитор и ученый Б.В. Асафьев писал: «...Сеговия - прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дур- ного тона. Слушать его - своеобразное наслаждение: благородство звука, ритм, ин- тенсивнейшая сдержанность исполнения, исключительная четкость и чистота инто- наций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утонченное, не показ- ное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков - вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики формы: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба, орнаментом. А за всеми этими качествами виртуоза пламенится глубокое чувство, согреваю- щее звук (золотистый, сочный и нежный...) и жизненно его ритмующее» /** «Крас- ная газета» (веч. выпуск), 1926, № 66 (1070)/.
    Сеговия достиг огромной высоты художественного мастерства в овладении инст- рументом. Его безупречный музыкальный вкус и исполнительский талант дают ему право делать транскрипции сложнейших музыкальных произведений и создавать новый гитарный репертуар. Его одаренность вдохновила многих композиторов к сочинению пьес для гитары. Мануэль Понсе, Эйтор Вилла-Лобос, Александр Танс- ман, Марио Кастельнуово-Тедеско, Хоакин Турина, Федерико Морено-Торроба, Хоакин Родриго - вот неполный перечень имен композиторов, создавших новые ценные произведения для гитары Сеговии.
    А. Сеговия провозглашен почетным президентом Общества класси- ческой гитары в Нью-Йорке; университет испанского города Сантьяго де-Компостелло присудил ему степень доктора философии и литера- туры; государственным университетом во Флориде ему присуждена степень доктора музыки.

    Андрес Сеговия побывал в 70-ти странах мира, и везде ему сопутст- вовал успех, никогда не оставлявший его, начиная с первого концерта в Гранаде. На одном из концертов он был назван великим патриархом гитары, и это в полной мере соответствует действительности!

Биография
Андрес Сеговия родился 21 февраля 1893 года в Линаресе. Через несколько дней после его рождения семья переехала в городок Хаене, близ Кордовы (Андалузия).
«Однажды в наш дом пришел гитарист фламенко, - вспоминает Сеговия. - Когда он начал играть красивые народные мелодии, я был захвачен.
«Хочешь научиться играть?» - спросил он.
Я кивнул в знак согласия».
Полтора месяца гитарист прожил рядом с Андресито. За это время мальчик научился играть на гитаре. Когда Андресито было шесть лет, он вместе с дядей и тетей переехал в Гранаду.
В 1910 году в «Артистическом центре» Гранады состоялся первый публичный концерт Андреса. Его организовали друзья молодого гитариста.
В своей «Автобиографии» Сеговия рассказывает: «Первый в моей жизни концерт. Какое волнение! У меня тряслись поджилки при мысли появиться на публике. Однако одна встреча помогла забыть о страхе. По дороге на сцену (гитару нес мой друг) ко мне подошел старый флейтист:
Вы знакомы с гитаристом, который будет сейчас играть?

Я улыбнулся и сказал:

Хорошо знаком: мы близкие друзья.

Он талантлив?

Вовсе нет. Сейчас вы сами услышите.

Он был удивлен моей недоброй характеристикой близкого друга и спросил:

Вы завидуете ему? - И с неприязнью отвернувшись от меня, он вошел в зал.

Но после концерта флейтист пришел обнять меня и сказал:
- Действительно, ваш друг заслуживает одновременно и мои поздравления, и вашу зависть».
Юный музыкант отправился в концертное турне по Испании. Он с успехом выступал во многих залах Барселоны. Но мечтал выступить в крупнейшем зале столицы Каталонии - Палау. Наконец, 12 марта 1916 года состоялся концерт Сеговии во Дворце каталонской камерной музыки.
«Мне трудно описать, - вспоминает он, - высмеивания и осуждения, вызванные сообщениями о моем концерте в Палау. Одни считали, что самоуверенность свела меня с ума, другие радовались при мысли о приближении моего провала в огромном зале».
Сеговия понимал, что от концерта в Палау будет зависеть многое и в его карьере, и в судьбе инструмента.
«Слушатели были поражены и захвачены красотой звучания гитары, - пишет М. А. Вайсборд. - В зале царила та тишина, которую впоследствии назовут «сеговиевской» и которая была своеобразным «усилителем» гитары. Это было чудом, сотворенным волшебными руками. Это была победа нового мышления. Это была победа художника, который смело шел навстречу трудностям. Чувства барселонцев кратко и емко выразил известный писатель Эухенио д`Орс в автографе на подаренной книге «La buen Plantada»: «Волшебнику Сеговии».
С каждым концертом имя Сеговии становилось все более популярным во всей Испании. Конечно, далеко не сразу местные руководители открывали гитаре двери концертных залов. И все же отношение к гитаре - солирующему инструменту - заметно менялось. Значительным шагом в этом направлении стали концерты Андреса в огромном зале мадридского театра «La Comedia» и три концерта в Гранаде во Дворце Альгамбры в июне 1917 года».
Успешными были и две гастрольные поездки в Южную Америку в 1919 и 1921 годах. «Пионером гитары» назвал Сеговию журнал «El Hogar» после выступления в Буэнос-Айресе.
Концерты Сеговии в 1924 году в Германии, Австрии и Франции снискали ему славу первоклассного виртуоза.
«В апреле 1924 года, - вспоминает Сеговия, - я приехал в столицу Франции. Париж меня очаровал. Больше времени я проводил в созерцании города, чем в занятиях. Без конца бродил по улицам, площадям, паркам, знакомился с музеями, памятниками архитектуры, церквями. Обошел выставки. Посещал концерты. Наслаждался игрой красок вечернего Парижа в Люксембургском парке или в кафе на Елисейских полях».
Французская пресса широко комментировала выступления Сеговии. Вот отклик известного музыковеда Марка Пеншерля: «Слишком много музыки. Но лишь для одной ее небольшой части следовало бы сделать исключение. Я имею в виду простую гитару, которая часами держит во власти своего очарования самых искушенных музыкантов. В консерватории, в «La Revue Musical», в аудиториях, в которых можно было встретить и самых крупных представителей современной музыки, Андрее Сеговия, чье имя несколькими неделями ранее нам было едва знакомо, вызывал восхищение. Подобный прием оказали в свое время здесь и Мигелю Льобету, такому необычному для тех, кто привык к пошлости и банальности исполнителей серенад. Потом приезжали другие. Но никто не сумел так, как Сеговия, обновить и обогатить впечатления, вызванные Льобетом».
Отмечая безупречность игры Сеговии, богатство красочной палитры его гитары, критик подчеркивал, что достигнутый им технический уровень «ранее мы назвали бы невозможным» и что гитарист «превосходит своих предшественников тем, что все эти качества подчинены у него поразительному чувству стиля».
Такой же восторженный прием ожидал Сеговию и в Англии в 1925 году.
После концертов в Берлине в 1926 году журнал «Die Gitarre» писал: «Андрес Сеговия - исполнитель высочайшего ранга, которого следует поставить в одном ряду с Крейслером или Шнабелем». Еще через год тот же журнал констатировал: «Выступление Андреса Сеговии в концертном зале - событие огромного значения».
С первого же выступления Сеговия очаровал и датскую публику. Газета «Politiken» писала: «Молодой испанец - это действительно явление, соответствующее тому, что о нем говорят. Мы никогда не слышали артиста, сравнимого с ним. Невероятная виртуозность. Огромный вкус, свидетельствующий о высокой музыкальной культуре, Сеговия превратил гитару в инструмент, который раскрывает глубины исполняемых сочинений в большей степени, чем это можно было предположить».
В 1928 году Сеговия впервые выступил в Нью-Йорке: «Вчера днем на сцену Town Hall вышел полноватый молодой человек, сел близко к ее краю, поставил ногу на маленькую деревянную скамеечку и очаровал переполненный зал. Это был один из самых необычных и захватывающих концертов, которые когда-либо происходили в этом зале Нью-Йорка. Сеговия сделал гитару инструментом, о котором говорят на одном дыхании с клавесином Ландовской, виолончелью Казальса, скрипкой Хейфеца и фортепиано Гизекинга».
Дав пять концертов в Нью-Йорке, Сеговия выступил и в других городах США.
В 1929 году состоялись выступления Сеговии в Японии. Местный критик Такахаси после концертов в Токио и Кобе писал: «Сеговия не принадлежит к исполнителям, стремящимся продемонстрировать публике свою технику. Это - вдохновенный музыкант... Слушая Сеговию, я впервые понял справедливость слов Бетховена о том, что гитара, в сущности, - это оркестр. Мир, создаваемый Сеговией, - прекрасный мир поэзии и легенд».
В конце февраля 1926 года гитарист побывал в Москве. Его первый концерт, состоявшийся 2 марта в Малом зале Московской консерватории, вызвал громадный интерес не только у гитаристов, но и у широкой публики и у музыкантов других специальностей.
Вот что писал о Сеговии известный музыкальный критик Б. В. Асафьев: «Культура игры на гитаре в Испании давняя, старинная, и корни ее уходят в далекое романтическое прошлое. Представитель этой культуры - Сеговия - прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дурного тона. Слушать его - своеобразное наслаждение: благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, исключительная четкость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утонченное, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков - вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики формы: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба, орнаментом. А за всеми этими качествами виртуоза пламенится глубокое чувство, согревающее звук (золотистый, сочный и нежный, но не изнеженный) и жизненно его ритмующее. Среди исполненных сочинений не было неудачно сыгранных. Интересно прозвучали скомпонованная из разных сочинений Баха сюита, пьесы Сора, знаменитого в свое время виртуоза на гитаре, и ряд испанских танцев, среди которых мне особенно понравилось фанданго современного испанского талантливого композитора Турины».
Сеговия приезжал в нашу страну несколько раз и всегда вызывал восхищение своим мастерством.
«Исполнение Сеговии было лишено аффектации, - пишет Б. Л. Вольман. - Он не форсировал звука, достигая больших динамических нарастаний за счет умелого применения градаций звучности, исходя из тончайшего пианиссимо. Стиль его игры можно назвать академическим в самом положительном смысле. Техника у Сеговии отступала на задний план, способствуя выявлению музыкального содержания произведения. Игра его поражала художественной тонкостью отделки. «Вот у кого нужно учиться фразировать!» - заметил по поводу исполнения Сеговии профессор Ленинградской консерватории пианист Л. В. Николаев. Чистота его игры была безупречна. С легкостью он преодолевал любые технические трудности. Флажолеты, глиссандо, выразительное вибрато, разнообразие стаккато и легато - всем этим Сеговия владел в совершенстве».
Своей последующей деятельностью Сеговия более чем кто-либо из гитаристов, до него выступавших на концертной эстраде, подтвердил художественную значимость гитары. Избрав постоянным местом жительства Уругвай, Сеговия разъезжал с концертами по всем странам, повсюду вызывая восхищение своей игрой на гитаре. Его стали расценивать уже не как гитариста, удивлявшего слушателей мастерством исполнения на необычном для эстрады инструменте, а как одного из крупнейших музыкантов современности.
Он объездил множество стран, выступая чуть не ежедневно, а в крупных городах США иногда и по 3-4 раза в день. Если на карте мира точками отметить города, где выступал Сеговия, то эти точки густо покроют всю Европу, протянутся вдоль Северной и Южной Америки, соединят север Африки с Малой и Юго-Восточной Азией и с Австралией. Но главное, конечно, не в количестве городов и стран, а в том, что его искусство затронуло сердца миллионов слушателей.
«Чудо, имя которому Сеговия» - так назвал свою статью американский журнал «Guitar Review» в 1947 году. «Мастер-волшебник» - так оценил искусство Сеговии рецензент нью-йоркской газеты «Times» в 1959 году. А вот свидетельство о завоевании еще одного континента: «Сеговия очаровал Мельбурн» - так озаглавил одну из статей, посвященных гастролям Сеговии в Австралии, журнал «Music and Musicians» (1961).
В связи с постоянными разъездами Сеговия не мог уделять много времени педагогической деятельности. Но его класс гитаристов-исполнителей в Академии Киджи в итальянском городе Сьене приобрел международную известность и популярность. Среди учеников Сеговии - Джон Вильямс и Джулиан Брим из Англии, Хосе Томас из Испании, Гильермо Фиеренс из Бельгии, Хесус Сильва из Мексики, Оскар Гильи из Италии, Йован Йовичич из Югославии, Алирио Диас из Венесуэлы, Кристофер Паркенинг из США, Хосе Рей де ла Торре с Кубы, Карлос Барбоса Лима из Бразилии.
Поразительно, но свой артистический магнетизм Сеговия сохранил и после 80 лет. Характеризуя игру 82-летнего артиста в трехтысячном «The Festival Hall» в Лондоне, композитор Джон Дуарте не смог скрыть своего восторга: «Я не могу припомнить другого случая, когда такое огромное число людей с затаенным дыханием внимали волшебным звукам музыки».
Незадолго до своего девяностолетия, 28 апреля 1982 года, Андрес Сеговия, собираясь на гастроли в Японию, писал М. А. Вайсборду: «Более шести месяцев в году я нахожусь вне дома: концертирую в разных странах, встречаюсь со слушателями, принимаю старых друзей, посещаю приемы и выкраиваю четыре или пять священных часов для ежедневных занятий». Действительно, трудно найти другого артиста, который бы так долго сохранял творческое долголетие.
Умер Сеговия в 1987 году.




Top